Научная статья на тему 'Инновационная деятельность высшей школы: процессы развития в регионе'

Инновационная деятельность высшей школы: процессы развития в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
146
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / СРЕДА ГЕНЕРАЦИИ ЗНАНИЙ / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ / КАТЕГОРИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Римлянд Е. Ю.

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты особенностей развития инновационной деятельности на Дальнем Востоке Российской Федерации. Определяется роль среды генерации знаний, партнерства высшей школы и бизнеса, взаимодействия субъектов инновационной деятельности в развитии ее региональной инфраструктуры. Предлагается взгляд на инновацию как категорию культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная деятельность высшей школы: процессы развития в регионе»

ИННОВАЦИИ № 3 (137), 2010

Инновационная деятельность высшей школы: процессы развития в регионе

Е. Ю. Римлянд,

к. ф.-м. н., доцент, с. н. с. Хабаровской государственной академии экономики и права (ХГАЭП), Ученый секретарь Совета ректоров вузов Дальневосточного федерального округа e-mail: rimland eu@mail.ru

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты особенностей развития инновационной деятельности на Дальнем Востоке Российской Федерации. Определяется роль среды генерации знаний, партнерства

высшей школы и бизнеса, взаимодействия субъектов инновационной деятельности в развитии ее региональной инфраструктуры. Предлагается взгляд на инновацию как категорию культуры.

Ключевые слова: инновационная политика, инновационная деятельность, региональное развитие, среда генерации знаний, научно-образовательные центры, категория, организационно-правовая поддержка.

Очевидно, что технологическое отставание государства может быть преодолено при существовании ряда взаимосвязанных условий, как-то наличии развитой среды генерации знаний, функционировании системы воспроизводства интеллектуального потенциала, обеспечении инновационной деятельности комплексной инфраструктурой, приоритетная поддержка и регулирование которых обеспечены целостной государственной политикой. Вместе с тем, инновационная деятельность в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) сталкивается с рядом проблем [1].

Среди наиболее актуальных проблем — недостаточная интенсивность развития инновационного потенциала высшей школы, который рассматривается нами как один из факторов, влияющих на инновационную активность региона. Прежде всего, речь идет

об инновационной инфраструктуре вузов региона,

состоянии научно-педагогических кадров (личностных и профессиональных качествах, структуре), нормативно-правовой и научно-методической базе в сфере инновационной деятельности системы науки и образования.

Среда генерации знаний

Высшая школа по определению является средой генерации знаний. Во всех 20 государственных университетах [2], 9 академиях и 9 институтах ДФО образовательный процесс интегрирован с научным: результаты фундаментальных и прикладных научных исследований являются содержанием отчетов по грантам и хозяйственным договорам, монографий и учебных пособий, диссертационных, дипломных и курсовых работ. Корреляцию деятельности вуза с региональной экономической политикой демонстрирует тематика

Таблица 1

Инновационные образовательные программы вузов ДФО (заявки 2006-2007 гг.) [1]

Наименование вуза Название инновационной образовательной программы

Дальневосточный государственный университет (ДВГУ), г. Владивосток Научно-образовательный ресурсный центр технологий повышения качества жизни на Российском Дальнем Востоке

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ВГУЭС), г. Владивосток Инновационная научно-образовательная среда подготовки специалистов с ключевыми компетенциями для устойчивого развития Дальневосточного федерального округа Российской Федерации

Морской государственный университет им. адм. Г. И. Невельского (МГУ), г. Владивосток Инновационное развитие национальной системы непрерывной подготовки морских специалистов для комплексного технологического освоения ресурсов Мирового океана

Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет (Даль-рыбвтуз), г. Владивосток Подготовка специалистов марикультуры в условиях глобализации образования

Дальневосточный государственный технический университет (ДВГТУ), г. Владивосток Развитие Дальневосточного образовательного научно-технологического центра для формирования инновационного терминала России в Азиатско-Тихоокеанском регионе

Якутский государственный университет (ЯГУ), г. Якутск Научно-образовательный технологический центр инновационного развития Северо-востока России

Сахалинский государственный университет (СахГУ), г. Южно-Сахалинск Инновационная образовательная программа подготовки кадров для ресурсосберегающей, природоохранной деятельности в условиях структурной перестройки экономики региона

Дальневосточный государственный аграрный университет (ДальГАУ), г. Благовещенск Развитие инновационного высокотехнологичного воспроизводства биологических ресурсов Дальневосточного региона в системе адаптивного землепользования

Тихоокеанский государственный университет (ТОГУ), г. Хабаровск Тихоокеанский государственный университет как центр формирования образовательной среды и инструмент социально-экономического развития Дальневосточного региона

Дальневосточный государственный университет путей сообщения (ДВГУПС), г. Хабаровск Инновационный научно-образовательный транспортный комплекс на Дальнем Востоке России

Дальневосточный государственный гуманитарный университет (ДВГГУ), г. Хабаровск Информационно-образовательная среда гуманитарно-педагогического образования Дальневосточного федерального округа

инновационных образовательных программ (ИОП), заявленных вузами округа на конкурсы Минобрнауки России (табл. 1). В рамках приоритетного национального проекта «Образование» были поддержаны ИОП четырех вузов ДФО. Инвестиции в высшую школу региона за 2006-2008 гг. составили более 3 млрд руб., большая часть которых (около 2,5 млрд руб.) была направлена на укрепление материально-технической базы учебного и научного процессов.

Примечательно, что модернизированные и новые лаборатории в вузах представляют собою «материализованное» партнерство высшей школы и бизнеса. Таким образом проявляется тенденция в развитии партнерства высшей школы с предприятиями приоритетных отраслей экономики региона посредством развития инфраструктуры инновационной деятельности в вузах.

Наиболее наглядно это может быть представлено перечнем Научно-образовательных центров и Учебнонаучно-производственных комплексов, создаваемых вузами ДФО, ставшими победителями конкурсов вузов, внедряющих инновационные образовательные программы, проведенных Минобрнауки России в 2006 г. и 2007 г. (табл. 2).

«Примат инновационно-технологического подхода в цикле «наука - образование - производство - эксплуатация» [3] — наиболее важная особенность не только НОЦ ДВГТУ. Решаются задачи построения полной инновационной цепочки: за счет собственных и привлеченных средств в вузах ДФО функционирует более 250 подразделений, задействованных в обеспечении инновационной деятельности. В качестве примера можно привести отделы охраны прав

интеллектуальной собственности, студенческие проектно-конструкторские бюро, более 70 малых инновационных предприятий, а также Дальневосточный инновационно-технологический центр в МГУ им. Г. И. Невельского, Бизнес инкубаторы в Амурском государственном университете (АмГУ, г. Благовещенск) и Владивостокском государственном университете экономики и сервиса (ВГУЭС), Центр трансфера технологий в ТОГУ и т. д. Наиболее полно инновационная цепочка представлена в Тихоокеанском государственном экономическом университете (ТГЭУ, г. Владивосток), обеспечивающем разработку, сертификацию, научное, кадровое и маркетинговое сопровождение более чем 200 наименованиям производимой и реализуемой пищевой продукции.

В регионах ДФО началось развитие венчурной индустрии, распространившейся, благодаря Российской ассоциации прямого и венчурного инвестирования, на многие регионы страны. Первый элемент венчурной индустрии — коучинг-центр [4], создан на базе ДВГТУ и стал генератором всех дальнейших шагов по развитию венчурного предпринимательства. В округе проведена Тихоокеанская венчурная площадка — ТВП (2007, 2008 гг.). Первая собрала более 250 российских и зарубежных участников — участников становления и развития венчурной индустрии на Востоке России и в странах Азиатско-Тихоокеанского сообщества [5]. В экспозиции участвовали 24 инновационных компании. Суммарные инвестиционные запросы проектов/ компаний составили более $100 млн. Итоги ТВП-2007 таковы: осознание участниками инновационного процесса необходимости развития на Востоке России венчурной индустрии, создание реальных ее элементов

ИННОВАЦИИ № 3 (137), 2010

ИННОВАЦИИ № 3 (137), 2010

Таблица 2

Научно-образовательные центры и Учебно-научнопроизводственные комплексы в вузахДФО, создаваемые в рамках инновационных образовательных программ

(Дальневосточной сети бизнес-ангелов «Лаборатория инвестиций», Тихоокеанского венчурного агентства),

7 протоколов о намерениях, инвестирование одного проекта.

Вместе с тем, для интенсивного развертывания инновационной деятельности полнота и эффективность вузовской инфраструктуры в целом является недостаточной. Опытные производства, несомненно, должны базироваться на отраслевых предприятиях, и для активизации этого процесса необходимо содействие органов исполнительной власти в субъектах дальневосточного региона, совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности.

Инновация — стратегия или культура?

Рассматриваемая проблема имеет, среди прочих, и философские, психолого-педагогические основания. Одним из факторов эффективной инновационной деятельности является взаимодействие субъектов, участников процессов создания, освоения и (или) обновления видов продукции, технологических процессов.

Очевидно, что полнота такого взаимодействия определяется не только инфраструктурой инновационной деятельности, но и личностными, профессиональными качествами работников, организацией коммуникаций.

Инновации характеризуют процессы развития общества и его формы, зависят от свойств объектов и субъектов в социально-экономических системах, а также параметров их взаимодействия. Можно различать объективную инновацию, фиксируемую соразмерно процессам в социально-экономических системах, и субъективную, связанную с ее осознанием людьми. Первая характеризуется некоторыми значениями параметров, граничная критериальная область которых задана субъектами социально-экономической системы на основе их знаний и опыта. Вторая — определяется не столько уровнем образованности, сколько степенью развития личностных качеств, в большей степени умениями актуализировать знания, креативностью, независимостью суждений и т. д., что является результатом развития личности в образовательном пространстве.

Инновация, будучи принята как экономическая категория в двадцатом веке, становится, на наш взгляд, в XXI веке категорией культуры, тем понятием, которое в числе других (пространство и время, труд, право, богатство...) характеризует данную конкретноисторическую эпоху. Эта категория не только отражает существенные закономерности и взаимосвязи системы экономических отношений, но и специфику системы ценностей, представляет образцы мировосприятия, социального поведения, а также возможные направления их развития. Введение инновации в систему категорий культуры позволяет адекватно отразить всю полноту реалий социально-экономической жизни в современную эпоху.

Как явление культуры инновация является характеристикой образования, т. е. одной из составных частей системы развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения. В соответствие с этим, обязательным атрибутом инновации является признание, или точнее, социализация. Это означает, что нововведениями должны операционально овладеть в рамках программ деятельности и поведения субъекты общества. Последнее, по мнению автора, обязывает научно-педагогическое сообщество к созданию системы непрерывного образования в области инноваций на основе деятельностного подхода.

Анализ направлений подготовки, реализуемой вузами ДФО, показывает, что элементы такой системы созданы. В вузах ДФО осуществляется подготовка по направлениям, специальностям и специализациям «Инновационный менеджмент», «Стратегический менеджмент», «Управление инновациями», «Инноватика», «Управление качеством», «Стратегическое

Наиме- нование вуза Названия научно-образовательных центров (НОЦ) и Учебно-научно-производственных комплексов (УНПК)

ДВГУ НОЦ «Приморский океанариум»

НОЦ «Морская биота»

НОЦ «Медицинская физика»

НОЦ «Информационные технологии и оптоэлектроника»

НОЦ «Физика Земли»

НОЦ «Нанофизика и нанотехнологии»

НОЦ «Институт химии и прикладной экологии»

ДВГТУ НОЦ «Нефтегазовый комплекс Дальнего Востока»

НОЦ «Горнопромышленный комплекс Дальнего Востока: разработка инновационных технологий добычи и комплексной переработки твердых минерально-сырьевых ресурсов коренных месторождений и шельфа Мирового океана»

НОЦ «Энергетический комплекс Дальнего Востока»

НОЦ «Морские инновационные технологии»

НОЦ «Строительство, новые материалы и эксплуатация объектов инфраструктуры территорий и континентального шельфа Дальнего Востока»

НОЦ «Рациональное природопользование, охрана окружающей среды и безопасность жизнедеятельности»

ДВГУПС НОЦ «Материаловедение в технологических системах и процессах»

НОЦ «Моделирование природных, социальных и технических систем и процессов»

НОЦ «Физика наноразмерных структур»

НОЦ «Экология природных и техногенных экосистем»

НОЦ «Информационные и управляющие системы»

ЯГУ УНПК Горно-геологического института ЯГУ

УНПК «Внедрение через образовательный процесс энергосберегающих технологий в промышленнокоммунальную структуру Северо-Востока России»

УНПК «Инновационная система подготовки дипломированных специалистов в области новых материалов и химических технологий, создаваемых для нужд экономики Северо-востока России»

УНПК «Комплексная инновационная система подготовки дипломированных специалистов в области современных химических технологий и биотехнологий»

УНПК телемедицины Медицинского института ЯГУ

управление муниципальными образованиями» и т. д. Элементы инновационного менеджмента значительно представлены в значительном количестве дисциплин: компьютерное моделирование экономики, основы научных исследований, информационные технологии управления, моделирование деловой активности, предпринимательский риск и конкуренция, управление проектами, экономика и управление инвестиционной деятельностью, экономическая оценка инвестиций, оценка стоимости интеллектуальной собственности и нематериальных активов, моделирование инвестиционных проектов, эконометрическое моделирование, моделирование систем и информационных процессов, интеллектуальные информационные системы, информационный менеджмент, эффективность организационных проектов и т. д.1 В большей степени это перечисленное «богатство» адресовано будущим управленцам. Будущие же инженеры подчас не вполне представляют себе, что такое инновация.

Наиболее целесообразна организация процесса обучения теории и практики инноваций в виде активного процесса, в котором самостоятельная работа по осмыслению учебного материала осуществляется при анализе структуры реальных инновационных систем, установлении связей их элементов, алгоритма инновационной деятельности. В комплекс первоочередных мероприятий следует включать:

• определение целевых групп аудитории для обучения (возраст, опыт профессиональной подготовки, численность),

• формирование структуры учебных курсов (научнопопулярных, вводных, для различного уровня профессионального и дополнительного образования),

• создание содержательной части учебных курсов, в том числе по программам «Защита интеллектуальной собственности», «Оценка интеллектуальной собственности», «Управление венчурным капиталом», «Проектный менеджмент»,

• организацию обучения, в том числе по программам второго высшего образования для высвобождающихся, в связи с кризисными явлениями, работниками производственного сектора экономики,

• создание системы просвещения и правового консультирования в области защиты интеллектуальной собственности и венчурного финансирования. Только при этих условиях будут созданы основания для узнавания инновации, ее осознания, ощущения изнутри каждым субъектом формируемого инновационного пространства.

Следует отметить, что вузами ДФО создаются целевые группы: на Тихоокеанской венчурной площадке (ДВГТУ), в Малой академия инноваций и менеджмента качества (ДВГУ), в рамках межвузовского конкурса социально значимых студенческих проектов «Моя инициатива: от идеи до реальности» (ДВГГУ), в Учебнометодических центрах «Антикризисное управление», «Аудитор», «Финансист», «Банкир» в Хабаровской государственной академии экономики и права.

1 Информация ГОУ ВПО «Хабаровская государственная академия экономики и права» по запросу Совета ректоров вузов Дальневосточного федерального округа. — Хабаровск, 15.11.2008.

Вместе с тем, очевидно, что реализацию всех стадий инновационного продукта (услуги, технологии...) можно обеспечить только командой. Это, прежде всего, означает, что существует необходимость в обучении инновационному менеджменту инженеров, технологов, юристов, финансистов...

Российскому обществу присуще понимание важности инноваций как таковых. По мнению большинства его членов инновации — это необходимое условие будущего процветания России (ВЦИОМ, 15-16 марта 2008 г.) [6]. Под термином «инновации» 27% россиян понимают любые нововведения (в 2007 г. — 22%) [7], 15% — считают инновацией внедрение современных технологий, 3% полагает, что это — использование достижений науки и техники (в 2007 г. — 6%), по 1% — инвестиции в перспективные отрасли экономики, а также социальные изменения и конкретные нововведения. В то же время, каждый второй россиянин (53%) вообще затрудняется сказать, что такое инновации.

Своеобразное понимание источников инновации демонстрирует большинство россиян: по их мнению, успешный переход от сырьевой экономики к инновационной зависит, главным образом, от государства и чиновников (59%) и только 12% опрошенных признают приоритет за населением страны, за самими людьми с их желанием, инициативой и активностью [8]. Есть ли «сегодня в нашей стране силы, ...которые могут стать движущей силой модернизации экономики, перехода от сырьевой экономики к инновационной?» В ответе на этот вопрос указаны «люди, обладающие нужными для этого качествами». Обескураживает оценка значимости этой «силы» — 1%.

Для организации процесса продвижения инноваций данная ситуация представляется нам весьма негативной. Использование понятийного аппарата теории инноваций не только в академической аудитории, но и в обыденной (повседневной) деятельности, действительно необходимо для планирования и реализации деятельности в современном мире. Это, несомненно, предполагает, его понимание, и, именно в классическом смысле слова как «мыслительный процесс, направленный на выявление существенных свойств предметов и явлений действительности, познаваемых в чувственном и теоретическом опыте человека» [9].

Назрела необходимость принятия экстренных мер по «ликвидации сплошной неграмотности» в области инновационной деятельности. По нашему мнению является целесообразным не только корректировка стандартов ВПО, но организация широкомасштабной государственной поддержки «инновационному всеобучу».

Организационно-правовая поддержка развитию инноваций

Эффективное функционирование инновационных систем требует не только сильной науки и образования, но и совокупности других институциональных условий. Одно из них заключается в приведении законодательной базы в этой сфере, как на общегосударственном, так и на региональном уровне в соответствие с современными реалиями. Вместе с тем законодательство об инновационной деятельности

ИННОВАЦИИ № 3 (137), 2010

ИННОВАЦИИ № 3 (137), 2010

представляет собой межотраслевой законодательный комплекс, развивающийся на стыке гражданского, административного, налогового, бюджетного, трудового и других отраслей законодательства.

Правовое регулирование инновационной деятельности в РФ несовершенно [10]:

• нормативно-правовая база инновационной деятельности, как на федеральном, так и региональном уровне не отличается полнотой;

• проблемой остается отсутствие действенных правовых и экономических механизмов, стимулирующих инвестирование в НИОКР и финансирование процесса их коммерциализации.

В настоящее время существует более 400 нормативных актов государственной власти субъектов Российской Федерации, в той или иной мере использующих понятия «инновационная деятельность», «инновационная политика». Это доказывает необходимость федерального консолидирующего закона об инновационной деятельности. В кризисной и посткризисной ситуации принятие соответствующих нормативных правовых актов и формирование, таким образом, системы государственного регулирования и поддержки активности субъектов общества в генерировании и использовании нового знания является весьма своевременной и актуальной.

В регионах законодательный вакуум заполняется постановлениями Глав администраций, правительств. На основе регионального законодательства происходит апробация норм права, которые впоследствии могут быть восприняты на федеральном уровне. Как правило, особое внимание уделяется закреплению полномочий региональных органов власти в инновационной сфере, в значительной степени это относится к урегулированию как можно большего количества этапов инновационного процесса [11, 12].

В ДФО инновационная деятельность получила юридическое оформление в Хабаровском и в Приморском краях. В соответствии с законами «Об инновационной деятельности в Хабаровском крае» и «Об инновационной деятельности на территории Приморского края» в регионах действуют различные нормы, и только всесторонний анализ правоприменительной практики действующего регионального законодательства помогает понять и объективно оценить причины недостаточной эффективности существующих правовых механизмов, определить и устранить коллизии законодательства.

В целом на территории ДФО система законодательства субъектов РФ в области инновационной деятельности нуждается в совершенствовании. В действующих правовых и нормативных актах неполно отражены субъекты инновационной деятельности, приоритеты развития инновационной деятельности регионов, нормы № 284-ФЗ «О передаче прав на единые технологии» от 25 декабря 2008 г. и № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» от 2 августа 2009 г., недостаточно

разработаны меры материального и иного поощрения инновационной активности.

Процессы развития инновационного потенциала высшей школы являются объектом исследования во многих вузах региона, в Совете ректоров вузов ДФО. Анализ позволяет выявить внутренние связи субъектов инновационной деятельности, выработать предложения по повышению инвестиционной привлекательности инновационных разработок, нормативнометодическому обеспечению инновационной деятельности. На заседании Совета обсуждаются формы и методы взаимодействия вузов ДФО с потребителями наукоемкой продукции, инновационная активность вузов ДФО, а также [13]:

• механизмы обеспечения приоритетности в развитии кадрового потенциала инновационной системы, подготовки специалистов с универсальным видением инновационных процессов;

• процедуры работы с учредителями и Министерством финансов РФ по внесению дополнений в Генеральные разрешения по осуществлению коммерческой деятельности в части, касающейся открытия органами Федерального казначейства в лицевых счетах вузов и государственных научных учреждений статьи: «Доходы от осуществления патентно-лицензионной деятельности».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• диверсификация направлений образовательной и научной деятельности учебных заведений высшего профессионального образования,

• стратегии развития сотрудничества с бизнес-структурами,

• программы опережающего кадрового обеспечения процессов технологического перевооружения различных сфер промышленного производства и инновационного развития регионов.

Высшая школа Дальневосточного федерального округа рассматривает эффективное использование объектов интеллектуальной собственности на Дальнем Востоке России не только как средство повышения конкурентоспособности и обеспечения устойчивого развития вузов, но как одно из главных направлений социально-экономического развития региона. «Наш приоритет — это производство (а в перспективе и экспорт) знаний, новых технологий и передовой культуры... Мы обязаны быть на переднем крае инноваций в основных сферах экономики и общественной жизни» [14]. Последнее заявление является в настоящее время для высших учебных заведений региона основой для корректировки Стратегий развития.

Статья подготовлена при поддержке гранта № 09-1-П28-02 «Экономика и социология знаний: дальневосточное измерение» в рамках Программы фундаментальных исследований Президиума РАН № 28 «Экономика и социология знаний».

Список использованных источников

1. Е. Ю. Римлянд. Проблемы совершенствования управления инновационной деятельно-стью//Вестник Томского государственного университета, № 328. Томск, 2009.

2. Е. Ю. Римлянд. Высшая школа Дальневосточного федерального округа/Структура управления: Справочное издание. Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2008.

3. Инновационная образовательная программа ДВГТУ. http://www.festu.ru.

4. В. В. Горчаков, И. Ф. Коршенко,Л. Н. Алексейко. Законодательные и практические аспекты госу-дарственной поддержки региональной инновационной деятельности//Материалы третьего Дальнево-сточного международного экономического форума. http://www.dvforum.ru/doklads/ks6_gorchakov.aspx.

5. Российское информационное агентство «Восток-Медиа». http://www.vostokmedia.ru/n307.html.

6. Инновации: спасут ли они Россию?//Пресс-выпуск № 912. http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/9890. html?no_cache=1&cHash=18fb5ccfba.

7. Инновации в жизни нашего общества//Пресс-выпуск № 725. http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/8465. html?no_cache=1&cHash=20e763b1f7.

8. Модернизация России, ее друзья и враги//Пресс-выпуск № 1382. http://wciom.ru/novosti/press-vypuski/press-vypusk/ single/12864.html.

9. Педагогический энциклопедический словарь. М: Научное изд-во «Большая Российская энцикло-педия», 2002.

10. Законодательное обеспечение инновационного развития экономики. Наукоемкие технологии. Материалы парламентских слушаний 12 мая 2008 г. М.: Издание Государственной Думы, 2008.

11. Совершенствование правового регулирования инновационной деятельности в Российской Феде-рации на примере Хабаровского края: Лауреат Всероссийского заочного конкурса молодежи образова-тельных учреждений и научных организаций на лучшую работу «Моя законотворческая инициатива». Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. № А0-201/4 МЗИ от 28.04.2009. Рук. Е. Ю. Рим-

лянд; исполн. И. А. Вежновец, В. В. Манухин, Е. Г. Резник, Л. В. Гашкова. Хабаровск, 2009.

12. Сборник тезисов Четвертого Всероссийского конкурса молодежи образовательных учреждений и научных организаций на лучшую работу «Моя законотворческая инициатива». Государственная Дума ФС РФ, НС «ИНТЕГРАЦИЯ», 2009.

13. Коммерциализация объектов интеллектуальной собственности: Рекомендации совещания Совета ректоров вузов ДФО/Сост. Е. Ю. Римлянд. Хабаровск, 2009.

14. Д. А. Медведев. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации (5 ноября 2008 г.). http://www.kremlin.ru/transcripts/1968.

Higher School Innovative Activity:

Processes of Development in Region E. Yu. Rimlyand, Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor, Khabarovsk State Academy of Economics and Law, Researcher.

The article explores theoretical and practical aspects of peculiarities of innovative activity development in the Far East of Russia. The role of knowledge, partnership of the higher school and business, interaction of subjects of innovative activity in development of its regional infrastructure is defined. The author considers innovation as a category is culture.

Keywords: the innovative policy, innovative activity, regional development, the environment of generation of knowledge, the scientifically-educational centres, a category, organizational-legal support.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.