Научная статья на тему 'СЕРВИСНЫЕ ИННОВАЦИИ КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ'

СЕРВИСНЫЕ ИННОВАЦИИ КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИДЫ ИННОВАЦИЙ В СФЕРЕ УСЛУГ / ИННОВАЦИИ В СФЕРЕ УСЛУГ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ / НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ / СЕРВИСНЫЕ ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Склизкова Ю. С., Пахомова А. И.

Статья посвящена выявлению возможностей развития экономики и повышения благосостояния населения России в современных экономических условиях на базе инновационных преобразований сферы услуг. Представлено авторское видение видового состава и сущности сервисных инноваций. Рассмотрены направления развития инновационной деятельности системы сервиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СЕРВИСНЫЕ ИННОВАЦИИ КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ»

полностью ориентировать его деятельность на удовлетворение потребностей клиентов. Одним из малоизвестных, но эффективных экономических предложений в современном обществе является использование в деятельности организации сферы обслуживания возможностей экономики впечатлений. Грамотное и умелое применение инструментов данной экономики позволит предприятию сферы сервиса увеличить число конкурентных преимуществ, что немаловажно в условиях растущей жесткой конкуренции.

Использованные источники:

1. Горностаева Ж.В., Сорокина Ю.В., Свинарева Ю.А. и др. Основы формирования новых услуг в сервисе // Основы формирования новых услуг в сервисе / Экономические исследования: анализ состояния и перспективы развития (экономика регионов) : монография/[Е.С. Алехина, В.В. Баклакова, Н.В. Береза и др.]; под общей ред. проф. В.А. Катунина. - книга 36.-Воронеж: ВГПУ; Москва: Наука: информ, 2015. -273 с.

2. Б. Джозеф Пайн II, Джеймс Х. Гилмор. Экономика впечатлений. Работа -это театр, а каждый бизнес - сцена // Издательство «Вильямс»; М.; 2005

Склизкова Ю.С. студент 3 курса Пахомова А.И., к. э.н.

доцент кафедра «Сервис» Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ

Россия, г. Шахты СЕРВИСНЫЕ ИННОВАЦИИ КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ

Аннотация: Статья посвящена выявлению возможностей развития экономики и повышения благосостояния населения России в современных экономических условиях на базе инновационных преобразований сферы услуг. Представлено авторское видение видового состава и сущности сервисных инноваций. Рассмотрены направления развития инновационной деятельности системы сервиса.

Ключевые слова: виды инноваций в сфере услуг, инновации в сфере услуг, качество жизни населения, направления развития сферы услуг, сервисные инновации

В современном мире инновации являются незаменимым компонентом функционирования и поступательного развития экономики, без инновационной составляющей невозможно добиться улучшения производственной и непроизводственной сфер хозяйства. В XXI веке разработка и внедрение инновационных технологий в сферах производства и

обращения, новых методов организации и управления предприятиями стали ключевыми факторами рыночной конкуренции, мощным средством повышения эффективности деятельности и улучшения качества товаров и оказания услуг [1].

Роль сферы услуг в современной экономике обусловлена тем, что в этом секторе формируются основополагающие факторы экономического роста, а именно: новое научное знание, интеллектуальный капитал, информационные технологии, услуги финансового сектора, консалтинг и др.

Из этого следует, что актуальными становятся масштабные научно-технические, качественные и структурные изменения в отраслях сферы услуг, имеющие важнейшее значение для дальнейшего развития экономики и повышения качества жизни населения

В качестве инновации (новшества, нововведения) в сфере услуг выступает результат инновационной деятельности (сервисный продукт, технология или ее отдельные элементы, новая организация сервисной деятельности и др.), который способен более эффективно удовлетворять общественные потребности.

Различают базисные нововведения, т.е. те новшества в организации сервиса и обслуживании клиентов, которые заметным образом преобразуют всю организацию сервисной деятельности. Кроме этого имеются частичные инновации, усовершенствующие некоторые звенья и аспекты процесса обслуживания. Те и другие характеризуются тем, что они совершенствуют разные стороны сервисной деятельности, сокращают время оказания услуг, создают удобства для потребителей.

Выделим основные типы инноваций в производстве услуг:

1. технические, связанные с внедрением новых видов техники, приспособлений, инструментов, а также технико-технологических приемов труда в обслуживании. Наиболее заметная тенденция в современной сфере услуг связана с внедрением компьютерной техники, распространением информационно-технологических новшеств, облегчающих работу с клиентами и в целом весь процесс сервисного производства;

2. организационно-технологические, связанные с новыми видами услуг, более эффективными формами обслуживания и организационными нормами труда;

3. управленческие, ориентированные на совершенствование внутренних и внешних связей организации, использующие методы и формы менеджмента;

4. комплексные, охватывающие одновременно разные аспекты и стороны сервисной деятельности.

Необходимость внедрения инноваций стимулирует конкурентная борьба и целый ряд других требований рынка. Важность их использования также обусловливается меняющимися потребительскими запросами и

требованиями потребителей. В целом обновление деятельности конкретного предприятия или фирмы помогает коллективу разрешать разного рода противоречия, с которыми он сталкивается в своей деятельности.

Инновационный процесс зарождается на этапе разработки новой идеи активным предпринимателем или работником сферы услуг. Далее эта идея углубляется и конкретизируется в ходе создания внедренческого проекта. Вслед за этим инновационный процесс продолжается в деятельности по внедрению нововведения, а также в ходе его распространения в сервисной практике.

Внедрение и диффузия инновации приобретает объективные закономерности на всех этапах своего действия. Так, специалисты считают, что этот процесс носит вероятностный характер. Другими словами, нельзя заранее с полной уверенностью утверждать, что станет с новшеством, приживется ли оно в данном коллективе или городе. Вместе с тем, не закрепившись в одном месте, оно может внедриться в другом. Чем более характер новшества приближается к базовому, тем более неопределенным становится результат внедрения. Поэтому сложные нововведения трудно планировать. Небольшие усовершенствования, уже апробированные на тех или иных фирмах, внедряются легче, сравнительно проще прогнозировать их внедрение. Кроме того, новшества могут вызывать конфликт интересов как внутри коллектива, так и во взаимодействии с партнерами, потребителями.

Все это заставляет обращать особое внимание на процесс внедрения. На многих предприятиях сервиса имеются инновационные менеджеры, т.е. специалисты, профессионально занимающиеся управленческой деятельностью по внедрению инноваций в работу фирмы. Но в целом эффективное инновационное внедрение позволяет предприятию повысить прибыльность процесса оказания услуг, укрепить Деловой имидж, стабилизировать свое положение на рынке в целом.

Как правило, инновационный процесс охватывает разные стороны производственной, организационно-технологической, маркетинговой и управленческой деятельности, независимо от того, как внедрение обозначают сами менеджеры и в каких структурных подразделениях они его отрабатывают. К инновационным процессам, помимо менеджеров, специалистов по маркетингу, напрямую оказываются причастны рядовые работники, весь персонал сервисного предприятия, фирмы. В этом случае процесс внедрения направлен вертикально сверху вниз. Если нововведение внедряется успешно, то в эту вертикаль начинают интегрироваться и потребители. В таком случае нововведение приобретает возможность распространяться вширь: успех нововведения позволяет фирме увеличить объем продаж, расширить число клиентов и одновременно вызывает желание у конкурентов повторить ее успех.

За прошедшее десятилетие в российской сфере услуг осуществилась замена всего организационно-экономического механизма, на основе

которого разворачивается сервисная деятельность. На первом этапе разгосударствления сферы услуг разного рода новшества сначала появлялись в сервисе крупных городов - Москве, Санкт-Петербурге, а также некоторых областных центров. Мощные импульсы внедрения новых форм работы, расширения эффективных видов обслуживания стимулировались как изнутри корпоративной сервисной среды, так и со стороны потребителей.

Немалое воздействие на инновационные процессы оказали также иностранные фирмы, которые стали проникать в нашу страну. Многие для отечественной сферы услуг базовыми, т.е. требовавшими позволяли усовершенствовать лишь отельные формы или звенья обслуживания.

Использованные источники:

1. Алабугин А.А. Совершенствование методологии управления развитием предприятий сферы услуг // Вестник Южно-Уральского государственного университета. -Серия: Экономика и менеджмент. - № 41 (258). - 2011. - С. 99-105.

2. Дегтерева В.А. Стратегические приоритеты развития сферы услуг в процессе повышения качества жизни населения Российской Федерации: автореферат дис. ... доктора экон. наук. - СПб, 2010. - 39 с.

3. Инновационный менеджмент и государственная инновационная политика: Монография / Агарков С.А., Кузнецова Е.С., Грязнова М.О. - Издательство "Академия Естествознания", 2011. - Режим доступа: http://www.rae.rU/monographs/112.

4. Войнов Б.Г., Буряков С.А. Основные ошибки управленцев / Б.Г. Войнов, С.А. Буряков // АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА сборник статей 4-ой Международной научно-практической конференции: в 4-х томах. 2014. С. 231-234.

5. Алехина, Е.С., Горностаева, Ж.В. Применение клиентоориентированного подхода на предприятиях сервиса // Экономика и предпринимательство. -2014. - №4 ч.1 (45-1). - С. 421-427.

Сорокина Ю.В. ассистент

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.