Научная статья на тему 'Сервис система технического обслуживания'

Сервис система технического обслуживания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1550
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕРВИС СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ / СТРУКТУРА ТЕХНИЧЕСКОГО СЕРВИСА / СЕРВИСНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лепеш Григорий Васильевич

Как правило, в результате качественного технического сервиса обеспечивается дальнейшее увеличение сроков постгарантийного обслуживания и повышение надежности эксплуатации машин и оборудования, за счет своевременной квалифицированной оценки технического состояния механизмов, профилактики и устранения возможных неисправностей, возникающих при их работе, и уменьшения затрат на обслуживание, замену запчастей и на дополнительное оснащение. Т.е., основная цель сервисных услуг обеспечить максимальную эффективность эксплуатации машин и свести к минимуму затраты на восстановление работоспособности техники. Специалисты технического сервиса берут на себя диагностику состояния машин и оборудования, выдачу заключений по уровню их ремонта, в том числе и рекомендации по модернизации, переоборудованию, восстановлению деталей, включая замену различных систем на более современные, экономичные, с расширением функций и ресурсосбережением и осуществляют эти мероприятия по поручению заказчиков. Технический сервис требует все более высокой профессиональной подготовки специалистов также ввиду возрастающей сложности машин, широкому внедрению микропроцессорной техники в системы их управления [8 12]. Очевидно, что такую деятельность могут осуществлять только специалисты высокой квалификации, имеющие большой практический опыт работы с диагностическим оборудованием, владеющие широким набором технических и других компетенций [13 14]. Подготовка подобных специалистов требует не малых трудовых и финансовых затрат, связанных с наличием современной интеллектуальной и материальной базы [15 17]. Одним из вариантов возможной подготовки кадров для системы технического сервиса является создание непрерывного образования по системе "технический колледж ВУЗ" и дальнейшее (периодическое) повышение квалификации по программам дополнительного образования в направлении освоения современного оборудования и средств диагностики. Вторым вариантом можно рассматривать организацию обучения по программам прикладного бакалавриата непосредственно в технических ВУЗах [18], где основное внимание уделяется получению практических навыков владения современной техникой, в том числе и непосредственно на предприятиях технического сервиса. Оба из этих вариантов связаны с необходимостью систематического совершенствования материально-технической базы учебных заведений и создания условий для интеллектуального и научного роста научно-педагогических работников ВУЗа. В современной литературе имеется множество более широких определений сервиса как некого "особого вида человеческой деятельности, направленного на удовлетворение потребностей" путем оказания услуг, востребованных отдельными людьми или организациями. При этом разделяют различные направления сервиса, например: технический, технологический, информационный и др. Определяют также различные виды сервисной деятельности. В современном мире все они, так или иначе, связаны с применением современной высокотехнологической техники различного рода машин, оборудования, приборов оснащенных системами управления на базе микропроцессорных элементов и систем искусственного интеллекта. Эффективная надежная эксплуатация сервисной техники может быть обеспечена надежной эффективной системой технического сервиса. В этом его приоритетность в системе вузовской подготовки по сервисным направлениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сервис система технического обслуживания»

щ

^КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

СЕРВИС - СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

"Машина вызывает страх тем, что работает сама собой, и доставляет наслаждение тем, что работает исправно."

Современная экономика России переживает очередной перелом, связанный с необходимостью перехода на импортозамещающую продукцию. В большой мере речь идет о замещении производства большой номенклатуры материалов и технических устройств, производство которых обеспечивается высокими технологиями. Взятый несколько лет тому назад правительственный курс на внедрение в экономику России высокотехнологичной продукции привел как к приходу на отечественный рынок передовых европейских и мировых производителей такой продукции, так и к значительной интеграции российских производителей с зарубежными партнерами. Однако особенностью такого сотрудничества является в большинстве случаев полный контроль зарубежных партнеров за рынками сбыта производимой продукции. Причина тому - наличие организованного технического сервиса, сложившегося за долгие годы деятельности предприятия в стабильных условиях роста зарубежной экономики [1 - 4].

Большинство российских предприятий реального экономического сектора - не имея стабильного многолетнего производства - были экономически неспособны в полной мере заниматься техническим сервисом, отдавая его либо стихийно возникающим сервисным компаниям, либо самому потребителю продукции [5 - 7].

Продолжаются структурные изменения в экономике России. Сегодня они направлены на развитие ее реального сектора - производство современной высокотехнологичной техники. Поддержка инновационных идей в области развития реального сектора экономики обеспечивается государством. Современная отечественная техника, разрабатываемая и производимая российскими машиностроительными предприятиями, ни в чем не уступает лучшим образцам зарубежной. При условии стабильного производства и организации технического сервиса отечественная техника, несомненно, будет иметь конкурентные преимущества пере импортной.

Практика, интересы экономики, интенсивные пути развития по которым движется наша страна, должна диктовать цели, методы и содержание высшего образования. Тенденции

повышения стабильности экономики обусловили высочайший спрос на специалистов новой формации, которые должны исходя из данной исторической, экономической и политической ситуации протекающей в стране успешно реализовать эти процессы. Однако современное обучение в ВУЗах страны недостаточно ориентировано на решение возникших инновационных задач. Прежде всего, речь может идти о подготовке специалистов, обладающих технической компетентностью [9]. Наиболее остро наблюдается большой дефицит в отношении выпускников вузов, ориентированных на проектирование, производство и техническое обслуживание машин и оборудования, особенно если это техника, предназначенная для бытового и жилищно-коммунального использования.

Причин этому несколько. Во-первых, такую технику (и многую другую) отечественные предприятия уже несколько десятилетий не выпускают. Она производится за рубежом или зарубежными компаниями, производство которых (в основном сборка) осуществляется на российской территории. Во-вторых, большинство российских вузов по-прежнему ориентировано на выпуск специалистов по гуманитарным и экономическим направлениям и не испытывают в этом дефицита абитуриентов. В-третьих, большинство выпускников школы заранее ориентировано на получение профессий менеджеров, бухгалтеров, юристов и т.п. и неспособно адаптироваться к современному рынку профессий на момент получения аттестатов. Есть и другие причины, связанные с доступно -стью платного образования, демографическими, рекреационными и др. условиями.

На рынке труда сейчас наблюдается профессионально-квалификационный дисбаланс: несоответствие между спросом на специалистов соответствующего уровня и определенной квалификации и их предложением. Причины, помимо уже перечисленных, заключаются в переменчивости спроса на номенклатуру профессий. Так в последе время, в связи с развитием информационных технологий возникло много новых, причем высокооплачиваемых, профессий, связанных с управлением про-

1 Ролан Барт - цитата о технике

Колонка главного редактора

ектами, программированием, веб-дизайном и др. Учитывая последние тенденции в развитии экономики России эксперты прогнозируют ускоренное развитие таких отраслей экономики, как: машиностроение, химическая индустрия, сельское хозяйство и перерабатывающая промышленность. Отсюда на ближайшее время прогнозируют потребность в специалистах инженерно-технических профессий, в том числе и специалистов, способных обеспечить технический сервис производимой техники и технологического оборудования (технологических процессов) на производстве.

Что касается технического сервиса, то в международной практике его рассматривают как комплексную услугу потребителю в приобретении, использовании и обеспечении работоспособности технологических машин, приборов, энергетического и инженерного оборудования, - в широком смысле любой техники (рис. 1). Технический сервис - это прежде всего подготовка и продажа машин, техническое обслуживание, диагностика и ремонт, ремонт в гарантийный и послегарантийный периоды эксплуатации, консультации, продажа запчастей и многое другое.

Современное российское законодательство гарантирует потребителю приобретение "товара надлежащего качества за приемлемую цену" . Это полностью исключает имевшийся в прежние годы диктат производителей машин, которые имели возможность беспрепятственно сбывать свою продукцию независимо от ее качества благодаря монопольному положению по отношению к потребителю. Законодательство стимулирует, в том числе и производителя, на создание системы сервисного обслуживания своей продукции. А в условиях конкуренции вопросам качественного технического сервиса уделяется все большее внимание.

Любое российское и зарубежное предприятие, определяя стратегию своего развития, создает сеть специализированных центров технического сервиса в различных регионах России. Дополнительно в рамках технического сервиса производитель техники осуществляет (рис.2):

1 Рекламу изделий

2 Предоставление достоверной информации о новой технике

3 Обоснование целесообразности ее заказу

4 Предпродажную подготовку техники

5 Доставку, монтаж и испытание техники

6 Обучение кадров потребителя

7 Обеспечение запасными частями

8 Предоставление гарантии надежности

9 Предоставление машин и оборудования в аренду, на прокат

Цитата из учебников по метрологии, стандартизации и сертификации

Рисунок 1 - Структура технического сервиса

Как правило, в результате качественного технического сервиса обеспечивается дальнейшее увеличение сроков постгарантийного обслуживания и повышение надежности эксплуатации машин и оборудования, за счет своевременной квалифицированной оценки технического состояния механизмов, профилактики и устранения возможных неисправностей, возникающих при их работе, и уменьшения затрат на обслуживание, замену запчастей и на дополнительное оснащение. Т.е., основная цель сервисных услуг - обеспечить максимальную эффективность эксплуатации машин и свести к минимуму затраты на восстановление работоспособности техники.

Специалисты технического сервиса берут на себя диагностику состояния машин и оборудования, выдачу заключений по уровню их ремонта, в том числе и рекомендации по модернизации, переоборудованию, восстановлению деталей, включая замену различных систем на более современные, экономичные, с расширением функций и ресурсосбережением -и осуществляют эти мероприятия по поручению заказчиков. Технический сервис требует все более высокой профессиональной подготовки специалистов также ввиду возрастающей сложности машин, широкому внедрению микропроцессорной техники в системы их управления [8 - 12]. Очевидно, что такую деятельность могут осуществлять только специалисты высокой квалификации, имеющие большой практический опыт работы с диагностическим оборудованием, владеющие широким набором технических и других компетенций [13 - 14].

4

СПбГЭУ

Системная подготовка кадров по сервисным направлениям

Подготовка подобных специалистов требует не малых трудовых и финансовых затрат, связанных с наличием современной интеллектуальной и материальной базы [15 - 17].

Одним из вариантов возможной подготовки кадров для системы технического сервиса является создание непрерывного образования по системе "технический колледж - ВУЗ" и дальнейшее (периодическое) повышение квалификации по программам дополнительного образования в направлении освоения современного оборудования и средств диагностики. Вторым вариантом можно рассматривать организацию обучения по программам прикладного бакалавриата непосредственно в технических ВУЗах [18], где основное внимание уделяется получению практических навыков владения современной техникой, в том числе и непосредственно на предприятиях технического сервиса.

Оба из этих вариантов связаны с необходимостью систематического совершенствования материально-технической базы учебных заведений и создания условий для интеллектуального и научного роста научно-педагогических работников ВУЗа.

В современной литературе имеется множество более широких определений сервиса как некого "особого вида человеческой деятельности, направленного на удовлетворение потребностей" путем оказания услуг, востребованных отдельными людьми или организациями. При этом разделяют различные направления сервиса, например: технический, технологический, информационный и др. Определяют также различные виды сервисной деятельности. В современном мире все они, так или иначе, связаны с применением современной высокотехнологической техники - различного рода машин, оборудования, приборов оснащенных системами управления на базе микропроцессорных элементов и систем искусственного интеллекта. Эффективная надежная эксплуатация сервисной техники может быть обеспечена надежной эффективной системой технического сервиса. В этом его приоритетность в системе вузовской подготовки по сервисным направлениям. 1.

Литература

1. Лепеш Г.В. Технико-технологические проблемы сервиса в приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники в Российской Федерации. // Технико-технологические проблемы сервиса. -2013. № 4 (26) - с . 3 - 6.

2. Лепеш Г.В. Сервис и высокие технологии. // Технико-технологические проблемы сервиса. №4(14), 2010 г. с.3 - 5.

3. Лепеш Г.В. Перспективы развития сферы бытового обслуживания населения Российской Федера-

ции.// Технико-технологические проблемы сервиса. №4(22), 2012 г. С.3- 5.

4. Лепеш Г.В. Перспективы сервиса машин и оборудования бытового и жилищно-коммунального назначения.// Термодинамические и гидравлические процессы в бытовой и коммунальной технике: Сборник материалов семинара кафедры «Машины и оборудование бытового и жилищно-коммунального назначения»/ под редакцией д-ра техн. наук, профессора Лепеша Г.В.- СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2013. С. 5 - 10.

5. Лепеш Г.В. Индустриализация для всех отраслей экономики. // Технико-технологические проблемы сервиса. №3(17), 2011 г. с.3 - 5.

6. Лепеш Г.В. Сервис и модернизация бытового обслуживания населения. Технико-технологические проблемы сервиса. №3(13), 2010 г. с.3 - 6.

7. Лепеш Г.В. Сервис машин и оборудования бытового и жилищно-коммунального назначения .// Технико-технологические проблемы сервиса. №1(23), 2013 г. С.3- 5.

8. Лепеш Г.В. Системная подготовка кадров по сервисным направлениям. // Технико-технологические проблемы сервиса. -2013. № 4 (26) - с . 3 - 6.

9. Системная подготовка кадров по сервисным направлениям. Технико-технологические проблемы сервиса. №1(31), 2015 г. С.3- 5

10. Лепеш Г.В. Инновационная деятельность в высшей школе. // Технико-технологические проблемы сервиса. №4(18), 2011 г. С.3 - 6.

11. Лепеш Г.В. Подготовка специалистов в области энергоэффективности как приоритетная задача образования. // Технико-технологические проблемы сервиса. №2(28), 2014 г. С.3- 5.

12. Лепеш Г.В. Научная деятельность в стратегических задачах современности. Технико-технологические проблемы сервиса. №1(19), 2012 г. С.3 - 6.

13. Лепеш Г.В. Куртов В. Н., Мотылев Н.Г., Кра-сильников А. Ю., Телятников С. В., Чилипенко А. Л. Оперативный контроль и диагностика оборудования. // Технико-технологические проблемы сервиса. №3(9), 2009 г. с.8 - 16.

14. Лепеш Г.В., Мотылев Н.Г. Приборное обеспечение диагностики оборудования предприятий жилищно-коммунального хозяйства.// Термодинамические и гидравлические процессы в бытовой и коммунальной технике: Сборник материалов семинара кафедры «Машины и оборудование бытового и жилищно-коммунального назначения»/ под редакцией д-ра техн. наук, профессора Лепеша Г.В.- СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2013. С. 196 - 201.

15. Лепеш Г.В. Качество образования и вузовская наука.// Технико-технологические проблемы сервиса. №2(24), 2013 г. С.3- 5.

16. Лепеш Г.В. Территория сервиса. Технико-технологические проблемы сервиса. №4(10), 2009 г. с.3 - 5.

17. Лепеш Г.В. Активизация подготовки специалистов сфере ЖКХ. Технико-технологические проблемы сервиса. №3(29), 2014 г. С.3- 5.

18. Корягин С.И., Полупан К.Л. Проблемы и перспективы инженерной подготовки в вузе.// Технико-технологические проблемы сервиса. №1(31), 2015 г. с 109 - 113.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.