УДК 378.147.34
DOI: 10.26140/anip-2021-1001-0023
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
© Автор(ы) 2021 SPIN: 3626-7394 AuthorlD: 660279
ЕЖОВА Юлия Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Зарубежная лингвистика» Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (603090, Россия, Нижний Новгород, пр. Гагарина, д. 23, e-mail: [email protected]) Аннотация. В данной статье описаны особенности организации образовательного процесса в условиях информационно-образовательной среды. В работе обосновывается необходимость целенаправленной работы по реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, с учетом функционирования электронной информационно-образовательной среды. Проанализированы различные трактовки информационно-образовательной среды в научной литературе. Представлены преимущества обучения с применением информационно-коммуникационных технологий. В частности, повышается ответственность студентов за своё обучение, что в свою очередь положительно влияет на эффективность самообучения. Описаны разные форматы online-обучения и возможности применения дистанционных образовательных технологий в целях привлечения студентов к активной учебной деятельности. Обобщается опыт практической работы по организации online-обучения, выявляются трудности организации online-обучения студентов с использованием вебинарных платформ, описываются возможные пути решения. К основным трудностям преподаватели относят в первую очередь ограниченность технических возможностей Интернет-канала для массового использования, сложность контроля со стороны педагогов, потеря внимания студентов и др. Описаны современные технические возможности многих веби-нарных платформ. Подчеркивается роль знаний психолого-дидактических особенностей online-обучения и наличия определенных компетенций преподавателя в условиях информационно-образовательной среды. Описаны факторы, определяющие эффективность образовательного процесса в условиях информационно-образовательной среды.
Ключевые слова: Информационно-образовательная среда, вебинары, информационно-коммуникационные технологии, особенности организации образовательного процесса с применением ИКТ.
FEATURES OF THE ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT
© The Author(s) 2021
EZHOVA Yulia Mikhailovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department «foreign linguistics» Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod (603950, Russia, Nizhnij Novgorod, Prospekt Gagarina, 23, e-mail: [email protected]) Abstract. This article describes the features of the organization of the educational process in the information and educational environment. The paper substantiates the necessity for targeted work on the implementation of educational programs using e-learning, distance learning technologies, taking into account the functioning of the electronic information and educational environment. Various interpretations ofthe information and educational environment in the scientific literature are analyzed. The advantages of training with the use of information and communication technologies are presented. In particular, students ' responsibility for their learning process increases, which in turn has a positive effect on the effectiveness of self-education. Various formats of online teaching and the possibility of using distance learning technologies to motivate students to take an active part in the learning process are described. The article summarizes the experience of organizing online training, identifies the difficulties with organizing online training of students using webinar platforms, and describes possible solutions. Teachers primarily relate such difficulties to the limited technical capability of the Internet channel for mass use, the complexity of control by teachers, the loss of attention of students, etc. Modern technical features of many webinar platforms are described. The role of knowledge of psychological and didactic peculiarities of online teaching and the teacher's competences in the information and educational environment are emphasized. The article describes the factors that determine the effectiveness of the educational process in the information and educational environment.
Keywords: features of the organization of the educational process in the information and educational environment, learning with help of IT.
Все компьютеры в мире ничего не изменят без наличия
увлеченных учащихся, знающих и преданных своему делу преподавателей, неравнодушных и осведомлённых
родителей, а так же общества, в котором подчёркивается
ценность обучения на протяжении всей жизни.
Билл Гейтс
Постановка проблемы. Организация и реализация образовательного процесса с учетом требований ФГОС относительно информационно-образовательной среды образовательной организации относятся к важным задачам современного образования на всех его уровнях. В частности, это отражено в нормативных документах. Приказом Министерства просвещения РФ от 2 декабря 2019 г. утверждена целевая модель цифровой образовательной среды (ЦОС) [1]. Она разработана в целях развития и регулирования ЦОС в сфере общего образо-
вания, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания в рамках полномочий Министерства просвещения России.
С 1 сентября 2020 года по 31 декабря 2022 года Правительством РФ предлагается провести эксперимент по внедрению целевой модели ЦОС [2]. В эксперименте будут участвовать 14 субъектов РФ. Проект разработан Министерством просвещения совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. Он нацелен на расширение доступа учащихся к качественным программам обучения. В процессе внедрения целевой модели ЦОС создается платформа ЦОС за счет создания, развития и интеграции (взаимодействия) совокупности информационных систем. Выполняются работы по оснащению образовательных организаций материально-технической базой и информационно-телекоммуникационной инфраструктурой, а также работы по разработке контента и
Азимут научных исследований: педагогика и психология.
2021. Т. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474
др. Эксперимент - часть глобальной работы в рамках нацпроекта «Образование», задачей которого является создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней. Кроме того утвержден федеральный проект «Цифровая школа», рассчитанный на 2018-2024 годы. Проект предусматривает широкое внедрение таких цифровых информационных технологий в образовательный процесс, как электронные дневники, электронные журналы и оценки, электронный кабинет учителя, электронное портфолио обучающегося, опНпе-образование и т. д. [3]. Создание информационно-образовательной среды в вузе и школе является одной из приоритетных задач на федеральном уровне. Важным фактором, определяющими эффективность образовательного процесса в условиях информационно-образовательной среды, является изменение содержания, методов и организационных форм обучения.
Анализ публикаций по теме исследования. В нормативных документах ЦОС определяется как совокупность условий для реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, с учетом функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся [1, 2, 3].
Понятие информационно-образовательной среды (ИОС) или информационно-образовательного пространства трактуется в научной литературе по-разному. Приведем некоторые определения:
- системно организованная совокупность информационного, технического и учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком, как субъектом образовательного процесса [4];
- единое информационное пространство, объединяющее информацию, как на традиционных, так и электронных носителях; компьютерно-телекоммуникационные учебно-методические комплексы и технологии взаимодействия; педагогическую систему нового уровня, которая включает в себя материально-техническое, финансово-экономическое, нормативно-правовое обеспечение [5];
- многокомпонентный комплекс образовательных ресурсов и технологий, которые обеспечивают информатизацию и автоматизацию образовательной деятельности учебного заведения [6];
- пространство осуществления личностных изменений людей в образовательных целях на основе
- использования современных информационных технологий [7];
- неразрывное единство информации, средств ее хранения и производства, методов и технологий работы, обеспечивающих получение информации субъектами в целях образования [8];
- эффективное средство управления процессом информатизации [9];
- совокупность единой базы данных, технологий их сопровождения и использования; информационных телекоммуникационных систем, обеспечивающих информационное взаимодействие и удовлетворение информационных потребностей участников образовательного процесса (администрации образовательной организации, педагогов, обучающихся, родителей (законных представителей), социальных партнеров) [10] и др.
Анализ определений позволяет сделать вывод, что понятие ИОС включает множество аспектов, предполагает совокупность информационных ресурсов и основано на использовании информационно- коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательных целях._
Цель исследования состоит в сравнительном анализе обучения с использованием Интернет-технологий и традиционных форм обучения, выявлении преимуществ и недостатков e-learning и определении факторов, повышающих эффективность образовательного процесса в условиях ИОС.
Результаты исследования. Обучение, основанное на использовании ИКТ имеет ряд преимуществ перед традиционным. В первую очередь речь идет о доступности образования для большего круга людей, в т.ч. для людей с ограниченными возможностями передвижения и лиц, проживающих далеко от образовательного учреждения. Неоспоримым преимуществом является тот факт, что online-обучение проходит с использованием сервисов Web 2.0, которые являются бесплатным ресурсом.
Aschemann B. описывает особенности online-обучения в асинхронном формате, т.е. в формате, не предполагающим одновременный прием и передачу информации. Асинхронное online-обучение ориентировано в первую очередь на самостоятельное изучение материалов, чтение книг и учебников, блогов, решение тестов, задач, просмотр обучающих презентаций и видеоуроков, прослушивание аудио и т.д. Автор отмечает следующие преимущества oniine-обучения:
- отсутствие необходимости быть в нужном месте в нужное время;
- больше возможностей к кооперации;
- возможность создания больших групп и больше времени для обмена мнениями и опытом;
- возможность внутренней дифференциации, индивидуального подхода;
- возможность работать в удобном для себя темпе, повторять при необходимости материал, выбирать средства обучения;
- возможность получить образовательные услуги независимо от места проживания;
- больше открытых образовательных ресурсов, более простой доступ к информации;
- возможность выбора параметров обучения и за счет этого экономичность;
- создание новых форм обучения, комбинирующих традиционное обучение и online-технологии [11].
Online-обучение все больше набирает обороты в системе высшего образования. Оно ориентировано на решение многих задач, в т.ч. на активное вовлечение студентов в научный процесс при создании виртуальных научных лабораторий, межвузовских творческих групп, проведения online-конференций, студенческих научных форумов и др. форм научного межвузовского сотрудничества студентов [12].
Сегодня существует огромное количество online-курсов самых различных направлений во всех странах, будь то курсы повышения квалификации практически по любой специальности или курсы иностранного языка. В Германии, например, по данным общества Bitkom (2018), 45% прошедших обучения на курсах повышения квалификации, использовали для этого различные приложения, online-лекции или вебинары [13].
Образовательные учреждения давно используют возможности Интернета в целях оптимизации образовательного процесса. 2020 год привнес большие изменения в организацию обучения в ВУЗах и школах на территории РФ. В связи с необходимым в условиях пандемии переходом на дистанционное обучение Всемирная паутина из дополнительного, вспомогательного инструмента превратилась в единственно возможное средство обучения. В нашем университете студенты занимались большей частью в таком формате online-обучения как вебинары.
Кембриджский словарь дает определение вебинара как единовременной встречи группы людей в интернете для обучения или обсуждения чего-либо [14]. Kieberl M. L. в своей работе критикует современное понимание ве-бинара. Слово вебинар, как известно, берет свое начало
от слов Web и Seminar, что, по мнению ученого, предполагает традиционный формат семинара с активным взаимодействием немногочисленных участников. Это вызывает критику, поскольку в реальности группы могут быть чрезвычайно большие, а интерактивность сводится к минимуму [15]. В данной статье под вебинаром понимается занятие, проводимое в режиме реального времени на основе платформы, позволяющей организовывать аудио- или видеоконференции.
Популярность вебинары приобретали уже достаточно давно в связи с распространением такой образовательной концепции как blended learning, комбинирующей традиционное обучение с дистанционными образовательными технологиями. В специальной литературе существуют и другие названия такого рода обучения (гибридное обучение — hybrid learning, комбинированное обучение — mixed-model instruction, интегрированное, или веб-расширенное, обучение — web-enhanced instruction) [11, 16].
Blended learning имеет возможности реализации не только в рамках высшего, но и среднего общего и профессионального образования, а также при организации различных дополнительных и профильных курсов, углубленного изучения дисциплины, ликвидации пробелов в знаниях, подготовки к ЕГЭ, квалификационным экзаменам, курсов повышения квалификации, профессиональной переподготовки и т. д. [17]. В литературе описаны различные формы blended learning, в зависимости от того, каким образом комбинируются друг с другом традиционное и online-обучение, и насколько такая форма обучения может быть интегрирована в профессиональную жизнь человека [18].
Ebner, Schön и Käfmüller пишут о blended learning, как о комбинированном обучении с доминирующей ролью интернет-технологий, придавая такому формату не меньшее значение, чем привычному для нас смешанному обучению, где дистанционные и online-методы носят вспомогательный, поддерживающий характер. Ученые используют при этом термин „inverse blended learning" [19].
Деятельность педагога в процессе обучения в условиях ИОС приобретает новые характеристики. Проводя занятия в форме вебинаров, преподаватель имеет меньше возможностей повлиять на участников с помощью своих личных данных, проявить личное педагогическое мастерство [20]. В этом, безусловно, преимущество очного обучения. Одно из исследований на тему online-обучения показало, что люди, проходившие обучение на различных online-курсах, совсем не предусматривающих личные встречи с педагогом, чаще не доводят свое обучение до конца [19]. Поскольку технические средства связи не могут передать эффект личного обаяния педагога, на передний план выступает коммуникативная механика (применение коммуникативного, перцептивного и интерактивного методов общения).
Вебинар - интерактивная форма учебного занятия. С помощью учебных задач, проблемных ситуаций, заданий преподаватель создает предметный и социальный контексты деятельности, которые, с одной стороны, повышают мотивацию к изучению предмета, с другой стороны, развивают интерес к будущей профессиональной деятельности. Интерактивные технологии эффективно применяются в аспекте компетентностного подхода. Данный подход заложен в качестве базового в современных ФГОС высшего образования и предполагает ориентацию на формирование компетенций как результата обучения. Мы используем термин контекстно-ком-петентностный подход, подчеркивая формирование компетенций в процессе обучения, осуществляемого в профессиональном контексте, т.е. через моделирование предметно-социального содержания профессиональной деятельности [21].
Обобщение опыта работы по организации online-обучения, опросы, личные наблюдения и анализ науч-
ной литературы позволяют сделать следующие выводы. Трудности, возникающие у преподавателей в процессе организации образовательного процесса в условиях ИОС, могут быть связаны с отсутствием опыта работы со студентами в виртуальной среде. Возникает необходимость в ускоренном режиме осваивать принципы организации учебного процесса с использованием ИКТ.
Слабым звеном в проведении вебинаров, исходя из личного опыта и опыта моих коллег, является нестабильное соединение с интернетом. Студенты, находясь в период карантина в различных регионах РФ (иногда достаточно удаленных от городов), испытывают технические трудности, такие, как отсутствие высокоскоростного канала к сети Интернет, отключение электроэнергии во время занятия или выход из строя технического средства. Отсутствие технических проблем является одним из главных предпосылок для организации эффективного взаимодействия со студентами. Занятие по практике иностранному языку, например, всегда проводится в диалоговой форме, т.к. на передний план выступает развитие коммуникативных навыков, и в целом, готовности к межкультурной коммуникации. Технические возможности часто в действительности не позволяют использовать камеру в работе с группой, приходится отказываться от видеосвязи в пользу более качественного звучания. Таким образом, исключается возможность видеть такие невербальные средства коммуникации, как жесты, мимика, взгляд, поза. Как известно, они облегчают коммуникативный процесс, делают его психологически более комфортным. Кроме того невербальным средствам общения придается большое значение в процессе межкультурного взаимодействия. По мнению некоторых ученых, они могут в некоторых ситуациях оказаться более действенными, чем вербальные средства коммуникации [22, 23]. При отсутствии визуального контакта труднее удержать внимание студентов. При планировании и проведении вебинаров с учащимися важно не только уметь использовать современные информационно-коммуникационные технологий в качестве средств обучения, но и знать приемы, с помощью которых преподаватель может обеспечить внимание студентов на протяжении всего занятия. Учащимся трудно сохранять способность к концентрации на online-лекции, если она длится более часа, рассчитана только на восприятие и запоминание информации, т.е. не подразумевает взаимодействия с лектором, особенно, если студенты не могут следить за мимикой, жестами, движениями преподавателя через Web-камеру [24, 25].
К недостаткам вебинара некоторые преподаватели относят недостаточную возможность контроля. Без подключения студентами Web-камеры сложно оценить насколько хорошо они могут воспроизводить по памяти тексты или выражения или отвечать самостоятельно на вопросы. С другой стороны, это можно рассматривать и как преимущество, так как функция контроля со стороны преподавателя переходит в функцию самоконтроля студентов, что, в свою очередь повышает ответственность студентов за свою учебно-познавательную деятельность. Принятие ответственности за своё обучение является одним из факторов, влияющих на эффективность самообучения.
Сложно организовывать работу в парах или малых группах, если необходимо время на подготовку какого-либо совместного задания. Существуют, однако, платформы, например, Zoom, которые позволяют разделить участников на группы, каждая из которых будет работать в своем онлайн-кабинете, не мешая другим рабочим группам. Преподаватель может при этом перемещаться из одного онлайн-кабинета в другой во время обсуждения и подготовки студентов. Для презентации результатов малые группы снова объединяются в одну общую итоговую. Но, к сожалению, такая функция есть далеко не у многих платформ.
При некоторых ограниченных технических возмож-
Азимут научных исследований: педагогика и психология.
2021. Т. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474
ностях для массового использования сети Интернет в образовательных целях, вебинарные платформы имеют свои преимущества, например:
- возможность проведения занятия в режиме реального времени, что позволяет преподавателю отслеживать реакции студентов, своевременно выявлять трудные моменты, следить за вовлеченностью студентов в учебный процесс, сразу отвечать на вопросы, вовлекать в работу все участников;
- возможность демонстрации видео, презентаций, документов;
- совместное использование виртуальной доски (Whiteboard);
- возможность обмена файлами между преподавателем и студентами (напр., учебные задания, письменные работы студентов);
- чат (возможность общаться в реальном времени в устной и письменной форме с учащимися или одним из них, писать вопросы, комментарии или дополнения по теме, не мешая при этом остальным);
- возможность проводить опросы и голосования с возможностью вывода результатов сразу на экран;
- демонстрация рабочего стола;
- возможность видеозаписи вебинаров. (возможность повторения материала).
Разработка дистанционных курсов, в том числе, построенных на видеоконференциях, более трудоемко, требует достаточного уровня квалификации и может быть успешной только при учете психолого-педагогических особенностей данной формы обучения [27]. Марчук Н.Ю. рассматривает особенности основных компонентов дистанционного обучения: субъектов образования, системы коммуникаций между ними и среды, в которой разворачивается процесс обучения. Дистанционная модель обучения как базовая составляющая предусматривает передачу информации в специальной информационно-образовательной среде (виртуальной). Специфика среды кардинальным образом влияет на все компоненты учебной деятельности: учебную мотивацию, учебную ситуацию, контроль и оценку обученности учащихся. Психолого-дидактические особенности дистанционной формы обучения, по мнению автора, предопределяют организацию данной формы обучения, средства и методы, а также формы контроля и оценочную деятельность [26].
Выводы. Организация образовательного процесса в условиях ИОС дает возможности к самореализации студентов, повышает учебную мотивацию, стимулирует самообразование, а также расширяет пространство для проявления творчества преподавателей. Эффективность образовательного процесса в условиях ИОС определяется, на наш взгляд, следующими факторами:
- техническое обеспечение;
- владение ИКТ-компетенциями;
- проектирование образовательного процесса в ИОС в русле контекстно-компетентностного подхода;
- наличие системы оценивания знаний / контроль знаний / зачеты / экзамены;
- обширный, правильно структурированный учебный материал;
- возможность взаимодействия участников курса между собой и с преподавателем;
- персональная поддержка;
- наличие обратной связи.
Современные технические возможности многих ве-бинарных платформ позволяют строить занятия интересно и разнообразно, повышать мотивацию студентов к изучению предмета. При этом студентам необязательно иметь компьютер. Достаточно иметь телефон, имеющий возможность выхода в сеть Интернет. При проектировании образовательного процесса с применением ИКТ компьютерная грамотность преподавателя имеет значение, однако, прежде всего, необходимо умение педагога творчески подходить к организации online-занятия, а
также знание психолого-дидактических и методических возможностей информационных технологий. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Приказ Министерства просвещения РФ от 2 декабря 2019 г. N 649 "Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды". URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73235976/. (дата обращения: 10.07.2020).
2. Проект Постановления Правительства РФ «О проведении в 2020 - 2022 годах эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11916/f8791f392f9d1e6ee4c04f-05c81eed2831c4efc2/. (дата обращения: 10.07.2020).
3. Приложение к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. № 3. Паспорт федерального проекта «Цифровая школа». [Электронныйресурс]. URL: http://www.edu54.ru/upload/files/2016/03/Федеральный%20 проект%20Цифровая%20образовательная%20среда.pdf. (дата обращения: 10.07.20).
4. Ильченко О. А. Стандартизация новых образовательных технологий / О. А. Ильченко //Высшее образование в России — 2006. — №4. — с. 42-47.
5. Андреев А.А. Основы открытого образования. // Отв. ред. В. И. Солдаткин. - Т. 2 - Российский государственный институт открытого образования. - М.: НИИЦ РАО, 2002. - 680 с.
6. Ахметов Б.С., Бидайбеков Е.Ы. Информационная образовательная среда вуза: разработка, внедрение, перспективы [электронный ресурс] 3-я Всероссийская научно-практическая конференция-выставка.- Омск, 2006. URL: http://www.omsu.ru/conference/stat.php. (дата обращения 23.07.20).
7. Богословский, В. И. Информационно-образовательное пространство - область функционирования педагогических информационных технологий [Электронный ресурс] / В. И. Богословский, В. А. Извозчиков, М. Н. Потемкин // Х юбилейная конференция-выставка «Информационные технологии в образовании» / МИФИ. - М., 2000. -Ч. 3. — С. 103-104. Режим доступа: ftp://ftp.unilib.neva.ru/etu/Bogoslov_ lT02000.pdf (дата обращения: 09.07.2020).
8. Иванова, Е. О. Дидактика в информационном обществе / Е. О. Иванова, И. М. Осмоловская //Педагогика, 2009. — № 10. — С. 8—15.
9. Курова Н.Н. Информационная среда образовательного учреждения как управленческий ресурс современного руководителя школы [электронный ресурс] Конференция «Информационные технологии в образовании. — М.- 2005. - URL: http://www.ito.su/main.php?pid=26&fid =5434&PHPSESSlD=00a0f682fb916586aca80c70e80f2ab0 (дата обращения 22.06.20)
10. Лушников И.Д. Цифровая школа как ресурсный центр сетевого взаимодействия / Лушников И.Д. // Справочник заместителя директора школы.- 2013.-№10.- С.66-88, №11.-С. 82-92.
11. Aschemann Birgit. Digitalisierung, Didaktik, Internettechnologien. Pädagogische Schriftenreihe des BFI OÖ / BAND 5. herausgegeben von Mag." Katja Hemedinger Berufsförderungsinstitut Oberösterreich. 2018. 79 S. URL: https://www.bfi-ooe.at/fileadmin/user_upload/PDF/Band-5-Paedagogische- Schriftenreihe.pdf. (дата обращения: 05.07.2020).
12. Абсалямова С.Г., Мухаметгалиева Ч.Ф., Хуснуллова, А.Р.Активизация научно-исследовательской работы студентов как фактор сокращения инновационного разрыва с развитыми странами // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2015. Т. 17. № 2-4. С. 717-721.
13. Bitkom Bundesverband Informationswirtschaft, Telekommunikation und neue Medien e.V. (Hg.) 2018: Fast jeder Zweite bildet sich online weiter. URL: https://www.bitkom.org/Presse/Presseinformation/Fast-jeder-Zweite-bildet-sich-online-weiter.html. (дата обращения: 20.05.2020).
14. Сambridge Dictionary [Электронный ресурс]. —URL: https:// dictionary.cambridge.org/dictionary/english/webinar (дата обращения: 06.26.2020).
15. Kieberl M. L. Welche Anreize haben Lehrende, sich via eLectures der Virtuellen PH fortzubilden? In: Rektorat der PH Burgenland (Hrsg.): ph publico 14. impulse aus wissenschaft, forschung und pädagogischer praxis. schriften der pädagogischen hochschule burgenland. E. Weber Verlag. — Eisenstadt. - 2018. S.53-74. URL: https://www.virtuelle-ph.at/ publikationen/#2018 (дата обращения 09.06.2020).
16. Arnold P., KillianL., ThillosenA., ZimmerG. HandbuchE-Learning. Lehren und Lernen mit digitalen Medien. 4., erw. Aufl. Bielefeld: W. Bertelsmann.ln: Magazin erwachsenenbildung.at. Das Fachmedium für Forschung, Praxis und Diskurs. Ausgabe 30, - 2017. Wien. — 605 S. URL: http://www.erwachsenenbildung.at/magazin/17-30/meb17-30.pdf (дата обращения: 05.06.2020).
17. Сэкулич Н.Б. Электронная информационно-образовательная среда университета: принципы построения и структура. Сэкулич Н.Б. Вестник Бурятского государственного университета. 2016. № 4. С. 114-120.
18. Kulmer Karin. Digitales Lernen wird mobiler und interaktiver. // Erwachsenenbildung.at. - 2018. Redaktion / CONEDU. URL: https://er-wachsenenbildung.at/aktuell/nachrichten/12166-digitales-lernen-wird-mo-biler-und-interaktiver.php. (дата обращения: 04.05.2020).
19. Ebner Martin, Schön Sandra, Käfmüller Kathrin. Inverse Blended Learning bei „Gratis Online Lernen" — über den Versuch, einen Online-Kurs für viele in die Lebenswelt von Einsteigerinnen zu integrieren. In: Nistor, Nicolae / Schirlitz, Sabine (Hrsg): Digitale Medien und interdisziplinarität.
Herausforderungen, Erfahrungen, Perspektiven. Münster/New York: Waxmann, - 2015. S. 197-206. URL: https://www.waxmann.com/fileadmin/ media/zusatztexte/3338Volltext.pdf. (дата обращения: 04.05.2020).
20. Долганова Н.А., Тришкина Н.А. Вебинар как инструментарий преподавателя в дистанционных образовательных технологиях. // Сб. Юридический и экономический форум Межвузовский сборник научных трудов, написанный по результатам круглого стола и конференций. 2019. С. 69-77.
21. Ежова Ю.М., Ронжина Н.А. Лингвообразование студентов-медиков на основе контекстно-компетентностного подхода. // Научно-аналитический журнал «Современное педагогическое образование». Москва: «Издательство «КноРус». ISSN 2587-8328; 2019. №8. C. 60-65. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39563722. (дата обращения: 10.09.2019)
22. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. -Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2000. — 376 с.
23. Смирнова М.Н. Роль невербальных средств для оптимизации процесса обучения иноязычному общению. //В сборнике: Актуальные вопросы лингводидактики и методики преподавания иностранных языков. // Сборник научных трудов XVМеждународной научно-практической конференции. 2018. С. 179-182.
24. Creelman, A.; Arnason, H.; Röthler, D.: Webinars as Active Learning Arenas. European Journal of Open, Distance and E-learning, 20. Jg, Nr. 2. — 2017. URL: http://www.eurodl.org/?p=current&sp=brief&arti cle=757 (дата обращения: 01.06.2020).
25. Ekren Gülay. Existing criteria determining course quality in distance education. In: The Online Journal in Higher Education (TOJQIH) (4), S. 17—24. — 2017. URL: http://www.tojqih.net/journals/tojqih/articles/ v04i04/v04i04-04.pdf. (дата обращения: 17.12.2019).
26. Марчук Н.Ю. Психолого-педагогические особенности дистанционного обучения. // Педагогическое образование в России. 2013. № 4. С. 78-85.
Статья поступила в редакцию 01.08.2020 Статья принята к публикации 27.02.2021