Научная статья на тему 'К вопросу о влиянии цифровой экономики на обучение иностранному языку в вузах экономического профиля'

К вопросу о влиянии цифровой экономики на обучение иностранному языку в вузах экономического профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ / РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / ИНТЕРАКТИВНЫЙ ОНЛАЙН-КУРС / DIGITAL ECONOMY / UNCERTAINTY / CRITICAL THINKING SKILLS / INTERCULTURAL COMMUNICATION / SOCIOCULTURAL ASPECT / INTERACTION / INTERACTIVE ONLINE COURSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бернацкая Марина Владимировна, Муратова Ольга Анатольевна

В данной статье авторы рассматривают необходимость подготовки высококвалифицированных специалистов, способных к быстрой адаптации в условиях геополитической нестабильности и успешному взаимодействию с деловыми партнерами-представителями разных культур в условиях цифровой экономики. Статья подчеркивает важность формирования межкультурной профессиональной коммуникативной компетенции и способности к критическому мышлению у студентов экономических профилей в процессе обучения иностранному языку для успешной интеракции в реальной, цифровой и виртуальной среде. Авторы акцентируют внимание на различных методах, средствах и приемах, способствующих развитию данных ключевых компетенций в аудитории и за ее пределами. Авторы делятся практическим опытом преподавания иностранного языка в контексте межкультурной и деловой коммуникации в Российском экономическом университете имени Г.В. Плеханова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бернацкая Марина Владимировна, Муратова Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of digital economy on the language-learning process at economic universities

The article examines the necessity of training highly qualified specialists, capable to adapt in the context of geopolitical instability and interact successfully with various business partners, representatives of different cultures in the digital economy era. The article stresses the importance of intercultural competence as well as development of critical thinking skills in the process of foreign language learning since it will alleviate students’ further interaction in real, virtual and digital medium. The authors turn the spotlight on various methods and techniques boosting the given core competences both inand outdoors. They share some practical experienceof their foreign language teaching in the context of intercultural and business communication in Plekhanov Russian University of Economics.

Текст научной работы на тему «К вопросу о влиянии цифровой экономики на обучение иностранному языку в вузах экономического профиля»

УДК 378:811

Бернацкая Марина Владимировна Муратова Ольга Анатольевна

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва [email protected], [email protected]

К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ НА ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗАХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

В данной статье авторы рассматривают необходимость подготовки высококвалифицированных специалистов, способных к быстрой адаптации в условиях геополитической нестабильности и успешному взаимодействию с деловыми партнерами-представителями разных культур в условиях цифровой экономики. Статья подчеркивает важность формирования межкультурной профессиональной коммуникативной компетенции и способности к критическому мышлению у студентов экономических профилей в процессе обучения иностранному языку для успешной интеракции в реальной, цифровой и виртуальной среде. Авторы акцентируют внимание на различных методах, средствах и приемах, способствующих развитию данных ключевых компетенций в аудитории и за ее пределами. Авторы делятся практическим опытом преподавания иностранного языка в контексте межкультурной и деловой коммуникации в Российском экономическом университете имени Г.В. Плеханова.

Ключевые слова: цифровая экономика, неопределенность, развитие критического мышления, социокультурный аспект, межкультурная коммуникация, интерактивность, интерактивный онлайн-курс.

Сегодня выбранный курс на реализацию национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной Правительством РФ в марте 2017 года [2], требует значительных изменений во всех сферах национальной активности. Импле-ментация цифровой экономики в традиционную подразумевает наличие у специалистов определенных знаний, умений и навыков для работы и коммуникации в ежедневной цифровой среде. Таким образом, задачей современных экономических университетов является принятие данного вызова с последующим развитием своих собственных информационных технологий и подготовкой высококвалифицированных кадров, способных к эффективному взаимодействию в новом формате. Это включает в себя ряд образовательных программ, нацеленных на формирование и развитие ключевых компетенций своих выпускников с последующим предоставлением возможности активно участвовать во всех сферах социоэкономической деятельности внутри цифровой экосистемы. Трансформации, обусловленные переходом на цифровые носители информации, несомненно, влияют на образовательные и учебные процессы в экономических институтах. Они подталкивают преподавателей к использованию инновационных методов и подходов в процессе обучения и созданию образовательных моделей, подготавливающих молодых специалистов к быстрой адаптации и успешному выполнению профессиональных обязанностей в сегодняшней цифровой экономической среде.

Несомненно, ключевая роль при подготовке специалистов отводится преподавателям иностранных языков, поскольку они обязаны помочь будущим выпускникам в приобретении языковых и кросс-культурных навыков и умений, необходимых для интеракции с бизнес-партнерами в новом для России формате. В связи с тем, что основной целью программы является согласованное разви-

тие цифровой экономики на территории стран -участниц Евразийского экономического союза, будущий специалист должен уметь выстраивать взаимовыгодные отношения с партнерами на европейском и азиатско-тихоокеанском направлениях в форматах Шанхайской организации сотрудничества и БРИКС, быть готовым к изменениям и принятию целесообразных решений в целях гармонизации отношений с международными, региональными и отраслевыми компаниями с учетом интересов Российской Федерации [2]. Следовательно, преподаватель должен организовать процесс обучения иностранному языку, направленный на формирование особых коммуникативных способностей для полноценного функционирования и для реализации данной цели.

Помимо коммуникативных умений, следует отметить важность и необходимость развития критического мышления у студентов в процессе обучения иностранному языку. Среди основных ключевых компетенций XXI века, представленных в докладе на мировом экономическом форуме, критическое мышление занимает основную позицию, наряду с коммуникацией, креативностью и коммуникабельностью [6]. Необходимость формирования данных компетенций обусловлена тем, что «в условиях растущей нестабильности человечество сталкивается с задачей выработки эффективной «повестки действий» в изменившейся глобальной ситуации и через призму рациональности и экономической сообразности ищет пути реагирования экономического субъекта социальных систем на различные изменения, кодируемые как переход от SPOD-мира (S - Steady - устойчивый; P - Predictable - предсказуемый; O - ordinary - простой; D - definite -определенный) к VUCA-миру (V - volatility - изменчивость, неустойчивость, нестабильность; U - uncertainty - неопределенность; C - complexity -сложность; A - ambiguity - двусмысленность, неоднозначность, амбивалентность» [1].

226

Вестник КГУ 2019

© Бернацкая М.В., Муратова О.А., 2019

В условиях неопределенности и нестабильности экономист должен обладать когнитивными умениями, включающими интерпретацию, анализ, заключение, оценку и объяснение факторов для формулирования саморегулируемого целенаправленного и упорядоченного суждения для правильного выбора речевой стратегии в процессе общения с представителями иных культур. Данному специалисту необходимо обладать следующими качествами: любознательностью, хорошей осведомленностью, уверенностью в себе, самостоятельностью, гибкостью, смелостью в высказывании мысли и свободного выражения мысли. Он должен иметь аналитический склад ума, быть активным, без предубеждений, последовательным и здравомыслящим. Следовательно, для принятия правильных решений и быстрого реагирования в случае непредсказуемости в процессе общения с партнерами экономист должен обладать способностью к критическому мышлению, так как указанные выше качества являются компонентами критического мышления [7].

В связи с тем, что умение мыслить критически, толерантность, эмпатия, отрицание и неприятие этноцентризма и национальных стереотипов являются залогом успешной межкультурной коммуникации, вузы для реализации программ по подготовке экономистов делают акцент на формирование ключевых компетенций, тех качеств, которые обеспечат выработку эффективных действий в условиях неопределенности, сложности и разнообразия экономических отношений [3, с. 97].

Таким образом, создание модели преподавания, нацеленной на развитие ключевых навыков посредством иностранного языка, становится настоятельной потребностью для современного мира. Ученые акцентируют внимание на необходимости создания и использования таких учебных пособий, целью которых станет обучение учащихся деловой коммуникации и интеракции в условиях нестабильности и мировой неопределенности. Переход к цифровой экономике побуждает университеты к созданию собственных интерактивных продуктов и онлайн-ресурсов для повышения своей конкурентоспособности.

Так преподаватели Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова используют в своей работе собственный интерактивный электронный практикум, а также онлайн-курс, позволяющий студентам сравнивать и соотносить собственную и иноязычную культуры, интерпретировать и анализировать их сходства и различия, самостоятельно приходить к непредвзятому умозаключению, которое позволит достичь положительного исхода в деловых переговорах.

Данный онлайн-курс был имплементиро-ван в процесс обучения дисциплине «Деловые и кросс-культурные коммуникации на иностран-

ном языке». Курс включает в себя два модуля для самообучения и завершается проектной работой по социокультурному развитию потенциальной международной компании. В первом модуле студентам предлагаются специализированные тексты с интерактивными заданиями, целью которых является развитие компетенций межкультурной коммуникации в деловом бизнес-пространстве. В процессе выполнения упражнений формируется интерес к чужой культуре и образу жизни, уважение к другим народам и культурам и умение общаться с представителями других культур [4]. Второй модуль представляет вариативные тексты, способствующие проверке ранее приобретенных знаний и подготовке к имплементации вышеупомянутой проектной работы. Неоспоримым преимуществом данного курса является возможность его использования в процессе самостоятельной работы, автоматически увеличивая потенциальное количество академических внеаудиторных часов, предоставляемых на эту дисциплину. Применение различных способов современных коммуникационных технологий - таких, как 8куре и WhatsApp - дает дополнительную возможность продуктивного общения вне класса, оттачивает навыки кросс-культурной коммуникации, а также служит залогом успешного сотрудничества с потенциальными бизнес-партнерами в реальном, цифровом и виртуальном пространстве. Данные технологии создают глобальное коммуникационное пространство, обеспечивающее эффективное взаимодействие людей [5].

Вышеупомянутый пример подчеркивает необходимость использования продвинутых обучающих методов, способствующих развитию межкультурных компетенций и способностей критически оценивать деловые ситуации. Основой организации данных методов обучения является использование самостоятельного решения виртуальных проблем в учебном процессе.

Данный пример подчеркивает необходимость использования таких учебных методов, которые будут направлены на развитие межкультурной компетенции и способностей к критическому мышлению. Вследствие этого, интегральной частью развития этих компетенций становятся анализ деловых ситуаций, рассмотрение различных бизнес-дилемм и тщательное исследование релевантных деловых ситуаций. Эта тактика основана на нахождении нестандартного подхода к методу решения кейсов через приобретенные навыки отбора и сопоставления большого объема информации и развитие способностей критической переоценки деловых ситуаций. В результате, изучение иностранного языка становится тесно связанным с детальными аспектами различных мировых практик ведения бизнеса. Через анализ бизнес-ситуации изучение делового иностранного языка происходит естественно и логично. Поскольку каждый

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1

227

аспект бизнес-лексики, грамматики, чтения и говорения взаимно коррелирует, процесс обучения проходит в максимально естественной среде. Сегодня авторы современных учебных пособий тесно сотрудничают с бизнес-консультантами, тренерами и практикующими специалистами, чтобы создать продукт, который поможет студентам не только избежать различных языковых ошибок, но содействует успешной адаптации к постоянно изменяющейся деловой среде.

При изучении бизнес-лексики огромное значение уделяется наиболее часто употребляемым словосочетаниям и словообразовательным моделям, грамматический материал изучается в контексте. Данная модель помогает воспринимать и усваивать пройденный лексический материал. Раздел темы, направленный на совершенствование навыков говорения, базируется на оттачивании использования пройденного грамматического и лексического материала. Как правило, учащемуся следует найти оптимальное и осуществимое решение представленной бизнес-дилеммы, подкрепив свое решение различными примерами, свидетельствами и фактическим материалом.

Тщательно рассматривая и изучая модели бизнес-корреспонденции, составляя виртуальные контракты и коммерческие предложения, доклады и отчеты, студенты оттачивают свое мастерство в деловой переписке. Умение создавать персональный информационный продукт в форме письменных текстов на иностранном языке становится одной из наиболее важных частей процесса формирования общей коммуникативной компетенции.

Прорабатывая аутентичные статьи из экономических журналов и газет в интернет-пространстве (The Economist, The Financial Times) и участвуя в тематических дискуссиях, студенты развивают и совершенствуют навыки критического мышления. Статьи, как правило, затрагивают проблемы глобальных макро- и микроэкономических изменений в мировом пространстве.

Помимо заданий, которые предоставляют возможность учащимся проверить свое понимание пройденного материала, студенты практикуют и улучшают свои языковые навыки, аргументируя и подтверждая свои суждения выдержками из проработанных статей. Они вправе согласиться или не согласиться с позицией автора, но подсознательно используют недавно освоенные словарные и грамматические модели, защищая свое видение проблемы, вследствие чего изучение языка проходит последовательно и естественно.

В добавление к вышесказанному, преподаватели иностранного языка могут использовать моделирующие игры и ситуационные модели, требующие сравнительного анализа культурных различий участников игры. Мы склонны рассматривать их в качестве полезных методов формирования ког-

нитивного и аффективного компонента кросс-культурной компетенции. Успешному развитию навыков критического мышления также способствуют групповые веб-проекты на определенную уроком тематику. Таким образом, студенты устанавливают связи между фактической информацией и суждениями, учатся выбирать надежные источники информации, просеивать и исследовать эту информацию, грамотно рассуждать и четко формулировать свои идеи.

Подводя итог, отметим что, переход на цифровую экономику и неизбежность взаимодействия, налаживания контактов и сотрудничества с деловыми партнерами из разных стран в контексте экономики нового формата уже сформировал спрос на высококвалифицированных специалистов с развитой профессиональной межкультурной компетенцией и способностью мыслить критически. В ответ на данные требования экономические вузы вносят коррективы в программы по подготовке специалистов данной области и тем самым обязывают преподавателей вносить изменения в процесс обучения дисциплинам, в том числе в изучение иностранного языка. Из этого следует, что современный преподаватель иностранного языка должен быть в постоянном поиске новых методов и подходов, которые позволят снабдить будущих специалистов ключевыми и жизненно-необходимыми навыками и умениями для последующей успешной деловой межкультурной коммуникации.

Библиографический список

1. Асмолов А.Г. Гонки за будущим: и вот наступило потом // Учительская газета. - 2017. - № 23. -6 июня.

2. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/9gF M4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения: 20.01.2019).

3. Тарева Е.Г., Тарев Б.В. Роль и назначение компетентностного подхода к языковой/лингвистической подготовке современных специалистов // Вестник Бурятского государственного университета. Серия 8: Методика преподавания. - 2006. -№ 11. - С. 95-112.

4. Фридлянская Е.А., Фролова И.Г., Калиберди-на Е.В. Культурологический аспект в преподавании языка профессионального общения (на примере английского языка) // Гуманитарное образование в экономическом вузе: Материалы V междунар. науч.-практ. заоч. интернет-конф. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item. asp?id=29016010 (дата обращения 20.01.2019).

5. Ярославская И.И. Предпосылки использования информационных технологий в процессе обучения // Гуманитарное образование в экономическом вузе: Материалы VI междунар. науч.-практ.

228

Вестник КГУ 2019

интернет-конф. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=32417030, (дата обращения 20.01.2019).

6. New Vision for Education.World economic forum [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www3 .weforum.org/docs/WEFUSA_ NewVisionforEducation_Report2015.pdf (дата обращения: 20.01.19).

7. Peter A. Facione Critical Thinking: What It Is and Why It Counts [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://www.insightassessment.com/ (дата обращения: 20.01.2019).

References

1. Asmolov A.G. Gonki za budushchim: i vot nastupilo potom // Uchitel'skaya gazeta. - 2017. -№ 23. - 6 iyunya.

2. Programma «Cifrovaya ehkonomika Rossijskoj Federacii» [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4Ps B79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (data obrashcheniya: 20.01.2019).

3. Tareva E.G., Tarev B.V. Rol' i naznachenie kompetentnostnogo podhoda k yazykovoj/ lingvisticheskoj podgotovke sovremennyh specialistov // Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo

universiteta. Seriya 8: Metodika prepodavaniya. -2006. - № 11. - S. 95-112.

4. Fridlyanskaya E.A., Frolova I.G., Kaliberdina E.V Kul'turologicheskij aspekt v prepodavanii yazyka professional'nogo obshcheniya (na primere anglijskogo yazyka) // Gumanitarnoe obrazovanie v ehkonomicheskom vuze: Materialy V mezhdunar. nauch.-prakt. zaoch. internet-konf. [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://elibrary.ru/item. asp?id=29016010 (data obrashcheniya 20.01.2019).

5. YAroslavskaya I.I. Predposylki ispol'zovaniya informacionnyh tekhnologij v processe obucheniya // Gumanitarnoe obrazovanie v ehkonomicheskom vuze: Materialy VI mezhdunar. nauch.-prakt. internet-konf. [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https ://elib rary.ru/item. asp?id=32417030, (data obrashcheniya 20.01.2019).

6. New Vision for Education. World economic forum [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www3.weforum.org/docs/WEFUSA_ NewVisionforEducation_Report2015.pdf (data obrashcheniya: 20.01.19).

7. Peter A. Facione Critical Thinking: What It Is and Why It Counts [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https ://www. insightassessment. com/ (data obrashcheniya: 20.01.2019).

Педагогика. Психология. Социокинетика J № 1

229

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.