Научная статья на тему 'Сервис область научной деятельности'

Сервис область научной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
380
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

Главной задачей страны является осуществление модернизации, связанное с созданием политически стабильного социально-правового демократического государства с высокотехнологической экономикой и развитой социальной сферой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сервис область научной деятельности»

КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

Главной задачей страны является осуществление модернизации, связанное с созданием политически стабильного социальноправового демократического государства с высокотехнологической экономикой и развитой социальной сферой1.

Сервис - область научной деятельности

Научная (научно- исследовательская) деятельность - интеллектуальная творческая деятельность, направленная на получение научными методами новых знаний, их обобщение, систематизацию, распространение и применение. Научная деятельность включает в себя фундаментальные и прикладные научные исследования, опытные разработки, инновационную деятельность, подготовку научных кадров высшей квалификации2.

Фундаментальные научные исследования - вид экспериментальной или теоретической деятельности, направленной на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды.

Прикладные научные исследования

- исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач. Результаты этих исследований реализуются через научнотехническую деятельность и экспериментальные разработки - области, непосредственно относящиеся к производственнохозяйственной деятельности.

Опытные разработки - вид научной деятельности, основанной на знаниях, приобретенных в результате проведения научных исследований или на основе практического опыта и направленной на разработку новых устройств, продуктов, технологий или способов, позволяющих получить новые потребительские качества товаров или услуг, либо улучшить старые.

Инновационная деятельность -деятельность, направленная на использование научных знаний с целью получения

нового или улучшения производимого продукта (товара, услуги), способа его производства, распространения, использования и совершенствования социального обслуживания, а также - на применение структурных, финансово- экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии.

Сегодня экономику России составляют предприятия, использующие изношенное оборудование и устаревшие технологии. Промышленные предприятия давно уже лишились притока инноваций и научной поддержки, вследствие оттока высококвалифицированного научно- технического персонала. Вследствие этого увеличивается их технологическое отставание от зарубежных конкурентов. Из года в год растет приток импортных товаров.

Вступление России в ВТО неизбежно приведет к дальнейшему падению конкурентоспособности экономик страны и города.

Предприятия сферы сервиса наоборот получили необходимость в привлечении высококвалифицированных специалистов, способных обеспечивать сервисное обслуживание высокотехнологичного оборудования, в основном зарубежного происхождения. Для поддержания соответствующего уровня менеджмента и квалификации персонала сервисных компаний, работающих в сегменте высокотехнологичного сервиса РФ, появилась необходимость в подготовке персонала для сервисных предприятий обладающего соответствующими компетенциями и моти-

вированного для ведения научноисследовательской деятельности в научной области исследования - в сфере сервиса.

Основной целью государственной политики в области науки и техники является переход к инновационному развитию страны.

Достичь главной стратегической цели инновационной политики можно только за счет кардинального переоснащения промышленности, строительства, энергетики, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, связи, медицины и других отраслей экономики на базе передовых достижений науки и техники. Такая модернизация поможет существенно повысить технический уровень и экономическую эффективность предприятий, в том числе и предприятий сервиса.

Развитие инновационной деятельности и формирование экономики сервиса, основанной на новых знаниях, имеет особое значение, поскольку в данной сфере конкурентоспособными могут быть только высокотехнологичные и наукоемкие производства и предприятия.

Предметами научных исследований в данной области могут быть явления и процессы, пронизывающие всю научную, производственную, маркетинговую деятельность производителей, имеющие как материально-техническое, так и социальное содержание и, в конечном счете, ориентированные на удовлетворение потребностей рынка товаров и услуг.

Основными субъектами научной и деятельности являются научные работники, научные группы, коллективы, одной из основных задач которых является научная деятельность, ее финансирование и управление ею. В сложившихся экономических условиях практически отсутствуют стимулы для осуществления научнотехнической и инновационной деятельности в виде государственной системы льгот и преференций.

В особо трудном положении в настоящее время находится отраслевая наука вследствие дезинтеграции отраслей, необоснованной приватизации и др. причин, приведших к серьезным разрушениям научно-технического потенциала отраслевых институтов.

Научно-технические и инновационные предприятия малого бизнеса в значительной степени зависят от конъюнктуры рынка и, как правило, не имеют ни инфраструктуры, ни денежных средств, которые необходимы для ведения научноисследовательской деятельности, для доработки и освоения инноваций.

Создание и освоение любого достижения науки требует комплексного подхода и участия самых разных специалистов, приводящего к необходимости интеграции научного потенциала, основным источником которого является на сегодня высшая школа. Влияние науки на образовательную деятельность в вузах осуществлялось, прежде всего, поддержкой высокого уровня квалификации профессорско-преподавательского состава благодаря участию преподавателей в научных исследованиях. В конечном итоге, такая деятельность способствовала обновлению содержания образования, к адаптации образования к нуждам экономики и общества через рынок труда. Насущная необходимость сохранения высокого уровня научных исследований в вузах и возможность подготовки высококвалифицированных специалистов в современных условиях дефицита научных кадров привела к необходимости сознания на базе самих вузов научно-образовательных центров (НОЦ) - структурных подразделений, обеспечивающих тесное взаимодействие научных исследований с образовательным процессом. Такое взаимодействие позволяет обеспечить концентрацию средств и материальных ресурсов для улучшения материально-технической базы для ведения как научной, так и образовательной деятельности в рамках единого процесса.

Первый и главный эффект создания НОЦ - сохранение ведущих научных школ и научно-педагогических коллективов высших учебных заведений.

В Санкт-Петербургском государственном университете сервиса и экономики образованы НОЦ, в которые входят несколько научных школ, возглавляемых ведущими учеными. В НОЦ проводятся фундаментальные и прикладные научные исследования по проблемам техники и технологии сервиса машин, приборов и

инженерных систем жилищнокоммунального хозяйства, бытового обслуживания, экологии и общественного транспорта. В научных исследованиях принимают участие студенты СПбГУСЭ, обучающиеся по специальностям, актуальным для сферы сервиса.

Наиболее значимые научные результаты получены в исследовании:

-напряжено-деформированного состояния, термодинамики и газовой динамики элементов машин и агрегатов транспортной и коммунально-бытовой сферы и их численного моделирования на ЭВМ (д.т.н., проф. Лепеш Г.В.);

-газодинамических явлений в проточных частях компрессоров турбонаддува транспортных и промышленных дизелей и создании модельного ряда экспериментальных ступеней турбокомпрессоров (д.т.н., проф. Боровиков А.В.).

- эффективности работы топливной системы ДВС и создании присадок в топлива и масла, повышающих ресурс ДВС (д.т.н., проф. Дыбок В.В. д.т.н., проф. Ефремов Б.Д.);

-ресурсосбережения ДВС и создания высокоэффективных теплообменных устройств (д.т.н., проф. Шульгин В.В.);

-рационального использования энергоресуров в бытовой технике, в системах обогрева помещений промышленного и жилищно-коммунального назначения (д. ф-м. н., проф. Сухов Г.С.);

-технологических установок и систем по очистке водных растворов и коллоидных взвесей (д.т.н., проф. Лепеш Г.В.);

-методов и средств мониторинга окружающей среды (д.т.н., проф Воронцов А.М.);

-экономики природопользования (д.э.н., проф. Малинин А.М).

Наиболее значимыми научными исследованиями и разработками, финансируемыми из бюджетных и внебюджетных источников:

• «Разработка и реализация мероприятий по внедрению инновационных проектов промышленных организаций для нужд городского хозяйства Санкт-Петербурга» для Комитета по экономическому развитию, промышленной политике и торговле Санкт-Петербурга;

• «Разработка технико- экономического обоснования и программы перевода машинно-тракторного парка агропромышленного комплекса Ленинградской области на альтернативное газовое моторное топливо (сжиженный природный газ, компримированный природный газ, биогаз) для Управления делами Правительства Ленинградской области;

• Проект модельного закона «О природных лечебных ресурсах, лечебнооздоровительных местностях и курортах» для Секретариата Совета Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ;

• «Разработка плана инженернотехнических мероприятий по оптимизации условий труда на рабочих местах» для ЗАО «Форд Мотор Компани»;

• «Face-Art Workshop Project» (проект «Лицо») для Южно-Карельского политехника (Сайменского университета прикладных наук), Финляндия и др.

В рамках тематического плана вуза в Санкт-Петербургском государственном университете сервиса и экономики выполняются следующие фундаментальные научно-исследовательские работы:

1) «Исследование теоретикометодологических основ и закономерностей формирования научно- образовательных комплексов на базе университета в регионе»;

2) «Исследование системы факторов и условий эффективного развития автотранспортного комплекса на региональном уровне».

Второй эффект - воспитание в высшей школе по-настоящему интеллигентного человека с широким образованием, ориентированного на ведение инновационной деятельности в профессиональной сфере - обеспечивается: широким использованием полученных результатов в учебном процессе, привлечением студентов и аспирантов к выполнению научноисследовательских работ в рамках программ НОЦ, разработкой новых курсов лекций, учебно-методических комплексов, созданием учебных и учебнонаучных лабораторий в рамках развития вуза по направлениям сервиса и туризма.

Третий эффект - создание развитой, работоспособной, четко функциони-

рующей инфраструктуры НОЦ, опирающейся на широкое представительство ученых вуза и профильных научноисследовательских организаций. Это то, что должно остаться в университете и после окончания программы.

Созданная в СПбГУСЭ структура -НОЦ решает вопросы развития фундаментальных и прикладных исследований не самих по себе, а с целью их активного внедрения в образовательный процесс, в подготовку студентов, аспирантов и молодых ученых. При этом созданы уникальные возможности целенаправленного использования материальных ресурсов для создания широкомасштабной системы учебно-научных подразделений специального профиля, решающих конкретные задачи по проблемам сервиса.

Функционирование НОЦ обеспечивает расширение внешних связей, способствующее появлению дополнительных контактов университетов с российскими и зарубежными университетами и научными центрами.

Университет имеет действующие соглашения о творческом и научном сотрудничестве по приоритетному направлению развития «Сервис» с отечественными высшими учебными и научноисследовательскими заведениями, среди них: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена; Поволжский государственный университет сервиса; Томский государственный университет; Балтийский государственный технический университет; Институт проблем транспорта им. Н.С. Соломенко Российской академии наук (ИПТ РАН); Всероссийский научно-исследовательский институт пищевых ароматизаторов, кислот и красителей Российской академии сельскохозяйственных наук (ВНИИПАК РАСХН); Научно-исследовательский центр экологической безопасности Российской академии наук (НИЦЭБ РАН); Институт проблем региональной экономики Российской академии наук (ИПРЭ РАН); Научно-исследовательский институт озероведения Российской академии наук (НИИО РАН); Научноисследовательский институт химической физики им. Н.Н. Семёнова Российской академии наук (НИИХФ РАН); Федераль-

ное государственное учреждение (ФГУ) «Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта Федерального медико-биологического агентства»; Академия информатизации образования; Центральный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота (ЦНИИМФ) и др..

Начиная с 2009 года на базе СПбГУСЭ реализуется концепция создания и развития Национального научнообразовательного инновационно- технологического Консорциума вузов сервиса. Данная современная многоуровневая научно-образовательная структура, в числе прочих задач, призвана реализовывать научно-инновационное сопровождение сервисной деятельности в бизнес-сообществе на основе интеграции научного, образовательного, инновационного и технологического потенциала организаций-членов Консорциума. В настоящее время в составе Консорциума уже 11 российских вузов, ведущих подготовку специалистов для сферы сервиса.

Современная национальная политика в области науки и образования в РФ направлена на создание условий для разработки и внедрения новых методов и форм обучения, включая структурные преобразования.

Так государственными структурами РФ разработана законодательная база , позволяющая создание на базе университетов, прикладных и академических институтов научно-технических и инновационные предприятий малого бизнеса.

Не смотря на имеющийся ряд причин, препятствующих развитию данного процесса (отсутствие комерциализируе-мых результатов интеллектуальной деятельности в составе нематериальных активов, достаточной материальнотехнической базы и квалифицированных специалистов для организации инновационного бизнеса и др.) в СПбГУСЭ проводятся работы по созданию таких предприятий на базе уже имеющейся и создаваемой интеллектуальной собственности. Наиболее перспективными для реализации на базе малых инновационных предприятий направлениями здесь также яв-

ляются сервисные, связанные с развитием и внедрением инновационных технологий в области проектирования и сервисного обслуживания природоохранных комплексов, транспорта, создания новых продуктов питания, приборов и агрегатов промышленного, бытового и коммунального назначения.

Под объектами научной деятельности понимают - природу, общество, человека, культуру, мышление, технику и технологии, их структуру, принципы и закономерности их функционирования и взаимодействия, изучаемые в целом или в виде отдельных элементов. Все перечисленные объекты в полной мере соотносятся с объектами сервисной деятельности.

Результатом научной деятельности являются - неизвестные ранее научные знания об исследуемых объектах, полученные вследствие целенаправленной научной деятельности либо в силу случайных обстоятельств. Результатом научной деятельности является наукоемкая продукция - продукция (товары, работы, услуги) со значительной добавленной стоимостью, полученной за счет применения достижений науки, технологий и техники, характеризующаяся высокой долей внутренних затрат на исследования и разработки в стоимостном объеме ее производства.

Часть научных результатов, например теории, открытия, обобщения, принципы, модели, алгоритмы после их публикации становятся общественным достоянием, другие могут быть объектами индивидуальной собственности, имущественные права на которую защищаются федеральным законодательством.

Научная интеллектуальная собственность - научные результаты, права на использование которых охраняются рос-

сийским и международным законодательством.

Результаты научной деятельности в сфере сервиса - сфере наиболее приближенной к жизненно-важным потребностям населения, формирующей в целом среду обитания человека, имеют приоритетное значение для развития общества, а, следовательно, наибольшие шансы на внедрение и коммерциализацию, обеспечивающие их инновационную значимость. Здесь инновация трактуется не просто как объект, внедренный в производство, а объект, успешно внедренный и приносящий прибыль в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.

Результаты научной деятельности ученых и научных коллективов СПбГУСЭ ежеквартально публикуются в нашем научно-техническом журнале «Техникотехнологические проблемы сервиса», посвященном проблемам диагностики сервисного обслуживания техники и технологии сервиса машин, приборов и инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания, экологии и общественного транспорта, проблемам создания и внедрения инновационных технологий в перечисленных сферах, а также проблемам экономики и управления сервисными предприятиями.

Проблемам экономического и социологического характера, образования, обслуживания населения, туризма, социально-культурного сервиса, управления финансами и многих других особенностей, связанных с детальным изучением сферы обслуживания во всех её направлениях посвящено еще одно периодическое издание СПбГУСЭ «Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии»

1 Президент РФ Д. А. Медведев,12 ноября 2009 года

2 Закон РФ N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»

Закон РФ N 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.