Научная статья на тему 'Сердца без рамок'

Сердца без рамок Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
152
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖНИКИ-ФРОНТОВИКИ СВЕРДЛОВСКА / ФРОНТОВОЙ РИСУНОК / КНИГА «ХУДОЖНИК НА ВОЙНЕ» / VETERAN ARTISTS OF SVERDLOVSK / FRONT-LINE DRAWING / THE BOOK «ARTIST AT WAR»

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ярков С. П.

Статья посвящена уральским художникам участникам Великой Отечественной войны. Приводятся биографические сведения (художественные учебные заведения, места сражений, боевые награды), дается обзор видов искусства, жанров и тем, в которых работали художники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сердца без рамок»

УДК 7(571.150) С. П. Ярков1

Екатеринбургское региональное отделение Союза художников России Екатеринбург, Россия

СЕРДЦА БЕЗ РАМОК2

Статья посвящена уральским художникам - участникам Великой Отечественной войны. Приводятся биографические сведения (художественные учебные заведения, места сражений, боевые награды), дается обзор видов искусства, жанров и тем, в которых работали художники.

Ключевые слова: художники-фронтовики Свердловска; фронтовой рисунок; книга «Художник на войне».

И. Н. Нестеров. Зоя. 1957. Холст, масло. 108x79

Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Мирный ход жизни советского народа круто изменила начавшаяся Великая Отечественная война. Теперь у советских людей была одна цель - разгромить врага. Лозунг, выдвинутый временем, - «Всё для фронта! Всё для победы!» - стал законом жизни каждого советского человека. В выполнении этой жизненно важной задачи принимали участие и художники. Одни из них сражались как солдаты с оружием в руках, другие разили врага силой искусства, поднимая дух и укрепляя моральную стойкость людей, помогая им быстрее осознать смысл и задачи борьбы с фашизмом.

Немало свердловских художников ушло в действующую армию. С первых дней войны и до ее победного конца ведущий уральский график Ю. А. Иванов выступал во фронтовых газетах с политическими плакатами. На страницах «Комсомольской правды» военных лет и в армейской газете «На разгром врага!» часто печатались фронтовые зарисовки, плакаты и политическая сатира свердловчани-

на А. Г. Вязникова, ушедшего на фронт в 1941 году (рис. 1). Сотни фронтовых километров прошагал по дорогам Украины, Молдавии, Румынии и Болгарии А. М. Минеев, один из активных организаторов Свердловского филиала АХРР и Свердловского отделения Союза художников. В действующей армии находились также И. В. Салов, Е. М. Федулов, Б. Н. Рябов.

В июне 1941 года ушел в армию только что окончивший Свердловское художественное училище живописец Г. П. Гаев. Более молодое поколение художников вынуждено было прервать свою учебу, сменив карандаш и кисть на винтовку и автомат. Для многих художников старшего поколения служба в действующей армии началась еще раньше. Так, Б. В. Волков, П. С. Усачев и Б. М. Вознесенский (рис. 2) были участниками боев с белофиннами, а П. А. Воинков, ушедший в армию с первого курса Всероссийской Академии художеств, получил боевое крещение на Халхин-Голе. Все они затем прошли по трудным дорогам Отечественной войны. Подобных примеров было немало. Толь-

ко из стен Свердловского художественного училища ушли на фронт десятки студентов, многим из которых так и не суждено было закончить учебу - они погибли в боях за Родину. Не вернулись с полей сражений и члены Союза художников Е. М. Федулов, Б. Н. Рябов...

Имя Бориса Семенова стало символом бесстрашия и мужества. Он родился в 1923 г. в городе Ка-мышлове Свердловской области. После окончания семилетки учился в Свердловском училище изобразительных искусств (1938-1941). В армию ушел добровольцем, в 1941 г. окончил пехотное училище. Был командиром стрелкового взвода, затем стрелковой роты 836-го полка 240-й дивизии. Участвовал в боях на Воронежском фронте, был ранен. В октябре 1943 г. рота под командованием старшего лейтенанта Семенова форсировала Днепр около села Лютежа, закрепилась на плацдарме и отбила несколько атак противника, обеспечив тем самым форсирование реки более крупными соединениями. Это событие освещалось в армейской газете и центральной прессе. Борису Самуиловичу Семенову было присвоено звание Героя Советского Союза. А вскоре, в декабре 1943 г., он погиб в сражении у с. Саверцы Житомирской области. Именем героя названа одна из улиц Камышлова, на доме, где он жил, установлена мемориальная доска. Находится мемориальная доска и в стенах Свердловского художественного училища им. И. Д. Шадра в Екатеринбурге.

Важное место среди всех видов и жанров искусства занимает фронтовой рисунок, с ним не могут сравниться ни фоторепортаж, ни документальное кино, которым нужны определенные условия. Художник же мог зафиксировать поразивший его сюжет в любых обстоятельствах, лишь бы под рукой был материал, оставляющий след на бумаге. Сейчас стали известны рисунки, исполненные даже в условиях фашистских концлагерей. Рисунок художника, самый беглый его набросок, в отличие от фотографии, всегда имеет эмоционально направленный акцент, так как выполнен не просто рукой, а обнаженным нервом. Главным объектом внимания художников был солдат. Зарисовки героев дня приходилось выполнять в боевых

Рис. 1.

А. Г. Вязников. Передовая техника -крылья семилетки. Плакат. Автор текста И. Тарабукин. 1959. Свердловское книжное издательство. Бумага, типографская печать. 90x60

Свердловский областной краеведческий музей им. О.П. Клера

Рис. 2.

Б. М. Вознесенский. Выходила на берег Катюша... Плакат. 1975. Бумага, гуашь. 90x134

Свердловский областной краеведческий музей им. О.П. Клера

Рис. 3.

Б. В. Волков. 1941 год. 1958. Холст, масло. 100x130

Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Рис. 4.

М. В. Гумённых. Обелиски. 1968. Холст, масло. 50x67

Из семейного собрания художника

условиях - окопах, блиндажах, землянках, в походах, на привалах, в кабинах самолетов и башнях танков. Тысячи рисованных портретов уходили в солдатских треугольниках в тыл к родным - эту очень важную работу художников не оценили в должной степени до сих пор. Во фронтовых рисунках не только фиксировались моменты войны или люди, совершающие героические поступки, - в них передавалась авторская оценка увиденного, его размышление, раздумье, ибо каждый художник, будучи на войне, мечтал о создании

своего неповторимого произведения. Эта мечта придавала силы, расширяла тематический кругозор.

Ярким примером этого могут служить фронтовые рисунки В. В. Зимина. Уроженец Алапаевска, он учился в Академии художеств в Ленинграде и работал над дипломом, который так и остался не оконченным. Будучи нестроевым, Зимин ушел в народное ополчение, заведовал эвакопунктом, командовал взводом саперов и каждую свободную минуту рисовал. На его рисунках военные дороги: марши пехоты, привалы, движение гужевого, автомобильного и железнодорожного транспорта и все встречающиеся на его пути ситуации... Мечта показать войну средствами искусства постоянно жила у Зимина, жила и надежда - в мирное время на основе своих рисунков написать живописные полотна. На фронте он делал наброски иллюстраций к произведению Н. Тихонова «Слово о 28 гвардейцах». По счастливому стечению обстоятельств Зимин попал в составе фронтовой делегации на Урал, куда привез свои рисунки и дневниковые записи, - это бесценное наследие опубликовано в книге «Художник на войне» (1990). После возвращения на фронт Валентин Зимин погиб в 1943 году под Харьковом.

После окончания войны студенты художественных училищ, как правило, возвращались в свои учебные заведения. Одни - для завершения учебы, другие - чтобы ее начать. И всех их, несмотря на разницу в возрасте и характерах, объединяло страстное желание наверстать упущенное. В этом как раз и сказался характер и воля солдат-фронтовиков. Они поражали своих педагогов целеустремленностью, упорством и чувством ответственности. Преодолевая все препятствия, фронтовики с успехом заканчивали училища и активно включались в творческую и общественную жизнь. При этом нельзя забывать, что многие из них не только преодолевали материальные, жилищные и другие невзгоды послевоенной поры, но и несли тяжкий груз болезней после перенесенных ранений.

Творческая жизнь бывших фронтовиков - тот же подвиг. Многим из них, в большинстве случаев по объективным причинам, не удалось получить высшее образование, однако это не помешало достичь им определенных высот в искусстве. Высокого звания народного художника Российской Федерации удостоен Е. И. Гудин, заслуженными художниками Российской Федерации стали П. А. Сажин, Г. П. Гаев, П. С. Бортнов.

В послевоенные годы у всех художников, прошедших войну, определился круг тем, любимый жанр. Однако в творчестве каждого из них есть черты, связанные с боевой биографией. Это в первую очередь особое отношение к человеку, цену жизни которого художники-фронтовики глубоко постигли. Наверное, не случаен тот факт, что многие из них уже на первых выставках выступили с портретами, хотя в дальнейшем избрали другие жанры. Так, успешную заявку сделал Б. М. Витомский, создав в 1949 году интересный образ рабочего ВИЗа Петра Заики, постоянно выступал с портретами на выставках О. Г. Мелентьев (рис. 6). Начиная с 1947 года много и успешно работал в этом жанре Г. П. Гаев: его портреты доярки М. И. Фино-деевой, профессора Н. А. Тананаева, партизанского летчика О. Г. Крымского успешно демонстрировались на многих выставках.

Боевое крещение сержант Павел Воинков принял в августе 1939 года на Халхин-Го-ле, где получил свою первую боевую награду - медаль «За боевые заслуги». В боях под Москвой 1941 года лейтенант Воинков командовал минометным взводом. За подвиги в боях он награжден орденами Отечественной войны, Красной Звезды и медалями. На Орловско-Курской дуге старший лейтенант Воинков, командир минометной роты, был тяжело ранен, он потерял правую руку. Вернувшемуся домой инвалидом, ему, по существу, пришлось начинать все с начала — переучиваться работать в таком тонком деле, каким является жанр портрета. Сколько прошло бессонных ночей, сколько переделано вариантов, знают лишь стены мастерской. Усилием воли и страстным желанием

встать в строй фронтовик сумел добиться цели. П. А. Воинков создал серию портретов людей разных специальностей, среди его героев - сталевар ВИЗа Е.Л. Сысков, токарь Л. Чебакова, звеньевая О. М. Чеснокова, тракторист А. А. Жуков, птичница А. А. Фирсо-ва, доктор биологических наук С. С. Шварц, Герои Советского Союза П. А. Лещенко и В. З. Назаркин.

К скульптурному портрету обращался П. А. Сажин, а С. К. Зюмбилов, посвятив целиком свое творчество этому жанру, создал серию образов рабочих и представителей интеллигенции: портреты старейшего художника Урала И. К. Слюсарева, зубореза УЗТМ (Уральского завода тяжелого машиностроения) Н. И. Храмцова, комбайнера Коноваловой, партизана Н. П. Криулина.

Образ активного человека-созидателя присутствует в жанровых картинах Б. В. Кондрашина «Рапорт», «На трудный участок», П.С. Бортнова «В любую погоду», Г. П. Гаева «Из рейса» и «Горячий ВИЗ».

Не менее выразительны и исторические произведения: «Декреты Родины», «Мы -

Рис. 5. В. В. Зинов. Сквозь годы сияло нам солнце свободы. Плакат. 1948. Свердловское книжное издательство. Бумага, типографская печать. 90x60

Свердловский областной краеведческий музей им. О.П. Клера

Рис. 6.

О. Г. Мелентьев. Портрет медсестры. 1965. Холст, масло. 65x49,8

Екатеринбургский музей изобразительных искусств

кузнецы» Г. П. Гаева, «Красные орлы», «Братья» П. С. Бортнова, «Продотряд», «На безымянной высоте» Р. М. Задорина.

Глубоким чувством пронизаны пейзажные работы, созданные П.С. Усачевым, Б. П. Глушковым, В. В. Трясциным, Е. Н. Мосиным, М. В. Гуменных. Полотна Б. М. Витомского «Зима на Урале», «Морозное утро», «Солнечный день» покоряют тонким лирическим настроением. На фронте вырабатывались и отшлифовывались такие качества людей, как ответственность, честность и искренность. Каждый солдат выполнял ту работу, которую отводила ему война на конкретном месте, выполнял точно, инициативно, безупречно и до конца. Думал ли о каком-то вознаграждении или всенародном признании рядовой Борис Волков, когда под огнем врага полз от окопа к окопу на полуострове Ханко, делая зарисовки героев дня, собирая материал для газеты «Красный Гангут»? Разве думали об этом лейтенанты Геннадий Гаев и Олег Мелентьев, когда они во главе взводов отбивали яростные атаки противника в степях под Сталинградом? Подобных примеров

можно много найти в военной биографии каждого художника.

Виденное и пережитое на фронте легло в основу произведений ряда свердловских художников на тему войны, она стала органической частью их творческой жизни. Широко известны картины Б. В. Волкова «Люди, будьте бдительны!», «Переправа», «Русская каша». Множество произведений на военную тему создал И. Н. Нестеров, в том числе «В тылу врага», «На родном пепелище», «Подвиг Купавина». По-своему убедительно раскрывал тему войны Р. М. Задорин в полотнах «Солдаты» и «Во имя жизни». Большинство произведений художников-фронтовиков, созданных на биографическом материале, являются своего рода документами времени, сохраняющими подлинное значение памятников эпохи.

Основная мысль полотна Б. В. Волкова «1941 год» (рис. 3) - раздумья о судьбе своих родных, товарищей, о своей судьбе, а в конечном счете - о судьбе Родины. Раскрыта эта тема живописцем в простом сюжете: ночь, теплушка, у раскаленной печки дневальный, пожилой солдат, кругом спят бойцы. Сюжет помогает понять направление мыслей человека, а сила его дум, выстраданная и прочувствованная автором, убедительно передана живописными средствами. Неподдельной правдивостью исполнено произведение И. Н. Нестерова «Зоя» (рис. на развороте), где художник запечатлел образ Зои Космодемьянской.

Глубиной личных переживаний покоряют картины Е. И. Гудина: «К своим», «Деревья встанут вновь», «Солдатки. В дни войны», «Лесоповал», «Хлеб войны» и др. Многие картины художник посвятил суровой природе Урала, Сибири, Дальнего Востока, Северу, сочетая мягкую лирику с глубоким философским обобщением. Нередко в картинах нет прямого изображения человека, но по образному строю его пейзажи таковы, что жить и трудиться в них может человек, сильный духом, сродни солдатам Отечественной войны, которые выстояли у стен Москвы,

Ленинграда, на берегах Волги и водрузили знамя Победы над Рейхстагом.

Глубина жизненной основы и степень личного чувства автора должны служить критерием в оценке произведений на военную тему, но при этом нельзя забывать, что чем дальше от нас грозные годы войны, тем величественнее и масштабнее предстает подвиг советских людей, спасших мир от фашизма. Война сегодня рассматривается с позиции наших дней, с позиции людей новых поколений, она увязывается с проблемами современности. Вполне понятно, что со временем изменяется и решение героической темы.

Временная дистанция открывает новые грани, казалось бы, хорошо знакомых событий и фактов, требует нового осмысления и переоценки пережитого. Даже худож-

никам-фронтовикам спустя годы их боевое прошлое, их молодость виделись цельнее, ярче, весомее, и они стремились в формах станковой картины раскрыть более общие темы, опираясь на конкретные жизненные факты.

Так, Е. И. Гудин в полотне «Деревья встанут вновь» затрагивал тему вечности и непобедимости жизни. На фоне сгоревшей, расстрелянной снарядами рощи, от которой остались лишь почерневшие остовы стволов, женщины сажают побеги молодых деревьев, которые вновь зашумят зелеными кронами... Светлую память о погибших и высокую нравственную чистоту живущих с нами людей выразил П. С. Бортнов в картине «Мать. Звезды сыновей» в собирательном образе русской женщины-матери, мужество которой достойно глубокого уважения и преклонения.

Поиски и достижения уральских художников-фронтовиков не изолированы от процессов, происходящих в отечественном искусстве в целом, являются их составной частью. Сегодня можно с гордостью сказать, что художники-фронтовики не только защитили Родину в годы Великой Отечественной войны. Своим целенаправленным творчеством они подняли искусство в пос-левоен-ное время на новую ступень, обратившись к созданию тематической картины, достигнув значительных успехов в жанре портрета и положив начало разработке военно-патриотической темы.

Рис. 7.

Б. К. Смирнов. Творческое содружество. 1949.

Холст, масло. 180x160

Екатеринбургский

музей изобразительных искусств

Об авторе

Ярков Степан Петрович (1924-2009) - кандидат искусствоведения, Екатеринбургское региональное отделение Союза художников России

HEARTS WITHOUT BORDERS Yarkov Stepan Petrovich (1924-2009)

Candidate of arts, Yekaterinburg regional branch of the Union of artists of Russia

Abstract: The paper is devoted to Ural artists who participated in the Great Patriotic war. Biographical information is provided (art schools, places of battle, battle awards) as well as an overview of the types of art, genres and themes in which the artists worked.

Keywords: veteran artists of Sverdlovsk; front-line drawing; the book «Artist at war».

На выставке. С.П. Ярков и Б.В. Кондрашин

Примечания

1. Степан Петрович Ярков (1924-2009), заслуженный работник культуры РСФСР. Родился в деревне Таволжан Сладковского района Тюменской области. В 1952 г. окончил Свердловское художественное училище, в 1958 - факультет теории и истории изобразительных искусств Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Академии художеств СССР. В 1974 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Екатеринбургская художественно-промышленная школа и некоторые проблемы художественного образования в России на рубеже XIX-XX веков» (научный руководитель - профессор Б. В. Павловский). С 1969 г. член Союза художников СССР, член правления Свердловской региональной организации Союза художников, возглавлял секцию искусствоведения и критики. С 1952 г. преподавал в Свердловском художественном училище, с 1959 по 1968 гг. был его директором. Занимался научной, творческой и общественной деятельностью, вместе с Б. В. Павловским он стоял у истоков созданной в 1961 г. кафедры истории искусств Уральского государственного университета им. А. М. Горького, где и работал до конца жизни. Участник Великой Отечественной войны. В августе 1942 г. был зачислен добровольцем в Омское военно-пехотное училище. Служил в 5-й Гвардейской дивизии пулеметчиком, командиром отделения дивизионной разведки. Боевое крещение получил на Орловско-Курской дуге, участвовал в боях при освобождении Белоруссии и Литвы. 18 сентября 1944 г. на границе Восточной Пруссии был тяжело ранен, в январе 1945 г. демобилизован по инвалидности. Награжден орденами Отечественной войны I степени, Славы III степени, медалями. Среди его публикаций важнейшими являются «Художник на войне» (1990), книга «Художники-фронтовики Екатеринбурга и Нижнего Тагила» (2005) и др.

2. Материал из семейного архива предоставлен Б.С. Ярковым. Сохранена авторская стилистика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.