им избранной специальности. Между математическими знаниями, приобретаемыми ныне в школе, и более высокими областями нашей науки не пролегают пропасти и не громоздятся непреодолимые препятствия, как это часто принято считать; математический труд нужен и важен для общества. Он имеет буквально универсальную приложимость. В то же время этот труд интересен, даже увлекателен, способен доставлять наслаждение результатами в любой из своих разновидностей.
Выводы. Положение математики как фундаментального предмета в современных учебных планах остается стабильным. Дифференцированный и разноуровневый подходы играют важную роль в совершенствовании обучения математике в современной школе. Нам представляется, что используя эти формы нужно повысить прикладной политехнический потенциал изучаемых в школе учебных предметов, в частности, математики, наполнить жизнью и действием факультативные и другие внеучебные занятия.
Что касается первого из этих шагов, то роль учителя математики в основном состоит в обучении построению математических моделей, соответствующих объекту и характеру деятельности учеников, в снабжении их задачами для закрепления знаний об этих моделях, в расширении представлений о подобных и иных математических моделях. Дополнительно к этому отметим, что такой подход неизбежно приведет к возрастанию роли задач комбинаторного характера на конечных дискретных множествах.
Что же касается второго из направлений, то оно, как нам кажется, осуществляется усилиями отдельных преподавателей и для их поддержки необходима серия книг небольшого объема, посвященных как углубленному рассмотрению отдельных разделов школьной программы с большим количеством интересно поставленных задач, так и элементарному (но без упрощенчества) описанию доступных для понимания учащихся основ тех областей математики, которые в школьную программу не входят, но могут послужить расширению математической эрудиции и школьников, и учителей. Из таких областей в первую очередь назовем: комбинаторный анализ, теорию чисел, графы.
Современная школа должна создавать условия для саморегуляции и самоопределения личности. Дифференцированное и разноуровневое обучение - одни из подходов, обеспечивающих такие условия. В то же время эти подходы требуют от учителя не только методического совершенства, но и глубоких знаний предмета на уровне, порой превышающем вузовскую программу.
Литература:
1. Бутузов, И.Т. Дифференцированное обучение - важное дидактическое средство эффективного обучения школьников / И.Т. Бутузов. - М.: Просвещение, 2000. - 214 с.
2. Гончаров, Н.К. Дифференциация и индивидуализация образования в современных условиях / Н.К. Гончаров // Проблемы социальной педагогики. - М.: Педагогика, 1999. - С. 36-42.
3. Зотова, Е.В. Дифференцированный подход в обучении математики / Е.В. Зотова // Молодой ученый. - 2012. - № 9. - С. 280-281.
4. Лошнова, О.Б. Уровневая дифференциация обучения / О.Б. Лошнова. - М.: Просвещение, 1994. - 279 с.
5. Унт, И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И.Э. Унт. - М.: Педагогика, 2010. - 192 с.
6. Утеева, Р.А. Теоретические основы организации учебной деятельности учащихся при дифференцированном обучении математике в средней школе / Р.А. Утеева. // Монография. - М: Прометей, 1997. - 154 с.
7. Якиманская, И.С. Дифференцированное обучение: внешние и внутренние формы / И.С. Якиманская // Директор школы. 1995. - № 3. - С. 39-45.
Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); преподаватель Уракова Екатерина Андреевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Назарова Екатерина Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Аннотация. Современная система профессионального образования предполагает наличие у выпускников, не только теоретических знаний, но и практических умений, а также навыков рационального экономического поведения. Финансово грамотные люди обладают большей возможностью увеличения своих доходов и повышения качества своей жизни. Сегодня повышение финансовой грамотности молодежи стало приоритетной задачей, как для государства, так и для участников рынка. Авторы статьи подчеркивают, что отсутствие базовых финансовых знаний и навыков ограничивает способность молодежи принимать адекватные решения для обеспечения своего финансового благополучия. В данной статье изучены определения понятия «финансовая грамотность»; описаны результаты социологического опроса, в ходе которого было выявлено, что студенты обладают достаточно низким уровнем финансовой грамотности; предложены рекомендации по повышению финансовой грамотности студентов в условиях современной России.
Ключевые слова: финансовая грамотность, студенты, цифровая экономика, финансовые институты, уровень финансовой грамотности, финансы, финансовое образование.
Annotation. The modern system of vocational education assumes that graduates have not only theoretical knowledge, but also practical skills, as well as skills of rational economic behavior. Financially literate people have a greater opportunity to increase their income and improve their quality of life. Today, improving the financial literacy of young people has become a priority task, both for the state and for market participants. The authors of the article emphasize that the lack of basic financial knowledge and skills limits the ability of young people to make adequate decisions to ensure their financial well-being. This article examines the definitions of the concept of "financial literacy"; describes the results of a sociological survey, during which it was revealed that students have a fairly low level of financial literacy; offers recommendations for improving students' financial literacy in modern Russia.
Key words: financial literacy, students, digital economy, financial institutions, level of financial literacy, finance, financial education.
Введение. Современные социально-экономические изменения в России ставят перед системой образования новые вызовы, а именно образование и обучение человека, который способен видеть и творчески решать возникающие проблемы и гибко приспосабливаться к меняющимся условиям жизни. Продолжающиеся изменения в образовательной среде определяются прежде всего ориентацией российского общества на рыночную экономику, в которой профессиональная деятельность стала мощной трансформирующей силой. Введение в систему профессионального образования Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения изменило требования к качеству и содержанию образования, определило новые для российской профессиональной школы положения о компетентности выпускника. Ведущим требованием к результатам освоения новых профессиональных программ являются не только знания, умения и навыки, но и компетенции - обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное осуществление профессиональной и социально-личностной деятельности. Формирование востребованных современным рынком труда профессиональных компетенций у студентов среднего и высшего профессионального образования является актуальной образовательной задачей, что подтверждается тем, что именно компетентностный подход заложен сегодня в основу нового федерального государственного образовательного стандарта. Уровень развития экономической грамотности определяет участие студентов в общественной и государственной жизни [3]. Современный студент должен обладать тем минимальным багажом нравственных и профессиональных качеств, благодаря которым он сможет реализовать свой социально-нравственный и профессиональный потенциал.
Изложение основного материала статьи. В настоящее время государство проводит определенную работу, направленную на сближение интересов бизнеса и населения регионов. Финансовое поведение населения оказывает непосредственное влияние на макроэкономические показатели и инвестиционную привлекательность регионов. Высокий уровень финансовой грамотности свидетельствует о том, что часть населения готова получать дополнительные знания и, соответственно, использовать финансовые продукты, которые предлагает рынок. Низкий уровень финансовой грамотности может говорить о нежелании получать дополнительные знания. Соответственно, при выборе финансового продукта эта часть населения предпочитает опираться на чье-то стороннее мнение (например, мнение эксперта, брокера и т.д.). То есть эти люди не готовы принимать финансовые решения и нести за них ответственность [7].
При рассмотрении вопроса уровня финансовой грамотности населения кроме опросов (это субъективное мнение населения) следует принимать в расчет причинно-следственные связи, а именно влияние населения на дебиторскую задолженность организации, количество убыточных предприятий в регионе, численность безработных, зарегистрированных службами занятости, количество организаций, осуществляющих финансовую деятельность, среднюю заработную плату, средний размер месячных пенсий пенсионеров, количество учреждений здравоохранения, «теневую зарплату», количество недоимок по налогам с физических лиц и т.д.
Об уровне финансовой грамотности россиян свидетельствуют данные исследований, проведенных различными организациями в период 2016-2018 гг. Так, по данным исследования, проведенного в 2016 г. рейтинговым агентством Standard & Poor's, 62% граждан РФ - неграмотны в финансовых вопросах. По данным опроса россиян, проведенного в 2017 г. организацией экономического сотрудничества и развития, РФ заняла 25 место в рейтинге стран по уровню финансовой грамотности населения. По данным исследования, проведенного в 2018 г. национальным агентством финансовых исследований, 46 % опрошенных граждан недостаточно финансово грамотны [8, С. 94]. Обладая определенным объемом знаний в рамках финансовой грамотности, физическое лицо может сориентироваться в таких вопросах: какие бумаги покупать, у кого покупать и по какой цене.
Российские студенты являются одними из самых незащищенных социальных групп. Низкая финансовая грамотность может привести к банкротству, уязвимости перед финансовым мошенничеством, чрезмерной задолженности и социальным проблемам, включая депрессию и другие личные проблемы. К сожалению, в вузах и колледжах не уделяют должного внимания изучению финансовой грамотности, поэтому студенты мало что знают о ней в целом [3].
Сегодня мы часто говорим о профессиональной компетентности будущего специалиста, об овладении им всеми видами профессиональной деятельности, а для этого улучшается материально-техническое обеспечение образовательных организаций, совершенствуются средства обучения, внедряются новейшие педагогические технологии, разрабатываются современные критерии оценки. Однако, как показывает практика, выпускник, получив диплом специалиста, просто не готов жить на ту зарплату, которую предлагает работодатель на начальном этапе. Зачастую причиной этого является неумение распределять собственный заработок, неумение сохранить его, незнание элементарных финансовых инструментов. Успехи в финансовой сфере каждого гражданина в итоге составляют финансовые успехи всей страны в целом. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. утверждена Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 гг. Таким образом, в образовательный процесс все больше внедряются занятия по финансовой грамотности.
Вопросы повышения финансовой грамотности молодежи рассматриваются в работах целого ряда отечественных ученых-экономистов. Р.О. Восканян рассматривает понятие «финансовая грамотность» как способность человека сознательно выбирать и использовать финансовые инструменты для генерирования доходов, или обеспечения финансовой стабильности.
Н.Н. Клокова определяет понятие «финансовая грамотность» как совокупность таких компонентов как финансовые знания, навыки и компетенции, посредством которых у человека формируются поведенческие установки в сфере финансов (активность в использовании финансовых инструментов, степень доверия к ним).
И.Б. Константинов указывает, что понятие «финансовая грамотность» определяется как комбинация знаний, практических навыков и установок, позволяющих принимать решения в финансовой сфере и достигать личного благополучия [14].
Многие исследователи, считают, что в период школьного обучения в школах необходимо ввести отдельные уроки финансовой грамотности, чтобы дети с раннего возраста знали, как приумножить свой капитал, как планировать семейный бюджет и т.д. Такую практику используют в Новой Зеландии и Австралии, где финансовая грамотность является обязательным предметом в школах. Кроме того, бразильские школы даже привлекают к занятиям родителей учащихся и настаивают на обсуждении и планировании семейного бюджета с учетом мнения ребенка. Эта методика помогает развивать финансовую грамотность [10].
По мнению ряда ученых, финансовая грамотность молодежи предполагает наличие знаний о механизмах функционирования рынка финансов. Это дает возможность потребителям сознательно оценивать привлекательность того или иного финансового продукта. Потребитель, обладая необходимыми навыками, способен осознанно принимать решения в финансовой сфере и нести за них ответственность.
Многие исследователи пришли к выводу, что финансовая грамотность - это знания и навыки, позволяющие правильно оценивать текущую экономическую ситуацию, финансовые возможности и ресурсы, а также предполагает профессиональное использование финансовых услуг и в личном пространстве. Без знания экономических основ не
обойдется ни один человек. Экономика необходима для жизни, т.к. знание экономических основ способствует благоприятному и рациональному распределению доходов и расходов. Экономика способствует тому, чтобы человек смог приумножить свой доход и правильно его распределить на свои потребности. Следует помнить, что экономика является самой важной частью общества, т.е. она является подсистемой социума [15].
На сегодняшний день экономистов достаточно много. В то же время в колледжи/техникумы и ВУЗы постоянно поступают тысячи молодых людей, желающих связать свою жизнь с финансовой сферой. В любом государственном учреждении, на предприятиях, в частных фирмах и общественных организациях нужны такие специалисты. Поэтому экономические профессии очень востребованы [8]. В любой организации нужен специалист, который будет вести аналитическую, финансовую, бухгалтерскую деятельность, чтобы предприятии всегда работало в плюс и имело большой доход от реализации своей продукции или услуг.
Но экономические знания и экономическое воспитание имеет право на существование и на неэкономических специальностях. На наш взгляд, преподаватели вузов и колледжей должны работать над экономической грамотностью каждого студента любого профиля обучения. Повысить уровень экономической грамотности в профессиональном учебном заведении можно с помощью планомерно организованного экономического воспитания студентов.
Одним из показателей эффективной деятельности образовательной организации является высокий процент выпускников, трудоустроенных по специальности. Опрос выпускников показывает, что далеко не все устраиваются на работу по полученной специальности, а если устраиваются, то вскоре пытаются найти другой, как правило, более высокооплачиваемый вид деятельности. Это обусловлено такими причинами, как низкая профессиональная подготовка; психологические аспекты; юношеский максимализм; высокий уровень потребностей. В современном обществе материальное благополучие занимает приоритетные позиции, поскольку отражает успешность человека и удовлетворенность его потребностей [12].
Финансово грамотный студент должен уметь: составлять план доходов и расходов; иметь представления о характере современной российской экономики; не делать необоснованных покупок; рационально распределять ежемесячно денежные средства, в том числе совершать банковские вклады и операции; выгодно инвестировать деньги; свободно обладать навыками совершения золотовалютных и международных денежных операций.
В ходе проведения нашего исследования мы структурировали учебный материал в соответствии с поставленными задачами, провели серию опросов и наблюдений с последующим анализом. В социологическом исследовании приняли участие 70 студентов колледжа. Мы получили следующие результаты:
- примерно половина опрошенных (55%) считают себя финансово грамотными людьми и контролируют формирование и расходование денежных средств. Остальные респонденты нуждаются в разъяснении финансовых вопросов. Таким образом, это доказывает необходимость внедрения специального курса по финансовой грамотности для различных аудиторий в зависимости от возраста и потребностей;
- 45% респондентов правильно понимают соотношение «риск - доходность» при выборе финансовых продуктов;
- наибольшую заинтересованность опрашиваемые проявили в отношении мероприятий, построенных на использовании интерактивных форм обучения, демонстрации фильмов, презентаций, компьютерных деловых игр, т.е. с применением интернет-технологий;
- трудности вызвали финансовые задачи со сложными процентами;
- в качестве наиболее интересных тем респонденты выделяют: «сбережения и инвестиции», «платежи и расчеты», «защита от мошенничества», «современные банковские продукты и услуги». Участники опроса активно интересуется цифровыми технологиями расчетов, такими как криптовалюты;
- менее интересными темами являются: «страхование», «налогообложение», «пенсионная система РФ».
По мнению опрошенных студентов, в обучении финансовой грамотности наиболее эффективными являются интерактивные методы и метод «обучение в сотрудничестве». При использовании данных методов главная роль отводится обсуждению студентами конкретных жизненных ситуаций, связанных с финансами. Студенты, решая ту или иную ситуацию, анализируют и находят наиболее рациональные решения [1].
На втором месте по значимости студенты выделили «мозговой штурм» и подготовку групповых и индивидуальных проектов.
На третьем месте - деловая игра. Они подготавливают студентов к реальным жизненным ситуациям, формируют навыки принятия решения в конкретной ситуации.
Замыкает в опросе студентов кейс-метод, который наиболее эффективно учит принимать выгодные решения, анализировать те или иные ситуации, просчитывать возможный доход или убыток.
Выводы. Финансовая безграмотность и непонимание в области личных финансов может привести в будущем к банкротству и неграмотному планированию выхода на пенсию, мошенничествам, к долгам, социальным проблемам. Для решения проблемы низкой финансовой культуры необходимо включить курс преподавания финансовой грамотности в учебную программу. Только благодаря активной, планомерной работе над этим вопросом повысится общая финансовая грамотность студентов.
Литература:
1. Быстрова, Н.В. Организация профессионального воспитания студентов колледжа / Н.В. Быстрова, И.Р. Воронина // Эпистемологические основания современного образования: актуальные вопросы продвижения фундаментального знания в учебный процесс: материалы Международной научно-практической конференции 2020 Борисоглебского филиала ФГБОУ ВО «ВГУ». - Москва, 2020. - С. 477-483.
2. Быстрова, Н.В. К вопросу о цифровой среде доверия / Н.В. Быстрова, С.В. Репина, С.О. Адаменко // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 70-4. - С. 57-60.
3. Быстрова, Н.В. Роль инновационных технологий при формировании ключевых профессиональных компетенций у студентов вуза / Н.В. Быстрова, П.Н. Чеснокова, М.Н. Уракова // Проблемы современного педагогического образования. -2021. - № 72-3. - С. 51-54.
4. Быстрова, Н.В. К вопросу о потребительском поведении / Н. В. Быстрова, С. Н. Казначеева, Д. А. Казначеев // Наука Красноярья. - 2021. - № 5-3. - С. 7-13.
5. Быстрова, Н.В. Тенденции цифровой трансформации образования в современных условиях / Н.В. Быстрова, С.А. Зиновьева, К.С. Гордеев // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 71-2. - С. 78-81.
6. Винникова, И.С. Информационные технологии при изучении финансовой грамотности студентами неэкономических специальностей / И.С. Винникова, Е.А. Кузнецова, В.С. Крупинов // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №69-4. - С. 35-37.
7. Восканян, Р.О. Финансовая грамотность как условие формирования финансовой культуры / Р.О. Восканян // АНИ: экономика и управление. - 2018. - №1 (22). - С. 86-89.
8. Клокова, Н.Н. Финансовая грамотность как фактор повышения уровня благосостояния населения Российской Федерации / Н.Н. Клокова // Символ науки. - 2018. - №4. - С. 45-47.
9. Ковальчук, А.В. Оценка уровня финансовой грамотности населения в России / А.В. Ковальчук, Н.Ю. Сайбель // Концепт. - 2018. - №1. - С. 90-95.
10. Константинов, И.Б. Финансовая грамотность населения России: проблемное поле и концептуальная модель / И.Б. Константинов // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. - 2017. - №1. - С. 11-17.
11. К вопросу о критериях эффективности взаимодействия образовательных организаций с предприятиями реального сектора экономики в условиях территорий опережающего развития / В. Лизунков, М. Морозова, А. Захарова, Е. Малушко // Вестник Мининского университета. - 2021. - № 1 (34). - С. 1.
12. Назарова, Е.Н. Анализ динамики уровня финансовой грамотности среди поколений Y и Z / Е.Н. Назарова // Экономика и современный менеджмент: теория, методология, практика: сборник статей XIII Международной научно-практической конференции: Пенза, 15 ноября 2021 года. - Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.). - 2021. -С. 49-51.
13. Сергейчик, С. И. Мировой опыт реализации проектов в области финансового образования и повышения финансовой грамотности населения / С.И. Сергейчик, М.С. Сергейчик, А.А. Максимова // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). -№5 (158). - 2015. - С. 35-41.
14. Цыплакова, С.А. Исследование проблем управления процессом профессиональной подготовки студентов в вузе / С.А. Цыплакова, Н.В. Быстрова, Е.Е. Пулькина // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. -2019. - № 1 (35). - С. 56-60.
15. Проектирование учебной деятельности студентов вуза / С. Цыплакова, Н. Быстрова, Н. Тюмина, Д. Сергеева // Школа будущего. - 2018. - № 1. - С. 97-103.
Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент Ваганова Ольга Игоревна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Шжегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Шжний Швгород); доктор филологических наук, профессор Желтухина Марина Ростиславовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (г. Волгоград), Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет (г. Волгоград);
кандидат педагогических наук, доцент Мишаткина Мария Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (г. Волгоград)
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ В МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ
Аннотация. Цель статьи заключается в анализе реализации потенциала электронных ресурсов в межкультурной коммуникации в неязыковом вузе. Раскрывается значение межкультурной компетенции в современном образовательном пространстве, выделяются ее структурные составляющие. Обозначается взаимосвязь межкультурной компетенции и электронных инструментов в условиях активных процессов цифровизации. Электронные ресурсы способствуют организации результативного коммуникативного взаимодействия и способствуют формированию значимой для современного специалиста коммуникативной компетенции.
Ключевые слова: электронные ресурсы, межкультурная коммуникация, взаимодействие, профессиональное обучение, образовательный процесс, студенты.
Annotation. The purpose of the article is to analyze the realization of the potential of electronic resources in intercultural communication in a non-linguistic university. The significance of intercultural competence in the modern educational space is revealed, its structural components are highlighted. The relationship between intercultural competence and electronic tools is indicated in the context of active digitalization processes. Electronic resources contribute to the organization of effective communicative interaction and contribute to the formation of communicative competence that is significant for a modern specialist. Key words: electronic resources, intercultural communication, interaction, vocational training, educational process, students.
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-28-01623, https://rscf.ru/project/22-28-01623/
Введение. Эпоха глобализации ускоряет трансформационные процессы в различных сферах жизни общества разных культур и народностей. Глобализация - явление многогранное, объединяющее в себе процессы обмена информацией, знаниями, техническими цифровыми достижениями, культурными ценностями и др. Цифровые технологии в организации взаимодействия в современной среде является неотъемлемым инструментом. Би одна культура не может находиться в изоляции и функционировать отдельно от достижения других культур. Перенятие чужого культурного опыта и передача собственного представляет собой межкультурную коммуникацию. Важно обратить внимание на организацию процесса взаимодействия между представителями разных культур. Цифровизация является неотъемлемым элементом современной жизни представителей разных лингвокультур и образовательного процесса, в частности, поэтому стоит выделить электронные ресурсы как важную часть в рамках межкультурной образовательной коммуникации [1-4]. Востребованность способности к межкультурной коммуникации обозначается не только школами, но и вузами, осуществляющими подготовку, связанную с лингвистикой, а также неязыковыми высшими учебными заведениями, поскольку межкультурная коммуникация способствует повышению конкурентоспособности специалиста.
Организация в неязыковом вузе межкультурной коммуникации с помощью электронных инструментов выступает одной из основных тем в подготовке современных студентов.
Цель статьи заключается в анализе реализации потенциала электронных ресурсов в межкультурной коммуникации в неязыковом вузе. Организация взаимодействия студентов - важный элемент качественной подготовки.
Изложение основного материала статьи. Культурный компонент становится очень важным в подготовке специалистов. Он позволяет понимать и приобщаться к другим культурам не только на теоретическом, но и на практическом уровне. Благодаря культурному компоненту студенты овладевают определенными стратегиями