Научная статья на тему 'Электронные технологии в преподавании иностранного языка'

Электронные технологии в преподавании иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / МНОГОАСПЕКТНОСТЬ / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРС / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT / INTERACTIVITY / VISUALISATION / MULTIDIMENSIONAL NATURE / INTERNET RESOURCES / INFORMATION AND COMMUNICATIVE TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калашникова Наталья Афанасьевна

Работа посвящена вопросу целесообразности применения информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения будущих бакалавров-маркетологов иностранному языку профессионального общения. Проведенное исследование доказывает, что электронная среда расширяет возможности преподавателя в использовании форм, методов и стилей обучения, c применением компетентностного подхода, активизирует знания, умения и навыки студента, способствующие его профессиональному становлению. Также автор приводит практические примеры применения учебно-методических и программно-технологических разработок, оказывающих непрерывную поддержку учебного процесса. Результаты исследования могут быть применены при совершенствовании учебных курсов и в дальнейших исследованиях в сфере высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калашникова Наталья Афанасьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E-environment as a precondition for vocational training

The paper deals with the issue of the information and communication technologies expediency in the process of teaching English for Special Purposes to Bachelor Degree students in marketing. As a result of the analysis, the author of the study proves that the E-learning environment expands the educator’s capabilities in applying forms, methods and teaching styles within the framework of the competence-based approach and activates the students' knowledge and skills, contributing to their professional development. The author also provides practical examples of the educational, methodological and software based technological solutions that provide continuous support to the educational process. The results of the study can be applied for the development of training courses and for further education and training research.

Текст научной работы на тему «Электронные технологии в преподавании иностранного языка»

УДК 378:811

Калашникова Наталья Афанасьевна

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва

kalashnikova.NA@rea.ru

ЭЛЕКТРОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Работа посвящена вопросу целесообразности применения информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения будущих бакалавров-маркетологов иностранному языку профессионального общения. Проведенное исследование доказывает, что электронная среда расширяет возможности преподавателя в использовании форм, методов и стилей обучения, с применением компетентностного подхода, активизирует знания, умения и навыки студента, способствующие его профессиональному становлению. Также автор приводит практические примеры применения учебно-методических и программно-технологических разработок, оказывающих непрерывную поддержку учебного процесса. Результаты исследования могут быть применены при совершенствовании учебных курсов и в дальнейших исследованиях в сфере высшего образования.

Ключевые слова: профессиональное саморазвитие, интерактивность, визуализация, многоаспектность, Интернет-ресурс, информационно-коммуникативные технологии.

Необходимо отметить, что в последние годы, в рамках модернизации высшего образования России, уже сформирована серьезная база информационно-коммуникативной инфраструктуры, в рамках которой:

- апробированы и введены в действие автоматизированные системы дистанционного обучения («Электронный университет», «Прометей», «Web Tutor», «Moodle» и др.);

- проведено повышение квалификации работников высших учебных заведений в сфере информационно-компьютерных технологий;

- разработан ряд электронных образовательных ресурсов, прошедших экспериментальную проверку.

Несмотря на серьезную работу, проведенную в этой сфере, многие специалисты отмечают негативное влияние информационных технологий на процесс обучения. Отмечается использование электронных ресурсов ради самого факта применения [5, с. 6]. Ряд задач, поставленных перед студентами, сводится только к выполнению автоматических действий по нахождению готового ответа или полному копированию информации, с целью выдать ее за результат собственной деятельности. Конечно, такой подход приводит к негативным результатам и не способствует развитию соответствующих компетенций. Также многие исследователи обращают внимание на ограниченные возможности применения электронных ресурсов в процессе изучения иностранного языка.

Автор исследования пытается доказать, что информационно-коммуникативная база создает условия для оптимального применения учебно-методических, научно-педагогических и программно-технологических разработок; оказывает непрерывную поддержку учебного процесса и способствует развитию соответствующих компетенций студента в процессе изучения иностранного языка профессионального общения.

Так, например, в последнее время в РЭУ им. Г.В. Плеханова, с целью повышения эффективности образовательного процесса университета, ведется масштабная работа по организации,

разработке и внедрению информационно-образовательных ресурсов и электронных средств обучения по всем формам, специальностям и направлениям подготовки. В сентябре 2014 года на базе РЭУ им. Г.В. Плеханова был создан Центр развития электронного обучения с целью внедрения комплексного методического, организационного и информационного сопровождения электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в учебный процесс [3]. По состоянию на 28.11.2018 г. в каталог ЭОР Центра развития электронного обучения входит 517 курсов по разным направлениям профессиональной подготовки, из них 496 собственных ресурсов вуза [4], 120 из которых прошли проверку и зарегистрированы в фондах электронных ресурсов, таких как «Наука и Образование» и Роспатент.

Необходимо отметить, что все больше преподавателей вводят в практику преподавания своих курсов информационно-образовательные ресурсы в качестве основного средства обучения или как отдельные элементы образовательного процесса. Преподаватели кафедры иностранных языков № 1 делились своим опытом в разработке электронных ресурсов для обучения студентов иностранному языку профессионального общения в рамках XIX Зимней Школы, которая проходила в январе 2018 года. Свою методику работы с электронными ресурсами на занятиях по иностранному языку представили шесть преподавателей кафедры. На VII международной научно-практической очно-заочной конференции «Гуманитарное образование в экономическом вузе» [2], октябрь 2018 года, организованной кафедрой иностранных языков № 1, было представлено уже 11 докладов по теме применения электронных обучающих курсов по иностранному языку профессионального общения.

Анализ работ преподавателей кафедры показал, что использование электронных ресурсов как средства профессиональной подготовки позволяет активизировать деятельность студента и преподавателя. На основе реализации возможностей средств информационных технологий студент вовлекается в электронную среду, принимая непосредственное

© Калашникова Н.А., 2019

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1

223

ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВУЗЕ

участие в составлении контента электронного ресурса. Такие ресурсы содержат как аутентичные материалы, отобранные преподавателями, так и работы, выполненные студентами, а именно эссе, презентации, проекты, видео, а также ссылки на внешние ресурсы, привлекательные с точки зрения студентов и преподавателей.

Например, электронный образовательный ресурс по дисциплине «Иностранный язык в профессиональной деятельности» (авторы Н.А. Калашникова, Д.А. Миронова и Л.А. Вовси-Тиллье), разработанный для будущих бакалавров, обучающихся по направлению «Реклама и связи с общественностью», имеет очень понятную и простую структуру, но предоставляет студентам многогранные возможности в реализации их потенциала и формировании профессиональной компетенции. Курс состоит из трех основных разделов: «Теория», «Самоконтроль» и «Практика». Если говорить о разделе «Теория», то он включает в себя теоретический материал, представленный как в традиционной текстовой форме, так и в инновационной форме - аутентичные видео-лекции ведущих зарубежных специалистов в области рекламы и маркетинга. Раздел самоконтроля предоставляет студентам возможность отработать изученную лексику, выполняя упражнения в онлайн форме. В рамках этого раздела студентам предлагаются специально разработанные задания по отработке и закреплению профессиональной лексики с помощью таких Интернет-ресурсов как Learningapps и Quizlet.

Раздел «Практика» предлагает студентам применить и закрепить полученные знания, работая в парах, малых группах. Студенты обсуждают реальные бизнес-кейсы, готовят презентации, работают над проектами, с использованием таких учебных мультимедийных ресурсов как hotlist, multimedia scrapbook, subject sampler и webquest. С одной стороны все эти ресурсы помогают студентам овладеть навыками профессионального общения на иностранном языке, так как первостепенное значение отдается коммуникативной, интерактивной и аутентичной направленности изучения иностранного языка в контексте профессионального общения. С другой стороны такие виды деятельности мотивируют студента, вовлекая его в решение актуальных, реалистичных профессиональных задач [6, с. 35], и формируют общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Кроме того, такой подход к применению информационно-коммуникационных средств полностью исключает выполнение автоматических действий по нахождению готового ответа, что и является основной проблемой применения электронных средств в процессе обучения.

С точки автора, применение информационно-коммуникационных технологий позволяет совершенствовать содержание курса, методов, средств

и форм профессионального обучения, методик контроля и оценки уровня знаний, что создает возможность моментальной корректировки процесса обучения и учебно-методического сопровождения, ориентируясь на применение индивидуальной траектории обучения с учетом возможностей, особенностей и потребностей студентов [1, с. 592]. В свою очередь, современные курсы, основанные на информационно-компьютерных технологиях, мотивируют студента активно участвовать в процессе обучения. Все это способствует освоению навыка решения профессиональных задач на иностранном языке, что влияет на формирование умения студента самостоятельно приобретать и применять теоретические знания при осуществлении поиска, отбора, обработке, передаче, хранении информации и знания. Такой подход позволяет преподавателю развивать профессиональный потенциал студента, и обеспечивает готовность выпускников к успешной профессиональной деятельности [1, с. 593]. Информационные технологии с применением всех необходимых компонентов, с правильно подобранными технологиями обучения и активными методами обучения становятся базой современного образования, способствующей обеспечению необходимого уровня качества, мно-гоаспектности, индивидуализации и дифференциации обучения. По мнению А.В. Соловова, информационно-компьютерные технологии «должны и могут существенно помочь в совершенствовании учебно-образовательного процесса, стать истинным помощником педагога» [7, с. 105].

Таким образом, можно сделать вывод, что внедрение электронных средств и информационно-коммуникативных технологий в учебный процесс имеет положительный эффект на процесс преподавания, а именно:

- способствует обновлению методов, средств, форм и технологий реализации образовательных программ;

- создает условия обеспечивающие освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме;

- способствует реализации компетентностного подхода;

- исключает выполнение автоматических действий по нахождению готового ответа, что в свою очередь мотивирует студента активно и самостоятельно участвовать в процессе обучения.

Библиографический список

1. Корнилов Ю.В. Использование информационных технологий в формировании единой образовательной среды вуза // Фундаментальные исследования. - 2012. - № 3-3. - С. 591-594.

2. Материалы VII международной научно-практической очно-заочной конференции «Гуманитарное образование в экономическом вузе» [Электрон-

224

Вестник КГУ 2019

ный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rea.ru/ ru/conference/eheu2018/Pages/conference-papers. aspx (дата обращения: 20.01.2019).

3. Перечень зарегистрированных электронных образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rea.ru/ru/org/ managements/electedu/Pages/about.aspx (дата обращения: 16.01.2019).

4. Перечень ЭОР [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.rea.ru/ru/org/ managements/electedu/Documents/EOS/ЭОР%20 перечень.pdf, (дата обращения: 18.01.2019).

5. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. - М.: ИИО РАО, 2010. - 140 с.

6. Сергеева В.П., Ярчак И.Л. Технология интерактивного обучения бакалавров деловому общению на иностранном языке // Среднее профессиональное образование. - 2016. - № 8. - С. 34-38.

7. Соловов А. Об эффективности информационных технологий // Высшее образование в России. - 1997. - № 4. - С. 100-107.

References

1. Kornilov YU.V. Ispol'zovanie informacionnyh tekhnologij v formirovanii edinoj obrazovatel'noj

sredy vuza // Fundamental'nye issledovaniya. -2012. - № 3-3. - S. 591-594.

2. Materialy VII mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj ochno-zaochnoj konferencii «Gumanitarnoe obrazovanie v ehkonomicheskom vuze» [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www. rea.ru/ru/conference/eheu2018/Pages/conference-papers.aspx (data obrashcheniya: 20.01.2019).

3. Perechen' zaregistrirovannyh ehlektronnyh obrazovatel'nyh resursov [EHlektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: https://www.rea.ru/ru/org/ managements/electedu/Pages/about.aspx (data obrashcheniya: 16.01.2019).

4. Perechen' EHOR [EHlektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: https://www.rea.ru/ru/org/ managements/electedu/Documents/E0S/EH0R%20 perechen'.pdf, (data obrashcheniya: 18.01.2019).

5. Robert I.V. Sovremennye informacionnye tekhnologii v obrazovanii: didakticheskie problemy; perspektivy ispol'zovaniya. - M.: IIO RAO, 2010. - 140 s.

6. Sergeeva VP., YArchak I.L. Tekhnologiya interaktivnogo obucheniya bakalavrov delovomu obshcheniyu na inostrannom yazyke // Srednee professional'noe obrazovanie. - 2016. - № 8. - S. 34-38.

7. Solovov A. Ob ehffektivnosti informacionnyh tekhnologij // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 1997. -№ 4. - S. 100-107.

Педагогика. Психология. Социокинетика J № 1

225

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.