Использованные источники:
1. Кулешова, Л.В., Налоги и налогообложение в Российской Федерации // Кулешова Л.В., Лапина Е.Н. - 2011. - С. 56-60.
2. Лапина Е.Н. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебно-методическое пособие Ставрополь: Издательство «Седьмое небо», 2011. - 128c.
3. Назаров, В. 5 доводов против введения прогрессивного подоходного налога// Forbes - 2015. - №2 - С.15-16
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 г. №117-ФЗ (ред. от 5.12.2016 г.) [Электронный ресурс]// СПС «Консультант Плюс»/ Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 5.12.2016).
5. Скляров И.Ю., Специфика налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса в России на современном этапе // Экономика и предпринимательство // Скляров И.Ю., Склярова Ю.М., Лапина Е.Н. - 2015. - С. 1133-1138.
УДК 338.462
Свинарева Ю. А. студент 4 курса Лунченкова Н.В. студент 4 курса Шабельник Л. С. студент 4 курса Горностаева Ж. В., к. э. н. научный руководитель, профессор, зав. кафедрой «Управление и
предпринимател ьство» Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал)
ДГТУ Россия, г. Шахты ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ Аннотация: В данной статье рассмотрен вопрос значения инновационных процессов в экономике, в том числе и в сфере общественного питания. Выделяются и описываются способы реализации инновационных процессов, а также факторы, которые необходимо учитывать при внедрении инноваций в деятельность предприятий общепита. Авторы приходят к выводу, что инновационные процессы являются неотъемлемой составляющей успешного развития предприятия сферы питания.
Ключевые слова: сфера питания; инновационные процессы; экономическое развитие; сфера услуг.
Развитие сферы обслуживания в современном обществе является одной из наиболее успешно развивающихся областей экономики. Уровень и
качество сервиса на предприятии существенным образом влияет на формирование потребительской лояльности к заведению, а, следовательно, и на качественные и количественные показатели деятельности компании. В условиях растущей жесткой конкуренции предприятиям становится труднее удержать свои позиции в занятом рыночном сегменте, поэтому важно внедрять в различные бизнес-процессы организации инновации и нововведения с целью повышения конкурентоспособности заведения.
Понятие слова «инновация» представляет собой результат реализации новых идей и знаний с целью их практического использования для удовлетворения определенных запросов потребителей. Любая инновация должна обладать возможностью практического использования, а также способностью удовлетворять потребности определенного рыночного сегмента.
По данным Росстата (рис. 1) был проведен анализ инновационной деятельности предприятий сферы сервиса с 2010 года по 2014 [1].
Рисунок 1 - Анализ инновационной деятельности предприятий сферы
сервиса с 2010 по 2014 год Как видно из диаграммы, инновационная деятельность в сфере сервиса набирает неуклонные темпы развития. Сохранение положительной динамики позволит вывести данную область экономики на новый уровень развития, что немаловажно в повышении уровня благосостояния общества в целом.
Уровень развитости инновационной деятельности в любой стране является своеобразным индикатором степени экономического развития, что играет немаловажную роль в формировании благоприятного имиджа государства на международной арене. Именно поэтому необходимо развивать инновационный потенциал государства. В России основным документом в области развития инновационной деятельности является Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, которая разработана на основе положений Концепции
долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 года в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике».
Стоит отметить, что инновационные процессы образуют своеобразный «двигатель» экономического роста страны. Именно поэтому они являются неотъемлемой составляющей любой сферы жизнедеятельности, в том числе и индустрии питания. Данный сектор экономики активно развивается с каждый годом, происходит модернизация технологических процессов, открываются новые заведения общественного питания различного типа и класса. Неуклонно возрастает потребительская способность, все чаще люди питаются вне дома, поскольку стоимость блюд или комплексных обедов во многих заведениях общепита становится приемлемой и доступной, поэтому потребители могут регулярно потреблять данные услуги [3].
Конкуренция среди заведений общественного питания с каждым годом неуклонно возрастает, о чем свидетельствует анализ данных Росстата (рис. 2).
Число предприятий общественного питания на конец года по данным Росстата, тыс. единиц
52 54 56 58 60 62 п<* 56 6Я 70 72
Рисунок 2 - Число предприятий общественного питания с 2010 по 2014 год, тыс. единиц И для того, чтобы сохранить позиции в занятом рыночном сегменте или расширить свое присутствие в сфере питания, многие предприниматели стараются увеличить число конкурентных преимуществ за счет внедрения в деятельность организации инноваций и нововведений.
Рассмотрим более подробно способы реализации инновационных процессов в сфере общественного питания (рис. 3):
Способы реализации инноваций в сфере питания
Технические
Рисунок 3 - Обобщенная классификация способов реализации инноваций в сфере общественного питания
Технические способы реализации инноваций заключаются во внедрении новых видов оборудования, приспособлений, различных инструментов для приготовления пищи или обслуживания клиентов. Примером данного способа является замена традиционной формы подачи списка предлагаемых блюд и услуг заведения электронным меню.
Организационно-технологический способ реализации инновационных проектов состоит использовании более комфортных и удобных форм обслуживания клиентов. Например, в городе Ростов-на-Дону появились мобильные столовые здорового питания «Обедово», позволяя удовлетворить потребность людей в пище в любой точке города, поскольку их машины переоборудованы под перевозку, хранение и продажу готовых обедов, что удобно в тех местах, где нет мест общественного питания.
Комплексные программы в деятельности предприятий питания сочетают в себе одновременно предоставление потребителю услуг сферы питания и различные аспекты сервисной деятельности. Креативное и оригинальное оформление зоны приема пищи, необычные формы обслуживания и многое другое позволяет клиенту заведения получить новое ощущение или впечатление. В условиях растущей жесткой конкуренции впечатления стали играть большое значение в формировании потребительской лояльности к определенным предприятиям питания. Примером такого заведения может служить ресторан, расположенный на левом берегу Дона, «Казачий курень». Весь интерьер данного предприятия выполнен в стиле казачьих куреней, посетители погружаются в традиционную народную атмосферу и, помимо исконно казачьей еды, получают новые эмоции.
Использование интерактивных техник, появляющихся с развитием НТР, позволяют внедрять в функционирование предприятий сферы питания различные инновационные продукты или технологии. Все чаще стали появляться интернет-кафе, кафе с игровыми зонами, пунктами переговоров и различными другими инновациями. Также во многих странах мира существуют кафе, где вместо привычных официантов посетителей обслуживают роботы.
Существует множество различных путей и способов реализации
Организационно-технические
Использование комплексных программ
Использование интерактивных техник
инновационных аспектов в деятельность предприятий сферы питания. Но для того, чтобы от внедрения инновационных процессов и технологий был получен синергетический эффект и увеличилась эффективность деятельности предприятий, предпринимателю необходимо учесть множество факторов. Важно учитывать и исследовать такие факторы как:
- факторы внешней и внутренней среды деятельности заведения питания;
- факторы риска. Необходимо рассчитать все возможные убытки и риски, которые может понести заведение в том случае, если инновация не принесет экономической пользы;
- факторы, учитывающие опыт и результаты инновационного развития других предприятий. Это позволяет предпринимателю тщательно изучить механизм реализации инноваций и предотвратить ошибки предпринимательской деятельности [4].
Таким образом, можно прийти к выводу, что в современном обществе каждому заведению сферы общественного питания важно внедрять различные инновации и нововведения, поскольку новые идеи, усовершенствованные продукты питания и услуги, обновленные технологические процессы приготовления и подачи блюд, нестандартные формы организации и управления данным видом бизнеса меняют имидж предприятия питания, а также открывают ему широкий путь инновационного развития.
Использованные источники:
1. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения 28.03.2016)
2. Свинарева Ю.А., Баклакова В.В., Ступин А.О. Бенчмаркинг, как инструмент поддержания и повышения уровня конкурентоспособности предприятий сервиса / Nauka-rastudent.ru. - 2015. - № 08 (20).
3. Горностаева Ж.В., Сорокина Ю.В., Свинарева Ю.А. и др. Экономические исследования: анализ состояния и перспективы развития (экономика регионов): монография/[Е.С. Алехина, В.В. Баклакова, Н.В. Береза и др.]; под общей ред. проф. В.А. Катунина. - книга 36.-Воронеж: ВГПУ; Москва: Наука: информ, 2015. -273 с.
4. Шоул Дж. Первоклассный сервис как конкурентное преимущество / Джон Шоул; Пер. с англ. -5-е изд.-М.: Альпина Паблишер, 2013.-340с;