Таким образом, в «выигрыше» от ГЧП окажутся не только государство и частные партнеры, но и общество в целом, и можно будет:
• снизить потребность в бюджетном финансировании на реализацию проектов модернизации инфраструктуры, что даст абсолютный выигрыш;
• получить возможность использовать необходимые объекты в кратчайшие сроки, несмотря на дефицит бюджетного финансирования, что даст относительный выигрыш;
• повысить доступность и улучшить качество медицинских услуг гарантированных государством;
• снизить величину капитальных затраты на 20-30% за счет использования передовых инжиниринговых решений и жесткой системы финансового контроля;
• существенно сократить сроки создания и модернизации объектов;
• привести инфраструктурные объекты в соответствие с санитарными нормами и международными стандартами;
• снизить себестоимость оказания медицинских услуг и увеличить «производительность» инфраструктурных объектов;
• снизить эксплуатационные расходы за счет использования современных энергосберегающих технологий;
• сохранить сферу деятельности существующих инфраструктурных объектов здравоохранения;
• снизить нагрузку на исполнительный аппарат власти за счет передачи части функций частному партнеру.
Можно с уверенностью сказать, что имеются необходимые предпосылки для привлечения в медицину средств крупных частных инвесторов. Однако стоит отметить и несколько сдерживающих факторов, которые должны быть устранены.
Во-первых, не отработаны подходы по доведению и контролю над исполнением государственного заказа до частных компаний в области оказания медицинских услуг.
Во-вторых, существующая нормативная правовая база недостаточна для развития государственно-частного партнерства.
В-третьих, необходимо создание на базе высших учебных заведений института ГЧП с целью подготовки специалистов по консалтингу, экспертизе проектов ГЧП, управляющих ЛПУ.
1 Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р.
2 Кабашкин В.А. Государственно-частное партнерство: международный опыт и российские перспективы. — М.: ООО «МИЦ»., 2010. — С. 78-80.
механизм саморегулирования в системе управления жилищно-коммунальным хозяйством мегаполиса
А.О. Кондрашов,
аспирант кафедры менеджмента таможенного и страхового сервиса Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики
В статье рассмотрен механизм саморегулирования управляющих компаний в системе жилищно-коммунального хозяйства мегаполиса и принцип вложенности процедуры аккредитации управляющих организаций. Показано, что внедрение механизма саморегулирования постепенно приведет к эволюционному снижению интенсивности государственного контроля над рынком и повышению его эффективности.
Ключевые слова: механизм саморегулирования, аккредитация управляющей организации, сертификация жилищнокоммунальных услуг; менеджмент качества; сертификация персонала; инструменты саморегулирования.
УДК 338.012 ББК 65
Саморегулирование деятельности управляющих организаций в мегаполисе создается в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» при условии соответствия всем требованиям, установленным в ст. 1 и 3 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях». Оно основано на членстве в саморегулируемых организациях (СРО), объединяет субъекты предпринимательской деятельности исходя из единства рынка управления многоквартирными домами (МКД). Собственники помещений могут заключать договор управления МКД только с управляющими организациями, являющимися членами СРО.
Суть саморегулирования заключается в добровольном самоограничении прав управляющих организаций и передаче ими отдельных полномочий, касающихся регулирования деятельности по управлению МКД в мегаполисе, саморегулиру-емой организации.
Главными задачами СРО в мегаполисе являются: упорядочение взаимоотношений управляющих организаций с собственниками помещений, ТСЖ, ЖК или ЖСК, с одной
стороны, и с органами власти Администрации региона и местного самоуправления — с другой, на основании принятых стандартов и правил саморегулируемой деятельности;
установление первичного контроля над деятельностью управляющих организаций, являющихся членами СРО;
создание благоприятных условий для деятельности членов СРО, защита их интересов, усиление ответственности перед контрагентами по договорам управления МКД, установление правил и стандартов деятельности, наблюдение за выполнением требований профессиональной этики, последовательная активизация процессов дебюрократизации в жилищной сфере мегаполиса.
Изучение мирового опыта создания саморегулируемых организаций показало, что системы саморегулирования формируются снизу, самими участниками рынка.
Согласно Федеральному закону № 315-Ф3 вмешательство государства в процесс саморегулирования ограничивается только осуществлением регулирования федеральными законами и ведением государственного реестра саморегулируемых организаций. Федеральные, региональные органы государствен-
ной власти или органы местного самоуправления не имеют права на инициативу в создании или на прямое руководство СРО. Поэтому инициатива создания СРО управляющих организаций должна всегда принадлежать самим управляющим организациям, без вмешательства органов государственной и муниципальной власти.
При этом Федеральный закон № 315-Ф3 устанавливает необходимость объединения в составе СРО в качестве ее членов не менее 25 субъектов предпринимательской деятельности (п. 1 ч. 3 ст. 3). Градостроительный кодекс РФ для СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства требует в составе СРО не менее 50 индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц.
Проведенные исследования показали, что в жилищно-коммунальном хозяйстве мегаполиса целесообразно иметь ряд условий членства в его саморегулируемых организациях.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели (далее — лица), осуществляющие управление многоквартирными жилыми домами, обязательно должны быть членами саморе-гулируемых организаций, объединяющих субъекты указанного вида деятельности.
Обязательные требования к членам СРО, порядок их приема и исключения должны устанавливаться правилами и стандартами саморегулируемой организации. Последняя обязана обеспечить информационную доступность этих условий, размещая их в сети Интернет или других средствах массовой информации.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере управления многоквартирными домами вправе устанавливать минимальные требования, которым должны соответствовать управляющие компании. Саморегулируемая организация в ЖКХ мегаполиса обязана вести реестр своих членов. Форма реестра и состав сведений, включаемых в него, порядок ведения реестра и порядок предоставления содержащейся в нем информации юридическим лицам и гражданам определяются регулирующим органом. Правилами саморегулируемой организации могут быть предусмотрены условия и порядок участия в деятельности этой СРО и ее органов любых юридических лиц, предпринимательские, профессиональные или потребительские интересы которых отвечают целям и задачам таких организаций.
Для оценки соответствия лица, желающего вступить в са-морегулируемую организацию, требованиям и условиям, предъявляемым к ее членам, СРО в ЖКХ мегаполиса обязательно должна проводить проверку таких лиц. Правилами саморегу-лируемой организации должна быть предусмотрена также последующая периодическая проверка соответствия своих членов указанным требованиям.
Для выполнения этого требования организация должна принять правила, определяющие исчерпывающие требования к ее членам, срокам, процедуре проверки, периодичности и срокам повторного прохождения процедуры проверки, а также обязана иметь в своем составе постоянно действующий функционально специализированный орган.
Проверка соответствия требованиям, предъявляемым к членам саморегулируемой организации в ЖКХ мегаполиса, должны носить публичный характер, осуществляться путем экспертизы деятельности организации и заключаться в объективной оценке соответствия проверяемого лица требованиям и условиям, принятым саморегулируемой организацией и регулирующим органом для оказания жилищно-коммунальных услуг в мегаполисе.
При этом если по результатам проверки выявлено несоответствие управляющей компании требованиям, предусмотренным саморегулируемой организацией или регулирующим органом, саморегулируемая организация вправе установить для нее ограничения на оказание жилищно-коммунальных услуг. Сведения об этих ограничениях вносятся в реестр членов СРО. Это означает, что исключение из СРО будет являться основанием для расторжения договора управления независимо от воли общего собрания собственников помещений в МКД.
Особенностью механизма является то, что он делает невозможным управление многоквартирными домами индивидуальными предпринимателями и малыми предприятиями. Вряд ли
они смогут выполнить требования об обязательном страховании (с минимальным размером 500 тыс. руб.) гражданской ответственности за причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу граждан и организаций, включая общее имущество в МКД, а также о минимальном взносе в компенсационный фонд СРО в размере 100 тыс. руб.
Согласно положениям законопроекта компенсационный фонд является револьверным (постоянно пополняемым). Значит, если у исключенных управляющих организаций не найдется в достаточном размере своих средств и не хватит сумм страхового возмещения, то компенсационный фонд будут пополнять собственники остальных домов. Это будет способствовать смене недобросовестных управляющих на более надежных.
Федеральный закон № 315-ФЗ устанавливает право СРО создавать ассоциации (союзы). Наиболее целесообразным является членство СРО мегаполиса в отраслевой межрегиональной или общероссийской ассоциации СРО управляющих организаций. На начальном этапе процесса саморегулирования в сфере управления МКД представляется нецелесообразным формирование единственной общероссийской ассоциации СРО управляющих организаций, и закрепление единого свода правил, требований и стандартов членства в саморегулируемых организациях. В этом, по нашему мнению, пока нет объективной необходимости.
В качестве основного организующего элемента механизма саморегулирования в ЖКХ мегаполиса является упорядочение допуска юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к деятельности по управлению многоквартирными домами. Оно должно быть основано на системе аккредитации управляющих организаций и аккредитации в области оценки соответствия предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.
Проведенные исследования показали, что для этого целесообразно использовать принцип вложенности процедуры аккредитации. Аккредитация управляющей организации осуществляется в результате экспертизы ее деятельности и на основании выполнения следующих условий: сертификации предоставляемых услуг; сертификации систем менеджмента качества; сертификации персонала, подтвержденных наличием соответствующих сертификатов соответствия.
Сертификация систем менеджмента качества и персонала управляющих организаций в ЖКХ мегаполиса осуществляется самостоятельными системами обязательной и добровольной сертификации. Последние должны быть включены в реестр систем сертификации, допускаемых, через процедуру аккредитации в области оценки соответствия, к участию в процедуре аккредитации.
Многообразие видов управляющих организаций в ЖКХ региона применительно к видам и количеству объектов управления, их особенностей и т.п. приводит к необходимости проведения их классификации. Последняя позволить получить управляющей компании определенный статус (тип и вид), применительно к которому целесообразно разработать соответствующие требования и критерии. Аккредитация управляющих организаций, в результате которой осуществляется отнесение к тому или иному статусу, позволяет осуществить их ранжирование, т.е. определение места того или иного типа и вида в кругу себе подобных.
Процедура аккредитации осуществляется путем проверки соответствия управляющей организации, претендующей или имеющей соответствующий статус требованиям и критериям, устанавливаемым СРО. Это означает, что в процессе аккредитации реализуется принцип объективности, дающий возможность публичного представления результатов аккредитации и создания системы рейтингования организаций по существенным, как для профессиональных институтов, так и для потребителя, показателям и критериям.
Эта схема саморегулирования в сфере управления многоквартирными домами, основанная на механизме аккредитации в ЖКХ мегаполиса, должна быть дополнена разработкой правил и стандартов деятельности предприятий различных типов и видов и созданием ряда необходимых инструментов саморегулирования. К ним относятся стандарты деятельности, правила работы с потребителями, третейского суда, страхового (компенсационного) фонда, дополнительных органов и подразделений и т.п.
основного организующего элемента механизма саморегулирования в ЖКХ мегаполиса
Таким образом, для формирования эффективного механизма саморегулирования в ЖКХ мегаполиса необходимо выполнение ряда конкретных организационных мероприятий, включающие:
формирование организационных структур саморегулирования — некоммерческих организаций и специализированных органов управления процессами саморегулирования;
разработку и принятие критериев и условий членства в са-морегулируемой организации;
разработку и внедрение системы аккредитации организаций и их ранжирования;
создание механизмов имущественной ответственности са-морегулируемой организации за неисполнение обязательств ее членами; разработку, принятие и реализацию правил и стандартов саморегулируемой организации, оказывающей жилищнокоммунальные услуги в мегаполисе.
Проведенные исследования позволили сформулировать стандарты и правила саморегулирования в ЖКХ мегаполиса.
Общеобязательные требования к работам и результатам работ устанавливаются федеральными техническими регламентами. СРО управляющих организаций ЖКХ мегаполиса устанавливает и обеспечивает поддержание обязательных для выполнения е членами высоких стандартов и правил предпринимательской деятельности и деловой этики в сфере управления МКД. Под разрабатываемыми и утверждаемыми стандартами и правилами предпринимательской деятельности (стандартами и правилами СРО) Федеральным законом № 315-ФЗ понимаются требования к осуществлению предпринимательской деятельности, обязательные для всех членов СРО.
Развитие института саморегулирования происходит в условиях формирования в мегаполисе рынка управления многоквартирными домами. Управляющие организации, являющиеся членами СРО, одновременно стремятся к реализации собственных коммерческих интересов. Для их реализации они используют конкурентные преимущества своих ноу-хау — оригинальных технологий и знаний. Поэтому перед СРО не стоит задача универсализации подходов, методов и технологий осуществления саморегулируемой деятельности. Стандарты и правила должны учитывать возможность индивидуализации деятельности членов СРО при выполнении минимально необходимых требований, исходя из уровня развития отношений по управлению МКД.
Установление в стандартах и правилах деятельности управляющих организаций неоправданно высоких или низких требований дискредитирует идею создания саморегулируемых организаций в связи с высокой вероятностью сговора между ее участниками. Причиной возникновения конфликта интересов может стать учет в стандартах и правилах материальных и технических возможностей только части членов СРО. Этому также может способствовать членство в СРО большого числа так называемых организаций прикрытия. Последние позволят заинтересованным лицам (учредителям существенной части управляющих организаций — членов конкретной СРО) установить контроль над ее действиями. Для исключения таких ситуаций целесообразно на основании п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 315-ФЗ установить ограничения на вступление в конкретную СРО управляющей организации, учрежденной или руководимой лицами, которые учредили управляющую организацию или руководят организацией, уже являющейся членом этой СРО.
Совершенствование стандартов и правил саморегулируе-мой предпринимательской деятельности целесообразно осуществлять эволюционным поэтапным путем с учетом тенденций и особенностей развития рынка в мегаполисе, опыта саморегулирования и складывающиеся потребности собственников помещений по повышению качества управления МКД. Для выполнения этого требования необходимо не реже одного раза в 3-5 лет переоценивать и совершенствовать принятые СРО стандарты и правила.
Формы заключаемых договоров управления, обнародование отчетности, формализация предложений управляющих организаций — членов СРО собственникам, ТСЖ и кооперативам по перечню работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, включая деятельность по энергосбережению, должны быть исключительно добровольными и предлагаться в форме не правил, а рекомендаций. В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» стандарты СРО могут разрабатываться
и утверждаться ими самостоятельно, исходя из необходимости применения этих стандартов для целей, указанных в ст. 11 для совершенствования качества выполнения работ, оказания услуг. В то же время согласно положениям ст. 4 Федерального закона № 315-ФЗ стандарты и правила СРО должны соответствовать федеральным законам и принятым в соответствии с ними иным нормативным правовым актам. Стандартами и правилами СРО могут устанавливаться дополнительные требования к деятельности по управлению МКД.
Таким образом, стандарты СРО — это документ, в котором с целью добровольного многократного использования в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, в частности, устанавливаются требования к деятельности по:
оказанию услуг и выполнению работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в МКД, оказывающих влияние на повышение уровня безопасности многоквартирных домов и экологической безопасности проживания граждан;
результатам (качеству) указанных услуг и работ, дополнительные к требованиям, установленным техническими регламентами;
рациональному использованию в МКД электрической и тепловой энергии, холодной и горячей воды, газа, повышению энергоэффективности, дополнительные к требованиям, установленным законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
раскрытию информации о деятельности членов СРО, сопоставимости экономико-статистических данных о деятельности членов СРО по управлению МКД, проведению анализа характеристик и добровольному подтверждению соответствия работ и услуг, выполняемых их членами;
системе классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, системе каталогизации выполняемых членами СРО работ и услуг;
системе обеспечения качества выполняемых членами СРО работ и услуг;
системе контроля над выполнением членами СРО работ и услуг.
Стандарты СРО должны содержать требования к терминологии, применяемой в деятельности управляющих организаций. Правила саморегулирования, разрабатываемые и утверждаемые при саморегулировании деятельности управляющих организаций в ЖКХ мегаполиса — это документ, устанавливающий требования к предпринимательской деятельности членов СРО, за исключением требований, установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, устанавливаемых в стандартах СРО.
К правилам саморегулирования в ЖКХ мегаполиса относятся следующие:
Контроль над выполнением членами СРО услуг и работ по управлению, содержание и ремонт общего имущества в МКД;
организация взаимоотношений членов СРО с собственниками помещений в МКД, включая: предложения членами СРО услуг и работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в МКД; работы с жалобами и заявлениями собственников; изучение потребностей собственников в услугах и работах по управлению, содержанию и ремонту общего имущества; изучение отзывов собственников о качестве выполнения обязанностей члена СРО по договору управления; составление и представление членами СРО собственникам отчета о выполнении договора управления за предыдущий год; страхование ответственности членов СРО; урегулирование в рамках СРО споров между членами СРО и между ними и управляющими, подрядными, специализированными и ресурсоснабжающими организациями;
деловой этики взаимоотношений членов СРО с управляющими организациями и собственниками помещений в МКД.
Федеральный закон № 315-ФЗ основан на том, что СРО должно самостоятельно следить за добросовестностью своих членов в целях улучшения качества деятельности участников рынка жилищно-коммунальных услуг. Вследствие этого государство получает возможность ослабить контроль и сократить регулирование соответствующих рыночных отношений, ставших в современных условиях избыточными и неоправданными. При этом ситуация с саморегулированием в сфере управления ЖКХ мегаполиса достаточно сильно отличается, например, от ситуа-
ции в сфере строительства и в смежных видах деятельности. Там много лет существовал специфический рынок, и саморегулирование заменило систему лицензирования. Саморегулирование в сфере управления многоквартирными домами в мегаполисе действует в условиях функционирования в неизменном виде системы государственного контроля. Это государственная жилищная инспекция Администрации мегаполиса, органы Роспотребнадзора и Ростехнадзора.
Конституционный Суд Российской Федерации допускает установление федеральным законодательством обязательности членства в саморегулируемой организации ЖКХ мегаполиса не всегда, а только в случае соблюдения конституционного принципа соразмерности в правовом регулировании экономической деятельности. Эта соразмерность, например, заключается в замене лицензирования как формы разрешения законом осуществления определенной деятель-
ности обязательностью членства в СРО. Последняя должна осуществлять контроль над деятельностью своих членов, соблюдением требований федерального законодательства, регулирующего деятельность управляющих организаций, и применять в отношении своих членов меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные внутренними документами СРО.
Таким образом, внедрение механизма саморегулирования в жилищно-коммунальном хозяйстве мегаполиса постепенно приведет к эволюционному снижению интенсивности государственного контроля над рынком и повышению его эффективности. Это позволит создать предпосылки к вытеснению в будущем государства из области регулирования коммерческих отношений в сфере управления МКД и передаче СРО контрольных полномочий, выполняемых в настоящее время государственными органами.
Литература
1.. Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 г. № 315-ФЗ.
2. Кондрашов А.О. Самоуправление и саморегулирование в системе ЖКХ мегаполиса // IX Всероссийская научно-теоретическая конференция «Политические, экономические и социокультурные аспекты регионального управления на Европейском севере». — Сыктывкар. — 2011. — С. 37-41.
3. Кондрашов А.О. Проблемы саморегулирования управляющих компаний в ЖКХ Российской Федерации / Научно образовательный центр «Технологии таможенного сервиса». Санкт-Петербургский научно-исследовательский центр «Кристал». Совместный сборник научных трудов № 2. — СПб.: СПбГУСЭ, 2011. — С.253-256.
4. Кондрашов А.О. Зарубежный опыт функционирования саморегулируемых организаций в ЖКХ / Научно образовательный центр «Технологии таможенного сервиса». Санкт-Петербургский научно-исследовательский центр «Кристал». Совместный сборник научных трудов № 2. — СПб.: СПбГУСЭ, 2011, — С. 256-258.
5. Гордеев Д.П. Каким быть саморегулированию деятельности управляющих организаций // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. Ч.1. — 2010. — №9.
формирование налогооблогаемой базы для управляющих организаций в сфере ЖКХ
Е.М. Мазница,
доцент кафедры финансов, бухгалтерского учета и аудита Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета,
кандидат экономических наук [email protected]
Ю.О. Силкина,
соискатель кафедры экономики и управления проектами в строительстве Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета
Статья посвящена проблеме формирования налогооблагаемой базы для деятельности управляющих компаний в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), оказывающих решающее воздействие на формирование тарифов на услуги этой сферы.
Ключевые слова: управляющая компания, жилищно-коммунальное хозяйство, тарифы.
УДК 332.022.8:643 ББК 65.261.512
Управляющая организация оказывает услуги, несет ответственность за их качество и, следовательно, всю сумму коммунальных платежей граждан отражает в составе выручки. Однако на практике это тяжкое бремя, и компании по-прежнему ищут обходные пути. Остается возможность ознакомить с актуальными тенденциями в правоприменении и предупредить о вероятных претензиях контролирующих органов.
Те управляющие организации, которые стремятся избежать оказания коммунальных услуг собственникам помещений, соответствующих этому факту гражданско-правовых обязанностей и размера налоговых обязательств, включают в договор управления такое условие: «управляющая организация обязуется от имени и за счет собственников помещений заключать договоры о
приобретении коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающими организациями» (РСО). Данные формулировки привлекают внимание органов Роспотребнадзора, контролирующего оказание услуг гражданам с целью защиты их прав. На текущий момент сложилась практика привлечения управляющих организаций к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ за включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя. Так, согласно ст. 162 ЖК РФ управляющая организация предоставляет коммунальные услуги собственникам помещений и перечень коммунальных услуг должен быть указан в договоре управления. Обязанность управляющей организации (исполнителя коммунальных услуг) заключать с РСО договоры о приобретении коммунальных ресурсов, необ-