Научная статья на тему 'АНАЛИЗ РЫНКА ПИТАНИЯ В ГОРОДЕ ШАХТЫ И ВЫЯВЛЕНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ ЕГО РАЗВИТИЯ'

АНАЛИЗ РЫНКА ПИТАНИЯ В ГОРОДЕ ШАХТЫ И ВЫЯВЛЕНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ ЕГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
59
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
предприятия питания / анализ рынка питания / потребительские предпочтения / тенденции развития сферы питания

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Свинарева Юлия Александровна, Шабельник Лилия Сергеевна, Лунченкова Нина Викторовна

В данной статье были рассмотрены вопросы значимости сферы общественного питания в современном обществе. Был проведен анализ потребительских предпочтений к заведениям сферы общественного питания в городе Шахты и выявлены основные тенденции развития рынка питания в городе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РЫНКА ПИТАНИЯ В ГОРОДЕ ШАХТЫ И ВЫЯВЛЕНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ ЕГО РАЗВИТИЯ»

Щ SCIENCE TIME Щ

(jj II < 5л ' 1-1Ф -1 щг 1 - 4_W JT |Г1 1 r^g) АНАЛИЗ РЫНКА ПИТАНИЯ В ГОРОДЕ ШАХТЫ И ВЫЯВЛЕНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ ЕГО РАЗВИТИЯ Сеинарееа Юлия Александровна, Шабелъник Лилия Сергеевна, Лунченкова Нина Викторовна, Научный руководитель: Горностаева Ж. В. Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ, г. Шахты E-mail: marsijulia@mail.ru

Аннотация. В данной статье были рассмотрены вопросы значимости сферы общественного питания в современном обществе. Был проведен анализ потребительских предпочтений к заведениям сферы общественного питания в городе Шахты и выявлены основные тенденции развития рынка питания в городе.

Ключевые слова: предприятия питания, анализ рынка питания, потребительские предпочтения, тенденции развития сферы питания.

В современном мире индустрия питания набирает огромные темпы развития, растет число предприятий с различным уровнем обслуживания и степенью качества продукции. Практически невозможно сосчитать точное количество заведений общепита. Стремительно открываются новые заведения и закрываются убыточные [1]. Происходит постоянная модернизация технического оборудования, все больше автоматизируются процессы приготовления пищи, а также расширяется сам диапазон предприятий.

Все больше возрастает значимость исследования рынка питания с целью выявления тенденций его дальнейшего развития. Поэтому, в связи с актуальностью географического положения, стоит провести анализ рынка питания и выявить тенденции его развития на уровне города Шахты.

Авторами было проведено маркетинговое исследование потребительских предпочтений в городе Шахты на примере сферы общественного питания. В целях анализа потребителей и потребительских предпочтений был проведен оп-Н^ опрос, в котором приняли участие более 100 респондентов. Опрос

| SCIENCE TIME |

производился среди жителей г. Шахты.

Проиллюстрируем наглядно результаты проведенного маркетингового исследования. Среди опрашиваемых 89% представителей женского пола и 11% мужского (рис.1).

■ Женский ■ Муже ко й

категориям.

Рис. 1 Половая принадлежность опрашиваемых респондентов На диаграмме (рис.2) представлены результаты анализа по возрастным

Возрастная категория респондентов

2% 2%

Ы 14-18 лет и 19-25 лет и26-45лет Ы46-55 лет и 56 н старше

Рис. 2 Возрастная категория респондентов

Можно сделать вывод, что основная часть опрошенных - это люди в возрасте от 19 до 25 лет (84 % респондентов), остальные возрастные категории (14-18 лет - 7 %, от 26 до 45 лет - 5 %, 46-55 лет - 2 % и 55 лет и старше тоже 2 %) составляют 16 % от общего числа опрошенных.

Эффективность деятельности предприятий сферы общественного питания во многом зависит от покупательской способности населения, что в свою

1 SCIENCE TIME 1

очередь зависит от уровня дохода граждан [2]. Поэтому была произведена сегментация респондентов по ежемесячному доходу (рис.3).

Данные о ежемесячной заработной плате респондентов

з%

Удо 10 тыс.рублей У от 11 до 20 тыс.рублей Н от 21 до 30 тыс.рублей У другая сумма

Рис. 3 Данные в процентном соотношении о заработной плате респондентов

Анализ данных рисунка свидетельствует о том, что основная часть респондентов получает заработную плату в размере до 10 тыс. руб. (64 % опрошенных), меньший сегмент опрошенных имеют доход от 11 до 20 тыс. руб. (28 %), немногие получают ежемесячный доход от 21 до 30 тыс. рублей (5 %) и только 3 % опрошенных зарабатывают свыше 30 тыс. руб. в месяц. Несмотря на то, что большая часть опрошенных имеет доход менее 10 тысяч рублей, 94 % респондентов ответили, что пользуются услугами предприятий общественного питания в городе и только 6 % не посещают данные заведения. Можно сделать вывод о том, что услуги предприятий питания в городе достаточно востребованы у людей с разным уровнем дохода, все зависит от потребностей клиентов.

В ходе исследования было выявлено, что у 73 % репондентов чаще всего основным поводом для посещений предприятий питания в городе является времяпрепровождение и досуг, 22 % посещают заведения общественного питания в случае необходимости единоразового питания (завтрак, обед, ужин), 3 % респондентов посещают заведения питания только в случае проведения каких-либо торжественных мероприятий.

Можно сказать, о том, что в большинстве случаев потребители посещают заведения общественного питания для того, чтобы отдохнуть и приятно провести время, при этом в современном обществе возрастает тенденция к единоразовому питанию. Все чаще люди питаются вне дома, поскольку стоимость блюд или комплексных обедов во многих заведениях становится приемлемой для ежедневного потребления услуг сферы питания.

Также в ходе исследования мы выявили, что при условиях выбора заведения общественного питания 60 % респондентов предпочтут, то

| SCIENCE TIME |

предприятие, в которое привыкли ходить, и только 40% захотят посетить какое-либо новое заведение. Можно сделать вывод, что большинство опрошенных имеют потребительские предпочтения к какому-то заведению общепита в городе.

Анализ потребительских предпочтений к предприятиям общепита в городе Шахты выявил 27 заведений, которые чаще всего посещают респонденты. Но, если разделять по типам предприятий общественного питания, больше всего потребители лояльны к ресторану «Рис», кафе «Реджиани», гастропабу «Грязная утка», пиццерии «Сицилия», бару «Бурито», кофейне «Пить кофе», и к заведению быстрого питания «McDonald's». При этом 11 % из опрошенных указали, что нет особых предпочтений к предприятиям общественного питания в городе Шахты.

Планируя дальнейшее развитие предприятий общественного питания, следует помнить, что рестораны, кафе и т.п. являются элементами городской среды. Современная городская среда предстает перед нами в постоянном движении, развитии и преобразовании. По уровню развития общественного питания, качеству оказываемых услуг, разнообразной кухне можно судить об уровне развития города. Определение основных тенденций развития сферы общественного питания в городе Шахты представлено в виде SWOT-анализа (табл.1).

Таблица 1

SWOT-анализ рынка общественного питания в г. Шахты

Сильные стороны Слабые стороны

- Устойчивый рост объемов розничного оборота общественного питания и бытовых услуг населению; - Наличие сформировавшегося рынка предприятий общественного питания; - Наличие образовательных учреждений, осуществляющих начальную профессиональную подготовку, высшую профессиональную подготовку работников сферы общественного питания; - Развитие современных форм предоставления услуг общественного питания (доставка блюд на дом, антикафе, кейте-ринг); - Открытие предприятий питания в торговых и торгово-развлекательных центрах; - Разный уровень качества предоставляемых услуг на предприятиях одного типа; - Низкий уровень квалификации профессиональных кадров; - Отсутствие общей концепции совершенствования и развития сферы общественного питания в городе; - Невысокий уровень внедрения новых технологий на основе использования прогрессивных форм обслуживания и современного оборудования; - Наличие фактов теневого оборота, выдачи заработной платы «в конвертах».

| SCIENCE TIME |

продолжение таблицы 1

Возможности (О) Угрозы (X)

- Рост спроса на услуги общественного питания; - Улучшение качественных характеристик предоставляемых услуг; - Увеличения ассортиментного ряда предоставляемых услуг; - Количественный рост организаций сферы общественного питания при усилении тенденции к инновационному развитию; - Совершенствование системы регулирования сферы общественного питания по критерию качества, в том числе с элементами государственной поддержки. - Низкая покупательная способность населения; - Экономический и финансовый кризис; - Изменения в законодательстве; - Проникновение на рынок контрафактной, низкокачественной продукции.

Таким образом, можно прийти к выводу, что в целом сфера общественного питания в городе Шахты стремительно развивается, а заведения предоставляющие подобного рода услуги пользуются спросом у жителей города. Количество предприятий с каждым годом увеличивается, поэтому сохранить свои позиции в занятой нише и увеличить эффективность деятельности становится все труднее [3].

Важно анализировать рынок питания не только городе Шахты, но и в любом городе страны и выявлять тенденции его дальнейшего развития для удовлетворения спроса жителей и гостей города в качественных услугах питания и обслуживания на основе современных форм обслуживания, территориальной и ценовой доступности для всех категорий граждан.

Литература:

1. Горностаева Ж.В., Алехина Е.С. Совершенствование сервисной деятельности предприятия питания в целях повышения лояльности потребителей (на примере ООО «Элита Сервис» ресторан «Интеграл», г. Шахты) / Интеграция мировых научных процессов как основа общественного прогресса: материалы Международных научно-практических конференции за сентябрь 2014 года / Под общ. ред. С.В. Кузьмина. - Казань, 2014.

2. Свинарева Ю.А., Сорокина Ю.В. Возможности применения сервисных аспектов как способ формирования параметров инвестиционной привлекательности Ростовской области // Наука. Мысль. - 2015. - № 12. - С. 7681.

3. Свинарева Ю.А., Баклакова В.В., Ступин А.О. Бенчмаркинг, как инструмент поддержания и повышения уровня конкурентоспособности предприятий сервиса / Nauka-rastudent.ru. - 2015. - № 08 (20).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.