Научная статья на тему 'Тема воины и мира в произведениях художников ХХ столетия из собрания Дальневосточного художественного музея'

Тема воины и мира в произведениях художников ХХ столетия из собрания Дальневосточного художественного музея Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
283
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ / ХУДОЖНИКИ-ФРОНТОВИКИ / КОНЦЕПЦИЯ ВЫСТАВКИ / FAR EASTERN ART MUSEUM / THE VETERAN ARTISTS / THE CONCEPT OF THE EXHIBITION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Козлова Л. Г.

В статье рассматривается проект Дальневосточного художественного музея, посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Рассматриваются произведения дальневосточных художников в общем контексте развития советского искусства. Сопоставляются категории «война» и «мир». Рассматриваются произведения художников участников Великой Отечественной войны и концепция выставки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тема воины и мира в произведениях художников ХХ столетия из собрания Дальневосточного художественного музея»

ДОКАНАТЬ

кого зверя!

УДК 7.04 Л. Г. Козлова

Дальневосточный художественный музей Хабаровск, Россия

ТЕМА ВОИНЫ И МИРА

В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ХУДОЖНИКОВ ХХ СТОЛЕТИЯ ИЗ СОБРАНИЯ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ

В статье рассматривается проект Дальневосточного художественного музея, посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Рассматриваются произведения дальневосточных художников в общем контексте развития советского искусства. Сопоставляются категории «война» и «мир». Рассматриваются произведения художников - участников Великой Отечественной войны и концепция выставки.

Ключевые слова: Дальневосточный художественный музей; художники-фронтовики; концепция выставки.

И. Д. Елкин. Доканать фашистского зверя. Плакат. 1944. Бумага, смешанная техника.

Дальневосточный художественный музей

В год 75-летия Великой Победы всё прогрессивное человечество и в первую очередь российское сообщество - ветераны войны и их внуки, политики и дипломаты, историки и философы, пацифисты и военные, аналитики и деятели культуры - анализируют события Второй мировой войны, перечитывают самые драматические её страницы. Из этого огненного чистилища наша страна вышла еще более окрепшей, единой, восстановив свой великий дух не только для самой себя, но и для человечества. Великая Победа стала актом исторического действия громадной силы и глубины, показав масштаб и возможности нашего народа.

Мировые войны ХХ столетия забрали миллионы человеческих жизней, разрушив судьбы тысяч людей, забрав их надежды и

мечты. В России вчерашние школьники становились солдатами Великой Отечественной. Каждый из них осознавал, что может погибнуть на этой войне, а если ему повезёт уцелеть, то он уже не вернется домой прежним, не сможет жить так, как жил раньше, потому что война оставит неизгладимый след в его судьбе и жизни.

Проблема войны актуальна и ныне. Тем более остро она звучит на фоне непрекращающихся военных конфликтов наших дней, когда в разных регионах планеты не стихают залпы артиллерии, гибнут сотни тысяч ни в чем не повинных мужчин, женщин, стариков и детей, которые не выступали ни за одну из конфликтующих сторон. К сожалению, и сегодня есть люди, которые воспринимают войну как своеобразную игру, забывая, что война - это смерть всему.

Новая музейная выставка в Дальневосточном художественном музее показывает, что даже если на войне человек не теряет самое ценное - жизнь, то всё равно война убивает его идеалы, веру. Исходя из актуальности данной проблемы, музей таким образом выстроил экспозицию произведений на «мирную» и «военную» тематику, чтобы было понятно, что большое искусство рождается в результате большого естественного чувства, и это может быть не только радостью, но и гневом.

Для российских мастеров культуры всегда было характерно публицистическое и эмоционально-экспрессивное раскрытие таких тем-антиподов, как тема мира и тема войны. Во все времена в творчестве художников самых разных наций слово «мир» раскрывалось во всём богатстве его смыслов и оттенков: мир как колыбель человечества; как Земля со всем существующим на ней; как жизнь без вражды; как покой, тишина и гармония.

В отечественном искусстве проблема осмысления художественной модели мира, кроме того, связана с определённым пространственным представлением художника, с тем специфическим образом мира, который задаёт национальная география. Во многих произведениях российских мастеров искусств это образ национальной вселенной, который формируется через связь человека с окружающей природой, с его Родиной. И все художники ощущают его по-своему: экспонируемые на выставке произведения Игоря Грабаря, Николая Ромадина и Алексея Грицая демонстрируют, как авторы создают символы мирной жизни, обращаясь к отвлечённому пространству необъятной России.

Старейшины региональной живописи Георгий Цивилёв, Евгений Короленко, Валентин Степанов, Георгий Ли Гирсу, осваивая национальную картину мира, обращаются не к бескрайним горизонтам российской земли, а к дорогому сердцу пространству малой родины, пространству, известному с детства.

Портреты, пейзажи, натюрморты их совре-менников-хабаровчан Василия Высоцкого и Бориса Шахназарова так же не простое воспроизведение физического ландшафта или реаль-

ных предметов: оба мастера х у д о ж е -ственно осмысливают природу и ценности мирной жизни. Ма-ж о р н ы е интонации этих ценностей, радость мирного бытия обнаруживают себя в работах москвича Николая Терпсихорова, ленинградца Александра Самохвалова, участника сталинградских боёв, художника с выразительной манерой письма Владимира Игошева: это и повседневный труд, и лирические сцены семейной жизни, и детские портреты... Эти произведения придают теме мирного существования человека на родной земле особое онтологическое звучание, связанное с поиском жизненных опор.

Р а з р у -шительным стальным клином в идиллию мирной жизни в первой части экспозиции врезается тема войны. В этом блоке выставки война показана как одна из величайших трагедий XX столетия. Вторая мировая война 1939-1945 гг. стала трагедией как для побежденных, так и для победителей, потому что в эту пору была девальвирована наивысшая ценность на земле - человеческая жизнь.

Если выйти за рамки выставки и обратиться к истории искусства, то изображение испанцем

Рис. 1.

В. В. Завьялов. Удар по врагу. Плакат. 1943. Бумага, смешанная техника.

Дальневосточный художественный музей

Рис. 2.

Д. Д. Нагишкин (рисунок),

П. Комаров (стихи). Винтовка воину подруга... Плакат. 1942. Бумага, смешанная техника.

Дальневосточный художественный музей

Рис. 3.

В. И. Кайдалов. Кто посеял ветер -пожнёт бурю. Плакат. 1943. Бумага, смешанная техника.

Дальневосточный художественный музей

Рис. 4.

М. Г. Козелл. Годы меняют гада. Плакат. 1944. Бумага, смешанная техника.

Дальневосточный художественный музей

Пабло Пикассо трагедии баскского народа в масштабном полотне «Гер-ника» можно назвать ярчайшим и убедительнейшим примером того, что война не может быть совместима с жизнью. Написанная в мае 1937 года в манере кубизма и в чёрно-белой гамме, она стала страшным обвинением фашизму. В канун Второй мировой войны Пикассо стал первым из художников ХХ века, кто показал зверское лицо войны, кто смог передать отражение той страшной действительности. Пикассо не случайно рассказал о бомбардировке Герники немецкой авиацией в абстрактных формах. Только так, пользуясь языком символов, он сумел передать этот нескончаемый крик ужаса жертв Герники, своё пророческое видение Второй мировой войны.

В трагические для советского народа дни Великой Отечественной войны деятели российской культуры честно выполнили свой гражданский долг, сражаясь в рядах действующей армии, участвуя в партизанском движении, создавая антифашистские листовки, плакаты, картины, призывавшие разворачивать народную борьбу против фашистских захватчиков. В изобразительном искусстве тех лет появляется новая тема - тема героической вооруженной борьбы крестьян, рабочих, интеллигенции, всех людей доброй воли против общего врага - фашизма. Появляется и новый герой - человек, который осознал своё предназначение, по-

нял, что его место - в едином антифашистском строю, на стороне сил прогресса и демократии.

Заняв своё место в первых рядах борьбы с коричневой чумой, художники-дальневосточники честно выполнили свою гражданскую и человеческую миссию. Часть из них ушла на передовую, другие - в отряды партизан и ополчение. Между боями они выпускали карикатуры, газеты и плакаты. Но и в тылу вчерашние живописцы, графики, скульпторы также становились бойцами, но бойцами «третьего фронта». Создавая наглядную агитацию, пропагандируя идеи мира, устраивая выставки, воздействуя на сознание и чувства людей, призывая их к сопротивлению фашизму, художники превратили искусство в оружие против врага - не менее опасное, чем настоящее.

Подобно московским «Окнам ТАСС», хабаровские серии плакатов «Удар по врагу» стали мощным пропагандистским оружием [1]. Создаваемые вручную нанесением красок на бумагу через трафарет, в яркой, броской цветовой гамме, они мгновенно откликались на все важнейшие военные и политические события. Плакаты хабаровских авторов представляли собой остроумные, хлёсткие репортажи со всех фронтов, политические эпиграммы на Гитлера и его окружение. По манере многие из них восходили к жанру карикатуры, стиль которой был отточен ещё в среде дальневосточных футуристов в годы Гражданской войны и интервенции на Дальнем Востоке. Теперь же главной была мысль об отпоре врагу, и она должна была быть выражена суровым, лаконичным изобразительным языком, вне зависимости от творческих пристрастий и манеры письма таких ярких мастеров, какими были Николай Баскаков, Василий Высоцкий, Иннокентий Горбунов, Леонид Дешко, Иван Ёлкин, Владимир Кайдалов (рис. 3), Михаил Козелл (рис. 4), Василий Слепченко (рис. 6), Николай Туркин, Алексей Шишкин, Георгий Цивилёв, Даниил Шофман.

Во многих агитационных листах большую роль играли литературные тексты, которые создавали хабаровские журналисты, поэты и писатели - Пётр Комаров, Вадим Павчинский (рис. 5), Дмитрий Нагишкин (рис. 2), Сергей Феоктистов.

Богатые и разнообразные коллекции, хранящиеся в Дальневосточном художественном музее, позволяют представить уникальное графическое наследие, созданное непосредственно в дни войны. И плакат, и фронтовой рисунок в соответствии со своей спецификой доносят до нас эмоции и реалии тяжелых военных лет, сохраняя память о том времени.

В экспозицию «военного» блока выставки вошли работы прежде всего региональных мастеров изобразительного искусства, сумевших в предельно сжатой, но ёмкой и выразительной форме воссоздать историю долгих 1418 дней и ночей войны, историю человеческого подвига, завершившуюся водружением Знамени Победы над Рейхстагом и разгромом Японии.

Здесь же, в этой части выставки, экспонируются подлинные свидетельства тех лет - фронтовые рисунки художника Смелова, пов ествующие о Маньчжурском походе в августе-сентябре 1945-го, завершившемся разгромом Квантун-ской армии, уничтожением последнего очага милитаризма на Востоке и окончанием Второй мировой войны. Боец 2-го Дальневосточного фронта, талантливый рисовальщик Александр Павлович Смелов не расставался со своим походным альбомом: точно фиксировал события тех дней, боев, пожаров и разрушений, делая зарисовки, набрасывая эскизы будущих картин.

Иногда его рисунки изображают трогательные сцены: фронтовой быт, лица мирных жителей, пейзажи освобожденных китайских городов и посёлков, сияющие краски ранней осени, неяркое солнце, голубые горы на горизонте. Но чаще это печальные лики войны -разрушенный японцами дом в Цзямусах (рис. 7), сожженный городок, руины крепости, изувеченный артобстрелами восточный храм, обгорелые и закопченные коробки домов, город с изуродованными деревьями и дорогами, перепаханными бомбежками.

Рассматривая фронтовые рисунки и акварели Александра Смелова, созданные в Маньчжурии, мы отдаем дань памяти солдатам, командирам и фронтовым художникам, прошедшим финальный, завершающий этап войны на Восточном фронте.

Рис. 5.

В. В. Павчинский. Капут. Плакат. 1945. Бумага,

смешанная техника.

Участниками Великой Отечественной войны были многие худож-ники-дальневосточники: И. С. Петухов, А. В. Шишкин, Б. Г. Шахназаров, А. М. Федотов, Г. С. Зорин, В. Г. Зуенко, Д. С.

Шофман, Н. П. Долбилкин, И. А. Горбунов, В. Е. Кайдалов, А. П. Смелов.

«Опалённые вёсны», «Зоя», «Реквием» - все эти произведения посвящены памяти погибших во времена Великой Отечественной войны. Другие работы - «Возврашение», «Васильки» (рис. д^ън^сттнъш

тт т- художественный музей

8), «Наши в Берлине» - воспевают патриотизм советских людей. Но какой бы аспект «военной» темы ни раскрывал каждый из авторов, цель своего творчества любой мастер определял так: «неприятие зла», «руководствуясь добром».

Впечатляющий своими размерами холст ветерана Великой Отечественной, дальневосточника Ивана Сергеевича Петухова «Васильки» (рис. 8) написан очень реалистично, длинными, плавными мазками, академически точно, что и обеспе- Дальневосточный чивает эффект вовлеченности зрителя в сюжет. художественный музей Ощущение таково, словно весь период рассматривания холста ты находишься рядом с главными героями, всё это время вместе с ними. Главное в этом полотне - солдаты в миг передышки между боями, кадр из войны, поставленный на stop: мечты о будущем молоденькой санитарки, воспоминания о родном доме старого воина, размышления командира о грядущем наступлении. А ещё любовь, которая пробивается сквозь войну, как хрупкий стебель цветка

Рис. 6.

В. В. Слепченко. Добить фашистского зверя. Плакат. 1945. Бумага, смешанная техника.

Рис. 7.

А. П. Смелов. Разрушенный японцами дом в Цзямусах. 1945. Бумага, акварель. 26,5x36

Дальневосточный художественный музей

Рис. 8.

И. С. Петухов. Васильки

(опаленная юность моих сверстников). 1985. Холст, масло. 190x151

Дальневосточный художественный музей

- сквозь грубую толщу земли. Бывший солдат Иван Петухов создал свой образ войны «на грани невозможного», когда каждый свой день люди проживали как последний. Когда всё могло закончиться в любой момент.

И этот «последний момент» запечатлел другой мастер - художник послевоенного поколения, сын Ивана Сергеевича - Сергей Петухов. И если его отец написал полотно про людей на войне, то Сергей пишет про войну. «Опалённые вёсны» - так он назвал своё посвящение отцу и всем его ровесникам, чья юность пришлась на начало сороковых. Войны в полотне Сергея Петухова почти нет, но есть история о сгоревшей в горниле войны юности, о несостоявшейся любви, о людях, состраданием к которым проникнута вся его картина.

Тема войны стала одной из центральных в творчестве хабаровского живописца Даниила Шофмана, и это было закономерным: ведь он сам прошел через войну, служил на Западном фронте, был командиром миномётного расчёта. С фронта он вернулся лишь в 1945-м, чтобы вновь взяться за палитру и кисти. Уже сами названия его работ, созданных им в послевоенные десятилетия, достаточно красноречивы - «Двадцать второе июня», «Мать», «В годы войны». В 1970-е годы он вновь вернулся к военной теме, на этот раз большими широкоформатными полотнами: сначала картиной «Минута молчания», затем портретом «Мать Героя Советского Союза Евгения

Дикопольцева». Воспоминания о фронтовых буднях помогли ему добиться максимальной достоверности и проникновенности таких полотен, как «В тайгу, к партизанам» и «О днях минувших» (рис. 9). Многие из персонажей его полотен появились благодаря реальным историям из его фронтовой жизни.

Из Второй мировой войны Советский Союз вышел победителем. В обществе начался эмоциональный подъем - люди радовались всеобщей победе над грозным противником. Изобразительное искусство послевоенного времени и следующих десятилетий образными средствами решает вопросы о смысле жизни, о совести и долге, даёт оценки добра и зла. Этот эмоциональный настрой и определяет заключительную часть музейной выставки. По своему содержанию и структуре эта заключительная «мирная» часть экспозиции достаточно сложная: она включает в себя произведения, отражающие восстановление человеческого духа после войны, его творческого потенциала, достижения культурного и научного прогресса - мирное использование атомной энергии, освоение космоса, появление новых технологий. Другая часть произведений - это своеобразное возвращение к созданию идиллической модели мира, того мира, который был утрачен летом 1941-го.

Имеет смысл отметить две последние работы, логично завершающие экспозицию на тему «войны и мира». Ими стали произведения художников из Комсомольска-на-Амуре - живописное полотно «Чудесный день» Георгия Семёновича Ли Гирсу и графический лист «Без победителей» Юрия Ивановича Быкова. Их работы так же противоположны, контрастны, несоприкасаемы между собой, как и обсуждаемая в рамках выставки дилемма.

Художник Ли Гирсу из числа «детей войны»: в 1942 году Георгий Семенович окончил Самаркандское художественное училище, которое в том же году стало приютом для Российской академии художеств, отправленной из блокадного Ленинграда в эвакуацию. Когда в январе 1944 года академия реэвакуировалась в Загорск, сюда, в живописный и богатый стариной подмосковный город вместе со студентами

и преподавателями переехал и первокурсник Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина Ли Гирсу. Когда академия вернулась к родным пенатам, в Ленинград, Ли Гирсу в числе студентов вместе с жителями города восстанавливал поврежденные бомбардировками здания учебного заведения. В памяти своих коллег-художников он навсегда остался человеком высокой живописной культуры. В обращении с людьми он был неизменно учтив и внимателен. Художник не любил вспоминать ни о голодном детстве, ни о событиях военных лет. Да и в целом, любые проявления извне агрессии, дисгармонии, угрозы ранили его душу.

Свои полотна он всегда писал в мастерской под музыку Бетховена, Моцарта, Шуберта. Он был философом в искусстве и мастером опоэтизированной живописи, которую называли «серебряной» за уникальную технику мастера, придуманную им живописную систему. Художник создал присущую только ему манеру письма с помощью мелких вибрирующих мазков и пастельных штрихов, подголосков наложения красок. Поэтому его пейзажи словно излучают мерцающий свет. Именно таково его «Чудесное утро», удивительно простое по композиции: окрашенное рассветными красками небо, спокойная серебристо-изумрудная гладь Амура, дети, сидящие на высоком берегу реки. Полотно явно не отличается оригинальностью сюжета. Казалось бы, картина - просто о гармонии природы и человека. Но сам автор предпочитал интерпретировать полотно иначе, трактуя его как некую исповедь, как полотно о времени, о человеческой памяти, о важности каждого мгновения жизни. Не случайно художник и написал его ранним июньским утром 1971 года, спустя ровно 40 лет со времени памятного обращения Левитана к советскому народу. Но ни оглядка на войну, ни размышления о судьбе художника, ни его исповедь не уменьшают патетики полотна. Ли Гирсу создал живописную формулу счастья - картину о безмятежном детстве, летнем запахе травы, чистом и свежем воздухе, о данной нам чудесной возможности встречать новый мирный день.

О днях минувших. 1960. Холст, масло. 76x97

Дальневосточный художественный музей

Акватинта «Без победителей» - самая трево- Рис. 9. жная нота выставки. Графический лист Юрия Д С Шофман Быкова можно назвать краткой визуальной устрашающей формулой ракетно-ядерной войны. Пространство белого листа разделено на ряд умозрительных дисплеев радиолокационных станций, с изображением на них траекторий полётов межконтинентальных баллистических ракет и результатов взаимных межгосударственных атак - поражения объектов противника. Юрий Быков представил зрителям схему современного апокалипсиса, черно-белое явление войны, которая, в случае её развязывания, будет принципиально отличаться от «классической» войны в известной нам форме, войны, уничтожающей сами основы существования человечества. Художник характеризует ракетно-ядерную войну как конец социальной жизни, как «летальное» состояние общества, ведущее к гибели всего живого на Земле. Графический лист «Без победителей» -это обращение художника к цивилизованному миру, предупреждение, которое можно назвать криком автора, и этот крик не тише, чем крик «Герники».

Завершаюший фрагмент выставки подводит к мысли о том, что история XX столетия внесла существенные изменения в мировоззрение человека и общечеловеческая трагедия в зверином облике Второй мировой войны никогда не должна забываться. Тема войны - тема вечная. Несколько десятилетий назад человечество

Рис. 10. Г. А. Цивилев. Перед экзаменами. 1954. Холст, масло. 60x80

Дальневосточный художественный музей

пережило чудовищное потрясение. Это такое событие, которое не будет отпускать ещё дол-гие-дол-гие годы. Поэтому произведения искусства о

той войне продолжают удивлять, заставляют сострадать, сопереживать, сочувствовать до слёз. Это нужно прежде всего нашим подрастающим поколениям.

Для художников война во все исторические периоды становится проверкой на приверженность гуманистическим идеалам. Поэтому музейная выставка в Дальневосточном художественном музее не просто повествует о противостоянии добра злу. Она говорит о взаимоотношениях художника и искусства, об ответственности художника перед обществом.

Мир и война - это тема глобальная, и она сводится не только к истории Второй мировой войны и вообще к событиям двадцатого века. Скорее, дело в том, что в искусстве есть такая вечная тема, как бедствия войны. То есть речь не идет лишь о столкновениях на поле брани, речь идет о том, как страдают мирные люди, как убивают женщин, детей, стариков.

У русского художника В. В. Верещагина эта великая несправедливость, именуемая войной, весь её ужас нашли отражение в живописной работе «Апофеоз войны» (1871), хранящейся в собрании Государственной Третьяковской галереи. Известнейшее полотно с изображением груды черепов на фоне пустынных, безжизненных горизонтов, снабжено красноречивой надписью на раме: «Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим». Бедствия войны, все эти адовы муки - тоже экстраполяция реальных собы-

тий, потому что Василий Верещагин сам был участником военных походов и свидетелем войны в Туркестане. Впервые в истории русского батального искусства война была показана как грязное, отвратительное, мрачное и колоссальное злодейство. Благодаря Верещагину с этого времени в российском искусстве война - это всегда чудовищная жестокость, которая выходит за пределы представлений о человеческой природе. И главная задача изобразительного искусства в связи с темой войны - это защита человека, поддержка гуманизма, охрана мира, светлого и солнечного, с безмятежным детством и спокойной старостью. Это воспетые кистью современного живописца белизна зимних снежных покровов, нежность весны, цветение лета, плодородие осени. В этом и заключается честность и ответственность профессии художника, его благодарность Миру.

Литература

1. Художники Хабаровского края : альбом /

авт.-сост.: Т. А. Давыдова, Т. А. Давидова, В. А.

Шишкина, Е. В. Быкова, Т. В. Лементович. - Хабаровск, 2011. - 400 с., ил.

Об авторе

Козлова Людмила Григорьевна - искусствовед, заместитель директора по научной работе Дальневосточного художественного музея

E-mail: [email protected]

THE THEME OF WAR AND PEACE IN THE WORKS OF XX CENTURY ARTISTS FROM THE COLLECTION OF THE FAR EASTERN ART MUSEUM

Kozlova Lyudmila Grigorievna

Art critic, Deputy Director for research at the Far Eastern Art Museum

Abstract: The paper is devoted to the project of the Far Eastern Art Museum dedicated to the 75th anniversary of Victory in the Great Patriotic war. The works of Far Eastern artists have been considered in the general context of the development of Soviet art. The categories «war» and «peace» have been compared. The works of artists who participated in the Great Patriotic war have also been considered.

Keywords: Far Eastern Art Museum; the veteran artists; the concept of the exhibition.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.