Научная статья на тему 'СЕТЬ ИНТЕРНЕТ И ОБЩАЯ ОЦЕНКА ЕЁ ВЛИЯНИЯ НА ЛИЧНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО'

СЕТЬ ИНТЕРНЕТ И ОБЩАЯ ОЦЕНКА ЕЁ ВЛИЯНИЯ НА ЛИЧНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
719
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / ИНФОРМАЦИЯ / СЕТЬ ИНТЕРНЕТ / ДЕСТРУКТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ / ПРЕСТУПНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Макашева Меруерт Нурлановна

Цель статьи - дать общую характеристику основных факторов положительного и деструктивного влияния информационного пространства сети интернет на личность несовершеннолетнего, отразить причины особого негативного влияния и факторы, которые его нивелируют. Тема разработанности данных проблем в науке не является достаточной по причине ежегодного увеличения рисков в сети интернет и отсутствия действительно эффективной парадигмы противодействия. Теоретико-методологическое и практическое значение темы объясняется как положительной, так и объективно-критичной оценкой влияния сети интернет на данных лиц из-за особенностей несовершеннолетней личности, значительного количества явлений деструктивного воздействия и необходимости решения проблем. Объект - информационно-телекоммуникационная сеть интернет, используемая несовершеннолетними с целью извлечения информации, получения и оказания различных видов информационных услуг. Предмет - деструктивное воздействие сети интернет на несовершеннолетнего. В статье отмечено, что с учётом особенностей психофизического развития, специфики данного периода формирования личности сеть интернет предопределяет как положительное, так и отрицательное воздействие на несовершеннолетних, проявляющееся в распространении информации террористической, экстремистской, порнографической, суицидальной тематики, в пропаганде рискованного поведения, потребления запрещённых веществ. Обосновано нивелирование отрицательных факторов влияния сети интернет на несовершеннолетнего при его нормальной социализации, гармоничном развитии, позволяющем оставаться в реальном мире вне зависимости от факторов влияния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Макашева Меруерт Нурлановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERNET AND GENERAL ASSESSMENT OF ITS IMPACT ON THE PERSONALITY OF A MINOR

The purpose of the article is to give a general description of the main factors of the positive and destructive influence of the information space of the Internet on the personality of a minor, to reflect the reasons for a particular negative influence and the factors that neutralize it. The topic of the elaboration of these problems in science is not sufficient due to the annual increase in risks on the Internet and the absence of a truly effective paradigm of counteraction. The theoretical, methodological and practical significance of the topic is explained by both a positive and objectively critical assessment of the influence of the Internet on these persons, due to the characteristics of a minor personality, a significant number of phenomena of destructive influence and the need to solve problems. The object is an information and telecommunications network Internet, used by minors for the purpose of extracting information, receiving and providing various types of information services. The subject is the destructive impact of the Internet on a minor. The article notes that underage, taking into account the peculiarities of psychophysical development, the specifics of this period of personality formation, predetermines both positive and negative effects of the Internet, including manifested in the dissemination of information on terrorist, extremist, pornographic, suicidal topics, on the promotion of risky behavior, on the consumption of prohibited substances. The author substantiates the leveling of negative factors of influence of the Internet on a minor is possible with normal socialization, harmonious development, which allow him to stay in the real world, regardless of the factors of influence.

Текст научной работы на тему «СЕТЬ ИНТЕРНЕТ И ОБЩАЯ ОЦЕНКА ЕЁ ВЛИЯНИЯ НА ЛИЧНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО»

УДК: 343.9.01

doi: 10.35750/2071-8284-2021-3-102-109

Меруерт Нурлановна Макашева

адъюнкт

ORCID: 0000-0001-9386-0859, meruertmn@icloud.com

Санкт-Петербургский университет МВД России Российская Федерация, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1

Сеть интернет и общая оценка её влияния на личность несовершеннолетнего

Аннотация: Цель статьи - дать общую характеристику основных факторов положительного и деструктивного влияния информационного пространства сети интернет на личность несовершеннолетнего, отразить причины особого негативного влияния и факторы, которые его нивелируют. Тема разработанности данных проблем в науке не является достаточной по причине ежегодного увеличения рисков в сети интернет и отсутствия действительно эффективной парадигмы противодействия. Теоретико-методологическое и практическое значение темы объясняется как положительной, так и объективно-критичной оценкой влияния сети интернет на данных лиц из-за особенностей несовершеннолетней личности, значительного количества явлений деструктивного воздействия и необходимости решения проблем. Объект - информационно-телекоммуникационная сеть интернет, используемая несовершеннолетними с целью извлечения информации, получения и оказания различных видов информационных услуг. Предмет - деструктивное воздействие сети интернет на несовершеннолетнего. В статье отмечено, что с учётом особенностей психофизического развития, специфики данного периода формирования личности сеть интернет предопределяет как положительное, так и отрицательное воздействие на несовершеннолетних, проявляющееся в распространении информации террористической, экстремистской, порнографической, суицидальной тематики, в пропаганде рискованного поведения, потребления запрещённых веществ. Обосновано нивелирование отрицательных факторов влияния сети интернет на несовершеннолетнего при его нормальной социализации, гармоничном развитии, позволяющем оставаться в реальном мире вне зависимости от факторов влияния.

Ключевые слова: несовершеннолетний, информация, сеть интернет, деструктивное влияние, преступность

Для цитирования: Макашева М. Н. Сеть интернет и общая оценка её влияния на личность несовершеннолетнего // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2021. - № 3 (91). - С. 102-109; doi: 10.35750/2071-8284-2021-3-102-109.

Meruert N. Makasheva

Graduate

ORCID: 0000-0001-9386-0859, meruertmn@icloud.com

Saint Petersburg University of the MIA of Russia 1, Letchika Pilyutova str., Saint Petersburg, 198206, Russian Federation

The Internet and general assessment of its impact on the personality of a minor

Abstract: The purpose of the article is to give a general description of the main factors of the positive and destructive influence of the information space of the Internet on the personality of a minor, to reflect the reasons for a particular negative influence and the factors that neutralize it. The topic of the elaboration of these problems in science is not sufficient due to the annual increase in risks on the Internet and the absence of a truly effective paradigm of counteraction. The theoretical, methodological and practical significance of the topic is explained by both a positive and objectively critical assessment of the influence of the Internet on these persons, due to the characteristics of a minor personality, a significant number of phenomena of destructive influence and the need to solve problems. The object is an information and telecommunications network Internet, used by minors for the purpose of extracting information, receiving and providing various

© Макашева М. Н., 2021

types of information services. The subject is the destructive impact of the Internet on a minor. The article notes that underage, taking into account the peculiarities of psychophysical development, the specifics of this period of personality formation, predetermines both positive and negative effects of the Internet, including manifested in the dissemination of information on terrorist, extremist, pornographic, suicidal topics, on the promotion of risky behavior, on the consumption of prohibited substances. The author substantiates the leveling of negative factors of influence of the Internet on a minor is possible with normal socialization, harmonious development, which allow him to stay in the real world, regardless of the factors of influence.

Keywords: minor, information, Internet, destructive influence, crime

For citation: Makasheva M. N. The Internet and general assessment of its impact on the personality of a minor// Vestnik of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2021. - № 3 (91). - P. 102-109; doi: 10.35750/2071-8284-2021-3-102-109.

Значение вопросов систематизации информации актуализировано в мировом сообществе, начиная с античных времён. Прообразы современных баз данных (каталогов) появились в Александрийской библиотеке (Александрия, Египет, III-IV в. до н. э.) при Мусейоне1, а наиболее ранние религиозные текстовые материалы включали аппарат «параллельных мест» с указанием на соответствующие разделы в рукописи с описанием определённых фактов, что может быть признано архетипом информационной поисковой системы.

На современном этапе систематизация информации осуществляется на различных уровнях, в т. ч. посредством информационно-телекоммуникационной сети интернет (далее - сеть интернет: см. п. 13 ст. 2 ФЗ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»). Сеть, сформированная на применении протокола IP, маршрутизации баз данных и официально признанная федеральным Советом по сетям (FNC) в резолюции «Defnition of Internet» в качестве глобальной информационной системы, - всемирная инновационная система с доступной для каждого, в т. ч. несовершеннолетнего, информацией.

Компьютеризация, интернетизация коснулись практически всего цивилизованного мира [1]. Как и прежде, интернет и его сервисы с каждым годом обретают всё более значительные возможности, и сегодня представляют собой уникальное средство массовой коммуникации и информации, а также гигантский архив, библиотеку электронных документов и изображений, компьютерных программ, видео- и аудиофайлов и иных ресурсов, т. е. воображаемую среду, в которой хранятся следы человеческой активности, распространяющей информационные измене-

1 Александрийский мусейон (или Александрийский музей; др.-греч. Mouarfov Tf —исследовательский, учебный, культурный, религиозный центр эллинизма основан в начале III века до н. э. при Птолемее Сотере по инициативе Деметрия Фалерского, находился на государственном обеспечении. В состав мусейона входила Александрийская библиотека. Учёные мусейона занимались натурфилософией, математикой, астрономией, географией, медициной, теорией музыки, лингвистикой и другими науками.

ния, вызванные подобной активностью [2].

Положительное и деструктивное влияние интернета на личность несовершеннолетнего связано с тем, что он является глобальной базой всемирного значения, способной к передаче информации, которая может быть использована как для развития и созидания, так и для разрушения, деградации значимых для несформиро-вавшейся личности ценностей.

Значение положительного влияния сети интернет в современном сообществе невозможно переоценить. Преимущества имеют отношение к логической корреляции между уникальным адресным пространством на базе протокола (1Р) и последующим расширением (дополнением) с возможностью использования, преобразования услуг высокого уровня, находящихся на коммуникационной и смежной инфраструктуре, в качестве доступных на публичном и частном пространстве2. Информационно-телекоммуникационная сеть интернет, объединяющая большое число компьютеров в общую информационную систему, предоставляет возможности свободного извлечения и распространения необходимой для развития человека научной и образовательной, культурной и деловой, познавательной информации.

Особая роль интернета подчёркнута в концепции Н. К. Воронович: изобретение данной инновационной модели признаётся отдельным (пятым) периодом технологического развития человечества после революционных достижений, связанных с энергией воды, паровой энергией, созданием электричества, электроники3. Данная позиция поддержана С. Г. Туронок: происходящие изменения в различных коммуникациях (социальных и политических, экономических и культурных), связанные с развитием информационного пространства в силу своей

2 Archived Material Historical Purposes Only. FNC Resolution: Definition of «Internet». 10/24/95. [Электронный ресурс]. - URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/612026 (дата обращения: 05.02.2021).

3 Воронович Н. К. Интернет как угроза информационной безопасности России : дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04 / Воронович Николай Константинович. - Краснодар, 2012. - С. 31.

значимости для современного общества, могут быть признаны «революционными, эпохальными изменениями, открывающими новую эру в истории человеческой цивилизации» [3, с. 51].

При этом активное увлечение в последние годы несовершеннолетними эгоцентрической картиной мира, тотальная индивидуализация, дистанционность обучения, как и иные причины длительного пребывания в сети интернет, ведут к ограничению вербальной коммуникации, отсутствию прямого межличностного контакта при передаче информации, снижают способность к эффективной образовательной и социально-ориентированной деятельности.

В исследованиях французского философа Г. Дебора отмечено: постепенно средства коммуникации достигли такого уровня господства над сознанием человека, целых масс, что подобное господство может быть признано в качестве диктата, что не относится, однако, к сознательному человеку [4].

Оценка общего отрицательного влияния сети интернет сформирована в трудах Е. Ю. Журавлева, который воздействие информационного общества на человека связывает с влиянием на социальное поведение человека4; в исследованиях Д. А. Беляева, отмечающего, что виртуальное пространство модифицирует ценностные ориентации человека, изменяя его природу и формируя новый феномен «Homo virtualis» [5, с. 68]. В исследованиях Г. В. Солдатовой, О. С. Гостимской, Е. Ю. Кропалевой, помимо комплекса потребностей, которые удовлетворяются посредством сети интернет (потребность в самореализации, в автономии, в самостоятельности и пр.), указано, что данные лица посредством сети погружаются из реального мира в виртуальный мир, формирующий мнимое чувство безопасности как одну из базовых потребностей в системе человеческих ценностей5, что способствует возникновению зависимости от интернет-пространства.

В результате для некоторых несовершеннолетних с интернет-аддикцией противоправное поведение - способ привлечения внимания [6, с. 179]. К видам патологических зависимостей, которые возникают в интернет-пространстве, относят: игровую зависимость; зависимость от онлайн-азартных игр, от виртуальных знакомств, в т. ч. с лицами с противоправным поведением; общение в неформальных молодёжных группах, которые в ряде случаев характеризуются криминальными проявлениями (терроризм, экстремизм и пр.) [7, с. 650].

4 Журавлева Е. Ю. Глобальная компьютерная сеть Интернет: проблемы становления и развития (социально-философский анализ): дис. ... канд. филос. наук: 09.00.08 / Журавлева Елена Юрьевна. - Вологда, 2002. - С. 72.

5 Фонд Развития Интернет. 2020 [Электронный ре-

сурс]. - URL: www.fid.ru (дата обращения: 05.02.2021).

Актуальность данных вопросов поддержана представителями психотерапевтического и психиатрического сообщества. В силу чрезмерного потребления достижений цифрового общества возникла преграда для активного функционирования мозга, так как на его центральную сеть (дефолт-система), концентрирующуюся на сети интернет, происходит подавляющее воздействие, в результате чего возникает утрата способности к полноценному мышлению. Именно по указанной причине активные пользователи информационных ресурсов характеризуются стереотипным мышлением, препятствующим дальнейшему интеллектуальному развитию. Результаты исследований в сфере нейронаук позволили резюмировать: избыточное потребление интернет-информации способствует появлению угрозы цифровой аддикции (цифровой зависимости, цифрового аутизма и слабоумия), которую можно признать «информационной псевдодебильностью» («эффект Google»)6.

В научном сообществе в отношении исследования личности несовершеннолетних с интернет-зависимостью сформулирован ряд выводов, к одному из которых относится выявление медицинской проблемы, способствующей шизоидной акцентуации человеческого характера [8, с. 22]. О. М. Шабалин указывает: в интернет-пространстве в действительности пребывает неожиданно большое количество несовершеннолетних пользователей с указанным диагнозом, заключающимся в стремлении личности постоянно демонстрировать себя, свои качества (личные, внешние и пр.).

Одновременно данным лицам свойственна эмпатия, эмоциональная холодность, равнодушие к окружающим, замкнутость, погружённость в собственные переживания, проблемы. Отмечаются отклонения в интеллектуальной, мотивационной сферах, в ценностных ориен-тациях, в стратегиях личного совладания, в необходимых актах планирования. Особое значение имеет факт, что в виду возникающих у несовершеннолетних с интернет-аддикцией нарушений функции двойных (биополярных) нейронов мозга (аксон и дендрит), эмоциональная холодность, несформированность механизма идентификации личности с зависимостью не позволяют проявлять чувства сопереживания к окружающим, что может способствовать деви-антному и деструктивному поведению, включая преступное поведение [9].

Для несовершеннолетних, оказавшихся под негативным влиянием интернета, свой-

6 Гипотеза сформирована в 2011 г. ассистентом профессора Бетси Спарроу в Колумбийском университете (США) и поддержана в российской науке [Электронный ресурс]. - URL: https://vc.ru/flood/112054-kak-gugl-povrezhdaet-nash-mozg-a-smartfony-delayut-nas-autichnee (дата обращения: 05.02.2021).

ственно несоответствие личности общепризнанным ценностям, социальным нормам. Данные лица характеризуются недостаточной сформированностью образа «Я». С. Кон отмечал, что данный образ представляет собой как чисто психическое отражение личности в форме представлений либо категорий (понятий), так и определённую социальную установку, разрешаемую посредством отношения личности к себе самой. Несформированный в достаточной степени посредством интернет-аддикции образ способствует утрате чрезвычайно ценного психологического приобретения подросткового периода развития личности - открытие собственного внутреннего мира, которое по значимости может быть приравнено к коперниковским достижениям [10].

В качестве основной причины негативного воздействия сети интернет может быть признана утрата несовершеннолетним способности, в силу психофизических особенностей личности данного возраста, распознавать фактические данные объективной реальности под информационным воздействием лица, транслирующего, трансформирующего информацию и манипулирующего сознанием другого человека вследствие формирования каналов связи.

Изложенное объясняется особенностями личности возраста несовершеннолетия, которые с учётом специфики психофизического развития данного периода формирования характеризуются ограниченным объёмом знаний, в том числе правовых, трудностями к адаптации, исходным некритическим типом мышления, что предопределяет не столько положительное, сколько особое отрицательное влияние сети интернет, проявляющееся в распространении информации на террористическую, экстремистскую, порнографическую, суицидальную тематику, на пропаганду рискованного поведения, на потребление запрещённых веществ (фото, видео, аудиотексты), Всё это представляет реальную угрозу личной безопасности несовершеннолетнего, способствует формированию у него преступных наклонностей.

Негативное влияние сети интернет на несовершеннолетнего связно также с некоторыми качествами сети: это, например, анонимность (anonymity), одна из основных отличительных особенностей сети (имеются различные способы устранения возможности идентификации личности, при этом желание скрыть личность может быть связано как с защитой от третьих лиц, совершающих противоправные деяния, так и с возможностью анонимному пользователю совершить противоправное деяние); масштабность (неограниченность в пространстве); оперативность информации (неограниченность во времени, в пространстве); децентрализован-ность (интернет - среда, в которой отсутству-

ет централизованность, структурированность, контроль за развитием ресурсов).

В отношении влияния таких особенностей сети интернет, как дефицит полезной информации; преобладание визуальных коммуникаций, кодов и образов как средств передачи информации; размывание границ публичного и личного; распространение мультимедийных средств коммуникации на общественно-политическую жизнь, на межличностное общение; пуэриль-ность как смешение игровой и практической деятельности; коммерциализация коммуникативных систем; «гламурность», исключающая проблемы жизни.

В интернете размещено очень много недостоверной информации и информации, содержащей негативную направленность на личность несовершеннолетнего; склонение, вовлечение в преступную деятельность, в занятие проституцией. Значительное отрицательное влияние сети проявляется в распространении информации на террористическую, экстремистскую, порнографическую, суицидальную тематику, в пропаганде рискованного поведения, в потреблении запрещённых веществ, что способствует преступному поведению, угрозе личной безопасности в силу приобщения к деструктивно-влияющим, в т. ч. суицидальным сообществам.

В целом система криминологически значимых особенностей сети интернет, деструктивно воздействующих на несовершеннолетнего, представляет собой следующее: влияние на психическое здоровье («mental health»); возможность информационного управления; поддержка социально опасных взглядов как детерминанты социально-опасного поведения; нарушение механизмов детерминации позитивного поведения, противопоставляемого девиантному поведению; формирование противоправного поведения и как результат - совершение преступлений и иных правонарушений.

Так, статистика по наркозависимым в России демонстрирует следующие масштабы распространения наркомании в России посредством сети интернет: в 2010 г. констатирован рост числа потребителей запрещённых веществ (как существовавших прежде, так и новых) более чем в два раза по сравнению с 2009 г. (2010 г. - 26,4 тыс. человек, 2015 г. - 48,9 тыс.) и более чем в три раза граждан - потребителей запрещённых психостимуляторов (2015 г. - 16,6 тыс., 2010 г.- 7,8 тыс. человек).

По официальным данным, указанная тенденция сохраняется:

- в 2019 г. зарегистрированы 401,2 тыс. лиц с психическими и поведенческими расстройствами, связанными с употреблением наркотиков, в т. ч. 5,4 тыс. несовершеннолетних, из которых 236,2 тыс. - лица, больные наркоманией (в т. ч. 511 несовершеннолетних), 165 тыс. - пациенты с диа-

гнозом «пагубное (с вредными последствиями) употребление наркотиков» (в т. ч. 4,6 тыс. несовершеннолетних). В местах лишения свободы содержатся 67,3 тыс. лиц с диагнозом «синдром зависимости от наркотических веществ (наркомания)», в т. ч. 117 несовершеннолетних. и 10,2 тыс. лиц с диагнозом «пагубное (с вредными последствиями) употребление», в т. ч. 16 несовершеннолетних;

- в 2020 г. зарегистрированы около 460 тыс. лиц с психическими и поведенческими расстройствами, связанными с употреблением наркотиков (снижение по сравнению с 2019 г. на

7.5 %, из них несовершеннолетних - на 24 %)7.

В 2020 г. выявлено более 30 тыс. наркопреступлений, почти в четыре раза вырос объём конфискованных наркотических и психотропных средств; почти на 70 % увеличилось число преступлений, связанных со сбытом наркотиков с помощью информационных технологий и через интернет8.

Министерством здравоохранения РФ сформировано мнение в отношении влияния иных факторов на несовершеннолетнего посредством сети интернет (в т. ч. неспособность справиться с негативными явлениями интернет-воздействия - буллинг, троллинг, и др.), с фактами самоубийств9. Данное утверждение подтверждается сведениями национальной статистики. Так, несмотря на некоторое улучшение статистических показателей в суицидальной сфере в России за последних 15 лет, проблемы следует признать серьёзными. По информации Росстата, в 2017 г. частота завершённых суицидов несовершеннолетних (10-14 лет) составила

1.6 на 100000 лиц данного возраста, что в 2 раза превышает среднемировой показатель. Среди лиц от 15 до 19 лет данный показатель - 8,4 на 100000 несовершеннолетних (на 13,5 % выше, чем во всём мире); в сельской местности - 2,3 на 100000, что превышает показатель в городах почти в 3 раза (0,8 на 100000). В 2018 г. количество завершённых суицидов у несовершеннолетних составило 788, в 2019 г. каждый двенадцатый несовершеннолетний в возрасте 13-17 лет пытался совершить самоубийство. В 2020 г. количество суицидов увеличилось в три раза10.

Ситуация усугубляется тем, что особую остроту приобрела проблема, связанная как с до-

7 Статистика наркомании в России 2020-2021 года [Электронный ресурс]. - URL: https://narcorehab.com (дата обращения: 05.02.2021).

8 Патрушев сообщил о росте смертности от наркотиков в центральной России [Электронный ресурс]. - URL: https://www.interfax.ru/russia/734974 (дата обращения: 05.02.2021).

9 Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 марта 2020 года № 15-2/И/2-2645 «О методических рекомендациях «Суицидальное поведение несовершеннолетних (профилактические аспекты)» [Электронный ресурс]. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/74231984/#review (дата обращения: 05.02.2021).

10 Информация Росстата о социально-экономическом

положении России [Электронный ресурс]. - URL: https://

ведением несовершеннолетних до самоубийства путём вовлечения в «группы смерти», так и с угрозами убийством в сети интернет в рамках подобных групп («Киты плывут вверх», «Космический кит», «Белый кит», «Китовой журнал», «Море китов», «Океан китов», «Летающий кит», «Разбуди меня в 4:20», «£57» и пр.). Фактические обстоятельства организации смертельных интернет-игр для несовершеннолетних, участие в группах смерти свидетельствуют о преднамеренном общественно опасном поведении организаторов в сети, к которым относятся и несовершеннолетние.

Негативное интернет-воздействие установлено со стороны других антиобщественных молодёжных групп, характеризующихся противоправной направленностью и демонстрирующих своим поведением альтернативу недостаткам в современном обществе (путём совершения актов, нарушающих нормы действующего права, включая акты вандализма, хулиганства, массовые нарушения общественного порядка и пр. -«скинхеды», «чистильщики» и пр.).

Нивелирование названных негативных факторов возможно при нормальной степени социализации личности, при наличии правового сознания, формировании традиционных общечеловеческих и семейных ценностей, при гармоничном развитии, позволяющем оставаться в реальном социуме вне зависимости от факторов негативного влияния интернета. При этом существует особая корреляция степени влияния интернета на несовершеннолетнего, зависящая от уровня индивидуальной психофизической зрелости личности, от иных особенностей социально-психологических характеристик, сформированной системы общепризнанных ценностей, традиций, включая семейные ценности и традиции, от взаимоотношений в семье, с другими лицами, с которым идентифицирована личность несовершеннолетнего.

С целью устранения негативного воздействия интернета внимание уделяется как не-цензурируемым общедоступным виртуальным площадкам, так и прямым интернет-ссылкам на неконтролируемые информационные ресурсы.

Подобное ресурсы в связи с техническими возможностями не индексируются поисковыми системами, в результате выявление пропаганды экстремизма и его различных проявлений, других явно негативных явлений затруднено в силу непродолжительного существования и использования зеркалированных интернет-ресурсов, доступ к которым осуществляется по ссылкам, действующим ограниченное время. На практике получить ссылку возможно в доверительной коммуникации в интернет-сообществе, в общении с определённой группой и по приглашению [11, с. 119].

rosstat.gov.ru/storage/mediabank/oper-03-2020.pdf (дата обращения: 05.02.2021).

Совершение подобного воздействия на несовершеннолетнего, как и совершение преступлений самими несовершеннолетними с использованеим возможностей интернет-контента значительно упрощено дистанционным воздействием сети, т. е. не требуется усилий и особых материальных затрат - достаточно обладать техническим устройством (компьютером), необходимым программным обеспечением и подключением к сети [12].

АНО «Центр изучения и сетевого мониторинга молодёжной среды» ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей» отмечено, что деструктивное поведение, проявляющееся в возрасте несовершеннолетия под воздействием информации негативного характера, распространяемой в интернете, связано с комплексом психологических и поведенческих, внешних факторов риска и характеризуется действиями (словесными, практическими), направленными на разрушение внешних, внутренних структур личности, т. е. отрицательным воздействием на гармонию человека, на причинение вреда себе и окружающим11.

В Отчёте Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка Анны Кузнецовой отмечается, что в рамках реализации приоритетных направлений по сохранению общепризнанных ценностей, формированию позитивного интернет-контента для несовершеннолетних предпринимается ряд мер по обеспечению личной безопасности ребенка. В числе приоритетных задач названа система мер, направленных на поддержание семейных и иных общепризнанных ценностей, на обеспечение безопасности несовершеннолетнего, включая информационную безопасность и формирование в Российской Федерации такого интернет-контента, который имеет исключительно положительное воздействие на личность ребенка12.

В необходимых случаях с целью реализации специально-криминологических мер противодействия уполномоченными органами осуществляется ограничение (блокирование) доступа к интернет-информации, в т. ч. путём использования лицензированных программ и инновационных антивирусных софтов13. В указанных целях для решения проблем защиты цифрового контента, интеллектуальной собственности, проти-

11 Методические рекомендации АНО «Центр изучения и сетевого мониторинга молодежной среды» ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей» «Алгоритм действий для родителей, обучающихся по раннему выявлению и реагированию на деструктивное поведение несовершеннолетних, проявляющееся под воздействием информации негативного характера, распространяемой в сети Интернет». - Москва, 2020 [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.eduportal44.ru/Galich_R/ososh/SiteAssets/SitePages (дата обращения: 05.02.2021).

12 Пропущено через сердце. Детский омбудсмен Анна Кузнецова представила свой первый доклад президенту // Российская газета. - 2020. - 5 мая.

водействия преступности несовершеннолетних, обусловленных влиянием сети интернет, в 2019 г. приняты следующие меры. В Роскомнадзор РФ поступило более 22000 заявлений от правообладателей, сформировано 8,5000 определений Мосгорсуда. В результате удалён запрещённый к распространению контент примерно с 108000 интернет-сайтов, 531000 материалов, включая 208000 записей экстремистских и террористических организаций, 15000 сайтов заблокированы в связи с неудалением контента в установленные сроки. В целом в Российской Федерации с 2012 г. по 2020 г. Роскомнадзором РФ удалено около 2 млн материалов запрещённой к распространению информации, в т. ч. контент, связанный с пропагандой самоубийств, наркотиков, детской порнографией [13].

По результатам исследования «Детский Рунет 2019», которые были направлены в 2020 г. министру цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ и представителям Администрации Президента РФ, МВД, Роскомнадзора, Минпрос-вещения, членам экспертного сообщества, в России более 26 млн человек посещают сайты с детским контентом (+ 6,1 %). На информационных платформах, включая социальные сети, видеохо-стинги, к активным пользователям детского контента относится 45 млн человек (+ 9,7 %). Совокупная аудитория - 59,3 млн человек (+ 12 %). По информации компании «ЯИметрика», 25 % несовершеннолетних просматривают контенты, которые содержат запрещённую информацию (сцены насилия, жестокости и пр.).

При этом отмечено, что три четверти несовершеннолетних пользователей владеют интернет-ресурсами, проводят много времени в процессе интернет-игр без необходимого контроля со стороны родителей14.

Анкетирование, проведённое среди 250 родителей несовершеннолетних, пользующихся интернетом (2020 г.), подтверждает изложенное: 2 % респондентов владеют информацией, что их дети систематически вовлечены в занятие интернет-играми. В отношении существующих в данной сфере проблем были получены следующие результаты: о негативном влиянии виртуальных игр на физическое здоровье несовершеннолетних указали 3 % анкетированных; об отрицательном влиянии виртуальных игр на учебный и профессиональный процесс - 9 % родителей; в связи с систематическими играми детей 19 % анкетированных указали на

13 Антонян E. A., Бархатова Е. В. Противодействие киберпреступности [Электронный ресурс]. -URL: https://euroasia-science.ru/pdf-arxiv/protivodejstvie-kiberpestupnosti-54-57 (дата обращения: 05.02.2021).

14 Масштабное профессиональное исследование вопросов, связанных с использованием Интернет-ресурсов детьми, было проведено компанией RUметрика [Электронный ресурс]. - URL: https://r1.nubex.ru/s6818 (дата обращения: 05.02.2021).

ухудшение взаимоотношений с родителями; ухудшение формирования системы ценностных ориентаций отмечено у 7 % респондентов. На вопрос об ухудшении поведения ребенка в образовательной организации, общественных местах, при общении с ровесниками положительный ответ дан 4 % родителей. 10 % родителей отметили признаки игровой зависимости, т. е. констатировали определённые отклонения в психическом здоровье ребенка, из них 92 % подтверждают у детей комплекс признаков, характеризующих итнтернет-аддикцию: проявление агрессии; увеличение времени, проводимого за игрой; потеря контроля над временем; постоянное желание к продолжению игры; отсутствие режима дня; смещение приоритетов; развитие безответственности; отказ от реального общения; отсутствие других значимых интересов; проблемы со сном; нестабильность психики; утомляемость15.

Проведённый анализ 160 приговоров судов, демонстрирующий состояние, динамику, структуру преступлений несовершеннолетних, совершённых с использованием сети интернет, выявил ряд закономерностей:

- значительное количество преступлений (ст. ст. п. «г» ч. 3 ст. 158, 1593, 1596 УК РФ) совершается лицами мужского пола, обладающими знаниями, умениями в сфере информационно-коммуникационных технологий, цифровиза-ции, компьютеризации, в сфере финансовых, банковских услуг (80 %);

- основное количество субъектов преступлений имеет среднее образование - 70 %; обучаются в образовательных организациях (студенты) - 20 %; имеют неполное среднее образование - 10 %;

- субъектами хищения, совершённого путём мошенничества (ст.1596 УК РФ), признаны преимущественно лица, имеющие среднее специальное образование - 95 %;

- около половины несовершеннолетних воспитывались в семье с одним родителем

15 Автором проведено анкетирование 250 родителей несовершеннолетних, пользующихся сетью Интернет (2020 г.) (г. Санкт-Петербург и Ленинградская область).

(47,9 %), каждый десятый получал воспитание вне семьи (9,9 %);

- в составе группы лиц преступления совершены в 41 % случаев;

- субъекты групповых преступлений -лица мужского пола - 100 %;

- субъекты преступлений, ранее судимые за совершение анализируемых преступлений, нами не установлены.

На личность несовершеннолетнего преступника оказывают влияние развитие информационно-коммуникационных технологий, цифровизация, компьютеризация общества, в т. ч. в сфере финансовых, банковских услуг, формирование соответствующих знаний, умений в более раннем возрасте. При этом наиболее многочисленная группа субъектов преступлений - лица в возрасте от 17 лет -70 %, наименьшая группа - лица в возрасте 16 лет - 30 %.

Соответственно, классификация угроз, отражённых в сети интернет, оказывающих деструктивное влияние на личность несовершеннолетнего, может быть представлена следующим образом:

- социальный тип угроз - негативные явления сети, воздействующие на психику (кибер-буллинг, троллинг, секстинг и пр.);

- контентный тип угроз первого уровня -публикации, содержащие информацию, негативно влияющую на формирование личности несовершеннолетнего (информация порнографического, секстингского характера, пропаганда рискованного поведения, потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и т. д.);

- контентный тип угроз второго уровня - публикации в сети, которые: а) включают информацию, пропагандирующую преступное поведение, формирующую криминогенные установки; б) содержат информацию о вовлечении в неформальные, организованные группы, преступные сообщества (преступные организации), запрещённые военные формирования; в) используют информацию в иных преступных целях, которые могут повлечь противоправные действия в отношении несовершеннолетнего.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Грязное С. А. Влияние Интернет-зависимости на жизненные приоритеты // Столыпинский вестник. - 2000. - № 3 [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-internet-zavisimosti-na-zhiznennyeprioritety (дата обращения: 05.01.2021).

2. Дашян М. С. Юридическое содержание понятия Интернет в российском законодательстве // Современное право. - 2003. - № 4. - С. 21-24 [Электронный ресурс]. - URL: http://lawlibrary.ru/ article1138177.html (дата обращения: 05.01.2021).

3. Туронок С. Г. Интернет и политический процесс // Общественные науки и современность. -2001. - № 2. - С. 51-63.

4. Зиновьев А. Социальная философия Ги Дебора [Электронный ресурс]. - URL: https://zinoviev-alex.livejournal.com/142552.html (дата обращения: 05.01.2021).

5. Беляев Д. А. Виртуальное Net-бытие пост (сверх) человека // Вестник Волгоградского государственного университета. - 2012. - № 3 (18). - С. 15-21.

6. Герасимова M. Д. Интернет и его влияние // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 11 (часть 4). - С. 649-651.

7. Егоров А. Ю., Кузнецова H. А., Петрова Е. А. Особенности личности подростков с интернет-зависимостью // Вопросы психического здоровья детей и подростков. - 2005. - Т. 5. - № 2. - С. 20-27.

8. Шабалин О. M. О необходимости исследования влияния интернета на делинквентное поведение несовершеннолетних // Вестник ПГГПУ. - 2017. - Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки. - С. 175-180.

9. Кочетков H. В. Интернет-зависимость и зависимость от компьютерных игр в трудах отечественных психологов // Социальная психология и общество. - 2020. - Том. 11. - № 1. [Электронный ресурс]. - URL: https://orcid.org/0000-0001-6346-6113 (дата обращения: 05.01.2021).

10. Кон С. Н. Проблемы «я» в психологии [Электронный ресурс]. - URL: https://www.psychology-online.net/articles/doc-1061.html (дата обращения: 05.01.2021).

11. Каберник В. В. Инновации в методах вербовки, используемых террористическими организациями в цифровой среде / Противодействие идеологии терроризма в образовательной сфере и молодёжной среде : сборник статей / под ред. В. В. Каберник. - Москва: МГИМО-Университет, 2019.

- С. 117-124.

12. Федоров M. Н. Преступления, совершаемые с помощью глобальной информационной сети Интернет // Молодой учёный. - 2020. - № 17 (307). - С. 243-245 [Электронный ресурс]. - URL: https:// moluch.ru/archive/307/69295/ (дата обращения: 05.01.2021).

13. Антонян E. A., Бархатова Е. В. Противодействие киберпреступности // Евразийский Союз Учёных. - 2019. - № 4. - С. 54-57 [Электронный ресурс]. - URL: https://euroasia-science.ru/pdf-arxiv/ protivodejstvie-kiberpestupnosti-54-57 (дата обращения: 05.01.2021).

References

1. Gryaznov S. A. Vliyaniye Internet-zavisimosti na zhiznennyye prioritety // Stolypinskiy Vestnik.

- 2000. - № 3 [Elektronnyy resurs]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-internet-zavisimosti-na-zhiznennyeprioritety (data obrashcheniya: 05.01.2021).

2. Dashyan M. S. Yuridicheskoye soderzhaniye ponyatiya Internet v rossiyskom zakonodatel'stve // Sovremennoye pravo. - 2003. - № 4. - S. 21-24 [Elektronnyy resurs]. - URL: http://lawlibrary.ru/ article1138177.html (data obrashcheniya: 05.01.2021).

3. Turonok S. G. Internet i politicheskiy protsess // Obshchestvennyye nauki i sovremennost'. - 2001.

- № 2. - S. 51-63.

4. Zinov'yev A. Sotsial'naya filosofiya Gi Debora [Elektronnyy resurs]. - URL: https://zinoviev-alex. livejournal.com/142552.html (data obrashcheniya: 05.01.2021).

5. Belyayev D. A. Virtual'noye Net-bytiye post (sverkh) cheloveka // Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2012. - № 3 (18). - S. 15-21.

6. Gerasimova M. D. Internet i yego vliyaniye // Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovaniy. - 2016. - № 11 (chast' 4). - S. 649-651.

7. Yegorov A. Yu., Kuznetsova N. A., Petrova Ye. A. Osobennosti lichnosti podrostkov s internet-zavisimost'yu // Voprosy psikhicheskogo zdorov'ya detey i podrostkov. - 2005. - T. 5. - № 2. - S. 20-27.

8. Shabalin O. M. O neobkhodimosti issledovaniya vliyaniya interneta na delinkventnoye povedeniye nesovershennoletnikh // Vestnik PGGPU. - 2017. - Seriya № 3. Gumanitarnyye i obshchestvennyye nauki.

- S. 175-180.

9. Kochetkov N. V. Internet-zavisimost' i zavisimost' ot komp'yuternykh igr v trudakh otechestvennykh psikhologov // Sotsial'naya psikhologiya i obshchestvo. - 2020. - Tom. 11. - № 1. [Elektronnyy resurs]. -URL: https://orcid.org/0000-0001-6346-6113 (data obrashcheniya: 05.01.2021).

10. Kon S. N. Problemy «ya» v psikhologii [Elektronnyy resurs]. - URL: https://www.psychology-online.net/articles/doc-1061.html (data obrashcheniya: 05.01.2021).

11. Kabernik V. V. Innovatsii v metodakh verbovki, ispol'zuyemykh terroristicheskimi organizatsiyami v tsifrovoy srede / Protivodeystviye ideologii terrorizma v obrazovatel'noy sfere i molodozhnoy srede: sbornik statey / pod red. V. V. Kabernik. - Moskva: MGIMO-Universitet, 2019. - S. 117-124.

12. Fedorov M. N. Prestupleniya, sovershayemyye s pomoshch'yu global'noy informatsionnoy seti Internet // Molodoy uchonyy. - 2020. - № 17 (307). - S. 243-245 [Elektronnyy resurs]. - URL: https:// moluch.ru/archive/307/69295/ (data obrashcheniya: 05.01.2021).

13. Antony an E. A., Barkhatova Ye. V Protivodeystviye kiberprestupnosti // Yevraziyskiy Soyuz Uchenykh. - 2019. - № 4. - S. 54-57 [Elektronnyy resurs]. - URL: https://euroasia-science.ru/pdf-arxiv/ protivodejstvie-kiberpestupnosti-54-57 (data obrashcheniya: 05.01.2021).

Статья поступила в редакцию 30.03.2021; одобрена после рецензирования 26.07.2021; принята к публикации 13.09.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.