Научная статья на тему 'Роль курса «Организация летнего отдыха детей и подростков» в профессиональной подготовке бакалавров педагогического образования в вузе к летней практике'

Роль курса «Организация летнего отдыха детей и подростков» в профессиональной подготовке бакалавров педагогического образования в вузе к летней практике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / БАКАЛАВР / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛЕТНЯЯ ПРАКТИКА / ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Линкер Г.Р.

Статья раскрывает вопросы профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования в вузе к летней практике, описывается учебная программа курса «Организация летнего отдыха детей и подростков», инструктивно-методического лагеря по подготовке будущих педагогов к прохождению летней практики в учреждениях летнего отдыха детей и подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Линкер Г.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль курса «Организация летнего отдыха детей и подростков» в профессиональной подготовке бакалавров педагогического образования в вузе к летней практике»

54

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

для формирования международной образовательной среды, наднациональным по характеру знаний и приобщению человека к мировым ценностям.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Атоян В. Университетские комплексы: международное сотрудничество [Электронный ресурс] / В. Атоян, Н. Казакова // Высшее образование в России. - 2002. - № 6. - С. 3-8. - Режим доступа: http://www.yamedia.info/ userfiles/files/ 2169/Education/cb9a4b 12e772a41 dc14ce98d9e9b 166d.pdf.

3. Барсукова А.В. Международная деятельность университетов (на примере Европы) / А.В. Барсукова, И.И. Жуковский // Вестник МГИМО Университета. - 2013. - № 1 (28). - С. 66-69.

4. Бордовская Н. Педагогика: учебное пособие / Н. Бордовская, А. Реан. -СПб.: Питер, 2006. - 304 с.

5. Высшее образование в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.russia.edu.ru/information/analit/.

6. Григашкина С.И., Бугрова С.М. Международная деятельность в вузе [Электронный ресурс] // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2013. - Режим доступа: http://uecs.ru/uecs57-572013/ item/2336-2013-09-09-08-23 -24?pop=1&tmpl=component&print= 1.

7. Андреева К.С. Международная академическая мобильность как фактор развития внутренней академической мобильности / К.С. Андреева // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. - 2012. - № 4-42. - С. 85-88.

8. Минобрнауки: в 2015 г. число бюджетных мест для иностранных студентов вырастет до 20 тыс. - 13 октября 2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://itar-tass.com/obschestvo/1503868.

РОЛЬ КУРСА «ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ К ЛЕТНЕЙ ПРАКТИКЕ

© Линкер Г.Р.*

Нижневартовский государственный университет, г. Нижневартовск

Статья раскрывает вопросы профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования в вузе к летней практике, описывается учебная программа курса «Организация летнего отдыха детей и под-

* Доцент кафедры Общей и социальной педагогики, кандидат педагогических наук.

Педагогические науки

55

ростков», инструктивно-методического лагеря по подготовке будущих педагогов к прохождению летней практики в учреждениях летнего отдыха детей и подростков.

Ключевые слова высшее профессиональное образование, профессиональная подготовка, бакалавр, педагогическое образование, летняя практика, организация летнего отдыха детей и подростков.

Постоянная актуализация, оперативное осовременивание содержания и методики организации летнего детского оздоровительного отдыха является необходимым условием выполнения соответствующих требований федерального закона об образовании и региональных нормативно-правовых актов в сфере организации летнего отдыха детей и подростков. Полноценное осуществление таких педагогических действий объективно невозможно без профессиональной подготовки педагогических кадров, способных творчески включаться в процесс научно обоснованного управления жизнедеятельностью отдыхающих в учреждениях летнего отдыха детей и подростков, организуя их летний досуг увлекательно, с учетом возрастных особенностей, интересов и социальных ожиданий ребят.

Современные концепции организации летнего отдыха и оздоровления детей и подростков рассматривают детский отдых в учреждениях летнего отдыха и оздоровления не только как особую педагогическую систему, а прежде всего как неотъемлемую составляющую всей жизнедеятельности ребенка, где гармонично сочетаются духовно-эстетические, рациональнопознавательные, идейно-нравственные начала и происходит освоение жизни ребенком самым естественным, непосредственным образом. В отечественной практике организации летнего детского отдыха функционируют не только детские оздоровительные лагеря, но и развиваются доступные формы каникулярного отдыха детей и подростков - подростково-молодежные клубы по месту жительства и дворовые площадки, что значительно расширяет круг рассматриваемых вопросов содержания подготовки будущих педагогов в вузе к прохождению летней практики.

Летняя практика как форма профессионального обучения предусмотрена федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») и является неотъемлемой частью профессиональной подготовки будущего учителя, воспитателя, которая создает разнообразные возможности студентам реализовать свой профессиональный и личный потенциал, закрепить знания и умения, полученные в процессе обучения, в условиях, адекватных условиям самостоятельной педагогической деятельности с временным детским коллективом в учреждении летнего оздоровительного отдыха детей и подростков. Цель летней практики - овладение студентами содержанием, формами и методами воспитательной работы в детско-подростковом коллективе, практическое ос-

56

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

мысление и закрепление знаний по курсу психолого-педагогических дисциплин. Профессиональная деятельность студентов в период летней практики характеризуется многообразием функций (образовательной, развивающей, воспитательной) и отношений (с детьми, родителями, педагогами-наставни-ками, студентами), такими же, как и работа педагога-профессионала [1].

В целях профессиональной подготовки студентов к летней практике в ФГБОУ ВПО «Нижневартовский государственный университет» разработана и включена в вариативную часть профессионального цикла основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 050100 -Педагогическое образование дисциплина «Организация летнего отдыха детей и подростков» в части курсов по выбору студентов. Данный курс предполагает междисциплинарные связи с дисциплинами «Педагогика», «Психология», «Методика обучения и воспитания», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Безопасность жизнедеятельности», смежных курсов вариативной части профессионального цикла дисциплин.

Целями освоения дисциплины «Организация летнего отдыха детей и подростков» являются содействие овладению бакалавром в области педагогического образования общекультурными и профессиональными компетенциями через формирование целостного представления о системе воспитательной работы с детьми и подростками в сфере летнего отдыха, учреждениях летнего детского отдыха и оздоровления, современных проблемах педагогической реальности, их осмысления на основе понимания структуры и сущности воспитательного процесса с детьми и подростками, умения его проектировать и осуществлять для успешного решения профессиональных задач. Теоретический курс предполагает изучение нормативно-правовой базы летнего детского оздоровительного отдыха и деятельности педагога, систематизацию знаний о психолого-педагогических основах работы с детьми и подростками, с методическими основами деятельности вожатого, педа-гога-организатора досуга, основами проектирования летнего детского оздоровительного отдыха.

В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие профессиональные компетенции, определенные ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 - Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»): ОПК-1, ПК-2, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9 [2]. В процессе изучения дисциплины используются такие образовательные технологии, как использование проблемно-ориентированного подхода посредством проведения семинаров - развернутых бесед, семинаров-диспутов, проблемного семинара, семинара с обсуждением рефератов, решение педагогических ситуаций; проведение аудиторных занятий с использованием мультимедийных технологий; обеспечение студентов раздаточными материалами - опорными конспектами с целью активизации работы по усвоению учебной дисциплины.

Педагогические науки

57

В результате освоения дисциплины «Организация летнего отдыха детей и подростков» обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

- знать основные нормативно-правовые документы по организации летнего отдыха детей, защите прав ребенка; особенности формирования и развития временного детского коллектива; особенности педагогической деятельности в системе летнего организованного отдыха, основные формы и методы воспитательной работы и досуговой деятельности с детьми и детским коллективом;

- уметь обозначать цели собственной педагогической деятельности и прогнозировать результаты, планировать и анализировать работу; выявлять интересы, творческие наклонности и способности детей и создавать условия для их реализации; предупреждать, выявлять и корректировать трудности взаимодействия детей и подростков, преодолевать конфликтные ситуации; организовывать жизнедеятельность детей разного возраста, временного детского коллектива в целом; разрабатывать и проводить коллективные дела, праздники, конкурсы и воспитательные мероприятия с последующим анализом; использовать игровые технологии в работе с детьми и подростками;

- владеть методикой организации жизнедеятельности детей разного возраста, детского коллектива в целом; методикой организации и проведения игр, коллективно-творческих дел, детских праздников, основами проектирования и реализации социально-значимых проектов в сфере летнего отдыха детей и подростков.

Программа учебного курса предусматривает дополнительно к аудиторным занятиям двухдневный инструктивно-методический лагерь объемом 16 часов. Цель инструктивно-методического лагеря - практическая и методическая подготовка студентов к организации летнего отдыха и оздоровления детей и подростков в рамках прохождения летней практики в качестве вожатых и пе-дагогов-организаторов досуга.

Задачами инструктивно-методического лагеря являются: 1) углубление и закрепление теоретических знаний студентов по курсу «Организация летнего отдыха детей и подростков»; овладение профессионально-педагогическими умениями и навыками организатора летнего отдыха детей и подростков, расширение социального опыта; создание условий для формирования, закрепления и апробации знаний и навыков организации творческого досуга детей и подростков; приобретение опыта деятельности члена педагогического коллектива учреждения летнего детского отдыха; формирование профессиональной культуры, значимых профессиональных качеств и коммуникативных, диагностических, организаторских, методических и аналитических умений, повышение интереса к педагогической профессии.

58

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Инструктивно-методический лагерь организуется в условиях учреждения детского отдыха и проводится в логике развития смены (отдельных фрагментов работы вожатых): организационного, основного и заключительного периодов. В условиях, приближенных к реальным, участники на занятиях в лагере разрабатывают основные вопросы содержания, методики и организации отдыха, досуга, воспитания и оздоровления детей и подростков в учреждениях детского отдыха и оздоровления, для чего используются следующие формы обучения: анализ и решение проблемных ситуаций, в которых участники выступают в различных ролях; деловые обучающие игры (сюжетно-ролевые, поисковые, проблемные), игры - моделирование программ летних объединений, игры - анализ, вечерний огонек, проверка готовности участников к выполнению своих функциональных обязанностей; практикумы по видам деятельности для развития умений организации музыкальных, подвижных, спортивных игр, игр с залом и других занятий; музыкальный, художественно-оформительские практикумы; коллективнотворческие дела как форма выявления уровня подготовленности к организаторской работе с детьми и другие.

Использование активных методов подготовки в процессе коллективных творческих дел имеет своей целью побуждение студентов к самостоятельной активности в профессиональной деятельности и предполагает воспроизведение различных видов педагогической деятельности в сочетании с творческим поиском нестандартных путей решения воспитательных задач на различных уровнях организации жизни детей в учреждении детского отдыха. В этом плане используются традиции пионерских лагерей, в частности, уважения к личности человека, взаимопомощи и взаимоподдержки, коллективной творческой деятельности. В инструктивно-методическом лагере обеспечивается высокий культурный, образовательный, методический и организационный уровень проведения воспитательных мероприятий, который в последствии станет для вожатых и педагогов образцом в их дальнейшей работе.

Содержание инструктивно-методического лагеря включает также ознакомление студентов с программами летнего детского отдыха детских лагерей, выступающих в качестве базовых учреждении летней практики, и основами его проектирования, а также подготовку студентов к реализации программы летнего детского отдыха в конкретном учреждении летнего детского отдыха. По итогам каждый студент формирует собственную Копилку вожатого, включающую подборку игр, коллективно-творческих и отрядных дел, культурно-массовых мероприятий по программе летнего оздоровительного отдыха базового учреждения практики, эскизы отрядного уголка, актуальной методической литературы в сфере каникулярного отдыха детей и подростков.

Педагогические науки

59

Студент по окончании изучения дисциплины «Организация летнего отдыха детей и подростков» должен соответствовать основным критериям уровня подготовленности педагога к выполнению своих профессиональных обязанностей в учреждении летнего детского отдыха: осознание целей и задач воспитательной работы с детьми и подростками и определение путей и содержания работы для их реализации; практическое владение умениями и навыками изучения воспитанников летнего оздоровительного учреждения, включения их в деятельность детско-подросткового коллектива; сформиро-ванность профессиональной мотивации педагога учреждения летнего детского отдыха; реальные изменения в уровне развития общепрофессиональных знаний и умений будущих педагогов.

Список литературы:

1. Линкер Г.Р. Актуальные противоречия процесса подготовки будущих педагогов к организации летнего детского оздоровительного отдыха // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. -2009. - № 9.

2. Приказ Минобрнауки РФ от 17.01.2011 N 46 (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»)» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.03.2011 N 20228).

КАК ПИСАТЬ СТУДЕНТУ ВУЗА НАУЧНУЮ РАБОТУ ПО МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЧЕНИЮ (ГРАФИКЕ)

© Михайлов Н.Г.*

Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова,

г. Архангельск

В статье представлены методические рекомендации к написанию курсовой (выпускной квалификационной) работы по учебной дисциплине «Методика графической подготовки школьников», адресованные для студентов вузов, получающих специальность учителя технологии общеобразовательных учреждений.

Ключевые слова методика обучения школьников черчению, научноисследовательская деятельность, курсовая и выпускная квалификационная работы, теоретическая глава, экспериментальная глава, выводы по главе, заключение, список литературы, приложения.

* Доцент кафедры Технологии и безопасности жизнедеятельности Института комплексной безопасности, кандидат педагогических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.