Научная статья на тему 'Сервис машин и оборудования бытового и жилищно-коммунального назначения'

Сервис машин и оборудования бытового и жилищно-коммунального назначения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
708
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сервис машин и оборудования бытового и жилищно-коммунального назначения»

КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

СЕРВИС МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ БЫТОВОГО И ЖИЛИЩНОКОММУНАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

«...жилищно-коммунальная сфера должна стать современной эффективной отраслью, а не кормушкой для монополистов и сомнительныхлавочек»

Современная экономика развитых стран мира в течение нескольких десятилетий характеризуется непрерывным опережающим развитием сферы сервиса по сравнению с материальным производством. Ее доля в общем объеме капиталовложений достигает уровня шестидесяти - семидесяти процентов и характеризуется долей капиталовложений на уровне тридцати -сорока процентов. Современные тенденции в развитии реального сектора экономики, направленные на повсеместное внедрение вы -сокотехнологичного оборудования еще больше стимулируют развитие данной сферы.

Исходя из объекта потребления, сферу сервиса целесообразно разделить на два сектора - производственный и ориентированный на обслуживание населения.

Производственный сектор включает деятельность по оказанию услуг по техническому обслуживанию, наладке, настройке и ремонту производственного оборудования. Как правило, этим видом деятельности занимаются предприятия - производители и поставщики оборудования или специально создаваемые структурные подразделения и службы самого предприятия, использующего данное оборудование в производственном процессе. Реже создаются инициативные самостоятельные предприятия, оказывающие однотипные производственные услуги, например: по вибродиагностике, балансировке, тепловой диагностике и электродиагностике оборудования, по ремонту и обслуживанию транспортных и технологических машин и др. Трудовую деятельность в этом секторе сферы сервиса осуществляют специалисты - в основном выпускники технических вузов. В РФ, характеризующейся высоким уровнем подготовки инженерно-технических специалистов, данная сфера практически не испытывает дефицита высококвалифицированных кадров.

Сектор, направленный на обслуживание населения более разнообразный. Именно этот

В. Путин. Из совещания по вопросам улучшения качества жилищно-коммунальных услуг/ ЦКЪ [http://www.vesti.ru] 04.02.2013

сектор характеризуется в настоящее время высокой экспансией в основном от зарубежных производителей высокотехнологичных машин и оборудования, предназначенных для удовлетворения населения в обеспечении безопасного и комфортного проживания, быта и отдыха, духовных и культурных потребностей.

Традиционно российская система профессионального образования не готовила высококвалифицированные кадры для этого сектора экономики. Так, деятельность по ремонту и обслуживанию высокотехнологичного оборудования бытового назначения осуществлялась непосредственно заводами - изготовителями или специальными мастерскими в системе бытового обслуживания, профессиональную деятельность в которых осуществляли специалисты, имеющие среднее и высшее профессиональное образование по техническим специальностям и некоторые информальные знания, приобретенные в результате их профессиональной деятельности. Обслуживанием оборудования и инженерных систем жилищнокоммунального назначения занимались специалисты, имеющие начальное или среднее профессиональное образование, подготавливаемые образовательными учреждениями в основном по строительным специальностям. Традиции российской системы образования по отношению к подготовке научно-технических специалистов, не смотря на проводимые реформы, сохраняются по сегодняшний день и связаны в основном с производственным сектором экономики.

Особенностью сектора экономики направленного на обслуживание населения является его гуманитарность - непосредственная близость к потребителю - заказчику потребляемой услуги. Эта особенность связана с необходимостью развития коммуникативных компетенций специалистов, работающих в данном секторе. Данная необходимость привела к тому, что в РФ была создана целая сеть сервисных вузов [1]. Министерством образования и науки был принят стандарт ВПО по направлению подготовки «Сервис». Особенностью содержа-

Колонка главного редактора

тельной части стандарта было формирование специалиста сферы сервиса по трем основным составляющим предметно-ориентированной подготовки, а в последствии, с введением ФГОС - компетентностной (предметнодеятельностной): коммуникативной, экономической и технологической (технической). Выпускники сервисных вузов на сегодняшний день полностью закрывают потребности отрасли в специалистах, работающих в контактной зоне с потребителями услуги, способны организовывать и эффективно управлять малыми предприятиями сферы услуг.

Однако проблема подготовки профессиональных научно-технических кадров, занимающихся непосредственно сервисом машин и оборудования, особенно в секторе обслуживания населения чрезвычайно актуальна и на сегодняшний день. Ярким примером этому является состояние и развитие сектора жилищнокоммунальных услуг, т.е. доводимых до потребителя, проживающего в жилищном фонде, для обеспечения комфортных условий его жизни. Поддержание таких условий связано с необходимостью сервиса большой номенклатуры оборудования бытового и жилищно-

коммунального назначения, а также сложных систем, обеспечивающих предоставление коммунальных услуг: холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления, содержания придомовой территории и др.

Объявленная в РФ реформа жилищнокоммунального хозяйства (ЖКХ) предполагает смену собственника жилья и одновременно -внедрение передовых технологий, предъявление все более высокие требований к эффективности оборудования и инженерных систем, формирование новых подходов в жилищнокоммунальном комплексе России в связи с внедрением современных технологий и высокотехнологичного оборудования, предназначенного для автоматизированного управления системами жизнеобеспечения и объектами быта. Внедряются принципиально новые системы, оборудование и технологии водоснабжения, отопления, пожаротушения, системы охраны и ограничения доступа в помещения, энергообеспечения жилых зданий, управления домом. Особенностями таких систем являются: гарантия качества, легкость монтажа и, главное -экономичность и сбережение природных ресурсов.

В условиях реформы к управлению объ -ектами ЖКХ приходят товарищества собственников жилья, управляемые самими жителями. При этом в управлении товариществ, как правило, отсутствуют специалисты с техническим образованием. Нанимаемые ими управляющие компании и ремонтно-технические службы в

большинстве являются низкорентабельными и вряд ли могут содержать способных обслужи -вать высокотехнологичное оборудование науч -но-технических специалистов, которые ориентированы на соответствующие отрасли техники и экономики. В системе дополнительного образования в области ЖКХ действуют образова-тельные учреждения, которые готовят в основном управленцев. Подготовка технического специалиста, обладающего соответствующим набором компетенций, обеспечивающим качественное обслуживание и ремонт современного оборудования и инженерных систем ЖКХ на базе системы дополнительного образования практически невозможно. Такая прерогатива должна быть предоставлена специализированным вузам, ориентированным на сферу сервиса и финансируемым за счет государственного бюджета.

Таким образом, повсеместное внедрение и использование современных технологий требует скоординированных действий на государственном уровне по обеспечению взаимодействия науки, образования, производства и финансовой сферы в ЖКХ. Ключевой задачей в решении проблемы развития сферы сервиса и, в частности услуг ЖКХ, является обеспечение сферы высококвалифицированными кадрами, способными производить монтаж, эксплуатацию и сервисное обслуживание современного технологического оборудования и инженерных систем. Нерешенность этой проблемы на сегодняшнем этапе показывает низкую эффективность реформирования ЖКХ, не смотря на значительные финансовые средства, выделяемые на эти цели из бюджета РФ.

Решение проблемы, на наш взгляд, связано с двумя основными направлениями деятельности в экономике РФ. Первое очевидно -оно связано с повышением инвестиционной привлекательности данной сферы. С этой целью, наверное и проводится, в частности, реформирование ЖКХ. Второе направление -устранение дефицита научно-технических кадров в сфере сервиса. Втору задачу необходимо решать вузам, которые относят себя к сервисным.

На сегодняшний день большинство сервисных вузов, объединившихся в рамках национального научно-образовательного инновационно-технологического консорциума, успешно решают задачи подготовки научно-технических кадров в рамках различных технических направлений подготовки по профилям, наиболее актуальным для сферы сервиса, таким, как: «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов», «Бытовые машины и приборы», «Машины и аппараты текстильной и легкой промышленности», «Машины и аппараты пищевых производств», «Технология и кон-

4

нииттс

Сервис машин и оборудования бытового ижилищно-коммунального назначения

струирование швейных изделий», «Технология продукции и организация общественного питания», «Технология транспортных процессов», «Организация и безопасность движения», «Оптические системы и системы связи», «Защищенные системы и сети связи», «Многоканальные телекоммуникационные системы», «Сети связи и системы коммутации», «Инфокомму-никационные технологии в сервисах и услугах связи», «Электрооборудование и электрохозяй-ство предприятий, организаций и учреждений», «Математическое моделирование технических систем» и др.

Под руководством ведущих ученых -докторов технических наук в вузах консорциума складываются научные школы, способные решать научно-технические задачи развития сферы сервиса и в частности сектора, ориентированного на обслуживание населения.

Используя статус инновационной площадки вузы консорциума вправе открывать новые профили подготовки по перспективным направлениям профессиональной деятельности будущих выпускников, обеспечивая потребности отрасли в кадрах. Так, осознавая высокую значимость проводимой реформы ЖКХ и ее кадровые проблемы, без решения которых реформа значительно отстает, с 2013 года одновременно два крупнейших вуза консорциума «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики» и «ЮжноРоссийский университет экономики и сервиса» ввели новый профиль подготовки «Машины и оборудование жилищно-коммунального хозяй-ства». Основанием для введения профиля послужило накопление большого задела научной и образовательной деятельности по направлению подготовки «Технологические машины и оборудование». Особенностью данного направления является фундаментальная подготовка выпускника по всем аспектам производственнотехнологической, организационно-управленческой и проектно-конструкторской деятельности, обеспечивающая необходимый набор компетенций для внедрения передовой техники и научных разработок в сферу жилищнокоммунальных услуг, а также трансферта и адаптации передовых зарубежных технологий, продвижению инновационных технологий в содержании и обслуживании ЖКХ.

Цель (миссия) образовательной программы по вводимому профилю - обеспечение комплексной и качественной подготовки квалифицированных, конкурентоспособных специалистов в области создания, внедрения и технического обслуживания машин и оборудования жилищно-коммунального назначения на

основе применении современных методов и средств их проектирования, расчета, математического, физического и компьютерного моделирования, а также диагностики и обслуживания, путем сочетания общекультурных универсальных (общенаучных, социально-

личностных, инструментальных) и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 1510000 - Технологические машины и оборудование.

Введением образовательной программы решаются актуальные для экономики РФ задачи подготовки нового поколения выпускников в области сервиса технологических машин и оборудования вообще, и машин и оборудования бытового и жилищно-коммунального назначения, в частности:

- владеющих навыками высокоэффективного использования технологических машин и оборудования, методов и средств их исследования, проектирования изготовления монтажа и эксплуатации;

- готовых к применению современных

машин и оборудования различных комплексов и машиностроительных производств, технологического оборудования, технологической оснастки, средств механизации, автоматизации, информационного, метрологического, диагностического и управленческого обеспечения технологических систем, нормативно-

технической документации, системы стандартизации и сертификации, методов и средств испытаний и контроля качества изделий машиностроения;

- готовых работать в конкурентоспособной среде на рынке труда по производству, обслуживанию и ремонту машин и оборудования бытового и жилищно-коммунального назначения в условиях модернизации производства;

- способных решать профессиональные задачи для достижения финансовой устойчивости и стратегической эффективности деятельности предприятий по производству, обслуживанию и ремонту машин и оборудования бытового и жилищно-коммунального назначения в условиях рыночной экономики и др., т.е., способных решать технико-технологические проблемы в сфере обслуживания технологического оборудования и инженерных систем ЖКХ.

Литература

1. Лепеш Г.В. Перспективы развития сферы бытового обслуживания населения Российской Федера-ции.//Технико-технологические проблемы сервиса. 2012. №4(22) -с.3 - 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.