УДК 343.92 ББК 67.52
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕТИ ИНТЕРНЕТ В СИСТЕМЕ ДЕТЕРМИНАНТ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА КУЗНЕЦОВА,
преподаватель кафедры уголовного процесса Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
E-mail: [email protected] Научная специальность 12.00.08 - уголовное право и криминология;
уголовно-исполнительное право
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассмотрены некоторые функции сети Интернет оказывающие деструктивное воздействие на развитие личности несовершеннолетнего пользователя.
Ключевые слова: несовершеннолетние, функции контента сети Интернет, воздействие на развитие личности.
Annotation. Deals with particular Internet functions that have a destructive impact on under-age user's personality development. Keywords: juvenile, Internet content functions, impact on personality development.
Развиваясь, человеческая цивилизация всегда сталкивалась с необходимостью обеспечения собственной безопасности. Это проявлялось во все времена в разных формах (начиная с защиты от окружающего животного мира в первобытнообщинном строе и заканчивая защитой от преступных и иных противоправных посягательств в настоящее время).
В процессе своего развития общество особое внимание уделяло подрастающему поколению, так как дети - это наше будущее, а формирование и развитие высокоморальной, нравственно устойчивой и физически развитой личности - залог прогрессивного развития государства. Не случайно в последние годы в России большое внимание уделяется защите прав несовершеннолетних в сфере действия уголовного и уголовно-процессуального законодательства [6; 12]. В качестве одной из национальных угроз необходимо отметить деструктивное влияние скрытой негативной информации на несовершеннолетних.
Историко-криминологический анализ факторов асоциального влияния на подрастающее поколение позволяет констатировать, что начиная с конца XIX в. [2] детерминантами преступности выступают «газетные хроники о преступлениях», «пресса», «средства массовой информации», а в настоящее время - «информационное пространство сети Интернет».
Политические, экономические и социальные преобразования, затронувшие Россию в последние двадцать пять лет, привели к существенному изменению социально-психологического климата в стране.
На фоне данных преобразований существенно усилилось влияние средств массовой информации, в особенности информационного пространства сети Интернет, на протекающие процессы модернизации, что нашло свое отражение во всех сферах жизнедеятельности общества. Влияние контента сети Интернет обусловлено ведущими позициями глобальной сети среди основных источников информации и носит как позитивный, так и негативный характер.
Как показывают проведенные нами исследования [7] и многочисленные изыскания других авторов, в нашей стране и за рубежом наиболее подвержены криминогенному воздействию, в том числе информационного пространства сети Интернет, несовершеннолетние.
Важнейшим фактором, обусловливающим необходимость криминологического исследования информационного контента сети Интернет в системе детерминации преступности несовершеннолетних, является его способность посредством латентного информационно-психологического воздействия на эмоционально-поведенческое и когнитивное состояние подростка формировать и изменять социальные установки, деформировать правосознание и поведение несовершеннолетних. Многие авторы высказывают мнение о прямой связи всплеска и продолжающегося роста преступности с отрицательным влиянием информации, поступающей из сети Интернет. Однако, проследить однозначное негативное воздействие информационного пространства на количественные и качественные
изменения преступности несовершеннолетних довольно сложно.
Анализ криминогенных и антикриминогенных аспектов воздействия информационного пространства сети на несовершеннолетних и их преступное поведение лежит в основе разработки комплекса криминологических мер, ориентированных на снижение криминогенного влияния информации, содержащейся в сети, на преступность несовершеннолетних, а также на определение основных направлений использования интернет-пространства в формировании нравственной, моральной, культурной личности подростка.
Изучение криминогенного и антикриминогенного влияния контента сети Интернет на несовершеннолетних невозможно без непосредственного рассмотрения информационного пространства сети и тех материалов, которые в нем содержатся. Таким образом, предметом криминологического исследования выступает циркулирующая в глобальной компьютерной сети криминогенная информация как причина совершения несовершеннолетними правонарушений и преступлений. Исследование влияния информационного пространства сети Интернет на подростков позволит нам выявить способы и формы информационного воздействия сети на формирование социально-значимых установок личности.
Полагаем, более продуктивным подходом к выявлению существенных признаков глобальных сетей является рассмотрение их основных функций и сетевых процессов, обеспечивающих реализацию этих функций.
Так, социологи, психологи и специалисты в области массовой коммуникаций преимущественно выделяют в качестве главных функций сети Интернет информационную и коммуникативную, которые обусловлены его сущностью.
Л.К. Раицкая, рассматривая развивающую и познавательную роль Интернета, указанные две функции детализирует и дополняет, выделяя следующие: информационная функция (средство массовой информации, глобальный репозиторий (электронная библиотека), информационно-справочная функция); коммуникационная функция (повседневное общение, профессиональное общение); экономическая функция (электронная торговля товарами и услугами, в том числе Интернет-услугами, финансово-банковские расчеты и операции); образовательно-познавательная функция (дистанционное образование всех форм, самостоятельная работа, самообразование, гипертекстовая навигация); социальная функция (общение как часть процесса социализации, социальные сети и проекты); управленческая функция (электронное правительство всех уровней, управление компаниями и организациями, управление в системе образования); психологическая функция (экспериментальная площадка для личностного развития, изменения на уровне личности в результате Интернет-опосредованных видов деятельности (изменения мотивации, структуры Я-концепции, ценностных ориентаций), специфиче-
ская поведенческая феноменология (Интернет-аддик-ции), Интернет-коммуникация как новое средство традиционных социальных практик) [1]; развлекательная функция (игры, видео-, аудио-, мультимедиа, общение в Интернет-сообществах) [14].
Рассматриваемая классификация функций сети Интернет позволяет (применительно к теме нашей работы) сгруппировать и выделить с точки зрения криминологического изучения следующие их виды:
• информационная функция;
• коммуникативная функция;
• развлекательная функция.
Информационная функция сети является одной из приоритетных. Информация (от лат. informatia -разъяснение, изложение; морф.: in - в, forma - нечто упорядочивающее) [10] чаще всего определяется как сведения, передаваемые людьми друг другу устным, письменным или другим способом.
Для основной части населения нашей страны Интернет является основным средством массовой информации. По данным MASMI Russia, пользователи сети чаще всего посещают следующие онлайн-СМИ: Лента.ру (31,9%), РБК (23,7%) и Газета.ру (21,4%). Не посещают новостные сайты 11,3% российских Интернет-пользователей, 59,6% посещают новостные сайты Рунета ежедневно, из них 26,7% - по нескольку раз в день. Самые популярные рубрики новостей - российская политика (54,6%), международная политика (48,6%), новости из рубрики «Общество» (45,9%) и происшествия (43,9%).
Предпочтение отдают новостным агрегаторам, собирающим сообщения с множества новостных сайтов и позволяющим затем переходить по любой понравившейся ссылке для более подробного прочтения. Лидеры среди российских новостных сайтов - Яндекс-Новости (40,3%) и Новости@Mail.ru (36,5%). На третьей позиции и первым среди классических новостных сайтов оказался ресурс Лента.ру (31,9%) [13].
Помимо поиска информации подростки заходят в Интернет еще и с целью общения. Поэтому следующая немаловажная функция информационного пространства сети Интернет-коммуникативная. Коммуникация (от лат. communicatio) - сообщение, передача; communicare - делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать [3]. Коммуникация с позиции психологии - обмен информацией между живыми организмами (общение) [10]. Н. Луман [9] раскрывает коммуникацию как вид социального взаимодействия. «Субъекты, благодаря коммуникации и обмену информацией в ходе нее, существуют, могут изменяться сами, менять свое поведение и деятельность, влиять на других субъектов. Информация рождается при коммуникации и не существует вне ее. Книги, газеты, журналы, библиотеки, компьютерные ресурсы - это не хранилища информации, которую нужно извлечь, а возможность информации. Она возникает в процессе опосредованной коммуникации, даже если контактирующих разделяют века» [4].
Коммуникативная функция, присущая информационному пространству сети Интернет, позволяет подросткам сочетать возможность получения информации на новостных лентах, пересылки текста (графики, звука, видео) в форме электронной почты, фактически не отличающейся от обычных почтовых пересылок. Помимо получения и обмена информацией Интернет предусматривает общение в режиме on-line в odnoklassniki, vk, twitter, facebook, через ICQ, skype, viber, whats app и т.д.
Особенностью коммуникации в глобальной сети является анонимность и возможность выступать в несвойственной при обычном общении роли. Потенциал сети позволяет одновременно поддерживать связь с несколькими собеседниками, выбирать аудиторию и темы для дискуссии, при этом не важен фактор расстояния, не требуется личное знакомство, что снимает целый ряд психологических барьеров и позволяет высказываться в соответствии со своими реальными взглядами и суждениями.
Функция развлечения популярна у подростков не меньше, чем возможность общения в сети.
В настоящее время информационно-телекоммуникационная сеть Интернет перенасыщена программными «продуктами». On-line, Flash, а также обычные компьютерные игры, on-line казино, кинотеатры, радио и музыка, различные чаты и т.д. стали основной составляющей повседневной жизнедеятельности ребенка, без систематического посещения которых он зачастую не видит смысла существования и не представляет иного способа развлечения в свободное время.
Во всем мире отмечается увеличение числа лиц с нехимическим аддиктивным поведением (как правило, зависимость от компьютерных игр, Интернет-зависимость). Несмотря на то, что стремления, возникающие при компьютерной зависимости, изначально характеризуются положительными аспектами, данный тип зависимости, как и любая другая аддикция, ведет к деградации личности, разложению социального статуса, потере собственного «Я», ухудшению психологического здоровья, возбуждению внутренних раздражителей, возникновению агрессии, замкнутости [8].
Рассмотренные выше функции информационного пространства сети Интернет оказывают как положительное, так и деструктивное влияние на формирование и развитие личности подростков. С одной стороны, Интернет позволяет им удовлетворять потребности в эмансипации от взрослых, общения со сверстниками и поиска нужной информации. С другой, - в глобальной сети они встречаются с негативными, шокирующими и криминальными явлениями, к которым, как можно предположить, они привыкают. Поэтому у подростков необходимо формировать принцип рационального и потребительского использования сети Интернет.
Г.Н. Горшенков выделяет функции средства массовой информации, которые присущи, на наш взгляд, в том числе и информационному пространству сети Интернет:
• формирование правосознания населения;
• информирование о состоянии правопорядка, принимаемых правоохранительными органами мерах по борьбе с преступностью, поддержанию правопорядка;
• формирование общественного мнения по поводу преступности, в том числе отношения к лицам, совершающим преступления;
• мобилизация населения на борьбу с преступностью;
• популяризация деятельности правоохранительных органов [5].
Однако, данные функции практически не популяризируются, механизмы саморегуляции и социального самоконтроля в глобальной компьютерной сети не работают, а анализ реального контента сети Интернет позволяет выделить следующие криминогенные свойства находящихся там ресурсов, оказывающих социально-аномальное воздействие на пользователей и побуждающих к совершению правонарушений или преступлений:
• отрицание семейных ценностей, пропаганда асоциального образа жизни, «фоновых явлений», сексуальной распущенности, суицида и т.д.;
• обоснование и оправдание неуважения, дерзости, насилия, жестокости, агрессии и т.д.;
• агитация социальной, расовой, национальной и религиозной нетерпимости, ксенофобии, экстремизма [11] и терроризма;
• формирование игровых зависимостей, перерастающих в смешивание реального и виртуального миров, перенос сценариев «игрового поведения» в реальную действительность и наступление трагических последствий;
• информирование о методах и способах подготовки и совершения преступлений.
Резюмируя вышесказанное, можно констатировать, что изменения количественно-качественных показателей преступности несовершеннолетних в Российской Федерации обусловлены не только «классическими» детерминантами, но также криминогенным воздействием информационного пространства сети Интернет.
Защита детей от негативного воздействия информации, распространяемой в сети Интернет, наносящей вред их нравственному и духовному развитию, психические и физические травмы, - это одна из наиболее важных и актуальных задач государства, решение которой требует незамедлительного принятия комплекса мер по законодательному регулированию и формированию правоприменительной практики. Выработка наиболее оптимальных, действенных и оперативных мер государственного реагирования и противодействия должна быть решена в кратчайшие сроки.
Литература
1. Белинская Е.П. Человек в информационном мире // Все о психологии во Владивостоке. URL: http:// www.psyvlad.ru (дата обращения: 19 марта 2013 г.).
2. Большинство авторов указывают в качестве основоположника исследования проблематики влияния средств массовой информации на преступность Чеза-ре Ломброзо, который в книге «Преступный человек» попытался проанализировать роль и влияние прессы.
3. Бориснев С.В. Социология коммуникации: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
4. Влияние интернета на российских подростков и юношество в контексте развития российского информационного пространства: результаты социологического исследования. URL: http:llwww.gosbook.rulsys-temfilesl documentI2012I12I28internet_deti26122012. doc#1 (дата обращения: 7 февраля 2013 г.).
5. Горшенков Г.Н. Массово-коммуникативное воздействие на криминальную ситуацию. Сыктывкар, 1997.
6. Качалов В.В., Жабский В.А., Дяблова Ю.Л. Основные направления уголовно-правовой защиты прав и интересов несовершеннолетних II Вестник образовательного консорциума среднерусский университет. Серия: юриспруденция. № 4. 2014.
7. Кузнецова Е.В. Некоторые аспекты влияния онлайн и сетевых игр на формирование девиантного поведения несовершеннолетних II Вестник Московского университета МВД России. № 10. 2014.
8. Литвиненко О.В. Психологические детерминанты компьютерной игровой зависимости и особенности ее психопрофилактики: Дисс. ...канд. психол. наук. СПб., 2008.
9. Луман Н. Что такое коммуникация? II Социологический журнал. 1995. № 3.
10. Материал из Википедии - свободной энциклопедии. URL: http:llru.wikipedia.orglwiki (дата обращения: 20 марта 2013 г.).
11. Основы организации и тактики борьбы с молодежным экстремизмом: учебное пособие I И.И. Карта-шов, В.А. Кузнецов. Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2013.
12. Пилякин М.И., Кузнецов В.А. Тенденции правового регулирования следственных действий, проводимых с участием несовершеннолетних II Вестник Московского университета МВД России. № 10. 2014.
13. По данным исследовательской компании MAS-MI Russia. URL: (дата обращения: 7 февраля 2013 г.).
14. Раицкая Л.К. Развивающие и познавательные функции Интернета II Вестник университета (Государственный университет управления). 2010. № 23.
References
1. Belinskaya E.P. Chelovek v informatsionnom mire
// Vse o psikhologii vo Vladivostoke. URL: http://www. psyvlad.ru (data obrashcheniya: 19.03.2013).
2. Bol'shinstvo avtorov ukazyvayut v kachestve os-novopolozhnika issledovaniya problematiki vliyaniya sredstv massovoi informatsii na prestupnost' Chezare Lombrozo, kotoryi v knige «Prestupnyi chelovek» popy-talsya proanalizirovat' rol' i vliyanie pressy.
3. Borisnev S.V Sotsiologiya kommunikatsii: Ucheb. posobie dlya vuzov. M.: YuNITI-DANA, 2003.
4. Vliyanie interneta na rossiiskikh podrostkov i yunoshestvo v kontekste razvitiya rossiiskogo informat-sionnogo prostranstva: rezul'taty sotsiologicheskogo issledovaniya. URL: http://www.gosbook.ru/system/files/ document/2012/ 12/28internet_deti26122012.doc#1 (data obrashcheniya: 07.02.2013).
5. Gorshenkov G.N.Massovo-kommunikativnoe vozdeistvie na kriminal'nuyu situatsiyu. Syktyvkar, 1997.
6. Kachalov V.V., Zhabskii V.A., Dyablova Yu.L. Os-novnye napravleniya ugolovno-pravovoi zashchity prav i interesov nesovershennoletnikh // Vestnik obrazovatel'no-go konsortsiuma srednerusskii universitet. Seriya: yuris-prudentsiya. № 4. 2014.
7. Kuznetsova E.V. Nekotorye aspekty vliyaniya on-lain i setevykh igr na formirovanie deviantnogo povedeni-ya nesovershennoletnikh // Vestnik Moskovskogo univer-siteta MVD Rossii. № 10. 2014.
8. Litvinenko O.V Psikhologicheskie determinanty komp'yuternoi igrovoi zavisimosti i osobennosti ee psik-hoprofilaktiki: Diss. ...kand. psikhol. nauk. SPb., 2008.
9. Luman N. Chto takoe kommunikatsiya? // Sotsio-logicheskii zhurnal. 1995. № 3.
10. Material iz Vikipedii - svobodnoi entsiklopedii. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki (data obrashcheniya: 20.03.2013).
11. Osnovy organizatsii i taktiki bor'by s molode-zhnym ekstremizmom: uchebnoe posobie / I.I. Kartashov, V.A. Kuznetsov. Voronezh: Voronezhskii institut MVD Rossii, 2013.
12. Pilyakin M.I., Kuznetsov V.A. Tendentsii pravovo-go regulirovaniya sledstvennykh deistvii, provodimykh s uchastiem nesovershennoletnikh // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. № 10. 2014.
13. Po dannym issledovatel'skoi kompanii MAS-MI Russia. URL: http:// www.masmi.com/ru/main. php?action=aatext&aatext_id=16 (data obrashcheniya: 07.02.2013).
14. Raitskaya L.K. Razvivayushchie i poznavatel'nye funktsii Interneta // Vestnik universiteta (Gosudarstvennyi universitet upravleniya). 2010. № 23.