УДК 75. 047 Л. И. Варламова
КАРЛ НИКОЛАЕВИЧ КАЛЬ - ХУДОЖНИК ЦВЕТА И СВЕТА
На основе произведений, хранящихся в собраниях Приморской государственной картинной галереи и Дальневосточного художественного музея, рассматриваются некоторые вопросы, связанные с творчеством живописца Карла Николаевича Каля, художника-импрессиониста, который в 1910- 1930-е годы работал в Приморье, во Владивостоке, и был одним из родоначальников региональной школы пейзажной живописи Дальнего Востока.
Ключевые слова: Карл Николаевич Каль, приморский художник-живописец, импрессионист, пейзажист.
Karl Nikolaevich Kal’, the artist of colour and light. LUDMILA I. VARLAMOVA (Primorye State Art Gallery, Vladivostok).
The article deals with certain aspects of the works of the artist Karl Nikolaevich Kal’ kept in the collection of the Primorye State Picture Gallery and the Far East Art Museum. Karl Kal’ was an impressionist who worked in Vladivostok, Primorye, from 1910 tol1930, and was one of the founders of the regional school of landscape painting.
Key words: Karl Nikolaevich Kal’, primorsky artist, impressionist, landscape painter.
В 2008 г. исполнилось 135 лет со дня рождения и 70 лет со времени смерти Карла Николаевича Каля (1873-1938 гг.) - художника-импрессиониста, который в 1930-е годы вместе с Н.М. Штуккенбергом и И.Ф. Палшковым стал одним из родоначальников региональной школы пейзажной живописи Дальнего Востока. Немец по национальности, он родился и вырос в Риге, в 1898 г. окончил дюссельдорфскую Академию искусств, а в 1912-м обосновался на постоянное жительство во Владивостоке.
«Сегодня мы знаем о Кале меньше, чем он того заслуживает. Творчество Каля, художника весьма плодовитого, сейчас представляют считанные полотна. Все это пейзажи, наполненные солнечным вибрирующим светом. Импрессионистически разделенный, чистый цвет роением мелких мазков создает самое главное для Каля - световоздушную среду. Ландшафтный мотив сквозит через тонко нюансированный флер атмосферы. Природа для художника - сцена прихотливой игры световоздушных состояний. Уверенное владение точечной скорописью, работа только с натуры на пленэре выдают в Кале убежденного сторонника импрессионизма», - пишет о творчестве этого мастера В.И. Кандыба [1, с. 14, 15].
Пейзажи Карла Николаевича сохранились преимущественно в музеях и немногих частных коллекциях. По сведениям О. Долгановой, в Хабаровске в Дальневосточном художественном музее в 1980 г. находилось четыре его работы, созданных в Приморье. Это «Осень на реке Лян-чи-хэ» (Инв. № 183, холст, масло, 43 х 58. В правом нижнем углу подпись: Каль. Приобретена с 3-й краевой художественной выставки 25/Х1 1935 года); «Осень в Приморье» (Инв. № 191, холст, масло, 57,5 х 46, 5. Дар автора музею); «Осенний пейзаж» (Инв. № 194, холст, масло, 58 х 76,5. Дар автора музею) и «Март» (Инв. № 201, холст, масло, 65 х 87. Приобретен с 4-й краевой художественной выставки в 1936 году)1.
Во Владивостоке, в Приморской государственной картинной галерее (ПГКГ), до середины 80-х годов XX в. тоже находились только пейзажи мастера, созданные на холсте масляной краской в 1920(?)-30-е годы. Их было и пока остается семь.
Пейзаж-картина «Весна на Седанке» (70 х 103.
Ж-427; см. вкл.), самая большая и наиболее показательная работа, передана в 1966 г. из Приморского краевого краеведческого музея им. В.К. Арсеньева, получившего ее в дар от автора в 1935 г. (см. вкл.).
ВАРЛАМОВА Людмила Ивановна, старший научный сотрудник сектора научной работы ГУК «Приморская государственная картинная галерея», член Приморского отделения ВТОО «Союз художников России», Заслуженный работник культуры РФ .
E-mail: [email protected] © Варламова Л.И., 2009
1 Долганова О. Копия письма от 24.12. 1980 г. о произведениях К.Н. Каля (из собрания Дальневосточного художественного музея).
В 1969 г. художник М.И. Таболкин подарил ПГКГ пять небольших натурных этюдов Каля, запечатлевших окрестности Владивостока: «Пейзаж» (44,3 х 51,3. Ж-1473), «Осень» (42,4 х 53,6. Ж-1475), «Яблони в цвету» (41,9 х 53. Ж-1476; см. вкл.), «Этюд с кленом и хатой» (33 х 44,5. Ж-1477), «Этюд с белой хатой и речкой» (43,4 х 52. Ж-1474; см. вкл.). Это отмечено в буклете, сделанном М.Э. Куликовой [2, с. 1].
В 1985 г. у В. А. Гришина, жителя Владивостока, был приобретен этюд «Осенний пейзаж» (56 х 89,5. Ж-819). Все названные произведения отреставрированы С.А. Плешивцевой, художником-реставратором ПГКГ, Заслуженным работником культуры Российской Федерации.
В 1987 г. галерея приобрела еще одну работу кисти К.Н. Каля - «Женский портрет» (Портрет Лидии Хемниц; холст, масло, 65 х 76,5. Ж-1020). Найти это уникальное произведение автору статьи помог случай. Беседуя с известным приморским художником И.В. Рыбачуком, я узнала, что в начале 1950-х годов во Владивостоке в средней школе № 1 работала бухгалтером женщина, чей живописный портрет еще до революции написал Каль.
Представители администрации школы быстро нашли в книгах учета имя своей бывшей служащей: Лидия Николаевна Хемниц, год рождения 1888, а сотрудники Владивостокского адресного бюро оперативно дали адрес и справку - умерла в возрасте 96 лет.
Дочь Лидии Николаевны Хемниц, Татьяна Леонардовна Носенко, сохранила портрет матери. Она рассказала, что Лидия Николаевна была родом из Иркутска, во Владивостоке росла в доме отчима, училась в частной гимназии, в совершенстве владела немецким языком, много читала, была интересным собеседником. В 16 лет она вышла замуж за эстонца Карла Янеса. Каль часто бывал в доме своего земляка Янеса, служившего по коммерческой части, они дружили семьями.
Портрет Лидии Николаевны был написан в 1913 г., когда ей исполнилось 25 лет. В то время она работала кассиром в немецкой торговой фирме, в магазине «Кунст и Альберс». Статная молодая женщина с красивым задумчиво-грустным лицом, обращенным к зрителю, изображена сидящей в кресле. Ее темные волосы уложены волнами в высокую, аккуратную прическу, руки спокойно лежат на подлокотниках. Белоснежная кружевная блузка с длинными широкими рукавами и большим овальным отложным воротником на косо срезанной кокетке придает элегантность хозяйке. Картина изумительно живописна. Каль, художник цвета и света, виртуозно варьирует здесь бесчисленные оттенки желтого, розового и серебристо-серого цвета на белой блузке, голубого и зеленого - на втором плане при изображении фона, отчасти уже здесь используя столь характерные для его поздней многослойной пейзажной живописи пастозные раздельные импрессионистические мазки.
Найденный портрет оказался в ужасном состоянии: старый холст во многих местах истлел до дыр и мелких осыпей. Кроме этого, он оказался разрезанным на две части, с утратой небольшого фрагмента, где должно быть изображение кисти левой руки. На узком, чудом уцелевшем куске холста, спрятанном за картиной с ее оборота, сохранилась авторская подпись крупными печатными буквами: «К.Н. КАЛЬ».
Рама картины была ветхой и не подходящей по размеру. Выяснилось, что в 1941 г. Лидия Николаевна сдала первоначальную раму портрета в багетную мастерскую для ремонта, и рама там погибла. Новую в годы войны сделать не смогли. Поэтому поместили портрет в случайную раму от эстампа, разрезав холст на части и выбросив (!) то, что не вошло.
Последовательность реставрации портрета, произведенной С.А. Плешивцевой в 1993 г., была такой. Дублировка сохранившихся кусков холста на новую прочную основу с учетом размера утраченного фрагмента, где должно быть изображение кисти руки, натяжка дублированного холста на новый подрамник, укрепление красочного слоя, подведение реставрационного грунта, восполнение живописной части картины с изображением кисти левой руки, тонировка реставрационного грунта в местах мелких утрат красочного слоя.
В 1995 г. сотрудники ПГКГ впервые с гордостью экспонировали «Женский портрет» (Портрет Лидии Хемниц) на выставке «Советская живопись 1920-1940-х годов». Сегодня он, как и пейзажная живопись Каля, хорошо известен знатокам и любителям приморского изобразительного искусства.
В 1987 г., одновременно с портретом Лидии Хемниц, Приморская картинная галерея приняла в дар от жительниц Владивостока Надежды и Светланы Оранских еще два портрета, мужской и женский, на которых изображены первый настоятель Покровского храма Владивостока протоиерей Василий Попов и его жена Мария Попова, дедушка и бабушка дарительниц. Надежда Николаевна Оранская считала, что портрет матушки Марии написан Калем. Утверждения дарительницы вызвали сомнения. Была произведена атрибуция ее картин.
На картине погрудно изображена черноглазая женщина средних лет в закрытом черном платье с белым кружевным воротничком. У нее круглое лицо, пухлые щеки и подбородок, широко поставленные небольшие глаза, коротковатый, чуть вздернутый нос, полные губы и вьющиеся волосы, стянутые на макушке в тяжелый пучок. Легкая улыбка и мягкий взгляд создают впечатление умиротворенности, душевной гармонии, уравновешенного темперамента.
Созданный в традиционной реалистической манере, портрет матушки Марии не блещет яркими красками. Живопись почти монохромна, в ней преобладают темные коричневые тона. Портрет оставляет
впечатление незавершенности, так как фигура и украшения - сережка, цепочка, брошь - не полностью выписаны .
Даже визуальное сравнение портрета Марии Константиновны Поповой с эталонным портретом Лидии Николаевны Хемниц по стилю и живописной технике относит утверждение Надежды Оранской об авторстве Каля в отношении портрета матушки Марии к области семейных легенд.
В каталоге ПГКГ «Портрет М.К. Поповой» (холст, масло, 59 х 45,5. Ж-1009) числится как работа неизвестного художника. Ни подписи, ни даты создания на нем нет.
«Портрет В.В. Попова» (холст, масло, 77 х 59. Ж-2015) представляет зрителям мужчину в черной одежде священнослужителя с цепью и большим серебряным крестом на груди. Его лицо властно привлекает внимание напряженной внутренней жизнью, иконной строгостью и красотой. Благодаря светотеневой моделировке, оно обретает особую выразительность, как бы проявляется на темном фоне, излучая свет мудрости, добра, нравственной чистоты и духовной силы.
Мастерски написаны светлые спокойные глаза, высокий открытый лоб, русые, вьющиеся почти до плеч волосы, усы и короткая борода. Волевой характер подчеркнут строго вертикальной постановкой фигуры, широким разворотом плеч. Колорит работы сдержанный, монохромный. В нем, как и в портрете матушки Марии, преобладают темные коричневые тона.
В нижнем правом углу портрета Василия Попова под толстым слоем пыли была обнаружена подпись и дата: «Писаревъ 1909». Сведениями о художнике Писареве ПГКГ пока не располагает, но, судя по живописным, композиционным и стилистическим особенностям, портреты Василия и Марии Поповых парные и, конечно, не Каль, а скорее всего Писарев является автором и портрета матушки Марии.
Итак, хотя Карл Николаевич Каль известен как пейзажист, он был замечательным портретистом и работал в разных жанрах живописи. «Женский портрет», эталонную работу раннего периода творчества, можно использовать для атрибуции других портретов и для сравнительного анализа с пейзажами мастера по стилю и живописной технике. Пользуясь импрессионистической манерой письма, художник всегда шел от натуры, от реально существующего явления - красоты уникальной природы Уссурийского края.
СПИСОК ИТЕРАТУРЫ
1. Кандыба В.И. Художники Приморья. Л.: Художник РСФСР, 1990. 127 с.
2. Куликова М.Э. Искусство Приморья 1920-1930-х годов в собрании Приморской картинной галереи: буклет. Владивосток: Красное знамя. Б. г. 12 с.