Научная статья на тему 'Николай Волков: художник-ветеран Великой Отечественной войны в собрании Приморской государственной картинной галереи'

Николай Волков: художник-ветеран Великой Отечественной войны в собрании Приморской государственной картинной галереи Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
384
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УССУРИЙСК / ВОЛКОВ НИКОЛАЙ ДАНИЛОВИЧ / ЖИВОПИСЕЦ / ХУДОЖНИК-ВЕТЕРАН ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ / ПРИМОРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ / USSURIISK / NIKOLAY DANILOVICH VOLKOV / PAINTER / THE GREAT PATRIOTIC WAR VETERAN ARTIST

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Варламова Л. И.

Статья посвящена творчеству Николая Даниловича Волкова (1924-2007), заслуженного художника Российской Федерации, члена Союза художников СССР и Уссурийского городского отделения ВТОО «Союз художников России», живописца, автора тематических картин, портретов, пейзажей, натюрмортов. Н. Д. Волков принадлежит к числу художников-ветеранов Великой Отечественной войны, внесших вклад в развитие изобразительного искусства Дальнего Востока. Помимо этого, Н. Д. Волков занимался педагогической деятельностью. Его произведения вошли в коллекцию Приморской государственной картинной галереи. В канун 75-летия Великой Победы по первоисточникам исследуется биография Н. Д. Волкова, его творчество рассматривается в контексте художественной жизни Приморского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NIKOLAI VOLKOV: THE GREAT PATRIOTIC WAR VETERAN ARTIST IN THE COLLECTION OF THE PRIMORYE STATE ART GALLERY

The paper is devoted to the work of Nikolai Danilovich Volkov (1924-2007), honored artist of the Russian Federation, a member of the Union of artists of the USSR and the Ussuriisk city branch of the Union of artists of Russia, a painter, author of thematic paintings, portraits, landscapes, still lifes. N. D. Volkov is one of the Great Patriotic War veteran artists, who made a contribution to the development of fine art in the Far East. Moreover, N. D. Volkov was engaged in pedagogical activities. His artworks were included into the collection of the Primorye State Art Gallery. On the eve of the 75th anniversary of the Great Victory N. D. Volkov’s biography has been researched and his work has been considered in the context of artistic life in Primorsky region.

Текст научной работы на тему «Николай Волков: художник-ветеран Великой Отечественной войны в собрании Приморской государственной картинной галереи»

УДК 7.071.1 Л. И. Варламова

Приморская государственная картинная галерея Владивосток, Россия

НИКОЛАЙ ВОЛКОВ:

художник-ветеран Великой Отечественной войны в собрании Приморской государственной картинной галереи

Статья посвящена творчеству Николая Даниловича Волкова (1924-2007), заслуженного художника Российской Федерации, члена Союза художников СССР и Уссурийского городского отделения ВТОО «Союз художников России», живописца, автора тематических картин, портретов, пейзажей, натюрмортов. Н. Д. Волков принадлежит к числу художников-ветеранов Великой Отечественной войны, внесших вклад в развитие изобразительного искусства Дальнего Востока. Помимо этого, Н. Д. Волков занимался педагогической деятельностью. Его произведения вошли в коллекцию Приморской государственной картинной галереи. В канун 75-летия Великой Победы по первоисточникам исследуется биография Н. Д. Волкова, его творчество рассматривается в контексте художественной жизни Приморского края.

Ключевые слова: Уссурийск; Волков Николай Данилович; живописец; художник-ветеран Великой Отечественной войны; Приморская государственная картинная галерея

Н. Д. Волков. Северная идиллия. Фрагмент. 1968. Холст, масло. 100x117

Собственность Приморской государственной картинной галереи (далее - ПГКГ) Приобретено у автора в 1991 г.

Город Уссурийск - второй по значению художественный центр Приморского края. Уссурийская организация Союза художников России была образована в 1943 году как отделение Союза художников Приморья. С 1990 года по инициативе заслуженного художника РСФСР Кима Петровича Коваля (19301999) отделение получило статус юридически самостоятельной организации и стало Уссурийским городским отделением ВТОО «Союз художников России». Это преимущественно живописцы, ведущую роль в творчестве которых занимает пейзаж [4].

К поколению старейших членов организации относится Николай Данилович Волков: 30 декабря 2019 года, в канун года

75-летия Великой Победы, ему исполнилось бы 95 лет.

Н. Д. Волков (1924-2007) - заслуженный художник РФ (с 2001 г.), член Союза художников СССР (с 1970 г.) и Уссурийского городского отделения ВТОО «Союз художников России», живописец, автор жанровых картин, портретов, пейзажей, натюрмортов, художник-ветеран Великой Отечественной войны [1]. Он был талантливым, добрым, жизнелюбивым человеком, чья жизнь была связана с войной. Среди наград художника - Орден Отечественной войны 1 степени, медали «За отвагу», «За боевые заслуги», «За взятие Берлина», «За победу над Германией», юбилейные медали 10, 20, 30, 40, 50 лет Победы в Великой Отече-

ственной войне, 50, 60, 70 лет Вооружённых Сил СССР, медаль Жукова, «Художник-ветеран Великой Отечественной войны», «Ветеран труда».

Николай Данилович родился в селе Ка-дышево Мокшанского района Пензенской области в многодетной крестьянской семье, которая в 1936 году в связи с голодом, начавшимся на западе страны, переехала в Приморье в посёлок Тавричанку [1]. Отец художника, Даниил Сергеевич, стал работать шахтером, а мать, Ненила Егоровна, - разнорабочей. Через два года Волковы переселилась в Уссурийск, где сначала жили в бараке, а потом построили собственный дом. Отец и здесь работал на шахте крепильщиком. Теме счастливого довоенного детства Николай

Данилович посвятил картину «Воспоминание о детстве», которая впервые экспонировалась на VII зональной выставке «Советский Дальний Восток» в Якутске [10].

В 1940 году он окончил семь классов средней школы. В школе проявил одаренность в рисунке и по совету учительницы Александры Тимофеевны Сафроновой решил поступить в художественное училище. Но началась Великая Отечественная война, и, чтобы лучше подготовиться к службе в армии и защите Отечества, Волков предпочёл окончить курсы водителей в автошколе Уссурийска. В 1942 году в качестве рядового 172 стрелкового полка служил в приморском посёлке Смоляни-ново и во Владивостоке. В 1943 г. по личному заявлению добровольцем ушёл на фронт.

Под Ленинградом состав с новобранцами-дальневосточниками попал под бомбежку, однако Волков не погиб. Ему предстоял долгий путь по дорогам войны. Служил он в пехоте, был автоматчиком и водителем. В 1943 году участвовал в освобождении Пскова, Острова, Новгорода. В 1944 в Латвии, в бою под Ригой, получил осколочные ранения в левую руку и ногу, месяц лечился в госпитале, а после выписки вернулся в свою часть и стал водителем автомашины начальника полковой разведки. Принимал участие в боях на территории Эстонии, Латвии, Пруссии, Польши (Варшава) и дошёл до Берлина, где в 1945 году встретил первый победный май.

В Уссурийске Волков призывался в армию вместе со своим другом Павлом Беляевым, который погиб под Берлином от пули в весенние предпобедные дни. Умирал он на руках у Николая Даниловича. Это была самая

Н. Д. Волков.

Автопортрет.

(Сувенир «русские

кроссовки»). 1992.

Холст, масло.

52x62

ПГКГ

Дар автора, 1995 г.

сильная душевная рана, которую нанесла ему война [8].

В 1947 году в Берлине Н. Д. Волков демобилизовался. Он всегда с большим теплом вспоминал однополчан, с которыми свела его военная судьба, но у него (как и у других приморских художников, прошедших войну) мало полотен о войне: только «Добровольцы» и «Последняя исповедь».

Жанровая картина «Добровольцы» - самая ранняя по времени создания работа мастера в собрании Приморской государственной картинной галереи. Здесь он изобразил себя 16-летним мальчишкой в шапке, пальто, сапогах, с рюкзачком за спиной, сидящим холодным осенним днём на деревянных ступеньках лестницы военкомата возле плаката, призывающего вступать в ряды Красной армии. Рядом стоят ещё два таких «добровольца», которым, как и ему, в 1941 было ещё рано служить в армии.

Н. Д. Волков. Воспоминания о детстве. 1990. Холст, масло. 125x120 ПГКГ

Дар автора, 1995 г.

«Повезло мне, жив остался. А ведь сколько раз на волосок от смерти был, видно оберегала меня судьба... Тяжело мне вспоминать войну. Не хочу её писать», - так ответил художник журналисту Светлане Полещук на вопрос, почему тема войны не нашла широкого отражения в его творчестве [9].

В 1948 году по настоянию А.Т. Сафроно-вой и уссурийского художника Ю. Л. Арса Николай Волков около полугода учился в Биробиджанском педагогическом училище на графическом отделении у педагогов Г. С. Ли Гирсу и А. Севера. С 1948 года по 1953 - в Пензенском художественно-педагогическом училище имени К.А. Савицкого на живописном отделении у В.М. Бунчина и А.С. Шурчилова, так как там «школа живописи была лучше» [8]. После окончания учёбы вернулся в Уссурийск.

С 1953 по 1994 год Николай Данилович работал художником в Уссурийской художественно-производственной мастерской Приморского отделения Художественного фонда РСФСР [1]. Тогда он писал заказные портреты передовиков производства, оформлял к праздникам улицы, площади и здания Уссурийска. Тема созидательного труда и человека труда была ведущей в советском изобразительном искусстве. В 1950-1960-е годы приморские живописцы, в том числе Волков, часто ездили в сельские районы края в творческие командировки, организованные комитетом по изобразительному искусству управления культуры Примкрайисполкома. По заказу писали портреты лучших тружеников края для галереи передовиков производства, которая создавалась в Приморском государственном краевом краеведческом музее им. В.К. Арсеньева.

В этой галерее «Портрет Алексея Хра-брова» не был государственным заказом. Это портрет лучшего друга Николая Даниловича послевоенных лет, тоже ветерана Великой Отечественной войны, водителя и пчеловода, весёлого, отзывчивого, душевного человека.

Полотна Волкова отличала особая живописность, которая проявлялась в том числе и в натюрмортах. Натюрморт «Завтрак» отличает будничная простота предметов сервировки стола, накрытого в саду, жизнерадостность и приподнятая декоративность цвета. «Страшно люблю писать цветы, людей и горы», - признавался художник, которому одинаково интересно было работать в портрете, пейзаже, натюрморте. «Чистых» пейзажей у него мало. Главными героями его картин всегда были люди [9].

Картины «Северная идиллия» и «Отдых в пути» экспонировались на III зональной выставке «Советский Дальний Восток» в Улан-Удэ и на республиканской выставке в Москве [10]. Юность Волкова была опалена войной, а в полотнах он утверждал мир радостный, поэтичный, светлый и спокойный. Они завораживают колоритной живописью и оптимизмом. Как и другие художники Приморского края (К. И. Шебеко, И. В. Рыбачук, И. Ионченков, В. Медведский, В. А. Снытко), Волков обращается к северной теме, получившей развитие в дальневосточной живописи во второй половине ХХ века. Именно в ней было возможно показать жизнеутверждающий пафос, который был свойственен художникам, прошедшим сражения Великой Отечественной войны.

В картине «Северная идиллия» художник создал убедительную лирическую сюжетную композицию на фоне северного пейзажа. «На дальнем плане изображены сопки, на среднем - весеннее море, в заливе ещё льдинки, а на переднем - покрытая стлаником скала. На ней лицом к лицу сидят юноша и девушка в национальной чукотской одежде. И столько нежности и преданности в их взглядах, такое стремление друг к другу в их позах, что пролетающие лебеди (птица семейная, живущая одной дружной парой) словно завидуют этой большой любви и благословляют её», -пишет С. Полещук [9].

1960-1970-е годы были, пожалуй, самыми значительными в творческой биографии Николая Даниловича. В это время он ста-

новится художником-путешественником, много ездит на этюды не только по Приморью (Дальнегорск), но и на Сахалин. Однако главными маршрутами его путешествий станут поездки на Камчатку и Чукотку.

«Работа всегда давала мне ощущения счастья. Если бы не живопись, я бы давно умер», - говорил художник [9]. Он был очень требователен к себе.

Из творческих командировок привозил огромное количество этюдов, которые потом перерастали в обобщённые образы природы Дальнего Востока, в портреты и тематические произведения, полные поэтичности, романтики и радости жизни.

Полотна из собрания Приморской государственной картинной галереи экспонировались на многих краевых, зональных и республиканских выставках: «Перед путиной», «Ханкайские рыбачки», «Липовецкие экскаваторщики», «Геологи», «Изыскатели на БАМе», «В засолочной», «Весна в горах

Н. Д. Волков. Добровольцы. 1968. Холст, масло. 100x100 ПГКГ

Дар автора, 2005 г.

Велингай», «Портрет токаря, кавалера ордена трудового Красного Знамени и ордена Славы Шестак М.И.», «Портрет капитана III ранга, почётного гражданина Уссурийска Кузмина В.И», «Каюр», «Оленевод Аймик», «Гора Шаман» [11].

В конце 1950-х годов, обладая не только художественным, но и педагогическим даром, Николай Данилович стал одним из первопроходцев в художественном образовании школьников Уссурийска. Когда в городе ещё не было современных детских художественных студий, он вёл художественный кружок

Н. Д. Волков. Портрет Алексея Храброва. 1980-е. Холст, масло. 125x120 ПГКГ

Дар автора, 1995 г.

в Доме пионеров, а потом работал в художественной студии Дома офицеров Советской Армии.

«В послевоенные годы, когда в городах Сибири и Дальнего Востока не хватало художественных училищ, студии имели большое значение, и многие художники старшего поколения выросли в них, ибо преподавание там велось квалифицированно и серьёзно, часто по программе художественного училища», - пишет М. Хабарова [10].

В Уссурийске такое образование давала Студия военных художников, основанная в 1940 году выпускниками Академии художеств Санкт-Петербурга братьями Овсеем Исаковичем и Рафаилом Исаковичем Фридманами. В военные годы Студией при Доме офицеров руководил А. Н. Ромашкин, в 1950-е там работали художники А. А. Пеек, С. Ф. Арефин, Н. Д. Волков.

Рисунок, композицию и живопись Николай Данилович преподавал так, что в 1957 году сразу трое его учеников из детской художественной студии поступили во Владивостокское художественное училище. Среди них был Владимир Артёмович Серов, сегодня один из известных живописцев Дальнего Востока, один из основателей знаменитой Шикотанской группы, заслуженный художник Российской Федерации, председатель Уссурийского городского отделения ВТОО «Союз художников России» [6].

В 1967 году в Москве на республиканской выставке «Советская Россия» с произведениями мастера встретилась его бывшая ученица Екатерина Головнева. Это были работы камчатского цикла, в том числе большое полотно «Отдых в пути», любимая картина художника. На ней изображён айн Андрей Аймик, бригадир оленеводов, сидящий на нартах с сыном в заснеженной тундре на фоне северных гор. Сюжет очень прост, взят из жизни: во время короткого отдыха в пути отец учит маленького мальчика правильно вязать узел в петле аркана, предназначенного для ловли оленей.

При личной встрече с Головневой Николай Данилович рассказал, что ездил на Камчатку дважды. «В первый раз перед республиканской выставкой - на 8 месяцев. Путь был не близким. Сначала плыл на пароходе из Владивостока до Петропавловска. Потом на катере добирался до рыбацкого посёлка Усть-Пахачи, на самолёте долетел до оленеводческого совхоза в Ачай-Вайям. Там познакомился с бригадиром оленеводов Андреем Аймиком, на оленях поехал с ним на летнее пастбище за шестьдесят километров от Ачай-Вайяма». Вот такой длинный путь пришлось проделать, зато камчатская природа вознаградила своей неповторимой величественной красотой, ранее не известной художнику. Николай Данилович наблюдал весну, лето и осень камчатской тундры, изобразил её и в снегу, и в цветении. Три месяца

жил в яранге вместе с семьёй Аймика. В этюдах и рисунках старался достоверно запечатлеть оленеводов, их непритязательный быт, ездовых собак, оленей. Работал неистово, с большой любовью.

Путешествия по новым местам всегда вдохновляли художника на работу с натуры. Не всегда дальневосточная природа была приветливой: назойливый гнус мешал работать, олени никак не хотели «позировать», пока Николай Данилович не отдал им припасённую соль, и тогда они уже подолгу стояли на присоленном месте. Сам питался пресной олениной и рыбой. Ночи были холодными, в яранге тлел костёр, дым выходил в отверстие вверх, тепла от этого было мало. Спать приходилось под оленьей шкурой, не снимая пальто, пока не выручили соседи-геологи: подари-

Н. Д. Волков. Завтрак. 1995. Холст, масло. 125x120 ПГКГ

Дар автора, 1995 г.

Н. Д. Волков. Отдых в пути. 1980.

Холст, масло.

103x127

ПГКГ

Приобретено у автора в 1995 г.

ли спальный мешок. Чтобы многие месяцы выдерживать суровый быт, надо было быть очень целеустремлённым и любить своё дело.

Из первой командировки Николай Данилович привёз около восьмидесяти этюдов и около ста рисунков. Потом уже в мастерской написал на их основе несколько сюжетных картин.

В завершении путешествия Николая Даниловича ждал сюрприз. В Ачай-Вайяме не оказалось денежного перевода на обратный билет от Союза художников, который посылал его в командировку. Давал телеграммы, сидел впроголодь. И судьба послала ему подарок - в аэропорте появился директор рыбозавода из Апуки. Ему понравились картины, и он предложил написать портреты передовиков производства рыбозавода. И как в волшебной сказке появились деньги, еда и возможность через две недели выле-

теть домой.», - пишет Е. Головнева [6].

Советское изобразительное искусство вызывает сегодня огромный интерес во многих странах мира. С середины 1990-х годов произведения приморских художников, созданные в 1940-1970-х годах, активно приобретают зарубежные коллекционеры. Из сегодняшнего дня смотрим мы на феномен советского реалистического искусства, не противопоставляя его идейно Западу. В этом искусстве раскрывается история нашей Родины, история освоения новых земель и беззаветного служения своему делу.

В своих «Записках о живописи» друг Николая Даниловича Волкова, заслуженный художник России Степан Фёдорович Арефин (1922-2006), известный приморский живописец и мастер театрально-декорационного искусства, в 1950-е годы внесший большой вклад в развитие Уссурийской организации Союза художников России, писал: «К сожа-

лению, часть художников в поисках нового пренебрежительно относится к преемственности в изобразительном искусстве, старается сдать в архив то, чего не сумели достичь сами. Наши великие реалисты Федотов, Суриков, Репин, Левитан знали и понимали одну из величайших истин художника - необходимость близости к народу, поэтому их произведения были близки и понятны народу. В какой из европейских школ всех времён мы сможем с такой силой увидеть это? И ещё. Мы знаем из истории, что каждое произведение художников-передвижников создавалось в величайшем творческом труде. Фотография сейчас такая, что может сделать картину не хуже художника. Но от фотографии идёт не жизнь, а подобие жизни, а живопись - это жизнь живая...» [3].

К 1970-м годам у Н. Д. Волкова сложился свой, вполне узнаваемый живописный почерк. Объем, форму, цвет - главные компоненты живописи - он создавал свободным пастозным мазком, точно взятыми цветовыми и тональными отношениями. Ему была важна не натуральность, а правда вещей. Передать чувство правды, не натуралистической, а живой, было главной творческой задачей мастера.

В Приморской государственной картинной галерее хранится 27 работ мастера, созданных с 1968 по 2005 годы. Из них четыре произведения («Каюр», «Северная идиллия», «Отдых в пути», «Весна в горах Велингай») были закуплены в 1975, 1991, 1995 и 2005 годах, остальные 23 (!) - подарены автором [2].

В 1995 году персональная выставка Н.Д. Волкова впервые прошла во Владивостоке в Приморской государственной картинной галерее [7]. После неё в фонды поступило восемь его произведений. Среди них - большие тематические полотна «Северная идиллия», «Отдых в пути», «Перед путиной», «Воспоминания о детстве», натюрморт «Завтрак», а также «Автопортрет. Сувенир «Русские кроссовки» и «Портрет Алексея Храброва». Последняя прижизненная выставка произведений мастера состоялась в его родном

городе Уссурийске, в Доме художника в 2005 году, после которой он передал в дар Приморской государственной картинной галерее 19 работ [2].

Кроме Приморской государственной картинной галереи, произведения Н.Д. Волкова находятся в Омском областном музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля, в Пензенской картинной галерее имени К.А.Савицкого, в частных художественных коллекциях России, США, Китая, Республики Корея, Японии. С 1955 года они экспонировались на краевых и персональных выставках в Приморье, с 1967 - на восьми зональных выставках «Советский Дальний Восток» и трёх республиканских. С 1990 года в составе передвижной выставки «Уссурийские художники» полотна мастера неоднократно побывали за рубежом - в Китае, Тайване, Сингапуре, в Японии, в Республике Корея, привлекая внимание любителей изобразительного искусства приверженностью к русской реалистической школе, живописным мастерством и одухотворённостью.

Литература

1. Архив Уссурийского городского отделения ВТОО «Союз художников России». Личное дело Н.Д. Волкова.

2. Архив ГАУК «Приморская государственная картинная галерея».

3. Арефин С.Ф. Записки о живописи. Авторская рукопись. - 1999. - С. 1-2. Архив семьи С.Ф. Аре-фина.

4. Выставка - 60 лет Уссурийской организации ВТОО «Союз художников России : буклет. - Уссурийск, 2005.

5. Уссурийская организация Союза художников России :буклет.

6. Головнева, Е. Переплетение судеб : [о творчестве примор. худож. Н. Волкова, г. Уссурийск] // Дальний Восток. - 2007. - № 5. - С. 197-204;

7. Лагерев, Г. Николай Данилович Волков : буклет к персональной выставке в ПГКГ, посвящённой 40-летию творческой деятельности. - 20. 01. 1995.

- Владивосток, 1995.

8. Николай Волков в собрании Приморской государственной картинной галереи: [буклет] / При-мор. гос. картинная галерея ; сост. Л.И. Варламова.

- Владивосток : [б.и.], 2004. - 1 л.

9. Полещук, С. Мир художника // Коммунар. - Уссурийск, 1995. - 11 февраля. - С. 5.

10. Хабарова, М. Ким Петрович Коваль. Живопись : каталог. - Москва : Советский художник, 1987.

11 . Каталоги выставок с участием Н.Д. Волкова: 1967 - II зональная выставка «Советский Даль-

ний Восток», Москва.

1969 - III зональная выставка «Советский Дальний Восток», Улан-Удэ.

1974 - IV зональная выставка «Советский Дальний Восток», Владивосток.

1980 - V зональная выставка «Советский Дальний Восток», Чита.

1985 - VI зональная выставка «Советский Дальний Восток», Владивосток.

1990 - VII зональная выставка «Советский Дальний Восток», Якутск.

1997 - VIII региональная выставка «Дальний Восток», Хабаровск.

1974 - республиканская выставка «Советская Россия», Москва.

1992 - республиканская выставка «Советская Россия», Москва.

1999 - IX Всероссийская художественная выставка «Россия», Москва.

1976, 1978 - Художники Приморья, Ленинград, Москва.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Об авторе

Варламова Людмила Ивановна - старший научный сотрудник Приморской государственной картинной галереи

E-mail: [email protected]

NIKOLAI VOLKOV: THE GREAT PATRIOTIC WAR VETERAN ARTIST IN THE COLLECTION OF THE PRIMORYE STATE ART GALLERY

Lyudmila Ivanovna Varlamova Senior researcher of the Primorye State Art Gallery

Abstract: The paper is devoted to the work of Nikolai Danilovich Volkov (1924-2007), honored artist of the Russian Federation, a member of the Union of artists of the USSR and the Ussuriisk city branch of the Union of artists of Russia, a painter, author of thematic paintings, portraits, landscapes, still lifes. N. D. Volkov is one of the Great Patriotic War veteran artists, who made a contribution to the development of fine art in the Far East. Moreover, N. D. Volkov was engaged in pedagogical activities. His artworks were included into the collection of the Primorye State Art Gallery. On the eve of the 75th anniversary of the Great Victory N. D. Volkov's biography has been researched and his work has been considered in the context of artistic life in Primorsky region.

Keywords: Ussuriisk; Nikolay Danilovich Volkov; painter; the Great Patriotic War veteran artist

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.