Научная статья на тему 'ОТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ К ВИРТУАЛЬНОМУ ЛЕТНЕМУ ОТДЫХУ?'

ОТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ К ВИРТУАЛЬНОМУ ЛЕТНЕМУ ОТДЫХУ? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
228
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛЕТНИЙ ОТДЫХ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ / БЕСПЛАТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРИРОДОСООБРАЗНЫЙ ЛЕТНИЙ ОТДЫХ / SUMMER HOLIDAYS / DISTANCE LEARNING / SANITARY RULES AND REGULATIONS / FREE EDUCATION / NATURE-FRIENDLY SUMMER HOLIDAYS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вифлеемский Анатолий Борисович

Меры по предотвращению распространения вируса COVID-19 в России и повсеместное использование дистанционной формы обучения. Юридическая корректность. Возможные перспективы и последствия «виртуального отдыха» детей в летний период. Выводы об обострении ключевых проблем образования и организации летнего отдыха школьников под влиянием мер, связанных с противодействием пандемии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM DISTANCE LEARNING TO VIRTUAL SUMMER VACATIONS?

Measures to prevent the spread of coronavirus infection in Russia have led to the widespread use of distance learning. The legal correctness of which is being questioned. The possible prospects and consequences of «virtual rest» of children in the summer are considered. Conclusions are made about the exacerbation of key problems of education and summer holidays under the influence of measures related to combating coronavirus infection.

Текст научной работы на тему «ОТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ К ВИРТУАЛЬНОМУ ЛЕТНЕМУ ОТДЫХУ?»

УДК 34.096

от Дистанционного обучения

к виртуальному летнему отдыху?

Анатолий Борисович Вифлеемский,

доктор экономических наук, действительный член АПСН, г. Нижний Новгород

Когда пустые слова попадают в пустые головы, они заполняют их без остатка.

Станислав Ежи Лец

Пандемия в один момент разрушила привычный мир. Обучение

повсеместно стало дистанционным, и многие стали бояться, что это надолго. Некоторые лагеря отдыха тоже уже стали работать «дистантно», поэтому стоит задуматься и о возможности виртуального летнего отдыха детей. Рассмотрим, какие юридические и экономические проблемы при этом возникают.

• летний отдых • дистанционное обучение • санитарные правила и нормы

• бесплатное образование • природосообразный летний отдых

Законно ли всеобщее дистанционное обучение в России?

В условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции в России дистанционное обучение детей в массовых масштабах было организовано с грубым нарушением федерального законодательства. При этом не соблюдаются права несовершеннолетних на получение образования, а неоправданное удлинение сроков обучения с использованием дистанционных технологий и электронного обучения подрывают здоровье детей значительно сильнее, чем коронавирус-ная инфекция. Проведение длительного времени за экранами электронных устройств (которые к тому же у большинства детей дешёвые, низкокачественные) отражается в первую очередь на органах зрения, а бесконтрольное воздействие электромагнитного облуче-

ния неизбежно повлечёт за собой и ухудшение общего состояния здоровья, обострение различных заболеваний.

Массовые нарушения прав несовершеннолетних на образование имеют место вследствие нарушения требований СанПиН и невыполнения требований ФГОС — реализации не в полном объёме образовательной программы во всех школах, перешедших на использование дистанционных технологий. В соответствии с п. 10.18. СанПиН 2.4.2.2821-101 во время урока

1 СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» утверждены постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 и устанавливают в т.ч. санитарно-эпидемиологические требования к режиму образовательной деятельности.

Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках2

Классы Непрерывная длительность (мин), не более

Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отражённого свечения Просмотр телепередач Просмотр динамических изображений на экранах отражённого свечения Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой Прослушивание аудиозаписи Прослушивание аудиозаписи в наушниках

1-2 10 15 15 15 20 10

3-4 15 20 20 15 20 15

5-7 20 25 25 20 25 20

8-11 25 30 30 25 25 25

необходимо чередовать различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). Продолжительность непрерывного использования в образовательной деятельности технических средств обучения устанавливается согласно таблице.

После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз, а в конце урока — физические упражнения для профилактики общего утомления. Комплексы упражнений приведены в приложениях 4 и 5 к СанПиН 2.4.2.2821-10.

Непрерывная продолжительность работы учащихся непосредственно с интерактивной доской на уроках в 1—4-х классах не должна превышать 5 минут, в 5 — 11-х классах — 10 минут. Суммарная продолжительность использования интерактивной доски на уроках в 1—2 классах составляет не более 25 минут, в 3—4 классах и старше — не более 30 минут при соблюдении гигиенически рациональной организации урока (оптимальная смена видов деятельности, плотность уроков 60—80%, физкультминутки, офтальмотре-наж). С целью профилактики утомления учащихся не допускается использование на одном уроке более двух видов электронных средств обучения. Таким образом, указанные нормы СанПиН исключают возможность ор-

ганизации обучения с использованием онлайн платформ в течение всего урока, а также проведения видеоконференций с учителями на протяжении всего уроках. Допустимо лишь кратковременное использование компьютерной техники.

Кроме того, следует отметить, что, в соответствии с п. 10.19. СанПиН 2.4.2.2821-10 режим обучения и организации работы кабинетов с использованием компьютерной техники должен соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы на них. А это означает, что фактически необходимо выполнять требования СанПиН 2.2.2/2.4.1340-033, что нереально в домашних условиях большинства учащихся. Можно констатировать практическую невозможность выполнения в домашних условиях, в частности, требований пунктов

3.2, 3.5, 3.7, 4.5 СанПиН 2.4.2.2821-10.

2 В ред. Изменений № 3, утв. постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81/.

3 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. 2.2.2. Гигиена труда,

технологические процессы, сырье, материалы, оборудование, рабочий инструмент. 2.4. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, утверждены постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 № 118.

Вторым документом, нарушения которого неизбежны при проведении массового дистанционного обучения, являются ФГОС общего образования, которые утверждены по уровням образования: начальное общее образование (1—4-е кл.)4; основное общее образование (5—9-е кл.)5; среднее общее образование (10—11-е кл.)6. ФГОС позволяют использовать дистанционные технологии, однако при этом информационно-образовательная среда организации, осуществляющей образовательную деятельность, должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательных отношений в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ. Более того, в организации, осуществляющей образовательную деятельность и реализующей основную образовательную программу, должны быть созданы условия для: реализации электронного обучения, применения дистанционных образовательных технологий, а также сетевого взаимодействия с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, обеспечивающими возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов.

Согласно ФГОС, общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в очной, очно-заочной или заочной форме. Тем самым ФГОС не запрещает реализовывать основные общеобразовательные программы без явки детей в школу с помощью исключительно дистанционных технологий. Однако в таком случае должны выполняться требования ч. 3 статьи 16 Федерального закона «Об образовании

4 Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

5 Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

6 Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».

7 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образо-

вании в Российской Федерации».

в РФ»7: при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования эле ктронной информационно-образо -вательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение учащимися образовательных программ в полном объёме независимо от места нахождения учащихся.

Приказом Минпросвещения России от 17 марта 2020 года № 103 утверждён временный порядок сопровождения реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Согласно ему, школы обязаны осуществлять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии в соответствии с Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ8.

Согласно п. 5 указанного Порядка, допускается отсутствие учебных занятий, проводимых путём непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся в аудитории. Таким образом, ФГОС и законодательство об образовании не содержат запретов на реализацию основных общеобразовательных

8 Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816.

программ с отсутствием учебных занятий, проводимых путём непосредственного взаимодействия педагогического работника с учащимся в аудитории.

Вместе с тем реализация основных общеобразовательных программ с использованием лишь дистанционных технологий не позволяет выполнить в полном объёме ФГОС (о чём свидетельствует практика досрочного прекращения занятий по ряду «необязательных» предметов) и неизбежно повлечёт за собой их нарушение в части требований к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, которые должны обеспечивать соблюдение в том числе санитарно-гигиенических норм образовательной деятельности (п. 25 ФГОС НОО, п. 24 ФГОС ООО и ФГОС СОО). Как было рассмотрено выше, невозможно соблюдение СанПиН в домашних условиях, что неизбежно повлекло за собой и нарушение требований ФГОС в данной части.

Что же касается внеурочной, воспитательной деятельности, то на практике де-факто мы видим отсутствие воспитательной работы, которое, впрочем, вполне может быть компенсировано де-юре умелым оформлением документации сообразительными школьными завучами по воспитательной работе. Иными словами, по документам возможно и ведение дистанционной воспитательной работы в школах. И, если уже РПЦ признала, что для культовых мероприятий храмы не нужны, то существует реальная опасность признания школ ненужными для осуществления воспитательной работы с учащимися9.

9 Зам министра просвещения В.С. Басюк уже направил руководителям региональных органов управления образованием письмо от 07.05.2020 № ВБ-976 с Рекомендациями по реализации внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий.

Дистанционное обучение — платное образование?

Многие считают, что для перевода российских школьников на дистанционное обучение необходимы значительные изменения действующего законодательства, которые и ожидаются в ближайшее время. На самом деле, как показал наш анализ, Закон об образовании в РФ и ФГОС сегодня не требуют изменений для перевода детей в школах на дистанционное обучение. Действующее законодательство не предусматривает обязательности очного посещения школ для получения в них начального, основного и среднего общего образования. ФГОС также уже составлены таким образом, что даже внеурочная (и воспитательная) деятельность не предусматривает необходимости очного контакта с учениками. Более того, ФГОС прямо предусматривают требования по наличию условий для функционирования информационно - электронной информационно-образовательной среды, необходимой для дистанционного обучения.

Единственное имеющееся серьёзное ограничение в законодательстве — требования санитарных правил и норм. Именно они в действующей редакции неисполнимы при дистанционном обучении, что влечёт за собой неисполнение также и соответствующих требований ФГОС в отношении условий обучения. Однако в современных условиях требования СанПиН очень легко отменить, для этого достаточно постановления главного санитарного врача, в котором было бы указано, что на дистанционное обучение эти требования не распространяются либо носят рекомендательный характер.

Можно констатировать, что временный переход на обязательное использование дистанционных технологий при освоении основных общеобразовательных программ на практике в России повлёк за собой нарушение статьи 43 Конституции РФ, гарантирующей гражданам РФ бесплатное

основное общее образование. Кроме того, в соответствии с ч. 3. статьи 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в РФ гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Информационно-образовательные среды общеобразовательных организаций не включены в перечень социально значимых сайтов, к которым основные операторы связи обязаны предоставлять доступ бесплатно (включая некоторые сервисы доставки еды и мессенджеры). В отличие от букмекерских контор в Правительстве РФ не нашлось влиятельных лоббистов интересов онлайн платформ, что на самом деле не только странно, но и показывает реальное отношение к образованию руководства страны (при всех вербальных заверениях о важности образования).

Таким образом, дистанционное обучение стало де-факто платным обучением, повлекшим для части родителей необходимость весьма ощутимых затрат на оплату доступа в сеть Интернет для получения их детьми возможности подключения к информационно-образовательной среде общеобразовательной организации.

Данная проблема достаточно легко решается, необходимо несколько онлайн платформ, ресурсов назвать социально значимыми и обязать операторов предоставить к ним бесплатный доступ. Однако на практике это будет означать серьёзное ограничение академической автономности школ, так как явно не все используемые платформы попадут в число «социально значимых». Сайты всех школ тоже могут быть включены в число «социально значимых», но лишь если они будут созданы на определённых платформах, что влечёт за собой и финансовые затраты и необходимость значительных усилий по переносу сайтов на эти платформы для школ. Неизбежным следствием станет и унификация сайтов, а это дополнительный шаг к унификации и самих школ, к их превращению в заводы по обработке «болванок» — учеников.

Впрочем, если задуматься, то вопросы бесплатности образования должны сводиться не только

к бесплатному доступу в сеть Интернет. В соответствии со статьёй 35 Закона об образовании в РФ обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в пределах ФГОС, образовательных стандартов, организациями, осуществляю -щими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания. Обеспечение учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам, в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, осуществляется за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Следовательно, при переходе на дистанционное обучение школы в своих основных образовательных программах должны указать необходимые средства обучения (компьютеры, планшеты, смартфоны) и выдать их всем школьникам. Если ноутбук столь же необходим для освоения образовательной программы, как и электронный учебник, то, в силу требований закона, его обязаны выдать бесплатно за счёт средств бюджета.

Текущая ситуация, когда используется техника родителей и даже детей из малообеспеченных категорий не могут снабдить необходимыми средствами обучения, доказывает не только противоправность действий (хотя и вынужденных) по переводу на дистанционное обучение, но и невозможность по экономическим причинам перевода системы общего образования России на бесплатное для родителей учащихся дистанционное обучение.

Виртуальный летний отдых

В сложившихся условиях лето-2020 может стать совсем не оздоровительным. По сведениям из Роспотребнадзора, лагеря будут работать только в тех регионах, где ситуация с коронавирусом более или менее спокойная. Если же будет объявлена повышенная опасность заражения, то закрытие всех детских лагерей окажется неизбежным.

Межрегиональная общественная организация «Содействие детскому отдыху» активно привлекает внимание властей и общественности к вопросу летней оздоровительной кампании 2020 года. Уже направлены письма в адрес Президента РФ, Председателя Правительства РФ, Председателя Совета Федерации, Председателя Государственной думы, а также в адрес представителей Президента РФ в федеральных округах РФ с просьбой о поддержке сферы детского отдыха и оздоровления.

Дистанционное обучение, виртуальные экскурсии привели к тому, что некоторые лаге--- ту*

ря уже проводили целые смены онлайн. Как проходит онлайн-лагерь на практике? «Утренняя зарядка, завтрак, а потом занятия: лекции, творческие мастер-классы, кейсы с заданиями. Ну и, конечно, душевные разговоры по вечерам. На первый взгляд — обычная жизнь в детском лагере. Вот только лагерь — на страницах соцсетей, а отряды ребят сидят по домам. Но при этом они с удовольствием поют, танцуют, рисуют настенные газеты, устраивают импровизированные палатки и делятся всем этим друг с другом. Больше всего ребятам понравились задания из кейсов, когда за полтора-два часа нужно подготовить что-нибудь творческое, интересное и выложить в соцсе-ти. За каждое задание им начисляли баллы, так что по итогам самым активным достались небольшие призы»10.

10 https://rg.ru/2020/04/18/reg-sibfo/v-internete-otkryli-pervyj-v-rossii-detskij-lager-onlajn.html

Предложений платных онлайн-лагерей уже немало. Предлагается общение, игры, обучение через ZOOM, Instagram, «ВКонтакте» или WhatsApp, выполнение заданий от вожатого, подготовка к конкурсам, тренировки самостоятельно дома (офлайн), сопровождение вожатого и круглосуточная техническая поддержка. Мастер-классы и обучение на выбор по различным направлениям: английский язык, программирование, театр и творчество, подготовка к ЕГЭ и ОГЭ, лидерство, спорт и танцы; мероприятия и праздники в лучших традициях того или иного «обычного» лагеря, отрядные дела в кругу друзей и опытных педагогов.

Можно увидеть даже «распорядок дня» в таком лагере:

• 08:30 — Зарядка;

• 08:45 — Информационный сбор отряда;

• 10:00 — Два занятия по выбранному направлению;

• 12:00 — Один факультативный урок;

• 14:00 — Мастер-классы от ведущих спикеров;

• 15:00 — Отрядное время;

• 19:00 — Вечернее мероприятие;

• 21:30 — Отрядный огонёк.

Конечно же, никакая онлайн-смена не может сравниться с настоящей сменой в лагере, и это, на наш взгляд, неоспоримо.

Однако ещё более важно то, что юридически осуществление виртуального летнего отдыха детей и их оздоровления соответствующими организациями является просто невозможным. Виртуальный летний отдых — вникните, это же несусветная глупость!

Статья 1 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»11 содержит определение

11 Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

понятия «организация отдыха детей и их оздоровления». Это — организации (независимо от их организационно-правовых форм) сезонного или круглогодичного действия, стационарного и (или) нестационарного типа, с круглосуточным или дневным пребыванием, оказывающие услуги по организации отдыха и оздоровления детей (организации отдыха детей и их оздоровления сезонного или круглогодичного действия, лагеря, организованные образовательными организациями, осуществляющими организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием), детские лагеря труда и отдыха, детские лагеря палаточного типа, детские специализированные (профильные) лагеря, детские лагеря различной тематической направленности).

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 июля 2017 года № 656 утверждены Примерные положения о данных организациях12. При этом Минпрос-вещения России обращает внимание, что к организациям отдыха детей и их оздоровления приравниваются индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по организации отдыха и оздоровления детей, в случае соблюдения требований, установленных законом.

Императивно установлено, что детский центр организует размещение, проживание, питание детей в детском центре. При этом осуществляет свою деятельность в стационарных условиях (круглогодично или в течение определённого периода времени (сезона), с круглосуточным либо дневным пребыванием детей), что исключает возможность ведения деятельности в дистанционном формате.

Школьный лагерь организует размещение, проживание (при круглосуточном пребывании), питание детей в школьном лагере, может использовать объекты социальной, образовательной, спортивной инфраструктуры как мобильного, так и стационарного действия, необходимые для осуществления целей деятельности школьного лагеря. Функционирование школьных лагерей в виртуальной форме соответствующее положение не предусматривает.

12 Приказ Минобрнауки России от 13.07.2017 № 656 «Об утверждении примерных положений об организациях отдыха детей и их оздоровления».

Трудовой лагерь организует размещение, проживание, питание подростков в трудовом лагере, который может быть организован с круглосуточным либо дневным пребыванием подростков, а также на базе детского лагеря палаточного типа с использованием туристских палаток или иных аналогичных изделий (мобильных конструкций) для размещения детей. Некоторым родителям может показаться привлекательной организация трудового лагеря с домашним размещением учеников, которые будут заняты стиркой белья, проведут генеральную уборку в квартире, будут учиться готовить из имеющихся в квартире продуктов... с дистанционной поддержкой вожатых и воспитателей, надеясь при этом, что они не дойдут до разжигания костров. Однако юридически это также будет не соответствовать Положению.

Палаточный лагерь организует размещение, проживание, питание детей в палаточном лагере, причём императивно предусмотрено, что проживание детей в палаточном лагере осуществляется в туристских палатках или иных аналогичных изделиях (мобильных конструкциях), размещаемых в естественных природно-климатических условиях или на территории организаций социального обслуживания, санаторно-курортных организаций, общественных организаций (объединений) и иных организаций (при наличии на законном основании такой территории у палаточного лагеря), что исключает организацию виртуальных палаточных лагерей.

Детские специализированные (профильные) лагеря, детские лагеря различной тематической направленности могут быть стационарными (круглогодичного или сезонного действия, с круглосуточным либо дневным пребыванием детей) или нестационарными (палаточного типа, сезонного действия, с круглосуточным либо дневным пребыванием детей), что также делает невозможным дистанционную реализацию смен.

Более того, условия размещения, устройства, содержания и организации работы всех лагерей должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и гигиеническим нормативам, требованиям противопожарной и антитеррористической безопасности. А это с каждым годом всё сложнее обеспечивать и в «нормальных» условиях, и совершенно невозможно обеспечить дома, как и требования СанПиН при дистанционном обучении. Чего только стоит формирование паспорта безопасности лагеря!

Таким образом, переход от дистанционного обучения к дистанционным сменам в летних оздоровительных лагерях и к виртуальному летнему отдыху не только по сути, но и юридически является невозможным.

Мы полагаем, что во время летних каникул трёхнедельная изоляция (в течение смены) в летнем лагере — это намного более эффективная мера, чем двухнедельный карантин в городе. Причём, в отличие от сидения дома, нахождение в летнем лагере на свежем воздухе, особенно в палаточных лагерях, позволит детям поправить своё здоровье.

Поэтому полагаем недопустимым и противоречащим интересам детей запрет на ведение деятельности в летний период организациями отдыха детей и их оздоровления. Напротив, необходимо срочно принять меры к увеличению числа мест в таких организациях, срочно закупить оборудование и организовать дополнительные палаточные лагеря (пока ещё есть время для этого), которыми заместить школьные лагеря (вот их функционирование действительно нецелесообразно, за исключением таких лагерей в сельской местности).

Обратим внимание на то, что нигде в стране не зафиксированы негативные последствия гуляния в парках. А вот проведение культовых массовых мероприятий в закрытых помещениях — храмах — повлекло за собой резкий рост числа заболеваемости среди работников культа и посетителей этих мероприятий. Например, официально признано,

что в Дивееве дают о себе знать последствия Вербного воскресенья13.

Конечно же, в детских летних лагерях могут и должны быть приняты меры по проведению дополнительной дезинфекции, установке санитайзеров и другие гигиенические мероприятия. Следует иным образом организовать функционирование монстров типа «Артека» и «Орлёнка» с многотысячными коллективами, где неизбежны вспышки заболеваний (и различные заболевания есть постоянно), разделив их на непересекающиеся компактные лагеря не более 200 человек, да и в существующих лагерях увеличение числа мест необходимо производить экстенсивно, создавая новые места не за счёт уплотнения, а территориально расширяясь, создавая палаточные лагеря, которые бы физически не имели тесных контактов между собой.

В силу требований Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», в целях повышения качества и безопасности отдыха и оздоровления детей федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры:

• по созданию безопасных условий пребывания в организациях отдыха детей и их оздоровления;

• по обеспечению максимальной доступности услуг организаций отдыха детей и их оздоровления.

Поэтому отказ от выполнения требований закона в части обеспечения летней оздоровительной кампании в 2020 г. является нарушением гарантий прав ребёнка в РФ, противоправным неисполнением возложенных законом на органы власти обязанностей.

Законом определено, что отдых детей и их оздоровление — совокупность мероприятий, направленных на развитие творческого

13 ЬирБ://www.kommersant.ru/doc/4332236.

потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований и требований обеспечения безопасности жизни и здоровья детей14. Благоприятная окружающая среда — это окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов15. Следовательно, реализация любых программ онлайн-лагерей не может быть учтена в качестве отдыха детей и их оздоровления с учётом отсутствия в квартирах естественных экологических систем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Коронавирус обнажил ключевые проблемы

К сожалению, многие педагоги уже настолько привыкли выполнять команды и, как говорится, «давать уроки», что просто не могут перестроиться к новым требованиям. А ведь в условиях дистанционного образования, как никогда прежде, стала важна роль личности Учителя, Педагога (осознанно пишу эти слова с заглавной буквы). По ряду причин (и заработная плата, и многие другие — не буду их перечислять, так как сейчас речь не о причинах, а о последствиях) многие педагоги превратились в специальных школьных служащих, выполняющих монотонную работу с детьми. Иначе, чем конвейером, нельзя назвать потогонную для учителей школьную систему оплаты труда, вынуждающую их работать на полторы-две ставки, чтобы прокормить семью (да ещё к тому же и подрабатывать репетиторством). Работа на конвейере неизбежно выматывает. Учительство — очень тяжёлый, а в условиях постоянных перегрузок — запредельно тяжёлый труд.

Поэтому совершенно понятно отношение «рабочих конвейера» к ученикам как к болванкам,

14 Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», статья 1.

15 Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране ок-

ружающей среды», статья 1.

которые надо обработать. И многие учителя по-своему добросовестно хотят хорошо выполнить свою работу — качественно обработать свои подопечные «болванки». И впихивают в них «не-впихуемые» в условиях дистанционного обучения знания, доводя до истерик и учеников, и родителей. Последние даже стали массово отказываться от дистанционного обучения и составлять письменные требования, чтобы детей забрали назад, в школы.

Например, губернатору Нижегородской области Г. Никитину де-факто пришлось признать провал перехода на дистанционное обучение в области. Он заявил о том, что школьникам Нижегородской области упростят переход на семейное обучение. Семейное обучение, по словам губернатора, подразумевает самостоятельное освоение основной образовательной программы в свободном графике, при этом ответственность за качество обучения ляжет на родителей. Для перехода нужно будет подать заявление в школу любой форме (в том числе и онлайн). Далее необходимо будет согласовать с преподавателем программу. Для перехода в следующий класс ученик должен будет пройти аттестацию в своей школе до 5 сентября16.

Конечно же, такие заявления губернатора свидетельствуют не только о наличии неприятия родителями дистанционного обучения, но и о некомпетентности местного министра образования, который не владеет терминологией (понятие «семейное обучение» законом не предусмотрено) и не вполне понимает, что означает обучение в форме семейного образования, как организуется и какие последствия влечёт это образование вне образовательной организации.

Однако ключевой вопрос перевода детей на обучение в форме семейного

16 ЬирБ://nn-now.ru/nizhegorodskim-shkolnikam-uprostyat-perehod-na-se mejnoe-obuchenie/.

образования связан прежде всего с финансовым обеспечением такой деятельности. Учитывая, что в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, родители детей, перешедших на такую форму получения образования, вправе потребовать соответствующее финансовое обеспечение для его получения. И раз ответственность возложена на родителей, то и денежные средства должны быть перечислены родителям.

С учётом того, что судами при приостановлении рассмотрения дел нахождение в самоизоляции приравнено к нахождению в лечебном заведении, наиболее подходящими для определения размеров финансового обеспечения обучения в форме семейного получения образования является норматив финансового обеспечения образовательной деятельности на реализацию адаптированных образовательных программ при индивидуальном обучении на дому на основании медицинского заключения. В Нижегородской области такой норматив примерно в 3—4 раза выше стоимости обучения в школе.

А ведь, если использовать всякие онлайн-платформы, то фактически реализуется именно семейное образование, так как на практике чаще всего (особенно в начальной школе) родители заменяют учителей. И если школы в процессе «дистанционного обучения» с упоением используют разные платформы, требуя посмотреть какую-то лекцию и выполнить задание, тест, то учителя можно выкинуть как ненужную «прокладку» между учеником и платформой. Ведь всё равно именно родители, как правило, следят за тем, что сделал на платформе их ребёнок и отослал ли задание (часто делая это за него).

Указанное означает низкую эффективность такого образования, в том числе с экономиче-

ской точки зрения. Просто родители должны потребовать оплаты своего труда. Например, заявив о переводе ребёнка на обучение в семейной форме, тогда как государство обязано предоставить финансовое обеспечение для любой формы получения образования в силу требований о бесплатности общего образования в стране. Последнее государству экономически невыгодно, ведь по нормативам родителям придётся дать намного больше (в 3—4 раза) денег, нежели сейчас даётся школам. Поэтому семейное образование на практике неизбежно будут ограничивать.

Дистанционное же обучение будет всё ярче подчеркивать деградацию учителей. Родители прекрасно видят, что учителя и сегодня часто уже не те, привычные им. При дистанционном обучении они ещё скорее превращаются в надзирателей либо в придаток к машине (компьютеру), который выдаёт задания и ставит не всегда справедливые отметки.

Много ли учителей догадалось войти в сложное положение детей и их родителей, которых заставили заниматься дистанционным обучением, и смягчить свои строгие требования при выставлении оценок? Оценка «неудовлетворительно» ребёнку за невыполненное при дистанционном обучении задание означает фактически профнепригодность такого учителя для работы в системе дистанционного обучения — и его лучше заменить компьютерной программой хотя бы потому, что ребёнок не будет ждать какого-то участия от программы и обижаться на то, что эта программа не учла какие-то обстоятельства, которые не позволили ему выполнить это задание.

Много ли известно случаев, когда бы ребёнок утром, проснувшись, бежал к компьютеру, с нетерпением ожидая урока с любимым учителем? Шелая получить какую-то новую информацию, реализовать какой-то интересный для него лично проект?

Очень показательно то, как власти рассматривают сегодня школу. Например, губернатор Нижегородской области ответил отказом на предложение Минпросвещения РФ раньше закончить учебный год для учеников до 8 класса, заявив при этом: «Я не буду этого делать. Режим самоизоляции никто не отменял. Что будут делать дети? Бегать по потолку?»17 При этом вариантов организации занятости детей за рамками обучения в школе власти просто не просчитывают, что свидетельствует прежде всего о недостаточной компетентности органов управления образованием в целом ряде регионов.

Полагаем, что сегодня органам управления образованием необходимо организовать решение крайне важной проблемы организации занятости детей в летний период с использованием всех ресурсов организаций отдыха детей и их оздоровления, а также дополнительного образования для детей. Каждому ребёнку необходимо обеспечить нахождение в течение одной смены (21 день) бесплатно для родителей в организации (независимо от их организационно-правовых форм) отдыха детей и их оздоровления сезонного или круглогодичного действия, загородном лагерей, организованном образовательными организациями, с круглосуточным пребыванием, детском лагере труда и отдыха, детском лагере палаточного типа или детском специализированном (профильном) лагере, детском лагере различной тематической направленности.

В этой связи необходима срочная государственная помощь организациям отдыха детей и их оздоровления, чтобы были использованы все ресурсы сферы летнего отдыха, открылись дополнительные палаточные лагеря, были организованы туристские походы в объёмах, значительно превышающих прошлогодние. Организация палаточных лагерей и туристских походов не только наименее затратная форма (что, конечно же, актуально в современных условиях экономического кризиса, но и быстрореализуемая в условиях необходимости увеличения объёмов оказания услуг отдыха и оздоровления в короткие сроки). Кроме того, в рамках данной формы организации летнего отдыха угроза распространения коронавирусной инфекции минимальна.

https:/ /vestinn.ru/news/society/148556/.

Сохранившиеся сельские школы также могли бы при наличии соответствующего финансирования организовать палаточные лагеря, причём не только для своего постоянного контингента, но и для детей дачников, численность которых в летний период во многих сельских населённых пунктах давно уже превышает число постоянно проживающих.

Поэтому требуется срочное принятие Федеральной государственной программы «Летний отдых-2020», предусматривающей трансферты регионам — ведь летний отдых детей касается национальной безопасности, обеспечения здоровья детей. Иначе последствия отсутствия летнего отдыха и оздоровления детей неизбежно дадут о себе знать в виде роста заболеваемости уже в следующем учебном году.

Однако лето, как известно, продолжается три месяца, а не 21 день. Поэтому органы управления образованием как федерального, так и регионального уровней должны задуматься над занятостью детей за пределами очной смены в организации отдыха детей и их оздоровления. Резкое падение доходов населения заставляет предполагать значительное падение спроса на платные услуги организаций отдыха детей и их оздоровления, у многих родителей просто не будет денег на оплату пребывания детей в них (в том числе и в дистанционной форме).

Государственные и муниципальные учреждения дополнительного образования, на мой взгляд, в зависимости от эпидемиологической обстановки должны работать в очном или дистанционном режиме весь летний период. Именно они должны предложить варианты занятости детей за пределами школьной программы (для тех детей, которые не смогут уехать на дачи и в деревни). Для этого им необходимо предложить детям такие проекты, образовательные программы, в которых бы дети участвовали с желанием, что, как показал опыт дистанционного

17

обучения в школах, для российских педагогов стало, за редким исключением, непосильной задачей.

Таким образом, новая коронавирусная инфекция вызвала не только пандемию, но и уже провела действительно независимую оценку качества образования и реализации образовательных программ в России и вплотную подошла к проверке уровня организации отдыха и оздоровления детей в нашей стране.

* * *

В заключение — несколько слов о катастрофе, к которой идёт Российская Федерация. Описанная ситуация с дистанционным обучением и несусветными по глупости намерениями осуществить виртуально летний отдых и оздоровление — лишь элементы этой катастрофы.

Действия властей (и федеральных прежде всего, и ряда регионов) можно назвать развратными — идёт правовое развращение как руководства, так и граждан, всех приучают к правовому беспределу, то есть, по сути, к развалу правовой системы страны. Хотя при этом в ряде регионов и муниципалитетов стараются не впадать в истерию и не вводить противоправных ограничений прав граждан, либо быстро их убирают, увидев их бессмысленность.

Сейчас школы и государство фактически учат своих учеников и граждан плевать на закон. Все видят, как штрафуют за якобы нарушение санитарных норм человека, вышедшего погулять с собакой, которого не спасает даже символическое имя Иисус. В отдельных городах устраивают безумные облавы на вышедших подышать воздухом и ничем никому не угрожающих людей. Одновременно повсеместно чиновники плюют и на ФГОСы, и на СанПиНы, и на всю регламентацию образовательного процесса, на Закон об образовании в РФ и Консти-

туцию РФ. Дистанционное обучение во многих школах свелось к выдаче домашних заданий и их проверке с нарушением санитарных норм и грозит перейти в летний онлайн-отдых, который невозможно назвать даже эрзац-отдыхом, настолько это противоречит законодательству. Родителей заставляют выкручиваться, выискивать средства на оплату Интернета, искать технику для доступа своих детей к электронным дневникам и домашним заданиям, а детей — портить здоровье, сидя у экранов своих смартфонов, планшетов, ноутбуков... У образовательных чиновников как будто память отшибло, а ведь менее года назад в школы были направлены Методические рекомендации об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных организаци-ях18, предписывающие ограничить использование обучающимися устройств мобильной связи во время учебного процесса.

«Закон, что дышло» — эта поговорка возводится федеральными властями в ранг нормы, что неизбежно ударит по ним самим, приведя к их исчезновению (ведь и СССР распался в том числе по похожим причинам).

Но самое страшное в нынешней ситуации — то, что череда противоправных действий, хаотичного ежедневного изменения законодательства под текущие нужды начальства растлевает людей, формирует у них неуважение к закону как таковому. Система образования в таких условиях вынуждена воспитывать безнравственного, не считающегося ни с какими нормами и правилами человека, что коренным образом подрывает основы жизнедеятельности, а также безопасность государства. НО

18 Методические рекомендации об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях, утв. Роспотребнадзором № МР 2.4.0150-19, Рособрнадзором № 01-230/13-01 14.08.2019.

From Distance Learning To Virtual Summer Vacations?

Anatoly B. Vifleyemskiy, doctor of economic Sciences, Nizhny Novgorod

Abstract. Measures to prevent the spread of coronavirus infection in Russia have led to the widespread use of distance learning. The legal correctness of which is being questioned. The possible prospects and consequences of «virtual rest» of children in the summer are considered. Conclusions are made about the exacerbation of key problems of education and summer holidays under the influence of measures related to combating coronavirus infection.

Keywords: summer holidays, distance learning, sanitary rules and regulations, free education, nature-friendly summer holidays.

Список использованных источников:

1. СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» утверждены постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 и устанавливают в т.ч. санитарно-эпидемиологические требования к режиму образовательной деятельности.

2. В ред. Изменений № 3, утв. постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81/.

3. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. 2.2.2. Гигиена труда, технологические процессы, сырье, материалы, оборудование, рабочий инструмент. 2.4. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, утверждены постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 № 118.

4. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

5. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

6. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».

7. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

8. Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816.

9. https://rg.m/2020/04/18/reg-sibfo/v-internete-otkryH-pervyj-v-rossii-detskij-lager-onlajn.html.

10. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

11. Приказ Минобрнауки России от 13.07.2017 № 656 «Об утверждении примерных положений об организациях отдыха детей и их оздоровления».

12. https:// www.kommersant.ru/doc/4332236.

13. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», статья 1.

14. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статья 1.

15. https: / / nn-now.ru/nizhegorodskim-shkolnikam-uprostyat-perehod-na-semejnoe-obuchenie/.

16. https:// vestinn.ru/news/society/148556/.

17. Методические рекомендации об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях, утв. Роспотребнадзором № МР 2.4.0150-19, Рособрнадзором № 01-230/13-01 14.08.2019.

Spisok ispol'zovannyh istochnikov:

1. SanPiN 2.4.2.2821-10. Sanitarno-epidemiologicheskie trebovaniya k usloviyam i organizacii obucheniya v obshcheobrazo-vatel'nyhorganizaciyah. Sanitarno-epidemiologicheskie pravila i normativy» utverzhdeny postanovlenie m glavnogo gosudarstvenno-go sanitarnogo vracha RF ot 29.12.2010 № 189 i ustanavlivayut v t.ch. sanitarno-epidemiologicheskie trebovaniya k rezhimu obrazovatel'noj deyatel'nosti.

2. V red. Izmenenij № 3, utv. postanovleniem glavnogo gosudarstvennogo sanitarnogo vracha RF ot 24.11.2015 № 81/.

3. SanPiN 2.2.2/2.4.1340-03. 2.2.2. Gigiena truda, tekhnologicheskie processy, syr'e, materialy, oborudovanie, rabochij instrument. 2.4. Gigiena detej i podrostkov. Gigienicheskie trebovaniya k personal'nym elektronno-vychislitel'nym mashinam i organi-zacii raboty. Sanitarno-epide miologicheskie pravila i normativy, utverzhdeny postanovlenie m glavnogo gosudarstvennogo sani-

tarnogo vracha RF ot 03.06.2003 № 118.

4. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 06.10.2009 № 373 «Ob utverzhdenii i vvedenii v dejstvie federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obshchego obrazovaniya».

5. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 17.12.2010 № 1897 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo stan-darta osnovnogo obshchego obrazovaniya».

6. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 17.05.2012 № 413 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standar-ta srednego obshchego obrazovaniya».

7. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii».

8. Poryadok primeneniya organizaciyami, osushchestvlyayushchimi obrazovatel'nuyu deyatel'nost', elektronnogo obucheniya, dis-tancionnyh obrazovatel'nyh tekhnologij pri realizacii obrazovatel'nyhprogramm, utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 23 avgusta 2017 g. № 816.

9. https:// rg.ru/2020/04/18/reg-sibfo/v-internete-otkryli-pervyj-v-rossii-detskij-lager-onlajn.html.

10. Federal'nyj zakon ot 24.07.1998 № 124-FZ «Ob osnovnyhgarantiyahprav rebenka v Rossijskoj Federacii».

11. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 13.07.2017 № 656 «Ob utverzhdenii primernyhpolozhenij ob organizaciyah otdyha detej i ih ozdorovleniya».

12. https://www.kommersant.ru/doc/4332236.

13. Federal'nyj zakon ot 24.07.1998 № 124-FZ «Ob osnovnyh garantiyah prav rebyonka v Rossijskoj Federacii», stat'ya 1.

14. Federal'nyj zakon ot 10.01.2002 № 7-FZ «Ob ohrane okruzhayushchej sredy», stat'ya 1.

15. https://nn-now.ru/nizhegorodskim-shkolnikam-uprostyat-perehod-na-se mejnoe-obuchenie/.

16. https:// vestinn.ru/news/society/148556/.

17. Metodicheskie rekomendacii ob ispol'zovanii ustrojstv mobil'noj svyazi v obshcheobrazovatel'nyh organizaciyah, utv.

Rospotrebnadzorom № MR 2.4.0150-19, Rosobrnadzorom № 01-230/13-01 14.08.2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.