Научная статья на тему 'Анализ результативности сетевой образовательной программы по формированию предпринимательских компетенций старшеклассников'

Анализ результативности сетевой образовательной программы по формированию предпринимательских компетенций старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / СЕТЕВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ / OPEN EDUCATION / APPROACH / NETWORK EDUCATIONAL PROGRAMS / RESULTS OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антропянская Лариса Николаевна

Статья посвящена исследованию особенностей становления профессиональных (предпринимательских) компетенций старшеклассников при реализации сетевой образовательной программы школа вуз. Показано, что формирование компетентностных образовательных результатов возможно только при наличии пространства опыта и практики деятельности в сфере формируемых компетенций. Сетевые образовательные программы способствуют возникновению и оформлению поля взаимодействия различных субъектов, заинтересованных в качественном образовании старшеклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Антропянская Лариса Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of network educational program results of forming entrepreneurial competences of high school students

The openness of modern society creates the situation of complete uncertainty: on the one hand, it brings instability, on the other hand, it gives new opportunities, which can change a person's life if one is capable of making changes a valuable life-developing resource. Education creates conditions, which give a high school graduate the abilities to transform the situations of uncertainty into life-developing resources, which is based on the principles of society's openness. The competence approach taken as the educational paradigm allows creating competence-forming educational programs. When a high school student creates his image of future, it assists his future success in his professional realization and allows forming of enterprising competences. There are six stages of forming the competence. For forming enterprising competences special conditions are created, in which different subjects of social life cooperate: educational authorities, entrepreneurs, government officials and coordinators. The project of an integrated educational program Formation of enterprising competences of high school students was created and tested in Strezhevoy. The program consists of five modules, which correspond to the stages of competence forming. Two analytical lines present the program results: network results and competence results, both of which give the picture of network community formation and the picture of forming of ways of influence on social environment. Competence results of learners and network members are presented by subject, meta-subject and personal competences of learners and meta-competences of network members. Competence results of both learners and program participants were researched during the program probation. Subject competences: 25% of participants used the experience of creating subject projects; 38.2% demonstrated commercial thinking. Metasubject competence: growing interest to business was revealed; 65.4% valued this activity. 67.8% of participants valued personal experience of participation. 12% valued expert attitude. 28.4% demonstrated and valued the experience of cooperation. 16.5% valued the interaction with teachers on new basis. The analysis of this educational program shows its high efficiency: high school students are eager to participate in profession testing, to cooperate with the experts in professional spheres and are ready to continue their activities. The realization of this program has a great impact on educational efficiency of high school students and on the possibility of their future self-actualisation.

Текст научной работы на тему «Анализ результативности сетевой образовательной программы по формированию предпринимательских компетенций старшеклассников»

Л.Н. Антропянская

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СЕТЕВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Статья посвящена исследованию особенностей становления профессиональных (предпринимательских) компетенций старшеклассников при реализации сетевой образовательной программы школа - вуз. Показано, что формирование компетентностных образовательных результатов возможно только при наличии пространства опыта и практики деятельности в сфере формируемых компетенций. Сетевые образовательные программы способствуют возникновению и оформлению поля взаимодействия различных субъектов, заинтересованных в качественном образовании старшеклассников.

Ключевые слова: открытое образование; компетентностный подход; сетевые образовательные программы; результаты образования.

Динамика современного общества направлена на все большую открытость, которая, по исследованиям Г.Н. Прозументовой, характеризуется «относительностью, условностью, подвижностью любых границ, норм, форм организации жизни» [1. С. 225-226]. Выпускник средней школы в условиях многообразия направлений и процессов социального развития, их одновременности и неравномерности попадает в ситуацию тотальной неопределенности, непростроенности образов будущего, не-гарантированности и неустойчивости результата, неоднозначности значения прошлого для настоящего. Другой стороной ситуации неопределенности является неожиданность перспектив, новые возможности, которые способны качественно и позитивно менять жизнь человека при его умении «превращать перемены в потенциал, в ресурс улучшения жизни» [Там же].

В таких условиях главной задачей системы общего среднего образования становится создание условий для формирования у выпускника способности и готовности к переведению потенциалов ситуации социальной неопределенности в ресурс собственной жизни. Прецеденты такого образования исследованы в Томском государственном университете группой сотрудников инновационных школ под руководством Г.Н. Прозументовой. Школы, реализующие современное образование, имеют особенности, связанные с идеями инновационного развития, особыми формами управления, специальными формами образовательного сопровождения и способами «выстраивания взаимодействия и диалога школы со средой» [1. С. 4-5], т.е. основываются на принципах Открытого образования. По мнению Т.М. Ковалевой, открытость образования характеризуется тем, что «каждый элемент социальной и культурной среды может нести на себе образовательный эффект, если его использовать соответствующим образом» [2. С. 5]. Элементами открытости образования являются многообразие образовательных парадигм, обеспечивающих образовательные результаты и гарантирующих достижение нового качества образования, Государственный образовательный стандарт как общественный договор между «семьей, обществом и государством» [2. С. 23] и требования ФГОС к образовательным результатам [3. С. 4-7] как способу обеспечения взаимодействия школы с субъектами социальной среды.

Компетентностный подход как одна из образовательных парадигм обеспечивает «усиление практической ориентации и инструментальной направленности общего среднего образования, стремится подготовить человека умелого и мобильного, владеющего способа-

ми и технологиями получения знания» [4. Т. 1. С. 102]. Ориентация на компетентностный подход позволяет образовательному учреждению создавать и реализовывать образовательные программы, обеспечивающие такие параметры качества образования, как ключевые, метапредметные и предметные компетенции. Учащийся, владеющий базовыми компетентностями, повышает свою эффективность в ситуации неопределенности, умеет ставить свои собственные цели и задачи, влиять на социальную ситуацию. В таких условиях формируется активная творческая личность, способная самостоятельно решать проблемы, переводя проблемы в задачи, находить и принимать правильные (в том числе управленческие) решения, оценивать результаты и изменять характер своей деятельности, позитивно взаимодействовать и сотрудничать с коллегами. Способность выпускника строить свой образ будущего способствует его большей успешности в профессиональной реализации. Одним из способов формирования образа будущего является профессиональная проба в такой сфере, которая может обеспечить максимальную эффективность, мобильность, гибкость смены видов деятельности, дает опыт коммуникации и кооперации, возможность получить профессиональную обратную связь. Таким видом деятельности, с нашей точки зрения, является предпринимательская деятельность, а значимыми для дальнейшей эффективности в поле взрослой жизни - предпринимательские компетенции.

Основные проблемы самого компетентностного подхода как образовательной парадигмы связаны с тем, что его невозможно реализовывать в рамках одной только школы и только на предметном материале или материале квазипрофессиональных проектов. Логика формирования компетенций (Е.А. Суханова, Г.Н. Про-зументова, 2005 г.) предусматривает 6 этапов:

1) создание ценностного поля и формирование личных представлений и смыслов о сути деятельности, ее роли в обществе и своей возможной позиции по отношению к ней;

2) получение знаний о характере деятельности, ее особенностях, содержании, результатах, внешних требованиях, внутренней структуре;

3) получение опыта, опробование способов деятельности и новой позиции себя действующего, рефлексия деятельности, анализ и оценка полученного опыта;

4) обучение, освоение норм деятельности, изучение технологий, методик, алгоритмов деятельности и ее отдельных элементов;

5) реальное применение сформированного комплекса «ценности - представления - знания - опыт - умения» для решения реальной задачи или существенно приближенной к реальной проблеме деятельности;

6) анализ, экспертная оценка и рефлексия сформи-рованности компетенции и ее вариантов для использования и дальнейшего развития.

Для формирования предпринимательских компетенций старшеклассников, которые могли бы обеспечить им устойчивость и эффективность в ситуации неопределенности, важно обеспечить им возможность пережить, получить опыт реального взаимодействия с профессионалами на материале реальной деятельности. В рамках профильной старшей школы и проекта новых ФГОС для старшей школы появляется возможность организации такого взаимодействия, осуществления перехода к организации новых форм работы человека со знанием: не получение знания, а его производство, не потребление «готового чужого», а проявление инициативы и создание «своего» [1. С. 239]. Для формирования предпринимательских компетенций требуются условия, которые обеспечиваются взаимодействием различных субъектов среды: представителей общего образования (педагоги, учащиеся), профессиональной сферы (предприниматели), представителей органов власти, а также субъектом (ТГУ), обеспечивающим координационную функцию для разных позиций. Такое взаимодействие возможно в рамках сетевой образовательной программы - особой формой организации образовательного процесса, которая представляет собой различные виды взаимодействий, сотрудничества представителей образовательного сообщества (педагогов, коллективов, учреждений) и социальных структур. Подобные сетевые образовательные программы разрабатываются для совместного решения задач, с которыми не справляется один только уровень - образование, они обеспечивают формирование компетенций и иных результатов образования в современном понимании, которые позволяют овладевать новыми социально значимыми видами деятельности, строить индивидуальные маршруты и программы.

В 2011 г. на основе опыта взаимодействия НОЦ «Институт инноваций» ТГУ с Гильдией предпринимателей, педагогическим сообществом и Администрацией городского округа Стрежевой возник проект сетевой образовательной программы «Формирование предпринимательских компетенций у старшеклассников». Данная программа была спроектирована как сетевой социально-экономический профиль, разработана и апробирована сотрудниками НОЦ «Институт инноваций в образовании» ТГУ, педагогами школ, представителями Гильдии молодых предпринимателей с участием представителей Администрации городского округа Стреже-вой, сотрудников Центра поддержки предпринимательства и членами администрации школ в мае - ноябре 2011 г. Программа состоит из пяти модулей, структура которых соответствует этапам формирования компетенций:

1) вводный модуль «Формирование замыслов предпринимательских проектов» соответствует этапу формирования ценностного поля и личных смыслов предпринимательской деятельности, представлений о ее

характере, получению и рефлексии опыта деятельности;

2) обучающий модуль включает курсы по философии предпринимательства, юридическим основам предпринимательской деятельности, бизнес-проектированию и др., соответствует этапу освоения норм деятельности;

3) модуль-практикум «Разработка предпринимательского проекта» представляет этап применения сформированного комплекса «ценности - представления - знания - опыт - умения» в реальной деятельности на предпринимательском предприятии;

4) рефлексивно-аналитический модуль «Защита предпринимательского проекта» обеспечивает экспертизу, анализ, оценку и рефлексию профессиональной пробы для принятия решения о дальнейшей деятельности;

5) деятельность участника программы сопровождается благодаря сквозному тьюторскому модулю «Проектирование индивидуального образовательного маршрута».

Апробация сетевой образовательной программы в г. Стрежевом проходила в три этапа, два из которых были осуществлены в мае 2011 г. в форме образовательного события «Молодежь в Открытой предпринимательской среде» и один - в ноябре 2011 г. в форме рефлексивно-аналитического семинара. В апробации приняли участие 90 старшеклассников всех школ города Стреже-вой (№ 1-7), 10 молодых предпринимателей, 15 педагогов школ, занимавших в программе позиции ведущих лабораторий и сопровождающих (тьюторов), представители Администрации городского округа, сотрудники Центра поддержки предпринимательства. Организовывали и координировали работу сотрудники НОЦ «Институт инноваций в образовании» ТГУ, члены администрации и педагоги школы № 1, сотрудники школы № 7.

Предполагаемые результаты программы представлены двумя аналитическими линиями:

1. Сетевые результаты, связанные:

- с формированием сообщества субъектов сетевой образовательной программы (СОП) как социальной основы инновационного сектора в сфере образования и предпринимательства;

- с созданием самой образовательной сети как системы образовательных и организационных структур, обеспечивающих формирование метакомпетенций и субъектной позиции у участников программы;

- с построением механизмов взаимодействия и влияния субъектов СОП на среду.

2. Компетентностные результаты обучающихся и участников сети представлены предметными, мета-предметными и личностными компетенциями учащихся и метакомпетенциями участников сети.

Предметные компетенции школьников связаны с освоением специфических для социальноэкономического профиля видов деятельности по получению нового знания в предметных областях «экономика» и «география», их преобразованием и применением в проектных ситуациях; формированием научного типа мышления, представлений о теориях, типах и видах отношений в образовательной области данного профиля (на материале предпринимательства), овладе-

нием научной терминологией, ее ключевыми понятиями, методами и приемами.

Метапредметные компетенции участников программы обеспечивают построение представлений предпринимательской деятельности и ценностых ориентаций; получение первичного опыта, освоенность норм и способов деятельности, опыт рефлексии, пробу реальной деятельности и ее анализ. При создании продукта (проекта) участники формируют самостоятельность в целеполагании, планировании и осуществлении базовых видов деятельности (проектной, исследовательской и социальной), его коррекцию в соответствии с экспертной оценкой; освоение и использование в образовательной и проектной деятельности и социальной практике межпредметных понятий и универсальных учебных действий; анализ возможностей и дефицитов социально-экономической среды для реализации собственного проекта; опыт деятельностного сотрудничества с представителями власти, профессиональной сферы, педагогами и сверстниками; построение индивидуального образовательного маршрута.

Личностные компетенции связаны с формированием современного мировоззрения, готовности и способности к непрерывному образованию / самообразованию, к диалогу, осознанности, активной позицией и ответственностью за благосостояние общества, движением к осознанному выбору будущей профессии.

Компетенции участников сети обеспечивают сформированность у участников сообщества способности и готовности к порождению и реализации совместной инициативы влияния на развитие территории, к взаимодействию и достижению договоренности субъектов с различными целевыми установками, к порождению, формированию и соорганизации различных сообществ; сформированность у педагогов компетенции проектирования средств педагогического (тьютор-ского) сопровождения ИОП учащихся.

Оценка сформированности сетевых результатов осуществляется через проявленность интересов субъектов, фиксацию договоренностей о деятельности, вложении ресурсов субъектов программы, совместные проекты в программе.

Оценка сформированности компетентностных результатов обучающихся и участников сети осуществляется через процедуры исследования степени сформированности соответствующих понятий, анализ позиции участника в проектировании и презентации проекта, анализ готовых продуктов: тексты проектов и презентаций; деятельностные характеристики проявляются через рефлексивные устные и письменные тексты, наблюдения, реконструкцию деятельности, перенос способа и анализ успешности участника за пределами проекта. Эффективность деятельности участников сети оценивается по достижению соглашений и позиции участия в проектировании СОП, инициативам, готовым продуктам, созданным сообществам и их влиянию на территорию.

Способы сбора информации: фокус-группы, анкетирование, тестирование, экспертные карты, самооценка, карты-наблюдения, тьюторская рефлексия, эссе, портфолио, бортовые журналы, анализ продуктов, анализ документов.

Результаты апробации программы. В рамках апробации программы исследованы компетентностные результаты учащихся, участников программы. Исследования сетевых результатов и компетентностных результатов участников сети будут возможны при реализации самой программы. В рамках формирования предметных компетенций 25% участников программы отметили, что они сумели эффективно использовать полученный опыт проектирования не только на предметах «экономика» и «география», но и на биологии, физике и обществознании, начали свободно предлагать учителям новые формы работы, вступать в образовательное взаимодействие с одноклассниками, вырабатывать экспертные критерии. 38,2% участников продемонстрировали способность к формированию предпринимательского мышления, активно учились использовать специфические для предпринимательства термины и понятия во время свободной презентации разрабатываемого проекта. При исследовании метапред-метных компетенций выяснилось, что до сессии 16% старшеклассников вообще не задумывались о предпринимательстве; через полгода после сессии практически у 100% участников предпринимательская деятельность попала в фокус активного внимания, при этом 65,4% участников обозначили для себя ценность предпринимательства как деятельности, а 67,8% участников указали на значимость личного опыта этой деятельности. Участниками программы было подготовлено и защищено 9 проектов, 36% участников указали на способность самостоятельной постановки целей и эффективность группового планирования, 12% участников отметили значимость экспертного отношения к содержанию разрабатываемого проекта для его коррекции и доработки.

- освоение и использование в образовательной и проектной деятельности и социальной практике межпредметных понятий и универсальных учебных действий; анализ возможностей и дефицитов социальноэкономической среды для реализации собственного проекта; 28,4% участников продемонстрировали и оценили опыт деятельностного сотрудничества, значимость содержательного, партнерского взаимодействия с предпринимателями, 16,5% - значимость взаимодействия с педагогами на иной, в отличие от школьной, содержательной основе: запрос на консультацию, влияние на разворачивание образовательной деятельности, партнерское обсуждение проблем.

Личностные компетенции. Активное освоение содержания предпринимательской деятельности позволило 49,8% участников понять, что такое быть предпринимателем, сформировать по этому поводу собственное представление. В контексте готовности к непрерывному образованию 35,4% участников указывают, что получили основы экономических знаний и хотели бы продолжать образование в области организации и управления предпринимательским проектом, рассчитывать риски и понимать ответственность, строить логику бизнес-проектирования, анализировать разные факторы влияния на деятельность. На третьем этапе апробации программы на экспертно-аналитическом семинаре было проведено исследование образовательного заказа участников к программе и уровня вклю-

ченности участников в предпринимательскую деятельность методом фокус-группы.

Проявление и анализ содержания образовательного заказа к программе позволяет зафиксировать субъектную позицию учащихся по отношению к собственному образованию и наличие первичного этапа их профессионализации в сфере предпринимательства. По исследованиям Е.А. Сухановой, уровень профессионализации определяется типом заказа на образование / повышение квалификации. Первый уровень («заказ на всякий случай») соответствует минимальному представлению о своей профессиональной траектории. На втором уровне субъектность проявляется в дифференциации заказа на получение информации (знает, чему и зачем хочет научиться). На третьем уровне профессионал заказывает информацию в соответствии с этапом разработки своего проекта, на четвертом - организационно-управленческую поддержку разработки и реализации проекта. Анализ заказа участников сетевой программы показал, что:

- 65,8% старшеклассников - участников программы обладают первичным уровнем субъектного самоопределения в предпринимательской деятельности, делают заказ на дополнительную информацию;

- 40,2% участников конкретизировали запрос: «хочу понять, как сделать нужное вложение и добиться успеха», демонстрируют желание пройти стажировку и практику летом в конкретных фирмах;

- 18,8% участников конкретизируют свой заказ до содержания деятельности в соответствии со своим проек-

том, который они разрабатывали в мае: «больше узнать и попробовать все, что связано с водяным принтером»;

- заказ на организационно-управленческую поддержку разработки и реализации проекта сделали педагоги.

На проектно-аналитическом семинаре старшеклассники для разворачивания дальнейшей образовательной деятельности заказывали консультации, деятельностные семинары по освоению навыка создания малых предприятий, мастер-классы, круглые столы с молодыми и «матерыми» предпринимателями.

И вместе с тем, отвечая на вопрос анкеты «Чем ты собираешься заниматься, получив образование?», 25% старшеклассников изъявили желание работать специалистами по международному праву, еще четверть выпускников видят себя в нефтяной промышленности, 25% собираются работать в банках. Из оставшихся 25% половина собираются в журналистику, и только 12,5% думают создать собственную компанию. При этом около 30% участников готовы к изменению своих представлений о будущем в пользу самостоятельности, самообеспечения и личной ответственности за свою жизнь.

Таким образом, анализ результативности апробации сетевой образовательной программы показывает высокую эффективность такой программы: старшеклассники с готовностью воспринимают возможность профессиональной пробы, серьезного взаимодействия со специалистами, выражают намерения продолжать деятельность. Реализация программы влияет на успеваемость старшеклассников и возможность их будущей самореализации на своей территории.

ЛИТЕРАТУРА

1. Классический университет - инновационные школы: стратегические перспективы взаимодействия (опыт гуманитарного исследования) / под

ред. Г.Н. Прозументовой. Томск : Томский государственный университет, 2008. 262 с.

2. Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование, стандарты деятельности тьютора :

материалы Всерос. науч.-метод. семинара «Стандарты деятельности тьютора: теория и практика» (Москва, 18-19 мая 2009 г.) / науч. ред. Т.М. Ковалева ; отв. ред. А.А. Теров, О.Ю. Жилина. М. : АПКиППРО, 2009. 208 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/ d_10/prm1897-1.pdf

4. Ямбург Е.А. Гармонизация педагогических парадигм - стратегия развития образования // Антропопраксис. Ежегодник гуманитарных иссле-

дований / гл. ред. Б. Д. Эльконин ; отв. ред. С.Ф. Сироткин, О.Ф. Фофанова. Ижевск : ERGO, 2009. Т. 1. 176 с.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 7 февраля 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.