Научная статья на тему 'Сетевая образовательная модель повышения квалификации педагогических кадров'

Сетевая образовательная модель повышения квалификации педагогических кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
549
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / СЕТЕВАЯ МОДЕЛЬ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / TEACHERS / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / NETWORK MODEL / NETWORKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рытов Алексей Иванович

В статье раскрывается процесс проектирования новой формы повышения квалификации для педагогических работниковсетевой модели. Рассмотрены целевые ориентации модели, основные функции и этапы ее формирования. Подробно описаны компоненты сетевой образовательной среды: субъектный, пространственно-предметный компонент, технологический компонент и социальный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рытов Алексей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Network educational model of improving teachers’ qualification

The article reveals the process of designing a new form of professional development for teachers the network model. T he target orientations of the model, the main functions and stages of its formation have been considered. Detailed description of the components of a network of educational environment has been given : subjective, spat ial and substantive components, technological and social components.

Текст научной работы на тему «Сетевая образовательная модель повышения квалификации педагогических кадров»

УДК 331.108.45:37

ББК74.04

Р-95

Рытов Алексей Иванович, кандидат педагогических наук, доцент, директор ГБОУ «Московский центр качества образования», т.: (8772)525151.

СЕТЕВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ (рецензирована)

В статье раскрывается процесс проектирования новой формы повышения квалификации для педагогических работников - сетевой модели. Рассмотрены целевые ориентации модели, основные функции и этапы ее формирования. Подробно описаны компоненты сетевой образовательной среды: субъектный, пространственно-пред-метный компонент, технологический компонент и социальный.

Ключевые слова: педагогические работники, повышение квалификации, сетевая модель, сетевое взаимодействие.

Rytov Alexey Ivanovich, Candidate of Pedagogy, associate professor, director of SBEI "Moscow Center for Education Quality ", tel.: (8772) 525 151.

NETWORK EDUCATIONAL MODEL OF IMPROVING TEACHERS’ QUALIFICATION

(reviewed)

The article reveals the process of designing a new form of professional development for teachers - the network model. The target orientations of the model, the main functions and stages of its formation have been considered. Detailed description of the components of a network of educational environment has been given: subjective, spatial and substantive components, technological and social components.

Keywords: teachers, professional development, network model, networking.

Образование, являясь ведущим институтом социализации, качественно преобразует личность. Однако образовательные средства развития личности, ее мотивационно-смыс-ловой сферы, не представлены должным образом в общепрофессиональных программах российского образования. Индивидуальная составляющая профессионального образования формируется стихийно, а имеющийся опыт реализации экспериментальных программ, ориентированных на личностное развитие, не обобщается, сохраняя статус частного опыта.

Индивидуальная составляющая профессионального образования неизбежно предполагает качественное изменение личности в процессе обучения: «В значительной степени, хотя и не исключительно, тип образования определяется нашими представлениями о будущем. Образование - процесс качественного изменения и предстает в свете того, что должно быть. Если оно не изменяет объекта воздействия, это не образование, а скорее просто база данных» (Раджа Рой Сингх [1]).

Настоятельной потребностью становится осознание возможности человека не только эффективно адаптироваться к динамично изменяющимся условиям современного общества, но и реализовать себя как субъекта. Для этого человеку необходимо обладать:

- способностями к активному и радикальному перестраиванию самих жизненных условий;

- способностями к изменению и развитию самого себя [2].

Достижение человеком вышеперечисленных требований возможно при условии творческого отношения к собственной личности, что обуславливает необходимость ориентации современного образования на выполнение новой для него функции - выступать пространством развития субъекта, способного к самоопределению и саморазвитию.

За последние десятилетия в России был накоплен значительный научно-методи-ческий потенциал, обусловленный реализацией ряда проектов, выполненных в рамках ФЦПРО и ПНПО. Возможность эффективного использования накопленного инновационного потенциала инициировала появление новой модели повышения квалификации педагогических работников - сетевого педагогического сообщества, объединенного общим пониманием основных направлений модернизации российского образования.

Образовательная сеть определяется как среда, в которой любое образовательное учреждение или педагог могут взаимодействовать с любым образовательным и другим учреждением или педагогом по вопросам совместной работы: обмен идеями, создание нового интеллектуального продукта и др.

Первичным элементом сетевого объединения выступает прецедент взаимодействия, сетевое событие (проект, семинар, встреча, обмен информацией и т.п.). Каждый человек может вступать в определенное взаимодействие с сетью, и это взаимодействие составляет содержание индивидуального образовательного развития каждого человека, школы, образовательной среды.

Сетевое взаимодействие - это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному сообществу и обществу в целом инновационные модели содержания образования, экономики образования, управления системой образования и образовательной политики [3].

Под сетевым взаимодействием мы понимаем способ деятельности по совместному использованию информационных, инновационных, методических, кадровых ресурсов. Эти ресурсы могут меняться в ходе взаимодействия. Сетевое взаимодействие возможно только между теми элементами сети, которые субъектно автономны и не подчинены навязанному сверху кодексу взаимоотношений, который по своей сути противоречит сетевому подходу.

Сетевое взаимодействие возможно при определенных условиях:

- совместная деятельность участников сети;

- общее информационное пространство;

- механизмы, создающие условия для сетевого взаимодействия.

Механизмом сетевого взаимодействия, с нашей точки зрения, может быть Координационный Совет сети, ключевыми функциями которого будут экспертная деятельность и поиск возможности открытия наработок участников сети не только профессиональному сообществу, но и всему обществу.

Сетевое взаимодействие будет эффективным при следующих условиях:

- наличии у каждого из членов сети некоторого, пусть ограниченного, но качественного ресурса;

- добровольном распределении направлений (разделов, блоков и т.п.) между членами сети для более глубокого изучения и создания качественного ресурса;

- обязательном наращивании инновационной активности членами сети при использовании сетевого

ресурса;

- при формировании общесетевого ресурса.

Важно заметить, что при сетевом взаимодействии происходит не только распространение инновационных разработок, а также идет процесс диалога между участниками и процесс отражения опыта друг друга, отображение тех процессов, которые происходят в системе образования в целом. Инновации в условиях образовательной сети приобретают эволюционный характер, что связано с непрерывным обменом информацией и опытом, отсутствием требования обязательного внедрения.

Модель образовательной сети предполагает, что каждый ее участник проявляет себя в нескольких аспектах: интерес, возможности, идея, деятельность, взаимодействие - и проигрывает свои возможные действия, принимает решения.

Процесс становления сети включает четыре основные этапа:

- информационно-аналитический;

- мотивационно-целевой;

- организационно-исполнительский;

- контрольно-диагностический с выходом на конечные результаты деятельности.

В сетевом пространстве мы выделяем следующие процессы: функционирования, развития, управления. Общеизвестно, что необходимость в управлении появляется тогда, когда требуется организовать взаимодействие разных групп людей. Сущность управления заключается в том, чтобы это взаимодействие было целенаправленным.

Сетевое образование не следует отождествлять с использованием компьютерной сети, Интернет, хотя информационно-коммуникационные технологии, по-видимому, станут его естественным элементом. Взаимодействие в сети связано с иным содержанием и организацией, другим методическим и кадровым обеспечением всей образовательной инфраструктуры. Взаимодействие предстает не как традиционная «вертикальная», иерархически организованная система, а как горизонтальная, самоорганизующаяся сеть. Доминирующие в ней связи и отношения - не субординационные, а информационные и кооперационные, партнерство и сотрудничество.

Сетевая среда повышения квалификации имеет четырехкомпонентную структуру: субъектный компонент; пространственно-предметный компонент; технологический компонент; социальный компонент.

1. Субъектный компонент. Субъектами сетевого взаимодействия в сетевых программах

повышения квалификации могут выступать любые педагогические работники, не зависимо от их географической принадлежности и профессиональной специализации. В повышении квалификации могут также принимать участие группы педагогов, школьные команды, представляющие интересы

образовательных учреждений как коллективные субъекты общения и деятельности в сетевой среде.

Значимыми субъектами в сетевой среде повышения квалификации являются носители инновационного профессионального опыта, которые являются «центрами кристаллизации» сетевого взаимодействия, основными факторами - мотиваторами повышения квалификации и инициаторами совместной деятельности в сети.

Успешное взаимодействие всех субъектов в сетевой среде повышения квалификации обеспечивается тьютором или тьюторской командой. Тьютор (тьюторская команда) является ключевым фактором в обеспечении эффективности профессионального общения, пусковым механизмом и центральным ядром всех процессов жизнедеятельности сети. Тьютор (тьюторская команда) является «носителем» управленческих, организационно-педагогических функций на всех этапах запуска и развития сети.

2. Пространственно-предметный компонент повышения квалификации. Для совместной

коллективной и индивидуальной деятельности в сети должно существовать равнодоступное для всех участников общее пространство, поэтому следующий компонент сетевой среды повышения квалификации -

пространственно-предметный. Данный компонент включает материальные условия, в которых организовано повышение квалификации:

- помещения для проведения очных встреч-событий (аудитории образовательных учреждений, ИПК, ресурсных центров и т.п.),

- точки удаленного доступа, расположенные на местах проживания участников сети, для обеспечения дистанционного взаимодействия (персональные компьютеры, имеющие подключение к глобальной сети Интернет),

- оборудование, технические средства, используемые для проведения образовательных событий

(мультимедиа- проекторы, интерактивные доски, видео- и фотокамеры и т.п.),

- средства наглядности, пособия (печатные и электронные).

3. Основным технологическим компонентом сетевой среды повышения квалификации в

разрабатываемой модели является индивидуальный образовательный маршрут (программа) повышения квалификации, который представляет собой структурированную программу действий субъекта в сетевой среде повышения квалификации на некотором фиксированном промежутке времени. Он имеет следующую временную структуру (рис. 1).

Временная структура индивидуального образовательного маршрута (программы)

повышения квалификации

XX —

Фиксируется общий срок прохождения маршрута

Составляется временной график участия в сетевых событиях

Программа индивидуального обра зовательного маршрута предполагает у скоренный или замедленный темп про фессионального развития участника сетевого взаимодействия, учитывает в нешние обстоятельства его жизни _____________________________________

График участия в сетевых событиях и выполнения дистанционных заданий по месяцам с указанием контрольных точек -сроков выполнения заданий, участия в событиях сети повышения квалификации

Содержательная структура индивидуального образовательного маршрута основана на выборе содержательных модулей профессионального развития (рис. 2).

Соотношение между тремя видами модулей определяется общей программой повышения квалификации. Каждый модуль обладает определенным числом часов (условных часов). Индивидуальная программа повышения квалификации реализуется различными способами - очно и дистанционно:

- очная часть состоит из очных сетевых событий (установочной сессии, семинаров (по выбору), итоговой рефлексивной сессии);

- дистанционная часть - период между очными сетевыми событиями, во время которого участники обучаются и общаются опосредованно, осваивают материалы проектно-аналитических событий и дистанционных обучающих модулей, выполняют индивидуальные задания, выстраивают профессиональное общение в сети Интернет, разрабатывают итоговые проектные квалификационные работы (индивидуальные и коллективные).

Содержательная структура индивидуального образовательного маршрута (программы) повышения квалификации

11 11 ^ 1

обяз ательные модули модули по выбору Факультативные модули

предлагается освоение все ми участниками взаимодействия входят в обязательную для выполнения часть индивидуального образовательного маршрута

Рис. 2 - Содержательная структура индивидуального образовательного маршрута (программы) повышения квалификации

Целью установочных сессий является:

- введение слушателей в инновационное образовательное пространство сетевой среды повышения квалификации;

- предоставление им возможности ознакомиться с картой образовательных ресурсов, разнообразием инновационных практик.

С помощью полученной информации участники формируют проект индивидуальной программы повышения квалификации в рамках единой программы.

Основные сессии состоят из очных, виртуальных событий и дистанционной части повышения квалификации. Их целью является:

- реализация субъектами взаимодействия индивидуальной программы повышения квалификации;

- устранение собственных профессиональных дефицитов;

- развитие профессиональной компетентности.

Целью итоговой рефлексивной сессии является:

- экспертиза и самоэкспертиза реализуемых субъектами взаимодействия проектов, выполнения программы индивидуального маршрута повышения квалификации;

- самодиагностика профессиональной компетентности.

Основными требованиями к сетевой программе повышения квалификации выступают:

1. Модульность. Программа повышения квалификации может осваиваться и целиком, и отдельными частями в произвольном порядке и количестве.

2. Интерактивность. Каждый участник программы имеет возможность трансформировать программу, сообразно индивидуальным предпочтениям.

3. Проектный режим работы.

4. Индивидуальная траектория профессионального развития.

5. Конвертация результата сетевого взаимодействия в результаты повышения квалификации. Каждый участник сетевой программы повышения квалификации получает документ установленного образца в соответствии с освоением индивидуальной программы (сертификат, удостоверение, свидетельство), субъекты сетевых площадок сертифицируются как сетевые методисты сетевых программ повышения квалификации.

На основе программы повышения квалификации в сети выстраивается деятельность. Программа стандартизируется согласно внутрисетевым критериям. В отличие от образовательных программ, реализуемых в иерархических структурах, например в системе ИПК, стандартизированных по формальным признакам, сетевые программы стандартизируются с учетом того, что реализация этих программ предполагает относительную самостоятельность субъектов сетевой среды, готового достаточно продолжительное время находиться один на один с программой. Поэтому стандарты сетевых программ повышения квалификации как образовательных должны нормировать в качестве содержания образования - деятельность, являющуюся ядром каждой программы. Учебная составляющая сетевой программы повышения квалификации в этом случае может становиться материалом, на котором отрабатываются способы осуществления деятельности.

Сетевые стандарты могут фиксироваться в сетевом соглашении. Таким сетевым соглашением может стать рамочный договор, определяющий:

- отношения между участниками сети (включая стандарты материальной, финансовой, организационной обеспеченности);

- конфигурацию и требования к программам, выставляемым каждым узловым субъектом (сетевой площадкой) в сеть.

Деятельность субъектов повышения квалификации проявляется в сетевых событиях. Сетевое событие есть инструмент, ситуация переноса, в которой происходит взаимообогащение опыта деятельности субъектов сетевой среды повышения квалификации.

4. Социальный компонент сетевой среды повышения квалификации включает:

- внешние факторы в виде, например, общественного мнения, как профессионального сообщества, так и других социальных институтов, причастных к деятельности системы образования;

- определение актуальности проблематики профессионального взаимодействия со стороны макросред;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- политика государства в области образования и т.п.

Совокупность факторов влияния широкой социальной среды определена В.А. Ясвиным как «общественный ветер» [4].

Другая составляющая социального компонента сетевой среды профессионально-педа-гогического общения -это субъектное самосознание. Субъектное самосознание - это комплекс представлений участника сетевого взаимодействия о себе как представителе определенного профессионального сообщества, это целостный образ, включающий в себя систему отношений и установок к себе как субъекту общения. В отличие от других социальных групп, в группах сетевой среды нет строго определенных ролей и иерархической подчиненности. Группы профессионально-педагогического общения открыты для новых участников [5].

В сетевой среде устанавливаются социальные связи, которые можно определить как совокупность осознанных или неосознанных, необходимых и случайных, устойчивых и спонтанных зависимостей одних социальных субъектов и объектов от других. Их воздействия друг на друга - это комплекс факторов, обеспечивающих совместную деятельность в сетевых общностях, объединяя их в функциональное целое, способное к устойчивости и развитию.

Таким образом, основные изменения в системе повышения квалификации, реализующей сетевую модель, предусматривают:

1. Определение нового содержания переподготовки и повышения квалификации:

- переход от программ обучения, ориентированных на должностную группу к целевым программам;

- переход от курсов по специальностям к совместному обучению руководителей, учителей, специалистов и представителей разных сфер;

- обучение новым специальностям: специалист по социальному партнерству, специалист по проектированию, организатор мониторинга, тьютор, менеджер образования, эксперт, аналитик и т.д.;

- переход от системы обновления знаний к ориентации на освоение новых видов деятельности;

- ориентация процесса обучения взрослых на формирование навыков управления человеческими ресурсами, на овладение профессиональной рефлексией;

- создание гибкой системы формирования учебных программ по модулям;

- изучение качества обучения слушателей курсов (входной и выходной контроль, мониторинг качества программ, занятий и т.д.).

2. Совершенствование инфраструктуры системы дополнительного профессионального образования.

3. Использование интерактивных методов обучения (деловые игры, тренинги, семинары-погружения, коммуникативные, организационно-деятельностные игры, дискуссии, лекции-полилоги и т.д.);

4. Улучшение финансово-экономической деятельности образовательных учреждений, создание

условий для их активного выживания и развитие ориентации системы ПК на подготовку руководителей образовательных учреждений, владеющих знаниями и умениями в области управления финансами, способных внедрять перспективные модели хозяйственно-экономической и предпринимательской деятельности образовательных учреждений, ориентированных на развитие социального партнерства и создание механизмов межведомственного взаимодействия.

Предлагаемый подход к организации системы повышения квалификации направлен на разработку и внедрение программ непрерывного профессионального образования, обеспечивающих каждому человеку формирование индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста. Результатом сетевого взаимодействия должно стать изменение личностной позиции педагога наряду с углублением его профессиональной компетентности, создание личностной программы обновления образовательной практики и стиля последующей педагогической деятельности.

Литература:

1. Раджа Рой Сингх. Образование в условиях меняющегося мира // Перспективы. Вопросы образования. 1993. №1. С. 7-21.

2. Максимова В.Н. Последипломное образование педагога в условиях модернизации // Академические чтения. СПб.: РГПУ, 2002. Вып. 3.

3. Соколова Г.Ю., Моркин С.А. Методологические основы создания сетевого регионального сообщества работников образования // Вестник Новгородского гос. ун-та. 2009. №53. С. 60-64.

4. Ясвин В.А. Образовательная среда. От моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 368 с.

5. Современные ориентиры в образовании педагогов // Непрерывное образование педагога: вероятностный прогноз и новые проекты: материалы науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 10-13 октября 1998 г.). СПб.: Изд-во ИОВ РАО, 1998. 185 с.

References:

1. Raja Roy Singh. Education in a changing world // Perspectives. Educational issues. 1993. № 1. P. 7 -

21.

2. Maximova V.N. Postgraduate education of a teacher in the context of modernization // Academic readings. StPb.: PSPU, 2002. No. 3.

3. Sokolova G. Y. Methodological bases of creating a network regional community of educators // Bulletin of Novgorod State University. 2009. № 53. P. 60-64.

4. Yasvin V.A. Educational environment. From design to project. M.:. Smysl, 2001. 368 p.

5. Modern landmarks in educating teachers // Continuing educating of a teacher: probabilistic forecast and new projects: proceedings of the conference (St. Petersburg, 10 - 13 October 1998). SPb.: IOVRAO, 1998. 185 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.