^ КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
АКТИВИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ЖКХ
"...для чинения порядку и сбережения от огня... объезжать улицы и переулки в день и в ночь без перестани... Сверх того надобно на дворе дворник, который бы ведал, кого впускать или кто куда пойдет, и всякое дворовое дело, и починки, и прочие дела ведал..."1
Состояние жилищно-коммунального комплекса является одной из главных проблем современной России. Не смотря на проводимую реформу ЖКХ, в которую вкладываются колоссальные средства, большинство россиян по-прежнему недовольны качеством услуг. Проводимый в последнее десятилетие государством контроль и регулирование профессиональных жилищных фондов показал свою низкую эффективность. Поэтому следующими шагами в реформировании ЖКХ становится переход к саморегулируемому рынку, введение механизмов которого будет дополнять или замещать государственное регулирование. С этой целью вводится нормативная и правовая база, обеспечивающая функционирование в сфере ЖКХ на условиях некоммерческого партнерства (НП) саморегулируемых организаций (СРО). Главными участниками этого процесса станут управляющие компании (УК) и товарищества собственников жилья (ТСЖ), а также другие возможные поставщики жилищно-
коммунальных услуг. Разрабатываются финансовые и технические нормы создания и регулирования деятельности СРО.
Технические нормы деятельности СРО управляющих компаний определены ГОСТ Р 51617-2000 Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия. Однако эти нормы не дают однозначных критериев для определения качества работы управляющей компании, ответственности собственника, безопасность содержания дома, обязательности и периодичности выполняемых работ.
В целях реализации Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», совершенствования и повышения эффективности работ по национальной стандартизации в области жилищнокоммунального хозяйства, приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 502 от 19 июля 2012 г. проведена реорганизация технического комитета по стандартизации ТК 393 «Жилищнокоммунальные услуги» с изменением его наименование на «Услуги в области жилищнокоммунального хозяйства и управления многоквартирными домами». На сегодняшний день
ТК приступил к разработке стандартов по различным категориям, охватывающим в целом деятельность по управлению жилищным фондом, включая стандарты СРО и энергосбережения, гармонизированные с положениями Федерального закона № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях», устанавливающими определенные требования, в том числе - к осуществлению предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами СРО.
Председатель Комитета Госдумы по собственности Виктор Семенович Плескачев-ский охарактеризовал введение института саморегулирования через профессиональные объединения как "возрождение механизма ответственности, утерянного после развала СССР" ГП.
Деятельность НП СРО ЖКХ обеспечивается за счет средств от вступительных и годовых взносов членов НП, а ответственность обеспечивается созданием компенсационного фонда путем получения от каждого члена суммы в размере не меньше 100 000 рублей. Фактически НП СРО ЖКХ берет на себя, с одной стороны, ответственность за обеспечение качества работы управляющей компании - члена НП по возмещению ущерба собственникам жилья, а с другой - функции по текущему контролю деятельности управляющей компании. Теперь для поставщиков жилищно-коммунальных услуг главным станет не отчет перед государством о своей работе, а отчет перед своими же коллегами и населением.
Таким образом, профессиональные сообщества призваны сами отфильтровывать недобросовестных поставщиков жилищнокоммунальных услуг, на основании того, что их содержание будет не выгодно самому рынку, причем опираясь пока что на базу своих стандартов и правил.
Сегодня в РФ действует большое число НП СРО ЖКХ, и при этом продолжается формирование все новых профессиональных объединений. Стать членом НП СРО
'Из указа царя Алексея Михайловича «О градском благочинии» от апреля 1649 года
ЖКХ, т. е. профессиональным участником данной сферы деятельности, должны и могут стать организации или индивидуальные предприниматели лишь при подтверждении своего статуса договором обслуживания любого коммунального хозяйства и при условии уплаты необходимых взносов. Это отнюдь не ограничивает вступление в НП "недобросовестных" коммунальщиков и появления на данном рынке "недобросовестных" НП СРО ЖКХ, деятельность которых, в области качества услуг практически неподотчетна органам власти. Хотя идея создания СРО подразумевает организацию двухстороннего контроля как внутреннего - со стороны специальных органов самого некоммерческого партнерства, так и с внешней стороны - со стороны государственных органов, в соответствии с законом о СРО. Так, что сам факт обязательности вступления участников рынка жилищно-коммунальных услуг в НП СРО, особенно на этапе их формирования и становления, не гарантирует повышения качества услуг и коренного изменения в лучшую сторону состояния жилищно-коммунального комплекса, а вводит лишь новые правила, позволяющие успешно функционировать на данном рынке НП СРО ЖКХ- как еще одной надстройки, финансирование которой обеспечивается населением.
Подобная ситуация уже складывалась на рынке в период формирования СРО энергосервисных компаний, проводивших энергоаудит в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергоэффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Здесь качество услуг было обеспечено жесткой сертификацией энергосервисных компаний, проводимой Минэнерго и организацией профессионального отбора и лицензирования энергоаудиторов на базе дополнительного профессионального обучения.
Подобные мероприятия необходимо ввести, создав соответствующую нормативную базу деятельности СРО управляющих компаний. Здесь на момент вступления в СРО кандидат должен пройти процедуру сертификации соответствия установленным нормам:
- уровню и перечню технического оснащения;
- уровню образования и соответствию квалификации управляющего персонала;
- уровню образования и соответствия штата профессионально подготовленного обслуживающего технического персонала;
- другим, обеспечивающим качество и безопасность предоставляемых услуг, а также стабильность финансовой деятельности компании.
Учитывая, что ранее работавшие в сфере ЖКХ технологии государственного лицен-
зирования и контроля продемонстрировали свою неэффективность, номы соответствия таким требованиям должна определять СРО, отвечающая за качество предоставляемых услуг своих членов.
Однако, если даже будут решены организационные и нормативные условия функционирования жилищно-коммунального комплекса, решение основной задачи - обеспечения данной отрасли профессиональными кадрами на сегодняшний день находится лишь в стадии дискуссии.
Правительство РФ неоднократно заявляло, что проблема подготовки и переподготовки рабочих кадров технических специалистов, инженеров и управленцев для ЖКХ сегодня становится все более значимой для экономики страны. Именно от решения кадровой проблемы зависит эффективность использования средств, выделенных на реформирование ЖКХ. Причины дефицита квалифицированных кадров в ЖКХ известны. Это отсутствие самой системы профессиональных учебных заведений, причем и отсутствие системы госзаказа на подготовку кадров, методического обеспечения этой работы, профессиональных стандартов. Нет даже перечня должностей в ЖКХ. Сейчас вся подготовка кадров для ЖКХ проводится в рамках смежных направлений, таких как строительство, энергетика и т. д. "...В Санкт-Петербурге осуществляют подготовку специалистов для ЖКХ только 3% вузов, 6 % учреждений СПО и 9 % учреждений НПО из общего числа образовательных учреждений, что совершенно не согласуется с важным положением ЖКХ в экономическом, социальном и политическом аспекте... "Г21.
Чтобы решить кадровую проблему ЖКХ, по словам академика, генеральный директор ОАО «Ордена Трудового Красного Знамени Академия коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова» Павла Жбанова: "России нужно как минимум 2.5 миллиона обученных специалистов в сфере ЖКХ. А чтобы их подготовить, необходимо иметь минимум пять тысяч профессоров отрасли."[3]
Научно-педагогические работники российских вузов, отзываясь на проблемы современности, в том числе и в реформировании ЖКХ, участвуют в их решении, вводя в образовательный процесс по смежным с ЖКХ направлениям элементы, позволяющие сформировать компетентного специалиста, способного к успешной деятельности в сфере ЖКХ. В некоторых вузах в последние годы открываются профили подготовки, ориентированные на данную сферу. Так, в Санкт-Петербургском экономическом университете ведется подготовка по профилям ВПО: «Машины и оборудование бытового и жилищно-коммунального назначения» в рамках направления «Технологические ма-
4
СПбГЭУ
шины и оборудование», «Сервис инженерных систем зданий и сооружений» и «Сервис недвижимости» направления «Сервис» и др., осуществляется непрерывная подготовка по программам СПО - ВПО. В Московской государственной академии коммунального хозяйства разработан стандарт высшего профессионального образования для сферы ЖКХ по 11 специальностям.
К сожалению, приведенные примеры не получили должного развития. В связи с "оптимизацией" российских вузов перечисленные профили и направления оказались непрофильными для объединенных вузов. А для того, чтобы развивать данные направления необходимо тратить немалые деньги. Да и престижность направлений подготовки для ЖКХ, сложившиеся стереотипы работника ЖКХ, существующая там система материального стимулирования не вызывают оптимизма у соискателей.
Распоряжением Правительства РФ от 11 ноября 2013 г. N 2077-р утвержден план мероприятий по подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации кадров органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций жилищно-
ва специалистов сферы городского хозяйства2, которая предполагает уже с 9 класса средней школы формировать кадетские классы кадрового резерва организаций, работающих в сфере городского хозяйства, выпускники которых, могут поступить в индустриальный колледж городского хозяйства в специальную группу и далее в университет на ускоренный специальный курс обучения по двум специальностям: «Сити-менеджмент (управление муниципальными образованиями» и «Эксплуатация зданий и сооружений, инженерных систем городского хозяйства».
Все же реализация государственных проектов и инициатив по обеспечению кадрами ЖКХ возлагается, прежде всего, на образовательные учреждения, многие и из которых находятся в стадии "оптимизации" своей деятельности и пытаются избавиться от "непрестижных" направлений подготовки в сложных экономических условиях. Выход из ситуации - в координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и работодателей.
В качестве положительного опыта формирования такого взаимодействия можно рассматривать соглашения о сотрудничестве в вопросах формирования системы подготовки кадров для предприятий регионального ЖКХ, которые заключили Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, Союз предприятий жилищно-коммунального комплекса с рядом ведущих вузов Свердловской области.
Важно здесь также, чрезмерно не увлекаясь новыми проектами и инициативами сохранить те направления, которые уже сформировались в вузах и те не многочисленные научно-педагогические кадры, которые могут обеспечить по ним подготовку.
Список использованных источников
1. Саморегулируемые организации в ЖКХ: кто кого собирается «саморегулировать» ГЭлектронный ресурс]. - Режим доступа: http://Tomchin.ru (дата обращения: 15.09.2014).
2. Дмитриев В. Я. Повышение качества образовательных услуг при подготовке кадров для сферы жилищно-коммунального хозяйства (на примере Санкт-Петербурга): Автореф. дис. канд. эконом, наук. - Санкт-Петербург, 2012 г. - 18 с.
3. Всероссийский форум "ЖКХ-2014: Технологии. Инвестиции. Новое качество" 19-21 марта 2014 г. "Российская газета" ГЭлектронный ресурс]/ - Режим доступа: http:// www.rg.ru (дата обращения: 15.09.2014).
2
Идея президент Регионального отраслевого объединения работодателей жилищно-коммунальных организаций Санкт-Петербурга «Жилкомсоюз» Святослава Кокарева
коммунального комплекса на 2013 - 2015 годы.
Планом предусматривается синхронизация действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и работодателей при подготовке специалистов в жилищно-коммунальной сфере. В частности, предполагается разработка вузами в инициативном порядке федеральных образовательных стандартов высшего и среднего специального образования для подготовки кадров в сфере оказания услуг в области ЖКХ, содержания и обслуживания многоквартирных домов. В Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ с 1 сентября 2014 года началась подготовка кадров для сферы ЖКХ по инициативной программе.
В Санкт-Петербурге выдвинута идея формирования специального Научно-образовательного инновационного комплекса для обеспечения устойчивой системы подготовки кадров предприятий ЖКХ. Для стимулирования осознания необходимости подготовки квалифицированных кадров ЖКХ создается НП с функциями сертификации профессиональных кадров на базе Жилищно-коммунальной палаты Санкт-Петербурга. С целью повышения престижности профессии работников ЖКХ предлагается в качестве отдельного самостоятельного направления отраслевой образовательной системы принять программу подготовки резер-