Научная статья на тему 'Перспективы развития сферы бытового обслуживания населения российской Федерации'

Перспективы развития сферы бытового обслуживания населения российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1199
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития сферы бытового обслуживания населения российской Федерации»

КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

Бытовые услуги - платные услуги, оказываемые физическим лицам, классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению. Они обеспечивают восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств изделий или изготовление новых изделий по заказам граждан, а также перемещение грузов и людей, создание условий для потребления

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В настоящее время российский рынок бытовых услуг выходит на качественно новый уровень, связанный с применением высокотехнологичного оборудования и высококвалифицированных специалистов. Российская сфера бытовых услуг, включает несколько десятков отраслевых групп услуг. К ним относят услуги, предоставляемые предприятиями и организациями, занимающимися ремонтом и строительством жилья и других построек, изготовлением и ремонтом мебели по индивидуальным заказам, стиркой, химической чисткой и крашением вещей, индивидуальным пошивом и ремонтом обуви, одежды, меховых и кожаных изделий, головных уборов, охраной, техническим обслуживанием и ремонтом автомобилей и других транспортных средств, ремонтом бытовых машин и приборов, бытовой теле- и радиоаппаратуры, а также музыкальных инструментов, оказанием услуг по хранению вещей в ломбардах, фотоуслуг и услуг бань, парикмахерских, прокатом предметов культурно-бытового и спортивного назначения и хозяйственного обихода, услугами по уборке квартир, выполнением разных поручений и др. Многие из перечисленных услуг имеют высокую социальную значимость, некоторые связаны с риском для личной безопасности клиента или его материального ущерба.

Объем рынка бытовых услуг в РФ оценивается примерной величиной около 500 млн. долларов США, которая непрерывно увеличивается примерно на 5 - 10 % ежегодно. Однако доля бытовых услуг в общем объеме платных услуг населению (наибольший удельный вес в общем объеме платных услуг занимают услуги обязательного характера: жилищно-

коммунальные, транспортные и услуги связи) не имеет тенденции к росту, что характеризует тот факт, что в целом сфера бытового обслужи-

вания населения развивается неустойчиво. Российский рынок бытового обслуживания значительно отличается от рынков развитых стран Европы и США, где в сфере бытового обслуживания населения получили распространение, в основном, малое частное предпринимательство и семейный бизнес. В России же сфера быта разделена примерно в следующих соотношениях: трудовые коллективы - 63%, юридические лица - 23% и физические лица - 13%.

В настоящее время бытовое обслуживание перестало существовать как отрасль. Более того, многие предприятия бытового обслуживания являются таковыми только по отчетности, а занимаются другими видами деятельности. Управление бытовым обслуживанием на федеральном уровне каким-либо государственным органом не осуществляется. Только законопроект «Об основах бытового обслуживания населения в Российской Федерации» позволяет предприятиям бытового обслуживания после длительного периода неорганизованности и бесправия восстановить хотя бы частично свои профессиональные институты в рамках негосударственной схемы организации управления, основой которой, по мнению государства должны стать ремесленные палаты, ассоциации и др.

Среди широкой номенклатуры услуг особое место занимают услуги автосервиса - по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей. Это обусловлено как развитием отечественного автомобилестроения, так и, в большей степени, увеличением импорта иностранных автомобилей - особенно быстрым ростом парка легковых автомобилей. В последние 2 - 3 года значительно увеличился также объем сервисных услуг по ремонту и монтажу сложной техники и высокотехнологичного оборудования жилищно-коммунального и бытово-

Колонка главного редактора

го назначения. Увеличение в последние годы выделения земельных участков под жилищное строительство способствовало динамичному развитию таких видов бытовых услуг, предоставляемых населению, как услуги по строительству жилья и других построек, а развитие туризма, физкультуры и спорта, привели к наращиванию объема услуг фотоателье и кинофотолабораторий. Растет потребительский спрос на сервис новых нетрадиционных систем отопления, освещения, энергообеспечения, охраны и ограничения доступа в помещения другие виды высокотехнологичного оборудования, возобновляемые источники энергии, обеспечивающие экологическую безопасность и экономию энергоресурсов.

Интенсивному развитию организаций бытового обслуживания во многом способствует всё возрастающий спрос на бытовые услуги, как со стороны корпоративных клиентов - банков, офисных и торговых центров, так и со стороны частных лиц. При этом увеличение спроса на бытовые услуги в последние годы обусловлено потребностью наиболее обеспеченной части россиян (не более 10 - 15% населения). Неравномерность спроса на бытовые услуги среди населения с различным уровнем дохода приводят к уходу из сферы ряда предприятий ранее ориентированных на обслуживание малодоходных слоев населения - к их и перепрофилированию на обслуживание обеспеченных клиентов, обладающих повышенным спросом на высокотехнологичную современную технику бытового и жилищно-коммунального назначения.

Парк машин и оборудования бытового и жилищно-коммунального назначения в условиях развивающегося рынка ее потребления в РФ будет расти еще много лет, что обеспечит постоянное увеличение спроса на ее обслуживание. Сотни тысяч новых предприятий, реализующих и приобретающих технику, не обзаводятся ремонтной базой, рассчитывая на сервис производителей. Потребители новейших моделей не могут ремонтировать их сами, не желая затрат на специальное оборудование и обучение ремонтников. Перед российской экономикой стоит насущная стратегическая задача обеспечения качества жизни населения, в том числе и за счет удовлетворения потребностей в техническом оснащении жизнедеятельности -обеспечении населения современной исправной техникой. Более того, развитие сервисной инфраструктуры - это подъем одной из отраслей экономики, которая будет приносить налоговые отчисления.

Существует множество объективных причин сдерживающих и даже останавливающих темпы развития рынка бытовых услуг в Российской Федерации, препятствующих созданию оптимальной структуры - подобной структурам развитых европейских стран. Все они связаны с посткризисным состоянием экономики РФ. Одна из основных - уже ставшая традиционной для любой отрасли экономики -недостаток высококвалифицированных кадров, особенно инженерных, ориентированных на обслуживание техники бытового и жилищно-коммунального назначения. Полемика о нехватке инженерных кадров для решения стратегических задач развития науки и техники в РФ ведется на самом высоком уровне. Отмечается, что количество грамотных инженеров, способных создавать и обслуживать высокотехнологичную технику, справляться с потоком современной технической информации и генерировать новые идеи тает на глазах, а количество работы и вакансий для инженеров на тех же глазах растет. Численность выпускников вузов по техническим специальностям составляет чуть более двадцати тысяч в год. При чем, лишь треть из них идет работать по специальности. На сегодня уже большая часть инженерных и научных должностей в экономике занимают специалисты пенсионного возраста. В таких условиях не только проектирование и производство, но и внедрение нового оборудования и технологий, купленных за рубежом, должно столкнуться с проблемой нехватки инженерных кадров.

Проблема воспроизводства инженерных кадров для сферы бытового обслуживания на территории РФ существовала всегда. Акцент на ее решение был сделан еще в тяжелые послевоенные годы. В 1952 г. Советом министров СССР было принято постановление о создании Высшей школы промысловой кооперации (ВШПК), которую открыли на территории Пушкинского района Московской области в поселке Черкизово. Основное направление деятельности вуза - подготовка инженерно-технических и инженерно-экономических кадров для бытового обслуживания населения СССР. В последствии высокая потребность в высококвалифицированных технических кадрах для бытового обслуживания населения привела к необходимости создания ряда филиалов вуза в различных регионах страны. Так с 16 сентября 1969 года начал свою историю Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики (СПбГУСЭ), сначала как Ленинградский филиал Московского технологического института бытового об-

4

НИИТТС

Перспективы развития сферы бытового обслуживания населения Российской Федерации

служивания (бывшей ВШПК), а с 1999 года как самостоятельное учебное заведение - Санкт-Петербургский государственный институт сервиса и экономики (ГИСЭ).

В настоящее время СПбГУСЭ является единственным высшим учебным заведением в Санкт-Петербурге, Ленинградской области и областях Северо-Западного региона России по подготовке специалистов для сервисного обслуживания населения, в том числе - и для отраслей бытового и коммунального городского хозяйства по широкому спектру технических, технологических, сервисных, а также экономических и социально-культурных специальностей. СПбГУСЭ играет важную роль в развитии экономики Санкт-Петербурга и Северозападного региона, так как является единственным отраслевым образовательным учреждением, которое уже более 40 лет готовит высококвалифицированных специалистов для сферы услуг. Большинство дипломированных специалистов сферы сервиса работающие в Северозападном регионе выпускники СПбГУСЭ и его региональных филиалов. В результате своей деятельности университет создал предпосылки для появления новой волны малого предпринимательства: многие выпускники открыли собственное дело в различных областях сервиса.

Сегодня СПбГУСЭ присвоен статус федеральной инновационной площадки (приказ Министерства образования и науки РФ от 10 апреля 2012 г. № 273), статус базового вуза по организации повышения квалификации научно-педагогических кадров вузов сервиса (приказ Министерства образования и науки РФ от 16 мая 2012 года № 402); СПбГУСЭ в 2012 г. выиграл конкурс на право быть базовым вузом по присвоению государственных грифов на учебную литературу по сфере обслуживания, стал ассоциированным членом Всемирной туристской организации, головной организацией федеральной сети вузов России по подготовке персонала по обширной группе сервисных специальностей для работы на Олимпийских играх в г. Сочи в 2014 году.

В 2009 г. СПбГУСЭ стал инициатором создания и головной организацией Национального научно-образовательного инновационно-технологического консорциума вузов сервиса России, основная цель создания которого -объединение научных и образовательных ресурсов для решения задачи повышения качества подготовки кадров для сферы услуг на основе сетевого взаимодействия. В результате создана современная многоуровневая научно -

образовательная структура, которая в числе прочих задач, призванная реализовывать научно-инновационное сопровождение сервисной деятельности в бизнес-сообществе на основе интеграции научного, образовательного, инновационного и технологического потенциала организаций-членов Консорциума.

Консорциум объединяет вузы, в которых обучаются 165 тысяч студентов и работают более 7 тысяч преподавателей. География участников - от Махачкалы до Омска, от Владивостока до Санкт-Петербурга. В его составе: Владивостокский госуниверситет сервиса и экономики, Владимирский государственный университет, Восточно-Сибирская государственная академия образования, Дагестанский государственный технический университет, Омский государственный институт сервиса, Поволжский госуниверситет сервиса, Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина, Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики, Сочинский государственный университет туризма и курортного дела, Тверской государственный университет, Уфимский государственный университет экономики и сервиса, Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса. Консорциум способен охватить инновационными проектами все пространство страны. Таким образом, создана структура, способная обеспечить сферу бытового обслуживания высококвалифицированными кадрами в соответствии с потребностями ее развития в РФ и становления ее как самостоятельной отрасли экономики.

В период современных государственных инициатив по сокращению и укрупнению образовательных учреждений СПбГУСЭ вступает с высокой динамикой своего развития. Объединяясь с крупнейшими экономическими вузами города, в числе которых Санкт-Петербургский государственный экономический университет, СПбГУСЭ ставит перед собой задачу формирования и становления бытового обслуживания в Северо-Западном регионе как современной высокотехнологичной отрасли экономики РФ. Решение этой стратегической задачи потребует от всех научно-педагогических кадров университета дальнейшей реализации и развития своего научного и технического потенциала в целях внедрения технологических инноваций в сферу быта, которая по своему определению должна быть инновационной - соответствовать самому высокому уровню удовлетворения потребностей широких слоев населения РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.