Научная статья на тему 'Условия формирования Приморской школы изобразительного искусства в конце ХХ века'

Условия формирования Приморской школы изобразительного искусства в конце ХХ века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY-NC-ND
258
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИМОРСКИЙ КРАЙ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ART EDUCATION / ТВОРЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / CREATIVE ASSOCIATIONS / ПРИМОРСКАЯ ШКОЛА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА / PRIMORYE ART SCHOOL / PRIMORYE REGION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Левданская Наталья Андреевна

Наряду с географическими и историческими особенностями Дальнего Востока, важным фактором становления Приморской школы изобразительного искусства является возможность для местных художников получать профессиональное образование во Владивостокском художественном училище и Дальневосточном педагогическом институте искусств. Эти условия позволили им осваивать основные направления мирового изобразительного искусства ХХ в., создавать новые творческие объединения и выходить на всероссийскую сцену.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The conditions of forming the Primorye art school in the end of XX century

Together with geographic and historic peculiarity of Far East the important factor of formation the Primorye art school is the possibility for the local artists to receive a professional education in Vladivostok Art College and Far Eastern Pedagogical Institute of Fine Arts. These conditions have allowed to master main trends of twentieth century world fine arts, to create the new art associations and to enter the All-Russian scene.

Текст научной работы на тему «Условия формирования Приморской школы изобразительного искусства в конце ХХ века»

Н.А. Левданская

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИМОРСКОЙ ШКОЛЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В КОНЦЕ ХХ века

Наряду с географическими и историческими особенностями Дальнего Востока, важным фактором становления Приморской школы изобразительного искусства является возможность для местных художников получать профессиональное образование во Владивостокском художественном училище и Дальневосточном педагогическом институте искусств. Эти условия позволили им осваивать основные направления мирового изобразительного искусства ХХ в., создавать новые творческие объединения и выходить на всероссийскую сцену.

Ключевые слова: Приморский край, художественное образование, творческие объединения, Приморская школа изобразительного искусства.

Творчество художников Приморского края не только отражает картину современной культурной ситуации в целом по России, но и привносит в нее свои особенности. Чрезвычайно важен в истории приморского изобразительного искусства период 1980-1990-х годов. Это было время перемен, появления новых имен, освоения и переработки стилей и направлений мирового искусства, - таких как постимпрессионизм, экспрессионизм, фовизм, абстракционизм, мизерабелизм и другие.

На сегодняшний день не существует исследований процессов, происходивших в искусстве Дальнего Востока в конце XX в. А без них картина отечественного изобразительного искусства этого периода не может быть полной.

Объективными факторами, изначально воздействующими на творчество художников, когда бы то ни было работавших в Примо-

© Левданская Н.А., 2012

рье, являются природные и социально-исторические условия этого края. Они значительно отличаются от средней полосы России.

С географической точки зрения Приморье - край самого большого евразийского континента и берег самого большого на планете Тихого океана. Огромные пространства, на которых нет следов деятельности человека, здесь вплотную соседствуют с крупными промышленными центрами, военными и торговыми портами. То, что для большинства европейского населения известно лишь понаслышке - открытый океан, ураганы, тайфуны, цунами, тайга, где северную сосну обвивает тропическая лиана, - для жителей края является привычной средой обитания. Не случайно основным жанром у дальневосточных художников с самого начала был пейзаж. По словам В.И. Кандыбы, «именно в нем впервые в российском искусстве получила отражение суровая и прекрасная природа, отличающаяся по своей образности от привычной для средней полосы России»1.

С исторической точки зрения необычность края заключается в том, что на протяжении столетий здесь проживали представители разных народностей (тунгусо-манчжуры, чжурчжэни, китайцы), а в иные эпохи люди вовсе покидали его. Во всяком случае, в XIX в. россиянам пришлось обживать Приморье заново. Опыт социального, экономического и эстетического освоения нашими соотечественниками этой земли требовал адекватного художественного воплощения.

Приморье (включая город Владивосток) всегда считалось пограничной территорией. В советский период (до 1991 г.) она оказалась закрытой для посещения иностранными гражданами и любыми «неблагонадежными» (с точки зрения властей) людьми. В изобразительном искусстве Приморья тогда безраздельно царил «социалистический реализм».

Казалось бы, никаких объективных условий для зарождения в Приморье неофициального, нонконформистского искусства не сложилось. Тем не менее, в конце 1980-х годов оно там существовало, что стало очевидным для всех, как только появилась возможность для его выхода из «подполья». Что же позволило новым веяниям проникнуть на приморскую землю, несмотря на ее изоляцию?

Первой и главной предпосылкой данного феномена было то, что к концу 1980-х годов наиболее активное ядро Приморской организации Союза художников РСФСР уже составляли педагоги и выпускники Владивостокского художественного училища (ВХУ) и Дальневосточного педагогического института ис-

кусств (ДВПИИ). Система обучения в этих учебных заведениях заложила основу профессиональной школы изобразительного искусства в Приморском крае (да и во всем Дальневосточном регионе России).

Начавшее работу в военный 1944 год художественное училище было в то время единственным подобным учебным заведением на всей территории Дальнего Востока. Первым его директором стал Тихон Григорьевич Алешунин, отличный организатор и хозяйственник. Оставил о себе добрую память и преподаватель Василий Васильевич Безродный, который окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры. Первые выпускники -Б.Ф. Лобас, В.С. Зданович, К.И. Шебеко, Ф.Н. Бабанин - пополнили ряды наставников Владивостокского училища. До настоящего времени эта традиция преемственности сохраняется.

Наряду со специальными предметами, в программу училища входили история мировой культуры, краеведение, русская и зарубежная литература и другие предметы2.

ДВПИИ, открывшийся в 1962 г. (с 2000 г. - Дальневосточная академия искусств, ДВГАИ), был первым в СССР подобным вузом. В советские годы его художественный факультет готовил преподавателей черчения и рисования с высшим образованием3.

Особенность приморской академической школы состояла в том, что в основу обучения художников здесь были положены принципы и программы, принятые в ленинградском Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (а ранее - в Императорской академии художеств). Основателями художественного факультета ДВПИИ стали выпускники именно этого ленинградского института (В.А. Гончаренко, Г.Ф. Голенький, О.Н. Иванов, позже - В.И. Кандыба, К.И. Шебеко, Н.П. Жоголев). Уже в 1963 г. в ДВПИИ начал работать В.Н. Доронин - выпускник Московского государственного художественного института им. В. Сурикова. В 1965 г. из того же московского вуза во Владивосток приехал В.И. Бочанцев. Таким образом, в ДВПИИ как ленинградская, так и московская школа живописи были представлены вчерашними выпускниками самых престижных вузов страны. Ни те, ни другие не имели преобладающего влияния, и это оказалось весьма полезным для педагогического процесса: у студентов изначально была свобода выбора.

Обучение в ДВПИИ было организовано так же, как в Репинском институте, весь методический материал (и лучшие картины его выпускников) поступал из Ленинграда. Следуя традициям,

заложенным Императорской академией художеств, студенты ДВПИИ проходили обязательную практику в медицинском институте (изучали анатомию человека, вскрывая трупы). На пленэре студенты Приморья работали рядом со своими преподавателями, сообща подвергаясь энергетическому воздействию «края земли». Студенты четвертого курса направлялись на практику в музеи Москвы и Ленинграда (по неделе в каждом городе), в качестве отчетов они писали рефераты о своих впечатлениях. Копировальная практика студентов в первые годы проводилась в краеведческом музее им. В.К. Арсеньева, а с 1966 г. - в Приморской картинной галерее. Председателями государственной комиссии на защите дипломов непременно были профессора из института им. И.Е. Репина. В личной беседе с В.А. Гончаренко один из них признал, что ДВПИИ лучше сохраняет традиции Императорской академии художеств, нежели ее ленинградский преемник.

Итак, до 1962 г. не только в крае, но и на всем Дальнем Востоке имелось незначительное число художников с высшим образованием. Регион являлся провинцией и географически, и из-за вторич-ности творчества его художников. Появление Института искусств вызвало приток талантливых и романтически настроенных преподавателей - выпускников художественных вузов Ленинграда и Москвы. «А они, в свою очередь, начали воспитывать здесь художников-живописцев высшей квалификации»4.

На всесоюзных выставках дипломных работ выпускники ДВПИИ нередко получали первые премии. Лучшие студенты после окончания обучения привлекались к преподавательской работе (С.А. Литвинов, Ю.В. Собченко и другие).

Такая система преемственности разрушала информационную блокаду закрытого приграничного края. Сюда стала проникать литература о мировых художественных направлениях, русском авангарде и других актуальных течениях.

Строго говоря, среди преподавателей ДВПИИ практически не было апологетов упрощенной модели социалистического реализма. Вениамин Алексеевич Гончаренко («сталинский стипендиат», ученик профессора Б.В. Иогансона) всегда тяготел к импрессионистической манере живописи. Николаю Павловичу Жоголеву, ученику Е.Е. Моисеенко, присуща экспрессия и острый рисунок, характерные для почерка его учителя. Василий Никанорович Доронин (тоже «сталинский стипендиат», его педагогами были П.Д. Покар-жевский и К.М. Максимов) еще в студенческие годы участвовал

в крупнейших столичных выставках. Он принес в ДВПИИ тягу к крупной форме, свободу владения богатым арсеналом профессиональных технических приемов.

Благодаря трудам преподавателей ДВПИИ-ДВГАИ состав отделений Союза художников России в краях и областях региона пополняется в основном за счет выпускников этого вуза. Художественная жизнь региона за последние десятилетия значительно изменилась, став равноправной, творчески самостоятельной частью общероссийского художественного процесса.

В 1990 г. первый приморский искусствовед Виталий Ильич Кандыба писал: «Думается, на подступах то время, когда в истории нашего искусства мало будет общего понятия "русское советское искусство". Мы будем говорить о его региональных разновидностях: уральском, сибирском, северном, дальневосточном»5.

Суждение Приморского искусствоведа не потеряло своей актуальности, получив подтверждение в масштабном труде В.С. Мани-на «Русская живопись ХХ века»6.

Рассуждая о «национальных мирах» искусства, Манин утверждает, что искусство второй половины столетия «отражало "русский мир" во всем его духовном, социальном и нравственном многообразии». С другой стороны, тот же автор говорит о появлении «малых национальных» и «региональных» миров, ранее неизвестных в искусстве. В частности, Манин пишет: «Дальний Восток неотделим в нашем восприятии от колорита и поэтичности картин О. Лошако-ва, В. Рачева, А. Усенко, Н. Большакова и др.»7.

Следует отметить, что все упомянутые Маниным авторы были участниками единственного творческого объединения, существовавшего в советский период на территории Дальнего Востока. Оно называлось «Художники на Курилах» или «Шикотанская группа» (с 1968 г.) и практиковало такое общероссийское направление как «суровый стиль».

Несмотря на то, что на Курилы в разные годы отправлялись художники из разных городов России, костяк объединения составляли жители Приморья. В качестве примера можно привести такую статистику. В юбилейной выставке «40 лет объединения "Художники на Курилах"» (Владивосток, 2008 г.) принимали участие 15 авторов: Н.Е. Большаков, Ю.И. Волков, И.А. Ион-ченков, А.В. Кацук, Е.Н. Корж, И.А. Кузнецов, Н.Н. Петров, А.И. Плешивцев, В.С. Рачёв, В.И. Сёмкин, В.А. Серов, В.А. Сныт-ко, А.В. Ткаченко, А.А. Усенко и В.В. Яхненко. Все они получили художественное образование во Владивостоке (среднее или вы-

сшее), и только А. Кацук закончил еще и Московское художественно-промышленное училище.

Творчество «Шикотанской группы» - наиболее яркая страница, вписанная приморскими художниками в историю советского изобразительного искусства конца ХХ в. Рожденное в рамках «сурового стиля», искусство этой группы обрело свои ярко выраженные особенности. Этому способствовала экзотичность природы островов, острота восприятия мира молодыми авторами; художественный стиль «шикотанцев» был обогащен романтикой открытий, особым лиризмом. Их живопись отличают звучные, сочные цвета, смелые светотеневые контрасты, навеянные древней, волшебной красотой Курил8. Это был прорыв не регионального, а всероссийского значения. Недаром в течение более 40 лет практически ежегодно проходили выставки объединения во Владивостоке, а в 1980 г. -в Москве9.

Таким образом, деятельность «Художников на Курилах» можно считать признаком зарождения приморского «регионального мира искусства» внутри общероссийского. Речь идет о формировании «Приморской школы живописи». Именно это понятие сформулировал участник объединения Игорь Кузнецов в фильме «Шикотан-цы» (1992) Приморского телевидения10 (который хранится в моем личном архиве).

Возникшие творческие группы «Владивосток» (1988)11, «Штиль» (1989)12 и другие, объединявшие художников-нонконформистов, были генетически связаны с «шикотанцами» и продолжили их дело. Самим своим появлением и яркой выставочной деятельностью они доказали, что успех приморского изобразительного искусства на общероссийском уровне вовсе не случаен.

Можно сделать следующие выводы. Появление полного цикла художественного образования в Приморском крае способствовало подъему профессионального уровня приморских художников. Ряды Приморского отдела Союза художников стали пополняться за счет выпускников местных учебных заведений. Их творчество способствовало тому, что на местной почве успешно «прививались» и развивались тенденции, характерные для изобразительного искусства России 1960-1980 гг. - сурового стиля, нонконформизма и андеграунда. В конце этого периода на Дальнем Востоке сложилась благоприятная обстановка для формирования региональной - Приморской - школы изобразительного искусства.

Примечания

1 Кандыба В.И. История становления и развития художественной жизни Дальнего Востока (1858-1938 гг.). Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1985. 54 с.

2 Владивостокскому художественному училищу 55 лет. Встреча первых выпускников / Вступит. ст. Л.И. Мартемьяновой. Владивосток: ВХУ, 1999. 21 с.

3 Дальневосточная государственная академия искусств. Воспоминания и материалы. Вып. 1 / Под ред. А.А. Смородиновой. Владивосток: ДВГАИ, 2002. 129 с.

4 Там же. С. 14.

5 Кандыба В.И. Художники Приморья. Л.: Художник РСФСР, 1990. С. 33.

6 Манин В.С. Русская живопись ХХ века. СПб.: Аврора, 2007. Т. 3. 551 с.

7 Там же. С. 305.

8 Левданская Н. А. «Шикотанская группа» как явление в художественной жизни Дальнего Востока России // II Потаповские чтения, науч. конф. X региональной выставки «Дальний Восток». Якутск: Апрель, 2009. С. 115.

9 Художники на Курилах: Каталог выставки / Вступ. ст. О.Н. Лошакова. М.: Сов. художник, 1980. 55 с.; Шикотанская группа. [Электронный ресурс]. URL: http://www. tvorchest.ru/list/zhivopis_cccr. (дата обращения: 10.08.2011).

0 Шикотанцы: телевизионный фильм [23 мин 05 сек.] / Автор Е.В. Медведская, режиссер Э. Уразбаева. ГТРК «Владивосток», 1992.

1 Группа «Владивосток» (1988), на счету которой пять выставок, не имела постоянного состава, но костяк ее составили восемь человек: Ф.М. Морозов (р. 1946), В.Г. Ненаживин (р. 1940), А.А. Пырков (р. 1946), В.Н. Самойлов (1924-1989), Ю.В. Собченко (1937-2001), Р.В. Тушкин (1924-2006), В.А. Фёдоров (р. 1937), В.М. Шлихт (1930-1994). Все они учились во Владивостоке. В.А. Федоров, помимо Владивостокского художественного училища, три года учился в Московском художественном институте им. Сурикова (но не окончил его).

2 Участники группы «Штиль» (1989): А.В. Камалов (1955-2002), С.В. Симаков (р. 1955), Е.Е. Макеев (р. 1956), А.В. Куценко (р. 1958), И.Ф. Зинатулин (р. 1964), А.И. Ионченков (р. 1960), В.И. Серов (р. 1959), В.Н. Погребняк (р. 1956). На счету «Штиля» пять выставок. Только двое из перечисленных художников получили образование за пределами Приморского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.