Научная статья на тему 'Научно-образовательные центры, перспективы становления и развития'

Научно-образовательные центры, перспективы становления и развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научно-образовательные центры, перспективы становления и развития»

&

КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

В 2008 г. специальным постановлением Правительства РФ утверждена Федеральная целевая программа (ФЦП) “Научные и научно-педагогические кадры инновационной России” [1] Государственные заказчики Программы: Федеральное агентство по образованию, Федеральное агентство по науке и инновациям. Государственный заказчик-координатор Программы: Министерство образования и науки РФ.

Цель Программы: создание условий для эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий, сохранения преемственности поколений в науке и образовании.

Определены следующие задачи программы [2]:

- создание условий для улучшения качественного состава научных и научно-педагогических кадров, эффективной системы мотивации научного труда;

- создание системы стимулирования притока молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий (оборонно-промышленный комплекс, энергетическая, авиационно-космическая, атомная отрасли и иные приоритетные для Российской Федерации высокотехнологичные отрасли промышленности), а также закрепления ее в этой сфере;

- создание системы механизмов обновления научных и научно-педагогических кадров.

На реализацию Программы в сроки 2009 - 2013 годы выделено 90,454 млрд. руб., в том числе средства федерального бюджета - 80,39 млрд. руб. (из них: научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 43,92

млрд. руб.; прочие нужды - 9,47 млрд. руб.; капитальные вложения - 27 млрд. руб.); средства внебюджетных источников - 10,064 млрд. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности следующие:

- повышение качества возрастной

и квалификационной структуры кадрового потенциала сферы науки, высшего образования и высоких технологий, преодоление негативной тенденции повышения среднего возраста исследователей, включая снижение среднего возраста исследователей на 3 - 4 года, увеличение доли исследователей высшей квалификации на 2 - 4 процента, увеличение доли профессорско-

преподавательского состава высшей квалификации на 4 - 6 процентов;

- создание многоуровневой системы стимулирования притока молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий;

- повышение качества научных публикаций, увеличение доли России в числе статей в ведущих научных журналах мира на 1 - 1,5 процента общего уровня;

- увеличение числа научных и образовательных организаций, использующих передовой опыт ведущих мировых университетов.

Мероприятия программы объединены по следующим четырем направлениям:

1. Стимулирование закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий.

2. Обеспечение привлечения молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий, а также закрепле-

ния ее в этой сфере за счет развитой инфраструктуры.

3. Инвестиции, обеспечивающие государственную систему подготовки научных и научно-педагогических кадров.

4. Обеспечение управления реализацией Программы.

В 2009 году состоялись конкурсы по Мероприятию 1.1. Программы «Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров. Конкурсы состоялись в шесть очередей в апреле - июне и дополнительно в четыре очереди в июле - сентябре 2009 года. Поскольку на данное и другие реализованные мероприятия Программы выделена только часть планируемых средств, то очевидно, что в будущем такие конкурсы будут продолжены.

В Программе под научно-

образовательным центром (НОЦ) понимается структурное подразделение

(часть структурного подразделения или совокупность структурных подразделений) научной, научно-

производственной организации или высшего учебного заведения, осуществляющее проведение исследований по общему научному направлению, подготовку кадров высшей научной квалификации на основе положения о научнообразовательном центре, утвержденного руководителем организации.

Важнейшими квалификационными характеристиками НОЦ являются, в том числе высокий научный уровень выполняемых исследований, не уступающий мировому уровню, высокая результативность подготовки научных кадров высшей квалификации, участие в подготовке студентов по научному профилю научно-образовательного центра, использование результатов научных исследований в образовательном процессе.

В рамках реализации проектов научных исследований каждого научнообразовательного центра необходимо одновременное участие в течение всего научно-исследовательского проекта не

менее 2 докторов наук, 3 молодых кандидатов наук (как правило, соискателей ученой степени доктора наук), 3 аспирантов и 4 студентов.

Это является строгим условием Программы. Данный коллектив выполняет конкретный научный проект, а не является полным списочным составом созданного НОЦ.

Целью мероприятия является достижение научных результатов мирового уровня по широкому спектру научных исследований, закрепление в сфере науки и образования научных и научно-педагогических кадров, формирование эффективных и жизнеспособных научных коллективов, в которых молодые ученые, аспиранты и студенты работают с наиболее результативными исследователями старших поколений.

Под мировым уровнем следует понимать признание результатов мировой научной общественностью, что невозможно без публикаций в журналах с высоким импакт-фактором [3].

Яркими примерами интеграции науки и образования с целью подготовки высококвалифицированных специалистов для современной наукоемкой промышленности, являются: научно-

учебный центр «Робототехника» [4], созданный в 1981 на базе МГТУ им. Н.Э. Баумана, объединяющий сегодня усилия всех московских вузов и институтов Академии Наук, в которых на момент создания разрозненно друг от друга занимались робототехникой; созданный в 1999 году Санкт-Петербургский физико-технологический научно-

образовательный центр РАН (СПбФТНОЦ), объединяющий научноисследовательские лаборатории, Академический физико-технологический университет и Лицей «Физикотехническая школа».

Для Организации НОЦ В рамках учебных институтов и факультетов университетов оптимально ориентироваться на существующие ведущие научные школы, которые в большинстве соответствуют параметрам, заявленным в Программе.

Типичным примером НОЦ, созданного на базе современного технического университета является научнообразовательный центр "Фундаментальные исследования минералов-индикаторов петро- и рудогенеза", созданный в 2002 году при Санкт-Петербургском государственном горном институте (техническом университете) на базе сложившейся системы подготовки специалистов и в рамках научных школ Горного института при тесном взаимодействии с институтами Российской академии наук и Министерства природных ресурсов при поддержке Американского фонда поддержки и развития гражданских исследований (СКОБ) и Министерства образования Российской Федерации. Центр включает более 20 научно-исследовательских и учебно-научных лабораторий с общей площадью более 1500 м2, оснащенных новейшими современными приборами ведущих фирм производителей, передовыми методиками исследований, коммутационными сетями, высшими уровнями квалификации персонала, компьютеризации учебного процесса и научных исследований. Деятельность Центра интегрирована в международное образовательное пространство путем обширных научных и деловых связей с крупнейшими промышленными предприятиями России и зарубежными фирмами.

ГОУ ВПО Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики (СПбГУСЭ) - крупнейший на Северо-Западе РФ вуз, формирующий свою научно-образовательную структуру в соответствии с тенденциями развития сферы сервиса в регионе. В соответствии с принятой в СПбГУСЭ программой создания и развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения ВПО «Национальный исследовательский технологический университет сервиса» в 2009 - 2018 годах предполагается создание НОЦ, ориентированного на наиболее приоритетные с социальной значимости и экономической целесообраз-

ности направлениям предоставления услуг населению. Именно от его деятельности, которая ориентирована на кадровое обеспечение сферы сервиса, в будущем будет зависеть уровень сервиса в оказании услуг населению СевероЗападного региона РФ, формирование самого содержания сервиса, как науки и сферы деятельности в РФ. Уже в 2008 -2009 гг. в СПбГУСЭ формируется новая структура, ориентированная на создание высокотехнологичных учебно-научных подразделений, оснащаемых новейшими техническими и технологическими средствами мирового уровня, способными решать задачи диагностики сложного оборудования, материалов, продуктов и сред, мониторинга окружающей среды и др. с целью организации научной и учебной деятельности, опережающей тенденции развития широкой сферы сервиса. В проекте создания НОЦ рассматриваются направления, связанные с:

-диагностикой и технологиями обслуживания машин и агрегатов предприятий торговли, сферы сервиса, жилищно-коммунального и бытового назначения;

-техникой и технологиями бытового обслуживания населения, экологического мониторинга и обеспечения жизнедеятельности населения и промышленных предприятий;

-технологиями общественного питания и экспертизой потребительских товаров и услуг населению;

-диагностикой и технологиями обслуживания транспорта;

-логистикой услуг; -инновационными технологиями социального мониторинга и мониторинга в здравоохранении;

-инновационными технологиями образовательных и научных услуг;

-технологиями банковских, страховых, таможенных, экскурсионных и др. услуг.

Широкий спектр деятельности университета, определяемый перечнем услуг [6] с одной стороны и необходимость насыщения учебно-научных под-

разделений самым современным оборудованием и технологиями, с другой приводит к необходимости оптимизации деятельности по организации НОЦ, а именно к созданию межкафедральных и межинститутских научно-учебных подразделений.

На наш взгляд, в основу такой деятельности необходимо положить

приведенный выше опыт, основанный на интеграции науки и образования, который предполагает создание централизованной структуры - НОЦ, ориентированного на становление и развитие сферы сервиса, пример такой структуры с диверсификацией в сферу деятельности управления отраслями сервиса приведен на рис. 1.

Национальные проекты, Федеральные целевые программы, фонды, конкурсы, гранты

X

X

Министерство образования и науки Российской Федерации

Северо-Западный федеральный округ РФ

Центральный федеральный округ РФ

Приволжский федеральный округ РФ

Южный федеральный округ РФ

Уральский федеральный округ РФ

Сибирский федеральный округ РФ

Дальневосточный

федеральный округ РФ

Вузы, кафедры

Федеральные органы исполнительной власти

Ко нсорциум існьїх вузов Ученый Сов т С П б У С Э . СПбГУСЭ ■

Научно-образовательный центр «Техника и технология сервиса»

Научный руководитель - ректор

Зам научн. руководителя - проректор по НР

Директор - директор НИИ ТТС

Кафедры

17х:

Учебно-научные лаборатории

Комитеты правительства СПб

I I XX

Комитеты правительства Ленобласти

Целевые программы, планы НИР и ОКР

і

Отделения и институты РАН

X

Отраслевые институты

Ассоциации предприятий сферы услуг

Предприятия сферы услуг

Кадры

Рисунок 1. Проект структуры НОЦ «Техника и технология сервиса»

Список использованных источников

Реализация данного проекта потребует значительных материальных ресурсов на приобретение приборов и оборудования мирового уровня, необходимого для проведения учебных занятий и научных исследований и опытно-конструкторских работ на современном уровне, совершенствования локальной компьютерной сети с выходом в Интернет, оборудования для презентаций и видеоконференций в сети Интернет.

1. Федеральная целевая программа “Научные и научно-педагогические кадры инновационной России” утверждена постановлением Правительства РФ от 28.07.2008г. № 568.

2. http://nauka.petrsu.ru/show_entry.asp7section =2&епйу_1а=6043983<Ш=6043982

3. http://csr.spbu.ru/archives/8387

4. http://www.strogi.net/spravochnik/31-28-0-22900.html

5. http://edu.ioffe.ru/noc_main.html

6. Общероссийский классификатор услуг населению" ОК 002-93 (ОКУН), утв. Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 N 163 (ред. от 28.03.2008 г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.