&
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕРВИСА В ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ НАУКИ, ТЕХНОЛОГИЙ И ТЕХНИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Нужно уметь извлекать из факта смысл.1
Указом Президента от 7 июля 2011 г. № 899 [1] Правительство РФ определило приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечень критических технологий Российской Федерации. В перечне приоритетных, среди других, названы: информационно-телекоммуникационные системы; науки о жизни; рациональное природопользование; транспортные и космические системы; энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика.
3 ноября 2011 г Правительство РФ опубликовало распоряжение N 1944-р «О перечне направлений подготовки (специальностей) в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, специальностей научных работников, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики» [2], которое должно сориентировать абитуриентов и научных сотрудников по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики. В перечне перечислены те направления бакалавриата, специалитета и магистратуры, которые признаны важнейшими для развития экономики на текущем этапе. Здесь же приводится перечень специальностей научных работников, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики.
Предполагается, что данный перечень соответствует наиболее востребованным специальностям для модернизации и технологического развития российской экономики. Т.е. это высокотехнологичные профессии, обеспечивающие внедрение современных, в том числе -инновационных технологий в наиболее значимые для страны отрасли экономики, связанные с развитием транспорта, энергетики, использования природных ресурсов, медицины, охраны окружающей среды.
Из [2] очевидно, что перечень направлений подготовки высшего профессионального
образования, утвержденный приказом МИНОБРНАУКИ № 337 от 17 сентября 2009 г. [3] существенно сокращен. Там оставлены только те направления подготовки, в названии которых читаются смысловые выражения, соответствующие перечням, основополагающего документа [1].
Так из числа "приоритетных" в полном объеме исключены: физико-математические,
естественные, гуманитарные и социальные науки, также в полном объеме исключены: образование и педагогика, культура и искусство, экономика и управление, сфера обслуживания, сельское и рыбное хозяйство, геодезия и землеустройство, геология, разведка и разработка полезных ископаемых, морская техника, воспроизводство и переработка лесных ресурсов, технология продовольственных продуктов и потребительских товаров, архитектура и строительство, безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды. В перечень "приоритетных" не вошли направления подготовки ВПО, обеспечивающие развитие и функционирование отрасли отечественного машиностроения, такие как: металлургия, машиностроение, технологические машины и оборудование, прикладная механика, конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств.
Очевидно, что государственная политика РФ направлена на развитие лишь тех направлений, которые могут обеспечить первенство страны в рамках мировой экономики. Именно в этих направлениях сосредоточена финансовая и политическая государственная поддержка. Следует предположить, что в направлениях, оказавшихся за рамками "приоритетных" государственная политика направлена на поддержку развития частного предпринимательства - малого и среднего бизнеса.
1 Максим Горький
Недавно опубликован проект нового перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования [4], где сохранены практически все направления предыдущего [3]. Возможно, в ближайшем будущем расширится и перечень перспективных направлений подготовки.
На сегодняшний день трудно переоценить значимость принятых Правительством РФ документов [1] и [2] в актуализации которых МИНОБРНАУКИ проводит весьма последовательную политику. Так проведенный в 2012 году мониторинг вузов, выявил ряд неэффективных из них, которые никак не связаны с приоритетными направлениями. Проводимая МИНОБРНАУКИ реорганизация вузов также не затронула те, которые обеспечивают подготовку по приоритетным направлениям из перечня [2]. Результаты мониторинга 2013 года пока не опубликованы, однако вполне предсказуемы.
В сложившейся ситуации больше всех выигрывают те вузы, которые традиционно обеспечивают подготовку кадров либо по приоритетным направлениям, где сосредоточено государственное финансирование, либо те, которые давно стали "ведомственными" в силу того, что обеспечивают воспроизводство кадров в наиболее прибыльных отраслях экономики, связанных с добычей и транспортировкой полезных ископаемых, энергоресурсов, с железнодорожным транспортом.
Больше всех испытывают трудности те вузы, которые в силу состояния современной экономики потеряли свою "профильность", т.е. отрасль реальной экономики, характеризующейся рентабельной деятельностью составляющих ее предприятий. Это относится в большой мере к машиностроительным предприятиям, обеспечивающим производство высокотехнологичного оборудования для внутреннего рынка, а также предприятий сферы сервиса, обеспечивающих непосредственно обслуживание населения, монтаж, ремонт и эксплуатацию такого оборудования и приборов.
Многие, так называемые, сервисные вузы по результатам мониторинга 2012 г. по признакам "непрофильности" или неэффективности оказались в списке подлежащих реорганизации, т.е. проходят стадию присоединения к другим, либо к техническим, либо к экономическим вузам, в то время как чуть больше сорока лет тому назад сеть таких вузов создавалась в стране с целью обеспечения повышения уровня жизни населения за счет приоритетного развития отрасли бытового обслуживания -важнейшего сегмента сферы сервиса. Сегодня этот сегмент находится в ведении министерства промышленности и торговли, среди задач которого решение проблем, связанных со многими
приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники в РФ.
Сфера сервиса на сегодняшний день определяет качественный уровень широкого спектра услуг, предоставляемых населению РФ. Современная экономика развитых стран мира в течение нескольких десятилетий характеризуется непрерывным опережающим развитием этой сферы по сравнению с материальным производством. Ее доля в общем объеме капиталовложений достигает уровня шестидесяти - семидесяти процентов и характеризуется долей капиталовложений на уровне тридцати - сорока процентов. Причиной ее опережающего развития является повсеместное внедрение высокотехнологичного оборудования и инновационных технологий.
По признаку потребления, сфера сервиса сегодня разделена на два традиционных сектора - производственный и ориентированный на обслуживание населения. Производственный сектор включает деятельность по техническому обслуживанию, наладке, настройке и ремонту производственного оборудования. Трудовую деятельность в этом секторе осуществляют специалисты - в основном выпускники инженерно-технических специальностей и направлений подготовки ВПО и СПО. Однако в РФ, характеризующейся традиционно высоким уровнем подготовки инженерно-технических специалистов, даже данный сектор все же практически не потребляет высококвалифицированные кадры, ориентированные непосредственно на сервисную деятельность.
Как правило, в РФ этим видом деятельности занимаются предприятия - производители и поставщики оборудования или специально создаваемые структурные подразделения и службы самого предприятия, использующего данное оборудование в производственном процессе. Большинство из этих предприятий зарубежные, ведущие агрессивную политику по отношению к потребительскому рынку РФ. Реже создаются инициативные самостоятельные предприятия, оказывающие однотипные производственные услуги, например: по вибродиагностике, балансировке, тепловой диагностике и электродиагностике оборудования, по ремонту и обслуживанию транспортных и технологических машин и др.
Сегмент сферы сервиса, направленный на предоставление бытовых услуг населению более разнообразный. Именно он характеризуется в настоящее время высокой экспансией в основном от зарубежных производителей высокотехнологичной техники и технологий, предназначенных для удовлетворения населения в обеспечении безопасного и комфортного проживания, быта и отдыха, социальных, духовных и культурных потребностей.
Объем рынка бытовых услуг в РФ оценивается примерной величиной около 600 млн. долларов США, которая непрерывно увеличивается примерно на 5 - 10 % ежегодно. Наибольшую часть этого объема составляют социально-профессиональные услуги - финансы, банки, страхование, аудит, реклама. Значительную долю составляют распределительные услуги - торговля, транспорт, связь. Доля бытовых услуг в общем объеме платных услуг населению (наибольший удельный вес в общем объеме платных услуг занимают услуги обязательного характера, например,- жилищнокоммунальные) не имеет тенденции к росту, что характеризует тот факт, что в целом сегмент бытового обслуживания населения развивается неустойчиво.
Сегодняшняя Государственная политика РФ в сфере занятости населения направлена на обеспечение рабочими местами всех категорий граждан страны, включая лиц с ограниченными возможностями. Российский рынок труда в сфере сервиса значительно отличается от рынков развитых стран Европы и США, где в этой сфере получили распространение, в основном, малое частное предпринимательство и семейный бизнес, обеспечивающие наибольшую занятость населения.
Перед российской экономикой, как и любой другой национальной экономикой, стоит задача обеспечения высокого уровня качества жизни населения. В наибольшей мере эта задача решается за счет удовлетворения потребностей в жилищно-коммунальных и бытовых услугах, в услугах туриндустрии, автосервисе, гостиничном сервисе, в оказании юридических и государственных услуг - в качественном оснащении жизнедеятельности населения и предприятий сферы сервиса высокотехнологичной техникой и технологиями, включающие критические. Более того, развитие сервисной инфраструктуры - это подъем одной из отраслей экономики, которая будет приносить налоговые отчисления.
Современные тенденции в развитии сферы сервиса в РФ связаны с непрерывным увеличением спроса на услуги автосервиса. Это обусловлено как развитием отечественного автомобилестроения, так и, в большей степени, увеличением импорта иностранных автомобилей - особенно быстрым ростом парка легковых автомобилей. В последние 2 ^ 3 года значительно увеличился также спрос на услуги по ремонту и монтажу сложной техники и высокотехнологичного оборудования жилищнокоммунального и бытового назначения. Увеличение в последние годы выделения земельных участков под жилищное строительство способствовало динамичному развитию услуг по ремонту и строительству жилья и других постро-
ек, а развитие туризма, физкультуры и спорта, привели к наращиванию объема услуг фотоателье и кино-фотолабораторий. Растет потребительский спрос на монтаж и обслуживание новых нетрадиционных систем отопления, освещения, энергообеспечения, охраны и ограничения доступа в помещения другие виды высокотехнологичного оборудования, возобновляемые источники энергии, обеспечивающие экологическую безопасность и экономию энергоресурсов. Все эти тенденции напрямую связаны с перечнем критических технологий и приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники в РФ.
Интенсивному развитию организаций сферы сервиса во многом способствует все возрастающий спрос на бытовые и жилищнокоммунальные услуги, как со стороны корпоративных клиентов - банков, офисных и торговых центров, так и со стороны частных лиц. При этом увеличение спроса на бытовые услуги в последние годы обусловлено потребностью наиболее обеспеченной части россиян (не более 10 - 15% населения). Неравномерность спроса на бытовые услуги среди населения с различным уровнем дохода приводят к уходу из сферы ряда предприятий ранее ориентированных на обслуживание малодоходных слоев населения - к их и перепрофилированию на обслуживание обеспеченных клиентов, обладающих повышенным спросом на высокотехнологичную современную технику бытового и жилищно-коммунального назначения.
Существует множество объективных причин сдерживающих и даже останавливающих темпы развития сферы сервиса в РФ, препятствующих созданию оптимальной структуры - подобной структурам развитых европейских стран [6]. Все они связаны с посткризис-ным состоянием экономики РФ. Одна из основных - уже ставшая традиционной для любой отрасли экономики - недостаток высококвалифицированных кадров, особенно инженерных, ориентированных на обслуживание техники бытового и жилищно-коммунального назначения [5]. Полемика о нехватке кадров для решения стратегических задач развития науки и техники в РФ ведется на самом высоком уровне. Отмечается, что количество грамотных специалистов, способных развивать и обслуживать высокотехнологичную сферу сервиса, справляться с потоком современной технической информации и генерировать новые идеи тает на глазах, а количество работы и вакансий для них на тех же глазах растет. Численность выпускников вузов по техническим специальностям составляет чуть более двадцати тысяч в год. При этом, лишь треть из них идет работать по специальности. Доля высококвалифицированных специалистов - выпускни-
ков вузов, ориентированных на сферу сервиса и вовсе незначительна. На сегодня уже большая часть ведущих должностей в этом секторе занимают специалисты пенсионного возраста, непосредственным обслуживанием оборудования в сфере сервиса, особенно в ЖКХ, занимаются неквалифицированные специалисты, зачастую трудовые эмигранты из восточных республик СНГ. В таких условиях не только проектирование и производство, но и обслуживание нового оборудования и технологий, купленных за рубежом, должно столкнуться с проблемой нехватки технических специалистов. Что вызывает большие трудности по внедрению результатов науки, технологий и техники по приоритетным направлениям их развития в данную сферу.
В настоящее время сфера сервиса в РФ имеет сложную стохастически складывающуюся структуру, не имеющую признаков самостоятельной отрасли. Более того, многие предприятия сферы сервиса являются таковыми только по отчетности, а занимаются другими видами деятельности. Управление сферой сервиса на федеральном уровне каким-либо государственным органом не осуществляется. Только законопроект «Об основах бытового обслуживания населения в Российской Федерации» позволяет предприятиям бытового обслуживания, входящим в эту сферу, после длительного периода неорганизованности и бесправия восстановить хотя бы частично свои профессиональные институты в рамках негосударственной схемы организации управления, основой которой, по мнению государства должны стать ремесленные палаты, ассоциации и др.
Особенностью сектора экономики направленного на обслуживание является его гу-манитарность - непосредственная близость к потребителю - заказчику потребляемой услуги. Эта особенность диктует необходимость развития коммуникативных компетенций специалистов, работающих в данном секторе. Данная необходимость привела к тому, что в РФ была создана целая сеть сервисных вузов. Министерством образования и науки был принят стандарт ВПО по направлению подготовки «Сервис». Особенностью содержательной части стандарта было формирование специалиста сферы сервиса по трем основным составляющим предметно-ориентированной подготовки, а в последствии - с введением ФГОС - компе-тентностной (предметно-деятельностной): коммуникативной, экономической и технологической (технической). Выпускники сервисных вузов на сегодняшний день полностью закрывают потребности сферы сервиса в специалистах, работающих в контактной зоне с потре-
бителями услуги, способны организовывать и эффективно управлять малыми предприятиями сферы услуг.
В опубликованном проекте нового перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования [4] сохранены направления, обеспечивающие подготовку специалистов для сферы сервиса, в том числе «Сервис», «Технологические машины и оборудование» и др., традиционно готовившие кадры для данного сектора экономики. Однако кардинальное решение, способствующее устойчивому развитию этого, несомненно, рентабельного сектора, может быть предопределено путем выделения его в отдельную отрасль экономики, путем включения сервиса в перечень критических технологий и приоритетные направления развития науки, технологий и техники РФ.
Литература
1. Указ Президента РФ от 7 июля 2011 г. N 899 "Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации" [Интернет ресурс] иКЬ: http://www. garant.rU/hotlaw/federal/335057/ (Дата обращения 05. 11. 2013).
2. Распоряжение N 1944-р О перечне направлений подготовки (специальностей) в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, специальностей научных работников, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики [Интернет ресурс] иКЬ: http://img.rg.ru/pril/54/63/35/5630_4.gif (Дата обращения 05. 11. 2013).
3. Перечень направлений подготовки высшего про-
фессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «бакалавр». Приложение 1. к приказу Министерстваобразования и науки РоссийскойФедерацииот «17» сентября 2009 г. № 337. [Интернет ресурс] иКЬ:
http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m337.html (Дата обращения 05. 11. 2013).
4. Проект приказа МИНОБРНАУКИ РФ «Об утвер-
ждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» [Интернет ресурс] иКЬ: http://regulation.gov.ru/project/
4703.html?point=view_project&stage=2&stage_id=225
4. (Дата обращения 05. 11. 2013).
5. Лепеш Г.В. Сервис машин и оборудования бытового и жилищно-коммунального назначения.// Технико-технологические проблемы сервиса. -2013. № 1 (23) - с . 3 - 5.
6. Лепеш Г.В. Перспективы развития сферы бытового обслуживания населения Российской Федерации.// Технико-технологические проблемы сервиса. -2012. № 4 (22) - с . 3 - 5.