Научная статья на тему 'Производственный аутсорсинг и подготовка кадров в технической эксплуатации машинных парков'

Производственный аутсорсинг и подготовка кадров в технической эксплуатации машинных парков Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
155
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ МАШИННЫХ ПАРКОВ / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ АУТСОРСИНГ / ПОДДЕРЖАНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА / TECHNICAL MAINTENANCE OF MACHINERY FLEET / INDUSTRIAL OUTSOURCING / SUPPORT AND ADVANCED TRAINING OF STAFF

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Манаков Алексей Леонидович, Кирпичников Антон Юрьевич

Рассматривается производственный аутсорсинг предприятий, осуществляющих эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт строительных и дорожных машин. Одним из направлений является передача высшим учебным заведениям права на повышение квалификации сервисного персонала. Дается анализ взаимодействия ООО «Восточная техника» и Сибирского государственного университета путей сообщения по организации учебно-лабораторной базы и методике проведения курсов повышения квалификации. Использование аутсорсинга дает возможность эксплуатационным предприятиям сосредоточить максимум внимания на выполнении основных функций, что позволяет повысить эффективность и качество технической эксплуатации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Манаков Алексей Леонидович, Кирпичников Антон Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDUSTRIAL OUTSOURCING AND STAFF TRAINING IN TECHNICAL EXPLOITATION OF MACHINERY FLEET

The article deals with industrial outsourcing of enterprises engaged in exploitation, maintenance and repair of construction and road machinery. One of the directions is the transfer of the right of service personnel advanced training to the institutions of higher education. The analysis of the interaction of LLC Vostochnaya Tehnika and the Siberian State University of Railway Engineering on the organization of the laboratory and training facilities and the procedure to conduct advanced training courses is provided. The use of outsourcing allows enterprises engaged in exploitation to focus on their major functions, which improves the efficiency and quality of technical maintenance.

Текст научной работы на тему «Производственный аутсорсинг и подготовка кадров в технической эксплуатации машинных парков»

УДК 62-192

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ АУТСОРСИНГ И ПОДГОТОВКА КАДРОВ В ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ МАШИННЫХ ПАРКОВ

л _ о

А.Л. Манаков1, А.Ю. Кирпичников2

Сибирский государственный университет путей сообщения, 630049, г. Новосибирск, ул. Дуси Ковальчук, 191.

Рассматривается производственный аутсорсинг предприятий, осуществляющих эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт строительных и дорожных машин. Одним из направлений является передача высшим учебным заведениям права на повышение квалификации сервисного персонала. Дается анализ взаимодействия ООО «Восточная техника» и Сибирского государственного университета путей сообщения по организации учебно-лабораторной базы и методике проведения курсов повышения квалификации. Использование аутсорсинга дает возможность эксплуатационным предприятиям сосредоточить максимум внимания на выполнении основных функций, что позволяет повысить эффективность и качество технической эксплуатации. Ил. 5. Библиогр. 4 назв.

Ключевые слова: техническая эксплуатация машинных парков; производственный аутсорсинг; поддержание и повышение квалификации персонала.

INDUSTRIAL OUTSOURCING AND STAFF TRAINING IN TECHNICAL EXPLOITATION OF MACHINERY FLEET A.L. Manakov, A.Y. Kirpichnikov

Siberian State University of Railway Engineering, 191 Dusi Kovalchuk St., Novosibirsk, 630049.

The article deals with industrial outsourcing of enterprises engaged in exploitation, maintenance and repair of construction and road machinery. One of the directions is the transfer of the right of service personnel advanced training to the institutions of higher education. The analysis of the interaction of LLC "Vostochnaya Tehnika" and the Siberian State University of Railway Engineering on the organization of the laboratory and training facilities and the procedure to conduct advanced training courses is provided. The use of outsourcing allows enterprises engaged in exploitation to focus on their major functions, which improves the efficiency and quality of technical maintenance. 5 figures. 4 sources.

Key words: technical maintenance of machinery fleet; industrial outsourcing; support and advanced training of staff.

В современной экономике все большее распространение получает аутсорсинг, сущность которого заключается в распределении функций в соответствии с принципом «оставляю себе только то, что могу делать лучше других, передаю внешнему исполнителю то, что он делает лучше других» [1]. Первоначально начали использовать аутсорсинг автомобильные производители, размещающие заказы на поставку комплектующих в сторонних компаниях. Ford Motor и Chrysler обратились к использованию аутсорсинга, что позволило им существенно сократить складские запасы и сэкономить средства на их обслуживание. В сопоставлении с General Motors, следовавшей традиционной практике хранения полного набора комплектующих на собственных складах, прибыли этих двух групп автомобилестроителей привели к очевидному выводу о целесообразности применения аутсорсинга [2].

Общая тенденция развития рынка российского аутсорсинга заключается в том, что увеличиваются

объемы и спектр предоставляемых услуг. Конечно, наибольшие объемы их потребления приходятся на крупные российские предприятия, однако быстрыми темпами растет и количество малых предприятий, активно пользующихся аутсорсингами.

Техническая эксплуатация машинных парков представляет собой специфический вид производственной деятельности, осуществляемой эксплуатационными предприятиями (ЭП), отличающимися между собой как масштабами деятельности, так и формой собственности. Использование аутсорсинга, позволяющего добиться повышения эффективности деятельности без крупных дополнительных инвестиций в новые дорогостоящие технологии ремонта и восстановления элементов машин, является одним из направлений повышения их конкурентоспособности на рынке услуг.

В настоящее время наибольшее распространение получает аутсорсинг информационных технологий и бизнес-процессов. Отдельным видом можно выделить

1Манаков Алексей Леонидович, кандидат технических наук, доцент кафедры технологии транспортного машиностроения и эксплуатации машин, первый проректор, тел.: +79134800071, e-mail: manakov005@mail.ru

Manakov Aleksei, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of Technology of Transport Engineering and Machinery Maintenance, First Pro-rector, tel.: +79134800071, E-mail: manakov005@mail.ru

2Кирпичников Антон Юрьевич, аспирант-соискатель, начальник Учебного сервисного центра кафедры технологии транспортного машиностроения и эксплуатации машин, тел.: +79639425140,e-mail: antokir@mail.ru

Kirpichnikov Anton, Postgraduate-applicant, Head of the Training Service Center of the Department of Technology of Transport Engineering and Machinery Maintenance, tel.: +79639425140, E-mail: antokir@mail.ru

производственный аутсорсинг, играющий в последнее время все большую роль в деятельности ряда организаций.

Активное развитие аутсорсинга информационных технологий (ИТ-аутсорсинга) во всем мире объясняется тем, что в связи со стремительным их развитием организациям сложно самостоятельно отслеживать появление технологических новшеств и использовать их, не имея необходимого штата технических работников. Поэтому становится выгоднее привлекать организации со штатом высококвалифицированных специалистов в области информационных технологий, чем создавать и расширять собственные специальные подразделения. Так, например, аутсорсеру может быть передан сбор и обработка информации о месторасположении и техническом состоянии машин, работающих на различных объектах, особенно при значительном их удалении от ЭП.

Аутсорсинг бизнес-процессов (АБП) характеризует комплекс второстепенных технологических операций, из числа которых на аутсорсинг могут быть переданы управление персоналом, реклама, логистика и др.

Производственный аутсорсинг базируется на передаче предприятием части своих производственных процессов сторонней организации или продаже части своих подразделений другим организациям, взаимодействие с которыми может осуществляться уже в рамках аутсорсинга.

Для ЭП, осуществляющего техническое обслуживание и ремонт машин (ТО и Р), основные виды производственного аутсорсинга можно представить в виде структурной схемы (рис. 1).

К основным формам аутсорсинга для управления технической эксплуатацией машинных парков можно отнести капитальный ремонт, качество выполнения которого определяется уровнем оснащенности ремонтной базы дорогостоящим высокотехнологическим

оборудованием, которым, как правило, не располагает ЭП. Аналогичная ситуация характерна и для восстановления изношенных тяжелонагруженных деталей и узлов - коленчатых валов, блоков цилиндров, редукторов и др.

Для крупных ЭП представляется целесообразным реализовать аутсорсинг запасных частей, комплектующих изделий, расходных материалов с использованием услуг экспедиторов и транспортных компаний, иными словами, организовать работу с логистическими фирмами.

К числу преимуществ, получаемых от аутсорсинга, можно отнести снижение себестоимости функций, передаваемых аутсорсеру. Последний, как правило, осуществляет выполнение порученных ему функций дешевле вследствие специализации в узкой предметной области и благодаря эффекту масштаба, достигаемого при выполнении однотипных операций одновременно для множества клиентов.

Кроме того, для ЭП чрезвычайно важно усиление концентрации внимания на основных его целях путем делегирования второстепенных функций, или отдельных, входящих в их состав, операций, что дает возможность сфокусироваться на повышении качества эксплуатации машинного парка. К тому же концентрация на основных функциях позволяет проводить оптимальный реинжиниринг, повышая эффективность работы и такие показатели, как стоимость, качество, сервис и затраты.

Необходимо остановиться еще на одном из важнейших видов производственного аутсорсинга - подготовке кадров и повышении их квалификации. Очевидно, что эти функции с наибольшей эффективностью могут выполнять вузы, в которых должны быть созданы условия для адресной подготовки специалистов.

В качестве примера можно рассмотреть опыт, на-

Рис. 1. Виды производственного аутсорсинга

коленный в результате совместной деятельности Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС) и ОАО "Восточная техника" - официального дистрибьютора фирмы "Caterpillar" (CAT).

Обратимся к анализу отказов, возникающих при эксплуатации машин. Общепринятым является их подразделение на три основных группы: постепенные, обусловленные изнашиванием (80-90%); внезапные (8-10%) и аварийные (4-8%) [3, 4].

При этом считается, что аварийные отказы, связанные с наездами, столкновениями, опрокидыванием и т. д., обусловлены человеческим фактором, а внезапные отказы в большинстве своем вызываются техническими причинами.

Эксплуатационные отказы элементов машин, обусловленные их изнашиванием, можно отнести к прогнозируемым. Вместе с тем, при эксплуатации машин довольно часто наблюдаются отказы, вызываемые нарушением технологических процессов ремонта, сборки или обслуживания. На рис. 2 представлена диаграмма причин выхода из строя сложного современного оборудования и механизмов, построенная на основе статистических данных CAT.

Аналогичная ситуация наблюдается и при анализе отказов путевых машин ПРММ ст. Чулымская ЗСЖД

за 2010 г., диаграмма которых приведена на рис. 3.

Как следует из приведенных диаграмм, человеческий фактор оказывает существенное влияние на рост количества отказов при неквалифицированном воздействии на объект, при обслуживании машин, их агрегатов и узлов.

Сущность проблемы состоит в том, что ситуация, в которую попадает человек через несколько лет после получения профессионального образования, характеризуется нарастающим разрывом между увеличивающимся количеством новых знаний, относящихся к его профессии, и его собственным уровнем подготовки, который без постоянной учебы со временем понижается вследствие непрерывного устаревания части полученных в учебном заведении знаний.

В последнее время произошли серьезные изменения в конструкции строительных, дорожных и транспортных машин. Они стали высокотехнологичными комплексами, в связи с чем ЭП зачастую не используют все возможности машин, а эксплуатируют их при 50-57-процентной производительности. Это зависит не только от операторов, но и в первую очередь от сервисных инженеров, которые зачастую не способны содержать машины в работоспособном состоянии из-за их сложной конструкции. Очевидно, что они должны

Причины отказов

80

3 60

н

к

£ 40

о Л

К 20

Работа и Сборка Материалы и

обслуживание конструкция

систем

Рис. 2. Причины выхода из строя сложного современного оборудования и механизмов

Причины отказов

60

а 40

к

ID

I 20

И

0 -\----1---1--ь

Обслуживание систем Износ Прочие

Рис. 3. Отказы путевых машин

обладать знаниями, отвечающими современному уровню развития техники, иметь практические навыки по оценке состояния машин, их узлов и знать методы технической поддержки.

Появление на рынке большого количества современных образцов зарубежной техники и одновременная эксплуатация изношенных парков отечественной техники создают еще более неблагоприятную обстановку, осложняющуюся двумя причинами:

- существует информационный вакуум; производители техники не стремятся предоставить техническую информацию учебным и эксплуатационным предприятиям, отдавая техническое сопровождение и обучение дилерам;

- дилерские учебные центры в большинстве своем

не могут обеспечить подготовку специалиста в полном объеме из-за отсутствия своей учебной базы и квалифицированных преподавателей.

Выход из сложившейся ситуации - в новом направлении деятельности высших учебных заведений, преимущественно университетов, базирующемся на заключении стратегического партнерства с мировыми лидерами по производству техники и оборудования. ОАО «Восточная техника» и СГУПС создали совместный учебный сервисный центр, обеспечивающий повышение квалификации сервисных инженеров CAT и подготовку сервисных инженеров - выпускников СГУПСа.

Рис. 4. Лаборатория ДВС Учебного сервисного центра

Рис. 5. Стратегия развития сервисного обучения: А - механик-стажер; В - специалист по системам; С - специалист по моделям; D - инженер по диагностике

«Восточная техника» оснастила лаборатории университета машинами, агрегатами, диагностической аппаратурой, специализированным инструментом, приспособлениями. К основному оборудованию, предоставленному на безвозмездной основе, можно отнести: экскаватор гусеничный гидравлический 4-й размерной группы САТ-330; дизель-генераторную установку мощностью 800 кВт с мощностью ДВС 1100 л.с.; С 32 САТ; действующий ДВС, обладающий возможностью компьютерной диагностики основных его систем С 7 САТ; дизельный двигатель на стенде-кантователе 3406 САТ; автоматическую гидравлическую трансмиссию карьерного самосвала ZUMA CAT; комплекты диагностического оборудования; набор специализированного инструмента, предназначенного для сборки-разборки двигателя 3406 САТ и многое другое. На рис. 4 показан общий вид лаборатории ДВС.

Обучение и аттестация сервисного персонала по программе SERV 3100 ведется профессорско-преподавательским составом университета по следующим курсам: «Основные принципы работы двигателей»; «Электрические системы»; «Системы кондиционирования воздуха»; «Топливные системы»; «Основы гидравлики»; «Силовые передачи I, II»; «Гидравлические системы»; «Электронное оборудование машин»; «Диагностика и ремонт двигателя»; «Дизель-генераторные установки».

Эта программа рассчитана на 1-2 года и реализуется во время работы сервисного инженера в компании на базе диплома о высшем образовании (уровень А) с интернет-тестированием и самостоятельной работой. Трудоемкость аудиторной работы составляет 600-800 часов (в зависимости от состава курсов), а по окончанию обучения инженеру присваивается уровень В. Стратегия развития обучения показана на рис. 5.

Можно отметить, что эффективность рассматриваемого вида обучения обусловлена тем, что оно проводится по учебным пособиям с большим количеством иллюстрационного материала, есть версия для студента и преподавателя, причем можно наблюдать эволюцию материалов, связанную с совершенствованием ИТ-технологий (через корпоративную сеть CAT).

Кроме того, имеются электронные тренажеры, как виртуальные, так и натурные, а рабочие программы предусматривают достаточно большой объем самостоятельной работы, в том числе 45% тренингов и 5% тестирующих мероприятий.

Таким образом, к одному из стратегических приоритетов повышения эффективности работы парков транспортных и технологических машин можно отнести поддержание и повышение квалификации персонала на современном техническом уровне, реализуемые с использованием основных принципов аутсорсинга.

Библиографический список

1. Пономарева А.К., Гордеев Д.А., Манаков А.Л. Повышение совокупного потенциала строительных систем на основе применения аутсорсинга: монография. Новосибирск: Изд-во СГУПСА, 2006. 52 с.

2. Иванов В.В., Хан О.К. Аутсорсинг производственных и финансовых бизнес процессов предприятия с использованием средств электронной коммерции // Финансы и кредит. 2002. № 15. С. 49-53.

3. Российская энциклопедия самоходной техники: справ. и учеб. пособие для специалистов отрасли "Самоходные машины и механизмы". Т. 2. Основы эксплуатации и ремонта самоходных машин и механизмов. М.: Просвещение, 2001. 358 с.

4. Зорин В.А., Бочаров В.С. Надежность машин: учебник для вузов (УМО). Орел: ОрелГТУ, 2003. 549 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.