ZHELTUKHINA Marina Rostislavovna
INTERNET COMMUNICATIONS IN THE MODERN ..
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.
2022. T. 11. № 1(38) ISSN online: 2712-8474
VJTK" ^71 ^ I Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4.0
J M14 1 1 |(сс) VL/ This is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license
DOJ. j (j 57145/27128474 2022 11 01 04 lfcae3MI^Mhttps://cteativecommons.otg/licenses/by-nc/4.0/)
ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
© Автор(ы) 2022
ЖЕЛТУХИНА Марина Ростиславовна, доктор филологических наук, профессор, профессор РАО, профессор кафедры английской филологии
Волгоградский государственный социально-педагогический университет 400005, Россия, Волгоград, [email protected]
AuthorlD: 321401
SPIN: 2798-8026
ResearcherID: A-7301-2015
ORCID: 0000-0001-7680-4003
ScopusID: 56669701900
Аннотация. Интернет-технологии, интегрированные с педагогической системой, позволяют усовершенствовать образовательные возможности студентов, реализовать индивидуальную траекторию обучения в образовательном пространстве. Высокие результаты от онлайн-обучения можно получить в том случае, если педагоги и студенты принимают активное участие в образовательной деятельности. Цель статьи заключается в описании роли Интернет-коммуникации в образовательной среде для развития профессиональных компетенций будущих специалистов. В статье проанализированы особенности Интернет-коммуникации, проведена систематизация и дедукция полученных данных. Статистические методы позволили получить количественные сведения о роли взаимодействия участников образовательной деятельности. Среди педагогов был проведен опрос о достоинствах и недостатках Интернет-коммуникации в современном образовательном процессе. Взаимодействие участников образовательного процесса выступает важнейшим аспектом, характеризующим результативность освоения учебного материала и удовлетворенность образовательным процессом. Реализация Интернет-коммуникации способна расширить объём коммуникативных ситуаций, повысить мотивацию обучающихся к обучению, сформировать профессиональные компетенции, развить коммуникативные навыки. В статье описаны особенности современного информационного общества. Проанализированы положительные стороны организации Интернет-коммуникации в образовательном процессе. Описаны недостатки взаимодействия студентов в информационной среде. Развитие информационных технологий, повышение качества используемых инструментов обучения определяет необходимость дальнейшего изучения данного направления.
Ключевые слова: взаимодействие, высшее образование, личность, интерактивность, онлайн-обучение, информационная среда.
Финансирование: исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-28-01623, https:// rscf.ru/project/22-28-01623/
INTERNET COMMUNICATIONS IN THE MODERN EDUCATIONAL ENVIRONMENT
© The Author(s) 2022
ZHELTUKHINA Marina Rostislavovna, doctor of philological sciences, professor, professor of the Russian Academy of Education, professor of the English Philology department Volgograd State Socio-Pedagogical University 400005, Russia, Volgograd, [email protected]
Abstract. Internet technologies integrated with the pedagogical system make it possible to improve the educational opportunities of students, to realize an individual learning trajectory in the educational space. High results from online learning can be obtained if teachers and students take an active part in educational activities. The purpose of the article is to describe the role of Internet communication in the educational environment for the development of professional competencies of future specialists. The article analyzes the features of Internet communication, systematization and deduction of the data obtained. Statistical methods allowed us to obtain quantitative information about the role of interaction of participants in educational activities. A survey was conducted among teachers about the advantages and disadvantages of Internet communication in the modern educational process. The interaction of participants in the educational process is the most important aspect characterizing the effectiveness of the development of educational material and satisfaction with the educational process. The implementation of Internet communication is able to expand the scope of communicative situations, increase the motivation of students to study, form professional competencies, develop communication skills. The article describes the features of the modern information society. The positive aspects of the organization of Internet communication in the educational process are analyzed. The disadvantages of students' interaction in the information environment are described. The development of information technologies, improving the quality of the training tools used determines the need for further study of this area.
Keywords: interaction, higher education, personality, interactivity, online learning, information environment.
Funding: the study was supported by the Russian Science Foundation grant № 22-28-01623, https://rscf.ru/proj-ect/22-28-01623/
ВВЕДЕНИЕ
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Современное общество характеризуется этапом развития информационной эпохи. Система образования определяет одну из основных проблем высшего образования, состоящую в подготовке выпускников к профессиональной деятельности в динамично меняющемся мире, где постоянно появляются новые знания, возникает потребность в обновлении опыта, повышении квалификации. Одним из важнейших условий решения данной проблемы является способность современного специалиста овладеть информационно-коммуникационными техно-18
логиями. Инновационные технологии в интернет-среде становятся неотъемлемым компонентом жизнедеятельности личности [1; 2; 3; 4; 5; 6].
Информационный век требует от специалистов новых подходов к системе образования. Цели и инновационные технологии в настоящее время носят гуманистический характер в педагогике и философии образования. В этом смысле развитие личности является основной составляющей этой цели. Образовательный процесс должен быть направлен на развитие творческого и критического мышления студентов. Для реализации данной цели важно использовать информационные инструменты в практике преподавания. Многообразие мнений об
OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA
Азимут научных исследований: педагогика и психология.
2022. Т. 11. № 1(38) ISSN online: 2712-8474
ЖЕЛТУХИНА Марина Ростиславовна ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ...
определённой ситуации побуждает студентов к самостоятельным рассуждениям, поиску и формулированию собственной точки зрения. В соответствии с этими положениями важно определить условия организации такой системы. Одним из направлений развития современной системы высшего образования является увеличение форм организации обучения студентов [9].
Интернет-технологии, интегрированные в педагогическую систему, позволяют усовершенствовать образовательные возможности студентов, реализовать индивидуальную траекторию обучения в образовательном пространстве [10]. Высокие результаты от онлайн-обучения можно получить в том случае, если педагоги и студенты принимают активное участие в образовательной деятельности. Активность студентов должна быть направлена на проявление инициативы касательно личностно значимых проблем, предложения уникальных тем для обсуждения [11].
Существует проблема определения вовлеченности студента в образовательную деятельность. Онлайн-обучение предполагает самостоятельную подготовку студентов, поэтому иногда возникают трудности в определении влияния взаимодействия в интернет-среде [12]. Взаимодействие участников образовательного процесса выступает важнейшим аспектом, характеризующим результативность освоения учебного материала и удовлетворенность образовательным процессом [13]. Существует и обратная сторона данного вопроса. Несвоевременное участие педагога в разъяснении материала, невозможность оперативной обратной связи, трудности в интерпретации участия студентов в процессе обучения отражает некоторый недостаток в организации интернет-коммуникации [14]. При проведении анализа особенностей интернет-коммуникации в образовательном пространстве следует отметить, что студенты обучаются изолировано друг от друга. При этом включенность в группу единомышленников оказывает положительное влияние на формирование удовлетворенности студента обучением [15].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Вопросы реализации интернет-коммуникации в своих исследованиях поднимают многие педагоги. Д.А. Никитина, Л.В. Попова в своих исследованиях отмечают, что для современного человека характерно постоянное участие в информационном пространстве. Люди одновременно выступают как потребителями, так и источниками информации. Компьютерные технологии положительно влияют на организацию взаимодействия участников образовательного процесса. Возможность анонимно размещать информацию, интерактивность и возможность использования мультимедиа позволяет непрерывно осуществлять взаимодействие студентам. Использование сети Интернет влияет на когнитивную, личностную сферы жизни человека. Авторы отмечают, что особое влияние интернет-пространство оказывает на манеру поведения в информационной среде и особенности самопрезентации [16].
В.В. Юдашкина, О.Е. Яцевич отмечают, что современные средства коммуникации стремительно развиваются. Сознание человека динамично перестраивается, что снижает значение текста, приветствуя при этом визуальное и звуковое распространение данных. Язык онлайн-общения является искусственно выведенным гибридом. Авторы рассуждают на тему того, что он-лайн-язык деградирует, чувства и эмоции заменили сти-керы и смайлы. Теперь собеседник должен улавливать настроение на интуитивном уровне. В информационном пространстве особенно востребованными являются интернет-страницы, где студенты могут обмениваться собственными мыслями, проводить дискуссии по интересующим их вопросам. Взаимодействие студентов по-
средством использования блога позволяет комментировать позицию друг друга, использовать короткие фразы, аргументировать собственную точку зрения. В качестве недостатков автор называет усложнение коммуникации при использовании коротких фраз, поскольку это приводит к недопониманию. К положительным сторонам интернет-коммуникации авторы относят возможность познакомиться с интересами и увлечениями других участников процесса. Интернет-среда позволяет создать комфортное образовательное пространство для искреннего общения и самораскрытия. Благодаря информационным инструментам студенты могут примерять на себя разнообразные социальные роли, осознать собственные мотивы поведения. Общение онлайн не регламентируется некими нормами [17].
К.С. Есаулова утверждает, что результатом информационной революции, которая происходит в данный момент, должно стать создание новой информационной цивилизации. Активное использование аудиовизуальных средств в обучении, применение компьютерных технологий качественно изменяет поток информации, которую получает человек. В результате постоянного участия человека в создании новой информационной среды человек адаптируется к инновационным процессам. Информационные технологии оказывают существенное влияние на сознание человека и его культуру. У современных студентов быстрее развивается интеллект, логическое мышление и воображение. Автор выделяет компоненты информационной среды, к которой относятся информационные и коммуникативные компоненты [18].
Обосновывается актуальность исследования. В настоящее время особенно актуальным вопросом является интеграция Интернета в образовательной деятельности. Основным направлением становится определение способов использования информационных технологий в обучении. Реализация интернет-коммуникации способна расширить объём коммуникативных ситуаций, повысить мотивацию обучающихся к обучению, сформировать профессиональные компетенции, развить коммуникативные навыки [19]. Использование информационных технологий позволяет удовлетворить потребности в поиске, анализе и обработке информации, что способствует расширению возможностей реализации целей образовательной деятельности. Одной из важнейших задач современной системы высшего образования является развитие личности студента: он становится полноправным участником мирового информационного пространства. Инструменты информационной среды позволяют достичь принципа наглядности, включить в образовательный процесс наибольшее количество студентов. Интернет-коммуникация студентов позволяет сделать процесс обучения динамичным, задействовать не только зрение, но и эмоции, воображение.
МЕТОДОЛОГИЯ
Формирование целей статьи. Цель статьи заключается в описании роли интернет-коммуникации в образовательной среде для развития профессиональных компетенций будущих специалистов.
Постановка задания. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- описать особенности современного информационного общества;
- проанализировать недостатки интернет-коммуникации в рамках организации образовательного процесса;
- рассмотреть положительные стороны организации взаимодействия студентов в информационной среде.
Используемые методы, методики и технологии. В статье проанализированы особенности интернет-коммуникации, проведена систематизация и дедукция полученных данных. В процессе исследования был проведен анализ литературы по рассматриваемой теме, обобщен педагогический опыт. Статистические методы позволили получить количественные сведения о роли взаи-
ZHELTUKHINA Marina Rostislavovna Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.
INTERNET COMMUNICATIONS IN THE MODERN ... 2022. T. 11. № 1(38) ISSN online: 2712-8474
модействия участников образовательной деятельности. Среди педагогов был проведен опрос, касающийся достоинств и недостатков интернет-коммуникации в образовательном процессе. Опрос проводился в марте-апреле 2022 года. В опросе приняло участие 216 педагогов, имеющих опыт реализации взаимодействия студентов в информационном пространстве. Цель опроса состояла в определении положительных и отрицательных сторон коммуникации в онлайн-среде. Опрос педагогов проводился в онлайн-среде посредством использования Google-формы.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Современное общество характеризуется следующими особенностями. В приоритете стоят информационные электронные ресурсы перед печатными источниками [20]. Заметно проникновение информационных инструментов во все сферы жизнедеятельности. Наблюдается автоматизация процессов структурирования, передачи, анализа и обработки информации. В настоящее время любой человек имеет свободный доступ к информационным средствам. Люди успешно справляются с информационными кризисами.
В процессе исследования среди педагогов был проведен опрос, касающийся достоинств и недостатков интернет-коммуникации в образовательном процессе. В опросе приняло участие 216 педагогов, имеющих опыт реализации взаимодействия студентов в информационном пространстве. Респондентам предлагалось методом ранжирования определить положительные и отрицательные стороны коммуникации в онлайн-среде. Результаты позволили сделать следующие выводы. 88 % педагогов отметили отсутствие эмоционального контакта как одно из важнейших недостатков интернет-коммуникации. При реализации взаимодействия в информационной среде отсутствует непосредственная связь между участниками обучения, поэтому студенты не могут удовлетворить потребность в эмоциональном контакте. Полное исключение живого общения может негативно сказаться на усвоении учебного материала. Необходимо дозированное использование всех типов диалога для получения максимального результата от обучения.
В качестве отрицательной составляющей реализации интернет-коммуникации 62 % педагогов отметили иллюзию общения. Существует мнение, что использование интерактивных коммуникативных технологий может заменить живое общение с преподавателем. Однако в настоящий момент всё еще наблюдается ограниченность интерактивности, выраженную в наборе заранее продуманного функционала занятия. Обычно педагоги ограничиваются вопросами по теме. Использование мультимедиа вносит новизну в процесс обучения. Существует проблема организации обратной связи в информационном пространстве, когда у студентов отсутствует возможность проконсультироваться с преподавателем по возникающим вопросам.
Эффект присутствия выделили в качестве положительной стороны 45 % респондентов. Несомненно, личный контакт участников образовательного процесса способствует полноценному получению знаний. Однако использование голосовых сообщений, функций видеосвязи позволяет ощутить личный контакт с остальными субъектами обучения. Преимущество проведения конференции, в отличие от живого контакта, заключается в психологическом аспекте. Студент может отключить показ своего видео, выключить чат и ограничить общение с определенным кругом лиц. Контроль диалога позволяет студентам сосредоточиться на изучении важной информации.
Дисциплину и мотивацию в качестве положительной стороны выделили 34 % педагогов, однако 12 % респондентов назвали эти компоненты в качестве недостатков. Студентам в процессе реализации дистанционного об-20
учения предоставляется право выбора времени и места обучения. С другой стороны, такая свобода расслабляет студентов, позволяя отложить изучение материала на более поздний срок. Решением данной проблемы является использование преимущественно видеосвязи. Это способствует росту мотивации студентов к участию в обсуждении. Визуальный контакт и временные рамки позволяют контролировать проведение лекций и семинаров.
ОБСУЖДЕНИЕ
Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. Результаты опроса позволили сделать вывод о том, что онлайн-коммуникация является востребованным направлением развития современной системы образования. Одной из положительных сторон реализации коммуникации в электронной среде является эффект присутствия, о котором говорят в современных научных работах. Т.Н. Разуваева в своих исследованиях утверждает, что развитие информационно-коммуникативных технологий, комфортность виртуальной среды способствует переносу межличностного общения из реальной среды в интернет-пространство. Общение в онлайн-среде требует от участников обучения определенных умений ведения диалога, умение презентовать себя, выражать собственные мысли. Возможности интернет-коммуникации способствуют удовлетворению потребности в позитивной оценке со стороны остальных участников обучения [21].
Е.Г. Шаховалова, Н.Н. Шаховалов отмечают, что студенты высших учебных заведений массово используют информационные технологии и виртуальное общение в повседневной жизни. Авторы убеждены, что для сохранения чистоты русского языка важно соблюдать нормы общения, как в повседневном общении, так и на международных конференциях. Участники информационного пространства должны уметь правильно оформлять текст, продумывать последовательность своих сообщений, соблюдать правила культуры общения [22].
ВЫВОДЫ
Выводы исследования. Интернет и информационные технологии прочно вошли в коммуникативную педагогическую практику. Интернет-коммуникация представляет собой особый вид взаимодействия, проявляющийся в вербальной активности, специфическом этикете общения, возможности анонимно представлять свою точку зрения. Коммуникация в информационном пространстве может быть реализована как между студентами и педагогом, так и отдельно между обучающимися. В процессе исследования были выявлены положительные и отрицательные стороны реализации онлайн-коммуника-ции между участниками образовательного процесса. В связи с полученными результатами становится важным учитывать проблемы, присутствующие при организации онлайн-взаимодействия: проблемы социализации, социальных контактов, оптимального количества студентов, вопросы культурных различий. Активное использование информационных технологий для реализации взаимодействия студентов является важным инструментом повышения качества современного высшего образования.
Перспективы дальнейших изысканий данного направления. Развитие информационных технологий, повышение качества используемых инструментов обучения определяет необходимость изучения данного направления. Важно анализировать и описывать средства коммуникации, способствующие межличностному диалогу студентов, вовлечению в дискуссии любого участника процесса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Вишнякова, Е. А. Особенности современной интернет-коммуникации /Е. А. Вишнякова, Т. В. Дроздова, Л. Н. Полунина //Filologickë Vëdomosti. - 2018. - № 4. - С. 12-14. - EDN YODPJB.
2. Желтухина, М. Р. Медиатексты в современной массовой коммуникации /М. Р. Желтухина //Вестник Центра международного образования Московского государственного университета. Филология. Культурология. Педагогика. Методика. - 2013. - № 3. - С. 7-11. - EDN
OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA
Азимут научных исследований: педагогика и психология.
2022. Т. 11. № 1(38) ISSN online: 2712-8474
RCRVGL.
3. Человек и его дискурс - 5 : театр, массмедиа, политика, бизнес / Л. А. Борботько, М. Р. Желтухина, Е. Б. Пономаренко [и др.] ; Российская академия наук, Институт языкознания; Волгоградский государственный социально-педагогический университет; Институт иностранных языков, Кафедра теории английского языка, научно-исследовательская лаборатория «Дискурсивная лингвистика». — Москва-Волгоград : ПринТерра-Дизайн, 2017. — 248 с. — ISBN 978-598424-207-3. — EDN YJOUST.
4. Modern Media Influence: Mass Culture — Mass Consciousness — Mass Communication /M. R. Zheltukhina, N. I. Klushina, N. N. Vasilkova [et al.]//XLinguae. — 2017. — Vol. 10. —No 4. — P. 96-105. — DOI 10.18355/ XL.2017.10.04.09. — EDN ZPZJEV.
5. Желтухина, М. Р. Воздействие медиадискурса на адресата : учебное пособие: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050100 «Педагогическое образование» /М. Р. Желтухина. — Волгоград : Издательство ВГПУ «Перемена», 2014. — 91 с. — ISBN 978-5-9935-0312-7. — EDNRVTMLN.
6. Internet survey as a mobile digital technology for identifying the development of interethnic processes / T. Y. Tameryan, M. R. Zheltukhina, I. A. Zyubina [et al.] // Journal of Positive School Psychology. — 2022. — Vol. 6. — No 2. — P. 1984-1992. — EDN GRZIWR.
7. Морозова, Н. И. Психологические особенности и феномены интернет-коммуникаций /Н. И. Морозова //Инновационные процессы и корпоративное управление : материалы IX Международной заочной научно-практической конференции, Минск, 15—31 марта 2017 года. — Минск: Национальная библиотека Беларуси, 2017. — С. 171-172. — EDN YPVRIT.
8. Литвиненко, Ж. М. Особенности репрезентации концептуальной метафоры «интернет-пространство» в англоязычной и русскоязычной интернет-коммуникации /Ж. М. Литвиненко // Теория языка и межкультурная коммуникация. — 2017. — № 4(27). — С. 77-84. — EDN ZXPNHL.
9. Родионова, Т. С. Психологические особенности интернет-коммуникаций студенческой молодежи / Т. С. Родионова, А. Н. Захарова // Сборник научных трудов молодых ученых и специалистов / А.Н. Захарова (отв. редактор). — Чебоксары : Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова, 2014. — С. 148-153. — EDN VQIVGH.
10. Алешугина, Е. А. Интерактивные технологии в процессе преподавания теоретических языковых дисциплин / Е. А. Алешугина, Г. К. Крюкова, Н. В. Молькин // Великие реки' 2014 : Труды конгресса 16-го Международного научно-промышленного форума: в 3-х томах, Нижний Новгород, 13—16 мая 2014 года / Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет. — Нижний Новгород: Нижегородский государственный архитектурно-строи-тельныйуниверситет, 2014. — С. 279-281. — EDN UKZAYP.
11. Кутепова, Л. И. Интерактивные технологии обучения бакалавров сервиса / Л. И. Кутепова, М. О. Сундеева // Социально-экономические проблемы развития муниципальных образований : материалы и доклады XXIII Международной научно-практической конференции, Княгинино, 24—28 сентября 2017 года. — Княгинино: Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, 2018. — С. 161-164. — EDNXONPYT.
12. Лапшова, А. В. Инновационная проектная деятельность в учебном процессе профессиональной образовательной организации / А. В. Лапшова, Н. С. Петрова, Н. В. Сырова // Человек и образование.
— 2016. — № 4(49). — С. 121-124. — EDN YTDMNI.
13. Рогачева, Н. Б. Типы вторичных речевых жанров в интернет-коммуникации / Н. Б. Рогачева // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. — 2011. — Т. 11. — № 2. — С. 34-39. — EDNNVUJMJ.
14. Кененбаев, Е. Т. Изменение взаимодействия невербальных и вербальных средств коммуникации в социальной сети Интернета / Е. Т. Кененбаев //Иностранные языки в Узбекистане. — 2020. — № 2(31).
— С. 70-80. — DOI 10.36078/1588575386. — EDNHXCVKF.
15. Гронский, И. А. Социально-философские основания активности Интернет-аудитории в сетевой коммуникации : специальность 09.00.11 «Социальная философия» : диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук / Гронский Иван Александрович.
— Нижний Новгород, 2011. — 198 с. — EDN QFHKAV.
16. Никитина, Д. А. Особенности интернет-коммуникации / Д. А. Никитина, Л. В. Попова //Национальная Ассоциация Ученых. — 2015. — № 2-8(7). — С. 130-132. — EDN YNWUQT.
17. Юдашкина, В. В. Влияние интернет-технологий на студенческую коммуникацию / В. В. Юдашкина, О. Е. Яцевич // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. — 2021. — № 2(71). — С. 148-155. — DOI 10.26105/SSPU.2021.71.2.013. — EDN YKYVNZ.
18. Есаулова, К. С. Интернет-коммуникация как основа информационной среды / К. С. Есаулова // Вестник науки. — 2020. — Т. 3. — № 1(22). — С. 41-45. — EDNFMWSKB.
19. Дуальная система в профессиональном образовании при сетевом взаимодействии профессиональной образовательной организации и предприятия / А. Ю. Петров, Н. С. Петрова, О. Н. Филатова, Н. В. Васильева. — Нижний Новгород : федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», 2018. — 74 с. — EDN YWGTQL.
20. Петров, А. Ю. Методология дуальной системы профессионального образования в сетевом взаимодействии образовательных организаций / А. Ю. Петров, Л. Б. Бахтигулова, М. Н. Булаева. —Москва : Московский государственный университет леса, 2016. — 70
ЖЕЛТУХИНА Марина Ростиславовна ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ...
с. - EDN JKXYZY.
21. Разуваева, Т. Н. Интернет-коммуникации подростков: психологический аспект / Т. Н. Разуваева //Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 63-2. - С. 340-344. - EDNNOEGFY.
22. Шаховалова, Е. Г. Проблемы соблюдения речевого этикета в интернет-коммуникациях / Е. Г. Шаховалова, Н. Н. Шаховалов // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. - 2020. - Т. 39. - № 3. - С. 455-465. - DOI 10.18413/2712-7451-2020-39-3-455-465. - EDN DRMWVU.
Received date: 2022.07.01 Approved date: 2022.08.22 Accepted date: 2022.08.29