В.П. Бугорский
СЕРВИС И ТУРИЗМ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ОПЫТ РЕШЕНИЯ
В статье раскрывается положительный опыт организации подготовки специалистов с высшем образованием в области сервиса и туризма, одобренный Министерством образования РФ, и предлагаются меры комплексного характера по его внедрению в образовательную деятельность.
Ключевые слова: гостиничный бизнес, университетский комплекс, научная концепция разработки проблем сервиса и туризма.
Сфера услуг составляет в экономически развитых странах основную часть всей экономики - более 50%. В мировой индустрии гостеприимства сегодня занято 200 млн человек, из них 600 тыс. - на руководящих должностях. Количество рабочих мест в сфере гостиничного бизнеса ежегодно прирастает на 35%. 11% мирового ВВП составляют доходы от туризма. Каждый миллион туристов приносит дополнительный миллиард долларов1.
Опыт последних лет показывает, что сфера сервиса в числе наиболее благополучных и перспективных в России. Эксперты отмечают постоянный рост доли сферы услуг в совокупном ВВП России. По данным Госкомстата, в конце 2008 г. она достигла 71,8%. В развитых странах доходы в сфере сервиса составляют до 70% внутреннего валового продукта. Если в 1995 г. Россия в рейтинге стран по въездному туризму занимала 24-е место, то в 2001 г. поднялась на 13-е место. По прогнозам ВТО, в 2010 г. Россия войдет в десятку самых посещаемых стран. Тем не менее, к сожалению, в России острой остается проблема качества обслуживания, на которую указывает тот факт, что, к примеру, в Поволжском регионе около 90% занятых в сфере оказания туристических услуг не имеют профессиональ-
© Бугорский В.П., 2011
ного образования. Сфера сервиса стремительно развивается, и в ближайшие 10-15 лет прогнозируется, что специалисты в данной области будут активно востребованы. Именно это является одним из решающих факторов, определяющих выбор вуза будущим студентом. Особенность сервисного образования - высокая популярность среди молодежи. По данным Минобрнауки, в прошлом году конкурс в вузы сервиса был самым большим - 246 человек на одно бюджетное место. Кризис подтолкнул к открытию сервисных специальностей в непрофильных вузах, сегодня таких в стране уже более 400. Качество специалистов и соответствие их подготовки требованиям работодателей стали ключевыми темами на международных форумах «Инновационные технологии в сервисе» и «Туризм и гостиничный бизнес. Стратегии взаимодействия университетов и работодателей», прошедших в 2010 г. в Санкт-Петербурге.
По поручению Президента России Д.А. Медведева на базе Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики совместным решением Федерального агентства по образованию и Федерального агентства по туризму организован и уже в ближайшие два года начнет работу Федеральный ресурсный центр индустрии туризма и гостеприимства. Задача центра - подготовка квалифицированных специалистов со средним и начальным профессиональным образованием и дополнительным профессиональным образованием для работы в организациях туристической инфраструктуры.
Министерство образования и науки Российской Федерации одобрило и рекомендовало к внедрению опыт по созданию на базе Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики (СПбГУСЭ) сетевого вуза2. Предполагается, что консорциуму будет придан статус федеральной инновационной площадки до 2015 г., но его могут продлить. Рекомендации регулятора о внедрении такого опыта своевременны и учитывают опыт подобных консорциумов в образовании, которые уже давно и успешно функционируют в европейских странах. На западе подобные консорциумы создаются довольно часто, иногда с долгосрочными перспективами, иногда - для решения конкретных задач. Там это очень распространенное явление, однако у нас эта модель до сих пор не была реализована.
На базе Петербурга и СПбГУСЭ, головного вуза, в 2009 г. создан Национальный научно-образовательный инновационно-технологический консорциум вузов сервиса. Это сетевой многоуровневый учебно-научный университетский комплекс, который создан, чтобы резко повысить качество подготовки кадров для сферы сервиса. В консорциум вошли 12 российских вузов, ведущих подго-
товку специалистов для сферы сервиса, в том числе 7 сервисных вузов, в которых обучаются 168 тыс. студентов и работают 7,5 тыс. преподавателей. География участников - от Сочи до Омска, от Владивостока до Санкт-Петербурга. В его составе Владивостокский госуниверситет сервиса и экономики, Омский государственный институт сервиса, Поволжский госуниверситет сервиса, Уфимская государственная академия экономики и сервиса, Южно-Российский госуниверситет экономики и сервиса, Сочинский госуниверситет туризма и курортного дела.
На базе СПбГУСЭ, а значит, и консорциума вузов сервиса создается Федеральный ресурсный центр индустрии туризма и гостеприимства по подготовке квалифицированных специалистов со средним, начальным и высшим профессиональным образованием для индустрии туризма и ресторанно-гостиничного бизнеса - такое решение принято Федеральным агентством по образованию совместно с Федеральным агентством по туризму.
Главное отличие созданной площадки от прочих - сетевой принцип ее деятельности. За счет современных информационных технологий получена возможность решать задачи, находясь в разных концах России. На организованной таким образом экспериментальной площадке создаются все условия для повышения качества обучения, академической мобильности, совместной грантовой работе участников консорциума, их переходу на уровневое образование, созданию совместных государственных экзаменационных и аттестационных комиссий, внедрению других инноваций в образовании и науке. «Наша задача - развитие сетевого университета сервиса как новой формы подготовки специалистов высокой категории, в обучении которых будут использованы новые технологии и учтены все направления сервисных услуг, которые сегодня требует жизнь», -сказал на пресс-конференции ректор СПбГУСЭ Александр Викторов3. Вузы, входящие в консорциум вузов сервиса, готовят кадры преимущественно для малого и среднего бизнеса, а именно этот пласт в экономике наиболее устойчив. Сфера услуг очень популярна у молодежи, лучший показатель чего - конкурс, а он очень высок. Все выпускники востребованы на рынке труда.
Очень важной и перспективной для образования в сфере сервиса является программа создания на базе СПбГУСЭ федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский технологический университет сервиса». Программа рассчитана на 2009-2018 гг. Дело в том, что требуется опережающая подготовка кадров новой формации для отечественной сферы сервиса. Актуальность создания в России Национального исследовательско-
го технологического университета сервиса продиктована необходимостью решения проблем технологического и кадрового обеспечения важнейшего сектора экономики страны и важнейшего социального сектора. Стержень программы - развитие научно-образовательных центров (НОЦ) университета. Центры будут оснащены самым современным оборудованием, на что уже потрачено свыше 60 млн руб. На внешнем рынке образовательных услуг вузы, вошедшие в сетевой университет, будут выступать как одно лицо. Внутри же России они сохранят полную самостоятельность.
Петербургский опыт создания сетевого университета на базе консорциума вузов сервиса поддержало государство, обязавшееся содействовать формированию таких самоорганизующихся структур в образовательной сфере и объявившее о поддержке программы их развития путем целевого финансирования. Правительство России утвердило концепцию федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (20112016 годы)», на финансирование которой из федерального бюджета будет выделено до 96 млрд руб. Госзаказчиком и координатором программы является Минспорттуризм, а также Минрегион и Росту-ризм. При этом разработкой проекта будет заниматься Министерство спорта и туризма. Российские регионы задумываются над мерами, которые могут поспособствовать притоку путешественников. Власти Санкт-Петербурга предложили разрешить прибывающим в аэропорт Пулково туристам находиться в стране без визы в течение 72 часов. Губернатор Краснодарского края Александр Ткачев 21 июля 2010 г. выступил с инициативой субсидировать авиаперелеты на курорты региона, чтобы удешевить их стоимость и позволить отдыху на Кубани конкурировать с Турцией. Москва намерена расширить туристические зоны в одной из главных достопримечательностей города - Кремле. Более того, в Госдуме РФ рассматривается законопроект, который устанавливает административную ответственность для россиян, приглашающих в гости иностранцев и не обеспечивающих их всем необходимым4.
Для студентов вузов, участвующих в проекте, открываются уникальные возможности получения образования в области сервиса: обучение по ряду программ, доступность производственных и учебных практик в любом из вузов, вошедших в состав консорциума, получение образования по двум специальностям одновременно и не одного, а двух дипломов, увеличение количества направлений и специализаций по сравнению с теми, которые есть в каждом отдельном вузе. Для реализации этих возможностей достаточно поступить в любой из вузов - участников консорциума. В рамках эксперимента и студенты, и преподаватели из разных городов и регионов
смогут ездить на семестры и длительную практику в другие вузы сети. Так давно учатся в Европе, но для России это пока в новинку. Абитуриенты при поступлении в вузы сетевого университета после подачи сертификатов ЕГЭ в один вуз могут сразу отметить, где они предпочли бы учиться.
Очевидно, что в целом все это призвано обеспечить значительное повышение качества образования и подготовки специалистов для сферы услуг по основным направлениям обучения: экономистов, менеджеров, бухгалтеров, юристов, дизайнеров костюма, специалистов в сфере декоративно-прикладного искусства, торговли и общественного питания, туризма и гостиничного бизнеса, жилищно-коммунального хозяйства и автосервиса, социологов, социальных работников, журналистов, специалистов по связям с общественностью, профессионалов в области информационных технологий для предприятий малого и среднего бизнеса. Например, только у абитуриентов СПбГУСЭ широкий выбор из 35 специальностей и 56 специализаций, по которым 38 тыс. студентов обучаются в соответствии с требованиями времени и новых образовательных стандартов по программам подготовки бакалавров и магистров. В рамках университета работают 11 филиалов и 8 институтов. У университета богатый опыт сотрудничества с вузами других стран - Германии, Финляндии, Франции, Чехии, Великобритании, США и Китая. Как результат, в практику широко внедрены программы по получению «двойных дипломов», что позволяет студентам проходить курс не только в России, но и за границей. Завершив учебу, выпускник получает не только диплом родного, но и престижного европейского университета.
О масштабности и значимости проекта для жизни страны свидетельствует и такой факт. Ректоры - члены совета консорциума решили не снижать активность даже летом. Входящие в него вузы приняли участие в международных форумах «Инновационные технологии в сервисе», «Сервис и АТЭС», которые прошли в июне этого года в Санкт-Петербурге и Владивостоке, и в ближайшее время подадут коллективную заявку на право стать центром подготовки волонтеров для олимпийских зимних игр в Сочи в 2014 г. Не говоря уже о Сочинской олимпиаде 2014 г., всего через два года - в 2013 г. должна пройти 27-я летняя универсиада (Всемирные студенческие игры) в Казани, годом ранее, в 2012 г., на Дальнем Востоке намечается провести саммит Тихоокеанских стран.
Президент России Д.А. Медведев высказался о том, что построить олимпийские объекты мы точно успеем, но есть и другая важная задача - подготовить персонал для обслуживания участников и гостей игр на международном уровне. Без инновационных технологий,
в том числе и в сфере образования, поставленная задача не получит эффективного решения. Подсчитано, что, например, для проведения Олимпиады в Сочи потребуется дополнительно 46 тыс. сервисных специалистов мирового уровня и еще около 30-50 тыс. волонтеров. Понятно, что одному региону обучить такую армию нереально, потребуется помощь образовательных учреждений всей страны. В деле их обучения по высшим стандартам ключевая роль отводится вузам сервиса. Вузы консорциума взаимодействуют по более чем 30 направлениям: дистанционные методы обучения, электронные образовательные ресурсы, академическая мобильность, обмен методиками и идеями.
В апреле 2010 г. в СПбГУСЭ прошли Вторые Санкт-Петербургские социологические чтения «Общество потребления и современные проблемы сферы услуг».
16-18 июня 2010 г. в Санкт-Петербургском государственном университете сервиса и экономики уже второй раз прошел крупный международный форум, тема которого особенно актуальна для России - «Инновационные технологии в сервисе». В течение трех дней около 600 участников из 13 стран - преподавателей университетов и специалистов сферы услуг - обсуждали возможности внедрения современных технологий в область сервиса. Среди участников -руководители и преподаватели вузов из северной столицы, Владивостока, г. Шахты, Тольятти и других городов России, гости из Финляндии, Франции, Кипра, Словении, Эстонии и других стран. В программе форума: обсуждение проблем подготовки кадров для сервисных предприятий всех направлений, качество образования в сервисных вузах, обмен опытом с зарубежными вузами, дискуссии о малых инновационных предприятиях вузов и НИИ, новых парадигм инновационного управления в сфере сервиса. Проблемы развития сервиса дискутировались на заседании совета Национального научно-образовательного инновационно-технологического консорциума вузов сервиса. В ходе научно-методической конференции участники обсудили и роль высшей школы в реформировании сферы услуг. Не вызывает сомнения важность непрерывного образования, в ходе которого перспективные работники сервиса будут расти над собой. Однако не лишним является серьезное внимание к формированию университетских комплексов как новой формы образовательного процесса. На этой международной конференции в университете российские ученые и специалисты из различных стран, аспиранты и магистранты обсудили проблемы и перспективы внедрения современных технологий в сферу сервиса. Среди остальных тем - инновации в исследованиях, развитие технико-технологического направления в сервисе, обобщение российского и
зарубежного опыта. В рамках форума прошли семинары и мастер-классы, темы которых звучат более чем заманчиво, хотя и иностранно: дресс-код, венчурный бизнес и т. п. Молодые ученые и аспиранты встретились в научной дискуссии за круглым столом, организовали выставку научных разработок в сфере сервиса. Состоялось обсуждение роли малых инновационных предприятий сервисных вузов и научно-исследовательских институтов.
На базе Авторизованного учебного центра (АУЦ) АСКОН нарабатывается практика освоения передовых российских компьютерных технологий проектирования и моделирования, разработанных компанией АСКОН. Она позволит выпускникам нового учебного центра приобрести или существенно повысить свою квалификацию в таких областях информационных технологий, как: трехмерное моделирование, проектирование и выпуск конструкторской документации (КОМПАС-3D), проектирование технологических процессов (ВЕРТИКАЛЬ), управление инженерными данными и жизненным циклом изделия (ЛОЦМАН:PLM). Студенты СПбГУСЭ самых разных специальностей будут проходить обучение в АУЦ в рамках учебного процесса.
Сделаны шаги для повышения качества юридического образования. В СПбГУСЭ подписано соглашение о взаимном сотрудничестве с управлением Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу. В его рамках будет осуществляться как повышение квалификации уже действующих сотрудников службы, так и подготовка новых кадров.
Петербургские инновационные технологии в сфере образования и подготовки кадров для сферы услуг и сервиса, развиваемые на учебной базе СПбГУСЭ, теперь уже сетевого вуза, разрабатываются в трудах ученых, исследующих научные проблемы сервисной деятельности, туризма и образования, и занимают заметное место. В работах О.А. Бабанчиковой5, Е.А. Гаджиева6, Н.П. Казаковой и Л.М. Кобриной7, А.А. Клеймана8, Т.А. Мотиной9, А.Б. Крутик и А.Ж. Хуршудян10, Е.В. Харчистовой11 сделаны выводы, имеющие значение для формирования научной и образовательной концепции разработки проблем сервиса и туризма.
Такая потребность возникла в связи с тем, что, во-первых, существенно изменились научные представления о сервисе. Если раньше это было бытовое обслуживание и общественное питание, то сегодня известны около 4 тыс. видов услуг. Не случайно в ходе переписи населения 2000 г. В.В. Путин, отвечая на вопрос анкеты, сказал, что работает Президентом России, а по роду деятельности оказывает услуги населению. Во-вторых, сейчас российское высшее образование (да и не только высшее) вступило в очень необычную
для себя фазу. Так, если раньше вузы были «нарасхват» - было много абитуриентов и высокие требования к поступающим, то сейчас ситуация изменилась. Абитуриентов все меньше и меньше, и, соответственно, запросы вузов снижаются. Эти непростые процессы приводят к тому, что в государстве назрела серьезная проблема высшего профессионального образования. В этой ситуации востребован опыт старейших специализированных вузов сервиса (а их в стране всего восемь), которые начали своими силами решать проблему в июне 2009 г., когда ректоры семи университетов собрались по собственной инициативе с целью создания особого консорциума для того, чтобы согласованно решать целый ряд задач. Эти задачи очень простые с точки зрения идеи, но с точки зрения реализации -сложные.
С учетом этого первые успешные итоги технологического, кадрового и правового обеспечения названных глобальных событий, безусловно, должны находиться в центре внимания всех образовательных учреждений, готовящих специалистов в области сервиса и туризма. Накопленный опыт касается различных сторон сервисной деятельности и туризма и может быть использован для постановки нескольких задач в образовательной деятельности при подготовке и реализации конкретных мероприятий на длительную перспективу.
1. Формирование системы подготовки кадров для сферы сервиса и туриндустрии с учетом новых подходов к федеральным государственным образовательным стандартам, заложенным в стандартах третьего поколения, позволяющим повысить уровень профессиональной подготовленности выпускников, мобильность обучающихся, преподавателей, исследователей в едином образовательном пространстве Европы и свободное перемещение выпускников на рынке труда.
2. Усиление связи образовательных учреждений с предприятиями сервиса, ресторанно-гостиничного, турбизнеса и формирования совместной деятельности с целью подготовки для них профессиональных кадров.
3. Внедрение в вузе опыта по развитию сельского туризма.
4. Усиление дизайнерской подготовки выпускников вузов туристского профиля.
5. Развитие сферы сервиса и туризма в России, перспективные для научного исследования: гостиничная индустрия; человеческие ресурсы как фактор, влияющий на качество гостиничных услуг; туристско-рекреационные кластеры как инновационные технологии управления в индустрии туризма; система туристской статистики и приведения ее в соответствие с международным и стандартами.
6. Повышенное внимание организации и проведению мероприятий, направленных на привлечение студенческой молодежи к научным исследованиям по указанным направлениям, с учетом которых планировать организацию студенческих научных конференций в вузе и участие студентов в аналогичных мероприятиях, проводимых в других учебных заведениях.
Примечания
1 Так, россияне - самые прибыльные для Великобритании туристы. Ту-риндустрия Великобритании получает около 500 млн фунтов стерлингов благодаря интересу иностранных граждан к монархии и королевским достопримечательностям. Согласно исследованию, проведенному турфирмой VisitBritain, самыми прибыльными для Соединенного Королевства туристами являются россияне, бразильцы и малазийцы. Самым посещаемым местом назван лондонский Тауэр, где была казнена вторая жена Генриха VIII Анна Болейн. Его в прошлом году посетили 2,38 млн туристов. Вторым по посещаемости культурным объектом стал собор Святого Павла. В 2009 г. он привлек внимание 1,8 млн иностранцев. Букингемский дворец посетили 402 тыс. туристов, а Виндзорский дворец - 987 тыс. Также компания составила список самых популярных открыток с изображением символов Британии. В итоге самыми популярными оказались карточки со знаменитыми двухэтажными автобусами.
2 Громов В. Сеть помогает студентам учиться // Известия. 2010. № 99 (28114). 3 июня.
3 Новости@МаП.га. 16.06.2010 [Электронный ресурс] // URL: http://news. mail.ru/inregions /st_petersburg/91/3972451/ (дата обращения: 23.10.2010).
4 Проект закона предлагает внести изменения в ст. 18 Кодекса об административных правонарушениях, установив штраф для негостеприимных граждан в размере от 2 до 4 тыс. рублей, для должностных лиц - от 40 до 50 тыс., для юридических лиц — от 400 до 500 тыс. рублей. Москва остается наиболее привлекательным российским городом для иностранцев. В 2009 г. столицу посетили около 1,5 млн зарубежных граждан.
5 Бабанчикова О.А. О необходимости дизайнерской подготовки выпускников вузов туристского профиля // Материалы межд. форума «Туризм и гостиничный бизнес. Стратегии взаимодействия университетов и работодателей». 26-27 ноября 2009. СПб., 2009. С. 29-33.
6 Гаджиева Е.А. Проект развития сельского туризма в Ленинградской области с участием базовых общеобразовательных учреждений // Там же. С. 60-71.
7 Казаков Н.П., Кобрина Л.М., Лескова Г.А., Макарский А.М., Морозова О.Н. Методологические аспекты формирования совместной деятельности вузов и пред-
приятий турбизнеса с целью подготовки профессиональных кадров в сфере туризма // Там же. С. 84-89.
Клейман А.А. Стратегии развития туризма в Российской Федерации и совершенствование системы подготовки кадров для туриндустрии // Там же. С. 96-100. Мотина Т.А. Человеческий ресурс как фактор, влияющий на качество гостиничных услуг // Там же. С. 124-127.
Крутик А.Б., Хуршудян А.Ж. Особенности развития гостиничной индустрии в России // Там же. С. 107-111.
Харчистова Е.Л. Туристско-рекреационный кластер - инновационная технология управления в индустрии туризма // Там же. С. 173-175.
9
10
11