УДК 7.036
Н. А. Левданская
юрий собченко и владивостокский андеграунд
Представлена первая попытка исследования творчества Юрия Валентиновича Собченко (19372001), сыгравшего видную роль в истории приморского андеграунда. Это был талантливый художник-реалист, признанный коллегами еще во время обучения во Владивостокском художественном училище и Дальневосточном педагогическом институте искусств. Связав свое творчество с течением постимпрессионизма, Собченко подверг себя резкой критике и преследованиям со стороны официальных творческих институций, был обвинен в несамостоятельности, лишен права экспонировать свои произведения вплоть до 1988 г. В статье анализируются его произведения, которые были показаны на прижизненных и посмертных выставках. Делается вывод об оригинальности творчества Собченко и необходимости дальнейшего изучения огромного творческого наследия автора, объективной оценки его места и значения для приморского изобразительного искусства конца ХХ в.
Ключевые слова: Собченко Юрий, приморское искусство, владивостокский андеграунд, постимпрессионизм.
Yuriy Sobchenko and Vladivostok underground. NATALYA A. LEVDANSKAYA (Primorsky State Art Gallery, Vladivostok).
The article is the first attempt to research the creative work of Yuriy V. Sobchenko (1937-2001) who played the leading part in the history of Primorye art underground. As a realist painter he had an outstanding talent that was appreciated by his colleagues while his studying at the Vladivostok Art School and the Far Eastern Institute of Arts. Because of the aesthetics of post-impressionism in his works Sobchenko was subjected to sharp criticism and persecution from the official art institutions. He was also charged with lack of originality and was not allowed to exhibit his art until 1988. This article studies his works that were shown on lifetime and postmortem exhibitions. The author draws a conclusion of their originality and the necessity of further investigation of the artist's art heritage as an important part of the development of Prymorye visual arts at the end of the XX century.
Key words: Sobchenko Yuriy, art of Primorye, Vladivostok Underground, post-impressionism.
Масштаб личности приморского художника Юрия Валентиновича Собченко (1937-2001), место его наследия в истории приморского изобразительного искусства, на наш взгляд, еще предстоит оценить по достоинству.
До настоящего времени отношение к его творчеству в художественной среде неоднозначно. Одни считают Собченко обладателем незаурядного таланта, Учителем, открывателем новых путей в искусстве, а его авторитет в данной области, несмотря на отсутствие почетных званий и регалий, незыблемым. Другие находят его творчество не совсем самостоятельным, чересчур послушно следующим образцам французского постимпрессионизма.
Юрий Собченко наряду с Виктором Шлихтом, Рюриком Тушкиным, Федором Морозовым, Александром Пырковым, Валерием Ненаживиным яв-
лялся экспонентом знаменательной выставки группы «Владивосток» (1988, Приморская картинная галерея) [6], которая положила начало изучению истории Владивостокского андеграунда. На самом деле эта выставка ознаменовала конец приморского андеграунда - ведь художники-нонконформисты впервые открыто показали на ней свои работы, с разрешения политических и профессиональных институций, в государственном музее, т.е. вышли из «подземелья».
Обращение к биографиям приморских нонконформистов дает возможность утверждать, что явление нонконформизма (андеграунда) существовало в крае в то же время, что и в Центральной России, -в 1960-1980-е годы.
Виктор Шлихт через десять лет после окончания Владивостокского художественного училища учится в Москве на Высших курсах дизайнеров
ЛЕВДАНСКАЯ Наталья Андреевна, заведующая научным отделом (Приморская государственная картинная галерея, Владивосток). E-mail: [email protected] © Левданская Н.А., 2013
Работа выполнена в рамках Государственного задания Минобразования и науки РФ по теме «Междисциплинарные исследования механизмов межкультурной коммуникации в Азиатско-Тихоокеанском регионе», 2013 г.
искусствоведение
(1970-1975), обретая таким образом «освобождение» от обязательного следования соцреализму. Рюрик Тушкин в середине 1970-х знакомится в Москве с художниками Малой Грузинской, под их влиянием решительно порывает с соцреализмом и последовательно, с присущим ему прилежанием погружается в освоение модернистских течений. Валерий Ненаживин приезжает во Владивосток после окончания Саратовского художественного училища (1966) уже «зараженным формализмом». Работы Виктора А. Федорова 1960-х годов (впервые показанные в 2012 г., уже после его ухода из жизни, на выставке в галерее «Портмэй») свидетельствуют о том, как далек от соцреализма он был уже тогда. Произведения Владимира Самойлова, к сожалению, трудно датировать, тем не менее, судя по статье В.И. Кандыбы [4], посвященной персональной выставке В. Самойлова 1979 г., семидесятые и для этого автора были временем поиска новых путей в искусстве на основе постижения традиционного искусства народов Севера.
Юрий Собченко, будучи, пожалуй, самым талантливым и подающим надежды выпускником сначала Владивостокского художественного училища, затем Дальневосточного педагогического института искусств, не только сам изменяет ведущему направлению советского искусства, но и увлекает за собой Александра Пыркова и Федора Морозова.
Всем им пришлось многое претерпеть, у каждого своя судьба и свои тернии. У приморских нонконформистов не оказалось ни лидера, ни историка, не сложилось коллектива единомышленников, как у москвичей или ленинградцев, но все же определенную объединяющую роль сыграл именно Ю.В. Собченко.
Трудно сказать, что явилось отправным моментом увлечения западными течениями для самого Собченко, зато доподлинно известно (из устных источников), что именно он прививал нонконформизм на приморской почве в те годы, когда увидеть модернистские произведения, найти материалы о них и их авторах в открытом доступе было почти невозможно.
Бывая в столичных городах, художник выискивал и покупал редкие издания, альбомы репродукций европейских и русских мастеров конца XIX - начала XX в., проникался философией их искусства. Свои открытия он делал достоянием друзей и учеников. А главное, применял принципы работы с натурой полюбившихся художников, в особенности Поля Сезанна, Анри Матисса, Амедео Модильяни, в собственных произведениях, зная при этом, что такие работы не попадут на офи-
циальные выставки, не станут предметом заказа, а значит, не смогут принести автору известность, успех и финансовую независимость.
Во многом благодаря накоплению и распространению Юрием Валентиновичем альбомов, репродукций, информации о «передовом» западноевропейском искусстве, во Владивостоке, далеком от центра, закрытом пограничном городе, формировался круг художников, порвавших с соцреализмом, тех, кто стоял у истоков второй волны дальневосточного неомодернизма.
С первых шагов в профессии, еще во Владивостокском художественном училище, Юрий Соб-ченко был отмечен как удивительно одаренный юноша: во время занятий в аудиторию, где он работал, заходили студенты с других курсов, чтобы увидеть, как он пишет. В 1962 г. Собченко поступил на художественный факультет только что созданного Дальневосточного педагогического института искусств, учился у Вениамина Алексеевича Гончаренко (1929-2013). По признанию последнего, был любимым его учеником.
По окончании вуза некоторое время Собченко работал в Художественном фонде при Приморском отделении СХ РФ, писал афиши к кинофильмам в кинотеатрах Владивостока, а позже, по приглашению В.А. Гончаренко, занял должность преподавателя художественного факультета ДВПИИ и работал там практически всю жизнь. Несмотря на то что Юрий Валентинович не являлся образцом дисциплинированности (у него появились серьезные проблемы с алкоголем), он пользовался огромным уважением студентов. Его ученики: Александр Пырков, Сергей Черкасов, Владимир Погребняк, Ольга и Иван Никитчики - стали признанными мастерами.
A. Пырков, не только ученик, но и друг Юрия Валентиновича, часто работавший с ним на пленэре, вспоминает, как удивительно точно тот «брал мотив»: не путаясь в подробностях и деталях, мастерски компонуя, находя правдивое и выразительное цветовое решение, так что у него выходило «точнее, чем в природе».
B.А. Гончаренко, будучи убежден, что Собченко наделен недюжинными способностями художника-реалиста, а сверх того умением глубоко погружаться в изучение предмета деятельности, огромным трудолюбием, весьма осторожно высказывался об увлечении Юрия Валентиновича постимпрессионизмом. Его сомнения вполне обоснованны: перед Юрием Собченко открывалась блестящая карьера, предопределенная его талантом и высоким профессионализмом, который он, при его характере, совершенствовал бы в течение всей жизни. Вместо
этого любимый ученик ступил на тропу нонконформизма, следования западным течениям, в которых, по мнению Гончаренко, часто ищут свое место те, кому не дано осилить направление реализма.
В судьбе Собченко его увлечение модернизмом сыграло трагическую роль. Недоброжелатели не хотели видеть, что художник, опираясь на живописные принципы своих кумиров, преобразовал их в своем сознании, взял только то, что помогало воплотить в живописи красоту и необычность природы, солнца, ветра, океанского простора - всего того, что отличает Приморье от других территорий.
Выставочная деятельность Собченко, по причине невостребованности его искусства, не была активной. После первой выставки творческой группы «Владивосток», о которой говорилось выше, работы художника принимали участие лишь в нескольких групповых показах [6].
Счет персональным выставкам был открыт в
1999 г.: галерея современного искусства «Арка» показала живопись Собченко разных лет. В 2000 г. там же был осуществлен художественный проект, посвященный 55-летию Победы: «Великая Отечественная война 1941-1945. Победа!!! Память». Над центральным панно Собченко работал более десяти лет, оставляя и возвращаясь к нему вновь и вновь. На выставке экспонировались также работы учеников Собченко, студентов Дальневосточного института искусств.
В художественных кругах Владивостока картину Собченко, задолго до завершения работы над ней, нарекли «приморской “Герникой”». Следует признать, что сравнение этого произведения с известным во всем мире шедевром Пабло Пикассо
1937 г. не лишено основания - обе картины посвящены войне. Однако их авторы - люди разных поколений, разных культур. Их знания о войне принципиально различаются. Пикассо гениально предвидит ее ужасы, Собченко изобличает войну, реально пережив и ее невзгоды, и победу в Великой Отечественной своего народа.
Колористический строй картины Собченко держится в основном на трех цветах: черном, белом и сером, с выразительными отдельными пятнами красного. Неторопливая, длящаяся годами проработка холста позволяла накладывать один красочный слой на другой постепенно, с выполнением требований технологии, что привело к замечательному результату: чернота фона не производит впечатления глухого плоского задника - она живая, пульсирующая. Это - вывернутая наизнанку «черная дыра» спрессованного времени и пространства, из которой выплескиваются полные экспрессии образы, полные значения символы, составляющие коллизию произведения. Слева - изображение женщины, заломившей над головой руки (то ли от горя, то ли защищаясь от удара), - символ мирного, невинно страдающего населения. В центре - солдат с красным знаменем, склоненный, повергнутый, удерживающий древко из последних сил и удерживаемый им же от последнего падения - символ подвига солдат, «ломавших» ту войну. Справа внизу - сальный светильник, горбушка хлеба, ополовиненная бутылка, стопка, жестяная кружка - приметы повседневного быта военного времени... Всюду - письма: конверты, наверняка несущие страшную весть, если они с фронта, и долгожданные, если - на фронт; треугольники - солдатские
Собченко Ю.В. Война. Победа. Память. 2000. Х., м., 220 х 550. ПГОМим. В.К. Арсеньева
весточки домой. Не скрывая глубинной связи своей картины с «Герникой», Собченко включает в ткань живописного повествования некоторые детали из нее: освещенные проемы окон, беззащитный цветок на тонком стебле.
На той, последней прижизненной, выставке художника зритель открывал для себя не только выдающееся произведение живописи, но и его автора. Существующее в течение многих лет представление о Юрии Собченко как апологете Владивостокского художественного андеграунда, знатоке и поклоннике французской живописи, тонком любителе и фанате классической музыки, как бы предполагало отсутствие у него интереса к социально значимым темам. Оказалось - его волнуют не только судьбы художественных течений, но и судьбы человечества. И все же «Война. Победа! Память» -картина, стоящая особняком в творчестве художника: проблемы художественной формы более близки ему, нежели социальные или политические.
Следует отметить, что интерес к творческому наследию мастера после его кончины в 2001 г. не угас.
Запланированную еще при жизни Собченко выставку рисунков в 2001 г. провела галерея современного искусства «Арка». В экспозиции были представлены все жанры; завершенные, выставочного уровня вещи соседствовали с набросками, против экспонирования которых, возможно, автор бы возражал, но которые теперь, после его ухода, приобретали новый смысл и значение.
Темы рисунков не поражали разнообразием. В качестве моделей для портретов чаще всего выступают дочь, жена, подруга, друзья. Интерьер в большинстве случаев - это часть мастерской с окном, за которым открывается тот или иной, в зависимости от погоды и времени года, вид. Много автопортретов, настолько многообразных, что они могли бы составить отдельную интересную экспозицию. Одна из задач, поставленных организаторами, была показать, как разносторонен и самобытен талант Юрия Собченко, насколько самостоятельным и последовательным был путь мастера от замысла до воплощения.
Живопись П. Сезанна и А. Матисса - то, перед чем преклонялся, чему служил, на чем учил своих студентов Юрий Валентинович. Что роднит Собченко с великими французами?
Так же как Анри Матисс, Собченко очень любил изображать виды из окна мастерской, интерьеры, композиции которых лаконичны и продуманны. В «Портрете Лиды», некоторых автопортретах отражено то же стремление к гибкости и выразительности линии, четкому силуэту. В пейзажных
зарисовках с помощью штриха, иногда почти чертежного, ритмизованного, художник справляется с задачей пластической лепки формы. По словам А. Пыркова, главной их с Собченко целью в натурных этюдах было «ухватить» и передать в рисунках органичное единство форм природы, что характерно для творчества французских постимпрессионистов.
Таким образом, речь идет не о копировании почерка, манеры французских художников, а о схожести отношения к натуре: вдумчивого, философского, требующего проникновения в суть изображаемого мотива.
Живопись Ю.В. Собченко экспонировалась в составе групповых выставок разных лет [1-3, 6-8].
В 2006 г. основная часть творческого наследия Ю.В. Собченко (более 1000 единиц) была передана наследниками (в лице Натальи Аркадьевны Шведовой) в коллекцию Приморской государственной картинной галереи, а в 2008 г. здесь состоялась выставка его живописи, на которой были представлены жанры портрета, пейзажа, натюрморта и интерьера [5]. Появилась возможность достаточно объективно оценить живописное творчество Юрия Валентиновича.
«Автопортрет», экспонировавшийся на выставке, выполнен в коричнево-охристой гамме, он от-
Собченко Ю.В. Портрет Людмилы Тимофеевой. 1980-е (?). Тонир. бумага, карандаш, 42 х 40. Собственность галереи «Арка»
Собченко Ю.В. Чайный натюрморт. 1980-е (?). Б., карандаш, 29 х 41. Собственность галереи «Арка»
личается строгостью, спокойствием, несомненным сходством с моделью. Форма лепится множеством разнонаправленных энергичных, порой контрастных по цвету мазков. Неглубокое пространство картины светлых тонов создает нейтральный фон, подчеркивающий выразительность портретного образа.
«Мужской портрет» более экспрессивен по цветовому решению: белая с голубизной рубашка, черный с зелеными рефлексами пиджак, красный галстук, смуглое спокойное лицо с темными глазами и ярким ртом, красный с черным фон - автор смело сталкивает контрастирующие цвета, не пытаясь, как в первом случае, привести их к общему колористическому знаменателю, выявляя таким образом острый характер портретируемого.
«Портрет девочки в красном свитере» (см. вклейку) лишь на первый взгляд вызывает ассоциации с манерой Анри Матисса. Собченко применяет в этом произведении свойственные Матиссу открытый рисунок и сплошную цветовую заливку, однако приемы, которыми он при этом пользуется, ни в коем случае не повторяют Матисса - они продиктованы свойствами модели, отношением к ней Собченко. В «Портрете в зеленом» (см. вклейку) больше живописности, хотя и здесь художник идет от линии. Сначала намечает контур головы, фигуры, затем жидкими мазками моделирует форму зеленого свитера. Мазки сливаются и производят впечатление мягкой красочной заливки. «Портрет в зеленом» производит впечатление вполне законченного произведения. В нем обозначено реальное пространство: угол комнаты, висящая на стене картина с двумя цветками, перекликающимися с румянцем на лице портретируемой. «Портрет девочки в красном свитере» выглядит нарочито недо-
писанным. Условность нейтрального белого фона, усложненного рефлексами голубого и серого цветов, усилена разбросанными тут и там изображениями цветков и игрушки, нарисованных будто детской рукой. Все это сделано с точно поставленной целью - достичь впечатления нежности, хрупкости образа. Портреты выполнены, на наш взгляд, с одной и той же модели - дочери художника, с небольшой разницей во времени, и служат великолепным примером разносторонности подходов к натуре и богатства художественных возможностей автора.
Столь же широкий диапазон творческих интересов раскрывают пейзажи Юрия Собченко. Это и вполне реалистический этюд «Зимний день», и величественная «Тишина», и полный живого впечатления игры солнца и ветра, истинно приморский «Пляж» (см. вклейку), и невольно отсылающий зрителя к творчеству Поля Сезанна «Темный лес».
«Композиция с домами» и «Пейзаж с красным домом» в особенности представляют интерес как вещи, занимающие переходное положение между фигуративными и абстрактными композициями художника.
В картине «Сидеми» колористической доминантой является нежный разбеленный зеленый цвет, он настолько же нереален, насколько и выразителен, красив. В композиции автор придерживается плоскостного решения, в рисунке - использует приемы примитивистского (или наивного) искусства, усиливая таким образом эффект декоративности изображения.
Изучение наследия Ю.В. Собченко находится на начальной стадии, но, безусловно, будет продолжено, поскольку не остается сомнений в том, что несправедливо и безосновательно подозревать столь богато одаренного от природы, философски
мыслящего, разносторонне образованного художника в отсутствии оригинального творческого мировоззрения. Проникаясь философией искусства Поля Сезанна, Анри Матисса, Собченко искал и нашел свой путь в искусстве. Знакомя с этой философией своих коллег и учеников, составляющих ныне славу приморского изобразительного искусства: Федора Морозова, Геннадия Омельченко, Александра Пыркова, Владимира Погребняка и др., - он в определенной степени способствовал объединению представителей приморского андеграунда, а следовательно, развитию неомодернизма на Дальнем Востоке. И эта роль определяет его особое место в истории приморского искусства конца ХХ в.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Выставка творческой группы «Владивосток», 24 дек. 2010 - 17 января 2011. Живопись, графика, скульптура. URL: http://www.artvladivostok.ru/2010/12/20/artetage-vladivostok/ (дата обращения: 12.02.2011).
2. Галерея Portmay: авангардное начало. URL: http://www. konkш'ent.m/starii_print.php?id=3512 (дата обращения: 02.04.2011).
3. Душа Приморья - это море, тайга и бесконечная романтика (о выставке «Художники в Сидеми, на островах и берегах Приморья»). URL: http://novostivl.ru/msg/2432.htm (дата обращения: 15.05.2010).
4. Кандыба В.И. Север в сердце // Красное знамя. 1979. № 209. С. 3.
5. Левданская Н.А. Вступительная статья // Юрий Собченко. Живопись.70-летию со дня рождения посвящается: каталог выставки. Владивосток: Примор. гос. картинная галерея, 2008.
6. Левданская Н.А. Творческая группа «Владивосток» и ее место в изобразительном искусстве Приморья конца ХХ века // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Владивосток, 2011. № 1(13). С. 7-11.
7. Художники в Сидеми, на островах и берегах Приморья: каталог выставки. Владивосток: Артэтаж-ДВГТУ, 2008. 80 с.
8. Шествие с Востока. Живопись. Скульптура. Владивосток: Галерейный комплекс «Портмэй», 2005. 42 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ЮРИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ СОБЧЕНКО (1937-2001)
Биографическая справка
Родился в г. Лесозаводск Приморского края. В 1957 -окончил Владивостокское художественное училище (К.И. Шебеко), в 1967 - Дальневосточный педагогический институт искусств, Владивосток (В.А. Гончаренко). С 1961 - участник художественных выставок. С 1967 -преподаватель живописи Дальневосточного педагогического института искусств (ныне Дальневосточная государственная академия искусств).
Коллективные выставки
1988 - группа «Владивосток». Владивосток, Приморская картинная галерея;
1989 - группа «Владивосток». Владивосток, Выставочный павильон ГПО «Дальрыба»;
1990 - выставка приморских художников «Владивосток». Москва, Дворец молодежи;
2005 - «Шествие с Востока». Владивосток, галерея «Портмэй»;
2008 - «Художники в Сидеми, на островах и берегах Приморья». Владивосток, Музей современного искусства «Артэтаж-ДВГТУ»;
2010 - группа «Владивосток». Владивосток, музей современного искусства «Артэтаж».
Персональные выставки
1999 - Владивосток, галерея «Арка»;
2000 - «Великая Отечественная война 1941-1945. Победа!!! Память». Владивосток, галерея «Арка»;
2001 - «Памяти Мастера. Графика. Рисунок». Владивосток, галерея «Арка»;
2003 - Владивосток, Дворец культуры железнодорожников;
2008 - «Юрий Собченко (1937-2001). Живопись». Владивосток, Приморская государственная картинная галерея.
14
ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ • № 2 • 2013