УДК 371.4
Кутякова Нинель Константиновна
кандидат педагогических наук, доцент
Петрова Людмила Андреевна
кандидат педагогических наук Московский государственный областной гуманитарный институт, г. Орехово-Зуево
ninel.kutyakova @mail.ru, [email protected]
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВА ВОСПИТАНИЯ В ЛЕТНЕМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Статья посвящена вопросам компетентностного подхода к подготовке вожатого по обеспечению качества прохождения педагогической практики в летнем оздоровительно-образовательном учреждении. Рассмотрены виды компетенций, знания, умения и навыки, осваиваемые студентами в ходе летней производственной практики. Акцентируется внимание на комплексном подходе деятельности в летнем оздоровительном лагере, раскрываются составляющие его компоненты.
Ключевые слова: компетентность, профессиональная компетенция педагога, компетентностная модель современного педагога, педагогическая практика в оздоровительно-образовательном учреждении.
В современном социуме большое значение имеет организация системы летнего отдыха детей и подростков. Одной из наиболее распространенных форм организации летнего отдыха детей, подростков и юношества являются детские оздоровительные образовательные лагеря.
Детский оздоровительный лагерь является внешкольным учреждением для детей в возрасте от 6 до 14 лет и предназначен для организации их отдыха и оздоровления. Согласно ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.07.1998г. № 124-ФЗ с изменениями и дополнениями от 02.12.2013 г. № 328-Ф3) отдых детей и их оздоровление предполагает совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала, профилактику заболеваний, занятие физической культурой, спортом и туризмом, формирование навыков здорового образа жизни, соблюдение режима питания и жизнедеятельности.
В настоящее время создано большое количество разнообразных детских лагерей, отражающих содержание и специфику различных направлений воспитания: летние лагеря (загородные или городские пришкольные с дневным пребыванием), лагеря выходного дня, санаторные (для ослабленных и больных детей), спортивные, военно-спортивные, туристские, профильные (юных техников, юных натуралистов, геологов и др.), лагеря труда и отдыха, религиозные, клубные, загородные центры и др.
Вожатый - педагог, работающий с детским объединением, осуществляет педагогическую (воспитательную) и оздоровительную работу с детьми отряда в соответствии с планом работы лагеря. Вожатый как ключевая фигура в педагогическом коллективе лагеря организует жизнедеятельность детей. Отрядный вожатый для ребят становится за смену настоящим другом, с которым делятся радостью, к нему идут со своими проблемами. Задача человека, работающего с детьми и подростками, узнать, понять, подобрать ключик к сердцу каждо-
го независимо от возраста. В отсутствие родителей за жизнь и здоровье детей ответственность несут воспитатели и вожатые отряда.
Стратегическими целями современного образования стали развитие компетентностей педагогических кадров для различных категорий детей, отличающихся социальным, культурным, этническим происхождением, способностями, индивидуальными особенностями и конкретными потребностями. Реализация этих целей предполагает совершенно иной тип педагога и гораздо более высокий уровень эффективности его профессиональной деятельности. В настоящее время зарекомендовал себя переход обучения со знаниевой на компетентностную парадигму [2; 10; 12].
Какие же профессиональные компетенции должны быть сформированы у современного педагога? Большинство авторов (В.Н. Введенский, С.С. Татарченкова, А.В. Хуторской, Н.С. Чаги-на, С.Е.Шишов, И.В. Шонтукова и др.) придают большое значение коммуникативным, личностно-смысловым, информационным, регулятивным, интеллектуально-познавательным, диагностическим, аналитическим, прогностическим, технологическим, проектно-исследовательским, оценочно-мониторинговым компетенциям [2; 4; 9; 10; 11; 13].
Педагог (вожатый), прежде всего, должен освоить поле проектирования программ оздоровления, развития и воспитания детей. Конструирование педагогического процесса должно быть направлено на реализацию важнейших компетенций, таких как: общекультурные, коммуникативные, ценностно-смысловые, познавательно-исследовательские, информационно-технологические, социально-трудовые, аналитико-прогностические компетенции.
На наш взгляд, в рамках профессиональной подготовки педагога в качестве вожатого к работе с детьми в летнем оздоровительно-образовательном учреждении наибольший интерес представляет компетентностная модель, предложенная И.В. Шонтуковой [13]. В состав коммуникативной
112
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2015, Том 21
© Кутякова Н.К., Петрова Л.А., 2015
Подготовка педагогических кадров к обеспечению современного качества воспитания..,
компетентности педагога входят общение и взаимодействие не только с детьми, но и с партнерами по совместной профессиональной деятельности и обмену с ними информацией, способность действовать с учетом позиции другого, уметь согласовывать свои действия, следовать морально-этическим и психологическим принципам общения, сотрудничества.
Общекультурная компетентность предполагает наличие общечеловеческих и национальных ценностей, знание духовно-нравственных традиций. Вожатый должен быть ориентированным на новое видение целей и оценку результатов своей педагогической деятельности.
Личностно-смысловая компетентность включают личностное и профессиональное самоопределение, ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях, адекватно оценивать свои способности и возможности.
Регулятивно-ре флексивная компетентно сть предполагает обеспечение такой деятельности воспитанников, как целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, рефлексию, оценку, коррекцию.
Технологическая компетентность напрямую связана с проектированием программ оздоровления и воспитания, освоением и эффективным использованием современных интерактивных форм и методов воспитания.
Информационная компетентность включает умения и навыки вожатого по отношению к информации: выделять главное, структурировать, использовать информационные технологии в педагогическом процессе.
Педагогу (вожатому) необходимо наличие аналитической компетентности для того, чтобы ориентироваться в многообразии учебно-методических комплектов, предлагаемых разными издательствами, уметь выбирать тот инструмент для работы, который позволит наиболее эффективно достигать воспитательно-развивающие цели.
Прогностическая компетентность даст возможность прогнозировать результаты оздоровления, познания, воспитания детей. При использовании диагностических и методических материалов отобрать те, которые приведут к наиболее эффективным результатам.
За последние несколько лет в педагогической и методической литературе в компетентностную модель педагога включается оценочная и мониторинговая компетентности. «Портфолио» вожатого можно представить как эффективную технологию оценки результатов выполнения образовательной программы педагогической практики. Кроме того, вожатый должен оценить достижения каждого воспитанника и отследить динамику его результатов за время пребывания в детском оздоровительно-образовательном учреждении, проводить монито-
ринг качества освоения воспитательных и итоговых результатов.
Ключевые профессионально-педагогические компетенции получают концентрированное взаимосвязанное воплощение как компоненты мета-предметного содержания образования, в частности о развитии и воспитании детей, подростков и юношей, общекультурные знания достаточные для самообразования и самостоятельного решения возникающих проблем, способы познавательно-ориентированной деятельности наличие у субъекта знаний, средств выполнения ориентировочных и исполнительских действий для решения соответствующих задач.
В результате прохождения производственной практики обучающийся должен приобрести соответствующие [6] практические умения, навыки, универсальные и профессиональные компетенции:
- готовность использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов;
- готовность организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую;
- способность организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды;
- способность использовать здоровьесберега-ющие технологии в профессиональной деятельности, учитывая риски и опасности социальной среды и образовательного пространства.
В результате прохождения летней педпрактики студент должен:
знать:
- особенности организационно-педагогической работы в детских оздоровительно-образовательных лагерях;
- основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики;
- основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий;
- специфику работы и функциональные обязанности отрядного воспитателя (вожатого);
- документы и законодательные акты, регламентирующие деятельность детских оздоровительно-образовательных лагерей;
- современные досуговые и здоровьесберегаю-щие технологии воспитания детей;
- сущность и специфику воспитательной работы в летнее время с детьми и подростками;
- содержание, формы и методы воспитательной работы с детьми и подростками в летнее время;
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1
уметь:
- определять цели и ставить задачи воспитательной работы с детьми подростками в детских оздоровительно-образовательных лагерях;
- планировать оздоровительную и воспитательную работу на лагерную смену и на каждый день с учетом интересов и индивидуальных особенностей детей и подростков;
- строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей;
- общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их;
- анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу;
- соблюдать требования по охране жизни и здоровья детей;
владеть:
- здоровьесберегающими, спортивно-оздоровительными, досуговыми технологиями и технологией КТД;
- методами оказания первой помощи в экстремальных ситуациях; умело ориентироваться в экстремальных ситуациях;
- диагностическими методами, необходимыми для анализа педагогического процесса в оздоровительно-образовательных учреждениях, его планирования и прогнозирования;
- умением аргументировано выдвигать конкретные воспитательные задачи и организовывать досуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников и педагогического коллектива;
- педагогическим тактом и педагогической культурой по отношению к воспитанникам и коллегам.
В контексте реализации профессиональных компетенций в практике организации летнего отдыха детей особую значимость приобретает комплексный подход к проектированию лагерной смены. Комплексный подход включает следующие компоненты: оздоровительный компонент, ориентированный на здоровьесберегающие технологии (мониторинг состояния здоровья участников, выстраивание рационального режима отдыха, питания, физических нагрузок, соблюдение правил личной гигиены, воздержание от вредных привычек); образовательный компонент; развивающий компонент [3; 6].
В отечественной психолого-педагогической науке и практике накоплено большое количество разнообразного учебно-методического материала по вопросам организации отдыха детей. Определены основные направления и формы воспитательной работы в летнем оздоровительном лагере [1; 5; 6; 7; 8]:
- физическое развитие и оздоровление (физкультура, спортивные соревнования, физический
труд, подвижные игры, туризм, медицинские мероприятия, питание);
- эмоциональное развитие (конкурсы, соревнования, различные «огоньки», «костры», творчество, праздники);
- социальное развитие (работа в малых группах и самоуправление, ролевые игры, социальные игры, тренинги, реализация соцпроектов);
- интеллектуальное развитие (экскурсии, интеллектуально-познавательные игры, встречи с интересными людьми, викторины, дискуссии, творчество);
- нравственное развитие (дискуссии, диспуты, ролевые игры, общественно полезные акции).
Характерным показателем качества педагогической деятельности студента (вожатого) в летнем оздоровительном лагере является - общее оздоровление детей и приобретение ими положительных эмоций; расширение кругозора, практических умений в различных видах деятельности; самореализация, саморазвитие и самосовершенствование детей и подростков в процессе участия в жизни лагеря.
Воспитательные результаты условно можно разделить на три уровня:
- первый уровень результатов - приобретение социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни (общественные нормы, устройство общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.);
- второй уровень результатов - формирование ценностного отношения к социальной реальности получение воспитанниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- третий уровень результатов - получение опыта самостоятельного общественного действия.
Современное образование предполагает развитие личности педагога, которая обладает ключевыми профессиональными компетенциями и способна к ответственному поведению, самореализации в социуме.
Библиографический список
1. Вайндорф-Сысоева М.Е. Основы вожатского мастерства. - М.: ЦГЛ, 2005. - 160 с.
2. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. -2003. - № 10. - С. 51-55.
3. Воспитательная работа в условиях организованного летнего отдыха детей: / авт.-сост.: Н.К. Ку-тякова, Л.А. Петрова, О.В. Брекина. - Орехово-Зуево: МГОГИ, 2014. - 148 с.
4. Компетентность в образовании: Опыт преподавания: Сб. науч. трудов / под ред. А.В. Хуторского. - М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - 327 с.
114
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2015, Том 21
Диагностический инструментарий эффективности процесса формирования лидерской позиции у студентов..,
9. Татарченкова С.С. Урок как педагогический феномен. - СПб.: «КАРО», 2005. - 443 с.
10. Чагина Н.С. Педагогическое обеспечение процесса формирования социально-педагогической компетентности вожатого // Вестник университета РАО. - 2008. - № 2. - С. 106-108.
11. Шишов С.Е., Кельней В.А. Мониторинг качества образования в школе. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998. - 79 с.
12. Штейнмец А.Э. Учебно-профессиональные задачи для педагогической практики студентов // Вопросы психологии. - 2011. - № 1. - С. 76-84.
13. Шонтукова И.В. Формирование новых профессиональных компетентностей у преподавателя в свете введения ФГОС // Педагогика. - 2014. -№ 6. - С. 80-84.
5. КулаченкоМ.П. Учебник для вожатого. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 198 с.
6. Кутякова Н.К., Петрова Л.А. Методические основы деятельности вожатого в условиях детского оздоровительного лагеря // Педагогические технологии в современном образовании. Ч. I: Материалы II Международной науч.-практ. конф. / гл. ред. А.В. Степанова. - Чебоксары: Образовательный центр «ГЫСЕРТОМ», 2014. - С. 449-453.
7. Лобачева С.И. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. 1-11 классы. - М.: ВАКО, 2007. - 208 с.
8. Лето открытий. Авторские программы отрядной деятельности. Конкурсы. Фестивали. Проекты. Военно-спортивные игры / авторы-сост. Н.В. Сач-кова, В.А. Ивличева. - Волгоград: Учитель, 2007. -156 с.
УДК 377
Лепаев Роман Олегович
Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКОЙ ПОЗИЦИИ У СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
В статье рассматриваются критерии и показатели эффективности процесса формирования лидерской позиции у студентов средних профессиональных учебных заведений, а также уровни ее сформированности. Автор формулирует собственное определение лидерства и лидерской позиции. Характеризует процесс формирования лидерской позиции студентов в учреждении среднего профессионального образования как целенаправленную воспитательную деятельность, солидаризируясь с концепцией, разработанной и развитой в работах Н.М. Таланчука. Опираясь на системно-функциональный подход, автор выделяет содержание и методы воспитательной работы, направленные на формирование лидерской позиции. Построенная модель представляет совокупность целевого, организационно-содержательного, системно-функционального и оценочно-результативного блоков. В статье акцентируется внимание на оценочно-результативном блоке модели. В этом блоке представлены критерии, показатели и уровни сформи-рованности лидерской позиции студентов средних профессиональных учебных заведений.
Ключевые слова: лидерство, лидерская позиция, системно-функциональный подход, критерии сформированно-сти лидерской позиции; показатели сформированности лидерской позиции; уровни сформированности лидерской позиции.
Происходящие в России перемены в социально-экономической жизни затронули все стороны жизни, включая систему образования. На современном этапе сильно возросла роль среднего профессионального образования. Обществом выдвинут социальный заказ на подготовку учреждениями среднего профессионального образования молодых специалистов, отвечающих требованиям современного рынка труда. В число этих требований, помимо профессиональных навыков, все прочнее входят инициативность, активная гражданская позиция, умение быстро адаптироваться к новым условиям, способность эффективно работать в коллективе и выполнять функции руководителя. К сожалению, учреждения среднего профессионального образования не всегда способны подготовить молодых специалистов согласно выдвинутым требованиям.
Анализ проводимой теоретической и практической педагогической работы отечественных и зару-
бежных исследователей показал, что проблема подготовки развитых, конкурентоспособных кадров в учреждениях среднего профессионального образования кроется в осуществлении воспитательной работы и учебно-производственной практики при полном или частичном отсутствии применения новейших достижений современной профессиональной педагогики, педагогических инноваций, а также учета социального заказа общества.
В процессе подготовки специалистов в заведении среднего профессионального образования необходимо построение благоприятных условий для подготовки выпускников к профессиональному самоопределению и самостоятельной трудовой деятельности. Совокупность различных видов деятельности при эффективном управлении призвана обеспечить удовлетворение потребностей студентов в приобретении всего многообразия знаний, умений и навыков, которые будут необходимы в дальнейшей профессиональной деятельности [6,
© Лепаев Р.О., 2015
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика Jii- № 1