Научная статья на тему 'Организация летнего досуга детей в России в 1940-60-е гг'

Организация летнего досуга детей в России в 1940-60-е гг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
604
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА / ЛЕТНИЙ ДОСУГ / ПИОНЕРСКИЙ ЛАГЕРЬ / ТУРИСТИЧЕСКИЙ ЛАГЕРЬ / СИСТЕМА "ПИОНЕРСКИХ СТУПЕНЕЙ" / LEISURE / SUMMER LEISURE / SUMMER CAMP / TOURIST CAMP / THE "PIONEERING STEPS"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колокольникова Зульфия Ульфатовна, Назранова Ксения Андреевна, Курдюкова Виктория Игоревна

В данной статье проведен анализ организации летнего досуга детей в России в 1940-60-е гг., а именно рассмотрены формы и виды педагогической работы с детьми в летний каникулярный период, типы летних досуговых учреждений РСФСР, организация работы и подготовки педагогических кадров к работе с детьми в летний период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колокольникова Зульфия Ульфатовна, Назранова Ксения Андреевна, Курдюкова Виктория Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF SUMMER LEISURE OF CHILDREN IN RUSSIA IN THE 1940S-60S

This article analyzes the organization of summer leisure activities for children in Russia in 1940-60-ies, namely, the author considers the forms and types of pedagogical work with children during the summer vacation period, the types of summer recreation institutions of the RSFSR, the organization of work and training teachers to work with children in the summer.

Текст научной работы на тему «Организация летнего досуга детей в России в 1940-60-е гг»

Педагогика

УДК: 379.81

кандидат педагогических наук, доцент Колокольникова Зульфия Ульфатовна

Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); студент Назранова Ксения Андреевна

Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); студент Курдюкова Виктория Игоревна

Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕТНЕГО ДОСУГА ДЕТЕЙ В РОССИИ В 1940-60-Е ГГ.

Аннотация. В данной статье проведен анализ организации летнего досуга детей в России в 1940-60-е гг., а именно рассмотрены формы и виды педагогической работы с детьми в летний каникулярный период, типы летних досуговых учреждений РСФСР, организация работы и подготовки педагогических кадров к работе с детьми в летний период.

Ключевые слова: организация досуга, летний досуг, пионерский лагерь, туристический лагерь, система «пионерских ступеней».

Annotation. This article analyzes the organization of summer leisure activities for children in Russia in 1940-60-ies, namely, the author considers the forms and types of pedagogical work with children during the summer vacation period, the types of summer recreation institutions of the RSFSR, the organization of work and training teachers to work with children in the summer.

Keywords: leisure, summer leisure, summer camp, tourist camp, the "pioneering steps".

Введение. Забота об обеспечении здорового, разумного и радостного отдыха обучающихся во время летних каникул, использование летних условий для физического закаливания, закрепления и применения на практике знаний, полученных учащимися в течение учебного года - являлось и является одним из важных условий успеха всей учебно-воспитательной работы с детьми.

Изложение основного материала статьи. Значимость для государства и актуальность вопросов эффективной организации летнего отдыха детей для современного общества подтверждается целым спектром нормативно-правовых документов. Деятельность летних лагерей, педагогов, детей регламентируется рядом документов. Конвенция ООН о правах ребенка (1991), Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990), Конституция РФ, Федеральный Закон «Об образовании в РФ» (2012), Концепция модернизации российского образования, Национальная доктрина образования, Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Программа «Об организации отдыха, оздоровления, занятости детей, подростков и молодежи в 2017-2019 годах», федеральные и региональные программы оздоровления и организации летнего отдыха детей и другие документы определяют перспективную линию развития насыщенной досуговой среды для детей в летнее время.

В педагогической периодике присутствует достаточное число работ, посвященных частным вопросам организации летнего отдыха детей. Ряд исследований посвящен общим проблемам организации летнего отдых и досуга детей и подростков: Апажихова Н.В. (2003), Едалина, Н.А. (1993), Золоторева Б.В (2016); Исаева И.Ю. (2008); Кандаурова А.Г. (2013); Кудряшев А.В (2018); Кузнецова И.П. (2014); Чеченева Н.Г. (2016) и др. Практически отсутствуют работы, исследующие историко-педагогические аспекты организации детского досуга в летнее время. Обратившись к истории Российской Федерации можно обнаружить, что, несмотря на тяжелую ситуацию в стране в 1940-60-е годы, обусловленную сначала военными действиями, а затем периодом восстановления всей инфраструктуры, государство не переставало уделять внимание организации отдыха детей.

Подтверждением данных предположений служат следующие действия государства: приказы Министерства просвещения РСФСР «О работе пионерских лагерей летом 1953 г.» и «Об организации летнего отдыха в 1953 г.», в которых перед всеми работниками органов и учреждений народного образования были поставлены задачи своевременно обеспечить выполнение народнохозяйственного плана летних оздоровительных учреждений и мероприятий, тщательно подобрать, правильно расставить и систематически инструктировать кадры учителей, пионервожатых, студентов, воспитателей, организовать составление и выполнение плана летней работы с детьми по каждой школе и единому плану летнего отдыха учащихся по каждому району, городу, в целом - по области, добиться проведения всей летней работы на высоком идейном и педагогическом уровне.

Согласно данным из различных исторических справочников и журналов в 1940-60-х годах основным типом летних оздоровительных учреждений для учащихся I-VII классов являлись загородные пионерские лагери, которые дополнялись в городах - городскими пионерскими лагерями и школьными оздоровительными площадками, а в сельских районах - пионерскими лагерями колхозов и сводными пионерскими дружинами при школах. Дети, жившие в детских домах в городах, выезжали в загородные дачи, либо переводились на летний режим на месте. В 1953 году был принят «единый тип лагеря с 26-дневным сроком пребывания детей в каждую смену» [5], а для учащихся VIII-IX классов создавались отдельные оздоровительные лагеря.

Загородные пионерские лагеря в данный период дополнялись системой других оздоровительных учреждений и массовых мероприятий, обеспечивающих содержательный, здоровый, радостный отдых всем школьникам, не выезжающим в пионерские лагери. Так, к другим формам организации летнего досуга относились: «городские пионерские лагеря, школьные оздоровительные площадки, школьные и районные туристические лагери и базы, однодневные дома отдыха при парках культуры и отдыха, передвижные

пионерские клубы, летние клубы учащихся старших классов, спортивно-игровые площадки при домоуправлениях, многодневные походы по родному краю и дальние путешествия, разнообразная массовая и кружковая работа с детьми на стадионах, в детских парках и парках культуры и отдыха, в профсоюзных клубах, библиотеках, домах пионеров и других внешкольных учреждениях» [7]. Таким образом, за счет систематически организованного и многообразного летнего досуга учащиеся укрепляли свое здоровье, набирались новых сил, расширяли свой кругозор, углубляли знания, полученные на уроках, приобретали много полезных практических навыков и умений.

Нужно отметить важную роль, которую играли в организации летнего отдыха такие общественно-политические организации как пионерия и комсомол (ВЛКСМ). В 1951 году VII пленум ЦК ВЛКСМ в своем постановлении отметил, что в «организации летнего отдыха пионеров и школьников важную роль играют городские пионерские лагеря» [6]. Городской пионерский лагерь представлял собой лагерь, организованный на базе школы или любого другого внешкольного учреждения в пределах свободного доступа учащимися на протяжении всего каникулярного периода.

Для правильной организации городского летнего пионерского лагеря директор школы вместе с вожатыми, учителями и родителями разрабатывал план подготовки к открытию городского лагеря, намечал основные вопросы содержания работы лагеря и выносил план на обсуждение педагогического совета, с участием родительского комитета школы и представителей комсомольской, профсоюзной и партийной организации шествующего над школой предприятия. К составлению плана обычно привлекался весь педагогический коллектив, в том числе и врач школы.

Преподаватель физкультуры предусматривал в плане «основные физкультурно-спортивные занятия, проведение лагерной спартакиады, спортивных встреч с пионерами других лагерей» [1]. Преподаватель биологии предусматривал в плане школьного лагеря «работу пионеров в дни весенних посадок: разбивку клумб, украшение будущей территории лагеря цветами» [1]. Он намечал также изготовление детьми гербария, сбора коллекции насекомых. Большое место в плане отводилось работе пионеров на пришкольном участке, прогулкам, экскурсиям в природу, имеющим огромное значение для укрепления здоровья школьников, расширение их знаний по ботанике и зоологии. При составлении плана учитель рисования разрабатывал «планы оформления лагеря, намечал планы изокружка, проведение конкурса на лучший рисунок, экскурсии для зарисовок в природе, экскурсии на выставку произведений мастеров кисти, бесед, посвященных творчеству лучших художников» [1]. Преподаватель пения определял в плане работы школьного лагеря, какие песни будут разучиваться с детьми, организацию хора, музыкальных кружков. Врач школы указывал в плане, какие беседы следует проводить с пионерами, как будет организованна работа санитарной комиссии, занятия по оказанию первой помощи в походе и на экскурсии. Раздел плана о работе с книгой летом разрабатывал библиотекарь школы, преподаватель литературы и русского языка.

Говоря о структуре школьного пионерского лагеря, стоит отметить, что в состав данного лагеря могли входить не только пионеры данной школы, но и обучающиеся из других школ. Всех записавшихся пионеров разбивали на отряды, а отряды - на звенья. Отряды обязательно комплектовались по возрастному принципу. После формирования отрядов проводились выборы вожатого звена, совета отряда, членов совета дружины городского пионерского лагеря, председателя, знаменосца, редактора газеты и др.

Большое внимание в данный период также уделялось и экскурсионно-туристической работе с детьми. Туризм, по мнению директора Дома пионеров г. Москвы являлся «сильнейшим средством воспитания школьников в духе патриотизма и национальной гордости» [7]. В рамках этого направления организовывались прогулки в лес, парк, поле или луг с небольшими наблюдательскими задачами. Учащиеся старших УП-Х классов проводили свой отдых чаще всего в длительных походах и путешествиях.

Большинство туристических лагерей располагалось в палатках. Содержались эти лагери за счет средств отделов народного образования и родителей. Организаторами туристических лагерей являлись школьные комсомольские организации, под руководством одного или двух учителей (чаще всего преподавателей географии или физической культуры). Жизнь и труд в туристических лагерях строились на основе полной самостоятельности и самообслуживания.

В таких туристических лагерях велась большая и интересная политико-воспитательная, физкультурная, общественно-полезная работа. Старшеклассники принимали участие в выращивании и уборке урожая, выступали перед колхозниками и сельской молодежью с докладами по вопросам текущей политики, организовывали чтение книг, выступали с концертами художественной самодеятельности. В походах и экскурсиях они знакомились с родным краем и его историей.

В дополнение к загородным туристическим лагерям, при средних школах Москвы, Ленинграда, Куйбышева, Казани, Калининграда, Ставрополя и других городов создавались и успешно работали летние самодеятельные комсомольские клубы для учащихся старших классов. Летние клубы, как правило, объединяли учащихся 2-3 близко расположенных друг от друга мужских и женских средних школ. В план работы клубов входили: «экскурсии и походы, физкультурные игры, тренировки и соревнования, просмотр и обсуждение кинофильмов, проведение литературных диспутов, вечеров, встречи с деятелями науки, техники, искусства, спорта, занятия в различных кружках (электро- и радиотехнических, фото-, натуралистических, историко-географических, художественной самодеятельности, ИЗО и других), общественно-полезная работа в помощь шествующему предприятию и т.д.» [5]. Во главе летнего клуба стоял совет, причем от педагогического коллектива выделялись учителя, активно участвовавшие во всей работе клуба.

Клуб действовал обычно 2-3 раза в неделю. На спортивной площадке и школьном учебно-опытном участке устанавливались почти ежедневные дежурства учащихся. План работы клуба рассматривался в комсомольских организациях школ и утверждался на педагогическом совете. Таким образом, можно сделать вывод о том, что благодаря многообразию форм и видов деятельности практически каждый школьник мог найти досуг по душе и быть полезно занятым в летний каникулярный период.

Ко всему прочему, важным условием организации летнего досуга в изучаемый нами период государством был выделен своевременный и грамотный подбор, расстановка и подготовка кадров учителей, воспитателей, пионервожатых, инструкторов физкультуры. В практику было введено проведение весенних семинаров начальников, пионервожатых и учителей. Эти семинары обычно организовывались комитетами комсомола при домах и дворцах пионеров.

В Москве, Ленинграде, Свердловске и ряде других городов организовывались выезды на несколько дней в инструктивные лагеря, в которых на практике изучались формы, методы и содержание работы с детьми.

Также, в Московской, Ростовской и других областях и краях, были организованны при городских домах пионеров кустовые семинары начальников и пионервожатых и учителей. Для помощи в проведении кустовых семинаров направлялись методисты и руководители кружков областных, краевых, республиканских станций юных техников и юных натуралистов, экскурсионно-туристических станций, работники домов пионеров и дворцов пионеров.

Отличительной особенностью организации летнего досуга детей в 1940-60-х годах также является введение «Примерного перечня умений и навыков для пионеров» («пионерских ступеней»). Основным принципом этих «ступеней» являлась цель индивидуализации педагогического процесса для каждого его участника, а главным показателем успешности - «повседневное применение полученных навыков и умений в жизни пионера» [3].

Рассмотрим «ступени» более подробно на примере юннатской работы по ступеням. Так, в журнале «Вожатый» за 1959 год указан следующий перечень ступень: пионер первой ступени должен «посадить дерево, развести цветы, беречь полезных птиц, сделать для них кормушку, уметь отличать съедобные грибы и ягоды от ядовитых» [8]. С увеличением ступени, увеличивались и требования, так на второй ступени пионер уже должен был «выращивать овощи, кукурузу, уметь отличать культурные растения от сорняков, принимать участие в борьбе с сорняками и сельскохозяйственными вредителями, принимать участие в работе отряда по уходу за домашней птицей, выращиванием кроликов, знать какие деревья, ягоды, грибы, лекарственные травы есть в близлежащей местности» [8]. И наконец, третья ступень требовала от пионера «уметь изготавливать пособия для учебного кабинета, инструменты и простой сельскохозяйственный инвентарь, активно участвовать в закладке садов и питомников, в озеленении трасс шоссейных и железных дорог, помогать колхозу или совхозу в уборке урожая» [8]. Таким образом, введение «пионерских ступеней» позволило точно определить требования к участнику каждого вида деятельности и организовать контроль над выполнением педагогической работы каждого преподавателя или вожатого по выбранной им профессии.

Выводы. Таким образом, становится возможным сделать вывод, о том, что организация летнего досуга детей в России в 1940-60-е гг. представлена следующими формами: загородные и городские пионерские лагеря, школьные оздоровительные площадки, школьные и районные туристические лагери и базы, однодневные дома отдыха при парках культуры и отдыха, передвижные пионерские клубы, летние клубы учащихся старших классов, спортивно-игровые площадки при домоуправлениях, многодневные походы по родному краю и дальние путешествия, разнообразная массовая и кружковая работа с детьми на стадионах, в детских парках и парках культуры и отдыха, в профсоюзных клубах, библиотеках, домах пионеров и других внешкольных учреждениях. Также, следует отметить что, благодаря координированному взаимодействию государственных органов, педагогического сообщества, общественных организаций и населения была решена задача максимального охвата школьников организованным летним досугом. Из чего напрашивается вывод - при правильной организации летнего досуга детей в настоящее время, может быть решена проблема незанятости детей, ведь еще Ян Амос Коменский говорил: «Чрезвычайно важно приучить детей к тому, чтобы они привыкли избегать ленивого досуга» [2].

Литература:

1. Гусев, А. За Пионерский лагерь в городе / А. Гусев // Народное образование. - 1952. -№5. - С. 52-60.

2. Коменский, Я.А. Учитель учителей. Избранное / Я.А. Коменский. - М.: Карапуз, 2008. - 394 с.

3. Кудряшев, А.В. Попытки качественного обновления подготовки пионерских работников в конце 1950-х - 1960-е годы // Психолого-педагогическая подготовка будущих учителей: история, методология и технологии: материалы межвузовской конференции (с международным участием), (Москва, 14-16 декабря 2018 г.) - Москва, 2018 - С. 54-58.

4. Кузнецова, И.П. Об опыте борьбы с детской беспризорностью в Башкирской АССР (1945-1964 гг.) / И.П. Кузнецова // Вестник ОГУ. - 2014. - №7.

5. Майорова, И. За лучшую организацию летнего отдыха школьников / И. Майорова // Народное образование. - 1953. - №5. - С. 52-61.

6. Постановление VII пленума ЦК ВЛКСМ от октября 1951 года О работе пионерской организации имени В.И. Ленина // Документы ЦК ВЛКСМ.1951. - М.: Молодая гвардия, 1951. - 20 С.

7. Струнин, В. Летний отдых городских школьников / В. Струнин // Народное образование. - 1953. -№5. - С. 43-52.

8. Юннатская работа по ступенькам // Вожатый. - 1959. - № 3. - С. 10-11.

Педагогика

УДК 378.2

логопед Кондрашова Алла Александровна

Российская детская клиническая больница федерального государственного

бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«Российский национальный исследовательский медицинский университет

имени Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Москва)

СПЕЦИФИКА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ

ПОТРЕБНОСТЯМИ

Аннотация. Статья освещает проблему социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. В статье представлены основные теоретические аспекты понятия «социализация». Детально описаны результаты исследования, посвященные особенностям социализации детей раннего возраста с детским церебральным параличом.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, социальная адаптация, социализация, общение, социальные навыки, средства общения, самостоятельная деятельность, специальные техники обучения и коррекции, проблемы дезадаптации раннего возраста, раннее вмешательство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.