Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования профессиональной компетентности вожатого детского оздоровительного лагеря'

Педагогические условия формирования профессиональной компетентности вожатого детского оздоровительного лагеря Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
305
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УСЛОВИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ВОЖАТОГО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никульников Антон Николаевич

Условия формирования компетентности вожатого детского оздоровительного лагеря. Два уровня необходимых условий системы отдыха и оздоровления детей: педагогические и социальные. Комплексная подготовка по обеспечению безопасности нахождения детей в детском оздоровительном лагере, организация методического обеспечения его деятельности, использование активных методов подготовки, организация психолого-педагогического сопровождения и рефлексия совместной деятельности вожатого и ребёнка в детском оздоровительном лагере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никульников Антон Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования профессиональной компетентности вожатого детского оздоровительного лагеря»

ПЕ

ДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ формирования профессиональной компетентности вожатого детского оздоровительного лагеря

Антон Николаевич Никульников,

доцент кафедры педагогики и методики начального образования Новосибирского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук, mail: a.nik@ngs.ru

В современных исследованиях, связанных с проблемами совершенствования педагогических систем, повышения эффективности и безопасности образовательного процесса, одним из аспектов, вызывающих наибольший интерес, является выявление, обоснование и проверка педагогических условий, обеспечивающих успешность деятельности.

• условие • компетентность • безопасность • профессиональная компетентность педагога • профессиональная компетентность вожатого

С .И. Ожегов в Словаре русского языка определяет «условие» как: обстоятельство, от которого что-нибудь зависит; правила, установленные в какой-нибудь области жизни, деятельности; обстановка, в которой что-нибудь происходит.

С.В. Барканов1 выделяет два уровня условий системы отдыха и оздоровления детей: педагогические и социальные.

1. Педагогические условия:

• реализация вариативности программно-методического обеспечения педагогического процесса;

• создание условий для положительной мотивации у всех участни-

1 Барканов С.В. Отдых и оздоровление детей и подростков. Сб. нормативных документов. — М.: Граф-Пресс, 2002. — 216 с.

ков оздоровительно-образовательной деятельности через системы стимулирования и повышения профессиональной компетенции будущих педагогов системы дополнительного образования;

• обновление педагогической позиции специалистов системы каникулярного отдыха и оздоровления детей.

2. Социальные условия:

• потребность общества в разнообразных формах отдыха и оздоровления детей;

• формирование общественных структур управления системой каникулярного отдыха и оздоровления детей при сохранении межведомственного подхода при сохранении государственного контроля над соблюдением законодательства в этой сфере;

• возрастание роли негосударственного сектора в развитии инновационных форм отдыха и оздоровления детей;

• участие детей в соуправлении при организации разнообразных форм отдыха, труда

и занятости, наличие временных детских и подростковых общественных объединений в оздоровительных учреждениях.

По мнению О.А. Абдуллиной2, основные педагогические условия подготовки компетентного специалиста — это:

• создание возможностей для выбора образовательных программ и специальных курсов;

• организация обучения к работе в системе дополнительного образования по индивидуальным программам;

• приобщение к разработке педагогических проектов совместно с преподавателями вузов и педагогами образовательных учреждений.

Разделяя мнение В.Г. Онушкина и Б.И. Огарева, можно интерпретировать компетентность как термин, обозначающий способность к деятельности «со знанием дела», характеризуя меру соответствия и понимания, знаний и умений реальному уровню сложности выполняемых задач и решаемых проблем3.

Опираясь на точку зрения В.А. Сластёни-на, «профессиональная компетентность педагога» понимается нами как системная, интегративная совокупность ключевых компетенций, позволяющая специалисту выполнять профессионально-педагогические функции4.

2 Абдуллина О.А. Педагогическая практика студентов. — М.: Просвещение, 1989. — 176 с.

3 Онушкин В.Г., Огарев Е.И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. — СПб. —

Воронеж: ИОВ РАО, 1995. — 232 с.

4 Сластёнин В.А., Подымова Л.С. Готовность педагога

к инновационной деятельности / / Сибирский педагогический

журнал. — 2007. — № 1. — С. 42-49.

Таким образом, профессиональную компетентность вожатого я понимаю как ин-тегративную совокупность ключевых компетенций, позволяющую вожатому организовать профессионально-педагогическую деятельность с целью достижения позитивных результатов в воспитании детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря5.

Выделим в качестве первого педагогического условия подготовку вожатого по обеспечению безопасности нахождения детей в детском оздоровительном лагере.

Вопросы обеспечения требований безопасности в оздоровительных лагерях урегулированы законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации: СанПиН 2.4.4.1204-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей» (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.04.2012 № 363н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним в период оздоровления и организованного отдыха», Постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»).

Особые условия защиты детей, находящихся на отдыхе без родителей, введут в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ». Поправки в первую очередь должны коснуться статьи 12, в которой идёт речь о защите прав детей на отдых и оздоровление. Поручения по изменению законодательства даны Президентом страны В.В. Путиным после трагедии на Сямозере (Карелия).

5 Никульников А.Н. Профессионально-педагогическая компетентность вожатого детского оздоровительного лагеря как педагогический феномен / / Сибирский педагогический журнал. — 2009. — № 11. — С. 218-223.

0КОЛА И ВОСПИТАНИЕ

Обучение вожатых обеспечению безопасности в детских оздоровительных лагерях проводится по следующим направлениям:

1. Основные требования к организации оздоровительного лагеря.

2. Основные требования охраны труда в оздоровительном лагере.

3. Требования охраны труда к персоналу перед началом работы в оздоровительном лагере.

4. Требования безопасности при организации и проведении купания детей.

5. Требования безопасности при проведении туристических походов и экскурсий.

6. Требования безопасности при проведении игр, спортивных занятий.

7. Требования безопасности при организации общественно-полезного труда.

8. Требования безопасности в технических мастерских и на занятиях в кружках.

9. Требования безопасности при проведении мероприятий в зале клуба.

10. Требования безопасности при проведении лагерного костра.

Представим в качестве второго педагогического условия использование активных методов подготовки вожатого.

Понятие «активные» методы обучения (от англ. act — «действие») — методы, позволяющие учиться взаимодействовать между собой; активное обучение — обучение, построенное на взаимодействии всех учащихся. Эти методы наиболее соответствуют личност-но-ориентированному подходу, так как они предполагают коллективное обучение в сотрудничестве, причём и учащийся и преподаватель активные участники учебного процесса. К методам активного обучения можно отнести:

1. Групповую дискуссию. Использование данного метода позволяет, сопоставляя противоположные позиции, дать возможность участникам увидеть проблему с разных сторон; уточнить взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации; выработать групповое решение.

2. Анализ педагогических ситуаций. Представляет собой основанное на научной методологии и педагогической теории выявление сущности конкретных процессов с целью по-

лучения информации для решения педагогических задач и исследования этих решений.

3. Работу в группах. Предполагает способность участников включаться

в совместную деятельность и принимать согласованные решения, благодаря которым решается поставленная задача.

4. Обучающие игры. Совместная деятельность в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления действий; деятельность, в которой складывается и совершенствуется управление поведением, воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное формирование личности.

5. Тренинги. Интенсивное обучение

с практической направленностью. В отличие от обучения в рамках образовательных программ, ориентированных на формирование системы знаний, тренинг направлен на формирование навыков, освоение и отработку участниками нового опыта.

В качестве третьего педагогического условия определим организацию методического обеспечения деятельности вожатого. Сюда относятся разработка методических рекомендаций, рекомендаций по оформлению отчётной документации, анализ опыта работы учреждения отдыха и оздоровления детей.

Можно выделить три основных аспекта деятельности вожатого в детском оздоровительном лагере6.

6 Психолого-педагогические аспекты воспитательной работы в условиях летнего отдыха детей

и подростков / под. ред. Е.В. Дроботовой. — Новополоцк: ПГУ, 2000. — 80 с.

1. Участие вожатого в деятельности детского оздоровительного лагеря. Организуется под непосредственным руководством директора, заместителя директора по воспитательной работе, методиста учреждения и подчиняется общей логике программы детского оздоровительного лагеря.

2. Постановка воспитательных задач и индивидуальное планирование будущим вожатым работы на уровне временного детского коллектива.

3. Ведение вожатым педагогического дневника, который отражает его деятельность

в течение пребывания в детском оздоровительном лагере и предназначен для повышения эффективности воспитательной работы с детьми и подростками, а также подготовки материалов отчётной документации.

Четвёртым педагогическим условием обозначим организацию психолого-педагогического сопровождения деятельности вожатого.

Психолого-педагогическое сопровождение — это комплексная технология, особый путь поддержки, помощи будущему педагогу системы дополнительного образования в решении педагогических задач в условиях детско-

7

го оздоровительного лагеря .

Сегодня психолого-педагогическое сопровождение — не просто комплексная технология, но и особая культура поддержки и помощи вожатому в решении задач формирования, обучения, воспитания, социализации детей и подростков в детском оздоровительном лагере.

В основе психолого-педагогического сопровождения могут быть использованы следующие практико-ориентированные направления занятий:

• взаимодействие вожатого и воспитанника;

• конструктивное разрешение конфликтов во временном детском коллективе;

7 Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдова [и др.]. — М.: Педагогика, 2006. — 587 с.

• предупреждение асоциального поведения ребёнка в детском оздоровительном лагере.

Занятия ведутся в форме лекций, дискуссионных клубов, психологических практикумов, игр. Использование как интерактивных, так и традиционных форм обучения позволяет сформировать субъектную позицию вожатого, развить творческий потенциал, актуализировать процессы формирования личности в период пребывания его в детском оздоровительном лагере.

В качестве пятого педагогического условия назовём рефлексию совместной деятельности вожатого и ребёнка в детском оздоровительном лагере.

Рефлексия (от лат. гейехю — обращение назад) — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и со-стояний8. Рефлексия — это попытка отразить происшедшее с личностным «Я». Что я думал? Что чувствовал? Что приобрёл? В содержание рефлексии входит и размышление о связи моего «Я» с другим «Я»: «Что значило для меня быть рядом с другими»? «Как воспринимал я иное поведение других»?

Рефлексия вожатого может пониматься как механизм взаимопонимания — осмысление субъектом того, какими средствами и почему он произвёл то или иное впечатление на партнёра по общению. Рефлексия предполагает особое направление внимания на профессиональную деятельность, а также достаточную зрелость субъекта. Рефлексия выступает в форме осознания действующим субъектом — лицом или общностью — того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими индивидами или общностями.

8 Вострокнутов С.И. Формирование рефлексивных умений у студентов университетов в процессе подготовки к воспитательной деятельности: дис... канд. пед. наук. — Казань, 1999. — 190 с.

ШКОЛА И ВОСПИТАНИЕ

Стимулируя и развивая рефлексию у детей, вожатый содействует формированию у ребёнка способности отдавать себе отчёт в свободном выборе, который производит ребёнок, соотносить желаемое и реальное, предполагаемое и свершившееся, поступок и его последствия, интересы собственные и интересы окружающих. Рефлексия не должна доставлять ребёнку внутреннего дискомфорта. Он говорит то, что думает. Вожатые и сверстники ребёнка не должны оценивать его в этот момент. Рефлексия позволяет приучить ребёнка к самоконтролю, самооценке, саморегулированию

и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.

Выделенные педагогические условия формирования профессиональной компетентности вожатого позволяют более успешно адаптировать его деятельность в учреждениях отдыха и оздоровления детей и обеспечивать безопасность, эффективное функционирование и развитие педагогической системы детского оздоровительного лагеря. НО

московский МЕЖДУНАРОДНЫЙ САЛОН ОБРАЗОВАНИЯ MOSCOW INTERNATIONAL EDUCATION FAIR

Главное мероприятие в сфере образования России -

Московский международный салон образования -

пройдет с 12 по 15 апреля на ВДНХ.

Тему «Новая экосистема образования» раскрывают 1000 мероприятий деловой программы, 400 экспонентов, 100 иностранных экспертов.

Участники деловой программы найдут пути эффективного взаимодействия между образовательными учреждениями, бизнесом, государством, НКО, родительском сообществом, педагогами и учениками.

ММС0-2017 предоставляет возможность всем специалистам сферы образования получить сертификат о повышении квалификации на 6 часов.

Вход на все мероприятия свободный, необходима предварительная регистрации

на сайте:

www.mmco-expo.ru.

Все об образовании за 4 дня!

https://www.facebook.com/events/1847682782156247/

https://vk.com/mmco2017

https://ok.ru/group/53351605272790

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.