Основными задачами экспериментального исследования явились:
1. Реализация выявленных педагогических условий формирования гражданской культуры в процессе профессиональной подготовки будущих юристов.
2. Апробация в ходе педагогического эксперимента модели формирования гражданской культуры студентов.
Разработанная модель формирования гражданской культуры в процессе преподавания дисциплин государственно-правового цикла прошла опытно-экспериментальную апробацию и показала свою эффективность, о чем свидетельствуют данные сравнительных показателей констатирующего и контрольного этапов эксперимента. Предложенная модель формирования гражданской культуры студентов, может быть использована как эффективный инструмент построения процесса подготовки будущего юриста к профессиональной деятельности.
Список литературы:
1. Щербачева С.А. Коммуникативный аспект гражданской культуры учащийся молодежи как процесс обмена и присвоения гражданских ценностей в условиях малых групп в современном обществе: автореф. дисс. ... д-ра пед. наук: - М., 2007. - С. 34.
2. Гершунский Б.С. Прогностика управленческих решений в образовании // Педагогика. - 1998. - № 1. - С. 50-56.
ЗНАЧИМОСТЬ МЕЖЮЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА
© Ивлева Н.В.*
Сибирский государственный аэрокосмический университет им. академика М.Ф. Решетнёва, г. Красноярск
В статье рассматривается значимость межкуньтурной коммуникативной компетенции, а также ее роль в процессе подготовки студентов неязыковых вузов. Проведен анализ компонентов межкуньтурной коммуникативной компетенции с целью повышения эффективности преподавания иностранного языка студентам неязыковых специальностей.
Современное общество характеризуется нарастающей взаимосвязью и взаимозависимостью всех стран мирового сообщества благодаря углублению экономических связей, развитию транспорта, современных средств связи, культурному обмену, а также в связи с обострением глобальных про-
* Преподаватель кафедры Делового иностранного языка.
блем, затрагивающих судьбы всех народов. Следовательно, данное общество диктует свои правила и в сфере образования, которые заключаются в формировании единого образовательного пространства на всех уровнях обучения: общее полное образование, высшее образование, послевузовское образование; в переходе на двухуровневую систему обучения в высшей школе; в повышении академической мобильности студентов и преподавателей; а также в подготовке специалистов на международном уровне с целью повышения их конкурентоспособности на рынке труда не только в Российской Федерации, но и за рубежом.
В подготовке современного специалиста неотъемлемую роль играет формирование и развитие у него межкультурной коммуникативной компетенции на всех стадиях его становления.
Под межкультурной коммуникативной компетенцией понимается компетенция особой природы, не тождественная коммуникативной компетенции носителя языка или межкультурной компетенции. Межкультурная коммуникативная компетенция - это компетенция, которая позволяет языковой личности выйти за пределы собственной культуры и приобрести качества медиатора культур, не утрачивая собственной культурной идентичности.
Выделяются три компонента межкультурной коммуникативной компетенции - «декларативные знания» (knowledge), умения и навыки (knowing-how), экзистенциональная компетенция (being). Декларативные знания приобретаются человеком по мере накопления опыта и в процессе изучения иностранных языков и соответствующих культур. Они включают в себя следующие области: повседневную жизнь, межличностные отношения, систему ценностей, убеждения и отношения, язык жестов, правила этикета и т.д., а также знание национальных стереотипов, понимание и знание сходств и различий между родной и изучаемой культурами. Умения и навыки предполагают способность соотносить собственную и иноязычную культуры, умение гибко использовать разнообразные стратегии для установления контакта с разными культурами, преодолевать межкультурные различия и сформировавшиеся стереотипы. Экзистенциальная компетенция носит культурно-обусловленный характер, одновременно, находясь под влиянием личностных факторов пользователя; предполагает открытость для новых культур и интерес к ним, готовность отойти от стереотипов, изменить свое восприятие иной и собственной культур и собственную систему ценностей [1].
Экзистенциальная компетенция напрямую связана с экзистенциальной психологией, которая является психологическим направлением, основанным на принципах гуманистической психологии и исходящее из первичности бытия человека, с которым органически связаны базовые экзистенциальные проблемы, стресс и тревога. Ее представителями являются Л. Бин-свангер, М. Босс, Е. Минковски, Р. Мэй, В. Франкл, Дж. Бугенталь. Здесь выделяется следующий ряд проблем: жизни и смерти; свободы и ответственности; общения и одиночества; смысла и бессмысленности существова-
ния. Вместе с тем, считается, что конкретный человек имеет уникальный личный опыт, который не может быть сведен к универсальным правилам. На основе данных теоретических посылок развивается экзистенциальная психотерапия, направленная на восстановление аутентичности личности, которая достигается за счет глубинной личностной рефлексии [2]. Овладев знаниями данного направления в психологии и развивая умения использования их в личной и профессиональной жизни, человек приобретает экзистенциальную компетенцию, которая через призму опыта перерастает в экзистенциальную компетентность, что в совокупности с декларативными знаниями, умениями и навыками формирует межкультурную коммуникативную компетенцию.
В то время, как декларативные знания человек приобретает в процессе всей своей жизни, а умения и навыки формируются параллельно при получении того или иного жизненного опыта, то экзистенциальная компетентность начинает свое формирование ранних стадиях обучения, и начинает свое кульминационное развитие непосредственно при получении профессионального образования в высшей школе, а в процессе профессиональной деятельности достигает полной сформированное™. Данный факт подтверждается более детальным анализом экзистенциальной компетенции и учебных программ высшей школы, а также опытно-экспериментальным путем профессиональной деятельности специалиста.
В рамках межкультурной коммуникативной компетенции экзистенциальная компетентность выполняет роль звена, соединяющего в человеке собственную культуру и культуры других государств. За основу данной компетентности берется экзистенциальная компетенция, основными характеристиками которой выступают: ценностное отношение и интерес к чужой культуре в целом и овладению другими определенными компетенциями для взаимодействия с представителями данной культуры. Формирование и развитие данной компетенции в рамках межкультурной коммуникативной компетенции обеспечивает мотивацию учащихся и развитие их творческих способностей, повышение интереса к культурам и их традициям, а также построение своей собственной системы ценностей.
Проанализировав компоненты межкультурной коммуникативной компетенции, можно констатировать, что при развитии каждого из них в процессе профессиональной подготовки у студентов формируется полное представление своей будущей профессии.
С целью полного формирования и развития межкультурной коммуникативной компетенции необходимо овладеть английским языком как международным , что поможет получать и обрабатывать аутентичную информацию, связанную с выбранной специализацией, а также участвовать в международных проектах и разработках. Познавать систему обучения других стран, а также искать партнёров для реализации собственных проектов в рамках специализации.
В этой связи неязыковые вузы Российской Федерации принимают меры по повышению языковой подготовки студентов неязыковых специальностей, о чем свидетельствует увеличение количества академических часов на языковые дисциплины, участие вузов в международных проектах и исследовательских грантах, сотрудничество с зарубежными вузами, а также академическая мобильность студентов и преподавателей. Все это помогает студентам сформировать траекторию своей будущей профессиональной деятельности, получить опыт и внести вклад в развитие своей страны.
Многие исследователи подчеркивают, что овладение иностранным языком параллельно с межкультурной коммуникативной компетенцией формируется эффективная межкультурная коммуникация. Тесная связь и взаимозависимость преподавания иностранных языков и развитие межкультурной коммуникации очевидна. Каждый урок иностранного языка представляет собой перекресток культур, практику межкультурной коммуникации, потому что каждое иностранное слово отражает иностранный мир и иностранную культуру: за каждым словом стоит обусловленное национальным сознанием представление о мире [3].
Список литературы:
1. Голубина К.В. Параметры и инструменты оценки сформированно-сти межкультурной коммуникативной компетенции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://inlang.linguanet.ru/ScientificWork/ Conferences/deta-П^р?БЬЕМБет_ГО=2260 (дата обращения: 24.10.2010).
2. Психологический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psi.webzone.ru/st/129000.htm (дата обращения: 24.10.2010).
3. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: учеб. пособие. - М.: Изд-во Слово^1оуо, 2000. - 264 с.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ. РАЗВИТИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК АКТ И ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ. КРИТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДОКТРИНЫ
© Карагодин Д.В.*
Томский государственный университет, г. Томск
Данная работа представляет собой монографический анализ педагогической практики развивающего обучения, представленной автор-
* Магистрант кафедры Онтологии, теории познания и социальной философии. Научный руководитель: B.C. Сыров, доктор философскихнаук, профессор.