Научная статья на тему 'Образовательная сеть для повышения квалификации педагогов'

Образовательная сеть для повышения квалификации педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ / МОДЕЛЬ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / СЕТЕВЫЕ ПРОГРАММЫ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ЗАДАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ МОДУЛИ / МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЯ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS / MODEL OF NETWORK INTERACTION / NETWORKING PROGRAMS / INDIVIDUAL EDUCATIONAL PATH / DISTANCE TASKS / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / CONTENT MODULES / MODEL OF PROFESSIONAL IDENTIFICATION OF TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рытов Алексей Иванович

Государственное регулирование процесса повышения квалификации на базе федеральных учреждений (центров). Организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений. Реализация программы повышения квалификации, координируемой региональными учреждениями дополнительного профессионального педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательная сеть для повышения квалификации педагогов»

ОБ

РАЗОВАТЕЛЬНАЯ СЕТЬ для повышения квалификации педагогов

Алексей Иванович Рытов,

директор Московского центра оценки качества образования, доцент, кандидат педагогических наук

События, связанные с введением нового поколения Федеральных государственных образовательные стандартов для старшей школы, в очередной раз всколыхнули педагогическую и родительскую общественность и заставили задуматься о том, каких изменений мы ожидаем от модернизации образования.

• повышение квалификации педагогов • модель сетевого взаимодействия

• сетевые программы • индивидуальный образовательный маршрут

• дистанционные задания • профессиональное развитие • содержательные модули • модель профессиональной самоидентификации учителя

■одернизация образования сегодня »рассматривается как общенациональный проект, цель и задачи которого состоят в том, чтобы осуществить в образовании системные изменения, привести его в соответствие с требованиями современной жизни, создать механизмы постоянного обновления образования, ориентированного на актуальные и перспективные потребности личности, общества и государства.

Несмотря на ряд важных инициатив по преобразованию системы образования, на практике их реализация зачастую «пробуксовывает», производя прямо противоположный эффект. Причин тут немало, однако, наиболее существенная, на наш взгляд, — неготовность педагогического корпуса к осуществлению обновлений, устаревшая система подготовки и повышения квалификации педагогов. Педагогическим сообществом осознаётся необходимость поиска новых подходов к созданию

современной системы повышения квалификации педагогических кадров, отвечающей целям модернизации образования.

Необходимо кардинально изменить ситуацию в повышении квалификации педагогов, ориентируя её на развитие их профессиональной и личностной готовности к восприятию новых ценностей и целей образования. Важно обеспечить изменения в области содержания образования, технологиях его освоения, способах измерения его качества. Исходными для проектирования новой системы повышения квалификации должны стать, с одной стороны, цели государственной образовательной политики, с другой — профессиональные интересы учителя, её реализующего. В настоящий момент повышение квалификации определяется возможностями территориальных учреждений дополнительного профессионального педагогического образования или учреждений высшего профессионального образования, которые диктуют, чему и как учить педагога.

Звучат предложения по созданию либерально-демократической системы повышения квалификации, суть которой в том, чтобы предоставить педагогам возможность самостоятельного выбора учреждений и программ повышения квалификации. Массив таких программ чрезвычайно велик, что вполне естественно при отсутствии стандарта повышения квалификации. В силу этого обстоятельства в системе дополнительного профессионального образования, как ни в какой другой системе образования, регулирование содержания программ и форм их реализации происходит на рыночной (конкурентной) основе. Конкуренция, конечно, вещь полезная. Но если речь идёт о подготовке педагогического корпуса к решению государственных задач, то и регулирование должно быть государственным. Не отвергая идею перехода к либерально-демократической системе в целом, отметим лишь некоторые из возможных рисков:

• Невозможно обеспечить мобильное решение актуальных задач, возникающих в процессе реформ, так как отсутствует единый координирующий центр и сетевое взаимодействие.

• Отсутствуют единые требования к программам, процессу, стоимости курсов, что приведёт к значительной разнице в уровне подготовки педагогов разных регионов России.

• У большинства вузов и других учреждений, чья основная деятельность не была связана

с образованием взрослых, нет опыта в проведении курсов повышения квалификации.

• Нарушение единообразия в реализации государственной образовательной политики, так как содержание всех этапов стандартизируется, а этап повышения квалификации — нет.

Продуктивной моделью системы повышения квалификации, на наш взгляд, может стать государственное регулирование посредством стандартизации процесса повышения квалификации на базе федеральных учреждений (центров) в сочетании с организацией сете-

вого взаимодействия различных образовательных учреждений, реализующих программы повышения квалификации, координируемого региональными учреждениями дополнительного профессионального педагогического образования. Такой подход может быть обозначен как федерально-региональный, он позволит, с одной стороны, обеспечить единство требований к уровню профессиональной подготовки педагогов на всём образовательном пространстве России, а с другой — предоставить возможность реализации вариативных программ с учётом потребностей конкретного педагога и региональных особенностей. Последнее может быть осуществлено в случае, если педагог сможет реально участвовать в формировании программ повышения квалификации.

Соответственно могут быть разработаны и программы повышения квалификации, которые должны включать инвариантную и вариативную составляющие. При этом инвариантная составляющая регулируется федеральными органами исполнительной власти, которые осуществляют управление в сфере образования, и организациями, наделёнными соответствующими полномочиями. Она обязательна для всех один раз в пять лет и реализуется на базе образовательных учреждений, состав которых определяется Министерством образования и науки РФ. Вариативная составляющая выбирается педагогическими работниками из списка программ, предлагаемых различными учреждениями и организациями. Она проходит экспертизу посредством лицензирования входящих в неё программ. Таким образом, сохраняется фундаментальная составляющая в подготовке педагогов при обеспечении возможности индивидуализации этого процесса.

Такой подход позволяет реализовать взаимодействие федеральных и региональных учреждений, вовлечённых в процесс повышения квалификации, на основе федерально-регионального заказа, а все субъекты этого взаимодействия становятся

структурными элементами федерально-региональной системы повышения квалификации учителя.

Модель сетевого взаимодействия

Под сетевым взаимодействием мы понимаем способ деятельности по совместному использованию информационных, инновационных, методических, кадровых ресурсов. Эти ресурсы могут меняться в ходе взаимодействия. Сетевое взаимодействие возможно при определённых условиях: совместная деятельность участников сети; общее информационное пространство; механизмы, создающие условия для сетевого взаимодействия. Механизмом сетевого взаимодействия, с нашей точки зрения, может быть координационный совет сети, ключевыми функциями которого будут экспертная деятельность и предъявление разработок участников сети профессиональному сообществу и всему обществу.

Образовательную сеть мы рассматриваем как среду, в которой любое образовательное учреждение или педагог могут взаимодействовать с любым образовательным и другим учреждением или педагогом по вопросам совместной работы (обмен идеями, создание нового интеллектуального продукта). Предполагается, что в результате этого возрастёт качество образовательной деятельности, она становится более гибкой и децентрализованной.

Субъектами сетевого взаимодействия в сетевых программах повышения квалификации могут выступать любые педагогические работники. В повышении квалификации могут принимать участие группы педагогов, школьные команды, представляющие интересы образовательных учреждений как коллективные субъекты общения и деятельности в сетевой среде. Формирование подобных коллективов может стать основой развития сетевых педагогических сообществ и залогом развития среды сетевого взаимодействия в региональной системе повышения квалификации.

Значимые субъекты в сетевой среде повышения квалификации — носители инновационного профессионального опыта, «центры кристаллизации» сетевого взаимодействия. Сете-

вое взаимодействие может стать для них инструментом продвижения инновационных образовательных программ и создать условия для становления сетевого экспертного сообщества, способного оказывать влияние на образовательную политику. Успешное взаимодействие всех субъектов в сетевой среде повышения квалификации обеспечивается тьютором или тьюторской командой, которая формируется из сотрудников учреждений дополнительного профессионального педагогического образования.

Тьютор (тьюторская команда) — ключевой фактор в обеспечении эффективности профессионального общения, пусковой механизм и центральное ядро всех процессов жизнедеятельности сети. При этом тьютор (тьюторская команда) — «носитель» управленческих, организационно-педагогических функций на всех этапах запуска и развития сети.

Для совместной коллективной и индивидуальной деятельности в сети должно существовать равнодоступное всем участникам общее пространство, поэтому следующий компонент сетевой среды повышения квалификации — пространственно-предметный. Он включает материальные условия, в которых организовано повышение квалификации:

• помещения для проведения очных встреч-событий (аудитории образовательных учреждений, ИПК, ресурсных центров);

• точки удалённого доступа, расположенные на местах проживания участников сети, для обеспечения дистанционного взаимодействия (персональные компьютеры, имеющие подключение

к глобальной сети Интернет);

• оборудование, технические средства, используемые для проведения образовательных событий (мультимедиа-проекторы, интерактивные доски, видео- и фотокамеры);

• средства наглядности, пособия (печатные и электронные).

Реализация этих предложений возможна в сетевой программе, которая позволяет:

• организовывать субъектов в региональной системе повышения квалификации;

• формировать и реализовывать программы профессионального развития педагога;

• использовать разнообразные интерактивные, деятельностные формы повышения квалификации;

• интегрировать ресурсы повышения квалификации.

Основной технологический компонент сетевой среды повышения квалификации в разрабатываемой модели — индивидуальный образовательный маршрут (программа) повышения квалификации. Это структурированная программа действий субъекта в сетевой среде повышения квалификации на некотором фиксированном промежутке времени.

Временная структура индивидуального образовательного маршрута

Она определяется следующим образом:

1. Фиксируется общий срок прохождения маршрута. Программа индивидуального образовательного маршрута предполагает ускоренный или замедленный темп профессионального развития участника сетевого взаимодействия с учётом его запросов.

2. Составляется временной график участия в сетевых событиях и выполнения дистанционных заданий по месяцам с указанием контрольных точек — сроков выполнения заданий, участия в событиях сети повышения квалификации.

Содержательная структура

основана на выборе содержательных модулей профессионального развития:

• обязательных модулей, которые предлагается освоить всем участникам взаимодействия;

• модулей по выбору участника сети, которые входят в обязательную для выполнения

часть индивидуального образовательного маршрута;

• факультативных модулей.

Соотношение между тремя видами модулей определяется общей программой повышения квалификации. Каждый модуль обладает определённым числом часов (условных часов). Индивидуальная программа повышения квалификации реализуется различными способами — очно и дистанционно:

• очная часть состоит из очных сетевых событий (установочной сессии, семинаров по выбору, итоговой рефлексивной сессии);

• дистанционная часть — период между очными сетевыми событиями, во время которого участники обучаются и общаются опосредованно, осваивают материалы проектно-аналитических событий и дистанционных обучающих модулей, выполняют индивидуальные задания, выстраивают профессиональное общение в сети Интернет, разрабатывают итоговые проектные квалификационные работы (индивидуальные и коллективные).

Цель установочных сессий — ввести слушателей в инновационное образовательное пространство сетевой среды повышения квалификации, предоставить им возможность ознакомиться с картой образовательных ресурсов, разнообразием инновационных практик. С помощью полученной информации участники формируют проект индивидуальной программы повышения квалификации в рамках единой программы.

Основные сессии состоят из очных, виртуальных событий и дистанционной части повышения квалификации. Их цель — реализация субъектами взаимодействия индивидуальной программы повышения квалификации, устранение собственных профессиональных дефицитов, развитие профессиональной компетентности.

Цель итоговой рефлексивной сессии — экспертиза и самоэкспертиза реализуемых

субъектами взаимодействия проектов, выполнения программы индивидуального маршрута повышения квалификации и самодиагностика профессиональной компетентности.

Характеристики процесса освоения программ:

• модульность, которая подразумевает, что программа повышения квалификации может осваиваться как целиком, так и отдельными частями в произвольном порядке и количестве;

• интерактивность. Каждый участник программы имеет возможность скорректировать программу в соответствии со своими потребностями и возможностями;

• проектный режим работы;

• индивидуальная траектория профессионального развития.

При успешном завершении программы каждый участник получает документ установленного образца, а субъекты сетевых площадок могут сертифицироваться как методисты сетевых программ повышения квалификации.

На основе сетевой программы выстраивается деятельность. Программа стандартизируется согласно внутрисетевым критериям. В отличие от образовательных программ, реализуемых в иерархических структурах, например в системе ИПК, стандартизированных по формальным признакам, сетевые программы стандартизируются с учётом того, что их реализация предполагает относительную самостоятельность субъекта сетевой среды, готового продолжительное время находиться один на один с программой. Поэтому стандарты сетевых программ повышения квалификации должны нормировать в качестве содержания образования деятельность, являющуюся ядром каждой программы. Учебная составляющая сетевой программы повышения квалификации в этом случае может становиться материалом, на котором отрабатываются способы деятельности.

Сетевые стандарты могут фиксироваться в сетевом соглашении. Таковым может стать рамочный договор, определяющий отношения между участниками сети (включая стандарты материальной, финансовой, организационной обеспеченности), конфигурацию и требования к программам, выставляемым каждым узловым субъектом (сетевой площадкой) в сеть. Деятельность субъектов повышения квалификации

проявляется в сетевых событиях. Сетевое событие есть инструмент, ситуация переноса, в которой субъекты сетевой среды взаимообогащаются опытом деятельности.

Социальный компонент сетевой среды повышения квалификации включает внешние факторы в виде общественного мнения — как профессионального сообщества, так и других социальных институтов, причастных к деятельности системы образования, определение актуальности проблематики профессионального взаимодействия со стороны макросред, политику государства в области образования. В сетевой среде устанавливаются социальные связи, которые можно определить как совокупность осознанных или неосознанных, необходимых и случайных, устойчивых и спонтанных зависимостей одних социальных субъектов и объектов от других. Их воздействия друг на друга — это комплекс факторов, обеспечивающих совместную деятельность в сетевых общностях, объединяя их в функциональное целое, способное к устойчивости и развитию.

Складывается новый ролевой стандарт профессиональной деятельности учителя, модель его профессиональной самоидентификации. Изменяются содержание и подходы к педагогической деятельности, возрастают объём и качество инновационной составляющей в российском образовательном пространстве. Комплексный процесс повышения квалификации предполагает актуализацию педагогами собственных возможностей и переход от практико-воспроизводящей деятельности к практико-преобразующей.

Л

Индивидуальный образовательный маршрут

строится в рамках дифференцированного подхода с учётом данных психолого-педагогической диагностики, включающей в себя:

• уровень ценностносмысловой мотивации;

• уровень актуального и зону ближайшего развития;

• уровень подготовки слушателей.

В сети нет организаций в традиционном смысле. Первичным элементом сетевого объединения выступает прецедент взаимодействия, сетевое событие (проект, семинар, встреча, обмен информацией). Каждый может вступать во взаимодействие с сетью, и это взаимодействие составляет содержание индивидуального образовательного развития человека, школы, образовательной среды.

При сетевой организации взаимодействия наблюдаются опосредованные связи: круг взаимодействия увеличивается, и результаты работы становятся более продуктивными и качественными. Ограниченные возможности коммуникации не могут обеспечивать тот уровень обмена информацией, который необходим для эффективной работы. Значит, сетевое взаимодействие — некая система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному сообществу и обществу в целом инновационные модели содержания образования, экономики образования, управления системой образования и образовательной политики.

Сетевое взаимодействие даст эффект при наличии у каждого из членов сети некоторого, пусть ограниченного, но качественного ресурса; при добровольном распределении направлений (разделов, блоков) между членами сети для более глубокого изучения и создания качественного ресурса; при обязательном качественном приращении благодаря использованию сетевого ресурса; при формировании общесетевого ресурса.

Важно заметить, что при сетевом взаимодействии не только распространяются инновационные разработки, но возникает диалог между сетевыми школами, а также процесс отражения опыта друг друга, отображение тех процессов, которые происходят в системе образования в целом. Инновации в усло-

виях образовательной сети приобретают эволюционный характер, что связано с непрерывным обменом информацией и опытом, отсутствием требования обязательного внедрения. Опыт участников сети оказывается востребованным не только в качестве примера для подражания, но также как индикатор или зеркало, которое позволяет увидеть уровень собственного опыта и дополнить его чем-то новым, способствующим эффективности работы. У участников сети наблюдается потребность в общении равных по статусу специалистов и учреждений.

Сетевое взаимодействие как педагогическая проблема ориентирует нас на изучение, разработку и создание сетевой среды, в которой может развиваться эта модель. Сетевое образование не следует отождествлять с использованием компьютерной сети Интернет, хотя новые информационные технологии, по-видимому, станут его естественным элементом. Взаимодействие в сети связано с иным содержанием и организацией, другим методическим и кадровым обеспечением всей образовательной инфраструктуры. Взаимодействие предстаёт не как традиционная «вертикальная», иерархически организованная система, а как горизонтальная, самоорганизующаяся сеть. Доминирующие в ней связи и отношения не субординационные, а информационные и кооперационные, партнёрство и сотрудничество.

Экспериментальная проверка предлагаемой федерально-региональной модели повышения квалификации проводилась на базе региональных учреждений дополнительного профессионального педагогического образования большинства федеральных округов.

Изучение динамики профессионально-значимых изменений субъектов повышения квалификации в процессе апробации предлагаемой модели показало следующее:

• положительные изменения в профессиональных и коммуникативных качествах

участников сетевого взаимодействия (руководителей образовательных учреждений Приморского, Хабаровского краёв, Тамбовской, Рязанской, Курской, Ивановской, Липецкой, Брянской, Свердловской, Омской, Оренбургской, Псковской, Волгоградской, Ростовской областях, Республики Татарстан, Чувашской Республики, Республики Карелия, Республики Северная Осетия-Алания) и в управленческой деятельности, а сама управленческая деятельность стала носить инновационный характер;

• положительное воздействие на инновационную деятельность образовательного учреждение и профессиональное развитие коллектива оказала деятельность в качестве сетевой площадки;

• технология индивидуальных маршрутов общения эффективна для создания среды сетевого взаимодействия.

Использование сетевых программ повышения квалификации при наличии государственного регулирования со стороны уполномоченных федеральных учреждений открывает следующие возможности:

• формирование собственной программы профессионального развития, построенной на сетевом взаимодействии;

• выбор интересующих модулей программы повышения квалификации, основу которых составляет инновационный опыт;

• знакомство с содержанием отдельных модулей программы и понимание различия педагогических практик, которые представлены субъектами повышения квалификации;

• освоение образцов (моделей) педагогической деятельности и создания собственных моделей в соответствии со своими профессиональными потребностями

и реальными условиями;

• использование разнообразных инновационных форм повышения квалификации (сетевые, дистанционные, накопительные, тьюторские);

• интегрирование ресурсов повышения квалификации;

• обеспечение сетевой среды повышения квалификации как пространства профессионально-личностного развития педагогов.

Реализация федерально-регионального подхода к процессу повышения квалификации с учётом вышеперечисленных преимуществ позволит существенно повысить динамику и эффективность процесса модернизации в регионах России, снизить неравномерности их развития в зависимости от территориального расположения и ресурсного потенциала. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.