Научная статья на тему 'Технология реализации программ повышения квалификации педагогических кадров по проблеме взаимодействия школы и семьи'

Технология реализации программ повышения квалификации педагогических кадров по проблеме взаимодействия школы и семьи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
404
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ / ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ / СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / РЕГИОНАЛЬНОЕ СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ ЮГРЫ "ШКОЛЛЕГИ" / TECHNOLOGY OF TEACHERS' TRAINING IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL VOCATIONAL EDUCATION / REGIONAL NETWORKING COMMUNITY "SHKOLLEGI" / FAMILY AND SCHOOL COOPERATION / REMOTE LEARNING / ONLINE INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акимова Вера Александровна

В статье рассмотрены особенности технологии подготовки педагогических кадров в системе дополнительного профессионального образования к организации взаимодействия школы и семьи учетом социальных изменений и современных государственных требований, закрепленных в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и федеральных государственных образовательных стандартах общего образования. Выделены основные признаки педагогической технологии и андрагогические принципы обучения взрослых. Представлены характерные особенности реализации программ повышения квалификации педагогических кадров Ханты-Мансийского автономного округа Югры на ресурсе регионального сетевого сообщества педагогов Югры «Школлеги».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акимова Вера Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TECHNOLOGY OF IMPLEMENTATION OF THE PROGRAMS FOR TEACHERS’ ADVANCED TRAINING ON INTERACTION OF SCHOOL AND FAMILY

The article discusses specific features of the additional vocational education technology of teachers’ training in organization of school and family interaction taking into account the social transformations and the modern state requirements enshrined in the Federal law “On education in the Russian Federation” and the Federal state educational standards for general education. The author reveals the main features of the educational technology and andragogy principles of adults’ teaching. The paper presents the typical characteristics of realization of the programs of teachers’ advanced training in the Khanty-Mansi Autonomous Area Yugra on the basis of the regional networking community of Yugra educators “Shkollegi”.

Текст научной работы на тему «Технология реализации программ повышения квалификации педагогических кадров по проблеме взаимодействия школы и семьи»

УДК 371

Акимова Вера Александровна

Akimova Vera Alexandrovna

соискатель кафедры общей и социальной педагогики

Нижневартовского государственного университета, старший преподаватель кафедры управления образованием автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Институт развития образования»

ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ

PhD applicant, General and Social Education Science, Nizhnevartovsk State University, Senior Lecturer, Education Management Department, Institute of Education Development, Khanty-Mansi Autonomous Area - Yugra

THE TECHNOLOGY OF IMPLEMENTATION OF THE PROGRAMS FOR TEACHERS’ ADVANCED TRAINING ON INTERACTION OF SCHOOL AND FAMILY

Аннотация:

В статье рассмотрены особенности технологии подготовки педагогических кадров в системе дополнительного профессионального образования к организации взаимодействия школы и семьи учетом социальных изменений и современных государственных требований, закрепленных в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и федеральных государственных образовательных стандартах общего образования. Выделены основные признаки педагогической технологии и андрагогические принципы обучения взрослых. Представлены характерные особенности реализации программ повышения квалификации педагогических кадров Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на ресурсе регионального сетевого сообщества педагогов Югры «Школлеги».

Ключевые слова:

взаимодействие школы и семьи, технология подготовки педагогических кадров, система дополнительного профессионального образования, дистанционное обучение, сетевое взаимодействие, региональное сетевое сообщество педагогов Югры «Школлеги».

Summary:

The article discusses specific features of the additional vocational education technology of teachers’ training in organization of school and family interaction taking into account the social transformations and the modern state requirements enshrined in the Federal law “On education in the Russian Federation” and the Federal state educational standards for general education. The author reveals the main features of the educational technology and andragogy principles of adults’ teaching. The paper presents the typical characteristics of realization of the programs of teachers’ advanced training in the Khanty-Mansi Autonomous Area - Yugra on the basis of the regional networking community of Yugra educators “Shkollegi”.

Keywords:

family and school cooperation, technology of teachers’ training in the system of additional vocational education, remote learning, online interaction, regional networking community "Shkollegi".

С принятием нового закона об образовании в Российской Федерации, введением федеральных государственных образовательных стандартов общего образования проблемы взаимодействия двух ведущих социальных институтов воспитания - школы и семьи вновь вызывают всеобщий интерес в педагогическом и научном сообществе. Новая государственная политика в отношениях семьи и школы предопределила включение родителей в состав участников образовательных отношений, что, следовательно, и актуализировало необходимость переосмысления сущности, содержания и форм взаимодействия школы с семьей в современных условиях.

Изменение социальной позиции семьи по отношению к школе связано со свободой выбора родителями образовательной организации, формы образования и типа образовательного маршрута своего ребенка, что ставит родителя не только в позицию участника образовательных отношений, участвующего в формировании вариативной части образовательной программы, но и в позицию заказчика и потребителя образовательных услуг.

Однако изменение социальных, культурных, политических, экономических условий жизнедеятельности повлекли за собой изменения в современной российской семье и в семейном воспитательном потенциале. Многие исследователи сегодня отмечают наличие кризиса в существующих типах отношений между школой и семьей, в которых доминируют административные, просветительские и материально-хозяйственные отношения (Г.В. Бузанакова, Н.Б. Крылова, Л.И. Маленкова, А.С. Роботова и другие) [1; 2; 3; 4]. Как отмечает Д.А. Розанов, «проблема взаи-

модействия образовательного учреждения и семьи в воспитании ребенка остро стоит перед российским обществом, потому что от характера взаимодействия зависит эффективность процесса воспитания как в образовательном учреждении, так и в семье» [5].

Вместе с тем, вопросы взаимодействий субъектов в сфере образования отражены и в федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (далее ФГОС ВПО). Стандарт для подготовки по педагогическим направлениям включает вопросы социального взаимодействия, но в недостаточном объеме для формирования у будущих педагогов целостного осмысления проблемы взаимодействия. Например, по специальности 031200 Педагогика и методика начального образования, квалификация «Учитель начальных классов», утвержденного 31 января 2005 г., квалификационная характеристика выпускника включает такую формулировку: «Выпускник должен осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими). В п.п. 7.1. «Требования к профессиональной подготовке специалиста» мы находим следующее требование: установление контакта с родителями учащихся, оказание им помощи в семейном воспитании.

Кардинальные изменения в ФГОС ВПО третьего поколения позволяют отметить, что подготовка профессионала в сфере образования в рамках нового стандарта направлена на освоение в должном объеме таких актуальных компетенций, формирование которых позволит отметить готовность будущих педагогов к взаимодействию с участниками образовательных отношений (коллеги, родители, социальные партнеры). Все это свидетельствует о серьезном переосмыслении феномена педагогического взаимодействия как на уровне теории, так и на уровне практической педагогической деятельности.

Полностью разделяем мнение ученых (А.С. Белкин, М.В. Бывшева, М.Б. Ворошилова, Л.И. Забара, Б.М. Игошев, Е.В. Коротаева, Э.Э. Сыманюк, А.П. Чудинов) о том, что в образовательной практике обнаруживается серьезное противоречие: освоение новых подходов в высшем образовании к подготовке будущих учителей к организации социального взаимодействия происходит в то время, когда реальную практику осуществляет учитель, имеющий педагогическое образование, которое недостаточно емко рассматривало вопросы педагогики взаимодействий. Данное противоречие приводит к разрыву между ожиданиями общества, общими требованиями к профессионализму педагогических кадров и реальным воплощением этих социальных ожиданий в образовательной сфере [6].

Таким образом, назрела необходимость в подготовке педагогических кадров в системе дополнительного профессионального образования и соответственно в разработке новых технологий реализации программ повышения квалификации педагогических кадров, направленных на формирование ключевых компетенций по организации эффективного взаимодействия школы и семьи в современных условиях.

С целью определения актуальных технологических подходов подготовки педагогических кадров по проблеме взаимодействия школы и семьи был проведен анализ образовательной практики, сложившейся социально-педагогической практики и анкетирование родителей школ с различным территориальным расположением. Полученные данные позволяют отметить, что реализуемые школами традиционные подходы к организации взаимодействия с семьями обучающихся (родительское собрание, лекторий, общешкольное собрание, консультации, творческие вечера и др.) в недостаточной степени направлены на развитие модели партнерских взаимоотношений между участниками образовательных отношений. Среди различных форм организации взаимодействия родители отдают предпочтение дистанционным возможностям включения в образовательный процесс.

Следовательно, при разработке и реализации программ повышения квалификации необходимо учитывать следующее: содержание должно конструироваться исходя из образовательных потребностей и профессиональных интересов, а сама структура образовательного процесса должна быть гибкой, вариативной, доступной, модульной, интерактивной, рентабельной, объединяющей цели сотрудничества. Итоговый результат обучения должен представлять практическую значимость для школы, педагогов, родителей [7; 8]. Подобным требованиям может отвечать такая организационная форма образования, как технология. Анализ педагогической литературы позволяет констатировать, что термин «педагогическая технология» возник в 20-е гг. ХХ в. в рамках науки педологии (И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, С.Т. Шацкий); в то же время за рубежом термин «technology education», использовался в различных значениях - «технология обучения», «технология образования», «технология учебного процесса» [9]. Педагогическая технология представляет собой инновационную форму организации учебно-воспитательного процесса [10]. Многообразие взглядов на педагогическую технологию отражает общую идею и суть ее понимания как особым образом организованного, ориентированного на результат процесса обучения. Признаками педагогической технологии, обозначенными в литературе, можно назвать следующие:

- процессуальный двусторонний характер взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся, т. е. совместная деятельность преподавателя и обучающихся;

- совокупность приемов, методов, нацеленных на результат (образовательный продукт);

- проектирование и организация процесса обучения;

- наличие комфортных условий для раскрытия, реализации и развития личностного потенциала обучающихся.

В целом анализ литературы позволяет представить понятие «педагогическая технология» тремя аспектами:

- научно-методологическим: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

- процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

- процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств [11].

С точки зрения Г.М. Коджаспировой, «технология обучения взрослых - система научно обоснованных андрагогическими принципами обучения взрослых обучающихся и обучающих, осуществление которых с высокой степенью гарантированности приводит к достижению поставленных целей обучения (андрагогическая технология)» [12]. Иными словами, характер и результат процесса обучения взрослых обусловлен ведущей ролью самого обучающегося, его глубокой потребностью в самостоятельности, в самоуправлении. Задача педагога-андрагога смещается в сторону от передачи знаний к сопровождению процесса получения знаний (тьюторство). Следовательно, основными андрагогическими принципами обучения взрослых, положенными в основу технологии подготовки педагогических кадров к социальному взаимодействию с семьей, положены следующие:

- принцип самостоятельности обучения;

- принцип совместной деятельности на всех этапах обучения;

- принцип опоры на индивидуальный и профессиональный опыт обучающегося;

- индивидуализация обучения;

- системность и контекстность (профессиональная, социальная, культурная) обучения;

- принцип актуализации результатов обучения (педагогическая рефлексия, обсуждение);

- принцип элективности обучения;

- принцип развития образовательных потребностей;

- принцип осознанности обучения.

Так как социальное взаимодействие мы рассматриваем как объединение педагогических и родительских социальных, образовательных, воспитательных, культурных ресурсов направленных на достижение общей цели - воспитания и образования подрастающего поколения, то в концептуальную основу технологии заложена идеология личностно ориентированного обучения, субъект-субъектного характера взаимодействия.

Технология подготовки педагогических кадров к социальному взаимодействию с семьей имеет следующие аспекты:

- Тип управления образовательным процессом: система малых групп (школьные команды), взаимоуправление, взаимообучение, дистанционное управление.

- Преобладающие методы и способы обучения: активные, свободного выбора, интерактивные, проектные, проблемно-поисковые, групповые, компьютерные.

- Организационные формы: клубные, дистанционные, консультирование, тьюторское сопровождение, форум, индивидуальные и групповые, интегрированные, семинары, конференции, стажировка.

- Средства обучения: вербальные, программирование, социальная практика, электронные обучающие средства, дистанционные, практические.

- По направлению модернизации и отношению к традиционной образовательной системе: на основе активизации деятельности, на основе эффективности организации и управления, на основе современных образовательных средств и ресурсов.

Программа повышения квалификации педагогических кадров общим объемом 108 часов построена по блочно-модульному принципу и включает три модуля: 1-й модуль (28 часов очного и 28 часов заочного обучения) инвариантный, направлен на освоение теории вопроса социального взаимодействия; 2-й модуль (16 часов) вариативный (по выбору), прохождение стажировки на базе образовательной организации, имеющей опыт эффективного социального взаимодействия с семьей; 3-й модуль (36 часов) представлен социальным проектированием и защитой ито-

гового проекта. В реализации программы задействован профессорско-преподавательский состав АУ «Институт развития образования». Дистанционные формы расширяют возможности привлечения высококвалифицированных специалистов из других субъектов Российской Федерации.

Освоение опыта субъект-субъектного взаимодействия в процессе повышения квалификации, новых форм взаимодействия с семьей в социокультурном контексте современности достигается за счет реализации технологии с применением дистанционных форм, социального проектирования, ресурсов сетевого взаимодействия. Характерной особенностью реализации данной технологии является то, что педагоги в процессе повышения квалификации разрабатывают без отрыва от работы (особенно это актуально для труднодоступных сельских территорий) социально значимый для школы проект, направленный на развитие новых форм взаимодействия с семьей на ресурсе регионального сетевого сообщества педагогов Югры «Школлеги». Данный сетевой ресурс позволяет не только реализовать дистанционные формы обучения, но и обеспечить тьюторское сопровождение педагогов в межкурсовой и послекурсовой период по проблеме социального взаимодействия. Вместе с тем, площадка сетевого сообщества может являться основой для организации дистанционных форм взаимодействия школы с родителями в части реализации разработанного на курсах повышения квалификации социального проекта.

Апробация технологии реализации программ повышения квалификации педагогических кадров по проблеме взаимодействия школы и семьи показала, что грамотный научно-методический, практико-ориентированный подход к организации повышения квалификации позволит повысить качественный уровень подготовки педагогов к социальному взаимодействию с участниками образовательных отношений, направленного на достижение общей цели - воспитания и образования подрастающего поколения за счет объединения их социальных, образовательных, воспитательных, культурных ресурсов.

Ссылки:

1. Бузанакова Г.В. Теоретические основы проектирования деятельности классного руководителя по созданию сообщества педагогов, детей и их родителей // Вестник Вятского государственного университета. Киров, 2009. № 1 (3). С. 28-34.

2. Крылова Н.Б. Родители и школа - партнеры // Трудности становления сотрудничества школы и родителей : книга года по педагогике. Вып. 1 (16) . М., 20о4. С. 8.

3. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе : кн. для учителя-воспитателя. М., 1999. С. 158.

4. Роботова А.С. Стратегия деятельности руководителя образовательного учреждения по организации сотрудничества с родителями // Директору школы о сотрудничестве с родителями. М., 2001. С. 7-44.

5. Розанов Д.А. Современная практика взаимодействия образовательного учреждения и семьи в воспитании детей // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. № 33 (73) : аспирантские тетради. Ч. II. (Педагогика и психология, теория и методика обучения). СПб., 2008. С. 153-155.

6. Школа педагогических взаимодействий: вчера, сегодня, завтра : сб. материалов Всероссийской конференции с элементами научной школы для молодых учителей / под ред. Э.Ф. Зеера ; Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2010. 310 с.

7. Ткачева А.Н. Сетевое взаимодействие как фактор модернизации подготовки педагогических кадров // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2012. № 8 (123).

8. Подготовка работников образовательных учреждений к введению федеральных государственных образовательных стандартов: методические рекомендации : сб. образовательных программ повышения квалификации работников образования. Новосибирск, 2012. 220 с.

9. Башарин В.Ф. Педагогическая технология: что это такое // Специалист. 1993. № 9.

10. Гузеев В.В. Эффективные образовательные технологии: Интегральная и ТОГИС. М., 2006. 207 с.

11. Суртаева Н.Н. Гуманитарные технологии в современном образовательном пространстве : монография. Омск, 2009. 180 с.

12. Коджаспирова Г.М. Педагогическая антропология : учебное пособие. М., 2005. С. 270.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.