ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
УДК 7.G36
М. Э. Куликова
ВЫСТАВКА ШЕСТИ ХУДОЖНИКОВ (ВЛАДИВОСТОК, 1988)
Работа является публикацией рукописи М.Э. Куликовой из личного архива автора, хранящегося в фондах Приморской государственной картинной галереи. Предмет исследования - первая выставка (23 сентября - 23 октября 1988 г.) шести художников-нонконформистов, вошедших позже в состав творческой группы «Владивосток». Приводится полный перечень произведений, экспонировавшихся на выставке.
Ключевые слова: Приморская картинная галерея, выставка, художники-нонконформисты, Ф. Морозов, А. Пырков, Ю. Собченко, Р. Тушкин, В. Шлихт, В. Ненаживин.
The exhibition of six painters (Vladovostok, 1988). MARINA E. KULIKOVA (Primorye State Art Gallery, Vladivostok).
This is a publication of M. E. Kulikova’s manuscript from her personal archive kept in the funds of the Primorye State Art Gallery. It deals with the first exhibition of six non-conformist artists held in Vladivostok in September 23 - October 23, 1988. Later, the artists joined the Art-group Vladivostok. The article contains the full list of the works exhibited there.
Key words: Primorye State Art Gallery, exhibition, nonconformist artists, F. Morozov, V. Nenazhivin, A. Pyrkov, Yu. Sobchenko, R. Tushkin, V. Shlikht.
Нельзя сказать, что идея выставки шести приморских художников возникла совершенно случайно. Она, что называется, носилась в воздухе. И когда управление культуры предложило картинной галерее сформировать выставку приморцев в связи с открывающимся во Владивостоке международным конгрессом стран Тихоокеанского бассейна, сразу же решено было сделать ее групповой.
Состав ее участников - это шесть разных художников. Пятеро из них: Ф.М. Морозов, А.А. Пырков, Ю.В. Собченко, Р.В. Тушкин, В.М. Шлихт - живописцы, шестой, В.Г. Ненаживин, - скульптор. Для галереи, да и для Союза художников, это первый опыт организации подобного рода групповой выставки.
Все ее участники - очень разные люди, но их объединяет то, что их искусство не является бесспорным и застывшим, оно трансформируется, развивается, приобретая новые качества и аспекты и потому вызывая всегда интерес и одновременно споры у зрителей. А зрителей у большинства из них, увы, было не очень много - их работы нечасто попадали на выставки (за исключением двух авторов).
Экспозиция, которая включает около шестидесяти произведений и занимает весь первый этаж галереи,
формировалась непросто. Этому есть несколько причин. Одна из них в том, что среди отобранных для выставки произведений нет картин в полном смысле сюжетных, как мы это привыкли понимать.
Из жанров, представленных в нынешней экспозиции, можно назвать портрет, пейзаж, натюрморт. Но есть и картины, которые нельзя отнести к какому-либо определенному жанру, - это композиции А. Пыркова с обнаженными натурщицами и картины Р. Тушкина, к которым ближе подошло бы определение фантастического реализма в живописи.
Уже то, что среди отобранных работ нет ни одной написанной на социальный заказ, то есть на потребу дня, говорит о главном свойстве участников выставки. Это честность каждого из них перед собой и перед зрителем. Поэтому эта выставка - выставка Живописи. Интересна она и тем, что на ней представлены работы, написанные в последнее время, то есть работы, отражающие нынешнее состояние их творчества.
Проходя по залам выставки и всматриваясь в полотна моих современников-художников, я вижу и ощущаю не только те или иные традиции мирового искусства, в которых работают представленные живописцы, но и остро воспринимаю самобытность их искусства, она
КУЛИКОВА Марина Эдуардовна (1959-2000), в 1977-2000 гг. старший научный сотрудник (Приморская государственная картинная галерея, Владивосток).
Публикация подготовлена зав. научным отделом ПГКГ Н.А. Левданской. E-mail: [email protected] © Куликова М.Э., 2011
© Подготовка к публикации. Левданская Н.А., 2011 2G11 • № 1 • ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ 5
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
заключается в том, что они - приморские художники, и географическое понятие здесь играет немаловажную роль.
Они сформировались и стали художниками именно здесь, на земле Приморья, что сказалось не только во многих пейзажных работах В. Шлихта, А. Пыркова, Ф. Морозова, но и в интерьерных и портретных работах Ю. Собченко и в проникнутых особым восприятием мира композициях Р. Тушкина. Это стало возможным потому, что все они ставят своей целью прежде всего решение живописных задач.
На выставке мир особой духовности, которой проникнуты полотна, независимо от их сюжета и жанровой принадлежности.
Не могу не отметить, в этой связи, пять скульптурных произведений В. Ненаживина. Сложная, одухотворенная пластика, накал чувств, которые передает автор в двух портретах О.Э. Мандельштама, соответствуют и самому характеру поэта, и нашему представлению о его поэзии. В некоторых своих произведениях автор нетрадиционно работает с самим материалом, используя подцветку и сквозные отверстия, что рождает необычнее чувство при их восприятии - трагическую экспрессивность образа.
Список произведений, экспонировавшихся на выставке
Ненаживин Валерий Геннадьевич, р. 1940
1. Этюд-песня. 1988, гипс тониров., 103х65х40
2. Гойя. 1988, бетон тониров., 200х75х40
3. О.Э. Мандельштам. 1988, бетон тониров., 240х80х50
4. О.Э. Мандельштам. 1988, бетон тониров., 50х73х35
Собченко Юрий Валентинович (1937-1994 *)
1. Натюрморт с яблоками. 1972, х., м., 78х132
2. Лида. 1981, х., м., 79х100
3. Портрет художника В.А. Снытко. 1982, х., м., 136х95
4. Оранжевый холст. Мастерская. 1986, х., м., 165х130
5. Чайки на воде. 1988, х., м., 165х130
Морозов Федор Михайлович, р. 1946
1. Зеркало. 1976, х., м., 70х90
2. Город у моря. 1985, х., м., 70х140
3. Дно. 1986, х., м., 119х109
4. Изостудия. 1980-1986, х., м., 120,5х151 (Собственность ПГКГ)
5. Утро. 1988, х., м., 102х131
6. Интерьер. 1988, х., м., 55х65
7. Встреча рыбаков. 1988, х., м., 85х110
* Здесь и далее курсивом дана информация, внесенная Н.А. Левданской.
8. Штофы. 1988. х., м., 85х110
9. После грозы. 1988, х., м., 76х90
10. Посвящение мастеру. 1988, х., м., 85х110
Тушкин Рюрик Васильевич (1924-2006)
1. Ню (Обнаженная). 1979, орг., м., 90х60,5
2. Двойной портрет (на красном диване). 1982, орг., м., 85х70 (Собственность ПКГ, Ж-1535)
2. Начало. 1985, орг., м., 93,5х70,5
3. Прогулка. 1985, орг., м., 100,5х90,5
4. На выставке Пикассо. 1986, орг., м., 91х80,5
5. Девушка с курицей. 1986, орг., м., 90х59 (Собственность ПКГ)
6. Улов. 1987, орг., м., 91х80,5
7. Старый двор. 1987, орг., м., 100х85
8. Сон. 1987, орг., м., 101х90 (Собственность ПКГ)
9. Зимний вечер. 1988, орг., м., 100х80
10. Вальс-фантазия. 1988, орг., м., 100,5х90,5
11. Портрет скульптора Ненаживина. 1988, орг., м., 100,5х90,5
12. Трио. 1988, орг., м., 100,5х90,5
Пырков Александр Александрович, р. 1940
1. Парк. 1974, х., м., 102х72
2. Дом у моря. 1987, х., м., 100х120
3. Бухта Троица. 1987, х., м. (?)
4. Под синим небом. 1987, х., м., 130х105
5. Летний день. 1987, х., м., 130х105
6. Розовая обнаженная. 1988, х., м., 105,5х102
7. Красная обнаженная. 1988, х., м., 130,5х105
8. Сон. 1988, х., м., 131х105
9. Идущие. 1988, х., м., (?)
10. Недалеко от моря. 1988, х., м. (?)
11. Креветки. 1988, х., м. (?)
Шлихт Виктор Михайлович, р. 1932 (1930-1994)
1. Вид из окна мастерской. 1979, к. (орг.), м., 58х61 (Собственность ПГКГ, Ж-1018)
2. Натюрморт с кофемолкой. 1979 (1978), к., м., 49x57,5 (Собственность ПКГ, Ж-1021)
3. Натюрморт с кофейником. 1978, к., м., 60х80
4. Увядшая сирень. 1980, х., м., 60х80
5. Старый парк. 1980, к., м., 60х80
6. Автопортрет, 1985. к. (орг.), м., 58x49 (Собственность ПКГ, Ж-1010)
7. Май. 1985, х., м., 95х100
8. Маяк. 1985, х., м., 115х130
9. Приморский натюрморт. 1986, х., м., 125х125
10. Когда цветет шиповник. 1986, х., м., 90х100
11. Весна. 1986, х., м., 90х110
6
ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ • № 1 • 2011