УДК 631.1. ББК 74.58:65.433
РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ТУРИЗМА И МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ СПбГУСЭ КАК ИННОВАЦИОННОГО НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА
И.Н. Пашковская, Т.Ю. Колпащикова, А.В. Кучумов
Санкт-Петербургский государственный университет
сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, Кавалергардская, 7, лит.А
Институт туризма и международных экономических отношений является структурным подразделением ведущего вуза России в области подготовки специалистов в сфере сервиса и туризма, а также единственного вуза в Северо-Западном регионе, отвечающего за инновационную деятельность, подготовку, повышение квалификации и переподготовку кадров в сфере сервиса, осуществляющего крупные научные исследования в данной области. Неуклонно возрастает роль ИТиМЭО в научно -методологическом, методическом и организационном обеспечении подготовки специалистов для сферы сервиса и туризма в РФ. ИТиМЭО активно взаимодействует с научно-исследовательскими организациями, базовыми кафедрами, сервисными организациями в разработке новых подходов к теории и практике сервиса и туризма, а также реализации инновационных технологий для сферы сервиса и туризма. Функционирование ИТиМЭО в составе университетского комплекса помогает налаживать горизонтальные связи с близкими по профилю кафедрами университета и вертикальные связи со школами и колледжами.
Интеграция высшего профессионального образования РФ в международное образовательное пространство выявило необходимость разработки новых образовательных траекторий в соответствии с переходом на ФГОС-3 и недостаточную связь образовательного процесса с научными исследованиями и производством (бизнесом), возрастающую конкуренцию на рынке образовательных услуг [1]. Демографический спад также оказывает определенное влияние на планы работы Института туризма и международных экономических отношений.
Исходя из вышесказанного на данном этапе жизнедеятельности ИТМЭО необходимы: сбалансированная кадровая политика, направленная на развитие творческого, инициативного коллектива с привлечением ведущих специалистов в области сервиса и туризма; разработка нового содержания образования в связи с переходом на ФГОС-3; повышение междисциплинарности, вариативности и гибкости образовательных программ; реализация в образовательном процессе инновационных и практикоориентированных подходов и методов; открытие новых направлений, профилей подготовки, исходя из потребностей рынка, с одной
стороны, и прогнозирования востребованности профессии в ближайшем будущем, с другой стороны; расширение межкафедральных научных и образовательных связей (в том числе укрепление системы базовых кафедр); кросскультурная образовательная стратегия и развитие партнерства с ведущими зарубежными университетами, научными центрами и международными организациями; интеграция ППС и студентов ИТиМЭО в международное образовательное пространство, в первую очередь сотрудничество с ближайшим соседом - Финляндией, формирование международного бренда ИТиМЭО; увеличение количества магистерских программ, исходя из спроса потребителей и развития научноисследовательских направлений кафедр; стремление к преобладающей коммерциализации результатов НИР за счет создания в институте инновационной среды, разработки теоретических основ прикладных исследований в сфере сервиса и туризма, привлечение в эту сферу недостаточно используемых знаний из области гуманитарных дисциплин; глубокое освоение зарубежных научных исследований и технологий, их творческая переработка и реализация; активное участие в конкурсах и заявках на получение грантов в научно-исследовательской деятельности; гибкая профориентационная работа, направленная на поиск «своего студента» для ИТиМЭО, подключение регионального ресурса.
Социально-педагогические условия определяют формирование и развитие ИТиМЭО как инновационного научно-образовательного центра в сфере сервиса и туризма (в области экономики, менеджмента, психологии, культурологии, зарубежного регионоведения, физического воспитания и спорта), осуществляющего теоретический и практический вклад в индустрию туризма и гостеприимства. Для этого необходимо:
1. Развитие кадрового потенциала института: развитие научного
потенциала сотрудников, аспирантов, студентов; обеспечение психологопедагогической подготовки для освоения новых требований ФГОС-3; создание творческих научных коллективов для преемственности научной деятельности: временные научные коллективы, развитие СНО института, участие молодых ученых в Совете молодых ученых и аспирантов; подготовка специалистов для сферы сервиса и туризма в магистратуре, аспирантуре и докторантуре; формирование непрерывного цикла повышения квалификации сотрудников института.
2. Научно-инновационное развитие института: создание научно-
исследовательских лабораторий; создание научно-образовательных центров (НОЦ).
3. Создание системы консолидации образовательных учреждений сервиса: участие в создании и развитии инновационных теоретических и практических компетенций для сервиса и туризма и их реализации в практике вузов - членов Национального научно-образовательного инновационно-технологического консорциума в сфере сервиса и туризма, практическое участие в деятельности Консорциума.
4. Формирование гибкого механизма интеграции в европейское образовательное пространство.
5. Создание в институте эффективной системы управления: совершенствование системы взаимодействия с департаментами университета; совершенствование механизма управления институтом за счет внедрения новых технологий; формирование корпоративной культуры института как организации; освоение в полной мере системы менеджмента качества для слаженной работы всех структурных подразделений и раскрытия творческого потенциала каждого сотрудника.
Структура института представлена семью кафедрами: «Мировая
экономика, международные отношения и туризм», «Управление предпринимательской деятельностью», «Теория и практика туризма», «Социально-культурный сервис и туризм», «Социальный менеджмент», «Этноконфессиональное страноведение», «Физическое воспитание и спорт».
Имеются в ИТиМЭО и базовые кафедры, которые представлены Межпарламентской ассамблеей стран-участниц Содружества Независимых Государств (МПА СНГ), Санкт-Петербургским ресурсным центром, туристской фирмой ООО «ТурТранс», государственным учреждением «Территориальный центр социального обслуживания Кировского района г. Санкт-Петербурга». Формируются так необходимые для развития института Центр восточных языков и культур и Центр паломнического туризма. ИТиМЭО планирует создать следующие базовые кафедры: отель на базе гостиниц «Sokos Hotel Palace Bridge 5*» и «Kempinski Hotel»; отель «Амбассадор»; культурно-досуговый центр (ДДЮТ Фрунзенского района, Агентство позитивных событий «Fantissimo.ru», ООО «Хорошее настроение»); фирма бизнес-событий «Праздник»; психологический центр «Панакия»; психологический центр «Фактор роста».
В Институте туризма и международных экономических отношений ведется подготовка по следующим направлениям и специальностям: менеджмент (бакалавриат, магистратура); экономика (бакалавриат, магистратура); туризм (бакалавриат, магистратура); психология (бакалавриат, магистратура); сервис (бакалавриат, магистратура); экономика и управление на предприятии туризма (организация предпринимательской деятельности); менеджмент организации (гостиничный и туристический бизнес); мировая экономика (внешнеэкономическая деятельность, экономика международного туризма); домоведение (управления делами офиса и дома); социально-культурный сервис и туризм (гостиничный сервис, социокультурный сервис, туризм). Магистерские программы максимально приближены к запросам теории и практики работодателей. Например, «Стратегическое управление процессами размещения объектов туристского комплекса региона» (кафедра УПД), «Управление развитием туристских дестинаций» (кафедра УПД), «Экономика фирмы и отраслевых рынков» (кафедра МЭМОТ), «Экскурсионный сервис Северо-Запада России» (кафедра СКСТ), «Психология менеджмента в сервисных организациях» (кафедра
СМ), «Менеджмент организации спортивных и физкультурнооздоровительных услуг» (кафедра ФВиС).
Численность студентов на очной форме обучения составляет 742 человека. Из них 303 студента обучаются за счет средств федерального бюджета и 439 - на основе договора с оплатой стоимости обучения, на заочной форме обучения - 1513 человек, из них 233 студента обучаются за счет средств федерального бюджета и 1280 - на основе договора с оплатой стоимости обучения.
Кадровый потенциал института на 2011 г. составляет 185 человек. Из них штатных работников - 168, или 91%, из которых 127 преподавателей (69%) имеют ученую степень кандидата и доктора наук. К 2015 г. планируется увеличить долю штатных работников до 97%, а также долю кандидатов и докторов наук до 81%.
Научно- инновационное развитие института является одним из главных приоритетов в деятельности ИТиМЭО. На базе всех кафедр института создан научно-образовательный центр «Консалтинг Сервис» (руководитель - д.э.н., проф. Е.Е. Шарафанова ). Миссия центра - развитие творческой активности профессорско-преподавательского состава, студентов, аспирантов и магистрантов. Целью является развитие творческого и научного потенциала, внедрение инновационных образовательных технологий. В задачи центра входит предоставление платных образовательных услуг гражданам РФ и иностранных государств вне рамок рабочих учебных планов; заключение и выполнение договоров на проведение научно-исследовательских работ с организациями и предприятиями; оказание консультационных услуг предприятиям, организациям и гражданам РФ и иностранных государств.
НОЦ «Консалтинг Сервис» осуществляет свою деятельность на основании Положения, утвержденного в установленном порядке.
В состав центра «Консалтинг Сервис» входят:
1. Психологическая лаборатория. Направления ее деятельности:
- профориентационное консультирование и тестированию старшеклассников, абитуриентов и студентов;
- психологическая диагностика и психологическая разгрузка (стресс-менеджмент) преподавателей, сотрудников и обучающегося контингента ИТиМЭО;
- психологическое консультирование сотрудников СПбГУСЭ и населения;
- проведение социально-психологических тренингов;
- разрешение конфликтных ситуаций.
2. Научно-практическая лаборатория «Студенческая инициатива». Направления деятельности:
- проведение по инициативе преподавателей кафедр ИТиМЭО перспективных научно-исследовательских работ, по которым потенциально возможна дальнейшая коммерциализация;
- мониторинг спроса на консалтинговые услуги силами студентов, аспирантов и магистрантов и заключение договоров на выполнение научно-исследовательских работ;
- выполнение договоров на проведение научно-исследовательских работ.
3. Научно-образовательная лаборатория. Направления деятельности:
- разработка инновационных образовательных технологий;
- проведение курсов, тренингов, конференций в области Event-менеджмента;
- проведение курсов, тренингов и конференций в области международного туризма;
- обучение иностранным языкам в рамках Центра восточных языков и культур;
- проведение тренингов в сфере социально-культурного сервиса, предпринимательства, психологии и этики бизнеса.
Научная работа ИТиМЭО - это прежде всего научноисследовательская деятельность профессорско-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов, и студентов. Каждая кафедра ведет свое направление и формирует научные школы. Так, например, кафедра «Управление предпринимательской деятельностью» (заведующая кафедрой -д.э.н., проф. Е.Е. Шарафанова) в 2012 г. планирует издать 63 научных публикации, выпустить 7 монографий, 38 научных статей, 20 статей в изданиях Перечня ВАК; подготовить 2 докторов наук и 6 кандидатов наук. Значительны и весомы для российской науки монографии, которые публикуются на кафедре «Мировая экономика, международные отношения и туризм» (заведующий кафедрой - д.э.н., проф. В.А. Черненко): «Туризм как отрасль экономики», «Туризм в экономике XXI века».
Кафедра «Социально-культурный сервис и туризм» (заведующая кафедрой - доктор искусствоведения, проф. Н.М. Мышьякова) имеет свою «научную нишу» - это прежде всего гуманитарная составляющая сервисологии и туризма.
Кафедра «Социальный менеджмент» (заведующая кафедрой - д.п.н., проф. И.Н. Пашковская) рассматривает проблемы, связанные с психологическими основами деятельности сервисных организаций и психологии туризма («Человек в туризме»), кроме того активно разрабатываются тематики, связанные с разработкой теории ФГОС-3 и всеми проблемами духовно-нравственного воспитания личности, толерантности.
Кафедра «Этноконфессиональное страноведение» (заведующий кафедрой - д.и.н., кандидат богословия, проф. И.В. Базиленко) разрабатывает проблемы этнокофессиональных групп.
Кафедра «Физическое воспитание и спорт» (заведующий кафедрой -д.п.н., проф. В.А. Солодянников) изучает влияние внедрения инновационных программ - технологий фитнеса на физическую подготовку студентов.
Кафедры планируют и проводят организацию международных, всероссийских, межрегиональных конференций, межвузовских семинаров,
научных встреч, круглых столов. Учебно-методическая работа подчинена новым требованиям образовательного процесса в связи с переходом на ФГОС-3. ИТиМЭО в своей деятельности использует европейский опыт в разработке образовательных программ третьего поколения (Финляндия). Каждый студент, обучающийся в ИТиМЭО, должен четко осознавать перспективы, цели и требования курса, его конечные результаты, максимально использовать активную роль обучаемого в образовательном процессе, вводить сквозную лингвистическую подготовку.
ФГОС ВПО 3-го поколения обладает следующими принципиально новыми характеристиками. Особое значение придается переходу от содержания дисциплины (чему преподаватель должен учить) к результатам (что студент должен уметь делать после изучения дисциплины). Результат образования - это формулировка того, что будет знать, понимать и/или сможет продемонстрировать студент по окончании образовательного процесса (лекции, дисциплины, модуля или ООП в целом). Опора на результат предполагает компетентностный подход к построению
образовательного процесса [1]. Организация обучения на основе компетентностного подхода требует использования личностно-
ориентированных технологий обучения. Поскольку восприятие у обучаемых различно, в ходе обучения выстраиваются индивидуальные траектории обучения студентов с учетом их личностных особенностей. Это предполагает вариативное построение образовательной программы. Отсюда -
студентоцентрированная направленность образовательного процесса. Каждая дисциплина оказывает влияние на формирование нескольких компетенций. Каждая компетенция формируется под влиянием нескольких дисциплин. Поэтому особую важность приобретает междисциплинарный характер образования, с многообразным содержанием межпредметных связей. Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в
сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
В Институте туризма и международных экономических отношений используются новые познавательные технологии и стратегии:
I. Информирующая познавательная стратегия: проблемная лекция, лекция-дискуссия, лекция-консультация, лекция с обратной связью.
II. Проблемно-дискуссионная образовательная стратегия: дискуссия, модерация.
III. Социально-ролевая (игровая) образовательная стратегия: дидактические игры, деловые игры, ролевые игры, кейс-технологии, мастер-классы, социально-психологический тренинг.
В ИТиМЭО планируется издание учебников и учебных пособий, необходимых для сопровождения учебного процесса в русле образовательных стандартов и научных школ института.
Значительная роль в ИТиМЭО отведена профориентационной работе. Осуществляются организация и взаимодействие с образовательными учреждениями среднего общего, начального и среднего профессионального образования; организация психолого-педагогических тренингов профессионального самоопределения с учащимися старших классов образовательных учреждений среднего (полного) образования; проводятся экскурсии по институту: посещение учащимися специализированных
кабинетов, лабораторий, мест прохождения практик, встреча с ведущими специалистами ИТиМЭО; работа с родителями учащихся: участие в тематических родительских собраниях; организация и проведение классных часов, пресс-конференций, круглых столов с участием родителей и старшеклассников, организация встреч учащихся и родителей с выпускниками и студентами ИТиМЭО; участие в проведении дней открытых дверей СПбГУСЭ и ИТиМЭО; участие в образовательных выставках и ярмарках; организация кружковой и клубной работы; проведение профориентации через сервисы адресных рассылок. Эту услугу оказывает сервис subscribe.ru. Сервис позволяет делать рассылки на разные социальные группы получателей писем: специальная рассылка для
школьников; использование социальных сетей Вконтакте, Одноклассники (основной контингент социальных сетей - это школьники и студенты); создание информационных страниц и образовательных серверов на площадке Вконтакте. Создание таргетированных (целенаправленных) рекламных материалов и рассылок для абитуриентов и школьников; проведение рекламной компании СПбГУСЭ в региональных СМИ с опорой на разработанную концепцию по профилю профориентационной работы; организация Интернет-конференций в режиме он-лайн, организация презентаций для регионов; конкретная работа с каждым регионом с учетом их социально-экономической ситуации.
Развитие международного сотрудничества и вхождение в европейскую систему образования - одно из приоритетных направлений ИТиМЭО. Это происходит посредством развития международного сотрудничества в рамках СПбГУСЭ с университетами стран - участниц Болонского процесса и стран СНГ; зарубежных стажировок ППС в ведущих европейских вузах; зарубежных стажировок и практик студентов; программ двойных дипломов; подготовки магистерских программ на английском языке; работы с иностранными студентами; совместных образовательных программ с зарубежными партнерами; участия в реализации международных грантов и проектов.
В результате развития ИТиМЭО планируется, что он станет крупнейшим в Северо-Западном регионе России специализированным институтом в области сервиса, индустрии туризма и гостеприимства,
осуществляющим научно-исследовательскую и инновационную деятельность, подготовку, повышение квалификации и переподготовку специалистов в составе СПбГУСЭ в рамках Национального научнообразовательного технологического консорциума в сфере сервиса, эффективно функционирующим учебным комплексом, включающим систему образовательных учреждений с различным уровнем образования (школа-колледж-вуз), реально взаимосвязанным и действующим комплексом: вуз -базовые кафедры - сервисные организации. Институт туризма и международных экономических отношений осуществляет совместный образовательный процесс с одиннадцатью филиалами СПбГУСЭ, оказывающими влияние на развитие сервисной инфраструктуры регионов России. Развитые международные связи обеспечивают подготовку специалистов по системе двух дипломов и магистров в области менеджмента гостеприимства (на английском языке); эти связи способствуют организации практик за рубежом, участию института в реализации международных грантов и проектов.
Институт туризма и международных экономических отношений готовит специалистов - кадры высшей профессиональной квалификации для сферы сервиса и туризма; модернизирует образовательный процесс с точки зрения социально-экономического развития Северо-Западного региона и специфики реализации Болонского процесса: внедрение ФГОС ВПО 3-го поколения, формирование компетентностного подхода, связь с производством и бизнесом (практикоориентированная направленность обучения); реализует образовательный процесс в русле непрерывного образования, учитывающего специфику образования взрослых; формирует современную систему научных исследований для индустрии туризма и организации сферы сервиса.
Развивается система международного сотрудничества: участие в международных образовательных проектах, прямое сотрудничество с образовательными учреждениями государств Евросоюза, а также государствами-участниками Содружества Независимых Государств. Воспитание студентов Института туризма и международных экономических отношений происходит через формирование личностных и профессиональных компетенций, в русле межкультурных коммуникаций и толерантности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" (с изменениями от 24 декабря 1993 г., 13 января 1996 г., 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10 января, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 5 марта, 30 июня, 20 июля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 18, 21 июля, 31 декабря 2005 г., 16 марта, 6 июля, 3 ноября, 5, 28, 29 декабря 2006 г., 6 января, 5, 9 февраля, 20 апреля, 26, 30 июня, 21 июля, 18, 24 октября, 1 декабря 2007 г., 28 февраля, 24 апреля, 23 июля, 27 октября, 25 декабря 2008 г., 10, 13 февраля, 3 июня, 17 июля, 10 ноября, 17, 21, 27 декабря 2009 г., 8 мая, 17 июня, 27 июля, 28 сентября, 8 ноября, 8, 28, 29 декабря 2010 г., 2 февраля, 3, 16, 17, 27 июня, 1, 18 июля 2011 г.)