Л.Н. Антропянская
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СЕТЕВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Статья посвящена исследованию особенностей становления профессиональных (предпринимательских) компетенций старшеклассников при реализации сетевой образовательной программы школа - вуз. Показано, что формирование компетентностных образовательных результатов возможно только при наличии пространства опыта и практики деятельности в сфере формируемых компетенций. Сетевые образовательные программы способствуют возникновению и оформлению поля взаимодействия различных субъектов, заинтересованных в качественном образовании старшеклассников.
Ключевые слова: открытое образование; компетентностный подход; сетевые образовательные программы; результаты образования.
Динамика современного общества направлена на все большую открытость, которая, по исследованиям Г.Н. Прозументовой, характеризуется «относительностью, условностью, подвижностью любых границ, норм, форм организации жизни» [1. С. 225-226]. Выпускник средней школы в условиях многообразия направлений и процессов социального развития, их одновременности и неравномерности попадает в ситуацию тотальной неопределенности, непростроенности образов будущего, не-гарантированности и неустойчивости результата, неоднозначности значения прошлого для настоящего. Другой стороной ситуации неопределенности является неожиданность перспектив, новые возможности, которые способны качественно и позитивно менять жизнь человека при его умении «превращать перемены в потенциал, в ресурс улучшения жизни» [Там же].
В таких условиях главной задачей системы общего среднего образования становится создание условий для формирования у выпускника способности и готовности к переведению потенциалов ситуации социальной неопределенности в ресурс собственной жизни. Прецеденты такого образования исследованы в Томском государственном университете группой сотрудников инновационных школ под руководством Г.Н. Прозументовой. Школы, реализующие современное образование, имеют особенности, связанные с идеями инновационного развития, особыми формами управления, специальными формами образовательного сопровождения и способами «выстраивания взаимодействия и диалога школы со средой» [1. С. 4-5], т.е. основываются на принципах Открытого образования. По мнению Т.М. Ковалевой, открытость образования характеризуется тем, что «каждый элемент социальной и культурной среды может нести на себе образовательный эффект, если его использовать соответствующим образом» [2. С. 5]. Элементами открытости образования являются многообразие образовательных парадигм, обеспечивающих образовательные результаты и гарантирующих достижение нового качества образования, Государственный образовательный стандарт как общественный договор между «семьей, обществом и государством» [2. С. 23] и требования ФГОС к образовательным результатам [3. С. 4-7] как способу обеспечения взаимодействия школы с субъектами социальной среды.
Компетентностный подход как одна из образовательных парадигм обеспечивает «усиление практической ориентации и инструментальной направленности общего среднего образования, стремится подготовить человека умелого и мобильного, владеющего способа-
ми и технологиями получения знания» [4. Т. 1. С. 102]. Ориентация на компетентностный подход позволяет образовательному учреждению создавать и реализовывать образовательные программы, обеспечивающие такие параметры качества образования, как ключевые, метапредметные и предметные компетенции. Учащийся, владеющий базовыми компетентностями, повышает свою эффективность в ситуации неопределенности, умеет ставить свои собственные цели и задачи, влиять на социальную ситуацию. В таких условиях формируется активная творческая личность, способная самостоятельно решать проблемы, переводя проблемы в задачи, находить и принимать правильные (в том числе управленческие) решения, оценивать результаты и изменять характер своей деятельности, позитивно взаимодействовать и сотрудничать с коллегами. Способность выпускника строить свой образ будущего способствует его большей успешности в профессиональной реализации. Одним из способов формирования образа будущего является профессиональная проба в такой сфере, которая может обеспечить максимальную эффективность, мобильность, гибкость смены видов деятельности, дает опыт коммуникации и кооперации, возможность получить профессиональную обратную связь. Таким видом деятельности, с нашей точки зрения, является предпринимательская деятельность, а значимыми для дальнейшей эффективности в поле взрослой жизни - предпринимательские компетенции.
Основные проблемы самого компетентностного подхода как образовательной парадигмы связаны с тем, что его невозможно реализовывать в рамках одной только школы и только на предметном материале или материале квазипрофессиональных проектов. Логика формирования компетенций (Е.А. Суханова, Г.Н. Про-зументова, 2005 г.) предусматривает 6 этапов:
1) создание ценностного поля и формирование личных представлений и смыслов о сути деятельности, ее роли в обществе и своей возможной позиции по отношению к ней;
2) получение знаний о характере деятельности, ее особенностях, содержании, результатах, внешних требованиях, внутренней структуре;
3) получение опыта, опробование способов деятельности и новой позиции себя действующего, рефлексия деятельности, анализ и оценка полученного опыта;
4) обучение, освоение норм деятельности, изучение технологий, методик, алгоритмов деятельности и ее отдельных элементов;
5) реальное применение сформированного комплекса «ценности - представления - знания - опыт - умения» для решения реальной задачи или существенно приближенной к реальной проблеме деятельности;
6) анализ, экспертная оценка и рефлексия сформи-рованности компетенции и ее вариантов для использования и дальнейшего развития.
Для формирования предпринимательских компетенций старшеклассников, которые могли бы обеспечить им устойчивость и эффективность в ситуации неопределенности, важно обеспечить им возможность пережить, получить опыт реального взаимодействия с профессионалами на материале реальной деятельности. В рамках профильной старшей школы и проекта новых ФГОС для старшей школы появляется возможность организации такого взаимодействия, осуществления перехода к организации новых форм работы человека со знанием: не получение знания, а его производство, не потребление «готового чужого», а проявление инициативы и создание «своего» [1. С. 239]. Для формирования предпринимательских компетенций требуются условия, которые обеспечиваются взаимодействием различных субъектов среды: представителей общего образования (педагоги, учащиеся), профессиональной сферы (предприниматели), представителей органов власти, а также субъектом (ТГУ), обеспечивающим координационную функцию для разных позиций. Такое взаимодействие возможно в рамках сетевой образовательной программы - особой формой организации образовательного процесса, которая представляет собой различные виды взаимодействий, сотрудничества представителей образовательного сообщества (педагогов, коллективов, учреждений) и социальных структур. Подобные сетевые образовательные программы разрабатываются для совместного решения задач, с которыми не справляется один только уровень - образование, они обеспечивают формирование компетенций и иных результатов образования в современном понимании, которые позволяют овладевать новыми социально значимыми видами деятельности, строить индивидуальные маршруты и программы.
В 2011 г. на основе опыта взаимодействия НОЦ «Институт инноваций» ТГУ с Гильдией предпринимателей, педагогическим сообществом и Администрацией городского округа Стрежевой возник проект сетевой образовательной программы «Формирование предпринимательских компетенций у старшеклассников». Данная программа была спроектирована как сетевой социально-экономический профиль, разработана и апробирована сотрудниками НОЦ «Институт инноваций в образовании» ТГУ, педагогами школ, представителями Гильдии молодых предпринимателей с участием представителей Администрации городского округа Стреже-вой, сотрудников Центра поддержки предпринимательства и членами администрации школ в мае - ноябре 2011 г. Программа состоит из пяти модулей, структура которых соответствует этапам формирования компетенций:
1) вводный модуль «Формирование замыслов предпринимательских проектов» соответствует этапу формирования ценностного поля и личных смыслов предпринимательской деятельности, представлений о ее
характере, получению и рефлексии опыта деятельности;
2) обучающий модуль включает курсы по философии предпринимательства, юридическим основам предпринимательской деятельности, бизнес-проектированию и др., соответствует этапу освоения норм деятельности;
3) модуль-практикум «Разработка предпринимательского проекта» представляет этап применения сформированного комплекса «ценности - представления - знания - опыт - умения» в реальной деятельности на предпринимательском предприятии;
4) рефлексивно-аналитический модуль «Защита предпринимательского проекта» обеспечивает экспертизу, анализ, оценку и рефлексию профессиональной пробы для принятия решения о дальнейшей деятельности;
5) деятельность участника программы сопровождается благодаря сквозному тьюторскому модулю «Проектирование индивидуального образовательного маршрута».
Апробация сетевой образовательной программы в г. Стрежевом проходила в три этапа, два из которых были осуществлены в мае 2011 г. в форме образовательного события «Молодежь в Открытой предпринимательской среде» и один - в ноябре 2011 г. в форме рефлексивно-аналитического семинара. В апробации приняли участие 90 старшеклассников всех школ города Стреже-вой (№ 1-7), 10 молодых предпринимателей, 15 педагогов школ, занимавших в программе позиции ведущих лабораторий и сопровождающих (тьюторов), представители Администрации городского округа, сотрудники Центра поддержки предпринимательства. Организовывали и координировали работу сотрудники НОЦ «Институт инноваций в образовании» ТГУ, члены администрации и педагоги школы № 1, сотрудники школы № 7.
Предполагаемые результаты программы представлены двумя аналитическими линиями:
1. Сетевые результаты, связанные:
- с формированием сообщества субъектов сетевой образовательной программы (СОП) как социальной основы инновационного сектора в сфере образования и предпринимательства;
- с созданием самой образовательной сети как системы образовательных и организационных структур, обеспечивающих формирование метакомпетенций и субъектной позиции у участников программы;
- с построением механизмов взаимодействия и влияния субъектов СОП на среду.
2. Компетентностные результаты обучающихся и участников сети представлены предметными, мета-предметными и личностными компетенциями учащихся и метакомпетенциями участников сети.
Предметные компетенции школьников связаны с освоением специфических для социальноэкономического профиля видов деятельности по получению нового знания в предметных областях «экономика» и «география», их преобразованием и применением в проектных ситуациях; формированием научного типа мышления, представлений о теориях, типах и видах отношений в образовательной области данного профиля (на материале предпринимательства), овладе-
нием научной терминологией, ее ключевыми понятиями, методами и приемами.
Метапредметные компетенции участников программы обеспечивают построение представлений предпринимательской деятельности и ценностых ориентаций; получение первичного опыта, освоенность норм и способов деятельности, опыт рефлексии, пробу реальной деятельности и ее анализ. При создании продукта (проекта) участники формируют самостоятельность в целеполагании, планировании и осуществлении базовых видов деятельности (проектной, исследовательской и социальной), его коррекцию в соответствии с экспертной оценкой; освоение и использование в образовательной и проектной деятельности и социальной практике межпредметных понятий и универсальных учебных действий; анализ возможностей и дефицитов социально-экономической среды для реализации собственного проекта; опыт деятельностного сотрудничества с представителями власти, профессиональной сферы, педагогами и сверстниками; построение индивидуального образовательного маршрута.
Личностные компетенции связаны с формированием современного мировоззрения, готовности и способности к непрерывному образованию / самообразованию, к диалогу, осознанности, активной позицией и ответственностью за благосостояние общества, движением к осознанному выбору будущей профессии.
Компетенции участников сети обеспечивают сформированность у участников сообщества способности и готовности к порождению и реализации совместной инициативы влияния на развитие территории, к взаимодействию и достижению договоренности субъектов с различными целевыми установками, к порождению, формированию и соорганизации различных сообществ; сформированность у педагогов компетенции проектирования средств педагогического (тьютор-ского) сопровождения ИОП учащихся.
Оценка сформированности сетевых результатов осуществляется через проявленность интересов субъектов, фиксацию договоренностей о деятельности, вложении ресурсов субъектов программы, совместные проекты в программе.
Оценка сформированности компетентностных результатов обучающихся и участников сети осуществляется через процедуры исследования степени сформированности соответствующих понятий, анализ позиции участника в проектировании и презентации проекта, анализ готовых продуктов: тексты проектов и презентаций; деятельностные характеристики проявляются через рефлексивные устные и письменные тексты, наблюдения, реконструкцию деятельности, перенос способа и анализ успешности участника за пределами проекта. Эффективность деятельности участников сети оценивается по достижению соглашений и позиции участия в проектировании СОП, инициативам, готовым продуктам, созданным сообществам и их влиянию на территорию.
Способы сбора информации: фокус-группы, анкетирование, тестирование, экспертные карты, самооценка, карты-наблюдения, тьюторская рефлексия, эссе, портфолио, бортовые журналы, анализ продуктов, анализ документов.
Результаты апробации программы. В рамках апробации программы исследованы компетентностные результаты учащихся, участников программы. Исследования сетевых результатов и компетентностных результатов участников сети будут возможны при реализации самой программы. В рамках формирования предметных компетенций 25% участников программы отметили, что они сумели эффективно использовать полученный опыт проектирования не только на предметах «экономика» и «география», но и на биологии, физике и обществознании, начали свободно предлагать учителям новые формы работы, вступать в образовательное взаимодействие с одноклассниками, вырабатывать экспертные критерии. 38,2% участников продемонстрировали способность к формированию предпринимательского мышления, активно учились использовать специфические для предпринимательства термины и понятия во время свободной презентации разрабатываемого проекта. При исследовании метапред-метных компетенций выяснилось, что до сессии 16% старшеклассников вообще не задумывались о предпринимательстве; через полгода после сессии практически у 100% участников предпринимательская деятельность попала в фокус активного внимания, при этом 65,4% участников обозначили для себя ценность предпринимательства как деятельности, а 67,8% участников указали на значимость личного опыта этой деятельности. Участниками программы было подготовлено и защищено 9 проектов, 36% участников указали на способность самостоятельной постановки целей и эффективность группового планирования, 12% участников отметили значимость экспертного отношения к содержанию разрабатываемого проекта для его коррекции и доработки.
- освоение и использование в образовательной и проектной деятельности и социальной практике межпредметных понятий и универсальных учебных действий; анализ возможностей и дефицитов социальноэкономической среды для реализации собственного проекта; 28,4% участников продемонстрировали и оценили опыт деятельностного сотрудничества, значимость содержательного, партнерского взаимодействия с предпринимателями, 16,5% - значимость взаимодействия с педагогами на иной, в отличие от школьной, содержательной основе: запрос на консультацию, влияние на разворачивание образовательной деятельности, партнерское обсуждение проблем.
Личностные компетенции. Активное освоение содержания предпринимательской деятельности позволило 49,8% участников понять, что такое быть предпринимателем, сформировать по этому поводу собственное представление. В контексте готовности к непрерывному образованию 35,4% участников указывают, что получили основы экономических знаний и хотели бы продолжать образование в области организации и управления предпринимательским проектом, рассчитывать риски и понимать ответственность, строить логику бизнес-проектирования, анализировать разные факторы влияния на деятельность. На третьем этапе апробации программы на экспертно-аналитическом семинаре было проведено исследование образовательного заказа участников к программе и уровня вклю-
ченности участников в предпринимательскую деятельность методом фокус-группы.
Проявление и анализ содержания образовательного заказа к программе позволяет зафиксировать субъектную позицию учащихся по отношению к собственному образованию и наличие первичного этапа их профессионализации в сфере предпринимательства. По исследованиям Е.А. Сухановой, уровень профессионализации определяется типом заказа на образование / повышение квалификации. Первый уровень («заказ на всякий случай») соответствует минимальному представлению о своей профессиональной траектории. На втором уровне субъектность проявляется в дифференциации заказа на получение информации (знает, чему и зачем хочет научиться). На третьем уровне профессионал заказывает информацию в соответствии с этапом разработки своего проекта, на четвертом - организационно-управленческую поддержку разработки и реализации проекта. Анализ заказа участников сетевой программы показал, что:
- 65,8% старшеклассников - участников программы обладают первичным уровнем субъектного самоопределения в предпринимательской деятельности, делают заказ на дополнительную информацию;
- 40,2% участников конкретизировали запрос: «хочу понять, как сделать нужное вложение и добиться успеха», демонстрируют желание пройти стажировку и практику летом в конкретных фирмах;
- 18,8% участников конкретизируют свой заказ до содержания деятельности в соответствии со своим проек-
том, который они разрабатывали в мае: «больше узнать и попробовать все, что связано с водяным принтером»;
- заказ на организационно-управленческую поддержку разработки и реализации проекта сделали педагоги.
На проектно-аналитическом семинаре старшеклассники для разворачивания дальнейшей образовательной деятельности заказывали консультации, деятельностные семинары по освоению навыка создания малых предприятий, мастер-классы, круглые столы с молодыми и «матерыми» предпринимателями.
И вместе с тем, отвечая на вопрос анкеты «Чем ты собираешься заниматься, получив образование?», 25% старшеклассников изъявили желание работать специалистами по международному праву, еще четверть выпускников видят себя в нефтяной промышленности, 25% собираются работать в банках. Из оставшихся 25% половина собираются в журналистику, и только 12,5% думают создать собственную компанию. При этом около 30% участников готовы к изменению своих представлений о будущем в пользу самостоятельности, самообеспечения и личной ответственности за свою жизнь.
Таким образом, анализ результативности апробации сетевой образовательной программы показывает высокую эффективность такой программы: старшеклассники с готовностью воспринимают возможность профессиональной пробы, серьезного взаимодействия со специалистами, выражают намерения продолжать деятельность. Реализация программы влияет на успеваемость старшеклассников и возможность их будущей самореализации на своей территории.
ЛИТЕРАТУРА
1. Классический университет - инновационные школы: стратегические перспективы взаимодействия (опыт гуманитарного исследования) / под
ред. Г.Н. Прозументовой. Томск : Томский государственный университет, 2008. 262 с.
2. Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование, стандарты деятельности тьютора :
материалы Всерос. науч.-метод. семинара «Стандарты деятельности тьютора: теория и практика» (Москва, 18-19 мая 2009 г.) / науч. ред. Т.М. Ковалева ; отв. ред. А.А. Теров, О.Ю. Жилина. М. : АПКиППРО, 2009. 208 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/ d_10/prm1897-1.pdf
4. Ямбург Е.А. Гармонизация педагогических парадигм - стратегия развития образования // Антропопраксис. Ежегодник гуманитарных иссле-
дований / гл. ред. Б. Д. Эльконин ; отв. ред. С.Ф. Сироткин, О.Ф. Фофанова. Ижевск : ERGO, 2009. Т. 1. 176 с.
Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 7 февраля 2012 г.