Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЗАЦИЯ АКТУАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАКТИК КАК СОВРЕМЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТ ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ'

ПЕДАГОГИЗАЦИЯ АКТУАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАКТИК КАК СОВРЕМЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТ ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогизация / актуальные социальные практики / допрофессиональная педагогическая подготовка / отдых и оздоровление детей / подготовка вожатых школьных лагерей / pedagogization / actual social practices / pre-professional pedagogical training / children’s leisure and health improvement / training of school camp leaders.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А Н. Логинова

В статье раскрывается понятие и содержание педагогизации социальных практик, которые получили развитие в России в последние годы. Автором обосновывается востребованность и необходимость использования педагогических инструментов, элементов допрофессиональной педагогической подготовки в процессе организации отдыха и оздоровления детей. В статье представлены результаты ряда исследований запроса родителей к содержанию и качеству организации каникулярного отдыха детей, собственный опыт реализации педагогических задач в процессе подготовки вожатых школьных лагерей. Представленный материал позволяет сделать вывод, что педагогизация актуальных социальных практик может позволить не только сформировать у школьников основы педагогической культуры как базовой части общечеловеческой культуры, но и будет способствовать повышению доверия общества к педагогам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А Н. Логинова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGIZATION OF ACTUAL SOCIAL PRACTICES AS A MODERN TOOL OF PRE-PROFESSIONAL PEDAGOGICAL TRAINING

The article reveals the definition and the content of the pedagogization in social practices that have been developed in Russia during last years. The author substantiates the relevance and necessity of using pedagogical tools, the elements of pre-professional pedagogical training in the process of organizing children’s leisure and health improvement. The article presents results of a research on parents’ requests for the content and the quality of the organization of children’s holidays, the authors’ own experience in implementing pedagogical tasks in the process of training of school camp leaders. Summing up the results, it can be concluded that the pedagogization of actual social practices can not only form the basis of pedagogical culture among schoolchildren as a basic part of universal culture, but also will encourage increasing public confidence to teachers.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЗАЦИЯ АКТУАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАКТИК КАК СОВРЕМЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТ ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ»

«Потребность» в познании» (САМОАЛ) г = +0,81, п = 25, р < 0,05 указывает на факт поиска ресурсов для достижения удовлетворенности повседневной деятельностью.

Таким образом, мы констатируем факт существования модели благополучия, при которой удовлетворенность повседневной жизнью достигается за счет минимизации рефлексии собственных целей и индивидуальных особенностей проживания процесса семейной истории. Факт наличия положительной статистически значимой высокой корреляции между целевыми аспектами, процессуальными, самооценочными и потребностью в познании указывает на наличие сильного компенсационного ресурса (поиск собственных личностных возможностей восприятия, понимания, взаимодействия сбытийности и событийности ради блага семейной системы) для нивелирования дефицита удовлетворенности повседневной жизнью.

Модель субъективного благополучия разведенных женщин (также позиционирующих себя как субъективно благополучных) базируется на потребности поиска гармоничной модели потенциальных отношений. У разведенных женщин актуализируется потребность и ценность в осмыслении природы человека, активизируются ресурсы креативности и спонтанности: «цели в жизни», СЖО и «взгляд на природу человека» г = + 0,92; «креативность» г = +0,92, «спонтанность» г = + 0,93 (САМОАЛ), п = 25, р < 0,05. Вместе с этим усиливаются свойства личности: напряженность, чувствительность, ипохондричность, снижающие уровень удовлетворенности повседневной деятельностью (на это указывают следующие статистически значимые корреляционные взаимосвязи: «цели в жизни» (СЖО) и «напряженность и чувствительность» г = -0,9, «самооценка здоровья» г = -0,9, «степень удовлетворенности повседневной деятельностью» г = -0,9 (СБ), п =25 , р < 0,05).

На уровне реальных действий и событий усвоение пользы от опыта проживания жизнедеятельности снижается по причине дефицита автономости (уверенности, осознания способностей, ресурсов) и нарастающей эмоциональной симптоматики, но при тенденции аутосимпатии («Процесс жизни» (СЖО) и «эмоциональная симптоматика» г = -0,9 СБ); «автономность» г = -0,96, «аутосимпа-тия» г = +0,9 (САМОАЛ), п = 25, р < 0,05).

Женщины вдохновляются ресурсом позитивного самовосприятия, которым они, к сожалению, не всегда могут воспользоваться. Причины напряженности и чувствительности на уровне самооценки, осознания самоценности имеют положительную динамику проявления, но ряд ситуаций в повседневной практике воспринимаются как несущие угрозу, как следствие, наступает дестабилизация адаптивных возможностей. Еще в большей степени ситуация осложняется, если какие-либо проблемы со здоровьем манифестируются в жизнедеятельности.

Статистически значимые отрицательные корреляции целевых, процессуальных показателей и негативных психо-эмоциональными состояний подтверждают этот факт: «локус контроля - я», СЖО и «напряженность, чувствительность» г = -0,97, «самооценка здоровья» г = -0,9, «степень удовлетворенности повседневной деятельностью» г = -0,98 (СБ), «спонтанность» г = +0,9,» самопо-

Библиографический список

нимание» г = +0,99, «взгляд на природу человека» г = +0,92 (САМОАЛ), п = 25 , р < 0,05.

Также это может свидетельствовать о наличии внутриличностного конфликта и острой потребности в информации, обеспечивающей выход из него: стремление улучшить качество жизни при дефиците осознания способа для реализации этой потребности.

Таким образом, психотерапевтической задачей (по факту потенциального запроса) женщин зрелого возраста, состоящих и не состоящих в браке, выступает осознание (осмысление) креативного ресурса самосовершенствования личности, её нравственно-эстетического и рационального развития: осмысленность собственной природы; целей жизни; уроков, вынесенных из детско-родительских отношений; логики происходящих событий; вариантов развития событий; ресурсов улучшения качества жизни.

Специфичность психотерапевтического процесса женщин зрелого возраста, состоящих в браке, обусловлена вектором самосовершенствования в условиях реальных семейных отношений (точка отсчета в системе координат (значимые внешние объекты, не в последнюю очередь - семейные отношения). Женщинам зрелого возраста, не состоящих в браке, в процессе психотерапии, прежде всего, необходимо определиться с системой координат (конкретизация значимых внешних объектов), относительно которой будет выстраиваться истинная модель субъективного благополучия.

Психотерапия смысложизненных ориентаций эффективнее проходит в контексте семейных отношений, так как значимый другой (другие - супруги, дети) выполняет терапевтическую функцию «отражающего зеркала». Иначе говоря, все осознанные и неосознанные потребности клиента отражены в поведении, отношенческих паттернов близких людей («я - глазами другого», «другой как отражение я» в реальности). Материал для психотерапевтического процесса лежит на поверхности и доступен для непосредственной реконструкции. В случае работы с разведенными женщинами процесс психотерапии будет пролангироваться по причине необходимости осознания значимых «отражающих зеркал» - своеобразной точки отсчета психотерапевтического процесса (значимых внешних объектов) [6].

Несмотря на определенные несовпадения и противоречия теоретического и практического рассмотрения проблемы оптимизации субъективного благополучия, представляется возможным выделить неоспоримые, объединяющие их целевые аспекты.

1. Для оптимизации субъективного благополучия необходимо осознать процесс собственного смыслостроительства и внести в него позитивные изменения.

2. Необходима «личностная подготовка» человека к этому процессу.

3. Важно сформировать открытую позицию личности по отношению к процессу работы с собственными смыслами. Перефразируя К. Роджерса, подчеркнем, что закрытость индивида осознанию собственных смыслов разрушает благополучие жизнедеятельности и наоборот - открытость осознанию всех сторон собственного опыта созидают его [7].

1. Леонтьев Д.А. Психология смысла. Москва: Смысл, 2003.

2. Орехова О.А. Методика «Домики», диагностика дифференциаций эмоциональной сферы ребенка. Методическое руководство. Санкт-Петербург: ООО «ИМАТОН», 2007.

3. Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни. Москва: Мысль, 1991.

4. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности. Москва: МПСИ, МОДЭК, 1999.

5. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. Москва: Наука, 1980.

6. Литвинова Н.Ю. Психологические ресурсы совладающего поведения в жизнедеятельности человека. Владимир: ВлГУ, 2015.

7. Роджерс К. Консультирование и психотерапия. Москва: ЭКСМО-ПРЕСС, 1999.

References

1. Leont'ev D.A. Psihologiya smysla. Moskva: Smysl, 2003.

2. Orehova O.A. Metodika «Domiki», diagnostika differenciacij 'emocional'nojsferyrebenka. Metodicheskoe rukovodstvo. Sankt-Peterburg: OOO «IMATON», 2007.

3. Abul'hanova-Slavskaya K.A. Strategiizhizni. Moskva: Mysl', 1991.

4. Abul'hanova-Slavskaya K.A. Psihologiya isoznanie lichnosti. Moskva: MPSI, MOD'EK, 1999.

5. Abul'hanova-Slavskaya K.A. Deyatel'nost'ipsihologiya lichnosti. Moskva: Nauka, 1980.

6. Litvinova N.Yu. Psihologicheskie resursy sovladayuschego povedeniya v zhiznedeyatel'nosti cheloveka. Vladimir: VlGU, 2015.

7. Rodzhers K. Konsul'tirovanieipsihoterapiya. Moskva: 'EKSMO-PRESS, 1999.

Статья поступила в редакцию 29.11.20

УДК 37.072

Loginova A.N., Director of Center for Children and Youth Tourism and Excursions of Yaroslavl region, Project Manager, K.D. Ushinsky Gymnasium,

Yaroslavl State Pedagogical University n.a. K.D. Ushinsky (Yaroslavl, Russia), E-mail: [email protected]

PEDAGOGIZATION OF ACTUAL SOCIAL PRACTICES AS A MODERN TOOL OF PRE-PROFESSIONAL PEDAGOGICAL TRAINING. The article reveals the definition and the content of the pedagogization in social practices that have been developed in Russia during last years. The author substantiates the relevance and necessity of using pedagogical tools, the elements of pre-professional pedagogical training in the process of organizing children's leisure and health improvement. The article presents results of a research on parents' requests for the content and the quality of the organization of children's holidays, the authors' own experience in implementing pedagogical tasks in the process of training of school camp leaders. Summing up the results, it can be concluded that the pedagogization of actual

social practices can not only form the basis of pedagogical culture among schoolchildren as a basic part of universal culture, but also will encourage increasing public confidence to teachers.

Key words: pedagogization, actual social practices, pre-professional pedagogical training, children's leisure and health improvement, training of school camp leaders.

А.Н. Логинова, директор Центра детского и юношеского туризма и экскурсий Ярославской области, руководитель проекта

«Гимназия К.Д. Ушинского» Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д. Ушинского, г. Ярославль,

Е-mail: [email protected]

ПЕДАГОГИЗАЦИЯ АКТУАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАКТИК КАК СОВРЕМЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТ ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

В статье раскрывается понятие и содержание педагогизации социальных практик, которые получили развитие в России в последние годы. Автором обосновывается востребованность и необходимость использования педагогических инструментов, элементов допрофессиональной педагогической подготовки в процессе организации отдыха и оздоровления детей. В статье представлены результаты ряда исследований запроса родителей к содержанию и качеству организации каникулярного отдыха детей, собственный опыт реализации педагогических задач в процессе подготовки вожатых школьных лагерей. Представленный материал позволяет сделать вывод, что педагогизация актуальных социальных практик может позволить не только сформировать у школьников основы педагогической культуры как базовой части общечеловеческой культуры, но и будет способствовать повышению доверия общества к педагогам.

Ключевые слова: педагогизация, актуальные социальные практики, допрофессиональная педагогическая подготовка, отдых и оздоровление детей, подготовка вожатых школьных лагерей.

Современные процессы глобализации, вызовы технологической революции, масштабы изменений экосистем, мировые пандемии выводят на первый план вопрос роли человека в предотвращении и компенсации разрушительных последствий этих явлений. Все больше внимания уделяется проблеме сохранения и развития человеческого капитала, роли общечеловеческих ценностей в обосновании принимаемых в различных сферах профессиональной деятельности решений. Человеческий компонент глобальных и локальных изменений выходит на первый план современной науки и практики.

Неслучайно в последние годы в обществе получает широкое распространение такая социальная практика, как добровольчество, создающая условия для взаимодействия и взаимопомощи представителей различных возрастных и социальных групп. Получают второе рождение детские общественные организации и объединения, переосмысливается их роль в формировании гуманистических ценностей у современных детей и подростков. Наполняется смыслом работа организаций отдыха и оздоровления детей, которая в предшествующие два десятилетия значительно потеряла свою воспитательную составляющую и целенаправленность.

Данные процессы неизбежно влекут за собой изменения требований к современному педагогу, педагогическому образованию. По мнению Н.В. Ипполито-вой, одной из трёх групп задач системы непрерывного педагогического образования являются задачи, связанные с интересами общества, в том числе создание механизмов воспроизводства культурного потенциала общества, формирование общечеловеческих ценностей [1]. По мнению автора, преобразующая функция личностного аспекта непрерывного педагогического образования состоит в создании условий для развития социально-нравственных и профессиональных установок, ценностных ориентаций педагогов, в том числе на этапе допрофесси-ональной педагогической подготовки.

Допрофессиональная педагогическая подготовка является первым этапом непрерывного педагогического образования. Важность педагогической деятельности как всеобщей и обязательной сферы человеческой деятельности независимо от профессионального выбора отмечал в своих работах, посвящённых педагогической пропедевтике, В.Б. Успенский [2]. Педагогическая культура, с его точки зрения, является частью общечеловеческой культуры, приобретение педагогических качеств личности способствует успешной адаптации человека в обществе.

В научной литературе основной акцент сегодня делается на исследования содержания и средств реализации запроса государства и личности к результатам, технологиям и содержанию непрерывного педагогического образования, запрос общества исследован в меньшей степени. Одним из путей выявления и удовлетворения потребностей общества, по нашему мнению, может выступать изучение и педагогизация актуальных социальных практик. Под педагогизацией понимают процесс проникновения целей развития человека и других педагогических идей в различные науки, виды деятельности и процессы [3].

Наиболее активно данное понятие исследовалось в России в начале 20 века в рамках изучения актуальных потребностей общества, в это время было положено начало формирования научного понятия «педагогика среды» [4]. Изучением роли среды в развитии личности ребёнка занимались П.П. Блон-ский, М.В. Крупенина, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Россинский, В.Н. Шульгин, С.Т. Шацкий, В.Н. Шульгин и М.В. Крупенина говорили о необходимости создания идеальной, педагогически инструментированной среды, способствующей сформированию образцовой личности. Педагоги начала прошлого века вовлекали школьников в различную деятельность по преобразованию окружающей среды, создавая условия для участия детей в формах активности,

которые мы сегодня называем социальными акциями и социальными проектами. Многие учёные того времени, в том числе Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, акцентировали внимание на том, что нравственные качества ребёнка заложены не в генах, а формируются в сфере человеческой культуры в процессе социализации и воспитания личности [5].

Одним из основоположников педагогики среды является С.Т Шацкий, который понимал данное явление как педагогическую организацию социальной среды, в которой ребёнок выступает объектом целенаправленного влияния общества и государства. Среда в данном случае проявляет себя как субъект воспитания, обладающий воспитательным потенциалом и способами влияния на ребёнка в процессе его развития. Педагогизация среды, таким образом, представляет собой целенаправленную деятельность по управлению воспитательными возможностями среды. С.Т. Шацкий призывал сделать среду жизнедеятельности ребёнка педагогически целесообразной, благоприятной для его развития, отмечая важность сотрудничества в этом процессе общественности с учреждениями образования.

Мы понимаем под педагогизаций актуальных социальных практик обоснование и включение в массовые социальные практики ценностно-смыслового аспекта, формирование у участников социально значимой деятельности на основе гуманистических ценностей основ педагогической культуры, педагогической грамотности и элементов предпрофессиональных педагогических компетентно-стей. Данный процесс полностью согласуется с основными содержательными ориентирами Федеральных образовательных стандартов общего образования (ФГОС), приоритетами развития дополнительного образования детей и ключевыми направлениями развития воспитания в Российской Федерации.

В формировании критериальной базы результатов педагогизации актуальных социальных практик мы ориентируемся на компетентностный подход, лежащий в основе государственных стандартов профессионального образования, так как рассматриваем педагогизацию как инструмент, в том числе допрофессиональной педагогической подготовки школьников. Сегодня под универсальными компетентностями понимают компетентности, необходимые каждому человеку «для личного развития и самореализации, успеха на рынке труда, социальной включённости и активной гражданственности» [6, с. 37]. Они формируются и совершенствуются в процессе непрерывного образования в течение всей жизни человека, в процессе его формального, неформального и информального образования.

Учёные Института образования НИУ «Высшая школа экономики» в международном докладе «Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности» интерпретируют понятие компетентность как «интегратив-ный набор знаний, навыков и деятельностных установок, которые мобилизуются в определённом контексте для решения определённой задачи, для достижения определённого результата» [6, с. 38]. Способность человека коммуницировать с миром, распознавать его сигналы, обрабатывать информацию составляет понятие грамотности. Грамотность выступает основой умения учиться, приобретать новые компетентности [6]. На основе данных понятий авторами выстроена карта компетентностей, грамотностей и личных качеств человека, востребованных в современном мире для эффективного решения задач междисциплинарного характера. Данный подход позволяет по-новому взглянуть на содержание и методы образования, выстраивать деятельность школьников как системное восприятие практических ситуаций и стимулирует их принимать решения с учётом комплекса значимых факторов. Целенаправленная ориентация актуальных социальных практик на формирование у их участников современных компетентностей, гра-мотностей и востребованных обществом личных качеств как ключевых резуль-

татов современного образования является задачей и результатом педагогизации данных практик.

Деятельность по педагогизации актуальных социальных практик была организована автором статьи в рамках реализации проекта допрофессиональной педагогической подготовки «Гимназия К.Д. Ушинского» Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д. Ушинского. Продемонстрируем особенности данной деятельности на примере реализации проекта подготовки вожатых школьных лагерей «Смена мечты».

Организация отдыха и оздоровления детей в последние годы привлекает пристальное внимание как государства, так и общества. По мнению сотрудников Центра социально-экономического развития школы института образования НИУ ВШЭ Б.В. Куприянова и С.Г Косарецкого, во время «недостаточно цивилизованных вариантов поведения населения» как потребителей услуг сферы детского каникулярного досуга прошло [7, с. 176] родители всё больше проявляют избирательность в выборе формы и содержания отдыха своих детей. По данным исследователей, детские лагеря сегодня должны отвечать запросу родителей на организацию общения ребёнка с ровесниками, самореализацию и самоутверждение его в коллективе. Необходимость развития у детей ответственности и самостоятельности отметили 19% участников исследования, самопознания и самоопределения - 13% респондентов. Также 13% опрошенных отметили возможность участия детей в пробах в различных видах деятельности. 21% родителей ориентированы на образовательные результаты смены детского лагеря, 13% заинтересованы в развитии у ребёнка умений в искусстве, спорте, науке [7]. При этом незначительное число родителей, отмечая необходимость реализации в процессе отдыха и оздоровления детей образовательной программы, умеют самостоятельно сформулировать запрос к формам организации такого рода деятельности.

Организациям отдыха и оздоровления сегодня важно соответствовать социальным ожиданиям и запросам родителей и, создавая условия для социализации детей, принимать участие в решении социальных задач. Как одну из ключевых для детских лагерей задачу создания условий для развития личности детей, формирования у них социально значимых качеств, организации процесса социализации участников программ организации детского отдыха отмечает в своей статье авторский коллектив во главе с Л.В. Байбородовой [8]. Результаты исследований Международного общественного фонда «Российский фонд мира» и «Социального навигатора» МИА «Россия сегодня», проведённого в 2016 году, показывают, что наиболее востребованным у родителей сегодня является сегмент лагерей дневного пребывания на базе общеобразовательных организаций, при этом в последние годы наблюдается тенденция роста запроса родителей на усиление образовательного компонента отдыха детей [9]. Главной проблемой, выявленной исследователями, остаётся кадровое обеспечение лагерей, низкое качество реализуемых программ. При этом в роли вожатого дети и родители хотели бы видеть молодого активного человека, обладающего компетентностями в области воспитания.

В 2017 году в целях педагогизации организация отдыха и оздоровления детей участниками проекта «Смена мечты» была поставлена задача повышения качества кадрового обеспечения детских лагерей посредством подготовки вожатых школьных лагерей из числа обучающихся образовательных организаций общего, дополнительного и среднего профессионального педагогического образования. Организаторами проекта выступили Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского, департамент образования Ярославской области и региональное управление по социальной и демографической политике.

Ключевым событием проекта является профильный лагерь по подготовке вожатых «Смена мечты», который в 2020 году проводился уже в четвёртый раз. К участию в его работе приглашаются команды потенциальных вожатых в количестве 3 - 5 человек от учреждения. Образовательным компонентом лагеря является дополнительная общеобразовательная обще-развивающая программа «Смена мечты», которая реализуется в сетевой форме ЯГПУ имени К.Д. Ушинского и ГОУ ДО ЯО «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий» в виде интенсивного модуля («сезонной школы»). В реализации программы принимают участие ведущие преподаватели педагогического вуза, являющиеся лидерами проектов допрофессиональной педагогической подготовки школьников и мотивированные на инновационную деятельность. Со стороны Центра детского и юношеского туризма в организации смены и проведении учебных занятий участвуют специалисты высшей квалификационной категории, имеющие большой опыт проведения профильных лагерей, авторы программ - победителей всероссийских конкурсов

Библиографический список

методических материалов в помощь организаторам отдыха и оздоровления детей.

Команды, участвующие в программе лагеря «Смена мечты», в дальнейшем привлекаются к работе в качестве вожатых школьных лагерей своих образовательных организаций. Каждая команда получает техническое задание на разработку программы школьного лагеря от представителя администрации учреждения, на базе которой будет работать лагерь (директора, заместителя директора, начальника лагеря). На защиту проектов программ школьных лагерей в последний день реализации дополнительной общеразвивающей программы «Смена мечты» приглашаются представители потенциального работодателя (сотрудники администрации общеобразовательных организаций), которые осуществляют «приёмку» программ. Тьюторское сопровождение проектных групп обучающихся осуществляют студенты педагогического вуза, имеющие результативный опыт работы в качестве вожатого детского лагеря. В 2020 году в разработке лонгридов учебных модулей для проведения дистанционных занятий лагеря «Смена мечты» приняли участие студенты старших курсов факультета социального управления ЯГПУ и обучающиеся педагогических классов школ Ярославской области. Данные организационно-педагогические решения позволяют поставить школьников в позицию помощника педагога, руководителя образовательной организации, установить партнёрские отношения подростков со студентами педагогического вуза, что способствует формированию у старшеклассников предпрофессиональ-ных навыков и осознанию общественной значимости своей деятельности.

В образовательную программу смены включены занятия по развитию творческо-педагогических способностей, организации деятельности детского коллектива, основам психологических знаний, эффективному общению, социальному проектированию. Вместе с педагогами участники лагеря обсуждают самые яркие отечественные фильмы, посвященные работе вожатого, участвуют в мастер-классах руководителей загородных лагерей, что позволяет познакомить школьников с традициями российской школы воспитания, основами педагогической культуры.

С помощью инструментов созданной в рамках реализации программы закрытой тематической группы в социальной сети ВКонтакте осуществляется экспертная оценка промежуточных результатов работы проектных групп.

В целях организации обратной связи с участниками лагеря и своевременной корректировки программы в каждое мероприятие смены включены элементы экспресс-диагностики удовлетворенности детей. По окончании реализации программы старшеклассникам предлагается ответить на вопросы развернутой анкеты, выявляющие сильные и слабые стороны программы профильного лагеря и оценить результаты её реализации. Публичная защита образовательных продуктов смены - проектов программ школьных лагерей - позволяет получить внешнюю экспертную оценку образовательных результатов смены представителями педагогического сообщества.

Организаторами проекта «Смена мечты» создаются психолого-педагогические условия, направленные на реализацию ребенком своей субъектной позиции. В программу лагеря включена диагностика индивидуальных особенностей школьников с целью максимального раскрытия творческого потенциала каждого ребенка, поддержания его мотивации, организации сопровождения развития наставничества и волонтерства как компонентов деятельностного подхода в дор-профессиональной педагогической подготовке [10]. Вожатый школьного лагеря в последствие выполняет свои функции на добровольных началах, выступая в роли помощника воспитателя, и реализует себя в качестве наставника по отношению к младшим школьникам в соответствие с моделью «ученик-ученик».

Результатами реализации программы лагеря «Смена мечты» являются развитие у его участников коммуникативной, творческой компетентностей, навыков работы в команде, критического мышления, навыков решения педагогических проблем, саморегуляции, основ правовой и гражданской грамотностей, личной и социальной ответственности, лидерских качеств. Именно эти качества востребованы сегодня в обществе во всех сферах деятельности человека вне зависимости от его социальной и профессиональной роли. Достижение данного результата стало возможным благодаря педагогизации практики организации отдыха детей.

Педагогизация актуальных социальных практик может позволить получить не только прямые результаты в виде формирования у школьников, принимающих участие в проектах допрофессиональной педагогической подготовки, основ педагогической культуры как базовой части общечеловеческой культуры, современных компетентностей и новых грамотностей, но и дать полезные эффекты в виде повышения доверия общества к педагогам и, как следствие, повышение престижа профессии учителя в обществе.

1. Ипполитова Н.В. Система непрерывного педагогического образования. Вестник ЮУрГУ. 2018; Т. 10, № 1: 6 - 12.

2. Успенский В.Б. Теоретические и методологические основы допрофессиональной педагогической подготовки школьников. Ярославль: ЯГПУ имени К.Д.Ушинского, 1999.

3. Словарь социального педагога и социального работника. Под редакцией И.И. Калачевой. Минск, 2003.

4. Котова Н.А. Историко-логический анализ становления понятия «образовательная среда» в научно-педагогической литературе в контексте методологического базиса. Вестник ТГУ. 2015; Т. 20, № 11 (151): 29 - 45.

5. Блясова И.Ю. Педагогизация среды как социально-педагогический результат интеграции воспитательных взаимодействий. Проблемы современного педагогического образования. 2019; № 64-3: 34 - 37.

6. Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности. Международный доклад. Под редакцией М.С. Добряковой, И.Д. Фрумина. Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2020.

7. Куприянов Б.В., Косарецкий С.Г Туристическая палатка или санаторная палата? Оценка потенциальных форм организации летнего отдыха детей. Народное образование. 201б; № 2-3: 175 - 181.

8. Байбородова Л.В., Симонова ГИ., Харисова И.Г. Педагогические основы деятельности детских оздоровительных лагерей. Ярославский педагогический вестник. 2019; № 2 (107): 8 - 15.

9. Такой доступный детский отдых. Где и как отдыхают в России. Москва, 201б.

10. Логинова Д.Н., Киселёва Т.Г Сетевая форма реализации дополнительной общеобразовательной программы социально-педагогической направленности. Внешкольник. 2018; № 2 (182): 23 - 28.

References

1. Ippolitova N.V. Sistema nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Vestnik YuUrGU. 2018; T. 10, № 1: б - 12.

2. Uspenskij V.B. Teoreticheskie imetodologicheskie osnovy doprofessional'nojpedagogicheskojpodgotovkishkol'nikov. Yaroslavl': YaGPU imeni K.D.Ushinskogo, 1999.

3. Slovar'social'nogopedagoga isocial'nogorabotnika. Pod redakciej I.I. Kalachevoj. Minsk, 2003.

4. Kotova N.A. Istoriko-logicheskij analiz stanovleniya ponyatiya «obrazovatel'naya sreda» v nauchno-pedagogicheskoj literature v kontekste metodologicheskogo bazisa. Vestnik TGU. 2015; T. 20, № 11 (151): 29 - 45.

5. Blyasova I.Yu. Pedagogizaciya sredy kak social'no-pedagogicheskij rezul'tat integracii vospitatel'nyh vzaimodejstvij. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2019; № б4-3: 34 - 37.

6. Universal'nye kompetentnosti i novaya gramotnost': ot lozungov k real'nosti. Mezhdunarodnyj doklad. Pod redakciej M.S. Dobryakovoj, I.D. Frumina. Moskva: Izdatel'skij dom Vysshej shkoly 'ekonomiki, 2020.

7. Kupriyanov B.V., Kosareckij S.G. Turisticheskaya palatka ili sanatornaya palata? Ocenka potencial'nyh form organizacii letnego otdyha detej. Narodnoe obrazovanie. 201б; № 2-3: 175 - 181.

8. Bajborodova L.V., Simonova G.I., Harisova I.G. Pedagogicheskie osnovy deyatel'nosti detskih ozdorovitel'nyh lagerej. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2019; № 2 (107): 8 - 15.

9. Takoj dostupnyj detskij otdyh. Gde i kak otdyhayut v Rossii. Moskva, 201б.

10. Loginova A.N., Kiseleva T.G. Setevaya forma realizacii dopolnitel'noj obscheobrazovatel'noj programmy social'no-pedagogicheskoj napravlennosti. Vneshkol'nik. 2018; № 2 (182): 23 - 28.

Статья поступила в редакцию 29.11.20

УДК 378.02:37.016

Nepoklonova E^., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Russian Language and Literature, Russian State Hydrometeorological University (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

Kipnes L.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Russian Language and Literature, Russian State Hydrometeorological University (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

Tokareva P.V., postgraduate, Institute of Education Management of the Russian Academy of Education (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

FORMATION OF A MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE PROCESS OF TRAINING MODERN SPECIALISTS. The article considers methods of forming a multicultural educational environment as an effective way of teaching Russian and foreign students. Methodological problems are considered in the aspect of the relationship between scientific picture of the world and culture, special attention is paid to the decisive role of methodological reflection in the competence model of a modern researcher, as well as the methods of its formation in the process of teaching researcher skills at the stages of school and university education. The importance of the systemic relationships between school and university education in the aspect of the development of methodological reflection is emphasized. Particular attention is paid to modern educational projects aimed at the formation of effective multicultural interaction between domestic and foreign students, in order to intensify learning, increase motivation, develop researcher reflection, skills of intercultural interaction in the process of scientific activity. The article discusses the methodological aspect of linguistic Olympiads and joint project activities of foreign and Russian students.

Key words: multicultural educational environment, methodological reflection, scientific picture of the world, intercultural communication, school and university education, interaction between schools, network community (Internet), project activity.

Е.О. Непоклонова, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Российского государственного гидрометеорологического университета», г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

Л.В. Кипнес, канд. пед. наук, доц., зав. каф. русского языка и литературы ФГБОУ ВО «Российского государственного гидрометеорологического университета», г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

П.В. Токарева, аспирант, ФГБНУ «Институт управления образованием Российская академия образования», г. Москва, E-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Статья написана в ходе выполнения научно-исследовательской работы кафедры русского языка и литературы по теме «Биоадекватные технологии в филологическом образовании»

Статья посвящена рассмотрению способов формирования поликультурной образовательной среды как эффективного средства обучения отечественных и иностранных студентов. Методическая проблематика рассматривается в аспекте взаимосвязи научной картины мира и культуры, особое внимание уделено определяющей роли методологической рефлексии в компетентностной модели современного исследователя, а также способам ее формирования в процессе обучения навыкам исследовательской деятельности на этапах школьного и вузовского обучения. Подчеркивается важность системных взаимосвязей школьного и вузовского обучения в аспекте развития методологической рефлексии обучающихся. Особое внимание уделено современным образовательным проектам, направленным на формирование эффективного поликультурного взаимодействия отечественных и иностранных студентов, с целью интенсификации обучения, повышения мотивации, развития исследовательской рефлексии, навыков межкультурного взаимодействия в процессе научной деятельности. В статье обсуждаются методические аспекты лингвистических олимпиад и совместной проектной деятельности иностранных и русских студентов.

Ключевые слова: поликультурная образовательная среда, методологическая рефлексия, научная картина мира, межкультурная коммуникация, школьное и вузовское образование, адресное взаимодействие школ, сетевое сообщество, проектная деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.