НЕ ПРЕХОДЯЩИЕ ЗАКОНЫ детского отдыха
Николай Францевич Дик,
педагог, отличник народного просвещения, публицист, член Союза литераторов России
Всё в нашей жизни быстротечно. Но остаются вечными и неизменными трудности детства, отрочества и юности. Да, жизнь ежедневно вносит свои коррективы, но остаются непреходящие ценности и законы жизнедеятельности детского и подросткового коллектива. Подходит каникулярное время, и перед педагогами и родителями возникают вечные проблемы занятости, оздоровления и культурного досуга детей и подростков.
• круглогодичная система отдыха и оздоровления • документооборот
• программа жизнедеятельности летнего пришкольного оздоровительного лагеря
Почему принято больше говорить только о летней оздоровительной кампании? В современных общеобразовательных учреждениях эта проблема актуальна и в период осенних, зимних и весенних каникул. Руководителям учреждений, организаторам детского досуга и родителям об этом нельзя забывать. Оздоровление, профилактика и культурно-досуговая деятельность будут эффективнее, если это круглогодичная система комплексных мер: летом, осенью, зимой и весной. Тогда в конкретном образовательном учреждении сформируются свои приёмы, свой опыт, появятся уникальные «фишки», неповторимое «лицо» детского и педагогического коллектива.
А как же обрести это уникальное и неповторимое «лицо», свой
особенно привлекательный имидж образовательного учреждения по организации отдыха детей и подростков в каникулярный период? Попытаемся сформулировать подходы к разрешению этих извечных педагогических проблем.
Кто будет работать с детьми?
Пожалуй, это одна из главных проблем руководителя. Можно перечитать множество книг, инструкций и методических рекомендаций, но если у педагога нет желания, то дело приобретёт формальный характер. Подбор и обучение будущих кадров летней оздоровительной площадки или детского оздоровительного лагеря — вот с чего надо начинать руководителю. Наличие жизненного
и педагогического опыта ещё не означает, что мы готовы работать в летний период с современным подростком — неординарным, непредсказуемым, со своим внутренним миром и своей особенной «Я-концепцией». Но здесь может сработать принцип: «Новое — это хорошо забытое старое». Без уникального опыта работы всесоюзных детских центров «Артек» и «Орлёнок», где когда-то впервые апробировались увлекательные методики Сталя Шмакова и Олега Газмана, Симона Соловейчика и Владимира Караковского, просто невозможно творить новое. К сожалению, некоторые советы и рекомендации классиков отечественной педагогики ныне незаслуженно забыты или просто игнорируются. А ведь ценность этих методик заключается в единстве взаимопонимания личности взрослого и подростка, совместного творчества, социально значимой для ребёнка деятельности, а не повальное увлечение «модненьким» или заигрывание с молодёжной субкультурой, навязанные телеэкраном или Интернетом.
Личность самого педагога-воспитателя — вот что остаётся главной проблемой в организации детского досуга. Далеко не каждому педагогу даже с дипломом и педагогическим стажем можно доверить работу в летнем оздоровительном детском лагере с дневным или круглосуточным пребыванием детей и подростков. Руководителю образовательного учреждения при подборке педагогических кадров об этом всегда необходимо помнить, ведь взрослые будут находиться с детьми и при купании в водоёмах, реке или море, проводить с подростками летние вечера, ходить с ними в однодневные или многодневные пешеходные или комбинированные походы, совершать экскурсии и танцевать на дискотеках.
Документооборот
Руководителю необходимо свободно владеть методикой ведения документооборота. В этом вопросе важно сразу определиться, кто будет
отвечать за летнюю оздоровительную кампанию. Найдите золотую середину: не возлагайте всю работу на одного человека, но и не создавайте искусственное множество ответственных. Как правило, в учебных заведениях за летнюю кампанию отвечают три основных лица — руководитель учреждения, заместитель руководителя по воспитательной работе и непосредственно директор лагеря или площадки. А вот далее важно разумно распределить функциональные обязанности и подчинённость.
В каждом регионе отработаны собственные системы документооборота, но существуют единые федеральные требования. Как правило, основными нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность детского оздоровительного лагеря или площадки, являются:
1. Документы федерального уровня:
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (с изменениями на 3 декабря 2011 года);
Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;
Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 №69-ФЗ;
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52887-2007 «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления» (Утверждён приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии 27.12.2007 № 565-ст, введён в действие с 01.01.2009);
Приказ Минобразования РФ от 13 июля 2001 г. № 2688 «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха» (с изменениями от 28.06.2002);
Порядок и условия привлечения педагогических и других работников для работы в оздоровительных лагерях, летних оздоровительных дошкольных учреждениях, по проведению туристских походов, экспедиций, экскурсий и оплаты их труда (Приложение 1 к приказу Минобразования России от 29.03.1993 № 113);
Методические рекомендации МР 2.4.4.0011-10 «Методика оценки эффективности оздоровления в загородных стационарных учреждениях отдыха и оздоровления детей»;
«Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности перевозок организованных групп детей автомобильным транспортом» (утверждены 24.10.2006 руководителем Роспотребнадзо-ра РФ и главным государственным инспектором безопасности дорожного движения РФ);
Санитарные правила СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий»;
Правила пожарной безопасности в РФ ППБ 01-03, введены в действие приказом Министерства РФ по делам Гражданской обороны, Чрезвычайных ситуаций и ликвидации стихийных бедствий от 18.06.2003 № 313;
О лицензировании организаций (учреждений) отдыха и оздоровления детей (Письмо Минобразования России, Министерства труда и социального развития России, Госкоммолодёжи России от 16.03.1999);
СанПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул»;
СанПин 2.4.4.1204-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержа-
нию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей»;
СанПиН 2.4.4.2605-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы детских туристических лагерей палаточного типа в период летних каникул».
2. Региональный уровень
В каждом регионе (области, крае, республике) обязательно существует собственная система нормативно-правового регулирования занятости детей и подростков, их оздоровления в каникулярный период с учётом специфики региона — климатических и географических особенностей, национальных и религиозных традиций и обычаев.
3. Локальные документы
Это документы конкретного образовательного или оздоровительного учреждения. Локальное делопроизводство тоже всегда индивидуально, но именно к нему стоит отнестись с особым вниманием и почтением. Именно от локального акта, приказа, распоряжения может зависеть многое. Приведём пример.
Образец приказа об организации летнего отдыха детей
Наименование общеобразовательного учреждения. Приказ №_
15. 05. 201_.
Об организации деятельности пришкольной оздоровительной площадки в школе в июне 201_ года.
В целях обеспечения отдыха, оздоровления детей в летний период и во исполнение Постановления (Распоряжения) _ (наименование
муниципального органа власти; дата; №; название распоряжения) и приказа_ (наименование органа управления образованием; дата, №; название приказа)
приказываю:
1. Открыть межшкольную оздоровительную площадку
с организацией питания с 02.06.201_ г. по
25.06.201_ г. на базе школы с количеством школьников _ человек
2. Утвердить списочный состав учащихся пришкольной оздоровительной площадки (Приложение).
3. Утвердить штат работников площадки с учётом графика трудовых отпусков:
3.1. ФИО — начальник площадки, ФИО — старшая вожатая, ФИО — воспитатель, ФИО — вожатая, ФИО — физрук.
3.2. Возложить на работников площадки ответственность за жизнь и здоровье детей во время проведения воспитательно-оздоровительных мероприятий.
4. Организовать работу площадки на основании положения о пришкольной площадке в школе (Положение прилагается).
5. Заместителю директора школы по воспитательной работе (ФИО) и начальнику площадки (ФИО)
в срок до 25.05.200_ г.:
5.1. Сформировать состав учащихся пришкольной площадки.
5.2. Оформить необходимую документацию согласно требованиям муниципальных органов управления образованием и госэпиднадзора.
5.3. Разработать должностные инструкции работников пришкольной площадки и правила техники безопасности.
5.4. Ознакомить сотрудников, направляемых на площадку с функциональными обязанностями и правилами техники безопасности.
6. Закрепить места дислокации учащихся пришкольной площадки в здании школы: кабинеты №№ _.
7. Заместителю директора по административно-хозяйственной деятельности (ФИО) в срок до
30.05.201_ г.:
7.1. Назначить ответственных лиц за пожарную безопасность во время работы пришкольной площадки.
7.2. Обеспечить площадку необходимым спортивным инвентарём и оборудованием.
8. Контроль за исполнением данного приказа оставляю за собой.
Директор (наименование ОУ, ФИО, подпись)
С приказом ознакомлены: (ФИО ответственных лиц, подпись, дата).
Примечание: к приказу прилагается список учащихся с указанием ФИО ученика, дата рождения, адрес места жительства, заключение врача о состоянии ребёнка, а также Положение о пришкольной площадке.
Локальное делопроизводство, как правило, включает: санитарно-эпидемиологическое заключение; акт готовности лагеря, лицензию на право ведения воспитательной деятельности; акты о проведённых работах по дезаратизации (борьбе с грызунами) и противоклещевой обработке территории оздоровительного учреждения; документы на право оперативного управления зданиями и землёй (договор с учредителем); паспорт учреждения; договора — на выполнение монтажа пожарной сигнализации, с органом здравоохранения на оказание медицинских услуг, с отделом внешней охраны РОВД, на поставку продуктов, на обслуживание холодильного оборудования, на вывоз мусора, на проведение работ по обследованию и очистке дна водного объекта в местах массового отдыха населения с ТОПСЦ; акт технического обследования пляжа; если лагерь самостоятелен — номенклатура дел учреждения, книга приказов по основной деятельности, книга приказов по движению детей, штатное расписание, финансово-бухгалтерские документы; должностные инструкции (на всех сотрудников, даже не включённых в штатное расписание и выполняющих работу по отдельному
договору или на общественных началах); правила внутреннего трудового распорядка; данные об обслуживающем персонале; медицинские книжки сотрудников учреждения; графики проведения смен, работы и дежурства сотрудников лагеря, вывоза мусора, завоза продуктов и т.д.; инструкции по технике безопасности и охране труда (по каждому виду деятельности — очень важный аспект документооборота); журналы — регистрации инструктажей, несчастных случаев, проверок кухонного блока и т.д.; документация столовой (примерное 10-дневное меню, утверждённое органом Роспотребнадзора, план производственного контроля, сертификаты продуктов, бракеражные журналы); документация медпункта (медицинские справки на каждого ребёнка, журнал регистрации обратившихся за медпомощью, данные о работе медицинских кабинетов, перечень опасных медицинских препаратов, заключение вышестоящих органов на право деятельности медицинского кабинета).
4. Документы по организации воспитательно-оздоровительного процесса
В каждом лагере или площадке в зависимости от специфики могут существовать свои документы. Но и здесь входит в традицию наличие Программы жизнедеятельности детского лагеря (площадки), включающей мероприятия воспитательно-образовательной, оздоровительной направленности и дополнительного образования. Кроме того, программа развития летнего лагеря (площадки) или модель развития лагеря на перспективу; план-сетка воспитательно-оздоровительной работы на каждую смену; планы работы отрядов; режим дня лагеря, журнал распределения детей по отрядам; отрядные уголки, законы отряда и всего лагере; банк (копилка) воспитательных дел, мероприятий, рекомендаций, памяток (в электронном или бумажном варианте).
Слишком много документов? Опять излишнее «бумаготворчество»? Нет, это реалии современного дня. Опытные руководители частенько придерживаются принципа: «Лучше перестраховаться, чем потом кусать локти». И это не работа «по старинке», а разумное отношение к делу.
Призадумайтесь, разве помешают руководителю летней оздоровительной кампании или руководителю образовательного учреждения (директору детского оздоровительного лагеря) должностные инструкции начальника лагеря с дневным пребыванием детей, руководителя физической культуры лагеря (площадки), воспитателя лагеря (площадки) и вожатого? Или для лагеря труда и отдыха должностные инструкции начальника, заместителя начальника по воспитательной работе, заместителя начальника по производственной работе, коменданта и вожатого? Наличие таких должностных инструкций просто необходимо.
А разве не понадобятся сотрудникам лагеря, детям и их родителям требования к соблюдению мер безопасности на воде, памятки по оказанию первой помощи людям, потерпевшим бедствие на воде, инструкции по охране труда при проведении прогулок, туристских походов, экскурсий и экспедиций; по охране труда при проведении спортивных соревнований? Да просто памятки для детей, вожатых и родителей под такими названиями: «Как предотвратить солнечный удар», «Если вас ужалила оса», Как избежать грибных неприятностей», Первая помощь при поражении молнией», «Первая помощь при ожогах», «Что нужно делать для спасения укушенного змеёй» разве не пригодятся в летний период?
Вот из таких мелочей и строится безопасный и интересный детский отдых.
Умение планировать работу детского оздоровительного учреждения
Вы обратили внимание, что мы с вами уже говорим о программах жизнедеятельности детского лагеря (площадки) и программах развития (моделях,
концепциях развития) детских и подростковых оздоровительных учреждений? Пять лет назад подобные термины для многих были в новинку, но в наши дни это реальность, это часть документооборота любой, даже небольшой детской площадки по месту жительства.
Во многих общеобразовательных учреждениях нет возможности открыть пришкольный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей, поэтому они организуют работу пришкольной оздоровительной площадки. Такие площадки могут быть созданы и при общеобразовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа — детский сад», при учреждениях дополнительного образования детей, «дворовые» — по месту жительства детей в микрорайоне при ЖРЭУ (жилищно-ремонтное эксплуатационное управление). Как правило, на детских оздоровительных площадках отдыхают дети дошкольного и младшего школьного возраста.
Программа жизнедеятельности летнего пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на примере лагеря «Солнышко» СОШ № 1 г. Азова Ростовской области
Пояснительная записка
Разработка программы организации каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
• повышением спроса родителей и детей на организованный отдых младших школьников в условиях города;
• потребностью структурирования и упорядочения работы педагогического коллектива в условиях летнего пришкольного оздоровительного лагеря.
Программа комплексная, т.е. включает программу настоящей жизнедеятельности и моделирования концепции развития пришкольного лагеря. По продолжительности она
краткосрочная, т.е. реализуется в течение летней оздоровительной кампании. В лагере объединено несколько отрядов, которые посещают дети и подростки 7 — 14 лет.
Основной состав лагеря — учащиеся школы. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных, многодетных семей, имеющих родителей-пенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах по 25 человек.
Программа разработана с учётом следующих законодательных нормативно-правовых документов (идёт перечень основных законодательных актов).
Лагерь создаётся на постоянной основе и функционирует в период школьных каникул, не является юридическим лицом. Лагерь организуется для укрепления здоровья детей, развития их интеллектуальных способностей, повышения гигиенической и физической культуры; реализации медико-профилактических, спортивных, образовательных, культур-но-досуговых программ и услуг, обеспечивающих восстановление сил, творческую самореализацию, нравственное, гражданское, патриотическое, экологическое воспитание детей.
Содержание программы жизнедеятельности оздоровительного лагеря
Пришкольный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей существует на базе__(полное наименование общеобразовательного учреждения).
В лагере организуются три смены, в основном для учащихся 1 — 7-х классов школы. Спальные и игровые помещения располагаются в классных аудиториях и оснащаются в соответствии с требованиями к пришкольным лагерям отдыха детей.
Цель программы: создание благоприятных условий для полноценного отдыха, укрепления здоровья и развития творческих способностей младших школьников в летний период.
Задачи программы
Создать благоприятные условия для развития творческих возможностей и социально-нравственной активности каждого отдыхающего в лагере.
Укрепить здоровье посредством здоровьесберега-ющих игровых технологий, закрепить навыки личной гигиены и полезного общественного труда.
Организовать интересный, познавательный и увлекательный досуг младших школьников.
Привить навыки бережного отношения к окружающей природе и родной школе.
Развить организаторские способности посредством участия детей в управлении лагерем и коллективных творческих делах.
Педагогическое кредо коллектива пришкольного оздоровительного лагеря
Педагогический профессионализм; уважение личности ребёнка; сотрудничество, сотворчество, содружество; поддержка детских инициатив и творчества; самоуправление детского коллектива; индивидуальный подход и коллективное творчество; позитивное решение конфликтных ситуаций.
Структура лагерной смены Смена условно делится на четыре периода:
• Адаптационный — анализ потребностей
и возможностей детей, совместное планирование общелагерных мероприятий, выбор актива смены.
• Развивающий — организация совместной досуговой деятельности, проведение оздоровительных мероприятий, функционирование ученического самоуправления.
• Аналитический — диагностика интеллектуального и коммуникативного уровня развития
детей в лагере, динамика оздоровления и укрепления здоровья, коррекция деятельности педагогического коллектива.
• Заключительный — сбор предложений детей и их родителей по совершенствованию воспитательной системы в смене, выработка индивидуальных психолого-педагогических рекомендаций для каждого школьника, подготовка к закрытию смены.
Организационная структура лагеря
Высший орган детского самоуправления в лагере — совет лидеров отрядов.
В каждом отряде еженедельно открытым голосованием выбирается лидер отряда. Таким образом, обеспечена демократичность выбора лидера. Если в течение недели лидер справляется со своими обязанностями и устраивает ребят как вожак, носитель их идей, то его могут переизбрать на новый срок (на следующую неделю).
Так как в лагере, в основном, учащиеся начальных классов и младшие подростки, то сложной структуры детского самоуправления не планируется.
Совет лидеров собирается по мере необходимости под руководством начальника лагеря, но не реже одного раза в неделю.
На совете лидеров утверждаются общелагерные мероприятия и корректируется воспитательный план работы лагеря на неделю.
Содержательные блоки программы:
1. Культурно-досуговый.
2. Физкультурно-оздоровительный.
3. Дополнительное образование детей.
4. Психолого-педагогическое сопровождение лагерной смены.
Механизм реализации программы
Название дня Основные мероприятия Место проведения
1-й — «Здравствуй, «Солнышко»! Встречай!» 1. «Здравствуй, лето! Здравствуй, лагерь!» (Праздник открытия лагерной смены) 2. «Веселись, играй, сил набирай» (конкурсная программа) 3. Обустройство лагеря Школьная площадка Городской парк
2-й — «Ярмарка идей» 1. Выборы лидеров отрядов. Формирование общелагерного органа детского самоуправления 2. «Что нам делать, как нам быть?» (деловая игра по выработке идей) 3. Экскурсия в библиотеку Школа Библиотека
3-й — «Салют, город!» 1. «Государственные символы России» (Беседа-диалог) 2. Игра «Зигзаг удачи» 3. Беседа о ПДДШкола Парк. Школьный двор
4-й — «Лето красное пришло» 1. «Народные летние приметы, традиции и обычаи» (фольклорная экологическая беседа-диалог) 2. Катание в парке на аттракционах. 3. Подвижные игры на воздухе Школа Парк
5-й — «Мы в ответе за планету» 1. «Планета друзей» (ролевая игра) 2. «Береги свою планету!» (познавательный экологический утренник) 3. «Стать волшебником хочу» (литературно-развлекательная программа) Школа Школьный двор. Школа
6-й — «Со здоровьем я дружу» 1. «Умей сказать: «Нет!»» (деловой практикум) 2. «Негативное влияние табачного дыма на организм человека» (беседа-диалог) Мини спортивные соревнования Школа Школьный стадион
7-й — «Чистота — залог здоровья» 1. «Будь аккуратным и чистым» (деловой практикум) 2. «Чистый дом — залог здоровья» (беседа-диалог) 3. Экскурсия по памятным местам города Школа Центр города
8-й — «Что нас окружает?» 1. «Не начинай курить!» (практикум с элементами деловой игры) 2. «Что мы знаем об окружающем мире?» (экологический КВН) 3. Конкурс самых быстрых (подвижные игры в помещении и на свежем воздухе) Школа Школьный двор
9-й — «День вежливости» 1. «Манеры поведения» (этическая беседа-диалог) 2. «Поговорим о вежливости» (этическая беседа-диалог) 3. Экскурсия на городской пляж Школа Городской пляж
10-й — «Ученье и труд всё перетрут» 1. «Корень учения горек, да плод его сладок» (устный журнал о пословицах и поговорках). 2. «О добросовестном отношении к труду» (беседа-размышление) 3. Детский волейбол Школа Школьный стадион
11-й — «День купания» 1. «Обливайка» (развлекательная игра) 2. «Весёлый праздник Нептуна» 3. Подвижные игры, дартс, бадминтон Школьный двор; гор. пляж
12-й — «День рисунка» 1. Экскурсия в картинную галерею 2. Конкурс рисунков на асфальте 3. Конкурс рисунков «Я вижу мир» 4. Беседа о ПДДШкола Городской парк
Название дня Основные мероприятия Место проведения
13-й — «День интеллектуала» 1. «Необычные уроки смекалистых и сообразительных» (интеллектуально-игровая программа) 2. «Самый умный» (интеллектуально — творческая игра) 3. Занятия по интересам (дополнительное образование) Школа
14-й — «День фантазёров» 1. «В гостях у Фокуса-покуса» (развлекательный утренник) 2. Конкурс фантастический идей и проектов 3. Занятия по интересам (дополн. образов.) Школа
15-й — «День родного города» 1. «Мой город, дивный город!» (исторический турнир). 2. Экскурсия в городской музей 3. Казачьи игрища (спортивно-развлекательная программа) Школа Центр города Городской парк
16-й — «День здоровья» 1. «Малые олимпийские игры» (спортивные соревнования) 2. «Сохрани своё здоровье» (беседа-диалог) 3. «Диагностика успешности» (тестирование учеников) Школьный стадион. Школа
17-й — «День любознательных» 1. «Следствие ведут знатоки» (интеллектуально-развлекательная программа) 2. Первенство лагеря по шашкам и шахматам 3. Развивающие игры в помещении Школа
18-й — «День танцоров и певцов» 1. Концертная программа «Волшебное колесо» 2. Конкурс «Ало, мы ищем таланты!» 3. Встреча с солистами ансамбля «Казачата» и «Донских казаков» ГДК Школа
19-й — «Прощай, лето!» 1. Праздник закрытия лагерной смены 2. Праздничный концерт Школа
Предполагаемые результаты
• Положительная динамика укрепления здоровья и коммуникативных навыков младших школьников.
• Удовлетворённость детей и родителей куль-турно-досуговой деятельностью во время лагерной смены.
• Повышение интеллектуального уровня детей, мотивация обучения в новом учебном году.
• Потребность большинства детей в здоровом образе жизни и организованного досуга.
• Повышение интереса к историческим культурным центрам города, к истории и традициям родного края.
По мере необходимости программа может быть дополнена характеристикой основных коллективных творческих дел всего лагерного коллектива или по возрастным категориям, расписаны приёмы и методы организации жизнедеятельности детского и подросткового коллектива Программу можно оснастить психолого-педагогическими методиками диагностики эффективности работы педколлектива, самочувствия детей, отношения их к тем или иным мероприятиям. НО