Научная статья на тему 'Подготовка к приёмке летнего детского оздоровительного лагеря'

Подготовка к приёмке летнего детского оздоровительного лагеря Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1550
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛЕТНИЙ ОТДЫХ / SUMMER VACATION / ЛЕТНИЙ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ / SUMMER CHILDREN'S RECREATION CAMP / САНИТАРНЫЕ НОРМЫ / SANITARY NORMS / ПРОТИВОПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / FIRE SAFETY / ДЕТСКОЕ ПИТАНИЕ / BABY FOOD / УПРАВЛЕНИЕ ЛАГЕРЕМ / CAMP MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пономарева Лариса Георгиевна, Тимощенко Андрей Павлович

Допуск к деятельности по организации отдыха и оздоровлению детей. Подготовка документов и работа по подготовке к открытию лагеря. Получение разрешения от государственных органов и заключение соглашения с другими организациями. Алгоритм действий по подготовке к открытию детского оздоровительного лагеря.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preparing For The Acceptance Of The Summer Children''s Recreation Camp

Before doing recreational activities and improving children, it is necessary to issue a lot of documents and perform a number of preparatory works. It is necessary to obtain permits from a number of services and conclude agreements with a number of organizations. The article contains an algorithm of actions that must be performed before the beginning of the work of the children’s health camp in the summer.

Текст научной работы на тему «Подготовка к приёмке летнего детского оздоровительного лагеря»

УДК 379.835

ПОД ГОТОВКА К ПРИЁМКЕ ЛЕТНЕГО детского оздоровительного лагеря

Лариса Георгиевна Пономарева,

директор по организации отдыха и оздоровления государственного бюджетного учреждения «Метеор», г. Челябинск

Андрей Павлович Тимощенко,

заместитель директора ГБУ «Метеор», г. Челябинск

Работа летнего детского оздоровительного лагеря (ДОЛ) ежегодно начинается задолго до его открытия. Прежде чем заняться деятельностью по отдыху и оздоровлению детей, необходимо оформить множество документов и выполнить ряд подготовительных работ. О том, что требуется сделать для открытия лагеря, пойдёт речь в статье.

• летний отдых • летний детский оздоровительный лагерь • санитарные нормы

• противопожарная безопасность • детское питание • управление лагерем

Алгоритм открытия летнего детского лагеря

Открыть летний детский лагерь невозможно без проведения большого объёма подготовительной работы. Подготовка ДОЛ к открытию осуществляется в соответствии с требованиями медицинского и санитарно-гигиенического обеспечения оздоровительного отдыха, пожарной безопасности, требований по обеспечению мер безопасности и недопущению травматизма при организации культурно-досуговых и спортивных мероприятий, учебно-тренировочных занятий физической культурой. Должна быть проведена работа с государственными инспектирующими службами по подготовке и подписанию актов готовности к приёму детей в учреждения отдыха и оздоровления, в связи с чем обеспечение

материально-технической базы должно соответствовать санитарно - эпидемиологи -ческим требованиям и содержанию педагогической программы лагеря.

Педагогический коллектив лагеря должен быть обеспечен соответствующей для профиля лагеря педагогической программой, планом работы. Кроме того, перед началом работы директор (начальник) лагеря обязан обеспечить организацию обучения персонала по технике безопасности, пожарной безопасности, профилактике травматизма и предупреждению несчастных случаев.

Педагогический, медицинский, технический персонал к началу смены должен пройти соответствующий медицинский осмотр, гигиеническое обучение, инструктаж по технике безопасности труда, пожарной безопасности, инструктажи при проведении мероприятий с детьми и подростками по предупреждению несчастных случаев среди детей.

В то же время работа с персоналом составляет «внутреннюю работу в лагере», тогда как наибольшую сложность представляет работа с внешними структурами, подписание различных актов, отсутствие которых сделает невозможным открытие лагеря.

Алгоритм открытия можно представить в виде своеобразных «контрольных точек», которые обязательно необходимо пройти для начала работы лагеря, то есть выполнить их, причём по некоторым имеются жёсткие сроки. Невыполнение сроков повлечёт невозможность начала работы в запланированные сроки.

Заключительным этапом, итогом проведённых мероприятий можно считать получение Акта приёмки лагеря межведомственной комиссией, организуемой муниципальным образованием, в котором находится лагерь. Такая комиссия создаётся ежегодно постановлением главы органа местного самоуправления, а в её состав входят представители государственного санитарно-эпидемиологического надзора, государственного пожарного надзора, специалисты органов надзора и контроля за охраной труда, учреждений здравоохранения, представители ведомства, курирующего лагерь.

Приёмка учреждения проводится, как правило, не позднее, чем за три-пять дней до начала смены лагеря. О дате приёмки сообщается не позднее, чем за два дня. По результатам работы комиссии составляется акт.

Лагерь считается принятым при условии отсутствия замечаний инспектирующих органов, проводящих проверку.

Рассмотрим подробнее, в чём заключаются необходимые мероприятия для открытия лагеря, какие документы при этом оформляются и в связи с чем всё это требуется выполнить.

Уведомление о планируемых сроках открытия

Прежде всего, в срок не позднее чем за два месяца до открытия оздоровительного сезона необходимо поставить в известность органы по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения о планируемых сроках открытия детских оздоровительных лагерей, режиме функционирования (датах начала и окончания каждой смены), планируемом количестве детей в каждой смене, сроках проведения дератизационных, дезинсекционных мероприятий и акари-цидных (противоклещевых) обработок. Такие требования установлены для стационарных организаций отдыха и оздоровления детей в п. 1.6 СанПиН

2.4.4.3155—131.

№ Мероприятие, документы Сроки

1 Уведомление о планируемых сроках открытия Не позднее чем за 2 месяца

2 Заявление о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии деятельности, санитарно-эпидемиологическим требованиям Не позднее чем за 30 дней до начала смены

3 Паспорт безопасности места массового пребывания людей Не позднее чем за 30 дней до начала смены

4 Договор с лечебным стационарным учреждением здравоохранения. До открытия ДОЛ

5 Разрешительные документы Госпожнадзора МЧС о противопожарном состоянии ДОЛ До открытия ДОЛ

6 Акт ГИМС МЧС РФ До открытия ДОЛ

7 Договоры на поставку продуктов питания. Организация питания До открытия ДОЛ

1 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27.12.2013 № 73 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3155-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей».

Для оздоровительных учреждений с дневным пребыванием детей в период каникул, в соответствии с п. 1.4 и Приложением № 1 СанПиН 2.4.4.2599—10 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 19 апреля 2010 г. № 25), в срок не менее чем за 2 месяца до начала оздоровительного сезона поставить в известность орган, уполномоченный проводить государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о планируемых сроках открытия оздоровительного учреждения, режиме работы, количестве оздоровительных смен и количестве оздоравливаемых детей и не позднее чем за 30 дней до начала работы оздоровительного учреждения предоставить документы.

Перед эксплуатацией детских лагерей палаточного типа необходимо уведомить орган государственного санитарно-эпидемиологического надзора о месте размещения лагеря, о сроках его открытия и заезда детей не менее чем за один месяц согласно п. 1.8 СанПиН 2.4.4.3048—13, утверждённого постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14 мая 2013 г. № 25.

Если в нарушение требований п. 1.6 СанПиН 2.4.4.3155—13 не позднее чем за 2 месяца до открытия оздоровительного сезона лагерь не представил в государственный орган государственного надзора (контроля) в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения информацию по организации летнего отдыха детей, о планируемых сроках открытия детского оздоровительного лагеря, режиме функционирования, планируемом количестве детей в каждой смене, сроках проведения дератизационных, дезинсекционных мероприятий и акарицидных (про-тивоклещевых) обработок, то такой ДОЛ и/или его руководитель могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Впрочем, ответственность невелика — непредставление или несвоевременное представ-

ление в государственный орган (должностному лицу) орган (должностное лицо) государственного контроля (надзор) влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трёхсот рублей; на должностных лиц — от трёхсот до пятисот рублей; на юридических лиц — от трёх тысяч до пяти тысяч рублей.

Более того, орган Роспотребнадзора может не успеть привлечь в установленный срок к административной ответственности и возможно освобождение от наказания. Пример тому — постановление заместителя председателя Свердловского областного суда

от 29 сентября 2015 г. № 4а-853/2015,

отменившего постановление мирового судьи судебного участка № 1 Кировского судебного района г. Екатеринбурга, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 2 Кировского судебного района г. Екатеринбурга, от 20 июля 2015 года в отношении СПК «Курорт «Уральская здравница» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которым назначено административное наказание в виде штрафа в размере

3 000 рублей.

Суд указал на то, что в соответствии с разъяснением Пленума Верховного суда Российской Федерации в п. 14 Постановления от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днём периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.

Разрешая это дело, мировой судья не учёл того, что сведения, предусмотренные п. 1.6 СанПиН 2.4.4.3155—13, юридическим лицом должны были быть представлены в орган Роспотребнадзора за 2 месяца до открытия оздоровительного сезона, то есть в этом случае до 05.04.2015.

Следовательно, установленный ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях трёхмесячный срок давности привлечения СПК «Курорт «Уральская здравница» к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях начал исчисляться с 6 апреля 2015 года и истёк 6 июля 2015 года.

Истечение срока давности привлечения к административной ответственности в соответствии с требованиями п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Таким образом, постановление о назначении СПК «Курорт «Уральская здравница» административного наказания по ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено мировым судьёй по истечении срока давности административной ответственности и подлежит отмене. Поскольку судья районного суда при рассмотрении жалобы эту ошибку не исправил, подлежит отмене и вынесенное им решение по жалобе. Производство по делу прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Учитывая множество иных оснований для привлечения к административной ответствен -ности за допущенные в деятельности лагеря нарушения разнообразных предъявляемых требований, это решение весьма поучительно и, когда привлекают к административной ответственности детский лагерь отдыха, прежде всего рекомендуем выяснять, не истёк ли срок давности и требовать прекратить производство по делу об административном правонарушении на этом основании.

Санитарно-эпидемиологическое заключение

После информирования территориального отдела Роспотребнадзора о сроках открытия руководителю выдаётся предписание (план-задание), по выполнении которого необходимо обратиться в территориальный отдел с заявлением о разрешении на открытие лагеря. Территориальный отдел Роспотребнадзора проводит обследование (проверку выполнения предписания (план-задания) и готовит акт санитарно-эпидемиологического обследования объекта, после чего оформляется разрешение на открытие. Без письменного разрешения на бланке Управления Роспотребнадзора о соответствии санитарным правилам открытие лагеря не допускается.

Требования к территории, зданиям и сооружениям, правила приёма лагеря определяются соответствующими санитарно-эпидемиологическими правилами, утверждёнными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, применительно к виду лагеря. Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии деятельности, проводимой организацией отдыха детей и их оздоровления, санитарно-эпидемиологическим требованиям оформляется в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» с учётом изменений, внесённых Федеральными законами

№ 221-ФЗ от 29.07.2017 и № 465-ФЗ от 28.12.2016.

Для получения санитарно-эпидемиологического заключения в соответствии с п. 18 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований,

обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений, утверждённого приказом Роспотребнадзора от 18.07.2012 № 775, в адрес управления Роспотребнад-зора необходимо предоставить:

• заявление о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения по установленной данным Административным регламентом форме;

• результаты санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленные в установленном порядке.

• рассмотрение Роспотребнадзором (его территориальным органом) представленных заявителем документов для предоставления санитарно-эпидемиологического заключения проводится в срок, не превышающий тридцати календарных дней со дня получения заявления о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения.

В соответствии с п. 16 данного Административного регламента срок предоставления государственной услуги составляет 30 дней.

Для подготовки заключения органы Роспо-требнадзора требуют различные документы, подтверждающие выполнение установленных санитарных требований. К таким документам могут относиться результаты исследования питьевой воды из разводящей сети на микробиологические показатели; методические документы (инструкции) на используемые моющие и дезинфицирующие средства; примерное меню, составленное на оздоровительную смену, утверждённое юридическим лицом и согласованное с руководителем оздоровительного учреждения (п.п. 9.4.,9.5. СанПиН 2.4.4.2599—10 и приложение 1 к СанПиН 2.4.2.2842—11); документы, подтверждающие качество и безопасность пищевых продуктов, а также принадлежность к партии пищевых продуктов, в соответствии с законодательством Российской Федерации; лич-

ные медицинские книжки установленного образца с результатами прохождения медицинского осмотра и лабораторных исследований, гигиенической аттестации, сведениями о прививках согласно национальному календарю профилактических прививок; список работников оздоровительного учреждения в форме таблицы с указанием должности, даты прохождения медосмотра согласно приказу Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 г. № 302н, даты аттестации по профессиональной гигиенической подготовке, прививок согласно национальному календарю профилактических прививок; список поставщиков пищевых продуктов, бутилированной (расфасованной в ёмкости) питьевой воды; программа производственного контроля; договоры на вывоз ТБО и ЖБО, на проведение дератизационных мероприятий.

Важные документы, обязательно необходимые для получения санитарно-эпидемиологического заключения: Акт обработки и Акт контроля качества обработки территории, предусмотренные п. 3.9 СанПиН 2.4.4. 3155—13. При этом, согласно пунктам 10.4.1, 10.4.2, 10.4.3, 10.4.4

Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3.2352-08 от 7 марта 2008 г. № 19, акарицидная (противоклещевая) обработка и мероприятия по борьбе с грызунами, насекомыми должны проводиться в т.ч. на расстоянии не менее 50 метров за территорией оздоровительных организаций и баз отдыха.

Паспорт безопасности места массового пребывания людей

Паспорт безопасности места массового пребывания людей предусмотрен Постановлением Правительства РФ от

25.03.2015 № 272 (ред. от 19.01.2018)

«Об утверждении требований к антитеррористической защищённости мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии

Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)».

В зависимости от возможных последствий совершения террористического акта в местах массового пребывания людей установлены следующие категории мест массового пребывания людей:

а) место массового пребывания людей 1 категории — место массового пребывания людей, в котором при определённых условиях может одновременно находиться более 1000 человек;

б) место массового пребывания людей 2 категории — место массового пребывания людей, в котором при определённых условиях может одновременно находиться от 200 до 1000 человек;

в) место массового пребывания людей 3 категории — место массового пребывания людей, в котором при определённых условиях может одновременно находиться от 50 до 200 человек.

Паспорт безопасности — информационно-справочный документ, который отражает состояние антитеррористической защищённости места массового пребывания людей и содержит перечень необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов в месте массового пребывания людей. Паспорт безопасности — документ, содержащий служебную информацию ограниченного распространения, и имеет пометку «Для служебного пользования», если ему не присваивается гриф секретности.

Актуализация паспорта безопасности происходит не реже одного раза в 3 года, а также в следующих случаях:

а) изменение основного назначения и значимости места массового пребывания людей;

б) изменение общей площади и границ места массового пребывания людей;

в) изменение угроз террористического характера в отношении места массового пребывания людей;

г) возведение в границах места массового пребывания людей либо в непосредственной близости к нему каких-либо объектов.

Таким образом, если летний лагерь функционирует без каких-либо изменений, возможно использование паспорта безопасности в течение трёх лет.

Для получения заключения о соответствии нормам безопасности необходимо представить уставные документы (ИНН, свидетельство о госрегистрации, выписку из ЕГРИП, устав); Акт обследования объекта; договор об охране объекта (частное охранное предприятие, вневедомственная охрана), договор об установке видеонаблюдения на объекте, кнопок экстренного вызова полиции, системы контроля доступа.

Отметим, что требование обязательного предоставления договоров с частным охранным мероприятием или вневедомственной охраной не совсем обосновано, так как лагерь может иметь и собственных вахтёров, ограничивающих вход и въезд на территорию лагеря.

Договор с лечебным стационарным учреждением здравоохранения

В лагере требуются обязательно медицинский кабинет и изолятор с необходимым перечнем оборудования и лекарственных средств, согласно приложению

19, 20, 21, 22 СанПиН 2.4.4.1204-03,

и подготовленным медицинским персоналом. Нормативными актами Минз-дравсоцразвития России фактически предусмотрено обязательные действующие договоры с лечебными, в том числе стационарными учреждениями здравоохранения для оказания медицинской помощи детям, находящимся в оздоровительном учреждении.

В соответствии с п. 5 Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним в период оздоровления и организованного отдыха, утверждённого приказом Минздравсоцразвития России от 16.04.2012 № 363н (далее — Порядок № 363н), организация и оказание медицинской помощи детям в период оздоровления и организованного отдыха в учреждениях проводится врачом-педиатром, врачом общей практики (семейным врачом) (далее — врач), который

назначается на должность и освобождается от должности руководителем учреждения. При этом, согласно п. 6. Порядка № 363н, врач возглавляет медицинский пункт, который является структурным подразделением учреждения и создаётся для оказания медицинской помощи детям в период оздоровления и организованного отдыха. На должность врача медицинского пункта учреждения назначается специалист, соответствующий Квалификационным требованиям к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения (п. 7 Порядка № 363н).

В Письме Росздравнадзора № 01И-369/14 указывается на то, что право на ведение медицинской деятельности возникает у детского оздоровительного лагеря с момента получения им лицензии на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по специальности «педиатрия», либо при наличии договора о медицинском обслуживании детей, заключённого с медицинской организацией, имеющей указанную лицензию на медицинскую деятельность.

Таким образом, летний лагерь должен иметь действующий договор с лечебными учреждениями здравоохранения либо получить собственную лицензию на медицинскую деятельность, что сделать значительно сложнее.

Документы о противопожарном состоянии лагеря

Разрешительные документы Государственного пожарного надзора (акта обследования, либо акта проверки соблюдения требованиям пожарной безопасности с предписанием по устранению нарушений требований пожарной безопасности) органов надзорной деятельности МЧС России о противопожарном состоянии объекта организации отдыха — обязательное требование для любого лагеря.

С учётом Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых

Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме», необходимо направить заявку о выдаче заключения о соответствии нормам пожарной безопасности на лагерь. Для получения заключения о соответствии нормам пожарной безопасности необходимо представлять уставные документы (ИНН, свидетельство о госрегистрации, выписка из ЕГРИП, устав) и Акт обследования объекта.

При этом следует иметь в виду, что, согласно ст. 32, ч. 7 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», на объектах защиты (спальных корпусов) системы пожарной сигнализации (оборудованием) необходимо обеспечить подачу дублирования сигнала о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.

Официальные разъяснения по порядку применения указанных требований содержатся в письме МЧС России от 10.07.2014 № 19-2-13-2011, согласно

которому нормы Технического регламента, в том числе ч. 7 ст. 83, не устанавливают возможность создания монопольного положения для одной организации на рынке монтажа и эксплуатации систем автомати-

О О Р

ческой пожарной защиты. Более того, в соответствии с этой нормой в отношении объектов защиты допускается использование любых средств связи и передающего оборудования различных производителей (в том числе и ранее смонтированных систем передачи извещений о пожаре), исключающих передачу ложных тревожных сообщений и контролирующих исправность систем пожарной сигнализации при дублировании сигналов от систем пожарной сигнализации объекта на пульт подразделения пожарной охраны. Учитывая вышеизложенное и в целях демонополизации услуг, связанных с передачей сигнала от систем АПС на пульты подразделений пожарной охраны, исключения

при этом развития коррупционных факторов, а также обеспечения конкуренции обращает внимание на недопустимость создания на территории субъекта Российской Федерации монопольного положения для одной организации по монтажу и эксплуатации оборудования для передачи сигнала. Закупку оборудования по приёму сигнала на пульт подразделения ГПС ФПС МЧС России без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации осуществлять в соответствии с требованиями Федерального закона

от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной

системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждённом Указом Президента РФ от 11.07.2004 № 868, одной из основных задач МЧС России является осуществление деятельности по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах (пп. 5 п. 7 Положения).

Таким образом, вопросы использования противопожарного оборудования, в частности системы ПАК «Стрелец-Мониторинг», порядок его эксплуатации с объектовым оборудованием находятся в прямой компетенции МЧС России. В целом деятельность противопожарной службы МЧС России (в том числе по использованию противопожарного оборудования) осуществляется исключительно в целях защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исходя из вышеназванных положений следует, что подключение объектовых станций лагеря к пультовому оборудованию ПАК «Стрелец-Мониторинг», установленному в подразделениях ФПС, на безвозмездной основе органом Госпожнадзора в рамках исполнения полномочий по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров.

Более того, в Постановлении Арбитражного суда Уральского округа

от 15.06.2016 № Ф09-3688/16 по делу № А50-18059/2015 было указано на то, что «поскольку монтаж станций произведён, обязанность по их подключению законом возложена на органы противопожарной службы, уклонение последних от выполнения обязанности не может служить основанием для отказа от оплаты выполненных подрядчиком работ».

Акт ГИМС МЧС РФ

Купание детей в лагере в естественных водных водоёмах возможно при наличии разрешения органов Роспотребнадзора в специально оборудованных и приспособленных местах. Однако, кроме того, обязателен к получению акт технического освидетельствования пляжа органом ГИМС МЧС России.

В соответствии с приказом МЧС РФ от 29.06.2005 № 501 «Об утверждении Правил технического надзора за маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоёмах, переправами и наплавными мостами» производится техническое освидетельствование пляжей ежегодно до начала купального сезона. Конкретные сроки устанавливаются руководителями подразделений ГИМС МЧС России по согласованию с владельцами пляжей.

Результаты технического освидетельствования оформляются актом в двух экземплярах, один экземпляр которого передаётся владельцу пляжа. При соответствии технического состояния пляжа установленным требованиям даётся разрешение на пользование пляжем, о чём делается запись в акте.

Организационные мероприятия по питанию

Для получения разрешения Роспотребнадзора необходимы договоры на поставку продуктов питания, что требует проведения соответствующих организационных мероприятий (например, проведения торгов на право организовать питание в лагере, в случае передачи питания на аутсорсинг). Либо необходимо заранее заключить договор на поставку продуктов питания в случае организации питания штатным персоналом лагеря.

Также на практике органы Роспотребнадзора требуют предъявить утверждённое руководителем лагеря в соответствии с п. 10.2 СанПиН 2.4.4.3048-13 примерное меню, рассчитанное не менее чем на 2 недели, с учётом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей всех возрастных групп и рекомендуемых суточных наборов пищевых продуктов для организации питания детей. На основании утверждённого примерного меню в лагере ежедневно составляется меню-раскладка с указанием выхода блюд для детей разного возраста.

Обратим внимание на то, что, согласно СанПиН 2.4.4.3048-13, примерное меню не надо согласовывать с органами Роспо-требнадзора. А вот СанПиН 2.4.4.3048-13 в п. 9.19 предписывает примерное меню для палаточного лагеря разрабатывать ответственному за питание в лагере (повару или организации, обеспечивающей питание) и утверждать начальником палаточного лагеря либо его учредителем.

В заключение обратим внимание на два документа, которым пока что в процессе подготовки к открытию лагеря уделяется недостаточно внимания.

Прежде всего, это Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52887-2007 «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления», который утверждён и введён в действие приказом Федерального агентства по техни-

ческому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. № 565-ст.

В соответствии с п. 4.6 Национального стандарта для обеспечения необходимого качества услуг, предоставляемых детям учреждением отдыха и оздоровления, должны соблюдаться следующие основные условия:

1) состояние документации, в соответствии с которой работает учреждение;

2) условия размещения учреждения;

3) укомплектованность учреждения необходимыми специалистами и уровень их квалификации;

4) техническое оснащение учреждения (оборудование, приборы, аппаратура, спортивное и туристское снаряжение, транспорт и т.д.);

5) система внутреннего контроля качества предоставляемых услуг.

При этом Национальный стандарт определяет в том числе и перечень документации, который, собственно, и может проверяться при приёмке межведомственными комиссиями.

Во-вторых, Примерное положение об организациях отдыха детей и их оздоровления сезонного действия или круглогодичного действия, утверждённое приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 июля 2017 г. № 656, которым утверждены:

• примерное положение об организациях отдыха детей и их оздоровления сезонного действия или круглогодичного действия;

• примерное положение о лагерях, организованных образовательными организациями отдыха и оздоровления учащихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием);

• примерное положение о детских лагерях труда и отдыха;

• примерное положение о детских лагерях палаточного типа;

• примерное положение о детских специализированных (профильных) лагерях, детских лагерях различной тематической направленности.

Примерные положения устанавливают различные цели деятельности организаций отдыха детей и их оздоровления, устанавливая при этом ряд общих для всех организаций требований. Так, в частности, сформулированы требования к персоналу таких организаций: к работе допускаются лица, не имеющие установленных законодательством Российской Федерации ограничений на занятие соответствующей трудовой деятельностью, а также прошедшие в соответствии с Порядком проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжёлых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утверждённым приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжёлых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда», обязательные предварительные медицинские осмотры и периодические медицинские осмотры (обследования), необходимые для выполнения работ, предусмотренных пунктами 18-20 перечня работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, утверждённого указанным приказом.

Кроме того, определено, что пребывание детей в организациях отдыха детей и их оздоровление регулируется законодательством Россий-

ской Федерации и договором об организации отдыха и оздоровления ребёнка, заключённым с родителями (законными представителями) детей. Следовательно, в наступающем сезоне можно ожидать проверок таких договоров, несмотря на то, что примерная форма такого договора пока ещё не утверждена. НО

Preparing For The Acceptance Of The Summer Children's Recreation Camp

Larisa G. Ponomareva, Director of the State Agency for Rest and Recreation State Budgetary Institution «Meteor», Chelyabinsk

Andrey P. Timoshchenko, Deputy Director, State Budgetary Institution «Meteor», Chelyabinsk

Abstract. Before doing recreational activities and improving children, it is necessary to issue a lot of documents and perform a number of preparatory works. It is necessary to obtain permits from a number of services and conclude agreements with a number of organizations. The article contains an algorithm of actions that must be performed before the beginning of the work of the children's health camp in the summer.

Keywords: summer vacation, summer children's recreation camp, sanitary norms, fire safety, baby food, camp management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.