Образовательная
ЮЛИТИКА
ПЯТАЯ ЧЕТВЕРТЬ
Алина Афакоевна Левитская,
директор Департамента воспитания и социализации детей Минобрнауки России
Летние каникулы (или, как мы их называем, — пятая четверть), безусловно, важнейший период для активного отдыха и оздоровления детей. Но не менее важно использовать этот период для развития творческого и интеллектуального потенциала детей и подростков, формирования социальных компетенций, лидерских качеств.
• инфраструктура • социальная активность • образовательные программы
• трудовая занятость • реестр • кадровый состав • подготовка
Поддержка на федеральном уровне
Несмотря на то, что в соответствии с российским законодательством (Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3) полномочия по организации детей в каникулярное время закреплены за органами
местного самоуправления, организация оздоровления, отдыха и занятости детей, особенно в летний период, требует серьёзной и планомерной поддержки на федеральном уровне.
На совещании по вопросам организации летнего отдыха детей и подростков,
состоявшемся 8 июня 2010 года под председательством Президента РФ Д.А. Медведева, перед Правительством России и руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ были поставлены стратегические задачи: разработать комплекс мер по развитию системы отдыха и оздоровления детей и подростков, включающих совершенствование инфраструктуры отдыха и форм его организации, подготовку квалифицированных кадров, владеющих современными педагогическими и оздоровительными технологиями, развитие семейных форм отдыха, обеспечение отдыха и оздоровления детей и подростков в трудной жизненной ситуации, детей с ограниченными возможностями здоровья; участие студенческих педагогических отрядов в организации летнего отдыха детей и подростков.
К полномочиям Минобрнауки России отнесено оказание организационно-методической помощи органам исполнительной власти субъектов РФ в обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей. В соответствии с этими полномочиями Министерство определило первоочередные задачи органов управления образованием в этой сфере деятельности:
• увеличение числа детей и подростков (всех категорий), охваченных организованными формами отдыха и занятости в каникулярное время;
• поддержка и развитие экономичных малозатратных форм отдыха;
• разработка и реализация программ духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания детей и подростков, воспитание терпимости в детском многонациональном коллективе, уважительного отношения к культурам других стран и народов
и ряд других задач.
Инфраструктура
В системе образования функционирует более тысячи загородных оздоровительных лагерей, около 45 тысяч лагерей с дневным
пребыванием детей. Кроме того, в летний период традиционно создаются оборонно-спортивные и спортивно-оздоровительные лагеря, лагеря труда и отдыха, профильные лагеря по интересам. Инфраструктура детского летнего отдыха в 2010 году: загородные оздоровительные лагеря и санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия — 4,26%; лагеря с дневным пребыванием детей — 66,18%; оборонноспортивные, спортивно-оздоровительные лагеря, лагеря труда и отдыха, другие профильные лагеря — 29,41%; другие формы организации летнего отдыха детей — 0,15%.
С каждым годом развивается такая форма отдыха и оздоровления, как лагеря с дневным пребыванием на базе образовательных учреждений. Хорошо это или плохо? С одной стороны — хорошо, так как по социально-экономическим причинам это одна из наиболее доступных для родителей форм организации каникулярного отдыха детей. Положительной тенденцией в работе лагерей с дневным пребыванием стало расширение диапазона деятельности учащихся в профильных сменах и отрядах. Более 60% контингента лагерей с дневным пребыванием организованы по различным направлениям деятельности (спортивно-оздоровительные, художественно-эстетические и культурологические, военно-патриотические и военно-спортивные, социальнопсихологического профиля, экологические, спортивно-технические, географические, фольклорные, естественно-научные и т.д.), что позволяет учесть интересы и способности детей и подростков.
С другой стороны, мы все прекрасно понимаем, что так называемые пришкольные лагеря — это вынужденная форма организации занятости детей, которая не позволяет обеспечить в полной мере качественное оздоровление детей и подростков.
Хорошими возможностями для организации полноценного отдыха, оздоровления
и занятости детей с учётом их интересов располагают учреждения дополнительного образования детей. Многие из них имеют свою базу (как, например, известный на всю страну лагерь «Зеркальный» Санкт-Петербургского дворца творчества юных), где воспитанники разумно сочетают полноценный отдых, оздоровление и творческое развитие в избранной ими сфере деятельности. Походы, экскурсии, слёты, соревнования, экспедиции — вот далеко не полный перечень форм работы с детьми в системе дополнительного образования в каникулярный период.
Организация лагерных смен по различным направлениям деятельности позволяет максимально учесть интересы и способности детей и подростков:
• лагеря допризывной подготовки молодёжи, ставшие настоящей школой взросления, гражданского и патриотического воспитания. Наряду с вожатыми в них с подростками работают боевые офицеры;
• военно-полевые и спортивные лагеря для «трудных подростков», для детей из неблагополучных семей, организованные в целях профилактики безнадзорности и правонарушений. Для решения этих проблем, занятости школьников в летний период учреждения дополнительного образования детей (помимо работы по образовательным программам объединений различной направленности) организованы учебно-тренировочные сборы, туристские походы, экскурсии, профильные интенсивные школы, палаточные лагеря. Так,
в Чувашской Республике для детей из социально неблагополучных семей работает профильный военно-спортивный лагерь «Сыны России»;
• малозатратные формы летнего отдыха, при которых школьники и работают, и отдыхают (туристические походы, палаточные лагеря, краеведческие экспедиции, экологические отряды, трудовые объединения школьников, лагеря труда и отдыха дневного пребывания, различные акции);
• семейные формы летнего детского отдыха, организация совместного отдыха детей
и родителей (законных представителей).
Такая форма отдыха была предоставлена, в первую очередь, малообеспеченным семьям и семьям в трудной жизненной ситуации, где наряду с оздоровительными процедурами проводятся коррекционно-реабилитационные мероприятия (консультации психологов, юристов, тренинги, беседы).
Заслуживает внимания опыт Свердловской области: в прошлом году своё десятилетие отметил палаточный лагерь «Оленьи ручьи», в котором вместе отдыхают и работают как артель объединения художественных промыслов дети-инвалиды и их родители.
Образовательные программы
Для организации безопасного и содержательного отдыха детей необходимы образовательные программы по направлениям:
• развитие социальной активности детей, в том числе гражданско-патриотическое воспитание при участии детей в мероприятиях (конкурсах, акциях), способствующих социальной активности (детско-взрослых социальных проектах), социальной компетентности детей. Так, например, в Алтайском крае на протяжении многих лет действует межкультурная образовательная программа «Международная летняя детская деревня «Алтай», объединяющая детей и подростков территорий Алтайского края, других субъектов Федерации, стран ближнего
и дальнего зарубежья. Программа формирует навыки культуры межнационального общения, взаимопонимания и дружбы;
• развитие духовно-нравственных ценностей ребёнка, привлечение детей к деятельности клубов и кружков
по интересам, организация экскурсий, посещение театров, выставок;
• формирование здорового образа жизни, привлечение детей к мероприятиям, способствующим сохранению и укреплению здоровья, безопасному поведению, а также при организации двигательной активности детей (соревнования, секции, игры).
Особое внимание в летней детской оздоровительной кампании необходимо уделять работе с детьми-сиротами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, решая задачи оздоровления и активной социализации, апробации новых организационных форм. Так, например, в 2010 году в учреждениях летнего отдыха детей был внедрён опыт проведения тематической смены «Все дети вместе!» для детей-инвалидов и детей без отклонений в физическом развитии, что способствует их эффективной социализации.
В рамках проекта Благотворительного оздоровительного фонда « Клуб «Приключение» (руководители — известный полярник, доктор физико-математических наук Игорь Дмитриевич Шпаро и его сын Дмитрий) в Карелии приступил к работе профильный лагерь для детей с ограниченными возможностями здоровья. Интеграция образовательно-оздоровительных, туристско-краеведческих и спортивных программ позволяет успешно осваивать и развивать инновационные методики социально-педагогической поддержки, реабилитации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Каникулы позволяют создать условия для активной поддержки и развития талантливых и одарённых детей. В последние годы особое внимание в ряде субъектов РФ уделяется летним физико-математическим школам. Так, в Томском государственном университете 20 лет функционирует физикоматематическая летняя школа для особо одарённых детей. В Ставропольском крае в центре «Поиск» (г. Ставрополь) традиционно работает школа летнего интенсива, в которой учебные занятия сочетают-
ся с психологическими тренингами, играми, познавательно-культурными мероприятиями. Не меньшей популярностью пользуются в этом крае летние профильные интеллектуальные отряды для одарённых детей, организованные на базе образовательных учреждений («Юный лингвист», «Математик», «Эколог»).
В Пермском крае в летний период успешно работают бизнес-школа, физикоматематическая и экологическая школы, физико-математические летние школы функционируют также в Хабаровском крае, Нижегородской области (г. Нижний Новгород), Читинской, Орловской и других областях. В Рязанской области уже более 10 лет с успехом проходит международный летний экономический лагерь.
Труд
Трудовая занятость несовершеннолетних (ученические производственные бригады, ремонтные бригады, трудовые объединения школьников, индивидуальное трудоустройство и устройство через центры занятости) — важнейшая составляющая каникулярной занятости детей. Так, только в Ставропольском крае более 70 тысяч несовершеннолетних (30% от общего числа учащихся) участвуют в производственном труде: в сельских школах функционирует около 200 ученических производственных бригад, за которыми закреплено более 20 тыс. га земли, подростки работают в полеводческих, животноводческих трудовых звеньях.
Реестр
Органы управления образованием ежегодно формируют реестр загородных оздоровительных учреждений, лагерей с дневным пребыванием, палаточных лагерей с указанием числа детей, сроков проведения оздоровительных сезонов; режим дня лагерей отдыха и оздоровления детей должен быть согласован с региональными управлениями Роспотребнадзора.
Кадровый состав
Все мы понимаем, что качество и эффективность организации летних каникул во многом зависят от того, кто будет рядом с детьми.
В оздоровительных лагерях и центрах только в летний период ежегодно работает около 700 тысяч педагогов, вожатых, специалистов, из них более 400 тысяч — педагоги образовательных учреждений. Как правило, это хорошо подготовленные опытные кадры, использующие в работе с детьми эффективные формы, новые педагогические технологии.
Минобрнауки России уделяет самое серьёзное внимание кадровому составу работников учреждений летнего отдыха и оздоровления системы образования. Наряду с традиционной подготовкой вожатых и воспитателей на весенних краткосрочных курсах, обязательных для всех педагогов, в целях информационного, методического обеспечения и обмена опытом в сфере отдыха и оздоровления детей в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования создана страница «Дети — отдых — лагерь» на сайте (www.apkpro.ru), где размещается информация о проведении подготовительных курсов, конференций, семинаров различного уровня, конкурсов, новости из регионов о подготовке и проведении летней кампании, сведения о накопленном опыте и другая полезная информация.
Подготовка вожатых из студенческой молодёжи проводится также в рамках дополнительного образования — обучение кадров организовано по программам «Школа вожатых», «Кадровый клуб». Программы подготовки предусматривают рассмотрение вопросов нормативноправовой базы летнего отдыха, педагогических и психологических возрастных особенностей детей, организации и планирования как смены, так и отдельных дел, специфики работы с детьми девиантного поведения.
Кроме того, в рамках приоритетного национального проекта «Образование» ежегодно проводится Всероссийский конкурс молодых специалистов сферы отдыха и оздоровления детей и молодёжи, по итогам которого лучшие молодые работники учреждений отдыха и оздоровления детей удостаиваются премий (кон-
курс проводится Общероссийской ассоциацией содействия отдыху и оздоровлению детей «Дети плюс» при поддержке Министерства).
Популярностью в профессиональном сообществе вожатых и воспитателей пользуется «Школа вожатского мастерства» Всероссийских детских центров «Орлёнок» и «Океан». С 2011 года Минобрнауки России планирует расширить (на базе Всероссийских детских центров «Орлёнок», «Океан» и «Смена») практику занятий по программам обучения и повышения квалификации работников и, прежде всего, руководителей учреждений системы отдыха и оздоровления детей в субъектах РФ. Вместе с тем ежегодный анализ итогов оздоровительной кампании вынуждает констатировать, что проблемы с кадрами в каникулярный период пока не решены.
Подготовка
Для профессиональной подготовки воспитателей, вожатых оздоровительных лагерей Министерством утверждены федеральные государственные образовательные стандарты по направлениям подготовки высшего профессионального образования и специальностям среднего профессионального образования укрупнённой группы направлений подготовки и специальностей «Образование и педагогика», в которых предусматривается летняя практика в оздоровительных лагерях.
Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 Психоло-го-педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») указано, что в рамках учебной или производственной практики необходимо предусмотреть летнюю психолого-педагогическую практику в детских оздоровительных лагерях (приказ Минобрнауки России
от 22 марта 2010 г. № 200, зарегистрирован Минюстом России от 28 апреля 2010 г., регистрационный № 17037).
В федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования по ряду специальностей (квалификация — учитель музыки, музыкальный руководитель, учитель изобразительного искусства и черчения, учитель физической культуры, учитель начальных классов, педагог дополнительного образования) также указано, что производственная практика включает летнюю практику, которая проводится в летних оздоровительных лагерях.
Для отработки навыков перед этой практикой в период весенних каникул во всех регионах проводятся инструктивно-методические сборы на базе детских загородных оздоровительных лагерей, где при методической поддержке специалистов оздоровительных организаций студенты получают практические навыки работы с детьми в детских загородных оздоровительных лагерях, психолого-педаго-гические знания и практические умения для работы во временном детском коллективе, знания по охране здоровья и жизни детей и подростков, технике безопасности, профилактике детского травматизма, а также навыки безопасного поведения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях, оказания первой медицинской помощи. Во время сборов проводятся практические занятия по отработке этих навыков.
Подготовка педагогических кадров к работе в детских оздоровительных организациях, как правило, состоит из несколько этапов:
на первом этапе проводятся беседы с директорами, их заместителями по воспитательной работе: определяются направления совместной деятельности, конкретные задачи на оздоровительный сезон с учётом специфики смен, заключаются договоры об учеб-
но-производственном сотрудничестве образовательного учреждения с детской оздоровительной организацией, формируется контингент студенческих педагогических отрядов в соответствии со спецификой детской оздоровительной организации и её потребностью в педагогических кадрах;
на втором этапе обеспечивается непосредственно подготовка вожатых-воспитателей, педагогов-организаторов летнего отдыха к работе в детских оздоровительных организациях. В школах вожатского мастерства, созданных во всех регионах на базе образовательных учреждений, студенты получают практические навыки работы с детьми в летних лагерях с учётом специфики работы в детском временном коллективе: на тренингах, мастер-классах, тематических семинарах сотрудники детских оздоровительных лагерей знакомят студентов с перспективным опытом.
Особое внимание при подготовке вожатых уделяется игровым и тренинговым технологиям работы с детьми, технологии инклюзивного образования (работа с одарёнными детьми и с детьми, имеющими особые образовательные потребности), интерактивным технологиям организации воспитательной работы в отряде, здоровьесберегающим технологиям, которые интегрируют все направления работы по сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения.
* * *
Пройдёт совсем немного времени и для миллионов мальчишек и девчонок вновь настанет долгожданная пора — летние каникулы, а для организаторов отдыха и оздоровления детей — напряжённая работа: создание в оздоровительных учреждениях условий для укрепления здоровья и творческого развития с тем, чтобы каникулы стали для ребят незабываемыми. НО