Научная статья на тему 'Сетевая модель повышения квалификации'

Сетевая модель повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / EDUCATIONAL STAFF / NETWORK INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рытов Алексей Иванович

Проблема формирования кадрового потенциала. Формирование педагогического сообщества. Образовательная сеть как среда. Элементы сетевого объединения. Модель образовательной сети, механизмы сетевого взаимодействия. Компоненты сетевой среды повышения квалификации. Структура индивидуального образовательного маршрута (программы) повышения квалификации. Проектный режим работы. Конвертация результата сетевого взаимодействия в результаты повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сетевая модель повышения квалификации»

СЕТЕВАЯ МОДЕЛЬ

повышения квалификации

Алексей Иванович Рытов,

директор Московского центра качества образования, доцент, кандидат педагогических наук

Проблема формирования кадрового потенциала относится к комплексной сфере — управлению человеческими ресурсами, основная задача которого состоит в эффективном сохранении, воспроизводстве и рациональном использовании профессионально подготовленного потенциала, отвечающего потребностям сегодняшнего и завтрашнего дня.

• повышение квалификации • педагогические работники • сетевое взаимодействие

За последние десятилетия в России был накоплен значительный научно-методический потенциал, связанный с реализацией проектов в рамках ФЦПРО и ПНПО. Возможность эффективного использования инновационного потенциала инициировала одну из ключевых идей модели системы повышения квалификации — формирование педагогического сообщества, объединённого общим пониманием основных направлений модернизации российского образования, деятельность которого основана на сетевом взаимодействии.

Образовательную сеть мы рассматриваем как среду, в которой любое образовательное учреждение или педагог могут взаимодействовать с любым образовательным и другим учреждением или педагогом по совместной работе: обмену идеями, созданием нового интеллектуального продукта1.

1 Рытов А.И. Новые ориентиры системы повышения квалификации педагогических работников: федерально-региональный подход // Стандарты и мониторинг в образовании. 2011. № 2.

Первичным элементом сетевого объединения выступает прецедент взаимодействия, сетевое событие (проект, семинар, встреча, обмен информацией). Каждый человек может вступать в определённое взаимодействие с сетью, и это взаимодействие составляет содержание индивидуального образовательного развития каждого человека, школы, образовательной среды.

Сетевое взаимодействие — это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному сообществу и обществу в целом инновационные модели содержания образования, экономики образования, управления системой образования и образовательной политики.

Под сетевым взаимодействием мы понимаем способ деятельности по совместному использованию информационных, инновационных, методических, кадровых ресурсов. Эти ресурсы могут меняться в ходе взаимодействия. Сетевое взаимодействие возможно только между теми элементами сети, которые субъектно

автономны и не подчинены навязанному сверху кодексу взаимоотношений, который по своей сути противоречит сетевому подходу.

Сетевое взаимодействие возможно при определённых условиях:

• совместная деятельность участников сети;

• общее информационное пространство;

• механизмы, создающие условия для сетевого взаимодействия.

Механизмом сетевого взаимодействия, с нашей точки зрения, может быть координационный совет сети, ключевыми функциями которого будут экспертная деятельность и поиск способов по предъявлению наработок участников сети профессиональному сообществу и всему обществу.

Сетевое взаимодействие даст эффект при выполнении следующих условий:

• наличие у каждого из членов сети некоторого, пусть ограниченного, но качественного ресурса;

• добровольное распределение направлений (разделов, блоков) между членами сети для более глубокого изучения и создания качественного ресурса;

• обязательное качественное приращение при использовании сетевого ресурса;

• формирование общесетевого ресурса.

При сетевом взаимодействии не только распространяются инновационные разработки, но также происходит диалог между участниками и отражение опыта друг друга, а также отображение процессов, которые происходят в системе образования в целом. Инновации в условиях образовательной сети приобретают эволюционный характер, что связано с непрерывным обменом информацией и опытом, отсутствием требования обязательного внедрения.

Модель образовательной сети предполагает, что каждый её участник проявляет себя в нескольких аспектах: интерес, возможности, идея, деятельность, взаимодействие, проигрывает свои возможные действия, прини-

мает решения. Сетевое взаимодействие эффективно тогда, когда не все события сети спланированы заранее, а создаются по собственной инициативе участников, исходя из потребностей, и именно по этой причине оказываются интересными для других участников сети.

Процесс становления сети включает четыре основных этапа:

• информационно-аналитический;

• мотивационно-целевой;

• организационно-исполнительский;

• контрольно-диагностический с выходом на конечные результаты деятельности.

В сетевом пространстве мы выделяем следующие процессы: функционирование, развитие, управление.

Необходимость в управлении появляется тогда, когда требуется организовать взаимодействие разных групп людей. Сущность управления в том, чтобы это взаимодействие было целенаправленным.

Сетевое взаимодействие в повышении квалификации как педагогическая проблема ориентирует нас на изучение, разработку и создание сетевой среды, в которой может развиваться эта модель. Сетевое образование не следует отождествлять с использованием компьютерной сети, Интернета, хотя информационно-коммуникационные технологии, по-видимому, станут его естественным элементом. Взаимодействие в сети связано с иным содержанием и организацией, другим методическим и кадровым обеспечением всей образовательной инфраструктуры. Взаимодействие предстаёт не как традиционная «вертикальная», иерархически организованная система, а как горизонтальная, самоорганизующаяся сеть. Доминирующие в ней связи и отношения — не субординационные, а информационные и кооперационные, партнёрство и сотрудничество.

Сетевая среда повышения квалификации имеет четырёхкомпонентную структуру:

• субъектный компонент;

• пространственно-предметный компонент;

• технологический компонент;

• социальный компонент.

Субъектный компонент. Субъектом сетевого взаимодействия в сетевых программах повышения квалификации может выступать каждый педагогический работник, независимо от его профессиональной специализации и географической принадлежности. В повышении квалификации могут также принимать участие группы педагогов, школьные команды, представляющие интересы образовательных учреждений как коллективные субъекты общения и деятельности в сетевой среде. Профессиональные творческие группы-команды могут возникать и в процессе сетевого взаимодействия. Формирование подобных коллективов может стать основой развития сетевых педагогических сообществ и залогом развития среды сетевого взаимодействия в региональной системе повышения квалификации.

Значимыми субъектами в сетевой среде повышения квалификации являются носители инновационного профессионального опыта, которые служат «центрами кристаллизации» сетевого взаимодействия, основными факторами-мотиваторами повышения квалификации и инициаторами совместной деятельности в сети. Сетевое взаимодействие может стать для них мощным инструментом продвижения инновационных образовательных программ и создать условия для становления сетевого экспертного сообщества, способного оказывать влияние на образовательную политику.

Успешное взаимодействие всех субъектов в сетевой среде повышения квалификации обеспечивается тьютором или тьюторской командой. Тьютор (тьюторская команда) — ключевой фактор в обеспечении эффективности профессионального общения, пусковой механизм и центральное ядро всех процессов жизнедеятельности сети. Тьютор (тьюторская команда) — «носитель» управленческих, организационно-педагогических функций на всех этапах запуска и развития сети.

Пространственно-предметный компонент повышения квалификации. Для совместной коллективной и индивидуальной деятельности в сети должно существовать равнодоступное для всех участников общее пространство, по-

этому следующий компонент сетевой среды повышения квалификации — пространственно-предметный. Он включает материальные условия, в которых организовано повышение квалификации:

• помещения для проведения очных встреч-событий (аудитории образовательных учреждений, ИПК, ресурсных центров);

• точки удалённого доступа, расположенные на местах проживания участников сети для обеспечения дистанционного взаимодействия (персональные компьютеры, имеющие подключение к глобальной сети Интернет);

• оборудование, технические средства, используемые для проведения образовательных событий (мультимедиапроекто-ры, интерактивные доски, видео- и фотокамеры);

• средства наглядности, пособия (печатные и электронные).

Основной технологический компонент сетевой среды повышения квалификации в разрабатываемой модели — индивидуальный образовательный маршрут повышения квалификации. Он представляет собой структурированную программу действий субъекта в сетевой среде повышения квалификации на некотором фиксированном промежутке времени и имеет следующую временную структуру (рис. 1).

Содержательная структура индивидуального образовательного маршрута основана на выборе содержательных модулей профессионального развития (рис. 2).

Соотношение между тремя видами модулей определяется общей программой повышения квалификации. Каждый модуль включает определённое число часов (условных часов). Индивидуальная программа повышения квалификации реализуется различными способами — очно и дистанционно:

• очная часть состоит из очных сетевых событий (установочной сессии, семинаров (по выбору), итоговой рефлексивной сессии);

Рис. 1. Временная структура индивидуального образовательного маршрута (программы) повышения квалификации

• дистанционная часть — период между очными сетевыми событиями, во время которого участники обучаются и общаются опосредованно, осваивают материалы проектно-ана-литических событий и дистанционных обучающих модулей, выполняют индивидуальные задания, выстраивают профессиональное общение в сети Интернет, разрабатывают итоговые проектные квалификационные работы (индивидуальные и коллективные).

Цели установочных сессий:

• ввести слушателей в инновационное образовательное пространство сетевой среды повышения квалификации;

• предоставить им возможность ознакомиться с картой образовательных ресурсов, разнообразием инновационных практик.

С помощью полученной информации участники формируют проект индивидуальной программы повышения квалификации в рамках единой программы.

Основные сессии состоят из очных, виртуальных событий и дистанционной части повышения квалификации. Их цели:

• реализовать субъектами взаимодействия индивидуальную программу повышения квалификации;

• устранить собственные профессиональные дефициты;

• развить профессиональную компетентность.

Цели итоговой рефлексивной сессии:

• экспертиза и самоэкспертиза реализуемых субъектами взаимодействия проектов, выполнения программы индивидуального маршрута повышения квалификации;

• самодиагностика профессиональной компетентности.

Основные требования к сетевой программе повышения квалификации:

Модульность. Программа повышения квалификации может осваиваться и целиком, и отдельными частями в произвольном порядке и количестве.

Рис. 2. Содержательная структура индивидуального образовательного маршрута (программы) повышения квалификации

Интерактивность. Каждый участник программы имеет возможность трансформировать программу, сообразно индивидуальным предпочтениям.

Проектный режим работы.

Индивидуальная траектория профессионального развития.

Конвертация результата сетевого взаимодействия в результаты повышения квалификации. Каждый участник сетевой программы повышения квалификации получает документ установленного образца в соответствии с освоением индивидуальной программы (сертификат, удостоверение, свидетельство), субъекты сетевых площадок сертифицируются как сетевые методисты сетевых программ повышения квалификации.

На основе программы повышения квалификации в сети выстраивается деятельность. Программа стандартизируется согласно внутрисете-вым критериям. В отличие от образовательных программ, реализуемых в иерархических структурах, например в системе ИПК, стандартизированных по формальным признакам, сетевые программы стандартизируются с учётом того, что реализация этих программ предполагает относительную самостоятельность субъектов сетевой среды, готового продолжительное время находиться один на один с программой. Поэтому стандарты сетевых программ повышения квалификации как образовательных должны нормировать в качестве содержания образования деятельность, являющуюся ядром каждой программы. Учебная составляющая сетевой программы повышения квалификации в этом случае может становиться материалом, на котором отрабатываются способы осуществления деятельности.

Сетевые стандарты могут фиксироваться в сетевом соглашении. Таким сетевым соглашением может стать рамочный договор, определяющий:

• отношения между участниками сети (включая стандарты материальной, финансовой, организационной обеспеченности);

• конфигурацию и требования к программам, выставляемым каждым узловым субъектом (сетевой площадкой)

в сеть.

Деятельность субъектов повышения квалификации проявляется в сетевых событиях. Сетевое событие есть инструмент, ситуация переноса, в которой происходит взаимообогащение субъектов сетевой среды опытом деятельности.

Социальный компонент сетевой среды повышения квалификации включает:

• внешние факторы в виде общественного мнения — как профессионального сообщества, так и других социальных институтов, причастных к деятельности системы образования;

• определение актуальности проблематики профессионального взаимодействия со стороны макросред;

• политику государства в области образования.

Совокупность факторов влияния широкой социальной среды определена В.А. Ясви-ным как «общественный ветер»2.

Другая составляющая социального компонента сетевой среды профессионально-педагогического общения — это субъектное самосознание. Субъектное самосознание — это комплекс представлений участника сетевого взаимодействия о себе как представителе определённого профессионального сообщества, целостный образ, включающий систему отношений и установок к себе как субъекту общения. В отличие от других социальных групп, в группах сетевой среды нет строго определённых ролей и иерархической подчинённости. Группы профессионально-педагогического общения открыты для новых участников. НО

2 Ясвин В.А. Образовательная среда. От моделирования к проектированию. М., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.