Научная статья на тему 'СЕРВИСЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОГРАММНО-АППАРАТНОГО КОМПЛЕКСА ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ГЕОДИНАМИЧЕСКИХ РИСКОВ ДЛЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ'

СЕРВИСЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОГРАММНО-АППАРАТНОГО КОМПЛЕКСА ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ГЕОДИНАМИЧЕСКИХ РИСКОВ ДЛЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
программно-аппаратное обеспечение моделирования геодинамических рисков / инженерная геология / профессиональное образование / software and hardware for modeling geodynamic risks / engineering geology / professional education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — К.М. Бондарь, В.С. Дунин, П.Б. Скрипко

Материал статьи продолжает авторскую работу по оценке, разработке особенностей и применимости в профессиональном образовании градостроительной деятельности теоретико-прикладного методологического комплекса, который объединяет современные воззрения на закономерности возникновения и развития геодинамических рисков различной ландшафтно-территориальной размерности. Получаемые при этом модельные результаты предназначены для их гармоничного учета при возведении строительных объектов. В отмеченном подходе сочетаются разработки теоретико-концептуального понимания исследуемых глобальных процессов, а также инструментальной компьютерной поддержки, позволяющей эффективно и разнообразно проводить требуемые проектные изыскания для выбранного класса территориальных объектов. Особенности наличия и возможностей сервисов дистанционного образования и информационной безопасности предлагаемого программно-аппаратного комплекса составляют предметную основу статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — К.М. Бондарь, В.С. Дунин, П.Б. Скрипко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SERVICES OF DISTANCE EDUCATION AND INFORMATION SAFETY OF THE SOFTWARE AND HARDWARE COMPLEX OF SIMULATION OF PROFESSIONAL EDUCATION OF URBAN SPECIALTIES

The material of the article continues the author’s work on bringing the features and assessing the applicability in vocational education of urban planning activities of the theoretical and applied methodological complex, which combines modern views on the patterns of occurrence and development of geodynamic risks of various landscape-territorial dimensions. The resulting model results are intended for their harmonious consideration in the construction of construction projects. This approach combines the development of a theoretical and conceptual understanding of the studied global processes, as well as instrumental computer support, which makes it possible to efficiently and variedly carry out the required design studies for the selected class of territorial objects. Features of the availability and capabilities of distance education services and information security of the proposed software and hardware complex are the subject basis of the article.

Текст научной работы на тему «СЕРВИСЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОГРАММНО-АППАРАТНОГО КОМПЛЕКСА ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ГЕОДИНАМИЧЕСКИХ РИСКОВ ДЛЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ»

цетворения здорового образа жизни. Важно показать, что спорт для всех, а не для избранных, что физическая активность не требует серьезных материальных вложений при ее грамотной организации.

Итак, мы выделили пять педагогических принципов, на которые с авторской позиции целесообразно опираться при формировании ценностной ориентации на здоровье и здоровый образ жизни у студентов вуза. Резюмируем их:

1. Мониторинг актуальных социальных рисков, влияющих на здоровье, и изучение эффективных современных разработок в области здоровьесберегаю-щих технологий.

2. Расширение общепсихологических знаний до возрастных и индивидуально личностных как преподавателей, так студентов.

3. Использование цифровых возможностей для осуществления популяризаторской деятельности при формировании у молодежи ценностей здоровья.

4. Интеграция формы и содержания образовательно-воспитательной деятельности по формированию витальных ценностей студентов.

5. Опора на ресурсы образовательной организации для содействия здоро-вьесберегающему поведению студентов.

Выделенные принципы могут найти применение при работе с ценностными ориентациями студентов любых профессиональных направлений, так как они универсальны и не зависят от специфики профессиональной подготовки. Обоснованность данных принципов связывается с опорой на научные исследования, актуальные общемировые тенденции и практический опыт автора статьи в области образовательно-воспитательной деятельности студентов, в том числе при преподавании учебной дисциплины «Физическая культура». Перспективами продолжения исследования в данном сегменте выступает описание конкретных форм, методов и средств формирования ценностной ориентации на здоровье и здоровый образ жизни у студентов вуза.

Итак, здоровье молодого поколения представляет не только личностную, но и общенациональную ценность как залог полноценного развития будущих поколений. Поэтому одной из задач образовательных организаций разного уровня, включая высшую школу, является не только приобщение обучающихся к здоровому образу жизни, но и формирование ценностного отношения для устойчивости витального поведения.

Библиографический список

1. Мишина М.М., Воробьева К.А. Эмоциональное выгорание педагогов в условиях модернизации образовательной среды. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2020; № 3 (44): 42 - 54.

2. Селиванова Е.А., Ильясов Д.Ф., Черепов Е.А., Смирнова Л.В. Диагностика и профилактика эмоционального выгорания учителей физической культуры. Теория и практика физической культуры. 2019; № 2: 35 - 37.

3. Скоробогатова Ю.В. Особенности эмоционального выгорания студентов педагогического вуза и его профилактика с помощью тайм-менеджмента. Перспективы науки и образования. 2019; № 2 (38): 284 - 294.

4. Популо Г.М., Астраханцев, Е.А. Принципы педагогической деятельности в формировании здорового образа жизни студентов. Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. 2014; № 1 (15): 127 - 134.

5. Осипкова О.В. Модель формирования ценностно-целевых ориентаций студентов вуза в отношении к здоровью. Вестник Университета российской академии образования. 2011; № 3: 25 - 29.

6. Плаксина О.А. Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у студентов педагогических специальностей университета. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Рязань. 2008.

7. Киэлевяйнен Л.М. Формирование у студентов ценностно-смыслового отношения к здоровому образу жизни в физкультурно-образовательном процессе педагогического вуза. Диссертация... кандидата педагогических наук. Тверь, 2012.

8. Цыбиков Д.В. Формирование ценностного отношения студентов к здоровому образу жизни в образовательном процессе педагогического вуза. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Улан-Удэ, 2013.

9. Пипко Е.А. Педагогические условия формирования мотивационно-ценностного компонента здорового образа жизни студентов в процессе обучения в вузе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Ставрополь, 2007.

10. Акимова Л.А., Тиссен П.П. Ориентация будущего учителя на воспитание ценностного отношения к здоровью у обучающихся начального общего образования. Проблемы современного педагогического образования. 2019; № 63-1: 10 - 13.

References

1. Mishina M.M., Vorob'eva K.A. 'Emocional'noe vygoranie pedagogov v usloviyah modernizacii obrazovatel'noj sredy. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov. 2020; № 3 (44): 42 - 54.

2. Seiivanova E.A., Il'yasov D.F., Cherepov E.A., Smirnova L.V. Diagnostika i profilaktika 'emocional'nogo vygoraniya uchitelej fizicheskoj kul'tury. Teoriya i prakíika fizicheskoj kul'tury. 2019; № 2: 35 - 37.

3. Skorobogatova Yu.V. Osobennosti 'emocional'nogo vygoraniya studentov pedagogicheskogo vuza i ego profilaktika s pomosch'yu tajm-menedzhmenta. Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2019; № 2 (38): 284 - 294.

4. Populo G.M., Astrahancev, E.A. Principy pedagogicheskoj deyatel'nosti v formirovanii zdorovogo obraza zhizni studentov. Vestnik Volzhskogo universiteta imeni V.N. Tatischeva. 2014; № 1 (15): 127 - 134.

5. Osipkova O.V. Model' formirovaniya cennostno-celevyh orientacij studentov vuza v otnoshenii k zdorov'yu. Vestnik Universiteta rossijskoj akademii obrazovaniya. 2011; № 3: 25 - 29.

6. Plaksina O.A. Formirovanie cennostnogo otnosheniya k zdorovomu obrazu zhizni u studentov pedagogicheskih special'nostej universiteta. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ryazan'. 2008.

7. Ki'elevyajnen L.M. Formirovanie u studentov cennostno-smyslovogo otnosheniya k zdorovomu obrazu zhizni v fizkul'turno-obrazovatel'nom processe pedagogicheskogo vuza. Dissertaciya... kandidata pedagogicheskih nauk. Tver', 2012.

8. Cybikov D.V. Formirovanie cennostnogo otnosheniya studentov k zdorovomu obrazu zhizni v obrazovatel'nom processe pedagogicheskogo vuza. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ulan-Ud'e, 2013.

9. Pipko E.A. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya motivacionno-cennostnogo komponenta zdorovogo obraza zhizni studentov v processe obucheniya v vuze. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Stavropol', 2007.

10. Akimova L.A., Tissen P.P. Orientaciya buduschego uchitelya na vospitanie cennostnogo otnosheniya k zdorov'yu u obuchayuschihsya nachal'nogo obschego obrazovaniya. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2019; № 63-1: 10 - 13.

Статья поступила в редакцию 27.01.21

УДК 378.141, 624.131.551.1, 550.34

Bondar K.M., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Khabarovsk, Russia),

E-mail: bondar_km@mail.ru

Dunin V.S., Cand. of Sciences (Engineering), Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Khabarovsk, Russia), E-mail: dvs_82@mail.ru

Skripko P.B., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Khabarovsk, Russia),

E-mail: skripkop@yandex.ru

SERVICES OF DISTANCE EDUCATION AND INFORMATION SAFETY OF THE SOFTWARE AND HARDWARE COMPLEX OF SIMULATION OF PROFESSIONAL EDUCATION OF URBAN SPECIALTIES. The material of the article continues the author's work on bringing the features and assessing the applicability in vocational education of urban planning activities of the theoretical and applied methodological complex, which combines modern views on the patterns of occurrence and development of geodynamic risks of various landscape-territorial dimensions. The resulting model results are intended for their harmonious consideration in the construction of construction projects. This approach combines the development of a theoretical and conceptual understanding of the studied global processes, as well as instrumental computer support, which makes it possible to efficiently and variedly carry out the required design studies for the selected class of territorial objects. Features of the availability and capabilities of distance education services and information security of the proposed software and hardware complex are the subject basis of the article.

Key words: software and hardware for modeling geodynamic risks, engineering geology, professional education.

К.М. Бондарь, канд. техн. наук, доц., Дальневосточный юридический институт МВД России, г. Хабаровск, E-mail: bondar_km@mail.ru

В.С. Дунин, канд. техн. наук, Дальневосточный юридический институт МВД России, г. Хабаровск, E-mail: dvs_82@mail.ru

П.Б. Скрипко, канд. техн. наук, доц., Дальневосточный юридический институт МВД России, г. Хабаровск, E-mail: skripkop@yandex.ru

СЕРВИСЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОГРАММНО-АППАРАТНОГО КОМПЛЕКСА ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ГЕОДИНАМИЧЕСКИХ РИСКОВ ДЛЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Материал статьи продолжает авторскую работу по оценке, разработке особенностей и применимости в профессиональном образовании градостроительной деятельности теоретико-прикладного методологического комплекса, который объединяет современные воззрения на закономерности возникновения и развития геодинамических рисков различной ландшафтно-территориальной размерности. Получаемые при этом модельные результаты предназначены для их гармоничного учета при возведении строительных объектов. В отмеченном подходе сочетаются разработки теоретико-концептуального понимания исследуемых глобальных процессов, а также инструментальной компьютерной поддержки, позволяющей эффективно и разнообразно проводить требуемые проектные изыскания для выбранного класса территориальных объектов. Особенности наличия и возможностей сервисов дистанционного образования и информационной безопасности предлагаемого программно-аппаратного комплекса составляют предметную основу статьи.

Ключевые слова: программно-аппаратное обеспечение моделирования геодинамических рисков, инженерная геология, профессиональное образование.

В ранее представленных публикациях [1 - 4] авторы обратили внимание читателей на возможности качественного совершенствования профессионального образования в области градостроительной деятельности, базирующейся на инженерной геологии. Осуществление этого может произойти на основе применения нового методологического подхода в имитационном моделировании закономерностей возникновения и развития геодинамических рисков, изложенного, в частности в работах Бондаря К.М., Дунина В.С., Скрипко П.Б., Минаева В.А., Фаддеева А.О. и др. [5 - 7]. На текущий момент более подробно рассмотрим некоторые технологические возможности системы поддержки принятия решений в области компьютерной оценки геодинамических рисков. Реализация и успешная разносторонняя научно-практическая апробация данного программно-аппаратного комплекса, который по целевой направленности предназначен, в том числе, и для оказания специфической поддержки процесса профессиональной подготовки будущих градостроителей, показала его значимость в обозначенной предметной сфере.

Конечно, создание подобных комплексов ориентируется на функциональное обеспечение основных задач и, как правило, не предполагает разработки развернутых и функционально защищенных дополнительных сервисов, хотя и не исключает внедрение таких модулей, способных инструментально поддерживать ряд косвенных подзадач на некотором уровне (в частности, дистанционное образование, отражение угроз информационной безопасности). В содержательном плане отмеченные программные модули обладают функциональным косвенным характером и напрямую не стыкуются с задачами методологии именно компьютерной оценки геодинамических рисков.

Но, как оказалось, наличие таких блоков сервисной поддержки приобрело в современных условиях принципиально значимый смысл. Уровень его приведет разработчиков, видимо, к тому, что включение подобных модулей станет одним из основных требований при создании новых программно-аппаратных комплексов самых разнообразных направлений обеспечения учебного процесса по основным образовательным программам высшего образования.

Современная эпидемиологическая обстановка очень быстро и довольно жестко сформировала новые требования к программно-аппаратным комплексам обеспечения учебного процесса по основным образовательным программам высшего образования. Это, несмотря на очень выраженную специфическую концептуально-теоретическую окраску исследовательского метода, в полной мере касается и рассматриваемого программно-аппаратного комплекса имитационной оценки геодинамических рисков, как, в сущности, одного из представителей эффективного, интерактивного обеспечения учебного процесса. Попробуем охарактеризовать его с точки зрения применимости, технологической устойчивости, способности реализации всех программно-логических процедур, действенной скорости обработки уникальной модельной информации, ее требуемого локального и удаленного трафика, сохранности результатов и иных параметров для задач дистанционного образования и обеспечения вопросов противодействия угрозам в сфере информационной безопасности.

Дистанционное обучение.

При данной форме имеются особенности технологической реализации, способствующие поддержке нормального в реальном масштабе времени процесса обучения:

- организация программного интерактивного доступа;

- скорость выполнения модельных задач, развертывания требуемой визуализации, дающей представление об интерпретации получаемых результатов на любом шаге моделирования и агрегации данных, а также скорость трафика в случае необходимости дистанционного проведения моделирования, требуемого

информационного обмена (учебно-консультационного диалога преподавателя и обучающихся);

- наличие сервисов интерактивного общения, фиксации, хранения, пересылки информационных массивов и т.д.;

- наличие сервисов поддержки требуемых систем визуального отображения информации: моделирования, графической интерпретации результатов в различных форматах математических представлений (графики, фазовые диаграммы, наложение на электронные карты местности и т.д.).

Организация и проведение дистанционной формы образовательного процесса в Дальневосточном юридическом институте МВД при участии и руководстве сотрудников кафедры информационного и технического обеспечения органов внутренних дел, где работают авторы, позволяет представить некоторые технологические наработки, которые могут быть полезными для построения оптимальных отказоустойчивых кластеров с избыточной сетевой архитектурой [8], в том числе способной обеспечить требуемый функционал программно-аппаратного комплекса моделирования геодинамических рисков. Приведем краткие выводы по решениям, поддержавшим режим дистанционного обучения в институте на должном уровне надежно в формате единого производительного аппаратно-программного кластера виртуализации с общим хранилищем данных:

- для перехода на дистанционное обучение развернута система управления обучением (LMS) - система управления курсами электронного обучения Moodle 3.6;

- возросшая нагрузка решалась вертикальным масштабированием -средствами модернизации: RAM, CPU и HDD (SSD);

- совокупность апробированных решений в этих условиях ориентирована на использование оптимальной модели развертывания бесплатного программного обеспечения, что экономически выгодно и уменьшает проблемы лицензирования;

- аппаратная разнородность имеющихся серверов привела к предложению следующего алгоритма решения кейса. Любая система виртуализации должна базироваться на однородной операционной системе, единой версии для всех устройств - выбрана ОС Debian 10 Buster на ядре Linux 5.3.18 с гипервизором KVM. Имеющееся в ней по умолчанию управление через консоль неудобно для администрирования, что привело к выбору проекта «Proxmox Virtual Environment (Proxmox VE)», основанного на Debian GNU/Linux - сервиса по настройке системы виртуализации.

Веб-интерфейс Proxmox VE позволяет развернуть кластер виртуализации с использованием демонов corosync и pve-cluster. Они обеспечивают систему группового общения для отказоустойчивых систем. В период апробации были предложены избыточные кольца из нескольких соединений (линков) для отказоустойчивости сети при взаимодействии единиц кластера на транспортном уровне KNET.

Для каждой из нод предусматривалось единое хранилище в виде свободной объектной сети хранения Ceph для файловых и блочных интерфейсов доступа в логических пулах. Особенность состоит в том, что в отличие от распределённых файловых систем (GFS, OCFS2 и GPFS) в Ceph обработка данных и метаданных разделена на различные группы узлов в кластере.

Таким образом, для реализации поставленной задачи была применена технология KVM, предоставившая полную виртуализацию на аппаратном уровне. Проблему разрозненного парка компьютерной техники института решила свободная программная объектная сеть хранения CEPH, способная поддерживать как несколько Linux-машин, так и систему из тысяч узлов.

Встроенные механизмы продублированной репликации данных обеспечили высокую живучесть (массив данных автоматически делал перебалансировку с учётом структурных изменений системы). В целом виртуальная инфраструктура на базе Ргохтох VE, ММ и СЕРН реализует проекты параллельных вычислений: учебной лаборатории программирования, обработки компьютерной графики и т.д.

Обеспечение информационной безопасности.

Дистанционная работа образовательных организаций, социальные и иные особенности проведения учебного процесса в данный период предполагают реализацию новых ресурсов, их видов, объемов и параметрических характеристик. Нормальная логика функционирования при этом не ориентируется на влияние негативных факторов, осложняющих и без того напряженный характер технологической сервисной эксплуатации программно-аппаратных комплексов. Но, к сожалению, практика реальной деятельности социальных сетей говорит либо о спорадическом проявлении проблем информационной безопасности, либо о возможном их специальном формировании и организации в определенных антисоциальных целях (например, порождение недоверия к возможностям осуществления дистанционного образования, создание условий для значительного снижения его требуемого параметрического качества поддержания трафика). Целевая направленность статьи не определяет необходимость аналитического оценивания причин и характера угроз информационной безопасности. Здесь мы лишь вынуждены констатировать факты того, что период проведения дистанционных технологий стал временем осуществления некоторых из их возможных проявлений.

В частности, в территориальном регионе, где работают авторы, произошли неоднократные случаи DDoS-атак. Не имеет смысла вдаваться в технологические подробности данной разновидности атак, являющихся уже широко известными. Для нашего примера достаточно отметить, что чрезмерное заполнение каналов связи специально формируемым паразитным трафиком приводило к непродолжительной блокировке нормального функционирования среды взаимодействия, где осуществлялся дистанционный обмен (преподаватель - обучаемый), и, следовательно, к временной остановке образовательного процесса по обозначенному расписанию занятий.

Создание программно-аппаратных комплексов, о которых ведется речь в статье, не предполагает встраивание в них специализированных модулей, способных отражать или противостоять угрозам информационной безопасности (в частности, тем, которые встретились в реальной деятельности социальных сетей). Противодействие в этом конкретном случае было осуществлено системными средствами, которые по типовым алгоритмам блокировали работу вредо-

Библиографический список

носных систем с динамических 1Р-адресов. Эту часть ликвидации, по сути, аварийной ситуации мы лишь приводим как пояснение логики действий. В основном же нас интересуют возможности учебного программно-аппаратного комплекса по восстановлению нормального функционирования дистанционного учебного процесса, продолжения его технологических этапов, на которые пришлось негативное воздействие. Поэтому авторами проведено рассмотрение ситуации именно в таком ключе (видимо, нетрадиционном, но, к сожалению, практически возможном, реально встретившемся и потенциально ожидаемом в различных регионах страны).

В этих целях проведена апробация различных режимов эксплуатации программных продуктов данного специализированного комплекса, информационного обмена с ними в локальном и удаленном формате. Полученные результаты позволяют констатировать факт, что оцениваемый программно-аппаратный комплекс моделирования геодинамических рисков логически и технологически готов к осуществлению подобных процедур и способен осуществить дистанционный процесс обучения с восстановлением любых требуемых элементов проведения моделирования в реальном масштабе времени.

Таким образом, в качестве выводов отметим следующее.

1. Организация учебного процесса по программам основных образовательных программ высшего образования в современный период констатируется появлением и обязательной необходимостью соответствия новым требованиям к учебным программно-аппаратным комплексам. Указанные комплексы должны не только максимально, интерактивно отражать специфику и особенности поддерживаемой учебной дисциплины, но и обеспечивать устойчивое функционирование во всех потенциально возможных условиях, которые могут оказать значительное влияние на проведение учебного процесса. Причем данные требования распространяются фактически на все профессиональные специальности и направления подготовки, а также на все формы обучения. Основную совокупность новых трудностей в организации современного учебного процесса следует учитывать для задач дистанционного образования и обеспечения вопросов противодействия угрозам в сфере информационной безопасности.

2. Рассматриваемый программно-аппаратный комплекс имитационного моделирования геодинамических рисков для градостроительных специальностей в полной мере обладает возможностями эффективной в реальном масштабе времени эксплуатации в случаях организации дистанционного образования и противодействия угрозам информационной безопасности. Это делает его полностью применимым для компьютерной поддержки и всех требуемых для обучения компетенций, а также всех нестандартных особенностей проведения учебного процесса в оцениваемой сфере деятельности.

1. Бондарь К.М., Дунин В.С., Кантышева А.В. Пути развития профессионального образования в области геоинформационной безопасности инженерно-технического проектирования для градостроительной деятельности. Мир Науки, Культуры, Образования. 2019; Т. 79, № 6: 146 - 149.

2. Бондарь К.М., Дунин В.С., Кантышева А.В. Оценка теоретического уровня моделирования основных факторов геодинамических рисков для совершенствования профессионального образования в области градостроительной деятельности. Мир науки, культуры, образования. 2020; Т. 81, № 2: 154 - 156.

3. Бондарь К.М., Дунин В.С., Скрипко П.Б. Возможности использования теоретических знаний о вторичных факторах геодинамических рисков в совершенствовании профессионального образования в области градостроительной деятельности. Мир науки, культуры, образования. 2020; Т. 82, № 3: 126 - 128.

4. Бондарь К.М., Дунин В.С., Скрипко П.Б. Оценка технологического обеспечения имитационного моделирования геодинамических рисков в целях развития профессионального образования градостроительных специальностей. Мир науки, культуры, образования. 2020; Т. 83, № 4: 124 - 125.

5. Моделирование геодинамических рисков в чрезвычайных ситуациях: монография. Хабаровск: РИО ДВЮИ МВД России, 2014.

6. Математическое моделирование геодинамических рисков: оценки и перспективы: монография. Хабаровск: РИО ДВЮИ МВД России, 2015.

7. Геодинамические риски и строительство. Математические модели: монография. Москва: Академия ГПС МЧС России, 2017.

8. Кантышева А.В., Григоров Д.Е. Оптимальное построение отказоустойчивого кластера с избыточной сетевой архитектурой. Новые информационные технологии в научных исследованиях: НИТ 2020. Рязань: ИП Коняхин А.В. (Book Jet). 2020: 131 - 133.

References

1. Bondar' K.M., Dunin V.S., Kantysheva A.V. Puti razvitiya professional'nogo obrazovaniya v oblasti geoinformacionnoj bezopasnosti inzhenerno-tehnicheskogo proektirovaniya dlya gradostroitel'noj deyatel'nosti. Mir Nauki, Kul'tury, Obrazovaniya. 2019; T. 79, № 6: 146 - 149.

2. Bondar' K.M., Dunin V.S., Kantysheva A.V. Ocenka teoreticheskogo urovnya modelirovaniya osnovnyh faktorov geodinamicheskih riskov dlya sovershenstvovaniya professional'nogo obrazovaniya v oblasti gradostroitel'noj deyatel'nosti. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; T. 81, № 2: 154 - 156.

3. Bondar' K.M., Dunin V.S., Skripko P.B. Vozmozhnosti ispol'zovaniya teoreticheskih znanij o vtorichnyh faktorah geodinamicheskih riskov v sovershenstvovanii professional'nogo obrazovaniya v oblasti gradostroitel'noj deyatel'nosti. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; T. 82, № 3: 126 - 128.

4. Bondar' K.M., Dunin V.S., Skripko P.B. Ocenka tehnologicheskogo obespecheniya imitacionnogo modelirovaniya geodinamicheskih riskov v celyah razvitiya professional'nogo obrazovaniya gradostroitel'nyh special'nostej. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; T. 83, № 4: 124 - 125.

5. Modelirovanie geodinamicheskih riskov v chrezvychajnyh situaciyah: monografiya. Habarovsk: RIO DVYul MVD Rossii, 2014.

6. Matematicheskoe modelirovanie geodinamicheskih riskov: ocenki i perspektivy: monografiya. Habarovsk: RIO DVYul MVD Rossii, 2015.

7. Geodinamicheskieriskiistroitel'stvo. Matematicheskie modeli: monografiya. Moskva: Akademiya GPS MChS Rossii, 2017.

8. Kantysheva A.V., Grigorov D.E. Optimal'noe postroenie otkazoustojchivogo klastera s izbytochnoj setevoj arhitekturoj. Novyeinformacionnyetehnologiivnauchnyhissledovaniyah: NIT 2020. Ryazan': IP Konyahin A.V. (Book Jet). 2020: 131 - 133.

Статья поступила в редакцию 29.01.21

yflK 379.8

Karpunin D.V., postgraduate, Yaroslavl State Pedagogical University n.a. K.D. Ushinsky (Yaroslavl, Russia), E-mail: dkarpunin@yandex.ru

THE USE OF REMOTE TECHNOLOGIES TO ORGANIZING CHILDREN'S RECREATION AND HEALTH IMPROVEMENT. The article deals with the process of organizing training for teachers to work in organizations of children's recreation and health improvement using remote technologies, as well as the further inclusion of trained counselors in the process of organizing children's recreation in the summer using remote technologies. The developed technology of distance learning and organization of children's recreation in the summer period is implemented on the basis of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Yaro-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.