УДК 378:811
Бернацкая Марина Владимировна Муратова Ольга Анатольевна
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва [email protected], [email protected]
К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ НА ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗАХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
В данной статье авторы рассматривают необходимость подготовки высококвалифицированных специалистов, способных к быстрой адаптации в условиях геополитической нестабильности и успешному взаимодействию с деловыми партнерами-представителями разных культур в условиях цифровой экономики. Статья подчеркивает важность формирования межкультурной профессиональной коммуникативной компетенции и способности к критическому мышлению у студентов экономических профилей в процессе обучения иностранному языку для успешной интеракции в реальной, цифровой и виртуальной среде. Авторы акцентируют внимание на различных методах, средствах и приемах, способствующих развитию данных ключевых компетенций в аудитории и за ее пределами. Авторы делятся практическим опытом преподавания иностранного языка в контексте межкультурной и деловой коммуникации в Российском экономическом университете имени Г.В. Плеханова.
Ключевые слова: цифровая экономика, неопределенность, развитие критического мышления, социокультурный аспект, межкультурная коммуникация, интерактивность, интерактивный онлайн-курс.
Сегодня выбранный курс на реализацию национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной Правительством РФ в марте 2017 года [2], требует значительных изменений во всех сферах национальной активности. Импле-ментация цифровой экономики в традиционную подразумевает наличие у специалистов определенных знаний, умений и навыков для работы и коммуникации в ежедневной цифровой среде. Таким образом, задачей современных экономических университетов является принятие данного вызова с последующим развитием своих собственных информационных технологий и подготовкой высококвалифицированных кадров, способных к эффективному взаимодействию в новом формате. Это включает в себя ряд образовательных программ, нацеленных на формирование и развитие ключевых компетенций своих выпускников с последующим предоставлением возможности активно участвовать во всех сферах социоэкономической деятельности внутри цифровой экосистемы. Трансформации, обусловленные переходом на цифровые носители информации, несомненно, влияют на образовательные и учебные процессы в экономических институтах. Они подталкивают преподавателей к использованию инновационных методов и подходов в процессе обучения и созданию образовательных моделей, подготавливающих молодых специалистов к быстрой адаптации и успешному выполнению профессиональных обязанностей в сегодняшней цифровой экономической среде.
Несомненно, ключевая роль при подготовке специалистов отводится преподавателям иностранных языков, поскольку они обязаны помочь будущим выпускникам в приобретении языковых и кросс-культурных навыков и умений, необходимых для интеракции с бизнес-партнерами в новом для России формате. В связи с тем, что основной целью программы является согласованное разви-
тие цифровой экономики на территории стран -участниц Евразийского экономического союза, будущий специалист должен уметь выстраивать взаимовыгодные отношения с партнерами на европейском и азиатско-тихоокеанском направлениях в форматах Шанхайской организации сотрудничества и БРИКС, быть готовым к изменениям и принятию целесообразных решений в целях гармонизации отношений с международными, региональными и отраслевыми компаниями с учетом интересов Российской Федерации [2]. Следовательно, преподаватель должен организовать процесс обучения иностранному языку, направленный на формирование особых коммуникативных способностей для полноценного функционирования и для реализации данной цели.
Помимо коммуникативных умений, следует отметить важность и необходимость развития критического мышления у студентов в процессе обучения иностранному языку. Среди основных ключевых компетенций XXI века, представленных в докладе на мировом экономическом форуме, критическое мышление занимает основную позицию, наряду с коммуникацией, креативностью и коммуникабельностью [6]. Необходимость формирования данных компетенций обусловлена тем, что «в условиях растущей нестабильности человечество сталкивается с задачей выработки эффективной «повестки действий» в изменившейся глобальной ситуации и через призму рациональности и экономической сообразности ищет пути реагирования экономического субъекта социальных систем на различные изменения, кодируемые как переход от SPOD-мира (S - Steady - устойчивый; P - Predictable - предсказуемый; O - ordinary - простой; D - definite -определенный) к VUCA-миру (V - volatility - изменчивость, неустойчивость, нестабильность; U - uncertainty - неопределенность; C - complexity -сложность; A - ambiguity - двусмысленность, неоднозначность, амбивалентность» [1].
226
Вестник КГУ 2019
© Бернацкая М.В., Муратова О.А., 2019
В условиях неопределенности и нестабильности экономист должен обладать когнитивными умениями, включающими интерпретацию, анализ, заключение, оценку и объяснение факторов для формулирования саморегулируемого целенаправленного и упорядоченного суждения для правильного выбора речевой стратегии в процессе общения с представителями иных культур. Данному специалисту необходимо обладать следующими качествами: любознательностью, хорошей осведомленностью, уверенностью в себе, самостоятельностью, гибкостью, смелостью в высказывании мысли и свободного выражения мысли. Он должен иметь аналитический склад ума, быть активным, без предубеждений, последовательным и здравомыслящим. Следовательно, для принятия правильных решений и быстрого реагирования в случае непредсказуемости в процессе общения с партнерами экономист должен обладать способностью к критическому мышлению, так как указанные выше качества являются компонентами критического мышления [7].
В связи с тем, что умение мыслить критически, толерантность, эмпатия, отрицание и неприятие этноцентризма и национальных стереотипов являются залогом успешной межкультурной коммуникации, вузы для реализации программ по подготовке экономистов делают акцент на формирование ключевых компетенций, тех качеств, которые обеспечат выработку эффективных действий в условиях неопределенности, сложности и разнообразия экономических отношений [3, с. 97].
Таким образом, создание модели преподавания, нацеленной на развитие ключевых навыков посредством иностранного языка, становится настоятельной потребностью для современного мира. Ученые акцентируют внимание на необходимости создания и использования таких учебных пособий, целью которых станет обучение учащихся деловой коммуникации и интеракции в условиях нестабильности и мировой неопределенности. Переход к цифровой экономике побуждает университеты к созданию собственных интерактивных продуктов и онлайн-ресурсов для повышения своей конкурентоспособности.
Так преподаватели Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова используют в своей работе собственный интерактивный электронный практикум, а также онлайн-курс, позволяющий студентам сравнивать и соотносить собственную и иноязычную культуры, интерпретировать и анализировать их сходства и различия, самостоятельно приходить к непредвзятому умозаключению, которое позволит достичь положительного исхода в деловых переговорах.
Данный онлайн-курс был имплементиро-ван в процесс обучения дисциплине «Деловые и кросс-культурные коммуникации на иностран-
ном языке». Курс включает в себя два модуля для самообучения и завершается проектной работой по социокультурному развитию потенциальной международной компании. В первом модуле студентам предлагаются специализированные тексты с интерактивными заданиями, целью которых является развитие компетенций межкультурной коммуникации в деловом бизнес-пространстве. В процессе выполнения упражнений формируется интерес к чужой культуре и образу жизни, уважение к другим народам и культурам и умение общаться с представителями других культур [4]. Второй модуль представляет вариативные тексты, способствующие проверке ранее приобретенных знаний и подготовке к имплементации вышеупомянутой проектной работы. Неоспоримым преимуществом данного курса является возможность его использования в процессе самостоятельной работы, автоматически увеличивая потенциальное количество академических внеаудиторных часов, предоставляемых на эту дисциплину. Применение различных способов современных коммуникационных технологий - таких, как 8куре и WhatsApp - дает дополнительную возможность продуктивного общения вне класса, оттачивает навыки кросс-культурной коммуникации, а также служит залогом успешного сотрудничества с потенциальными бизнес-партнерами в реальном, цифровом и виртуальном пространстве. Данные технологии создают глобальное коммуникационное пространство, обеспечивающее эффективное взаимодействие людей [5].
Вышеупомянутый пример подчеркивает необходимость использования продвинутых обучающих методов, способствующих развитию межкультурных компетенций и способностей критически оценивать деловые ситуации. Основой организации данных методов обучения является использование самостоятельного решения виртуальных проблем в учебном процессе.
Данный пример подчеркивает необходимость использования таких учебных методов, которые будут направлены на развитие межкультурной компетенции и способностей к критическому мышлению. Вследствие этого, интегральной частью развития этих компетенций становятся анализ деловых ситуаций, рассмотрение различных бизнес-дилемм и тщательное исследование релевантных деловых ситуаций. Эта тактика основана на нахождении нестандартного подхода к методу решения кейсов через приобретенные навыки отбора и сопоставления большого объема информации и развитие способностей критической переоценки деловых ситуаций. В результате, изучение иностранного языка становится тесно связанным с детальными аспектами различных мировых практик ведения бизнеса. Через анализ бизнес-ситуации изучение делового иностранного языка происходит естественно и логично. Поскольку каждый
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1
227
аспект бизнес-лексики, грамматики, чтения и говорения взаимно коррелирует, процесс обучения проходит в максимально естественной среде. Сегодня авторы современных учебных пособий тесно сотрудничают с бизнес-консультантами, тренерами и практикующими специалистами, чтобы создать продукт, который поможет студентам не только избежать различных языковых ошибок, но содействует успешной адаптации к постоянно изменяющейся деловой среде.
При изучении бизнес-лексики огромное значение уделяется наиболее часто употребляемым словосочетаниям и словообразовательным моделям, грамматический материал изучается в контексте. Данная модель помогает воспринимать и усваивать пройденный лексический материал. Раздел темы, направленный на совершенствование навыков говорения, базируется на оттачивании использования пройденного грамматического и лексического материала. Как правило, учащемуся следует найти оптимальное и осуществимое решение представленной бизнес-дилеммы, подкрепив свое решение различными примерами, свидетельствами и фактическим материалом.
Тщательно рассматривая и изучая модели бизнес-корреспонденции, составляя виртуальные контракты и коммерческие предложения, доклады и отчеты, студенты оттачивают свое мастерство в деловой переписке. Умение создавать персональный информационный продукт в форме письменных текстов на иностранном языке становится одной из наиболее важных частей процесса формирования общей коммуникативной компетенции.
Прорабатывая аутентичные статьи из экономических журналов и газет в интернет-пространстве (The Economist, The Financial Times) и участвуя в тематических дискуссиях, студенты развивают и совершенствуют навыки критического мышления. Статьи, как правило, затрагивают проблемы глобальных макро- и микроэкономических изменений в мировом пространстве.
Помимо заданий, которые предоставляют возможность учащимся проверить свое понимание пройденного материала, студенты практикуют и улучшают свои языковые навыки, аргументируя и подтверждая свои суждения выдержками из проработанных статей. Они вправе согласиться или не согласиться с позицией автора, но подсознательно используют недавно освоенные словарные и грамматические модели, защищая свое видение проблемы, вследствие чего изучение языка проходит последовательно и естественно.
В добавление к вышесказанному, преподаватели иностранного языка могут использовать моделирующие игры и ситуационные модели, требующие сравнительного анализа культурных различий участников игры. Мы склонны рассматривать их в качестве полезных методов формирования ког-
нитивного и аффективного компонента кросс-культурной компетенции. Успешному развитию навыков критического мышления также способствуют групповые веб-проекты на определенную уроком тематику. Таким образом, студенты устанавливают связи между фактической информацией и суждениями, учатся выбирать надежные источники информации, просеивать и исследовать эту информацию, грамотно рассуждать и четко формулировать свои идеи.
Подводя итог, отметим что, переход на цифровую экономику и неизбежность взаимодействия, налаживания контактов и сотрудничества с деловыми партнерами из разных стран в контексте экономики нового формата уже сформировал спрос на высококвалифицированных специалистов с развитой профессиональной межкультурной компетенцией и способностью мыслить критически. В ответ на данные требования экономические вузы вносят коррективы в программы по подготовке специалистов данной области и тем самым обязывают преподавателей вносить изменения в процесс обучения дисциплинам, в том числе в изучение иностранного языка. Из этого следует, что современный преподаватель иностранного языка должен быть в постоянном поиске новых методов и подходов, которые позволят снабдить будущих специалистов ключевыми и жизненно-необходимыми навыками и умениями для последующей успешной деловой межкультурной коммуникации.
Библиографический список
1. Асмолов А.Г. Гонки за будущим: и вот наступило потом // Учительская газета. - 2017. - № 23. -6 июня.
2. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/9gF M4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения: 20.01.2019).
3. Тарева Е.Г., Тарев Б.В. Роль и назначение компетентностного подхода к языковой/лингвистической подготовке современных специалистов // Вестник Бурятского государственного университета. Серия 8: Методика преподавания. - 2006. -№ 11. - С. 95-112.
4. Фридлянская Е.А., Фролова И.Г., Калиберди-на Е.В. Культурологический аспект в преподавании языка профессионального общения (на примере английского языка) // Гуманитарное образование в экономическом вузе: Материалы V междунар. науч.-практ. заоч. интернет-конф. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item. asp?id=29016010 (дата обращения 20.01.2019).
5. Ярославская И.И. Предпосылки использования информационных технологий в процессе обучения // Гуманитарное образование в экономическом вузе: Материалы VI междунар. науч.-практ.
228
Вестник КГУ 2019
интернет-конф. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=32417030, (дата обращения 20.01.2019).
6. New Vision for Education.World economic forum [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www3 .weforum.org/docs/WEFUSA_ NewVisionforEducation_Report2015.pdf (дата обращения: 20.01.19).
7. Peter A. Facione Critical Thinking: What It Is and Why It Counts [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://www.insightassessment.com/ (дата обращения: 20.01.2019).
References
1. Asmolov A.G. Gonki za budushchim: i vot nastupilo potom // Uchitel'skaya gazeta. - 2017. -№ 23. - 6 iyunya.
2. Programma «Cifrovaya ehkonomika Rossijskoj Federacii» [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4Ps B79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (data obrashcheniya: 20.01.2019).
3. Tareva E.G., Tarev B.V. Rol' i naznachenie kompetentnostnogo podhoda k yazykovoj/ lingvisticheskoj podgotovke sovremennyh specialistov // Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo
universiteta. Seriya 8: Metodika prepodavaniya. -2006. - № 11. - S. 95-112.
4. Fridlyanskaya E.A., Frolova I.G., Kaliberdina E.V Kul'turologicheskij aspekt v prepodavanii yazyka professional'nogo obshcheniya (na primere anglijskogo yazyka) // Gumanitarnoe obrazovanie v ehkonomicheskom vuze: Materialy V mezhdunar. nauch.-prakt. zaoch. internet-konf. [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://elibrary.ru/item. asp?id=29016010 (data obrashcheniya 20.01.2019).
5. YAroslavskaya I.I. Predposylki ispol'zovaniya informacionnyh tekhnologij v processe obucheniya // Gumanitarnoe obrazovanie v ehkonomicheskom vuze: Materialy VI mezhdunar. nauch.-prakt. internet-konf. [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https ://elib rary.ru/item. asp?id=32417030, (data obrashcheniya 20.01.2019).
6. New Vision for Education. World economic forum [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www3.weforum.org/docs/WEFUSA_ NewVisionforEducation_Report2015.pdf (data obrashcheniya: 20.01.19).
7. Peter A. Facione Critical Thinking: What It Is and Why It Counts [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https ://www. insightassessment. com/ (data obrashcheniya: 20.01.2019).
Педагогика. Психология. Социокинетика J № 1
229