Инновационное развитие регионов
северо-востока России
Н. Е. Егоров,
к. ф.-м. н., доцент, зав. отделом региональной инновационной экономики, ФГНУ «Институт региональной экономики Севера» (ФГНУ ИРЭС) e-mail: [email protected]
Г. С. Ковров,
к. э. н., доцент, зав. сектором региональной инновационной политики, ФГНУ ИРЭС
e-mail: [email protected]
С. Н. Павлова,
к. э. н., доцент, вед. н. с., ФГНУ ИРЭС
e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются вопросы формирования региональных инновационных систем, нормативно-правовая обеспеченность инновационной деятельности регионов, эффективность развития инновационной инфраструктуры.
Ключевые слова: региональная инновационная политика, инновационный потенциал, инновационная деятельность, инфраструктура.
Российские регионы значительно различаются по уровню социально-экономического развития, численности населения, промышленному и научно-техническому потенциалу. Почти 80% населения страны проживает в европейской части, площадь которой не превышает 25% территории всей страны. Здесь же производится почти 74% ВВП и 80% промышленной продукции. Развитие регионов северо-востока России в значительной мере опирается на огромные природные (рыбные, лесные, нефтегазовые, угольные, рудные, минеральные) ресурсы, а также выгодное приморское географическое положение и близость к рынкам стран Азиатско-Тихоокеанского региона. При этом Сибирь и Дальний Восток обеспечивают две трети объема производства минеральных ресурсов и энергетического сырья.
В структуре основных социально-экономических показателей по федеральным округам за 2008 г. [7]. Дальневосточный федеральный округ (ДФО) по территории (6169,3 тыс. км2) занимает 1-е место, а по численности населения (6460,1 тыс. чел.), по ВРП (1291881,6 млн руб.), по численности занятых в экономике (3307,3 тыс. чел.) занимает 7-е место в Российской Федерации.
В настоящее время в ряде регионов России происходит активное формирование инновационных систем сообразно своим историческим, экономическим, географическим и национальным особенностям. Основными документами, регулирующими вопросы инновационного развития на региональном уровне, являются:
• стратегии регионального социально-экономического развития (в части, определяющей развитие и использование инновационного потенциала);
• законы об инновационной деятельности;
• региональные целевые программы развития инноваций;
• положения о специализированных органах, ответственных за проведение региональной инновационной политики.
В регионах развивается инновационная инфраструктура: инновационно-технологические, информационные центры, центры трансфера технологий, бизнес-инкубаторы, научно-технологические и производственные технопарки, ведется подготовка специалистов, сертификация продукции, создаются региональные центры по доступу к базе данных объектов интеллектуальной собственности.
Многие региональные администрации уделяют первостепенное внимание проблеме активизации инновационной деятельности. Обобщение деятельности ряда регионов в этой сфере, таких как Вологодская область, Поволжье, Свердловская, Новосибирская, Томская, Иркутская области, Красноярский и Хабаровский края, позволяет утверждать, что задача инновационного развития решается в направлении создания новых инновационных структур, проведения пилотных инновационных проектов, формирования программ и разработки нормативных документов, разработки сценариев инновационного развития [1].
По данным Тверского Инноцентра в настоящее время имеется 19 территорий инновационного раз-
ИННОВАЦИИ № 10 (144), 2010
ИННОВАЦИИ № 10 (144), 2010
вития регионов России, которые выделяются, наряду с другими, по динамике инновационных процессов, по новшествам, которые они осваивают, по их влиянию на общие показатели развития территории.
Как отмечает Е. А. Лурье [2], общими определяющими признаками всех этих территорий являются:
• административный ресурс, его умелое использование для создания благоприятных условий развития и стимулирования инновационных процессов;
• менталитет общества, уровень его восприимчивости к нововведениям, готовность к инновационным преобразованиям, освоению особой инновационной культуры;
• разработка прогноза, концепции, стратегии, программы инновационного развития как основы социально-экономических преобразований и выхода региона в новую экономику;
• активное привлечение к разработке проблемы и формированию территории инновационного развития научно-образовательного комплекса региона, объединение с целью решения этой задачи интеллектуального потенциала высшей школы, академической и отраслевой науки;
• оценка влияния создаваемой инновационной системы на основные показатели развития региона и его утверждение на новом, более высоком уровне развития.
Наряду с перечисленными общими признаками каждый регион предлагает свои подходы и модели инновационного развития. Наиболее прогрессивная инновационная стратегия, которая основана на активное взаимодействие и сотрудничество представителей администрации области, научно-образовательных учреждений и производственных компаний разработана и реализуется в Томской области.
В Томской области накоплен большой положительный опыт развития инновационной деятельности. Томский международный деловой центр (ТМДЦ) «Технопарк» был открыт в 1990 г. первым в Советском Союзе как инфраструктура интеграции научной, образовательной и предпринимательской деятельности. Открытию первого технопарка в Томске предшествовал многолетний опыт участия томских ученых в решении
вопросов регионального и межрегионального управления экономикой. За последние годы в Томской области проделана большая работа по переводу экономики на инновационный путь развития. Закон «Об инновационной деятельности в Томской области» был принят Государственной Думой Томской области в 1999 г. и являлся одним из первых законов, принятых субъектом федерации. В условиях отсутствия федерального законодательного регулирования инновационной деятельности, настоящий закон до сих пор является правовой основой регулирования всех процессов, направленных на реализацию инновационной политики в Томской области. Новая редакция закона, принятая в 2008 г., направлена на стимулирование инновационной активности малых, средних и крупных предприятий.
Стратегией развития Томской области на период до 2020 г. инновационный сектор экономики определен решающим фактором развития региона на долгосрочную перспективу. В результате реализации программных мероприятий Межведомственной программы «Разработка и реализация модели территории инновационного развития на примере Томской области на 2006-2008 гг.» сформирована региональная инновационная система, а также создана система региональной поддержки разработки и продвижения на рынок инновационной продукции по всей цепочке от генерации идеи до выхода на рынок (рис. 1). Значимым результатом является увеличение производства наукоемкой продукции и рост экономических показателей научно-образовательной деятельности, что позволяет решать задачу — формирование экономики на основе знаний. Впервые в Томской области разработана и апробирована многоуровневая система мониторинга инновационного развития территории, мониторинга процессов формирования РИС, которая может служить основой федерально-региональной системы мониторинга инноваций [3].
В настоящее время в Томске работают 13 офисов коммерциализации разработок вузов и академических институтов [4]. В полумиллионном Томске каждый пятый житель — студент. Это один из центров вузовского образования в стране. Одних только университетов в городе — 6. Причем в рейтингах российских вузов
Рис. 1. Региональная система поддержки инновационного процесса [4]
они занимают высшие строчки. Как отметил президент России Д. Медведев «значительный научный потенциал томских вузов при активном внедрении новой программы производственной направленности позволит университету решать системные задачи новой инновационной экономики. Со временем Томск может стать уникальным кластером научных идей и технологических внедрений» [8].
Важным элементом развития инновационной деятельности в Томской области является особая экономическая зона (ОЭЗ) технико-внедренческого типа (ТВТ), созданная в 2005 г. по направлениям: новые материалы и нанотехнологии, 1Т и электроника, медицина и биотехнологии. Общий объем финансирования на развитие ОЭЗ составляет около 15 млрд руб., примерно столько же ожидается поступлений от ее резидентов в бюджеты всех уровней. К настоящему времени число резидентов ТВТ достигло 25 инновационных компаний. Таким образом, в Томской области за период 2002-2007 гг. сформирована региональная инновационная система, обеспечивающая опережающий рост инновационного сектора экономики по отношению к соответствующим показателям в Российской Федерации.
Экономика Новосибирской области — реальная альтернатива общероссийской модели сырьевой экономики. Город Новосибирск, с его Академгородком, является одним из лидеров инновационного процесса, организуя производство и реализацию товаров и услуг, основанных на идеях, имеющих мировую новизну. Новосибирская область обладает уникальным научнообразовательным потенциалом: отделения РАН, РАМН и РАСХН; наукоград «Кольцово» с градообразующим предприятием — государственным научным центром вирусологии и биотехнологии «Вектор», а также более 60 отраслевых научно-исследовательских, конструкторско-технологических и проектных институтов, более 100 крупных и 1700 малых предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, 46 высших учебных заведений и филиалов [5]. Основными элементами инновационной инфраструктуры Новосибирской области являются научные центры Сибирского
отделения трех российских академий, технопарк «Новосибирск», наукоград «Кольцово», Сибирский институт интеллектуальной собственности и др. (рис. 2).
На территории области имеются крупные промышленные высокотехнологические предприятия и компании малого инновационного бизнеса, которые развивались в предшествующий период более высокими темпами, чем промышленность области и страны в целом. Отношения по формированию и реализации политики Новосибирской области в сфере развития инновационной системы регулируются законом «О политике Новосибирской области в сфере развития инновационной системы», принятом в 2007 г. В документе «Стратегия социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 г.» целью инновационного развития Новосибирской области определено достижение долгосрочной конкурентоспособности региона (на внутренних и внешних рынках) в формирующейся экономике знаний за счет превращения Новосибирской области в главный инновационный центр востока страны.
Стратегическая цель достигается на основе создания эффективной региональной инновационной системы, включающей систему научного и технического образования, систему генерации знаний; систему генерации технологий; систему санкций и стимулов для технологического перевооружения предприятий; инновационную инфраструктуру, систему государственной поддержки инновационного бизнеса (венчурные фонды), условия создания системы НИОКР.
Их создание позволит ликвидировать существующий ныне разрыв в научно-техническом потенциале региона и практическим использованием инноваций в экономике Новосибирской области. Предусматривается создание ряда технико-внедренческих зон, сервисных центров по оказанию услуг высокой компетенции, ускоренное развитие системы переподготовки кадров для работы в сфере услуг и наукоемких кластерах. Особое внимание уделено развитию инновационной инфраструктуры: бизнес-инкубаторов, Технопарка «Академгородок», специализированных технопарков,
Программная основа региональной политики инновационного развития
Региональная сеть центров компетенций на базе вузов региона
Стимулирование создания малого наукоемкого бизнеса
Новосибирск — член Всемирной ассоциации технополисов
Формирование научнотехнологических кластеров
Новосибирская (академическая) модель территории инновационного развития
Академические центры области: Академгородок, п. Краснообск, наукоград «Кольцово»
Территориальная информационная система Новосибирской области
Коучинг-сеть и коучинг-центр Сибирского федерального округа
Сибирский узел Российской сети трансфера технологий (ЯТИМ)
Ассоциация фирм Технопарки
наукоемкого бизнеса «Новосибирск»
и «Академгородок»
Рис. 2. Новосибирская модель территории инновационного развития
ИННОВАЦИИ № 10 (144), 2010
ИННОВАЦИИ № 10 (144), 2010
дальнейшее развитие наукограда «Кольцово», свободной экономической зоны технико-внедренческого типа. Сооружение в 2007-2012 гг. технопарка «Академгородок», который рассматривается в качестве наиболее важного и приоритетного инвестиционного проекта региона, станет ядром инновационной инфраструктуры области, консолидирующим деятельность различных участников инновационного процесса: науки, образования, производства и бизнеса. Средний и малый инновационный бизнес Новосибирска представлен десятками предприятий, занимающихся разработкой, производством и реализацией продукции на основе принадлежащей им интеллектуальной собственности. Есть и предприятия, выросшие до размеров крупных фирм. Активно развиваются такие привлекательные секторы реальной экономики как экономика здоровья: медицина, генная инженерия, новые поколения лекарственных препаратов, новые биотехнологии в сельском хозяйстве; новая энергетика: все, что связано с энергоносителями, более эффективной их переработкой, альтернативной энергетикой.
В Новосибирской области имеется все необходимое для развития инновационной экономики. Это и «критическая» масса подготовленных первоклассных специалистов, поддерживающая инфраструктура, специальное региональное регулирование в области права и ресурсов, развернутая система государственного и частного профессионального образования. Немаловажный фактор и сформировавшаяся новосибирская диаспора специалистов, работающих в США и других западных странах, которая генерирует заказы новосибирским компаниям. Доступ инновационного бизнеса к финансовым ресурсам осуществляется через бюджетные ссуды, дотации, гарантийные схемы, специализированные финансовые организации. Развивается венчурное финансирование, которым сегодня занимается высшая лига среднего бизнеса — компании, связанные с высокотехнологичными сегментами экономики Новосибирска. Они и формируют инфраструктуру завтрашнего венчурного рынка Новосибирска. В целом, региональная государственная поддержка инновационного предпринимательства осуществляется через целевые комплексные программы, как «Силовая электроника», «Энергоэффективная экономика», «Новая экономика», «Электронная Россия».
В Дальневосточном федеральном округе накоплен существенный научно-инновационный потенциал, ведется работа по развитию инновационной инфраструктуры, повышению инновационной активности и привлечению средств для развития научнотехнического комплекса, отрабатываются механизмы коммерциализации разработок. Однако, остаются нерешенными многие проблемы: инновационная система региона находится в начальной стадии формирования, инновационные процессы не получили значительного распространения в предпринимательской среде, и как следствие, слабая востребованность инноваций в экономике региона. В целях создания в Дальневосточном федеральном округе благоприятной среды для развития высокотехнологичного и наукоемкого производства создан Совет по научно-технической и инновационной политике при Полномочном предста-
вителе Президента РФ, состоящий из представителей субъектов округа. В целях дальнейшего развития инновационной системы в ДФО Совет утвердил Концепцию инновационной политики и приоритетные направления инновационной деятельности в Дальневосточном федеральном округе:
• технические средства и технологии освоения ресурсов континентального шельфа Дальневосточных морей;
• биотехнологии на основе использования природных ресурсов региона;
• экотехнологии комплексной переработки минеральных и техногенных сырьевых ресурсов региона;
• энергетика, энергосберегающие технологии и нетрадиционные источники энергии;
• формирование и развитие нефтегазового комплекса региона;
• разработка комплексной программы действий по обеспечению национальной безопасности трансграничных территорий России в Азиатско-Тихоокеанском регионе в условиях глобализации. Основными задачами в формировании региональной инновационной политики являются: создание региональной информационной сети, центров по подготовке инновационных менеджеров, юридических офисов коммерциализации инновационных разработок, базы данных инновационных разработок и продуктов, внедрение методики оценки рыночной стоимости интеллектуальных продуктов. В качестве долгосрочных задач определены создание единой межрегиональной инновационно-образовательной структуры и сети по продаже инновационных продуктов и разработок на рынках стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Одним из примеров межрегионального научнотехнического сотрудничества является деятельность Координационного Совета по образованию и науке Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов федерации Дальнего Востока и Забайкалья. В состав Совета входят представители нескольких дальневосточных субъектов РФ. Совет разработал подпрограмму научно-инновационного обеспечения проекта Программы долгосрочного развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2010 г.
В настоящее время основным стратегическим документом, определяющим перспективы развития экономики регионов северо-востока России, является Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 08.12.2009 г. № 2094-р. В ней стратегической целью развития регионов определена реализация геополитической задачи закрепления населения на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе за счет формирования развитой экономики и комфортной среды обитания человека в субъектах Российской Федерации, расположенных на этой территории.
В целях совместного обсуждения и решения ключевых вопросов развития Дальнего Востока и Забайкалья в августе 1990 г. был создан добровольный экономический союз территорий — Ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации
«Дальний Восток и Забайкалье», которая относится к числу первых межрегиональных объединений в России. В состав Ассоциации входят: Республика Бурятия, Республика Саха (Якутия), Забайкальский, Камчатский, Приморский, Хабаровский края, Амурская, Магаданская, Сахалинская области, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ. Ее высшим руководящим органом является Совет Ассоциации, в который входят по должности руководители органов законодательной и исполнительной власти регионов.
Основное рабочее звено Ассоциации — профильные координационные советы по: экономическим вопросам, внешнеэкономической деятельности, информационному взаимодействию, агропромышленному комплексу, социальной политике, туризму и Комитет по устойчивому развитию бассейна реки Амур. Экспертно-совещательным органом, призванным обеспечивать координацию межрегионального и международного сотрудничества членов Ассоциации в сфере промышленного производства, развития науки и внедрения инновационных технологий является Координационный совет по промышленности, науке и инновационным технологиям.
Хабаровский край — один из самых крупных регионов Дальнего Востока России — широко известный международной научной общественности, с хорошо развитым научно-техническим потенциалом. Благодаря поддержке научно-инновационной деятельности со стороны краевого Правительства, Хабаровский край стал постоянным местом проведения крупных международных симпозиумов по вопросам экономики, механики, тектоники, экологии, медицины. Уже традиционным стало проведение в Хабаровске выездных сессий Российской академии наук, инновационных форумов.
Инновационная деятельность является одним из приоритетных направлений развития экономики Хабаровского края, завоевания краем конкурентных преимуществ в Дальневосточном экономическом регионе и в перспективе в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Закон «Об инновационной деятельности в Хабаровском крае», являющийся одним из первых такого рода законов, принятых в субъектах РФ (2000 г.), заложил правовую основу развития и государственной поддержки инновационной деятельности в крае. Впервые в России в нем предусмотрен механизм принятия решений о признании деятельности инновационной. Благодаря принятию данного закона в структуру расходов краевого бюджета была введена строка «Инновационная деятельность», предусматривающая реальную финансовую поддержку субъектов инновационной деятельности. На основании этого же закона внесены поправки в закон «О налогах и сборах Хабаровского края», которые освобождают субъектов инновационной деятельности от уплаты налога на прибыль в части сумм, зачисляемых в краевой бюджет.
В научно-техническом секторе края действуют 26 научных организаций, в их числе, 13 институтов или их филиалов академического профиля, 7 отраслевых НИИ, 6 центров научного и научно-технического обслуживания. Научные исследования и подготовка научных кадров выполняются также в 14 высших учебных заведениях. Кроме того, в крае действуют около
20 общественных научных организаций и объединений ученых, функционируют более 30 совместных научных лабораторий и кафедр, организованных научными организациями, вузами и промышленными предприятиями1.
Всего в научно-техническом секторе края занято около 3,5 тыс. работников, из которых более 400 докторов наук и свыше 2,5 тыс. кандидатов наук. В отраслях экономики работает более 700 изобретателей, среди них 15 человек имеют звание «Заслуженный изобретатель Российской Федерации». Сделанные ими научные открытия и разработки используются в различных сферах экономики: в освоении природных ресурсов, в строительстве транспортных магистралей, газопроводов, линий электропередач, в развитии промышленности и сельского хозяйства, лесной и рыбной отраслях, в медицине и т. д. Роль региональных координаторов в рамках выделенных научных направлений осуществляют Хабаровский научный центр Дальневосточного отделения Российской академии наук (ХНЦ ДВО РАН), Дальневосточный научно-методический центр Российской академии сельскохозяйственных наук (РАСХН) и Хабаровский центр Российской академии архитектуры и строительных наук.
В крае появились новые и активизировали свою работу существующие субъекты инновационной инфраструктуры (рис. 3). Действуют, к примеру, Хабаровский центр экспертизы, Дальневосточный координационный информационный центр, технопарк при Комсомольском-на-Амуре государственном техническом университете, создан информационный портал «Инновации Хабаровского края» [6].
Успешно работает Хабаровский инновационноаналитический центр при Институте тектоники и геофизики ДВО РАН, созданный на конкурсной основе при финансовой поддержке Правительства Хабаровского края, Госдепартамента США, Минпромнауки РФ и ДВО РАН.
Республика Саха (Якутия) занимает лидирующие позиции в Дальневосточном федеральном округе, в первую очередь, по объему производства в добывающих отраслях, экспорту продукции, инвестициям, строительству жилья и школ, естественному приросту населения, розничному товарообороту на душу населения. Природно-ресурсный потенциал обусловил модель экономического развития республики. Современная экономика Якутии базируется на добыче разведанных природных ископаемых — алмазов, золота, угля, природного газа, нефти, сурьмы, олова и др. В настоящее время к базовым отраслям экономики региона относятся: алмазодобывающая и топливная промышленность, электроэнергетика.
Основными преимуществами экономики республики являются:
• относительно высокий образовательный уровень населения и его способность осваивать новые знания;
• наличие многопрофильного научно-образовательного комплекса (университет, академиче-
1 По данным Министерства экономического развития и внешних связей Хабаровского края.
ИННОВАЦИИ № 10 (144), 2010
ИННОВАЦИИ № 10 (144), 2010
Рис. 3. Инновационная инфраструктура Хабаровского края [6]
ские и отраслевые институты, научно-технические заделы в ряде отраслей экономики);
• наличие больших запасов разнообразных природных ресурсов;
• последовательная политика руководства республики по развитию приоритетных отраслей экономики.
В настоящее время Правительством Республики Саха (Якутия) осуществляется планомерная работа по осуществлению перехода экономики на инновационный путь развития. Нормативно-правовая база инновационной деятельности разработана в части регулирования научно-технической деятельности и включает пакет документов:
• Закон о науке и научно-технической политике в Республике Саха (Якутия);
• Концепция государственной политики в области науки и технологий в Республике Саха (Якутия) на период до 2010 г.;
• Концепция инновационной политики РС(Я) на период до 2010 г.;
• План мероприятий по реализации Концепций;
• Положение о порядке формирования и финансирования научных исследований в Республике Саха (Якутия).
Также разработаны проекты нормативно-правовых актов:
• проект Положения о конкурсе инновационных проектов;
• проект Положения о Фонде поддержки инновационной деятельности Республики Саха (Якутия);
• проект Закона об инновационной деятельности и государственной научно-технической политике;
• проект Стратегии развития инновационной деятельности в Республике Саха (Якутия) до 2030 г. и Программа ее реализации.
Основополагающим документом в области инновационной политики республики является Концепция инновационной политики Республики Саха (Якутия) на период до 2010 г. Основными задачами в сфере инновационной политики определены:
• формирование нормативно-правовой базы инновационной деятельности, стимулирующей ее активность;
• финансово-экономическая поддержка инновационной деятельности, создание условий для сохранения и умножения инновационного потенциала республики;
• формирование и содействие развитию инновационной инфраструктуры;
• подготовка кадров в области менеджмента инноваций.
К основным направлениям инновационной политики Республики Саха (Якутия) относятся:
• создание условий для повышения инновационной активности предпринимательской среды и привлечения частных инвестиций для финансирования инновационной деятельности;
• ориентация науки и образования на решение задач инновационного развития экономики;
• развитие кооперации между научно-исследо" вательской и предпринимательской деятельностью, совершенствование механизмов воспроизводства и использования нововведений;
• поддержка прорывных направлений технологического развития на основе партнерства государства, промышленности и науки;
• создание, развитие и внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий.
Важнейшим консультативным органом, обеспечивающим взаимодействие Президента республики с научными организациями и деятелями науки, выработки предложений по определению приоритетных направлений развития науки, инновационной деятельности и технической политики республики, является Совет по науке и технической политике при Президенте Республики Саха (Якутия). В ходе работы Совета осуществляется принятие решений по приоритетным для Республики Саха (Якутия) направлениям научных исследований, рассматриваются конкретные рекомендации по целому ряду вопросов стратегического характера, таких как:
• стратегия научного обеспечения использования и развития лесных ресурсов;
• строительство газохимического производства;
• экологическая безопасность Западной Якутии;
• энергетическая стратегия Республики Саха (Якутия) до 2020 г.;
• стратегия развития медицинской науки и инноваций в области здравоохранения;
• меры по предупреждению негативного влияния изменения климата на состояние вечной мерзлоты и технических систем в криолитозоне;
• строительство атомных станций особо малой мощности на территории Республики Саха (Якутия) и др. Важным конкурентным преимуществом региона
является наличие в нем многопрофильного научнообразовательного комплекса, который способен обеспечить разработку и внедрение современных технологий на существующих и создаваемых предприятиях республики. В настоящее время Республика Саха (Якутия) имеет развитую академическую, вузовскую и отраслевую науку, насчитывающую 24 научных учреждения и более 20 высших учебных заведений, с учетом филиалов вузов России, в которых трудятся около 2500 научно-педагогических кадров, в том числе 1094 кандидата и 415 докторов наук. Научно-технический и интеллектуальный потенциал республики представлен 8 академическими институтами Якутского научного центра (ЯНЦ) СО РАН, Академией наук Республики Саха (Якутия), Якутским научно-исследовательским институтом сельского хозяйства Сибирского отделения РАСХН, ЯНЦ комплексных медицинских проблем СО РАМН, отраслевыми институтами: ЯкутНИИпромалмаз и ЦнИГРИ АК «АЛРОСА», ГУП «Якутский государственный проектный, научноисследовательский институт строительства», а также вузовскими секторами науки Северо-Восточного федерального университета, Якутской сельскохозяйственной академии и других вузов.
В республике созданы всемирно известные научные школы академиков П.И. Мельникова в области мерзлотоведения, Н. В. Черского в геологии, В. П. Ларионова в материаловедении, академика Г. Ф. Крымского в области космофизических исследований. О вкладе ученых в развитие республики и страны свидетельствуют полученные награды в области науки и техники. Труд ученых республики был отмечен Государственной, Ленинской премиями, Премией Ленинского комсомола и другими.
Очень важно, что в республике в крайне сложный период 1990-х гг. удалось не только сохранить интеллектуальную базу науки, но и существенно поддержать ряд новых перспективных направлений фундаментальных и прикладных исследований. Это касается исследований в области проблем коренных малочисленных народов Севера, региональной экономики, экологии, здоровья населения, социальной сферы, языка, культуры, нефти и газа, алмазов и благородных металлов и др.
Одним из механизмов стимулирования инновационной деятельности является Государственный заказ на научно-техническую продукцию, ежегодно формирующийся Министерством науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия), а также обязательное научное обеспечение республиканских целевых программ. Объем государственного заказа на 2009 г. составил 69,6 млн руб., что на 22% выше уровня 2008 г. Тематические планы НИР и НИОКР научных институтов и вузов в основном ориентированы на решение задач отраслей производства, согласовываются с профильными министерствами и ведомствами. В последние годы в республике проводится активная государственная политика в области нанотехнологий. Так, в 2009 г. состоялись несколько мероприятий по рассмотрению нанотехнологических разработок якутских ученых, в том числе в сотрудничестве с ГК «Роснанотех». В апреле 2009 г. был организован выездной семинар ГК «Роснанотех» в Якутске, по итогам которого подписан совместный протокол между Правительством РС(Я) и ГК «Роснанотех», предусматривающий совместную реализацию проектов, проработку вопросов подготовки кадров и возможного создания венчурного фонда. По соглашению между ОАО «Республиканская инвестиционная компания» и ГК «Роснанотех» принято решение об участии ОАО «РИК» в реализации проекта «Твердотельная светотехника» с объемом финансирования более 625 млн руб.
Среди финансовых механизмов стимулирования инновационной деятельности можно выделить: формирование механизма бюджетного софинансирования НИОКР по приоритетным направлениям развития науки и техники, нацеленные на решение прикладных социально-экономических задач; механизм стимулирования инвестиционной деятельности и развития внутренних источников финансирования инноваций. Так, на долевой основе с Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ) и Российским гуманитарным научным фондом (РГНФ) учеными республики ежегодно выполняются научные проекты в объеме порядка 13,6 млн руб.
Кроме того, в целях государственной поддержки научных кадров и стимулирования научной деятель-
ИННОВАЦИИ № 10 (144), 2010
ИННОВАЦИИ № 10 (144), 2010
ности, в республике учрежден целый ряд государственных премий и грантов. Ежегодно присуждаются 46 различных грантов и премий ученым и специалистам в области науки. Это государственные премии Республики Саха (Якутия) в области науки и техники, 25 грантов Президента Республики Саха (Якутия) для молодых ученых и специалистов, 16 грантов видных государственных и общественных деятелей Республики Саха (Якутия). Более 8,0 млн руб. ежегодно выплачивается в виде грантов победителям конкурсов научно-исследовательских и инновационных проектов, проводимых совместно с федеральными фондами поддержки науки. Правительством Республики Саха (Якутия) оказывается финансовая поддержка в проведении крупных мероприятий в сфере науки на сумму 6,2 млн руб. ежегодно.
Реально действующим механизмом, нацеленным на развитие инновационного предпринимательства, является долевое финансирование малых компаний из средств Федерального фонда поддержки малых форм предприятий в научно-технической сфере (ФПМФПНТС) и республиканского бюджета. На основании соглашения между Правительством Республики Саха (Якутия) и ФПМФПНТС средства на поддержку малых предприятий выделяются из средств:
• государственной целевой программы «Развитие предпринимательства и туризма в Республике Саха (Якутия) на 2007-2011 гг.» по разделу 5 «Развитие инновационного предпринимательства» мероприятий программы. Общий объем финансирования по данному направлению на период 2007-2011 гг. составляет 2,2 млн руб.;
• средств, предусмотренных Министерством науки и профессионального образования РС(Я). Объем финансирования составляет 500 тыс. руб. ежегодно.
Практические результаты научных исследований ученых республики широко используются во многих отраслях экономики региона, к примеру:
• разработки в области энергетики, включая использование нетрадиционных источников энергии;
• комплекс разработок «Техника Севера»;
• физико-химические технологии размерной обработки алмаза, включая производство новых видов алмазного инструмента и использование изделий из алмаза в новых нетрадиционных областях (медицина и др.);
• биотехнологии производства биологически активных пищевых добавок и препаратов из природного растительного, животного и микробного сырья;
• научное, методическое, приборное и аналитическое обеспечение мониторинга окружающей среды для экологических и специальных задач;
• технологии производства композиционных материалов и неразъемных соединений с заданными механическими и теплофизическими свойствами на металлической, керамической и полимерной основах;
• переработка вторичного и отходов техногенного сырья;
• производство гуминовых удобрений и сорбентов на базе бурых углей, возобновляемых удобрений на
основе использования органо-минерального сырья (гуматы, биологически активные удобрения и др.);
• научные основы адаптивно-ландшафтного земледелия для зональных систем АПК;
• производство удобрений и фильтров для очистки питьевой воды на основе цеолитов и др. Значительные возможности для развития некоторых направлений прикладных исследований сегодня предоставляются Схемой комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 г. Ряд институтов активно взаимодействуют с крупными хозяйствующими субъектами по научному сопровождению мегапроектов, обретая, таким образом, и дополнительный опыт, и авторитет. Высокий уровень развития регионального научного комплекса подтверждается активным участием ученых республики в разработке научно-исследовательских программ, инициируемых федеральными, межрегиональными и международными государственными организациями и бизнесом. Якутские ученые успешно работают в области нанотехнологий, биотехнологий, ядерной физики, молекулярной генетики, квантовой физики и т. д. Так, по федеральной целевой программе «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 гг.» Якутский госуниверситет им. М. К. Аммосова стал победителем конкурса с проектом организации Научно-образовательного центра по направлению «Нанотехнологии» с объемом финансирования 125,8 млн руб. с 2010 г.
Ярким доказательством признания достижений научно-образовательного комплекса республики, высокого уровня его развития, является Указ Президента Российской Федерации от 21 октября 2009 г. № 1172 о создании на базе Якутского госуниверситета им. М. К. Аммосова Северо-Восточного федерального университета (СВФУ). Он объединит ряд высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов северо-востока России. Северо-Восточный федеральный университет призван обеспечить профессиональными кадрами не только существующие базовые отрасли экономики региона, но и сформировать систему опережающей подготовки и переподготовки кадров, повышения квалификации в условиях формирования новых экономических кластеров. Создание СВФУ рассматривается через призму перспективных направлений развития субъектов Дальнего Востока и Байкальского региона.
Безусловно, инновационная деятельность сталкивается и с некоторыми проблемами. Так, наибольшие трудности в осуществлении инновационной деятельности в регионе связаны с экономическими факторами. По оценкам самих организаций, к числу наиболее весомых относится недостаток собственных средств (27%), недостаток финансовой поддержки со стороны государства (26,2%), высокая стоимость нововведений (25,1%). Руководители организаций выделяют также такие факторы, как высокий экономический риск (22,3%), низкий платежеспособный спрос на новые продукты (19,1%). Среди факторов производственного характера (рис. 4) наибольшее беспокойство вызывает низкий инновационный потенциал предприятий (20,8%), не-
| | Основные или решающие Значительные | | Незначительные или малосущественные
Рис. 4. Производственные факторы, препятствующие инновационной деятельности
достаток квалифицированного персонала (21,8%), недостаток возможностей для кооперирования с другими предприятиями и научными организациями (20,3%), недостаток информации о рынках сбыта (24,3%), недостаток информации о новых технологиях (23,3%). Кроме того, к факторам, препятствующим инновационной деятельности, отнесены: неопределенность экономической выгоды от использования интеллектуальной собственности (15,6%), неразвитость инновационной инфраструктуры (18,8%), недостаточность законодательной базы (17,6%).
Эффективное развитие всех отраслей экономики региона возможно только с учетом специфики их инновационной деятельности и выделения приоритетов, что позволит успешно развивать новые организационноэкономические структуры. Для формирования эффективной инновационной политики необходима четкая стратегия на создание нового прогрессивного технологического уклада с использованием всего арсенала инструментов прямого и косвенного государственного регулирования для инвестирования инновационной деятельности. Перелом сложившейся тенденции возможен только на основе активизации инновационной деятельности в соответствующих отраслях экономики региона.
Современная ситуация требует разработки новых приоритетов в развитии науки — особое внимание следует уделить согласованности научной, образовательной, промышленной концепций развития региона, обеспечить эффективное сотрудничество фундаментальной и прикладной науки, государственного и негосударственного сектора. Особую роль в решении этих задач призван сыграть академический сектор науки. Прикладная наука должна ориентироваться на практическую реализацию новых знаний в целях повышения уровня жизни населения и обеспечения конкуренто-
способности экономики. В этой связи исключительно важное значение приобретают механизмы внедрения технологий, методик и других результатов научноисследовательских и опытно-конструкторских работ в промышленное производство. Научно-технические программы должны ориентироваться в первую очередь на коммерческое использование разработок, государству же нужно поддерживать лишь те проекты, которые приносят существенный коммерческий эффект.
Характеристика инновационной сферы деятельности в регионе показывает, что в своем нынешнем состоянии она пока не способна эффективно решать весь комплекс стратегических и оперативных тактических задач роста и развития, стоящих перед развивающейся отечественной экономикой. Для изменения ситуации на общегосударственном и региональном уровнях необходимо активное проведение целенаправленной инновационной и технологической политики сохранения, поддержания и развития интеллектуального потенциала производства и активизации его введения в хозяйственный оборот. Требуется не простое принятие и утверждение государственной инновационной политики, что, в принципе, уже сделано, а реальная деятельность институтов государственной власти по решению заявленных в инновационной политике проблем и задач.
Основными принципами деятельности институтов власти должны стать следующие концептуальные утверждения. Прежде всего, это достижение в обществе понимания необходимости перехода России к инновационному пути развития. Властные структуры должны активизировать свою деятельность при таком переходе с обеспечением данного процесса необходимой законодательной базой, серьезными стимулами и мотиваторами инновационной деятельности. При этом
ИННОВАЦИИ № 10 (144), 2010
ИННОВАЦИИ № 10 (144), 2010
значительная часть работы по созданию инновационной структуры российской экономики должна быть передана в регионы, где осуществляется реальное производство продукции. Это возможно, если властные структуры станут активными участниками инновационной деятельности и четко обозначат не только свои права, но и обязанности в процессе перехода.
Большое значение имеет назревшая реформа непроизводственной сферы экономики, в первую очередь, системы образования и научно-технической сферы, которые являются продуцентами интеллектуального продукта. Будущие преобразования предполагают системный характер, социальную направленность и приносить пользу всему обществу, а не узкому кругу выделившихся слоев населения (как это было во время приватизации). Таким образом, формирование государственной политики в области инновационной деятельности имеет важный, системообразующий характер, вместе с тем необходимо понимать, что рост экономики и общественного благосостояния невозможен без осознания необходимости в организации соответствующих инновационных процессов на местах с последующей реализацией данных преобразований. В этой связи возрастает роль региональной инновационной политики, которая, по нашему мнению, представляет собой совокупность мер, методов и приемов планирования, мотивации, координации и реализации инновационной деятельности на региональном уровне, в том числе и на конкретных предприятиях региона.
До настоящего времени региональная инновационная политика в значительной степени отождествлялась с научно-технической политикой развития региона. Безусловно, развитие сферы научных исследований и разработок, поддержка научных центров и институтов, а также высших учебных заведений имеет непосредственное отношение к вопросам создания инновационной
продукции. Вместе с тем, научно-техническая политика государства, региона является составляющей и в некотором роде средством для реализации инновационной политики, носящей стратегический и системообразующий характер для развития региона и государства в целом. Иными словами, концепция региональной инновационной политики должна учитывать социальноэкономические, научно-технические, географические, природные и других особенности региона.
Инновационная политика должна определять значение и степень важности инновационных процессов на региональном уровне, формировать общественное отношение к инновационной деятельности, формулировать позиции и направления деятельности федеральных и региональных органов власти, а также учитывать роль конкретных предприятий и организаций — производителей, посредников и потребителей инновационной продукции.
Проведение региональной инновационной политики невозможны без корпоративной деятельности ученых, специалистов-производственников и управленческого аппарата для решения актуальных социально-экономических задач регионов. Кроме того, большое значение имеет создание в регионе инновационной инфраструктуры, способствующей, в первую очередь, внедрению в производство научных и научно-технических достижений, основными задачами которой станет отбор, оценка и доведение до стадии производства научных и научно-технических разработок, формирование базы данных о передовых достижениях науки и техники, а также маркетинговая работа с авторами и потребителями научнотехнической продукции. Для успешного проведения региональной инновационной политики необходимо привлечение внебюджетных и негосударственных средств финансирования инновационной и научной
Госрегулирование инновационной деятельности
(госорган координации инновационной деятельности (ИД), нормативно-законодательная база, государственная инновационная политика, государственно-частное партнерство (ГЧП), механизмы господдержки и стимулирования ИД)
И
д
Е
Я
Научно-образовательный потенциал — интеллектуальное ядро РИС
Образование Объекты интеллектуальной собственности (ОИС) Наука
ЫЕ
Инновационный процесс
(выбор идеи, доработка до инновационного продукта, разработка опытного образца, маркетинг рынка, промышленное производство)
ЗЕ
2Е
ЗЕ
Инновационная Бизнес Инвестиционно-
инфраструктура (малые и средние финансовое
(технопарки, бизнес- инновационно- обеспечение
инкубаторы, центры ориентированные (инвесторы,
коллективного , „ предприятия, финансово-
пользования, центры региональные промышленные
трансфера технологий, инновационно- группы (ФПГ),
офисы промышленные инновационные,
коммерциализации, кластеры (РИПК) венчурные
консалтинговые, и др. сферы и др. фонды)
инжиниринговые экономики)
фирмы и т. д.)
Рис. 5. Схема региональной инновационной системы
деятельности, например, посредством целевых региональных программ.
Первостепенную важность имеют процессы активного вовлечения научных организаций и конкретных предприятий в инновационные процессы региона, в первую очередь, путем пересмотра отношения субъектов хозяйствования к вопросам создания, коммерциализации и использования объектов интеллектуальной собственности; обеспечение правовой защиты результатов научно-технической деятельности в регионах, развитие инфраструктуры в области интеллектуальной собственности, создание и развитие регионального рынка интеллектуальной продукции; повышение патентной культуры.
Важно также участие государства в инновационной деятельности в регионах путем организации межотраслевой системы управления НТП и инновационной региональной инфраструктуры, а также поддержки, в том числе финансовой, приоритетных программ социально-экономического развития региона и важнейших проектов, обеспечивающих ускоренное и эффективное развитие отраслей хозяйства, привлечение к этой работе внебюджетных и иных фондов, банковских и других финансовых структур (рис. 5).
В случае выявления перспективных разработок и последующем формировании на их основе инновационных и инвестиционных проектов, необходимо также создание благоприятных налоговых, кредитнофинансовых, таможенных и иных условий для реализации данных проектов. Для объединения усилий по созданию прогрессивных технологий и перспективных инновационных продуктов важно также развитие международного и межрегионального научно-технического сотрудничества, сопровождающееся активным стимулированием деятельности общественных научных и научно-технических организаций.
Принципиальным фактором развития регионов Сибири и Дальнего Востока является решение в долгосрочном периоде проблем газификации, формирования распределенной энергосистемы, оптимизации транспортных и энергетических тарифов, модернизации и создания новых морских портов, в том числе для развития контейнерных перевозок и экспорта ресурсов, создания единой связной системы транспортных коммуникаций (инфраструктурных «коридоров»), связывающих основные центры Дальнего Востока, их интеграцией в общероссийскую и мировые транспортные системы.
Модернизация крупных городов Дальнего Востока основана на интеграции сервисных и индустриальных функций. Инновационный потенциал Владивостокской и Хабаровской агломераций связан с развитием профессионального образования, разработкой технологий освоения океана и природных богатств, в том числе био- и нанотехнологий, подводной робототехники. Владивостокская агломерация и дальневосточная островная зона — о. Сахалин, Камчатка и Курильские острова, система тихоокеанских портов станут опорными для формирования биоресурсного кластера, основу которого составят добыча и переработка водных биоресурсов и марикультура.
Необходимость инновационного развития отраслей экономики, связанных с освоением природных
ресурсов, даст импульс развитию сложившейся в индустриальных центрах Дальнего Востока базы машиностроения с переходом к выпуску современных машин и оборудования в соответствующих отраслях. Создание высоких технологий востребовано и для обеспечения конкурентоспособности авиастроения, судостроения и судоремонта, как приоритетных специализаций Комсомольска-на-Амуре, Хабаровской и Владивостокской агломераций. Перспективы формирования кластера на базе результатов космической деятельности связаны с созданием космодрома «Восточный».
Активизация освоения российского сектора Арктики будет идти по направлениям:
• активизация работ по освоению нефтегазовых месторождений, переданных недропользователям, а также на нераспределенном фонде недр арктического континентального шельфа;
• существенное повышение изученности арктического континентального шельфа, обеспечение к 2020 г. прироста балансовых геологических запасов морских месторождений нефти до 3 млрд т и газа до 5 трлн м3;
• завершение к 2011 г. геолого-геофизического обоснования внешней границы континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом океане;
• увеличение добычи морских биологических ресурсов в Арктике к 2017 г. до 18-20% от общего изъятия водных биоресурсов в Российской Федерации, предусмотрев более полное использование добываемых водных биоресурсов;
• развитие мощностей по переработке рыбы и других добываемых морепродуктов, увеличение на 30% к 2015 г. производства продукции их переработки для реализации на российском и зарубежных рынках;
• повышение конкурентоспособности Северного морского пути (в том числе обеспечение возможности увеличения объемов грузоперевозок) и создание условий для его использования в перспективе в качестве транспортного коридора, соединяющего порты Западной Европы с портами Юго-Восточной Азии и Северной Америки и управляемого Российской Федерацией; создание с этой целью к 2015 г. Единой системы контроля и безопасности судоходства, управления транспортными потоками в районах интенсивного движения судов в Арктическом регионе с модернизацией действующих и созданием новых средств и подсистем;
• снижение ущерба окружающей среде от расширения экономической деятельности и восстановление окружающей среды, нарушенной в результате прошлой деятельности в российской Арктике;
• обеспечение национальной безопасности в Арктическом регионе, в условиях расширения использования ресурсного потенциала Арктики;
• адаптация объектов инфраструктуры к прогнозируемым климатическим изменениям; снижение показателей стойкой утраты трудоспособности и преждевременной смертности населения, проживающего в российской Арктике;
• развитие информационно-коммуникационных технологий для обеспечения к 2015 г. надежной
ИННОВАЦИИ № 10 (144), 2010
ИННОВАЦИИ № 10 (144), 2010
связи, в том числе подвижной, телерадиовещания, дистанционного зондирования Земли, площадных съемок ледового покрова, управления движением судов и самолетов, навигационных определений в высоких широтах Арктики, мониторинга состояния природной среды, безопасности жизнедеятельности и природопользования в Арктике на основе использования новейших достижений в области создания космических средств связи и наблюдения;
• своевременного предупреждения об опасных гидрометеорологических и геофизических явлениях и высоких уровней загрязнения окружающей среды.
Устойчивое развитие северных регионов России в долгосрочной перспективе невозможно без внедрения инновационных технологий, позволяющих повысить эффективность геологоразведочных работ, обеспечить рентабельную разработку месторождений, создать надежные транспортные системы, внедрять энерго- ресурсосберегающие технологии, применять материалы, конструкции, механизмы, сооружения в экстремальных условиях Севера. В связи с этим, необходимо развивать следующие приоритетные направления инновационных технологий:
• технологии энергетической безопасности и энергосбережения, выбор новых альтернативных источников энергии, внедрение энергетического оборудования с применением новейших технологий сжигания топлива; развитие экономически эффективной, малой и нетрадиционной энергетики; повышение эффективности систем дальнего транспорта электроэнергии; получение экологически чистого высококачественного энергоносителя из низкосортных топлив; разработка эффективных энергоустановок, использующих возобновляемые источники энергии;
• разработка новых научно-технических и технологических методов поиска и разведки месторождений полезных ископаемых, использование новых технологий, способствующих повышению эффективности геологоразведочных работ;
• разработка системы технических регламентов и стандартов для обеспечения экологической безопасности и охраны биоресурсов с учетом всех факторов воздействия нефтегазового и горнорудного комплекса на окружающую природную среду;
• отработка технологий добычи нефти из нефтяных залежей, характеризующих специфические термобарические условия (пониженными пластовыми температурами и давлением); прогноз новых и нетрадиционных типов коренных месторождений благородных металлов, прежде всего, золота и платины, в районах с хорошо развитой инфраструктурой; комплексное изучение эволюции земной коры и верхней мантии Севера с целью установления времени проявления и типов высокоалмазоносного магматизма, месторождений благородных и редких металлов с позиций их комплексного освоения;
• разработка морозостойких эластомерных полимерных и композиционных материалов для машин и механизмов в «северном исполнении», исследование климатической устойчивости и подготовка
рекомендаций по выбору конструкционных материалов, обеспечивающих максимальную долговечность при использовании в экстремальных условиях Севера;
• разработка принципов создания научно обоснованной системы критериев и методов на базе характеристик ресурса экономичности. Эргономики и безопасности техники, работающей в условиях Севера, нормативно-технической документации, регламентирующей испытания материалов, машин и механизмов, конструкций и сооружений, предназначенных для эксплуатации в условиях Севера и методов их расчета и диагностики;
• разработка ресурсосберегающих технологий строительства дорог в условиях Севера, включая сооружения ледовых переправ и зимников, энергосберегающие технологии и электронагревательные устройства для подогрева техники, зданий и сооружений, а также систем инженерного обеспечения;
• производство экологически чистых продуктов питания и глубокая переработка продукции сельского хозяйства (земледелия и животноводства), а также продукции традиционных отраслей и промыслов Севера; применение современных технологий при возделывании, селекции и семеноводства сельскохозяйственных культур с учетом ведения земледелия в нестабильных климатических условиях;
• развитие телемедицины с использованием современных информационно-телекоммуникационных средств.
Список использованных источников
1. М. А. Гусаков. Принципы и подходы к управлению инновационной экономикой в регионах разного типа//Инновации, № 10, 2004.
2. Е. А. Лурье. Территории инновационного развития: опыт регио-нов//Инновации, спец. выпуск, 2008.
3. Е. А. Монастырный. Методологическое обеспечение региональной инновационной системы в условиях современной экономики России: Автореф. дис. ... докт. экон. наук//Томск, 2009.
4. В. И. Зинченко, А. Б. Пушкаренок, Г. И. Тюльков. Инновационная стратегия Томской области. Итоги 2003-2007 гг.//Инновации, спец. выпуск, 2008.
5. Г. А. Сапожников, Г. А. Унтура. Стратегические усиления связи науки и бизнеса на территории Новосибирской области//Ма-териалы III межд. форума «От науки к бизнесу «Территория инноваций: опыт регионального развития». СПб.: Изд-во «Роза Мира», 2009.
6. Инновации Хабаровского края. http://www.innov.27.ru/structure. html.
7. Статистический справочник «Дальневосточный федеральный округ за 2003-2008 гг.» ТО ФСГС РФ по РС(Я). Якутск, 2009.
8. Выступление президента Д. Медведева в Томском Политехническом институте 11.02. 2010 г.
Innovative development of regions of the northeast of Russia N. E. Egorov, Candidate of Physical and Mathematical Sciences, associate professor, head of the regional innovation economy department, FGSI «Institute of the regional economics of the North».
G. S. Kovrov, candidate of economical sciences, associate Professor, head of the regional innovation policy research sector, FGSI «Institute of the regional economics of the North».
S. N. Pavlova, candidate of economical sciences, associate professor, research officer, FGSI «Institute of the regional economics of the North».
This paper addresses the formation of regional innovation systems, legal innovating regions, the effectiveness of the innovation infrastructure.
Keywords: regional innovation policy, innovation capacity, innovation, infrastructure.