Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ МЕСТ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ'

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕСТ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
427
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТОЛОВАЯ / МЕСТО ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ / ПРЕДПОЧТЕНИЯ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ / КАЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трофименко Е.Ю., Абдуллина В.А., Михайлова А.В.

В статье проведена оценка мест общественного питания в ЮУрГУ. Выделены основные предпочтения студентов по местам общественного питания. Проведен опрос студентов ЮУрГУ. По результатам исследования были описаны потребности и спрос студентов ЮУрГУ по ключевым вопросам об общественном питании. Также на основе предпочтений были разработаны рекомендации по улучшению мест общественного питания в ЮУрГУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ МЕСТ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ»

ганизации, инвестиционного потенциала, на внедрении и использовании системы управления конкурентоспособностью организации. Разработка этих инструментов реализации конкурентной стратегии и составляет содержание конкурентной тактики организации.

Успех в любой предпринимательской деятельности во многом определяется правильно выбранной конкурентной стратегией управления потенциалом организации, являющейся составным элементом системы менеджмента организации. Выбор конкурентной стратегии зависит от нескольких факторов: объема и уровня конкурентного потенциала организации, доли и роли организации на рынке, цели организации. В зависимости от поставленных целей организация выбирает ту или иную конкурентную стратегию и тактику на рынке.

Таким образом, управление конкурентным потенциалом организации в условиях рынка сводится, по существу, к оценке и анализу факторов, повышающих или понижающих конкурентный потенциал организации, выбору и реализации соответствующей стратегии и тактики для достижения той или иной намеченной цели в развитии деятельности организации.

Список литературы:

1. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков. - М.: Магистр, 2010.

2. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - СПб., 2011. - С. 520.

3. Афанасьев М.П. Маркетинг - стратегия и практика фирмы. - М.: Финстатинформ, 2013. - 104 с.

4. Бабаева Л.В., Лапина Г.П. Малый бизнес в России в эпоху экономических реформ. - М.: Институт социологии РАН, 2012. - 193 с.

5. Большой энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохорова. -М., 2015.

6. Портер М. Конкуренция / М. Портер, Э. Майкл; пер. с англ. - М., 2013. - С. 72.

7. Экономика: учебник / под ред. А С. Булатова. - М.: Изд-во БЕК, 2012.

8. Павлова И.П. Основы теории рыночной экономики. - СПб.: СПбУ-ЭФ, 2014. - 93 с.

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕСТ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ

© Трофименко Е.Ю.1, Абдуллина В.А., Михайлова А.В.

Южно-Уральский государственный университет (НИУ), г. Челябинск

В статье проведена оценка мест общественного питания в ЮУрГУ. Выделены основные предпочтения студентов по местам общественно-

1 Доцент кафедры Маркетинга и менеджмента, кандидат экономических наук.

го питания. Проведен опрос студентов ЮУрГУ. По результатам исследования были описаны потребности и спрос студентов ЮУрГУ по ключевым вопросам об общественном питании. Также на основе предпочтений были разработаны рекомендации по улучшению мест общественного питания в ЮУрГУ.

Ключевые слова: столовая, место общественного питания, предпочтения, удовлетворенность, качество.

Одним из основополагающих критериев здорового образа жизни студентов является рациональное питание, оказывающее значительное влияние на умственную и физическую работоспособность. Тем более, что большинство учащихся проводят почти весь день в здании учебного заведения, а многие из них живут в общежитии и, как следствие, лишены возможности питаться домашней едой. При этом всем ясно, что в рацион растущего организма обязательно должны входить горячие блюда, свежие фрукты и овощи, меню обязано быть разнообразным и сбалансированным, качество продуктов не имеет права вызывать сомнений.

Согласно медицинской статистике, в настоящее время 35 % студентов страдают гастритом. Причиной распространенности этой болезни среди студентов является то, что современные условия жизни заставляют студентов думать не только об учебе, но и о том, как себя содержать. В результате молодые люди, которые должны только учиться, разрываются между работой и учебой, а на полноценное питание у них не хватает времени, а иногда и средств [3].

Исследование было проведено в 2015-2016 годах. Генеральную совокупность составили студенты ЮУрГу. Выборка составила 186 респондентов.

Цель исследования - выяснение того, какие предпочтения у студентов в питании, довольны ли они качеством еды, какие они бы хотели увидеть улучшения.

Данное исследование является актуальным, т.к. приемы пищи являются жизненно необходимыми для каждого человека, в том числе и для студентов, которые проводят в университете большую часть своего времени, из-за чего они периодически посещают места общепита.

Примерно половина опрощенных (49 %) посещают места общественного питания, 31 % студентов очень редко ходят в места общепита, 20 % не ходят туда.

При ответе на вопрос: «Почему Вы не посещаете места общественного питания в университете?» большое количество респондентов (42,3 %) сказало, что не бывают в местах общепита из-за низкого качества продукции. 30,8 % опрошенных ответили, что не успевают поесть в местах общественного питания.

Также многие ответили, что в меню отсутствуют желаемые блюда (30,8 %), высокая стоимость продукции (26,9 %).

да

очень редко нет

Рис. 1. «Посещаете ли Вы места общественного питания в университете?»

42,3

Ж

# </ ^ у- ^

(Р лг ,о хг <& Ла

^ ^ ¿Р Ж Ж 0<?~ ф

/ ^

<<г .¿г

^ у У / У У" У У У У

* ^ .¿Г У у

У ^ <с>°'

Рис. 2. Причины, по которым студенты не посещают (посещают редко) место общественного питания

Важным был вопрос о том, какие блюда должны входить в обед в местах общепита университета. Огромное количество студентов (74 %) полагают, что салаты должны входит в их обед, а также горячие напитки (66 %). Чуть больше половины хотят видеть в своём обеде выпечку и гарниры, 56 % и 52 % соответственно. Также многие (46 %) предпочитают вторые блюда (мясо, рыбу). Сок предпочитают всего 30 % опрошенных, минеральную воду - 26 %, шоколад и чипсы - 16 %, молочные продукты - 16 %. Меньше всего респонденты хотят видеть в своём обеде первые блюда (супа), а также сладкую воду, и тот, и другой вариант набрали всего по 12 %.

Большинство респондентов, а это 41 % ответили что они и удовлетворены, и нет качеством еды, 29 % опрошенных скорее удовлетворены, чем нет. На «больше не удовлетворённых, чем удовлетворённых» приходится 26 %. Лишь 4 % ответили, что они полностью удовлетворены. Никто из опрошенных не выбрал вариант «полностью не удовлетворен».

23,1

19,2

7,7

3.8

Рис. 3. Блюда, которые должны входить в обед

Таким образом, можем сделать вывод, что нет полностью удовлетворенных или неудовлетворенных качеством еды студентов.

По результатам опроса средняя желаемая сумма рублей за обед составила 103 рубля, а средняя реальная стоимость 110,2 рубля. Таким образом, в среднем разница между желаемой стоимостью и реальной составила 6,8 рублей, а значит, ожидания и реальность студентов совпадают.

Скорее не Полностью

удовлетворен, удовлетворен

чемудовлетвор г до/ 4% Скорее

ен г удовлетворен,

26% [ чем не

удовлетворен

29%

И да, и нет

41%

Рис. 4. Удовлетворенность студентов качеством питания в университете

Исходя из нашего исследования, 80 % студентов посещают места общественного питания в университете, среди них довольно большое количество неудовлетворенных качеством питания. Средняя оценка соответствия блюд и их вкусов предпочтениям опрошенных составляет 5,09. Эта оценка мала, поэтому бы хотели предложить ряд улучшений.

Большое количество респондентов выразили свое недовольство на счет графика работы мест общественного питания. Многие студенты учатся 6 дней в неделю, в то время как столовые работают лишь 5 дней, а во время сессии места общепита не работают вовсе. Так же проблемой является то, что столовые работают с 8-8.30, поэтому студенты не могут позавтракать

перед занятиями, а студенты, которые учатся в вечернее время, не могут поужинать, так как столовые уже закрыты.

Студенты учатся в университете минимум 4 года, не смотря на это меню столовых практически не меняется: одни и те же первые, вторые блюда, выпечка и т.д. Некоторые студенты являются вегетарианцами, некоторые соблюдают посты, другие являются диабетиками, аллергиками, таким людям очень сложно подобрать блюда в ассортименте, им подходят чаще всего только 75 из всего меню, а из месяца в месяц они не хотят есть одно и то же. Поэтому следует периодически изменять, увеличивать ассортимент в зависимости от времени года, тенденции, спроса и прочих факторов [1].

Так же была выявлена проблема качества еды и обслуживания. Многие студенты заявили о том, что вкус еды не соответствует их предпочтениям, а также находится на среднем уровне качества. К тому же 30,8 % респондентов не успевают поесть на перемене по многим причинам, одни из них: в большинстве столовых всего один кассовой аппарат, малое количество посадочных мест, медленное обслуживание.

Одним из способов улучшения качества еды и обслуживания может быть заключение контракта с кафе или рестораном, например с «Уральскими пельменями», «Перемена» и др. Данному примеру следуют школы, например в Москве, Воронеже [7] и даже в Челябинске, в этих школах помещения отдали сторонним организациям, теперь вместо столовых у них кафе. Благодаря этому качество питания в этих школах стало выше [6].

В России растет спрос на горячие напитки, в большинстве своём на све-жесваренный кофе. Более чем половина студентов пьют кофе минимум 1-2 раза в день. Тем не менее, в ЮУрГУ нет ни одной точке по продаже вкусного свежесваренного кофе. Часть студентов из-за этого вынуждены покупать растворимый кофе из автоматов, часть в таком случае либо отказываются от напитка, либо покупает его в местах вне университета. Можно открыть как минимум по одной торговой точке по продаже свежесваренного кофе в основных корпусах университета, либо добавить данный напиток в меню уже существующих столовых

Неправильное питание становится серьезным фактором риска развития многих заболеваний. Статистика последних лет показывает резкое увеличение среди молодых людей лиц, страдающих ожирением, заболеваниями сердечно-сосудистой системы, сахарным диабетом и т.д. Предотвратить такие заболевания можно, если вести здоровый образ жизни и, в первую очередь, правильно питаться.

Список литературы:

1. Аграновский, Е.Д. Организация производства в общественном питании / Е.Д. Аграновский, М.М. Аносова, Р.Ф. Лифанова. - М., 1990. - 253 с.

2. Захарченко М.Н. Обслуживание на предприятиях общественного питания / М.Н. Захарченко, Л.С. Кучер. - М. :1986. - 272 с.

3. Иванов А.А., Мясникова В.В. Общественное питание в России. Современное состояние/ под ред. д.м.н., профессора Е.Н. Беляева // Информационный сб. стат. и аналитич. матер. - М.: ФЦГСЭН, 2004. - 24 с.

4. Микаелян И. Рынок общественного питания: перезагрузка?! [Электронный ресурс] / И. Мекаелян. - 2011. - Режим доступа: Шр://поу$1ап-dart.ru/index.php/pro-business/204-perezagruzka.

5. Феоктистова В.И. Экономика предприятий: учеб. пособие / В.И. Феоктистова. - М.: Изд-во РГТЭУ 2004. - 390 с.

6. Школьное кафе вместо столовой [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.babyblog.ru/user/id1124937/129669.

7. Кафе вместо школьных столовых [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bg.ru/kids/kafe_vmesto_shkolnyh_stolovyh-11857/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.