Е.Ю. Римлянд
ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Исследованы процессы управления инновационной деятельностью и роль высшей школы в их активизации. Выполнен анализ инновационной стратегии вузов Дальневосточного федерального округа и проблем коммерциализации в период нестабильной экономической ситуации. Предложены толкование жизненного цикла наукоемкого продукта высшей школы, механизм управления инновационной активностью образовательной системы.
Ключевые слова: инновации; инновационная деятельность; стратегия развития; инвестиции; управление.
В современных условиях достижения науки в большей степени, чем технологий, стали определять динамику экономического роста, уровень конкурентоспособности государств в мировом сообществе, степень обеспечения их национальной безопасности и равноправной интеграции в мировую экономику. Развитые страны перешли к качественно новой стадии социально-экономического развития - построению экономики, основанной на знаниях, институциональной основой которой является высокоэффективная национальная инновационная система.
Существование более 60 различных определений инновации и инновационной деятельности, бесчисленного множества их трактовок не позволяет однозначно описать способы и процессы, необходимые для овладения инновацией и ее реализации. Тем не менее анализ теории и практики инноваций предполагает некоторое обобщение управленческих решений, приводящих к успешности инновационной деятельности.
Наибольшие ценности инновации. «Инновации мы понимаем как продукт или услугу, воспринимаемые рынком как новое» [1]. Признаки и уровень новизны при этом могут быть различны. «Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование новаций в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социальноэкономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного и иного характера» [2]. Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области.
В понимании предпринимательства и предпринимательской деятельности значимую роль также играют новшество, стратегия развития. Сущность предпринимательства как вида деятельности состоит в поиске и реализации соединения в новых, до сих пор не использовавшихся, сочетаниях, материальных, финансовых, трудовых и информационных ресурсов в целях производства товаров, оказания услуг или выполнения работ, предназначенных для удовлетворения потребностей различных экономических агентов - предприятий, граждан, организаций [3]. Предпринимательство направлено не только на систематическое получение дохода, но также на развитие и расширение сферы деятельности. Наиболее эффективна предпринимательская деятельность в производстве новых благ. Именно такая предпринимательская деятельность является условием не только развития бизнеса, как принято считать, но и
его выживания. Для этого управление бизнесом должно быть основано на стратегии инновационного развития, созданной именно для этого бизнеса с выбором соответствующих источников инноваций как во внутренней, так и внешней среде бизнеса.
Очевидно, что обсуждение терминологической базы и реальной практики ее применения выявляет сходство и различие инновационной и предпринимательской деятельности. Связующим (общим) процессом инновационной и предпринимательской деятельности является коммерциализация, понимание которой также неоднозначно.
С одной стороны, коммерциализацией обычно называют практику воплощения результатов научнотехнической деятельности в новые продукты и услуги с целью извлечения прибыли от использования результатов (технологий) с учетом затрат на их получение (разработку технологий). Заметим, что соотнесение термина «коммерциализация» с научно-технической деятельностью только частично описывает превращение интеллектуальной собственности в инновацию. В законодательстве термина «коммерциализация» нет, он заменен выражением «вовлечение интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот». С другой стороны, представители бизнеса считают, что «коммерциализация - это создание стоимости и включает в себя шаги и меры, которые могут дать возврат инвестиций, вложенных в научные исследования (знания)» [4]. Следует уточнить, что в данном случае рассматривается стоимость, являющаяся меновой (потребительской) стоимостью. Это означает, что включенная в нее прибавочная стоимость и является той частью стоимости, посредством которой знания могут стать фактором развития капитала.
Реалии таковы, что путь превращения знания в инновацию долог, и судьба прибыли, которая в этом случае могла бы рассматриваться как «вознаграждение за риск или как доход новатора монополиста» [5], не определена достаточно четко. Кто же в таком случае может быть заинтересован в коммерциализации? Кто в период нестабильной экономической ситуации располагает ресурсами, способными превратиться в инновацию?
Инновации и инвестиции. Среди трех функций инновации (воспроизводственная, стимулирующая, инвестиционная) инвестиционная предполагает получение прибыли от реализации инноваций, которая в качестве капитала может быть направлена на финансирование новых видов инноваций. Инновация в этом случае играет роль как источника капитала, так и объекта его инвестирования. В такой ситуации правомерно рассмотрение инновации как инвестиции в новшество [6].
В условиях регулируемых рыночных отношений система финансирования инновационной деятельности включает в себя множество источников средств, как внутренних, так и внешних. К числу внутренних финансовых ресурсов относятся амортизационные отчисления и прибыль. Наличие таких ресурсов в достаточном количестве в период нестабильной экономической ситуации и направление их на инвестирование инноваций маловероятно. Что касается внешних источников, то значительное их количество внушает, на первый взгляд, оптимизм: государство, фонды, частные инвесторы ... Вместе с тем инновационный бизнес является высокорисковым, а в случае технологических инноваций обусловливает существенное удлинение срока
В настоящее время государство остается одним из ключевых спонсоров научных исследований и разработок (генерация знаний - 1-я стадия инновационной компании / проекта / продукта). «На его долю приходится около 60% суммарных внутренних затрат на исследования и разработки» [7]. В то же время результаты 2005 г. показали, что «по 56 миллиардам, которые были отпущены по разделу науки, капитализация была нулевая» [8]. Очевидно, что проблемы по переходу с первой стадии во вторую являются определяющими при создании инновационных компаний как юридических лиц и в большей степени могут быть характерны для малого бизнеса при попытках его организации на результатах интеллектуальной деятельности. Этому может быть несколько причин, в числе которых:
- конфликт интересов участников инновационной деятельности, обусловленный политикой государства в области регулирования прав на объекты интеллектуальной собственности (ОИС), регулирования и поддержки инновационной деятельности;
- неполные инвентаризация и учет прямых и косвенных затрат на создание ОИС в отсутствие должной системы правил и процедур ее профессиональной оценки;
- правовая защита, осуществленная лишь для части ОИС;
- несовершенство практики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности, созданных за счет средств бюджетов различного уровня;
- недостаток кадрового обеспечения процессов коммерциализации ОИС;
- слабое развитие инфраструктуры инновационной деятельности.
Проблемы инвестирования инноваций преодолимы. Как правило, инновационная деятельность реализуется в проекте и без четко поставленной цели ее реализация невозможна. При этом цель инновационной деятельности не является целью традиционной деятельности
оборота инвестиций. Инвестиционные решения определяются финансовым анализом инновационного проекта, ситуацией на финансовом рынке и законодательно разрешенными процедурами.
Оптимальная инвестиционная политика: правильный выбор приоритетов инвестирования, механизмов и объемов финансирования определяют успех инновации. В поддержке нуждаются все стадии инновации от зарождения идеи до превращения ее в реальную востребованную продукцию. В связи с этим практическое применение получило комбинированное инвестирование (табл. 1) на различных стадиях развития инновационных компаний (или инновационного продукта/проекта).
предприятия (предпринимателя) - она непременно направлена на достижение успеха (в то время как традиционно это может быть и цель избегания потерь), она должна быть широкой и гибкой (поскольку сложно просчитать результат инноваций), использовать в большей степени качественные критерии, чем количественные из-за неопределенности результата. Рассматривая способ управления инновациями как проектами [9], мы солидарны с утверждением, что инновации -это не совокупность отдельных проектов, а непрерывный процесс инициирования, развития и отбора инновационных идей, в результате которого рождаются и претворяются в жизнь новые проекты. Финансирование проектов осуществляется на вполне определенный срок до достижения цели.
Примером согласования интересов участников инновационной деятельности с политикой государства, реальной поддержки инновационной деятельности в системе образования является Приоритетный национальный проект «Образование» (ПНПО). В части поддержки инновационных вузов и национальных университетов ПНПО имеет свои особенности. Прежде всего, проект предполагал не реформы системы образования, а участие в экономическом развитии страны на основе национальных приоритетов экономического роста и приоритетов регионального развития [10]:
1. Обеспечение социально-экономического развития за счет роста инновационного потенциала регионов, подготовки кадров, соответствующих текущим и перспективным потребностям национальной экономики.
2. Повышение конкурентоспособности высшего профессионального образования при продвижении российского образования на мировом рынке образовательных услуг, формировании современной образовательной инфраструктуры.
3. Повышение эффективности государственных расходов на образование путем концентрации ресурсов на ключевых направлениях развития образования, со-
Т а б л и ц а 1
Инвестирование инноваций
Инвесторы Стадии развития инновационных компаний
1. Генерация знаний 2. Посевная стадия 3. Начальная стадия 4. Реальный рост 5. Расширение 6. Устойчивый рост
Государство. Предприятия. Инноваторы. Государственные фонды Государственные фонды. Бизнес-ангелы. Венчурные фонды Государственные фонды. Бизнес-ангелы. Венчурные фонды Венчурные фонды Венчурные фонды. Фонды прямых инвестиций. Банки Фонды прямых инвестиций. Банки. Фондовый рынок
финансирования на региональном уровне, разработки системы мониторинга проектов.
4. Институциональные изменения в высшем профессиональном образовании, обусловленные новыми моделями управления и финансирования, организационно-правовыми формами.
Перечисленные задачи требовали от вузов разработки программ инновационного развития в качестве необходимого условия получения инвестиций. Заявки вузами готовились, как правило, по законам проектного менеджмента: цель определяла задачи, каждая из которых раскрывалась перечнем мероприятий; разрабатывалась схема матричного управления; формировалась команда. Ближайшая и отдаленная перспективы достижений инновационных образовательных программ должны были быть согласованы с партнерами вуза, в том числе с представителями науки и реального сектора экономики.
Подготовка заявки на конкурс способствовала творческому осмыслению деятельности вуза, обоснованию целей, задач и мероприятий по их решению, разработке календарного плана выполнения работ и контрольных индикаторов достижения результата, прогнозированию
Анализ целей вузов - победителей конкурсов показывает, что они являются комплексными: изменения образовательной среды обеспечиваются соответствующими организационными условиями (табл. 3) [11-14]. Очевидно, что на базе созданных или получивших дальнейшее развитие научно-образовательных, технологических центров можно выстраивать более эффективную систему управления инновационной деятельностью.
Названия, цели инновационных образовательных программ вузов различны, вместе с тем их объединяет
последствий выполняемой работы. Для определения единой цели инновационной образовательной программы вуза использовались различные средства коммуникаций, проводился анализ программных документов Правительства РФ, органов управления образованием и отраслями, научных и методических материалов. Что наиболее важно - в вузах удалось активизировать конструктивный диалог на различных уровнях (от управленческого до рядового персонала), что позволило точно обозначить идеи, провести согласование мероприятий, достичь единого понимания возможных результатов.
Интересный опыт по проектированию и реализации инновационных программ накоплен вузами Дальневосточного федерального округа (ДФО).
Цели, поставленные вузами ДФО в инновационных образовательных программах, характеризовались, прежде всего, темой заявки (табл. 2). Были представлены планируемые институциональные преобразования (создание и развитие научно-образовательных центров, комплексов - 5 вузов), а также развитие технологий и содержания образовательного процесса (создание новых образовательных программ, формирование образовательной среды, системы подготовки - 6 вузов).
то, что все они имеют региональную направленность. И это не случайно. С одной стороны, через установленные критерии конкурсный отбор инновационных вузов способствовал ориентации профессионального образования на региональную экономику. С другой -выбор цели базировался на глубоком анализе проблем Дальнего Востока России, которые препятствуют его развитию, ситуации в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, на кадровых потребностях конкретной территории.
Т а б л и ц а 2
Вузы ДФО, участники конкурсов учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы, в 2006-2007 гг.
Наименование вуза Инновационные образовательные программы
Дальневосточный государственный университет (ДВГУ), г. Владивосток Научно-образовательный ресурсный центр технологий повышения качества жизни на Российском Дальнем Востоке
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, г. Владивосток Инновационная научно-образовательная среда подготовки специалистов с ключевыми компетенциями для устойчивого развития Дальневосточного федерального округа Российской Федерации
Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского, г. Владивосток Инновационное развитие национальной системы непрерывной подготовки морских специалистов для комплексного технологического освоения ресурсов Мирового океана
Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет, г. Владивосток Подготовка специалиста марикультуры в условиях глобализации образования
Дальневосточный государственный технический университет (ДВГТУ), г. Владивосток Развитие Дальневосточного образовательного научно-технологического центра для формирования инновационного терминала России в Азиатско-Тихоокеанском регионе
Якутский государственный университет (ЯГУ), г. Якутск Научно-образовательный технологический центр инновационного развития Северо-Востока России
Сахалинский государственный университет, г. Южно-Сахалинск Инновационная образовательная программа подготовки кадров для ресурсосберегающей, природоохранной деятельности в условиях структурной перестройки экономики региона
Дальневосточный государственный аграрный университет, г. Благовещенск Развитие инновационного высокотехнологичного воспроизводства биологических ресурсов Дальневосточного региона в системе адаптивного землепользования
Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск Тихоокеанский государственный университет как центр формирования образовательной среды и инструмент социально-экономического развития Дальневосточного региона
Дальневосточный государственный университет путей сообщения (ДВГУПС), г. Хабаровск Инновационный научно-образовательный транспортный комплекс на Дальнем Востоке России
Дальневосточный государственный гуманитарный университет (ДВГГУ), г. Хабаровск Информационно-образовательная среда гуманитарно-педагогического образования Дальневосточного федерального округа
Перечень целей в инновационных образовательных программах вузов ДФО, получивших государственную поддержку на их внедрение на период 2006-2008 гг.
Вуз Цели инновационных образовательных программ вузов ДФО
ДВГУ Развитие системы капитализации человеческих ресурсов Дальневосточного региона России через создание инновационной образовательной среды для подготовки научно-технических кадров в области технологий повышения качества жизни
ДВГТУ Содействие социально-экономическому подъему и развитию Востока России как геополитически важной для государства территории (Решение заседания Совета безопасности Российской Федерации от 20.12.2006 г.) в контексте стратегии интеграции России в экономическое сообщество стран Азиатско-Тихоокеанского региона
ЯГУ Создание динамично развивающейся системы высшего профессионального образования, являющейся генератором передовых технологий, новых научных знаний на основе инновационных подходов для качественного изменения состояния экономики и повышения уровня жизни населения Северо-Востока России
ДВГУПС Создание университетского инновационного комплекса, включающего территориально распределенную научнообразовательную среду и технологии, которые обеспечивают динамичное реагирование на потребности государства, бизнеса и транспортной отрасли в Дальневосточном регионе
Итак, успешность в привлечении инвестиций была определена анализом проблем региона и отрасли, качественной проектной проработкой идеи, выстраиванием целей и задач деятельности, их согласованием с партнерами.
Несомненно, выбор претендентов на инвестирование был обусловлен и экспертной оценкой инновационного потенциала вузов. Благодаря государственной поддержке инновационных образовательных программ материально-техническая база вузов была значительно укреплена: от 64 до 85% средств вузы израсходовали на приобретение оборудования. В то же время последействие инновационных образовательных программ вузов, как и результаты инновационной деятельности высшей школы в целом, зависят не только от потенциала образовательных учреждений. Наиболее важным в условиях общей социально-экономической нестабильности настоящего времени является то, как ее представители смогут привлечь инвестиции для развертывания инноваций, доведения их до продуктов, имеющих социальную значимость и (или) потребительскую стоимость.
Наблюдаемые кризисные явления в финансовой сфере, сопровождаемые падением производства, ростом безработицы, значительно уменьшили вероятность внешних инвестиций в образование. В этой критической ситуации стратегия вузов должна быть направлена на диверсификацию деятельности, основным элементом которой должно стать сотрудничество с бизнес-структурами. Мы не противоречим сами себе? Нет, мы полагаем, что пришло время использовать инновацию как источник капитала. Собственные нематериальные активы вузов (равно как и предприятий) должны стать источниками инвестиций.
Управление инновационной активностью образовательной системы. Очевидно, что инновационная образовательная система является важнейшей подсистемой национальной инновационной системы и основой инновационного развития экономики. Главной целью инновационной образовательной системы является превращение интеллектуального потенциала высшей школы в инновационный ресурс развития предприятий и отраслей, регионов РФ и страны в целом. Эта внешняя по отношению к вузу цель может быть достигнута при одновременном инновационном развитии самого вуза.
Выстраивание системы обеспечения взаимного развития при непрерывном улучшении качества результатов деятельности вуза возможно на основе эффектив-
ной обратной связи с потребителями инновационного продукта высших учебных заведений. В качестве наиболее эффективного способа построения такой системы мы предлагаем вузам усиление влияния на жизненный цикл товара. Деятельность высшей школы может сыграть значительную роль в изменении длительности жизненного цикла товара, как его увеличении (в связи с введением усовершенствований продукта), так и уменьшении (при реализации радикальных инноваций).
Как известно, жизненный цикл товара состоит из последовательно наступающих стадий: зарождения идеи, разработки товара, выведения его на рынок (основания его производства), роста рыночной продажи, зрелости (характеризующей моральное старение товара), упадка (снижения и прекращения производства), замены новым, более прогрессивным товаром. Выделенные нами курсивом стадии 3-6 составляют типичный жизненный цикл товара, описываемый теорией маркетинга [3]. Сопоставление этих стадий с этапами развития инновационных компаний показано в табл. 4. Очевидно, что расширение и устойчивый рост инновационных компаний не могут быть обеспечены продажами товара на 5-6-й стадиях его жизненного цикла: снижение и прекращение производства этого товара неминуемо ведет к разорению компании и прекращению ее функционирования, если не произойдет появления нового товара. Назовем этот новый товар инновациями, в перечне которых могут быть:
- создание и внедрение нового или усовершенствованного (более прогрессивного) продукта, услуги;
- создание и реализация нового или усовершенствованного технологического процесса;
- освоение нового сегмента рынка, нового источника поставки сырья;
- реорганизация структуры и методов управления.
Можно рассуждать о своевременности появления инноваций, но нам представляется, что только процесс непрерывного появления принципиально новых идей, формирования, накопления новых радикальных прорывных изобретений, преобразования их в инновации является необходимым условием развития инновационных компаний. В таком случае компания становится той инновационно активной системой, которая способна влиять на общую картину инновационных процессов в стране.
Является ли высшее учебное заведение инновационно активной системой? В состоянии ли вуз оказать влияние на инновационную активность предприятий? Для ответов на эти вопросы в табл. 4 включено описа-
ние этапов традиционной деятельности вуза, а также ся наукоемкий продукт (инновационная продукция),
этапов его возможной инновационной деятельности. В посредством которого возникают различные способы
результате последней на различных ее стадиях создает- влияния вуза на жизненный цикл товара.
Т а б л и ц а 4
Жизненный цикл инновационного (наукоемкого) продукта и элементы механизма управления инновационной активностью высшей школы
Стадии развития инновационных компаний
1. Генерация знаний 2. Посевная стадия 3. Начальная стадия 4. Реальный рост 5. Расширение 6. Устойчивый рост
Стадии жизненного цикла товара Стадии жизненного цикла товара
1) Зарождение идеи товара 2) Разработка товара 3) Выведение товара на рынок 4) Рост рыночных продаж 5) Зрелость 6) Упадок
Традиционная деятельность вуза Проведение научных исследований и методической работы в рамках индивидуальных планов Подготовка к реализации типовых образовательных программ на основе собственного опыта Лицензирование и реализация типовых образовательных программ Увеличение объемов подготовки кадров по государственному заказу Стабильность подготовки кадров и НИР Сокращение направлений, объемов и уровней подготовки кадров по государственному заказу и заказов на НИР
Выполнение НИР по грантам, создание и конструирование полезных моделей, опытных образцов, проведение их испытаний (НИОКР), описание технологий и оказание услуг по договорам с заказчиками
Инновационная деятельность вуза или возможные способы влияния на жизненный цикл инновационной продукции Формирование замысла и отбор прогрессивных (в том числе рыночных) идей, разработка бизнес-планов наукоемкого продукта, образовательной услуги и др. Оформление прав собственности на продукт интеллектуальной деятельности или государственная регистрация НИОКР, описание технологий в инициативном порядке и совместно с предприятиями на основе переданных им прав на объекты интеллектуальной собственности (ОИС). Разработка новых образовательных программ подготовки (переподготовки и повышения квалификации) и технологий, в том числе с другими образовательными учреждениями, партнерами со стороны работодателей. Разработка документации по расширению направлений, объемов и уровней подготовки, аттестации кадров Формирование стратегии маркетинга нового товара, анализ возможности производства и сбыта товара (в том числе рынка интеллектуальных идей и интеллектуального труда). Лицензирование инновационных образовательных программ и технологий, создание учебно-методических комплексов. Агрессивная реклама инновационного продукта. Оказание содействия в аттестации кадров высшей квалификации, кадров отрасли Организация производства эксклюзивных моделей и товарных классов, в том числе внедрение учебнометодических комплексов и их тиражирование. Реализация научного и кадрового сопровождения инновационной продукции посредством консультирования, повышения квалификации и переподготовки работников отрасли. Подготовка кадров по инновационным образовательным программам и технологиям в рамках договоров с работодателями Разработка стратегий, концепций, программ развития вуза, региона, отрасли. Расширение направлений и уровней, увеличение объемов подготовки кадров и НИР по заказам государства, общества и бизнеса Мониторинг трудоустройства выпускников, внесение корректив в образовательные программы, согласование номенклатуры и объема подготовки кадров с запросами рынка труда, с партнерами, в том числе системы образования. Коммерческое производство (в том числе подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров). Агрессивная реклама инновационного продукта
Пятнадцатилетний опыт деятельности российских вузов в рыночных условиях подтверждает их способность к адаптации требованиям рынка и производству пользующейся спросом инновационной продукции. Залогом успешности являются высокий инновационный потенциал вуза и эффективная непрерывная инновационная деятельность. Развитие деятельности вуза по производству инновационной продукции, превращению ее в товар определяет его успешность не только как элемента системы образования, но и экономической системы. Такая деятельность отлична от традиционной. Ее характерными чертами являются инициативность и диверсификация, мобильность и корпоративность управления, значительная социальная и (или) коммерческая значимость, направленность на внешнюю среду, а факторами успешности - развитые партнерские связи и инфраструктура инновационной деятельности.
Особое внимание вузам следует обратить на стадии 1-ю, 2-ю и 6-ю жизненного цикла товара, на которых
их деятельность производит наибольший эффект. Реализуя традиционную деятельность традиционными способами, вузу следует создавать условия для генерации инноваций в коллективе и их коммерциализации. Что же касается этапов 3-5, то повышение активности вуза на них обусловлено широтой и объемом взаимодействия с партнерами. Следует иметь в виду, что временной фактор для инновационной продукции -не более трех лет с момента ее вывода на рынок.
Возможные способы влияния вуза на жизненный цикл инновационного продукта также приведены в табл. 4. Их правильный выбор является важнейшим в реализации инновационной стратегии, поскольку позволяет разработать систему управления инновационной деятельностью и реализовать стратегию инновационного развития. Инновационные образовательные программы вузов представляют собой совокупности инновационных проектов, выстраивающих комплексное развитие образовательного
учреждения, развертывающих механизмы мобильности и интеграции людей, знаний и технологий. Результат таких программ - наукоемкая продукция вуза, коммерческая реализуемость по отношению к которой выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия.
Инновационная продукция вуза, являющаяся товаром, может характеризовать его активность как экономической системы. В таком случае объемы производства инновационной продукции, по существующей классификации, характеризуют вуз как инновационно активное предприятие. Подобное определение имеет некоторый ограничительный характер, в связи с этим полагаем высшее учебное заведение, как образовательную систему, инновационно активной экономической системой. Поэтому инновационно активной системой будем называть ту, в которой процесс появления принципиально новых идей, изобретений, формирования, накопления новых радикальных прорывных изобретений, преобразования их в инновации является непрерывным.
Партнерство как фактор социально-экономического развития. В условиях рыночной экономики развитие инновационного предпринимательства, в том числе с участием высшей школы, зависит от множества факторов, среди которых: состояние законодательного пространства инновационной деятельности; спрос на инновации государством, обществом и бизнесом; наличие развитого научно-технического потенциала национальной экономики, инфраструктуры и кадрового обеспечения инновационной деятельности; функционирование венчурных фирм и т.д. Особое место среди этих факторов занимает партнерство, под которым мы понимаем взаимодействие всех участников инновационной деятельности: субъектов как осуществляющих инновационную деятельность, так и регулирующих и поддерживающих ее в различных формах.
Анализ нормативно-правовой базы инновационной деятельности [15] на федеральном уровне показывает, что она не отличается полнотой и несовершенна. Проблемой остается отсутствие действенных экономических и правовых механизмов, стимулирующих как инвестирование в НИОКР, так и финансирование процесса их коммерциализации. В России не созданы механизмы, мотивирующие научно-образовательный комплекс страны на доведение научных результатов до производственных технологий, до опытного производства.
Очевидно, что инновационная деятельность, приводящая к созданию продуктов либо технологий, востребованных потребителем, возможна лишь при наличии охранных документов на интеллектуальную собственность. Анализ данных Роспатента [16] показывает, что
ситуация в этом направлении далека от идеальной: общее количество выданных патентов практически не увеличивается (табл. 5), слишком низка в них доля полезных моделей и промышленных образцов.
Менее 10% от выданных патентов передано в производство на основании договоров, причем правовая защита использования ОИС в 2006 г. оформлена в меньшем объеме, чем в 2002 г. Это характеризует слабую заинтересованность бизнеса по инвестированию процесса коммерциализации научных исследований. Отсутствие правоприменительной практики по передаче прав на объекты интеллектуальной собственности в соответствии с № 284-ФЗ «О передаче прав на единые технологии» [17] и законодательного акта, разрешающего вузам участвовать в создании коммерческих структур, усугубляет данную ситуацию.
Вместе с тем законодательство об инновационной деятельности в настоящий период представляет собой межотраслевой законодательный комплекс, развивающийся на стыке гражданского, административного, налогового, бюджетного, трудового и других отраслей законодательства. В течение длительного времени в стране ведется разработка федерального закона «Об инновационной деятельности». Отсутствие упомянутого закона приводит к торможению инновационного процесса в стране. В этих условиях многие российские регионы идут по пути упреждающего принятия регионального законодательства, определяющего процедуры и нормы поддержки инновационной деятельности непосредственно на территории региона. В интересах вузовской общественности инициировать развитие нормативной правовой региональной базы инновационной деятельности и осуществлять ее мониторинг.
Процедуры вовлечения в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности, созданных в вузах за счет средств федерального бюджета, являются сложными: с одной стороны, необходимо обеспечение реальной правовой охраны получаемых результатов, с другой
- эффективное распоряжение правами, получаемыми в результате использования средств федерального бюджета. С принятием Закона «О передаче прав на единые технологии» некоторая ясность в процессы коммерциализации внесена. Вместе с тем «Генеральные разрешения вузов по осуществлению коммерческой деятельности» не позволяют им получать доходы от осуществления патентнолицензионной деятельности. Последняя проблема требует совместной работы учредителями вузов с Министерством финансов РФ по открытию органами Федерального казначейства в лицевых счетах вузов и государственных научных учреждений соответствующей статьи.
Т а б л и ц а 5
Выданные патенты в РФ, зарегистрированные лицензионные договоры и договоры об уступке патента
Год выдачи / регистрации 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.
Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %
Выдано патентов, всего 25675 100,0 35190 100,0 33923 100,0 33101 100,0 35542 100,0
Из них:
на промышленные образцы 1920 7,4 2153 6,1 2229 6,6 2469 7,4 2675 7,5
на полезные модели 5611 21,9 8311 23,6 8503 25,1 7242 21,9 9568 26,9
на изобретения 18144 70,7 24726 70,3 23191 68,3 23390 70,7 23299 65,6
Патенты, вовлеченные в коммерциализацию (зарегистрировано договоров), всего 2003 7,8 2273 6,5 2549 7,5 2122 6,4 2414 6,8
В ситуации общей социально-экономической нестабильности принятие соответствующих нормативных правовых актов и формирование, таким образом, системы государственного регулирования и поддержки активности субъектов общества в генерировании и использовании нового знания являются весь-
ма своевременными и актуальными. Вероятно, стране нужна не только стратегия инновационного развития, но и «инновационно-инвестиционная стратегия» [18]. Более того, успех может принести только согласованный процесс управления творчеством и коммерциализацией.
ЛИТЕРАТУРА
1. Фивейский С.А. Управление региональной инновационной системой: опыт Петербурга // Инновации. 2008. № 4. С. 3-4.
2. Управление инновациями: В 3 кн. Кн. 1: Основы организации инновационных процессов: Учеб. пособие / А.А. Харин, И.Л. Коленский; Под
ред. Ю.В. Шленова. М.: Высш. шк., 2003. 252 с.
3. Популярная экономическая энциклопедия / Под. ред. А.Д. Некипелова. М.: Большая российская энциклопедия, 2001. 367 с.
4. Пивнюк В.А. Проблемные вопросы участия бизнеса в крупномасштабных инновационных проектах // Инновации. 2008. № 4. С. 11-15.
5. Макконнелл К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М.: Республика, 1992. Т. 1. 486 с.; Т. 2. 528 с.
6. ВертаковаЮ.В. Управление инновациями: теория и практика: Учеб. пособие. М.: Эксмо, 2008. 432 с.
7. Дежина И.Г. Проблемы прав на интеллектуальную собственность. М.: Институт экономики переходного периода, 2003. 114 с. Режим досту-
па: http://www.informika.ru/text/magaz/newpaper/messedu/2004/cour0401/102.htm
8. Симонов Б.П. Развитие рынка интеллектуальной собственности как основа экономической стратегии России: Стенограмма заседания Науч-
но-экспертного совета при председателе Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации 30 января 2006 г. // Проблемы охраны и использования интеллектуальной собственности России на внутреннем и мировом рынках: Сб. материалов / Под общ. ред. В.М. Лазарева, А.А. Нелюбина. М.: Издание Совета Федерации, 2006. 186 с. Режим доступа: http://www.council.gov.ru/files/jour-nalsf/number/20060918162052.pdf
9. Хомутский Д. Как измерить инновации? // Управление компанией. 2006. № 2. Режим доступа: http://strategicmana-
gement.ru/how_to_measure.html
10. Дудырев Ф. Особенности приоритетного национального проекта «Образование» в части поддержки инновационных вузов и национальных
университетов. М., 2005.
11. Научно-образовательный ресурсный центр технологий повышения качества жизни на Российском Дальнем Востоке. Владивосток: ДВГУ,
2006. Режим доступа : http://www.dvgu.ru/
12. Развитие Дальневосточного образовательного научно-технологического центра для формирования инновационного терминала России в Азиатско-Тихоокеанском регионе: заявка на конкурс. Владивосток: ДВГТУ, 2007. Режим доступа: http://www.festu.ru
13. Научно-образовательный технологический центр инновационного развития Северо-Востока России: Заявка на конкурс. Якутск: ЯГУ, 2007.
Режим доступа: http://www.ysu.ru
14. Инновационный научно-образовательный транспортный комплекс на Дальнем Востоке России: Заявка на конкурс. Хабаровск: ДВГУПС,
2007. Режим доступа: http://www.festu.khv.ru
15. Законодательное обеспечение инновационного развития экономики. Наукоёмкие технологии // Материалы парламентских слушаний 12 мая 2008 г. М.: Издание Гос. Думы, 2008.
16. Симонов Б.П. О деятельности Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам за 2006 г.: Годовой отчет. М., 2007. Режим доступа: http://www.fips.ru/rep2006/R1.htm
17. О передаче прав на единые технологии: Федеральный закон № 284-ФЗ. Режим доступа: http://www.rg.ru/2008/12/30/texnologii-prava-dok.html
18. Шудегов В.Е. Развитие инновационно-инвестиционной деятельности в Российской Федерации // О повышении роли государственного сектора науки в стимулировании инновационно-инвестиционной деятельности. Режим доступа: http://orange.strf.ru/client/Attach-
ment.aspx?Id=2692
Статья представлена научной редакцией «Экономика» 4 мая 2009 г.