УДК 378.147.88:371.72 Л.В. ВОРОНКОВА
доцент, кафедра общей педагогики, Орловский государственный университет
UDC 378.147.88:371.72 L.V. VORONKOVA
Associate Professor, Department of General pedagogy,
Orel State University
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ДЕТСКОГО ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
PRACTICE-ORIENTED TRAINING OF BACHELOR OF PEDAGOGICAL EDUCATION TO THE ACTIVITIES IN THE FIELD OF CHILDREN'S RECREATION AND HEALTH IMPROVEMENT OF CHILDREN AND ADOLESCENTS
В статье представлена практико-ориентированная система подготовки бакалавров педагогического образования к профессионально-педагогической деятельности в сфере детского отдыха и оздоровления детей и подростков в условиях университетского образования в рамках преподавания учебного курса «Педагогика».
Ключевые слова: учебная деятельность, компетенции бакалавра педагогического образования; практико-ориентированное образование; профессиональная проба; сфера детского отдыха и оздоровление детей и подростков.
The article presents a practice-oriented system of training of bachelor of pedagogical education to professional and pedagogical activity in the field of children's recreation and health improvement of children and adolescents in terms of University education within the teaching of the course «Pedagogy».
Keywords: educational activities; bachelor's competence pedagogical education; practice-oriented education; professional sample; the field of children's recreation and health improvement of children and adolescents.
Меняющаяся система дополнительного образования требует нового специалиста, способного оперативно реагировать на происходящие общественные изменения, модифицировать свою собственную профессиональную деятельность в направлении максимальной ее адекватности социальному заказу, искать пути преодоления и преодолевать профессиональные затруднения за счет активизации внутренних ресурсов. Сказанное полностью относится к процессу подготовки кадров педагогов-воспитателей для учреждений дополнительного образования - детских оздоровительных лагерей.
Как показывает анализ, сложившаяся система подготовки кадров для сферы детского отдыха в рамках университетского образования ориентирована преимущественно на информационное обеспечение студентов, слабо вооружая их опытом практических отношений в общении и взаимодействии в сфере детского отдыха и оздоровления.
В преподавании педагогических дисциплин недостаточно учитываются междисциплинарные связи, что порождает их разобщенность, блокирует процессы формирования у студентов целостного представления о будущей профессиональной деятельности в специфических условиях детского оздоровительного лагеря. Между тем, педагогическое образование по-прежнему не обеспечивает формирования у студентов широкого кругозора, развития инновационного мышления, готовности к реализации многомерного подхода в решении практических педагогических задач в системе детского
отдыха и оздоровления детей и подростков.
Изучение проблемы позволило выявить ряд серьезных противоречий в подготовке студентов к работе с воспитанниками в системе летнего отдыха и оздоровления детей. Наиболее значимые из них:
- между достаточно абстрактным предметом учебной деятельности (знаниями о педагогики досуга) и предметами профессиональной деятельности;
- между личными представлениями о профессионально значимых качествах педагога-воспитателя и реальными профессиональными действиями;
- между информацией о практической деятельности в условиях временного коллектива детского оздоровительного лагеря и возможностью приобретения собственного опыта;
- между личной и профессиональной мотивации к успешной деятельности в сфере детского отдыха и досуга.
Сложность и многоплановость вхождения студентов в практическую деятельность детского оздоровительного лагеря как учреждения дополнительного образования требует адекватной практико-ориентированной педагогической подготовки в рамках учебно-воспитательного процесса в университете и в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 -Педагогическое образование.
Усиление практико-ориентированной направленности высшего образования, по мнению разных авторов, может осуществляться по нескольким направлениям: повышения роли учебной, производственной и пред-
© Л.В. Воронкова © L.V. Voronkova
дипломной практики студента с целью его погружения в профессиональную среду (Ю. Ветров, Н. Клушина); внедрения профессионально ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, а также знаний, умений и навыков, обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей по избранной специальности (П.И. Образцов и А.И.Козачок)[2]; использование положений деятельностно-компетентностного подхода, поскольку «компетенция — это способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области» (Ф. Ялалов) [3].
Данные направления дополняют друг друга в процессе подготовки бакалавра образования и в том числе к деятельности в сфере детского отдыха и оздоровления.
Мы исходим из того, что усиление роли производственной практики, профессионально-ориентированных технологий и приобретение опыта учебной деятельности - это важнейшие составляющие компетентностного подхода. Указанные направления усиления практической направленности для более полной реализации положений компетентностного подхода должны быть дополнены исходя из задач профессиональной подготовки бакалавра педагогического образования к работе в качестве педагога-воспитателя детского оздоровительного лагеря. Следовательно, требуется новое содержание и новые формы организации учебного процесса в вузе (учебной деятельности студента), результатом которого выступает способность бакалавра строить будущую профессиональную деятельность в соответствии с выработанными профессиональным сообществом нормами - профессиональным стандартом, что обеспечивает, в свою очередь, возможность организации полноценного воспитательного процесса в лагере в соответствии с современными требованиями общества к организации летнего отдыха и оздоровления детей и подростков. Мы считаем, что в первую очередь для оптимизации учебного процесса необходимо более эффективно использовать потенциал учебной дисциплины «Педагогика», которая относится к дисциплинам базовой (общепрофессиональной) части «Профессионального цикла» в структуре ООП бакалавриата по направлению «Педагогическое образование». Изучение дисциплины «Педагогика» осуществляется студентами очной формы обучения в течении 1-6 семестров, и её преподавание направлено на обеспечение высокого уровня профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования, соответствующего профилю и квалификации, обладающего компетентностью в области коммуникативной, организационно-управленческой, педагогической деятельности. Содержание дисциплины в целом направлено на формирование индивидуально-творческого стиля поведения бакалавра, выражающегося в концептуальности профессионального мышления, потребности самостоятельно вырабатывать стратегию и тактику действий в вариативных социально-педагогических условиях образовательных организациях. Поэтому дисциплина «Педагогика» выступает системообразующим
звеном в профессиональной подготовке бакалавра, так как, с одной стороны, органично связана с такими фундаментальными дисциплинами, как философия, социология, психология, антропология, история, а с другой - является основой для освоения и разработки педагогических технологий, предметных методик воспитательной деятельности. В соответствии с этим появляется необходимость в изменении:
• требований к результатам освоения курса «Педагогика» на основе приведения осваиваемых компетенций в соответствие с перечнем компетенций, заданных Профессиональным стандартом педагога и требованиями к специалисту сферы детского отдыха и оздоровления;
• структуры программы, в основе которой должны быть использованы основы модульного подхода. Каждый модуль программы должен быть направлен на формирование определенного набора профессиональных действий и дополнен существенной долей практики в специально организованной учебно-воспитательной среде университета: кафедра - факультет - университет - социум и рассматриваться как комплексная практико-теоретическая единица;
• системы подготовки бакалавров к производственной практике в условиях детского оздоровительного лагеря, которая должна стать практико-ориентированной;
Курс «Педагогика» имеет свою структуру и логику преподавания. Он состоит из четырех модулей:«Общие основы педагогики», «Теоретические основы процесса обучения», «Теоретические основы воспитания», «Тенденция развития мирового историко-педагогического процесса образования в мире».Данная логика изучения учебной дисциплины «Педагогика» позволяет разработать и реализовать в системе университетского образования практико-ориентированную систему подготовки студента/бакалавра к практической деятельности в воспитательной среде образовательных организаций, в том числе и в образовательных организациях сферы детского отдыха и оздоровления.
Следовательно, обучение на 1курсе бакалавриата мы рассматриваем как период становления мотивационно-волевой готовности к будущей педагогической деятельности и формирования общепедагогических компетенций; на втором и третьем курсе - как период вхождения в профессию уже на уровне способностей к профессиональной деятельности и формирования профессиональных компетенций, которые совершенствуются в ходе летней производственной практики. Таким образом, предлагаемая нами система практико-ориентированной подготовки бакалавров к педагогической деятельности в образовательных организациях детского отдыха и оздоровления по программам состоит из трех циклов:
Первый цикл — становления мотивационно-волевой готовности к будущей педагогической деятельности в сфере детского отдыха и оздоровления, и формирования общепедагогических компетенций (ОК-7, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5).Реализуется он по
преимуществу в первом-втором семестре. Второй цикл - вхождение в профессию уже на уровне способностей к профессиональной деятельности и формирования профессионально-педагогических компетенций (ПК-1, ПК-4, ПК-5) реализуется по преимуществу в третьем-шестом семестрах. Третий цикл - формирования опыта самостоятельной профессиональной деятельности в условиях детского оздоровительного лагеря реализуется в шестом семестре.
В основе первого цикла системы практико-ориентированной подготовки педагогических кадров по программам бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование» в рамках преподавания курса «Педагогика» лежит идея о привлечении к организации учебно-воспитательного процесса в университете широкого спектра педагогических средств, таких как: самостоятельная работа студентов, самообразование, самовоспитание, научно-исследовательская и общественная деятельность.
Изучение педагогики в первом семестре начинается с изучения общих основ педагогики. Освоение студентами тем: «Педагогическая наука и педагогическая практика», «Теория целостного педагогического процесса», «Развитие личности как педагогическая проблема», «Профессионально-педагогическая деятельность: сущность, функции и виды» осуществляется с использованием активных методов обучения. При изучении темы «Профессиональное самопознание и саморазвитие педагога» с целью формирования мотивационно-волевой готовности к будущей педагогической деятельности проводится педагогический практикум «Профессионально-личностное самопознание и саморазвитие педагога» в рамках самостоятельной работы студентов. Логика организации практикума определяется четко сменяющимися этапами: самопознания, самопрограммирования, самовоздействия, самоконтроля, самоанализа. В ходе практикума студентам предлагается выполнить ряд учебных заданий: провести психолого-педагогическую диагностику профессионально значимых качеств личности, выявить исходный уровень сформированности педагогических умений (аналитических, прогнастических, проективных, рефлексивных, информационно-дидактических, ориентационных, коммуникативных); разработать программу профессионально-личностного саморазвития на основе итогов психолого-педагогической диагностики; включиться в общественную и социально значимую деятельность на факультете, в университете и в социуме; оформить портфолио студента, демонтирующего успешность в развитии профессионально значимых качеств и компетенций. Защита портфолио позволяет подвести итоги практикума и результаты в профессиональном саморазвитии студентов.
Результатом практикума выступает обобщенный «образ - Я» бакалавра образования и разработанная программа профессионально-личностного развития студента. Следовательно, смоделированный каждым студентом индивидуальный процесс профес-
сионального саморазвития его личности позволяет им определить содержание и ход индивидуальной профессионализации. При этом процесс саморазвития личности студентов затрагивает их внутренние сферы и находит своё выражение во всех проявлениях: активности, деятельности, общении, поведении в ходе изучения учебного курса «Педагогика» и свидетельствует о сформированности готовности к выработке стратегии профессионально-личностного саморазвития в условиях учебно-воспитательного процесса в университете.
В основе второго цикла системы практико-ориентированной подготовки педагогических кадров по программам бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование» в рамках преподавания курса «Педагогика» лежит идея осуществления студентами профессиональных проб в трудовых действиях -согласно Профессиональному стандарту педагога.
Понятие «Профессиональная проба» нами рассматривается как профессиональное испытание, или профессиональная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая формированию профессиональных компетенций. В процессе изучения курса «Педагогика» нами используются следующие виды профессиональных проб:
• решение психолого-педагогических задач по обучению и развитию детей в локальных участках учебно-воспитательного процесса;
• решение психолого-педагогических задач учебно-воспитательного процесса, связанных с реализацией целей конкретных мероприятий и конкретных образовательных технологий;
• решение психолого-педагогических задач учебно-воспитательного процесса, связанных с реализацией целей образовательной среды и диагностикой психического развития детей. Данные пробы реализуются в следующих формах: пробы в реальном учебно-воспитательном процессе университета; пробы в имитационном учебном процессе на занятиях; пробы в коммуникации, с учетом следующих уровней осуществления проб: под руководством и при помощи педагога; самостоятельно при контроле педагога; в коллективном взаимодействии с педагогами образовательных организаций и другими студентами.
Третий цикл включает организацию и проведение летней производственной педагогической практики в условиях функционирования детского оздоровительного лагеря.В рамках практики студенты выполняют руководящую, организационную и воспитательную функции организатора отдыха и досуга детей. Студенты самостоятельно разрабатывают проект программы своей педагогической деятельности, определяют цель и задачи работы с воспитанниками временного детского коллектива, а также содержание и способы их реализации. В период профессионально-педагогической деятельности в качестве педагога-воспитателя (вожатого) вносят коррективы в программу и организуют воспитательный процесс с воспитанниками лагеря.
Педагогическая практика включает в себя следующие этапы деятельности: подготовительный, основной, итоговый. (Табл. 2) Содержание практики реализуется через реализацию учебных заданий. (Табл. 3)
Реализация данной практико-ориентированной системы в подготовке педагогов-воспитателей к успешной профессиональной деятельности в условиях детского оздоровительного лагеря обеспечивается посредством следующей совокупность и педагогических условий: моделированием субъект-субъектных отношений и
созданием условий для активного участия студентов в общении и взаимодействии, для развития их профессиональной компетентности, накопления первоначального опыта практической деятельности; технологизацией профессиональной подготовки педагогов-воспитателей; использованием инновационных тенденций в образовании и практико-ориентированных технологий в обучении, созданием специально-организованной и практико-ориентированной деятельности в рамках ин-тегративных курсов.
Таблица 1.
Пример осуществления профессиональной пробы в рамках изучения курса «Педагогика»
Виды деятельности в практико-ориентированной подготовке бакалавров образования Примеры профессиональных проб образовательной деятельности студентов в рамках изучения курса «Педагогика» Примеры профессиональных проб образовательной деятельности студентов в рамках подготовки к летней производственной практики
Профессиональные пробы в осуществлении процесса обучения Проведение фрагментов урока под руководством педагога. Организация и проведения внеурочных мероприятий по предмету. Проведение этической беседы. Провести комплекс подвижных игр.
Профессиональные пробы в осуществлении процесса воспитания Проведение нравственной беседы с воспитанниками. Организация и проведение коллективно-творческого дела. Разработка плана-конспекта личностно-ориентированного классного часа Проведение игровой программы. Проведение коллективно-творческих дел.
Профессиональные пробы в осуществлении процесса развития. Проведение обследований детей по психолого-педагогическим диагностическим инструментариям под руководством преподавателя. Проведение анкетирования по выявлению интересов детей. Проведение игр на знакомство.
Таблица 2.
Этапы практики
этапы практики Виды работ на практике Формы текущего контроля
Подготовительный Методическая работа. Ознакомление со спецификой организации летнего отдыха и оздоровления детей в детском оздоровительно лагере. Разработка воспитательных и досуговых программ. Разработка планов-конспектов воспитательных мероприятий. План/програм-ма воспитательной деятельности. Конспекты воспитательных мероприятий.
Основной Организационная работа. Организация воспитательной деятельности с детьми и подростками на базе практики. Проведение воспитательных мероприятий в соответствии с планом/ программой разработанными студентами. Наблюдение за воспитанниками. Консультации. Посещение и анализ воспитательных мероприятий.
итоговый Аналитическая работа. Составление характеристики детского оздоровительного лагеря. Анализ и оформление плана-конспекта, проведенного зачетного воспитательного мероприятия по плану практики. Подготовка самоанализа по итогам педагогической практики, оформление отчетной документации. Анализ и оценка отчетной документации по итогам практики. Собеседование. Зачет.
Примерные задания студентам в рамках практики Таблица 3.
Тема спецкурса Содержание задания
Нормативно-правовое обеспечение организации летнего отдыха детей и летней практики Разработать распорядок дня для воспитанников. Составить список нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность педагога-воспитателя детского оздоровительного лагеря. Разработать Положения детских конкурсов.
Особенности организации воспитательной работы в условиях детского оздоровительного лагеря. Изучить систему организации воспитательной работы оздоровительного лагеря. Составить характеристику лагеря.
Планирование воспитательной работы в условиях детского лагеря. Составить план работы отряда. Разработать программу досуговой деятельности.
Организация детского досуга в условиях детского оздоровительного лагеря Составить план-конспекты воспитательных мероприятий, провести и проанализировать их. Реализовать на практике систему воспитательной работы с временным детским коллективом в соответствии с планом или программой воспитательной работы.
Библиографический список
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М.: Издательство «Омега-Л», 2013. 134с.
2. Образцов П.И. Козачок А.И. Формирование компетентности у военных специалистов в вузе средствами профессионально-ориентированной технологии обучения: монография. [Электронный ресурс]. URL: http://window.edu.ru/window/library.
3. Ялалов Ф. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию // Высшее образование в России. 2008. №1.
References
1. Federal law "On education in the Russian Federation" M.: Publishing house «Omega-L», 2013. 134p.
2. Obraztsov P.I., Kozachok A.I. Formation of the competence of military specialists in the University through a professionally-oriented learning technologies: monograph. [Electronic resource]. URL: http://window.edu.ru/window/library.
3. YalalovF. Activity-competency-based approach to practice-oriented education // Higher education in Russia. 2008. № 1.