Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОТДЫХА ДЕТЕЙ И ИХ ОЗДОРОВЛЕНИЯ'

ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОТДЫХА ДЕТЕЙ И ИХ ОЗДОРОВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Дистанционные технологии / организация отдыха детей и их оздоровления / подготовка вожатых / дополнительное образование / профориентация / remote technologies / organization of children’s recreation and health improvement / training of counselors / additional education / professional orientation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Д.В. Карпунин

В статье рассматривается процесс обучения педагогов для работы в организациях отдыха детей и их оздоровления с использованием дистанционных технологий, а также дальнейшее включение обученных вожатых в процесс организации детского отдыха в летний период с использованием дистанционных технологий. Разработанная технология дистанционного обучения и организации детского отдыха в летний период реализована на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского» в период с февраля по июль 2020 года. Разработанная и апробированная технология организации дистанционного обучения вожатых и организации отдыха детей и их оздоровления может быть применена в других образовательных организациях Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Д.В. Карпунин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF REMOTE TECHNOLOGIES TO ORGANIZING CHILDREN’S RECREATION AND HEALTH IMPROVEMENT

The article deals with the process of organizing training for teachers to work in organizations of children’s recreation and health improvement using remote technologies, as well as the further inclusion of trained counselors in the process of organizing children’s recreation in the summer using remote technologies. The developed technology of distance learning and organization of children’s recreation in the summer period is implemented on the basis of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education “Yaroslavl State Pedagogical University n.a. K.D. Ushinsky” in the period from February to July 2020. The developed and implemented technology of organizing distance learning for counselors and organizing children’s recreation and health improvement can be applied in other educational organizations of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОТДЫХА ДЕТЕЙ И ИХ ОЗДОРОВЛЕНИЯ»

Встроенные механизмы продублированной репликации данных обеспечили высокую живучесть (массив данных автоматически делал перебалансировку с учётом структурных изменений системы). В целом виртуальная инфраструктура на базе Ргохтох VE, ММ и СЕРН реализует проекты параллельных вычислений: учебной лаборатории программирования, обработки компьютерной графики и т.д.

Обеспечение информационной безопасности.

Дистанционная работа образовательных организаций, социальные и иные особенности проведения учебного процесса в данный период предполагают реализацию новых ресурсов, их видов, объемов и параметрических характеристик. Нормальная логика функционирования при этом не ориентируется на влияние негативных факторов, осложняющих и без того напряженный характер технологической сервисной эксплуатации программно-аппаратных комплексов. Но, к сожалению, практика реальной деятельности социальных сетей говорит либо о спорадическом проявлении проблем информационной безопасности, либо о возможном их специальном формировании и организации в определенных антисоциальных целях (например, порождение недоверия к возможностям осуществления дистанционного образования, создание условий для значительного снижения его требуемого параметрического качества поддержания трафика). Целевая направленность статьи не определяет необходимость аналитического оценивания причин и характера угроз информационной безопасности. Здесь мы лишь вынуждены констатировать факты того, что период проведения дистанционных технологий стал временем осуществления некоторых из их возможных проявлений.

В частности, в территориальном регионе, где работают авторы, произошли неоднократные случаи DDoS-атак. Не имеет смысла вдаваться в технологические подробности данной разновидности атак, являющихся уже широко известными. Для нашего примера достаточно отметить, что чрезмерное заполнение каналов связи специально формируемым паразитным трафиком приводило к непродолжительной блокировке нормального функционирования среды взаимодействия, где осуществлялся дистанционный обмен (преподаватель - обучаемый), и, следовательно, к временной остановке образовательного процесса по обозначенному расписанию занятий.

Создание программно-аппаратных комплексов, о которых ведется речь в статье, не предполагает встраивание в них специализированных модулей, способных отражать или противостоять угрозам информационной безопасности (в частности, тем, которые встретились в реальной деятельности социальных сетей). Противодействие в этом конкретном случае было осуществлено системными средствами, которые по типовым алгоритмам блокировали работу вредо-

Библиографический список

носных систем с динамических 1Р-адресов. Эту часть ликвидации, по сути, аварийной ситуации мы лишь приводим как пояснение логики действий. В основном же нас интересуют возможности учебного программно-аппаратного комплекса по восстановлению нормального функционирования дистанционного учебного процесса, продолжения его технологических этапов, на которые пришлось негативное воздействие. Поэтому авторами проведено рассмотрение ситуации именно в таком ключе (видимо, нетрадиционном, но, к сожалению, практически возможном, реально встретившемся и потенциально ожидаемом в различных регионах страны).

В этих целях проведена апробация различных режимов эксплуатации программных продуктов данного специализированного комплекса, информационного обмена с ними в локальном и удаленном формате. Полученные результаты позволяют констатировать факт, что оцениваемый программно-аппаратный комплекс моделирования геодинамических рисков логически и технологически готов к осуществлению подобных процедур и способен осуществить дистанционный процесс обучения с восстановлением любых требуемых элементов проведения моделирования в реальном масштабе времени.

Таким образом, в качестве выводов отметим следующее.

1. Организация учебного процесса по программам основных образовательных программ высшего образования в современный период констатируется появлением и обязательной необходимостью соответствия новым требованиям к учебным программно-аппаратным комплексам. Указанные комплексы должны не только максимально, интерактивно отражать специфику и особенности поддерживаемой учебной дисциплины, но и обеспечивать устойчивое функционирование во всех потенциально возможных условиях, которые могут оказать значительное влияние на проведение учебного процесса. Причем данные требования распространяются фактически на все профессиональные специальности и направления подготовки, а также на все формы обучения. Основную совокупность новых трудностей в организации современного учебного процесса следует учитывать для задач дистанционного образования и обеспечения вопросов противодействия угрозам в сфере информационной безопасности.

2. Рассматриваемый программно-аппаратный комплекс имитационного моделирования геодинамических рисков для градостроительных специальностей в полной мере обладает возможностями эффективной в реальном масштабе времени эксплуатации в случаях организации дистанционного образования и противодействия угрозам информационной безопасности. Это делает его полностью применимым для компьютерной поддержки и всех требуемых для обучения компетенций, а также всех нестандартных особенностей проведения учебного процесса в оцениваемой сфере деятельности.

1. Бондарь К.М., Дунин В.С., Кантышева А.В. Пути развития профессионального образования в области геоинформационной безопасности инженерно-технического проектирования для градостроительной деятельности. Мир Науки, Культуры, Образования. 2019; Т. 79, № 6: 146 - 149.

2. Бондарь К.М., Дунин В.С., Кантышева А.В. Оценка теоретического уровня моделирования основных факторов геодинамических рисков для совершенствования профессионального образования в области градостроительной деятельности. Мир науки, культуры, образования. 2020; Т. 81, № 2: 154 - 156.

3. Бондарь К.М., Дунин В.С., Скрипко П.Б. Возможности использования теоретических знаний о вторичных факторах геодинамических рисков в совершенствовании профессионального образования в области градостроительной деятельности. Мир науки, культуры, образования. 2020; Т. 82, № 3: 126 - 128.

4. Бондарь К.М., Дунин В.С., Скрипко П.Б. Оценка технологического обеспечения имитационного моделирования геодинамических рисков в целях развития профессионального образования градостроительных специальностей. Мир науки, культуры, образования. 2020; Т. 83, № 4: 124 - 125.

5. Моделирование геодинамических рисков в чрезвычайных ситуациях: монография. Хабаровск: РИО ДВЮИ МВД России, 2014.

6. Математическое моделирование геодинамических рисков: оценки и перспективы: монография. Хабаровск: РИО ДВЮИ МВД России, 2015.

7. Геодинамические риски и строительство. Математические модели: монография. Москва: Академия ГПС МЧС России, 2017.

8. Кантышева А.В., Григоров Д.Е. Оптимальное построение отказоустойчивого кластера с избыточной сетевой архитектурой. Новые информационные технологии в научных исследованиях: НИТ 2020. Рязань: ИП Коняхин А.В. (Book Jet). 2020: 131 - 133.

References

1. Bondar' K.M., Dunin V.S., Kantysheva A.V. Puti razvitiya professional'nogo obrazovaniya v oblasti geoinformacionnoj bezopasnosti inzhenerno-tehnicheskogo proektirovaniya dlya gradostroitel'noj deyatel'nosti. Mir Nauki, Kul'tury, Obrazovaniya. 2019; T. 79, № 6: 146 - 149.

2. Bondar' K.M., Dunin V.S., Kantysheva A.V. Ocenka teoreticheskogo urovnya modelirovaniya osnovnyh faktorov geodinamicheskih riskov dlya sovershenstvovaniya professional'nogo obrazovaniya v oblasti gradostroitel'noj deyatel'nosti. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; T. 81, № 2: 154 - 156.

3. Bondar' K.M., Dunin V.S., Skripko P.B. Vozmozhnosti ispol'zovaniya teoreticheskih znanij o vtorichnyh faktorah geodinamicheskih riskov v sovershenstvovanii professional'nogo obrazovaniya v oblasti gradostroitel'noj deyatel'nosti. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; T. 82, № 3: 126 - 128.

4. Bondar' K.M., Dunin V.S., Skripko P.B. Ocenka tehnologicheskogo obespecheniya imitacionnogo modelirovaniya geodinamicheskih riskov v celyah razvitiya professional'nogo obrazovaniya gradostroitel'nyh special'nostej. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; T. 83, № 4: 124 - 125.

5. Modelirovanie geodinamicheskih riskov v chrezvychajnyh situaciyah: monografiya. Habarovsk: RIO DVYul MVD Rossii, 2014.

6. Matematicheskoe modelirovanie geodinamicheskih riskov: ocenki i perspektivy: monografiya. Habarovsk: RIO DVYul MVD Rossii, 2015.

7. Geodinamicheskieriskiistroitel'stvo. Matematicheskie modeli: monografiya. Moskva: Akademiya GPS MChS Rossii, 2017.

8. Kantysheva A.V., Grigorov D.E. Optimal'noe postroenie otkazoustojchivogo klastera s izbytochnoj setevoj arhitekturoj. Novyeinformacionnyetehnologiivnauchnyhissledovaniyah: NIT 2020. Ryazan': IP Konyahin A.V. (Book Jet). 2020: 131 - 133.

Статья поступила в редакцию 29.01.21

УДК 379.8

Karpunin D.V., postgraduate, Yaroslavl State Pedagogical University n.a. K.D. Ushinsky (Yaroslavl, Russia), E-mail: dkarpunin@yandex.ru

THE USE OF REMOTE TECHNOLOGIES TO ORGANIZING CHILDREN'S RECREATION AND HEALTH IMPROVEMENT. The article deals with the process of organizing training for teachers to work in organizations of children's recreation and health improvement using remote technologies, as well as the further inclusion of trained counselors in the process of organizing children's recreation in the summer using remote technologies. The developed technology of distance learning and organization of children's recreation in the summer period is implemented on the basis of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Yaro-

slavl State Pedagogical University n.a. K.D. Ushinsky" in the period from February to July 2020. The developed and implemented technology of organizing distance learning for counselors and organizing children's recreation and health improvement can be applied in other educational organizations of the Russian Federation.

Key words: remote technologies, organization of children's recreation and health improvement, training of counselors, additional education, professional orientation.

Д.В. Карпунин, аспирант, Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского, г. Ярославль,

E-mail: dkarpunin@yandex.ru

ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОТДЫХА ДЕТЕЙ И ИХ ОЗДОРОВЛЕНИЯ

В статье рассматривается процесс обучения педагогов для работы в организациях отдыха детей и их оздоровления с использованием дистанционных технологий, а также дальнейшее включение обученных вожатых в процесс организации детского отдыха в летний период с использованием дистанционных технологий. Разработанная технология дистанционного обучения и организации детского отдыха в летний период реализована на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского» в период с февраля по июль 2020 года. Разработанная и апробированная технология организации дистанционного обучения вожатых и организации отдыха детей и их оздоровления может быть применена в других образовательных организациях Российской Федерации.

Ключевые слова: Дистанционные технологии, организация отдыха детей и их оздоровления, подготовка вожатых, дополнительное образование, профориентация.

Использование дистанционных технологий в условиях развивающегося общества является просто неотъемлемой частью не только образовательного процесса, но и организации отдыха детей и их оздоровления. Ни для кого не секрет, что онлайн-образование активно входит в нашу жизнь и иногда даже перехватывает первенство у образовательного процесса, реализуемого без использования дистанционных образовательных технологий, аналогичная история в последнее время происходит и с организацией детского отдыха.

И.Ю. Тарханова в своей работе "Современные регуляторы становления новой дидактики высшего образования» отмечает, что традиционные постулаты университетского образования успешно решали задачи передачи опыта от поколения к поколению на протяжении многих веков, но сегодня необходимо признать их ограниченность в применении к новым социокультурным условиям [1, с. 46]. По мнению автора, интенсивное развитие технологий и сервисов Интернета, появление глобальных систем дистанционного сбора, распределенного хранения, обработки и использования информации («облачные» технологии), проекты «интернет-вещей», «разумная среда» и т.д. создают повод для дискуссии о возможности реализации принципиально новых методов обучения [1, с. 48].

Вопросы использования дистанционных образовательных технологий многократно рассматривались и продолжают рассматриваться большим количеством исследователей. Дистанционное образование является формой обучения, реализуется преимущественно по технологиям дистанционного обучения. При этом термин («дистанционное обучение») иногда используется для обозначения форм обучения, которые существовали задолго до появления компьютеров. Например, корреспондентское, заочное, домашнее обучение, экстернат как виды обучения претендуют на название «дистанционное», поскольку предусматривают обучение на расстоянии, дистанции [2, с. 635].

Еще в 1998 году Российские исследователи признали дистанционное обучение новой педагогической технологией, которая отличается от традиционной очной отсутствием непосредственного контакта преподавателя и студента [3, с. 24].

Законодательство Российской Федерации позволяет использовать методы дистанционного обучения, и в Федеральном законе № 273-Ф3 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» используется термин «дистанционные образовательные технологии», под которыми понимаются «образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [4, ст. 16].

При этом федеральным законом выдвигается требование, которое обязывает при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, создать условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме, независимо от места нахождения обучающихся [4, ст. 16].

Лишманова Н.А. и Пимичева М.А., говоря о дистанционном обучении, выделяют три основные причины, по которым все больший интерес проявляется к данному виду обучения:

- большая потребность к простой и достоверной информации;

- технологии для удовлетворения образовательных потребностей есть уже сейчас и в будущем будут только совершенствоваться;

- отношение к дистанционному обучению как к новому важному рынку, из чего следует возможность деловой деятельности на этом рынке [5, с. 2217].

В процессе дистанционного обучения, несомненно, есть ряд преимуществ, которые нельзя обойти стороной. Среди них:

1. Доступность образования для любого человека, независимо от того, где он находится в период его обучения (помещение, улица, город, страна, континент) обучающийся может пользоваться дистанционными системами образования.

2. Нет необходимости отрываться от основного вида деятельности (работа, еще одно место учёбы, досуговая деятельность), чтобы включиться в образовательный процесс.

3. Нет необходимости пользоваться бумажными носителями информации (учебники, методические материалы и др.), их заменяют онлайн-материалы, которые могут быть представлены в различных форматах.

Как отмечают в своей публикации Алексеев В.М., Ильченко С.В., в современных негосударственных учебных заведениях дистанционное обучение осуществляется на основе клиентоцентрированного подхода, что является немаловажным преимуществом для обучаемых [6, с. 168].

При этом наибольший интерес для большинства педагогов представляют формы, которые ориентированы на групповую работу, а не одного обучающегося. Использование методов групповой работы позволяет организовать больший охват обучающихся при организации образовательного процесса.

В 2020 году университеты Российской Федерации в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции вынуждены были перевести в режим дистанционной работы не только программы подготовки бакалавриата и магистратуры, но и обучение по дополнительным профессиональным программам. Затронула пандемия и сферу организации детского отдыха, которая до 2020 года организовывалась только в формате непосредственного контакта педагога и ребенка. Начиная с лета 2020 года, активное развитие получили онлайн-лагеря, которые предполагали дистанционное взаимодействие педагога и ребенка в онлайн-формате.

Понимая, что в летний период 2020 года под угрозой может оказаться сфера организации отдыха детей и их оздоровления, отделом организации внеучебной образовательной деятельности Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского» было принято решение о подготовке вожатых в дистанционном формате и использовании полученных вожатыми знаний при организации отдыха детей и их оздоровления.

Первым этапом в организации отдыха детей и их оздоровления стала подготовка вожатых. До 2020 года программа подготовки вожатых «Основы деятельности вожатого при работе с детьми и подростками» реализовывалась только в формате очного взаимодействия педагога с обучающимся, поэтому в 2020 года потребовалась перестройка процессов подготовки будущих педагогов.

В качестве площадки выступила открытая платформа «Google classroom», которая предоставляет большой круг возможностей, среди которых: организация дискуссий, выдача материалов (тексты, видео и др.), заданий, присутствует интеграция с сервисами Google документы, Google таблицы, Google формы, Google презентации. Еще одним удобным функционалом является организация видеоконференций с использованием сервиса Google Meets и оценка выполнения заданий, которые еженедельно сдают будущие вожатые. Раз в неделю в системе публикуется материал для обучения (видеолекция или набор различных методических материалов) и задание, которое в течение недели должны сдать обучающиеся.

Программа впервые реализовывалась в дистанционном формате, что позволило:

1. Привлечь большее число обучающихся, нежели при реализации программы в классическом виде, без использования дистанционных технологий.

2. Организовать процесс обучения без отрыва от основного рода деятельности (учёба, работа, досуговая деятельность).

3. Задействовать ранее не использовавшиеся в процессе подготовки (организация дистанционной подготовки вожатых).

Подобный формат обучения помогает обучающемуся развить в себе навыки, которые помогут ему при выполнении трудовых функций, а именно:

1. Самоорганизация, которая проявляется в том, что будущий вожатый самостоятельно строит свою образовательную траекторию и сам выбирает, какие задания, в какое время ему выполнять. Обучающийся больше не привязан к расписанию, по которому проходят занятия, он сам включает занятия в своё расписание.

2. Самостоятельный поиск информации и ответов на вопросы. Материал, представляемый обучающимся в процессе обучения, не может дать исчерпывающие ответы на все возможные вопросы, в связи с чем обучающийся вынужден самостоятельно искать ответы на возникшие вопросы.

3. Организация дистанционного обучения позволила впервые за более чем 5 лет проведения занятий организовать систему выдачи и проверки домашних заданий. Ранее домашние задания выдавались, но отсутствовал контроль за качеством их выполнения, а также не было системы оценивания и учёта оценок при аттестации.

Есть в системе дистанционного обучения и свои минусы, которые просто невозможно не отметить. В работе вожатого крайне важна организация контакта не только с детьми, но и с родителями, коллегами. В предыдущие годы при организации образовательного процесса делался большой упор на практическую отработку навыков, но переход в дистанционный формат лишил обучающихся контакта не только со спикерами, проводившими занятия, но и с другими обучающимися, что может создать проблему в организации коммуникации вожатого с окружающими его субъектами.

Еще одним минусом дистанционного обучения при подготовке вожатых стало отсутствие их готовности к обучению в дистанционном режиме. Даже на сегодняшний день не во всех уголках нашей страны есть Интернет с достаточной шириной канала для просмотра видеолекций, предлагаемых для обучения вожатым. Отсутствие технической возможности просмотра лекций может отрицательно сказаться на качестве усваиваемого материала.

Конечно, заменить традиционную систему образования её аналогом онлайн мы не сможем, что подтверждает, в том числе, и министр просвещения Российской Федерации С.С. Кравцов в своем недавнем интервью, опубликованном 23 апреля 2020 года, но она может стать хорошим дополнением в стандартной системе образования: «Мы видим, что школьники хотят вернуться за парты, а учителя - вновь преподавать в школьных классах. Когда школы откроют свои двери, мы, конечно, не заменим традиционную школу дистанционным обучением. Но полученный бесценный опыт будем использовать для повышения качества образования и сможем дополнить и расширить возможности образовательной среды» [7]. Тезисы, выдвинутые Сергеем Сергеевичем, актуальны не только по отношению к школьникам, но и к системе высшего образования Российской Федерации.

Вторым этапом в подготовке процесса организации детского отдыха стал сбор организационного комитета из числа студентов и сотрудников ЯГПУ имени К.Д. Ушинского. Командой лагеря была подготовлена программа смены продолжительностью 10 дней, что позволило в конце июня - начале июля 2020 г. организовать отдых для более 100 детей Ярославской области. Проект получил название «Онлайн-каникулы с Ярославским педагогическим», а целевой аудиторией стали дети и подростки от 8 до 18 лет.

В процессе подготовки была достигнута договоренность о взаимодействии в вопросе организации онлайн-лагерей с пятью организациями отдыха детей и их оздоровления, среди которых:

- структурное подразделение детский санаторный оздоровительный лагерь круглогодичного действия ГАУЗ Ярославской области «Детский санаторий Искра»»;

- структурное подразделение ДОЛ имени М. Горького ГАУЗ Ярославской области «Детский санаторий «Искра»»;

- ЗАО «Детский оздоровительный лагерь «Молодая гвардия»»;

- муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Детский оздоровительно-образовательный центр имени А. Матросова»;

- ООО «Загородный оздоровительный комплекс «Березка».

Организации обеспечили информационное сопровождение проекта и набор

детей в лагерь, что позволило привлечь более 100 детей из 5 детских лагерей.

Разработанная концепция смены, посвященная онлайн-профессиям будущего с профориентационной направленностью, позволила не только организовать отдых детей, но и привлечь к этому процесс профориентации будущих абитуриентов. Каждый день смены посвящен одной из профессий, которая, по

Библиографический список

мнению организаторов, в будущем получит активное развитие. Помимо привязки каждого дня к той или иной профессии, в материал, представляемый школьникам, была включена профориентационная составляющая, представляющая собой информацию о факультетах ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского» и направлениях подготовки, которая в будущем могла бы привлечь абитуриентов в университет.

Для реализации проекта была использована онлайн-платформа Discord, выбор был обусловлен сразу несколькими факторами:

1. Данная платформа пользуется популярностью у детей и подростков, поскольку зачастую используется ими для коммуникации со сверстниками в процессе онлайн-игр.

2. Структура серверов discord идеально вписывается в структуру стандартного загородного лагеря. Проведем аналогию: привычный для нас всех лагерь в сервисе discord представлен как отдельный сервер, отряд в лагере представлен каналом сервера (голосовым или текстовым), система ролей в отряде представлена так же, как и в лагере.

3. Доступность сервиса на различных платформах (наличие Web-версии, а также приложений для наиболее популярных операционных систем - Android, iOS, MacOS, Windows).

Онлайн-платформа Discord представляет собой сервер с имеющимися на нём текстовыми и голосовыми каналами. В текстовом канале доступно текстовое общение, а также отправка различных файлов, в голосовом канале доступна голосовая и видеосвязь, а также функция демонстрации экрана. При присоединении к серверу по специальной ссылке до присвоения роли участник видит только общий текстовый канал лагеря и канал с объявлениями (назначенный основным), после чего одним из руководителей участнику присваивается роль, например, роль «3 отряд», таким образом, у участника появляется еще 2 канала (текстовый и голосовой каналы 3 отряда). Вожатые, в свою очередь, имеют сразу 2 роли - роль «Вожатый» и роль того отряда, за которым закреплены.

Так, дети могут начать общение со своими сверстниками из отряда в голосовом или текстовом канале.

Система присвоения ролей устроена таким образом, что у каждой роли есть свои приоритеты, к примеру, у роли «Вожатый» имеется приоритет при общении в голосовом канале. Система автоматически делает громче звук у вожатого, а у детей - тише.

Использование данной платформы позволяет не разбивать функционал на несколько сервисов, как это могло бы быть с Zoom + ВКонтакте или Viber а сосредоточить всё в одном сервисе. Также сервис не имеет ограничений по длительности связи, что позволяет избежать трудности с повторным подключением по окончании временного лимита.

График дня был построен таким образом, чтобы учесть факторы, влияющие на здоровье детей, и без того ослабленное организацией дистанционного образовательного процесса в образовательных организациях. По мнению многих исследователей, чрезмерное использование компьютеров и различных гаджетов может приводить к кибердикции, что, в свою очередь, ведет к физическим и психологическим проблемам. Таким образом, при организации смены мы старались минимизировать использование гаджетов и строили день так, чтобы у детей было время для отдыха. Общее время онлайн-общения детей и вожатых не превышало 4 часов, что позволило снизить нагрузку на зрительные органы детей и не наносить вреда здоровью. Оставшаяся часть дня была посвящена различного рода активности (творческие задания, физическая активность, взаимодействие с окружающими людьми и предметами) и ее обсуждению с отрядом.

Организация графика подобным образом позволила минимизировать использование компьютеров и различных гаджетов, но занять ребенка выдачей ему задания на день. В случае необходимости (обсуждалось с отрядом) вечерние активности могли сдвигаться на другое время или и вовсе убираться, поскольку чаще всего в выходные дни дети проводили больше времени с семьей.

Основным минусом, по нашему мнению, в процессе организации отдыха детей и их оздоровления с использованием дистанционных технологий является отсутствие оздоровления как отдельного компонента. Даже использование физической активности не может в полной мере заменить процесс оздоровления в привычной нам организации отдыха детей и их оздоровления.

Анализируя проделанную работу, мы пришли к выводу, что использование дистанционных технологий в организации детского отдыха, а также подготовке вожатых является неотъемлемой частью современного образовательного пространства и, в том числе, может использоваться при организации детского отдыха и оздоровления.

1. Тарханова И.Ю. Современные регуляторы становления новой дидактики высшего образования. Ярославский педагогический вестник. Ярославль, 2019; № 2 (107): 46 - 52.

2. Хуторской А.В. Современная дидактика: учебник для вузов. Санкт-Петербург, 2017.

3. Демкин В.П. Дистанционное обучение и мультимедиа. Высшее образование в России. 1998; № 4: 23 - 27.

4. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ: текст с изменениями и дополнениями от 01.03.2020. Российская Федерация. Законы. Москва, 2020.

5. Лишманова Н.А. Дистанционное обучение и его роль в современном мире. Научно-методический электронный журнал «Концепт». Киров, 2016; № 11.

6. Алексеев В.М. Особенности современного дистанционного обучения контрактных управляющих. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Москва: 2016; № 9-1: 168 - 171.

7. Минпросвещения Российской Федерации: официальный сайт. Москва. Available at: https://edu.gov.ru/press/2376/sergey-kravcov-my-ne-zamenim-tradicionnuyu-shkolu-distancionnym-obucheniem/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Tarhanova I.Yu. Sovremennye regulyatory stanovleniya novoj didaktiki vysshego obrazovaniya. Yaroslavskijpedagogicheskij vestnik. Yaroslavl', 2019; № 2 (107): 46 - 52.

2. Hutorskoj A.V. Sovremennaya didakiika: uchebnik dlya vuzov. Sankt-Peterburg, 2017.

3. Demkin V.P. Distancionnoe obuchenie i mul'timedia. Vysshee obrazovanie v Rossii. 1998; № 4: 23 - 27.

4. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: Federal'nyjzakon № 273-FZ: tekst s izmeneniyami i dopolneniyami ot 01.03.2020. Rossijskaya Federaciya. Zakony. Moskva, 2020.

5. Lishmanova N.A. Distancionnoe obuchenie i ego rol' v sovremennom mire. Nauchno-metodicheskj 'elektronnyjzhurnal«Koncept». Kirov, 2016; № 11.

6. Alekseev V.M. Osobennosti sovremennogo distancionnogo obucheniya kontraktnyh upravlyayuschih. Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. Moskva: 2016; № 9-1: 168 - 171.

7. Minprosvescheniya Rossijskoj Federacii: oficial'nyj sajt. Moskva. Available at: https://edu.gov.ru/press/2376/sergey-kravcov-my-ne-zamenim-tradicionnuyu-shkolu-distancionnym-obucheniem/

Статья поступила в редакцию 29.01.21

УДК 372.8

Kayuda E.N., postgraduate, Novosibirsk State Technical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: kayuda.lena@yandex.ru

TEACHING THE LANGUAGE OF THE SPECIALTY OF FOREIGN MEDICAL STUDENTS. The article is dedicated to the problem of professionally oriented teaching of Russian as a foreign language in medical educational institutions. The article considers one of the important tasks of a teacher when teaching foreign medical students - to develop knowledge of medical terms and vocabulary to improve the communicative competence of a student. The article presents the following pedagogical recommendations for professional training of medical students in the process of learning Russian as a foreign language: using term metaphors in speech. For the best use and memorization of medical vocabulary different forms for their memorization are also offered. The use of game method and its effective influence on lexicon memorization and on the learning process itself is described in detail.

Key words: Russian as a foreign language, communicative principle, meaning and speech situations, medical terminology, medical metaphors.

Е.Н. Каюда, аспирант, Новосибирский государственный технический университет, г. Новосибирск, E-mail: kayuda.lena@yandex.ru

ОБУЧЕНИЕ ЯЗЫКУ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ПРОФИЛЯ

Статья посвящена проблеме профессионально ориентированного обучения русскому языку как иностранному в медицинских образовательных учреждениях. Рассматривается одна из важных задач преподавателя при обучении иностранных студентов медицинского профиля - знание медицинских терминов и лексики для усовершенствования коммуникативной компетенции студента. Предлагается решение коммуникативных проблем при обучении студентов. В статье представлены следующие педагогические рекомендации профессиональной подготовки студентов-медиков в процессе изучения русского языка как иностранного: использование в речи терминов-метафор. Для наилучшего использования и запоминания медицинской лексики также предлагаются разные формы для их запоминания. Подробно описывается использование игрового метода и его эффективное влияние на усвоение лексики и сам процесс обучения.

Ключевые слова: русский язык как иностранный, принцип коммуникативности, смысло-речевые ситуации, медицинская терминология, медицинские термины-метафоры.

Одна из важных задач на занятиях по русскому языку - обеспечить включение учащихся в учебно-профессиональную сферу общения, помочь им овладеть языковыми средствами и развить речевые умения, необходимые для слушания и записи лекций, чтение учебников, конспектирования и активного участия в практических занятиях, а также для прохождения клинической практики в медицинском учреждении. Студенту-практиканту необходимо вести профессиональный диалог с пациентом для установления паспортных данных, выявления жалоб, анамнеза жизни, заболевания; при осмотре, пальпации, перкуссии, аускультации и других методах и оформления записи о результатах объективного обследования в медицинской карте.

Исходя из вышеизложенного, хотим отметить, что принцип коммуникативности лежит в основе обучения иностранных студентов русскому языку. Коммуникативное обучение ориентируется на коммуникативные потребности обучающихся, исходя из которых определяются коммуникативные задачи.

Система работы по освоению студентами научного стиля речи включает две важные цели, связанные со спецификой работы в медицинском вузе: 1) обучение собственно научному стилю для успешной профессиональной коммуникации «преподаватель - студент», работы с учебным и научным текстом по специальности; 2) обучение навыкам коммуникации «пациент - врач» для успешного освоения необходимых практических умений.

Итак, цели обучения взрослого учащегося состоят в том, чтобы:

• формировать его как новую языковую личность;

• развивать аппарат мышления;

• совершенствовать способности для решения проблем, возникающих в общественной, профессиональной и личной жизни.

Учитывая специфику медицинских предметов (анатомия, биология, гистология и т.д.), где студенты сталкиваются в пределах одного текста с комплексом смысло-речевых ситуаций, таких как описание формы, строения, функции, местоположения предмета, принадлежность предметов к классу, квалификация предметов и явлений и т.д., необходима работа в этом направлении.

Рассмотрим пример по дыхательной системе:

1. Что? (объект) состоит из чего? (Р. п.)

Дыхательная система состоит из носа, глотки, гортани, трахеи и легких с бронхами.

2. Что? (объект) находится где? (П. п.)

Легкие находятся в грудной клетке.

3. Что? (объект) имеет какую? форму (В. п.)

Легкие имеют форму полуконуса.

4. Что? (объект) какого? цвета (Р. п.)/ Что?(объект) имеет какой? цвет

(В. п.)

У здорового человека легкие розового цвета./Легкие здорового человека имеют розовый цвет.

5. Что?(объект) выполняет какую? функцию (В. п.)

Легкие выполняют функцию газообмена между атмосферой и кровью.

В медицине кроме общенаучной лексики существует еще и терминологическая - профессиональный язык медицинских работников, составлющий основной фонд медицинской науки. Студенты сталкиваются не только с медицинскими терминами, но и с медицинскими терминами-метафорами как во время учебы, так и во время учебного процесса. Особое внимание мы бы хотели уделить медицинским терминам-метафорам, которые требуют особой подготовки иностранных студентов. Нужно научить их воспринимать и понимать эти термины-метафоры русского языка, чтобы от «чистого» восприятия к осознанному пониманию происходила автоматизация медицинской метафоры. Термины-метафоры являются усложненными для восприятия, так как ассоциативный компонент должен быть выявлен студентом самостоятельно, а при недостаточной языковой базе это вызывает трудности. Это определяет актуальность данной темы, так как понимание смыс-ло-речевых ситуаций, медицинских терминов-метафор требует от иностранных студентов специальной подготовки. А обучение ведется на билингвальной основе.

Развитие медицинской терминологической системы, а также лечебного дела на современном этапе его существования является отражением ускоряющегося прогресса, специализации медицинской науки, создающих потребность в значительном числе новых терминов. Одним из наиболее эффективных механизмов создания терминологических единиц, которые необходимы для языковой фиксации новых, ранее не существовавших в медицине реалий, процессов и понятий, а также переосмысления ранее принятых терминов, была и остаётся метафорическая номинация.

Следует подчеркнуть изменение в подходе к взаимоотношениям термина и метафоры. Если ранее термин и метафора считались несовместимыми, метафо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.